Климов е.А. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения

Педагог, быть может, является центральной фигурой на фрон­те руководства профессиональным самоопределением подрастаю­щих поколений. Но он отнюдь не одинок в этом деле.

Усилия школьного педагога должны объединяться с усилиями представителей управления государством, производством, с ра­ботниками в областях медицины и обществоведения (в широком значении этого слова), возрастной психологии, психологии про­фессий, психологии личности, профессиональной педагогики, коррекционной педагогики.

Очевидно, что проблема профессионального самоопределения развивающейся личности настолько сложна, что удовлетворитель­ное ее решение не под силу отдельному человеку с самыми разви­тыми умственными способностями; она требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.

Дело усугубляется тем, что противоречия в развитии общества и личности, порождающие эту проблему, постоянно воспроизво­дятся на разные лады вновь и вновь в связи с каждой очередной индивидуальной профессиональной судьбой, каждой очередной общественной группой.

Мы ведем речь не о каком-то «проклятом периоде» развития человека или общества, а о нормальной «всегдашней» диалектике этого развития в ее конкретном выражении. Это значит, что и вопросы профессионального самоопределения не могут быть ре­шены раз и навсегда и занесены в справочники (как, скажем, вопрос об удельном весе воды или о ковкости стали определен­ной марки).

Это вопросы, что называется, вечные, требующие творческого подхода и в практике, и в теории.

В чем состоят «противоречия развития», которые мы упомяну­ли в качестве обстоятельств, постоянно воспроизводящих, ожив­ляющих обсуждаемую проблему?

С точки зрения интересов развития нашего общества как цело­го идеальным был бы такой случай, когда профессиональная ус­тремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точно­сти соответствовала бы потребностям хозяйства страны в кадрах (хозяйства в широком смысле, предполагающем все разнотипные полезные профессиональные деяния).

А именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и дефи­цитные (с точки зрения потребности общества в притоке трудо­вых ресурсов) области труда, а меньшинство — в наименее мас­совые. А также случай, когда профессиональные устремления со­ответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский К ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ I Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ...

В этом идеальном, вымышленном случае объективный обще­ственный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потреб­ность в педагогическом руководстве выбором профессии, профес­сиональным самоопределением людей была бы минимальной.

Наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной, и с пси­хологической точек зрения противоположная картина. А именно, рассогласование профессиональных устремлений возможных субъектов труда и потребности общества в кадрах.

Если полагаться на фактор свободы, понимаемой по типу «куда хочу, туда поворочу» и, следовательно, на стихийный ход приоб­щения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кадрах и профессиональными устремлениями молоде­жи, вступающей на трудовой путь, может быть значительным. Вплоть до картины резкого противоречия, которые социологам уже доводилось констатировать.

Возможны несоответствия (рассогласования, противоречия, конфликты разнородных систем) и другого рода. Например, не­соответствие между стойкими (трудно поддающимися воспита­нию) личными качествами и основными требованиями, которые предъявляет к человеку работа, профессия. Возникающие при этом вопросы мы рассмотрим несколько ниже. А пока важно признать и внутренне принять положение о том, что некоторые расхожде­ния между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным (субъектным, свойственным субъекту) обстоятель­ством, как личные профессиональные планы людей, характери­зуют обычный, нормальный ход интересующих нас социальных процессов.

В сложной системе «учащийся в ситуации выбора профессии, оптант (от лат. optatio — желание, избрание) — общеобразова­тельная школа — семья — профессиональная школа — производ­ство (в широком значении слова)» возможны и другие противоре­чия развития. О них речь пойдет ниже, и они должны быть пред­метом внимательного, спокойного анализа.

В связи со сказанным становится очевидным, что работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пони­маться не как временная мера, кампания, а как органичная, род­ная и «вечная» часть воспитательно-учебной работы школы, под­готавливающей своих выпускников для будущей жизни. Работа эта многосторонняя и сложная. Это и ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личных ка­честв, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельно­сти, консультирование по соответствующим вопросам. Важными являются и вопросы адаптации (приспособления) человека к про­фессии (как профессиональной общности и как роду работы).

