Поисково-теоретический этап

В современное время человеку сложно сделать выбор: какая профессия ему по душе, поэтому необходимо помочь будущему специалисту в выборе своей будущей профессии! Для самоопределения подростка.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда направить свои усилия? Как правило, студент начинает понимать – его эта специальность или нет, когда он уже на первом курсе. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы. А что же остальные? Что делать: бросить институт, в который с таким трудом и затратами поступил; еще раз пережить ЕГЭ, волнение родителей? На такой поступок решится не каждый. К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать профориентационная работа, проводимая в школе.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии отражаются не только на самом человеке, но и на обществе в целом. В сложившихся условиях особую значимость приобретает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростка.

Наиболее традиционным для нашей страны подходом к профориентации является «педагогический» подход. Основной особенностью этого направления профориентации является опора на ресурсы сознания клиента. Ключевой задачей профориентации данного типа является предоставление клиенту информации о профессиях, состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, возможностях трудоустройства и т.д.

Современная школа должна не только давать компетентности, но и помочь в самоопределении учащихся. Помочь осознанно ответить на вопросы: «Кем хочу стать?» и «Кем могу стать?» Какие же возможности и достижения школы могут помочь самоопределению учащихся в наше непростое время?

В настоящее время школа в профориентационном направлении переживает, к сожалению, не самые лучшие времена. Все те тенденции, которые проповедовала советская система образования в этой области, были полностью разрушены под влиянием реальности и возникших жизненных условий. Следовательно, эту работу в школе необходимо выстраивать заново.

Необходимость разработки основ педагогического сопровождения на этапе самоопределения личности обусловлена происходящими изменениями в нашей стране. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС «система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации».

7 стр., 3283 слов

Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в связи с явно обозначившимися противоречивыми тенденциями в области труда и занятости существенно затрудняются для личности процессы профессионального самоопределения. Эти тенденции являются в значительной степени следствием возникновения и последующего роста безработицы. Приходится констатировать, что человек все чаще сталкивается со сложными жизненными ситуациями, ...

И как сказал глава минтруда Максим Топилин: «профориентация должна начинаться со школьной скамьи, поскольку сейчас существует разрыв между знаниями выпускников вузов и потребностями компаний. И работодатели вынуждены самостоятельно адаптировать их к реальным условиям труда».

Значит, на современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. Совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу? В решении этого вопроса существенную помощь могут оказать классные руководители. Но учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Поэтому, профориентация в школе приобретает сугубо формальный характер. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Для этого учитель сам должен обладать необходимыми знаниями. Следовательно, необходимо организовать систему курсов повышения квалификации педагогических работников, отвечающих за профориентационную работу в школе, благодаря которым и будет возможно выстроить эффективную работу по профессиональному самоопределению подростков в будущем. Если организация системы курсов повышения квалификации педагогических работников затруднительна, то необходимо развивать сетевое взаимодействие с педагогами и специалистами учебных заведений среднего профессионального образования.

Цельпрофессиональной ориентации- сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать по выбранной специальности.

Задачипрофориентационной работы в школе:

4 стр., 1633 слов

Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ по общеэстетическому направлению.

Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ по общеэстетическому направлению. (выпускная квалификационная работа) Оглавление Введение ………………………………………..…………………………….… 3 Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей 1.1 Понятие о способностях в психологии………………… ………..…………6 1.2 Виды способностей……………………………………….……………....... 10 1.3 Способность и личность ...

· Изучение и формирование профессиональных интересов, способностей и мотивов деятельности (анкетирование, тестирование и т.п.).

· Ознакомление учащихся с системой знаний, необходимых для выбора профессии (базы данных: информация о поступлении в ВУЗы, о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате и т.д.).

· Создание условий для проверки на практике склонностей и способностей (система дополнительного образования).

· Консультирование по вопросам выбора профессии, возможности получения профессиональной подготовки, трудоустройства.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрение максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении.

