26
Введение
Проблема профессионального самоопределения долгое время и достаточно интенсивно исследуется в социологии, педагогике, в психологии труда и в возрастной психологии, а также в возникшей на их стыке самостоятельной науке акмеологии, изучающей закономерности психического развития личности в период ее расцвета (акме), зрелости, в том числе процесс профессионального роста и совершенствования, восхождения к профессионализму.
Наиболее существенным для проблемы самоопределения в профессии учителя является анализ того, как в рамках данных наук решается вопрос о сущности процесса профессионального самоопределения, его временных границах и соотношении с личностным самоопределением учителя.
Профессиональное самоопределение долгое время рассматривалось в контексте двух проблем: проблемы выбора молодым человеком своей профессии, а также проблемы профессионального становления личности В последние десятилетия ХХ века появился ряд работ, посвященных непосредственно проблеме профессионального самоопределения. Несмотря на достаточно детальную ее разработку в психолого-педагогической науке, существует большой разброс мнений о сущности и содержании процесса профессионального самоопределения. Большинство исследований направлено на изучение различных аспектов выбора старшеклассниками профессии и организации профориентационной работы с учащимися.
Анализ исследований показывает, что в них, как правило, дефиниции «профессиональное самоопределение» и «выбор профессии» отождествляются, а процесс профессионального самоопределения рассматривается как выбор профессии из нескольких возможных вариантов и как узко направленный процесс, ориентированный на соотнесение своих возможностей с требованиями профессии, а также на развитие профессионально необходимых качеств.
1. Составить аннотацию научной статьи по проблеме профессионального самоопределения
Алексеев Н.А., Гусельникова О.В., Молокова В.П. Методика изучения профессиональных ориентаций. — Тюмень: ТГКППТ, 2000. — 84 с.
Важную роль в жизни человека имеет выбор профессии. По подсчётам специалистов, правильный выбор специальности (профессии) в 2 — 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5 — 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Отрицательные последствия неадекватного выбора затрагивают как самого человека, так и общество в целом.
Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача
... требованиям профессии. Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного ...
Любой выбор специальности (профессии) можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями специальности (профессии).
Несмотря на имеющиеся в арсенале профконсультанта методики, не прекращается поиск валидных и наиболее надежных методов диагностики профессиональной направленности и ориентированности учащихся. Предлагаемая методика изучения профессиональных ориентаций (МИПО) дает возможность изучить склонности человека к различным сторонам профессиональной деятельности, оценить степень соответствия и готовности человека к осуществлению предпочитаемого типа профессиональной деятельности.
Определяясь в выборе той или иной специальности (профессии), человек ищет такую профессиональную деятельность, которая бы позволила ему упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие его проблемы. Существует шесть «сфер» профессиональной деятельности, в которых действует человек:
— социальная (С)
— эстетика и искусство (И)
— умственная (У)
— мобильная (М)
— производственная (П)
— планово-экономическая (Э).
Привлекательность «сферы» деятельности и реализация себя в ней связана с различными сторонами (элементами) профессиональной деятельности. Среди них выделяют:
— личность (Л)
— объект (О)
— условия (У)
— задачи (З)
— процесс организации (П)
На основе выделенных «сфер» и структурных элементов профессиональной деятельности человека авторами была разработана анкета для изучения профессиональных ориентаций и бланк ответов.
2. Современный учитель в современной школе
Профессия учителя — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом и т.д.
Попробуем нарисовать портрет современного учителя, работающего в современной школе.
1 сентября 2010 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.
Основное отличие новых стандартов в том, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». На это и направлены новые стандарты.
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов — женщины — 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов — 213 тысяч — пенсионного возраста.
Пока у молодёжи учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной — у учителей небольшие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они — современные учителя?
Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается ...
... получить психологическую поддержку. Нужны профессиональные психологи, которые видят себя в роли участников реформы школы в России. На мой ... Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей и требуют переосмысления фундаментальных и универсальных знаний, ... Помимо программы минимум (развитие навыков и метанавыков) учитель должен еще и формировать личность. И вот тут ...