4 стр., 1857 слов

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Кафедра общей профессиональной педагогики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» ТЕМА: Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью Выполнил: Мартынович Надежда Александровна группа № 940-1-11 Минск, 2011 Содержание Введение Создание ...

Все это есть и нормальная систематическая борьба за социальный про­гресс и личностное развитие людей.

Основные направления очерченной выше работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий раз­вития, в связи с чем рассмотрим их чуть более обстоятельно.

Противоречие между недостаточной информированностью под­растающего человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательно­сти и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональ­ному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих пе­дагогов (включая и студентов педагогических вузов).

Важное перспективное значение имеет такая коррекция (само­коррекция) педагогического образования, в результате которой студенты педагогических вузов и училищ получали бы необходи­мую исходную профессиоведческую подготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только в одном-двух учебных предметах, но и в разноликом мире человеческих дел, разнотипных профессий.

Важной задачей является ознакомление учащихся с миром про­фессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школь­ных учебных предметов. Это особый и большой вопрос; отметим лишь, что имеется соответствующий положительный педагоги­ческий опыт.

Противоречие между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессио­нального пути и подчас отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. Это противоречие разрешается на путях разработки теории и ме­тодики индивидуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором про­фессии, пособий для самих учащихся и их родителей.

5 стр., 2379 слов

Примерная тематика курсовых работ. 1. «Связи с общественностью»

по специальностям:   1. «Связи с общественностью»   По дисциплине «Теория и практика связей с общественностью».   1. Понятие, сущность и содержание PR «паблик рилейшенз». 2. Основные правила установления и поддержания связей с общественностью (PR). 3. Основные понятия PR. Локальная и всеобщая идея, целевая аудитория. 4. Структура общественного мнения и его использование в PR. 5. ...

Противоречие между значительной неопределенностью представ­лений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, прави­лах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятель­ной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста — с другой, решается в про­цессе систематической работы школы, которой помогают (долж­ны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (вклю­чая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значитель­ная литература по разным вопросам выбора профессии, в частно­сти адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся. Пробле­мы выбора профессии время от времени обсуждаются в печати, по радио, телевидению (некоторая потеря педагогического созна­ния и такта, постигшая средства массовой информации в последние годы, будем надеяться, есть явление временное).

Противоречие между профессиональными планами оптанта, с од­ной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой; это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15— 18 годам ин­дивидуальные особенности характера, темперамента, направлен­ности личности, способностей приобретают достаточную опреде­ленность, стойкость и могут рассматриваться как реальные усло­вия, с которыми приходится считаться при проектировании бу­дущего жизненного пути.

Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юно­ша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества. Например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, свя­занные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-мышечного аппарата. Трудности могут состоять и в том, что учащиеся могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, ока­зывающиеся нереалистичными. Это противоречие может быть раз­решено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающегося на успехи психодиагностики, психокор­рекции, на методики, техники стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.

7 стр., 3283 слов

Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях

... выбор профессии и последующее ее освоение осуществлялись в более прогнозируемых условиях, человек имел определенные гарантии в обеспечении своей профессиональной карьеры. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ... формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. ... а порой и трагических противоречиях. А люди, в условиях ...

Как уже отчасти отмечалось в другой связи, возможно проти­воречие между профессиональными планами оптанта и планами, вы­нашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменя­ющими их лицами), а также сверстниками. Давление микрогруппы может приводить к выбору профессии «за компанию», по приме­ру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Айда все в судостроительный!»

И семья, и контактные группы сверстников, друзей — это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении ука­занного противоречия могут, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, стар­ших, способных, в частности, создавать сообщества, группы де­тей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресо­ванной разным категориям родителей.

Неочевидным, но существенным является противоречие между высоким теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики и психологии в целом и своеобразной «за­брошенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с ана­лизом мира профессий и процессом профессионализации личности.