Под педагогическим сопровождениемпонимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Основные направления профориентационной работы классного руководителя зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

Работа по профконсультированию состоит из четырех основных направлений:

Информационное направление. Основной задачей является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой учащегося, выбирающего профессию.

6 стр., 2586 слов

Воспитание интереса к профессии у учащихся

... важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и ... воспитания, который практически учит профессии, помогает учащимся овладеть профессиональными навыками и умениями, стимулирует активность ... комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его ...

Диагностическое направление. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение учащемуся результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой учащегося, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.

Консультационное направление. Основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора.

Основная проблема учащегося заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.

Тренинговое направление.Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем.

Профессиональная ориентация – система средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривающая человека как субъекта выбора, и построения жизненной и профессиональной карьеры.

Самоопределение личности согласно Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.Профессиональное самоопределение личности — это более узкое понятие. Т.е. достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.

Профессиональное самоопределение характеризуется:

· избирательностью отношения человека к миру профессий;

· осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

· постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций

... учебно-профессиональной и социально-профессиональ­ной деятельности. Метакачества — это способности, качества, свойства личности, обусловливающие ... целостная и систематизированная совокупность обоб­щенных знаний. Универсальные компетентности широкого спектра ( ... профессиональная мобильность и др. Вторая группа метапрофессиональных качеств разнесена по профессиям. Так, для социономических профессий ...

· детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);

· тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.

Этапы профессионального самоопределения

1 этап – это детская игра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли.

2 этап – подростковая фантазия – когда подросток представляет себя в той или иной профессии.

3 этап – предварительный выбор профессии, когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Выбор профессии зависит от трех объективных условий:

1) социальное положение и материальное благосостояние семьи;

2) уровень образования родителей;

3) социальный престиж профессии.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) диагностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Информационно-справочное описание профессии направлено на выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых необходимо учащемуся для более детального анализа и понимания специфики выбираемой профессии.

22 стр., 10606 слов

Влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотру

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра психологии Курсовая работа по юридической психологии ВЛИЯНИЕ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ Челябинск 2010 C ОДЕРЖАНИЕ ...

Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану (профессиограмма):

1. История профессии.

2. Тип профессии.

3. Класс профессии.

4. Профессиональная область.

5. Базовое образование.

6. Условия труда.

7. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

8. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

9. Области применения профессиональных знаний.

10. Преимущества профессии.

11. Ограничения профессии.

12. Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Очень часто подростки путают такие понятия как профессия, специальность и должность. Поэтому важно, чтобы учитель объяснил в чем отличия.

Профессия – вид трудовой деятельности человека, обусловленный разделением труда, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов.

Специальность – специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор траектории образовательного маршрута для получения нужной профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессий с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

17 стр., 8089 слов

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников

... в школьном образовании, о необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной ... области деятельности в русле избранной профессии. 2. Обращение к психологу за помощью в самоопределении, ... методики для использования профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций. Методики сгруппированы по разделам ...

Профессиональное самоопределение — завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных знаний, умений и навыков; приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального самоопределения.

Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было бы применить свои силы.

Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной концепции в этой области.

В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.

Также в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.

На занятиях по элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и возможность их практического применения).

В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профориентации в системе образования — это формирование личности, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

Важным аспектом в самоопределении школьника является педагогическое сопровождение, поэтому необходимо разработать четкую общегосударственную систему профориентационной деятельности в школах, одной из составляющих которой будут курсы повышения квалификации педагогов, где будут давать полезную и необходимую информацию. А так же проведения уроков по физике, химии, биологии и технологии на базе среднего профессионального образовательного учреждения. Проведение совместных занятий (уроков) и мастер-классов со студентами старших курсов, что позволяет ребятам достигнуть наилучшего понимания в освоении будущей профессии.