По-моему, одно из главных качеств современного учителя — желание не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом. Даже неудачи после тщательного анализа должны стать для учителя источником мобилизации всех его знаний, опыта и последующей за этим победы.
Это очень важно для современного учителя, работающего в школе XXI века — в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.
Сегодня перед учителем стоит непростая задача — создать условия для развития творческих способностей учеников, развивать у них стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать себя, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя — «стоять не над учеником, а рядом», показывать ему: «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сегодня надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик — это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель:
— это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: ведь только большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня — это человек преданный своему делу и своим ученикам.
Современный учитель — это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется — писатель, певец.
Цель учителя — не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Учитель должен быть всегда настроен на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь; всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Учитель никогда: не должен быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей; не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим; не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
Тема №1:Предмет, задачи и основные методы психологии
... миру человека обычно относят свойства, образования, процессы и состояния психики. Существуют три основных подхода к пониманию, что представляет собой психика (душа): Идеалистический подход– психика как ... другими людьми и т.д. Использование психологических знаний для решения этих проблем является задачей психологии как науки. II. Место и роль психологии в системе наук о ...
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, в результате таких уроков возрастает эффективность самостоятельной работы учащихся, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из учеников свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а должен понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, так как только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. То есть он должен быть хорошим психологом.
Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. У учителя должен быть большой словарный запас. Он должен быть добрым и иметь чувство юмора. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
Учитель должен быть современным интеллигентным человеком, должен уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.
Учитель должен осознавать, что его труд — работа на отдаленное будущее.
Он должен экспериментировать, быть в поиске. Дети, в отличие от взрослых, умеют прощать ошибки
Быть современным учителем трудно — но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
3. План внеклассного профориентационного занятия
Профориентационный проект: «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат»
Класс: 9 (11)
Время работы: два месяца
Цели:
· популяризация рабочих профессий;
Проект. Юные инженеры
... расходов Статья расходов Стоимость единицы, руб. Количество единиц Всего Ресурсы проекта Управленческие ресурсы Участники команды, кураторы; Межвузовская сотрудничество. Административные ресурсы Администрация ... технических и инженерных специальностей для школьного возраста Методы оценки результатов проекта опытные, экспертно-статистические: расчет показателей по результатам взаимодействия с целевой ...
· анализ регионального компонента трудовых вакансий;
· социально-трудовая адаптация школьников.
Задачи:
· расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях;
· воспитание личности, умеющей ставить перед собой достижимые цели;
· развивать умение выбирать оптимальный путь самореализации.
Реализация проекта
1. Запуск проекта
На занятиях по курсу «Технология», девятиклассники познакомились с такими понятиями, как «рынок труда», «профессиональные вакансии», «престижные и непрестижные профессии». Возникает необходимость проведения социально-значимого проекта, актуального и важного для города, для учащихся.
2. Выбор проблемы
Основной круг проблем:
— острая нехватка рабочих кадров;
— кризис, угрожающий промышленным предприятиям города;
— непрестижность рабочих профессий.
Проблема проекта — «Непрестижность рабочих профессий. Нехватка рабочих кадров».
Главная цель проекта — популяризация рабочих профессий.
3. Формирование творческих инициативных групп
Для реализации проекта формируются творческие инициативные группы из числа учителей и учащихся.
4. Сбор и анализ информации
Разрабатывается программа исследования. Творческие группы приступают к сбору и анализу информации. Команда каждой группы ставит перед собой определенные задачи.
Группа исследователей
Основные задачи: встречи с работниками Центра занятости населения города, выяснение регионального компонента востребованности рабочих профессий на рынке труда, приглашение работников Центра занятости на итоговое ток-шоу, представление компьютерных слайдов по результатам исследования.
Группа социологов
Основные задачи: разработка варианта опросника «Профессиональные предпочтения школьников», социологический опрос среди учащихся 8-9 классов, обработка результатов опроса, представление компьютерных слайдов по результатам опроса.
Группы взаимодействия с предприятиями
Основные задачи: экскурсии на предприятия города, встречи с представителями рабочих профессий, приглашение производственников на итоговое ток-шоу, оформление стенда «Мастера своего дела».
