Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Факультет социологии и управления
Отделение «Управления персоналом»
ПРЕДМЕТ:Технология профессионального отбора кадров
Контрольная работа
Профессиограмма специальности «Менеджер по персоналу»
Выполнил: студент 5курса, группа У-52
Заверткин С.А.
Проверил: Бермичев В.Н.
Рязань 2009.
Содержание
1. Общие сведения о профессии 3
- Наименование и назначение профессии 3
- Необходимая общая и специальная подготовка 3
- Основное содержание функциональных обязанностей специалиста 4
- Показатели эффективности специалиста 4
2. Условия деятельности 5
2.1. Медицинские противопоказания 5
3 . Социально-психологические факторы деятельности 6
- Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей 6
- Мотивационные аспекты деятельности 6
4. Содержание деятельности 7
5. Психограмма 7
5.1.Умения и навыки. 9
5.2.Интересы и склонности…………………………………………………….10
6. Методики отбора 11
Литература 11
1.Общие сведения о профессии.
1.1. Наименование и назначение профессии:
В условиях рыночной экономики работа с кадрами наполнилась новым содержанием и появилась профессия менеджера по персоналу. В его компетенции — не только кадровое делопроизводство, но также поиск специалистов и профессиональный подбор среди кандидатов на вакансию.
Профессиограмма специалиста по социальной работе
... качестве контрольной работы составить профессиограмму специалиста по социальной работе. 1. Профессиограмма Основная часть жизни человека, как известно, связана с определенной профессиональной деятельностью. В решении проблемы «человек и профессия» психология ...
1.2. Необходимая общая и специальная подготовка:
Профессиональная подготовка HR — менеджера осуществляется в высших учебных заведениях, в т.ч. Рязанском Государственном Университете им. С.А.Есенина на факультете социологии и управления отделении «управление персоналом».
Для успешного осуществления такой деятельности выпускник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства; структуру управления; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; этику делового общения; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.
1.3. Основное содержание функциональных обязанностей hr- специалиста:
Специалист должен:
– иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
– систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
– использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
– разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
владеть:
– специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);
— навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии
— навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности
1.4.Показатели эффективности работы специалиста:
1. Эффективное ведение кадрового делопроизводства. 2. Профессиональное решение кадровых проблем. 3. Быстрый и качественный отбор среди претендентов на вакансию.
4. Повышение производительности труда сотрудников.
2. Условия и характер труда.
Свободный график работы, рабочий день не регламентирован(физические нагрузки).
Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов. Высокие психологические нагрузки, постоянные стрессы и необходимость принимать самостоятельные решения.
Психологические основы подбора персонала и найма на работу
... основе соответствующего документа лежат определенные соображения о планировании рабочей силы и потребности организации в контроле деятельности менеджеров при наборе персонала ... работы. Такой анализ можно провести, используя различные методы. Если это касается рутинных работ, то простое ... мотивации и социальные навыки Блок 5 — Условия труда Физические условия и окружающая среда Социальные условия и ...
2.1. Медицинские противопоказания
Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха и дефектами речи, болезнями сердечно-сосудистой системы.
3. Социально — психологические факторы деятельности
3.1. Роль и место HR- специалиста в системе внутриколлективных связей:
В ходе служебной деятельности менеджер осуществляет связи по «вертикали» и по «горизонтали». По «вертикали» — со старшим руководством, с лицами, находящимися в непосредственном подчинении, по «горизонтали» — с сотрудниками других отделов.
3.2. Мотивационные аспекты деятельности:
Качество работы менеджера по управлению персоналом зависит от мотивов его деятельности.
В настоящее время есть масса нюансов и нужно обратить внимание не только на материальную сторону оплаты труда, но и на нематериальное стимулирование : свободный график, участие в управлении фирмой (если возможно), возможность карьерного роста и т.п.
Привлекательная сторона профессии — возможность общения с большим количеством людей, творческая направленность и огромный потенциал для самореализации.