Экспериментальный

 

Для повышения самоопределения школьников, повышения мотивации к изучению тех или иных предметов принято было решение поступить следующим образом: применить мастер-классы, профессиональные пробы, профессионального погружение с привлечением преподавателя и студентов отделения «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» «Красноуфимского аграрного колледжа». В рамках реализации проекта учащиеся при помощи студентов осваивают ранее им незнакомые и далекие профессии «Электромонтера по обслуживанию электроустановок» и «Слесарь по ремонту контрольно – измерительных приборов». Начинают свой путь юные электрики с базовых моментов, представленных рабочих профессий и продолжают свой путь от простого к сложному, на первом этапе проходят следующие мастер – классы:

 

Мастер-класс: «От простого к сложному через законы Ома».

 

В рамках мастер – класса учащиеся будут собирать схемы, а студенты Красноуфимского Аграрного Колледжа, под руководством преподавателя, соберут аналоговую цепь, которая используется в реальной жизни, тем самым продемонстрируют, как от простых физических явлений, наглядных и понятных, мы переходим к сложным, техническим устройством.

 

Мастер-класс по робототехнике «Первые шаги к успеху»

 

Робототехника – это технологии 21 века, объединяющие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику. В рамках работы мастер – класса ученики продемонстрируют конструктор Lego Mindstorms Education EV3. Создадут робота и запрограммируют его.

 

Мастер-класс «Удивительный мир световых явлений»

В рамках мастер – класса ученики 3 А выполнят экспериментальные задания, с помощью которых они могут увидеть удивительное, необычное, в окружающем мире. Предложенные эксперименты могут быть легко воспроизведены дома или на улице без особо сложного оборудования. Любой эксперимент можно объяснить. Увидеть, потрогать руками, изменить параметры и условия эксперимента.

 

На втором этапе учащиеся осваивают программирование ARDUINO и LOGO – SOFT Comfort!

 

 

На третьем этапе планируется привлекать учащихся школы для обучения электромонтажным работам по следующему перечню работ:

 

1. Монтаж светильника с люминесцентными лампами на 18 Вт. – 2 часа.

2. Монтаж светильника с лампами накаливания мощностью 60 Вт. – 2 часа.

3. Монтаж открытой электропроводки. – 2 часа.

4. Монтаж трубной электропроводки. – 2 часа.

5. Монтаж электропроводки в кабель–каналах. – 2 часа.

6. Монтаж силовой и цепи управления однофазным двигателем. – 2 часа.

7. Монтаж силовой и цепи управления трехфазным двигателем. – 2 часа.

8. Правила монтажа коммутационных аппаратов в жилых помещениях. – 2 часа.

9. Оконцевание проводниково-кабельной продукции. – 2 часа .

10. Создание простых программ управлением микроконтроллером. – 2 часа.

11. Подключение к микроконтроллеру различных устройств. – 2 часа.

12. Измерения в (U, A, P) сетях с переменным трехфазным током. – 2 часа.

13. Технология электромонтажных работ. – 2 часа.

14. Электромонтаж схем с применением реле постоянного тока. – 2 часа.

15. Электромонтаж схем с применением реле переменного тока. – 2 часа.

16. Электромонтаж схем с применением контакторов переменного тока. – 2 часа.

17. Электромонтаж схем с применением магнитного пускателя переменного тока. – 2 часа.

18. Электромонтаж схем с применением автоматических выключателей с тепловым расцепителем и с расцепителем максимального тока. – 2 часа.

19. Электромонтаж схем с применением устройства защитного отключения (УЗО).

– 2 часа.

20. Электромонтаж схем с применением концевого выключателя. – 2 часа.

21. Электромонтаж схем с применением бесконтактных датчиков (выключателей).

– 2 часа.

22. Электромонтаж схем с применением устройств сигнализации. – 2 часа.

23. Электромонтаж схем с применением трансформатора тока. – 2 часа.

24. Электромонтаж схем с применением трансформатора напряжения. – 2 часа.