Группа экспертов
Основные задачи: исследовательская работа «плюсы» и «минусы» профессии рабочий, подготовка диалога оппонентов для ток-шоу, работа с Интернетом.
Группа журналистов
Основные задачи: анализ, сбор, изучение различных источников СМИ по проблеме проекта, организация выставки «Рабочая газета», работа с Интернетом (профессия «рабочий» за рубежом, характеристики рабочих профессий).
Группа кинооператоров
Основные задачи: съёмки материала о предприятиях города, моделирование сценария фильма, монтаж фильма «Это гордое слово — рабочий».
5. Генерирование идей
Разработка собственного варианта решения проблемы: профориентационное ток-шоу
Для реализации данного этапа проекта создаётся творческая группа сценаристов.
Основные задачи: обобщение, анализ, проработка информации, собранной творческими группами на исследовательском этапе, генерирование идей, принятие конструктивных решений, разработка собственного варианта решения проблемы, моделирование сценария профориентационного ток-шоу «Я б в рабочие пошёл», подготовка сценария ток-шоу, проведение ток-шоу.
Рабочая тетрадь. Курс «Имидж и мода»
... Практическая работа Модель индивидуального имиджа. План работы над индивидуальной моделью имиджа. Проект должен обосновать и доказать целесообразность и возможность практического достижения желаемого ... которых выявляются: социальный потенциал (навыки общения и взаимодействия) ролевые позиции ведущий инстинкт локуса контроля (внутреннего/внешнего) тип характера (См. Левенталь Е.Характеры и ...
Группа операторов ЭВМ
Основные задачи: собрать материал у творческих групп, подготовка и демонстрирование компьютерных слайдов.
6. Профориентационное ток-шоу «Я б в рабочие пошёл:»
Оснащение: музыкальный центр, музыкальное сопровождение, компьютер, проектор, выставка «Мастера своего дела», исследовательские работы учащихся, выставка СМИ, фильм «Это гордое слово — рабочий», слайды «Профориентационный проект».
Сценарий
Музыка, слайд
Ведущий: Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас на профориентационном ток-шоу «Я б в рабочие пошёл.» В нашем ток-шоу принимают участие:
— учителя и психологи;
— представители Центра занятости населения;
— мастера своего дела, выдающиеся работники заводов «Петрозаводскмаш»;
— эксперты по вопросу «рабочие профессии», учащиеся 11-х классов;
— и наконец, наша замечательная аудитория, поколение «NEXT», выбирающее свою профессиональную дорогу, ученики 9-х кл., — и с вами я, ведущий ток-шоу…
Ведущий: Данное мероприятие является результатом профориентационного проекта, который стартовал в школе два месяца назад.
Музыка, слайд
Ведущий: Выбор проблемы проекта не случаен: это — насущная проблема времени.
Слайд
Ведущий: Для решения обозначенной проблемы были созданы творческие инициативные группы, в состав которых входили ученики и учителя школы. Объединённая команда разработала программу действий.
Слайд
Ведущий: Ученики занимались:
— сбором и анализом информации;
— разработкой собственного варианта решения проблемы;
— реализацией намеченного плана действий;
— подготовкой итогового ток-шоу.
Музыка, слайд
Ведущий: Итак, наше шоу посвящено рабочим профессиям. Мы будем говорить о тех людях, которые создают машины и механизмы и заставляют их работать на человека. Машиностроение — это гигантская мастерская нашей страны, экономическая опора и защита нашей области, города. Создаются умные и сложные машины на машиностроительных заводах. На каждом заводе есть множество разнообразных профессий и специальностей, без которых не может обойтись современное производство.
Музыка, слайд
Ведущий: Но! На каждом предприятии города есть сегодня пухлая папка с заявлениями, которые стекаются сюда со всех заводских цехов: «Требуются! Требуются! Требуются!»