Негативные стороны — повышенный уровень ионизирующего излучения, большие физические и эмоциональные перегрузки, низкая оплата труда.
4. Содержание деятельности hr – менеджера.
Работа менеджера по управлению персоналом имеет следующее содержание:
Ведение кадрового делопроизводства, оформление кадровых документов, составление отчетов и осуществление приема на работу. Кадровое планирование и организация работ по поиску и привлечению сторонних специалистов для обеспечения жизнедеятельности компании.
Профессиональный отбор среди претендентов на вакансию, диагностика профессионально важных качеств, работа с базой данных кандидатов. Ведение телефонных переговоров и собеседований с претендентами на вакантные должности. Решение кадровых проблем.
Профессиональные качества PR специалиста
... с другом. Профессиональные качества PR специалиста PR специалист должен обладать следующими качествами: 1) обладать журналистским ... распространителями слухов являются люди, формальная деятельность которых играет в организации далеко ... сфере потики 5) свободно владеть иностранными языками 6) владеть знаниями в области информационных технологий 7) знать и понимать психологию людей Функции PR-специалиста: ...
5. Психограмма.
Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить
на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера.
2. Эмоционально-волевая сфера.
3. Познавательная сфера.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR
в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными
людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной
деятельности.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество
человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное
желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей,
ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность
человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их
состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и
способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других
людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто
другой так, если бы они были нашими собственными
Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации — это
ораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PR
необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и
эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно
осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.
Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный
талант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры,
благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно
стать весьма успешным оратором.
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать
специалисту в сфере связей с общественностью – это невербальные
коммуникации.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся
словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные
55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой,
внешним видом.
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются
движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное
Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть ...
... интеллектуальные – связанные с мыслительным анализом). Умение – способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства. Качества, связанные с деятельностью: Вдумчивость – глубокое ... умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. Качества, ...
значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на
котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает
дискомфорт у участников.
2. Эмоционально-волевые качества
2. Эмоционально-волевые качества.
В эту группу входят такие качества, как:
. самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства,
поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью,
как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек
должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро
отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в
нужном для себя направлении.
. эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями,
проявлениями.
. активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и
к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении
практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе
специалиста PR .
. настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до
конца.
. работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно
работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо.
. ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и
действия. Такое качество, как ответственность является профессионально
важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с
общественностью.
3. Познавательная, когнитивная сфера.
К этой сфере относятся такие качества, как:
. здравый смысл
. живой, ищущий ум
. гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно
. внимание к деталям
. инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение
идей, предложений
. креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная
способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются
точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда
установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач.
Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней
Педагогические способности и умения в структуре педагогического мастерства
... -Человек». Этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, ... какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. И еще два ...
творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из
задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая ,,плюсы,, и
,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR — возможность в
полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал.
1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к
людям.
2. Организаторские способности.
3. Самообладание, самоуправление
4. Уверенность в себе.
5. Адекватная самооценка, критические способности.
Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:
— Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может
отражать показатель «Направленность на общение»)
— Ораторское мастерство (опыт).
— Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» )
— Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ).
— Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ).
— Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности»,
«Организаторские склонности).
— Активность).
— Настойчивость(«Направленность на себя»).
— Работоспособность.
— Ответственность.
— Потребность в достижениях.
— Здравый смысл.
— Гибкость ума.
— Инициативность.
— Креативность.
5.1. Умения и навыки.
Умение находить специалистов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение «говорить на одном языке» с представителями разных профессий, возрастных категорий.
5.2. Интересы и склонности .
Широкий кругозор, эрудиция, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
7. Методики отбора
- оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
- методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
- тест на уровень притязаний
Использованная литература.
- Медведев Д.С.; Булка А.П. Современные психотехники: Технологи профессионально-психологического отбора кадров; Ростов, Феникс 2008.
- Нефедов Р.Д. ; Деятельность HR: вопросы и ответы; М,1999.