Обобщающий этап

Прогнозируемый результат:

 

· степень ориентации школьников в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда

· степень устойчивости интереса школьников к профилю обучения, профессиям, учебным заведениям, осуществляющим профессиональную подготовку в соответствии выбираемой профессии.

· сформированность профессионального самоопределения старших школьников.

· наличие знаний у школьников, способствующих овладению выбранной профессией;

· умение школьниками определить путь профессионального образования в процессе прохождения профессиональных проб;

· сформированность умений к преодолению стрессовых состояний

· степень готовности воспитанника к решению проблем, связанных с организацией профессиональной карьеры

 

Реализация проекта

Проект разработан с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014);

· Проектинновационной региональной площадки Министерства общего и профессионального образования Свердловской области«Сетевая инженерно – техническая школа».

· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 349.

· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства,утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 457.

· Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

· Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

· Российская федерациязакон о занятости населения в российской федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. От 27.12.2009).

· Комплексная программа перспективного развития на 2015-2020 годы ГБОУ СПО СО «Красноуфимский аграрный колледж» согласована Советом колледжа протокол № 15от 02.02.2015 года

· Перспективным план развития ГБОУ СПО СО «Красноуфимский аграрный колледж» с целью создания перспективной модели образовательного учреждения и учетом приоритетов социально — экономического развития муниципального образования от 08 июня 2013 года.

· Комплексная программа перспективного развития на 2015 — 2020 годы. Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Красноуфимский аграрный колледж».

· Договор о совместной деятельности в рамках профориентационной работы № 1 от 01.09.2015 года.

 

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной программы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, экскурсий, встреча с людьми различных профессий, проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций, проведения психологических тренингов.

Реализация проекта “ Центр Молодежного инновационного твор-
чества «НОО»” основана на личностно – ориентированном и компетентностном подходах к выбору профессии и планированию карьеры, активные формы и методы профильной ориентации, помимо предоставления информации о мире профессий способствуют личностному развитию школьника, формированию у него способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Существенным достоинством проекта “Центр Молодежного инновационного творчества «НОО»” является его актуальность, практическая значимость, целостность и системность. В ходе реализации проекта у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Заключение.

К 17-18 годам у большинства учащихся должна сложиться ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Учащиеся должны иметь первоначальные представления о своих профессиональных намерениях и предпочтениях. Для этого необходима организация системы психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов. Рассматривая психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов, теоретические основы этой темы и результаты практической работы считаем, что поставленные цель, задачи в проекте раскрыты, в ходе проделанной работы гипотеза нашла подтверждение. У учащихся сформирована личная готовность к первичному профессиональному самоопределению, выбору индивидуального профильного или образовательного маршрута, расширился кругозор родителей и педагогов в области профессионального самоопределения учащихся и профориентации в целом.

Выводы:

— показана необходимость педагогического сопровождения учащихся 7-9 классов в их профессиональном самоопределении в период предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе;

— проанализированы проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старших подростков;

— опытно-экспериментальным путём обоснована эффективность системы коррекционно-развивающих мероприятий по формированию профессионального самоопределения учащихся 6-9 классов, включая инновационный проект «Центр молодежного творчества «НОО»»;

— учащиеся стали увереннее в выборе индивидуального профильного маршрута и будущей профессии, активнее и самостоятельнее в достижении поставленных целей. Они стали адекватно соотносить профессиональный выбор со своими возможностями и способностями.

Однако приведённый анализ педагогического сопровождения не исчерпывает всего многообразия проблемы профессионального самоопределения учащихся. Он показал необходимость активизировать профориентационную работу в 7- 8 классах, разнообразить формы и приёмы работы с учащимися, родителями, педагогами, учреждениями и организациями района и области, продолжить профориентационную работу в 10 и 11 классах по формированию профессионального самоопределения учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Книга: Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н «Профессиональные пробы. Технология и методика проведения. Методическое пособие»

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2010.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.

4. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.

6. Столяренко Л. Д. «Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях» М.: Феникс 2010.

7. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.