Слайд
Ведущий: С региональным компонентом востребованности рабочих профессий нас познакомит представитель Центра занятости населения города………………………………
Выступление, слайды
Ведущий: Можете ли вы составить прогноз на будущее, какая ситуация сложится на предприятиях города в ближайшие 10-15 лет, если рабочих кадров по-прежнему не будет хватать? (Не грозит ли нашей экономике производственный кризис?)
Ответ
Ведущий: А сейчас мы хотим познакомить вас с результатами социологического опроса «Профессиональные предпочтения школьников», который был проведён среди учеников 9-х классов. Перед вами выступит ведущий психолог школы…………………………………….
Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Рассмотрена на заседании кафедры протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г. Заведующий кафедрой _____________ФИО Содержание 1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) 4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 4.2 ...
Выступление, слайд
Ведущий: Как вы считаете, существует ли возможность коррекции данной статистики? Что нужно сделать для того, чтобы отношение молодого поколения к рабочим специальностям изменилось?
Ответ.
Ведущий: Собственно это и есть главная цель нашего ток-шоу: популяризация рабочих профессий.
Ведущий: Слово нашим экспертам по вопросу «Рабочие профессии»: ученикам 11-х классов. Это результат исследовательской работы: «Плюсы» и «минусы» труда рабочего».
«Оптимист» приводит аргументы «за». «Скептик» — критикует данную профессиональную направленность, приводит аргументы «против». Посмотрим, кто в данном диалоге будет выглядеть убедительнее.
Скептик: Хочу ли я быть рабочим? Пожалуй, нет. И вообще, мне кажется, что сегодня на заводах работают только старики.
Оптимист: Ты не прав! Например, на «Петрозаводскмаше» среднестатистический рабочий — это молодой человек до 35 лет. На заводе сегодня работают 930 человек до 25 лет.
Скептик: Но, согласись, зарплата на заводе небольшая.
Оптимист: Неточная информация! Ты знаешь, от чего зависит оплата труда? Это: образование, разряд, стаж, квалификация.
«Петрозаводскмаш»: средняя заработная плата 19 тыс. 600 руб., высококвалифицированные рабочие — 20-25 тыс. руб.
Скептик: Неплохо. Но работать на заводе от звонка до звонка трудно! Я думаю, автосервис, охранное предприятие — более выгодный вариант.
Оптимист: Да. Можно работать и там. А ты знаком с понятием «социальный пакет»? Только завод предоставит тебе гарантии, такие как: оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемая сессия для заочника, частичная оплата за учёбу, четко нормированный рабочий день, дополнительная оплата за переработки, премия за рациональные предложения, льготные ипотечные кредиты и д.р.
Скептик: Впечатляет! А перспектива роста? Рабочий — и всё.
Оптимист: Не скажи! Тут главное работать с желанием. Вот, например, П. Алексей Владимирович прошел трудовой путь: токарь — мастер — зам. начальника цеха — начальник цеха.
Скептик: Круто! И всё-таки! Работа — физическая, грязная, шумная, часто вредная. После такой работы не захочешь, да запьёшь.
Оптимист: Старо. Рабочий, пьющий после смены — вчерашний день. Есть другие пути для релаксации и восстановления физической формы: прекрасные заводские спортивные комплексы; бесплатные путёвки в дома отдыха, санатории; своя мед. санчасть; свои лыжные базы; культурно-развлекательные центры.
Скептик: А романтика? В чём она на заводе?
Оптимист: Здесь не только романтика, но и настоящий драйв: «Я сделал!» И патриотизм: «Я приношу пользу Родине».
Скептик: Согласен. Буду думать, искать, выбирать. И ещё, послушаем, что скажут специалисты.
Оптимист: Я тоже с удовольствием послушаю. И надеюсь, ты убедишься в том, что современный рабочий — это здорово!
Ведущий: Большое спасибо нашим экспертам. Были приведены весомые аргументы в пользу профессии «рабочий». Думаю, дальнейший ход нашего ток-шоу ещё больше убедит всех участников в том, что о данном профессиональном направлении стоит задуматься.
1.Педагогика как наука. Общее понятие
... Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс ...
Ведущий: Творческая бригада учеников направления «Основы экранной культуры» предлагает вашему вниманию небольшой фильм «Это гордое слово — рабочий».
Демонстрация фильма
Ведущий: Да. Размах производства, романтика трудовых будней — всё это впечатляет.
Ведущий: А сейчас слово главным героям нашего ток-шоу: людям, связавшим свою трудовую жизнь с машиностроением. Перед вами наш гость……………………….
Выступление
Ведущий: Сколько разных людей, сколько разных историй, столько профессиональных судеб. О своём становлении в профессии вам расскажет……………………….
Выступление.
Ведущий: С трудовыми буднями современного производства нас познакомит……………………….
Выступление.
Ведущий: Большое спасибо. И ещё раз всем гостям — аплодисменты.
Аплодисменты.
Ведущий: Я уверен, что наши ученики усвоили главное: работать на заводе — интересно. Есть такая профессия — рабочий! Трудная, благородная, необходимая и важная!
Я ещё раз благодарю наших гостей, примите, пожалуйста, на память небольшие подарки.
Подарки. Песня.
Ведущий: Мы живем в век информационных технологий и инноваций. У профессии «рабочий» есть будущее, перспектива развития. И жить в этом будущем вам. А сейчас, вопрос к эксперту «скептику». Скажи, пожалуйста, стала ли профессия рабочий ближе, понятнее? Тебя сейчас также удручает перспектива быть рабочим, как в начале нашего ток-шоу?
Ответ «скептика»
Ведущий: Что же. Такой ответ обнадёживает.
Наше ток-шоу подходит к концу. Мы верим, что проект достиг своей цели и профессия «рабочий» заинтересовала вас. Удачи вам, доброго пути в профессиональном самоопределении. Спасибо за внимание.
Песня.
7. Рефлексия
Подведение итогов проекта, оценивание вклада творческих групп и отдельных участников.
Установка: мажорное настроение, позитивное восприятие приобретенного опыта проектной деятельности.
Анкетирование обучающихся 8-9 классов:
· Чему вы научились в процессе разработки проекта?
· Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
· Каковы преимущества работы командой?
· Изменилось ли ваше отношение к рабочим профессиям?
4. Профессиограмма профессии
профессиональный самоопределение профориентационный занятие
Социальный педагог
История профессии
Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки. Вместе с тем история педагогики уходит своими корнями в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т.п.
В этом смысле социальная педагогика — не моложе самой педагогики, поскольку она всегда присутствовала в педагогике как ее неотъемлемая составляющая, развивалась в ее русле и вместе с ней. Поэтому не случайно ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят ее истоки и предпосылки в произведениях великих мыслителей философии, в трактатах классиков педагогики всех времен и народов. Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов.
Педагогика как наука
... ных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития ... внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, ...
Первый — начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.
Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, зарождение капиталистических отношений выдвигали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идея о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Период Возрождения связан развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино Да-Фельтре (1378-1446) одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».
Второй период — ХVII-ХIХ вв. — характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как периоды буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.
На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс — ее интеграции с другими науками.
В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа и др.
С начала XX в. начинается третий период — период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который отнюдь нельзя назвать «безоблачным».
До сих пор среди ученых разных стран ведутся дискуссии о том какое место занимает социальная педагогика среди других педагогических наук; является ли она наукой или только областью практической деятельности; как соотносятся социальная педагогика и социальная работа др. Во многих странах термины «педагогика», «социальная педагогика», «социальный педагог» вообще не употребляются. Так, в США в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии образования, а область практико-ориентированной помощи людям относится к социальной работе, хотя среди социальных работников есть специалисты, которые ориентированы именно на оказание помощи детям с различными проблемами. В Бельгии используется термин «ортопедагогика», близкий к понятиям «специальная педагогика» и «социальная педагогика».
Таким образом, в разных странах в зависимости от их исторических и культурных традиций, уровня развития общества, развития соответствующих областей наук есть свои отличия как в терминологии, так и в сущности понятий. Однако есть и то общее, что их объединяет. Любое общество всегда решало, решает и будет решать «вечные проблемы» развития, воспитания и образования детей, особенно таких, которые имеют проблемы, препятствующие их успешному и полноправному включению в жизнь общества.
Особенности становления и развития социальной педагогики в России.
В России развитие социальной педагогики — и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины — имеет свои особенности.
С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т.е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.
Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилия мы разрушим до основания…» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А.П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.
В результате в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.
Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.
Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.
И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т.е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов — как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.
Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученых с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Специальной зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематичного представления о самой науке. В результате российские ученые вынуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.
Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь. Область базовых знаний и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний).
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, мобильный режим работы
Доминирующие виды деятельности:
— работа с трудными детьми и подростками;
— постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
— выяснение причины отклоняющегося поведения;
— беседы с классным руководителем;
— беседы с ребенком, подростком;
— поддержание связи с детской комнатой милиции;
— беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
— поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования);
— работа с родителями;
— выяснение причины создавшейся ситуации;
— консультации родителей;
— организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
— беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
— любовь к детям;
— развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
— развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
— хорошая память;
— психическая и эмоциональная уравновешенность;
— развитые организаторские способности;
— способность к сопереживанию;
— гибкость поведения;
— умение держать дистанцию;
— преподавательские способности;
— высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
Личностные качества, интересы и склонности:
— склонность к работе с детьми;
— умение повести за собой;
— высокая степень личной ответственности;
— самоконтроль и уравновешенность;
— терпимость;
— безоценочное отношение к людям;
— интерес и уважение к другому человеку;
— настойчивость;
— коммуникабельность;
— эмпатия;
— активность;
— тактичность;
— требовательность к себе и другим;
— наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— агрессивность;
— брезгливость;
— эгоистичность;
— отсутствие организаторских способностей;
— отсутствие любви к детям;
— психическая и эмоциональная неуравновешенность;
— неспособность к сопереживанию;
— безответственность;
— ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Заключение
Гуманистические тенденции, определяющие развитие образования в 80-90-ые гг., повлекли за собой смещение акцентов в профориентационном подходе к профессиональному самоопределению с акта выбора профессии на исследование закономерностей внутренней психологической основы самоопределения, на формирование личностной готовности молодого человека к профессиональному выбору, профессиональному самоопределению как содержательному процессу целостного духовного развития личности. Изучение закономерностей внутренней психологической основы профессионального самоопределения в рамках проблемы профессионального выбора связывается в современной психологии с пониманием данного выбора в контексте жизненного и личностного самоопределения, с познанием молодого человека себя, своего места в мире, анализом своих личностных ресурсов и соотнесением их с требованиями профессии.
Путь профессионально-личностного становления педагога непосредственно связан с его духовным совершенствованием, самоопределением как существа духовного, способного не только познавать себя и определять свои возможности, но и выходить за пределы своей индивидной природы, обогащать свою индивидуальность сочувствием и сомыслием с другими, сопричастностью с высшими смыслами и ценностями.
Специфика процесса профессионально-личностного самоопределения проявляется в его одновременно динамичном и статичном характере, сочетании моментов ставшегося и становящегося, что обуславливает необходимость выявления и исследования сущности и педагогических условий становления культуры профессионально-личностного самоопределения как интегративного, системообразующего свойства личности учителя, обеспечивающего, с одной стороны, ее стабильность, устойчивость, а с другой — ее динамику, готовность постоянно делать выбор и самоопределяться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной жизнедеятельности.
Список литературы
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — M: Просвещение, 1999. — 138 с.
2. Алексеев Н.А., Гусельникова О.В., Молокова В.П. Методика изучения профессиональных ориентаций. — Тюмень: ТГКППТ, 2000. — 84 с.
3. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз // Педагогика. — 2005, — N3. — C. 65-68.
4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. — М., 2008. — 120 с.
5. Вершинина Н.И. Предугадать учителя // Народное образование. — 2001. — N5 — С. 72.
6. Денисенко Л.Д. Пути и средства педагогической профориентации учащихся средней школы. — М., 2004. — 65 с.
7. Друзина Н.В. Особенности ориентации школьников на профессию учителя в целостном педагогическом процессе. — М., 2009. — 91 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, — Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва-Воронеж, 1996. — 250 с.
Размещено на