Эти последние стороны дела недостаточно органично «пропи­саны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в на­званных областях знания. Обсуждаемое противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального крупного научного учреждения, озабоченного вопросами профессиоведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопреде­ления подрастающего человека. Есть небольшие группы психологов-профессиоведов, например, в НИИ профессионально-техни­ческого образования в Санкт-Петербурге, на факультете психо­логии Московского университета им. М.В.Ломоносова. В Акаде­мии государственной службы при Президенте РФ есть кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Профессиоведческая работа здесь ориентирована в основном на цели повышения профессионализма взрослых (работников государствен­ных служб).

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... на предметы труда). 14. Понятие профессии, профессиональной пригодности и профессионально значимых свойств. Профессиональная пригодность – вероятностная харак-ика‚ отражающая возможности человека в овладении какой0либо профессиональной деятельностью. Профессиональная пригодность - ...

Если эта сторона дела вам интересна, можете обратиться к учебнику акмеологии, указанному в списке литературы в конце данной главы.

Противоречие между высокими запросами молодежи, воспитан­ной в школе, к уровню культуры труда на производстве, с одной сто­роны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях — с другой. Имеются в виду запросы молодежи к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организа­ции, к стилю и тону человеческих взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального роста, развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям.

Иногда (впрочем, не часто) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случа­ях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молоде­жи более реалистичных (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и в первую очередь об улучшении самого производства.

Педагогика не должна превращаться в систему ухищрений, направленных на то, чтобы закрепить, удержать молодежь в пло­хих условиях профессионального обучения и труда. Пусть тот, кто плохо организует производство, остается без притока свежих тру­довых ресурсов. Но эту простую истину организаторы производ­ства воспринимают плохо.

Противоречие между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сложивши­мися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутрисубъектном» противоречии, охарактеризованном несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет (не может быть) изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности.

Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реальных человеческих возможностей. Но все же люди не подхо­дят к профессиям изначально, как ключи к замкам, — стоит-де поискать в куче замков и ключей «подходящую парочку».

24 стр., 11935 слов

Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна

... для нее профессиональной деятельностью? Формирование отношения к труду происходит в процессе профессионального становления личности, развития ее профессионального мастерства, интереса. В психологии труда довольно подробно ... возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно конкретизируется в новой, ...

Это противоречие может разрешаться на нескольких путях. Понятно, что по причинам морального, юридического, пси­холого-педагогического характера указанные выше противоречия нельзя устранять административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и на­уки, некоторые — областью преимущественной компетенции орга­низаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.

Для преодоления некоторых из названных противоречий доста­точно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов об­щественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о про­фессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимуме потерь нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руко­водство выбором профессии, проектированием будущего профес­сионального жизненного пути в отношении каждого подрастаю­щего члена общества — каждого персонально! Судьбы того стоят.

Любой учитель средних и старших классов школы логикой сво­его положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».

Для того чтобы педагог мог помочь здесь ученику, он должен хотя бы обзорно представлять себе фактически складывающуюся (хотя юридически и не фиксированную) межведомственную си­стему работы по обеспечению профессионального самоопределе­ния молодежи. К числу названных внутренних регуляторов поведения и деятельности (активности) подрастающего субъекта труда относятся знания о мире профессий (они составляют звено миропонимания и мироотношения, и их надо формировать, а не ждать, когда они, авось, «сами» и «свободно» возникнут).

К это­му блоку относятся эмоциональные отношения к разным сторо­нам мира труда, к людям труда. Важными внутренними регулято­рами активности являются «образ Я», самооценки личных качеств. Подобное же нужно сказать об интересах, склонностях, идеалах, способностях, помыслах, намерениях, познавательных и испол­нительных умениях.

Внутренние регуляторы деятельности и поведения подрастаю­щего человека формируются под влиянием условий предметной и социальной среды (важнейшие из них — экономические, гигие­нические, информационные, социально-контактные.

Прежде чем оказывать учаще­муся помощь в самоопределении, оказывать на него какое-то по­лезное, как кажется педагогу, влияние, надо разобраться в данной индивидуальной ситуации развития. Ста­рая истина: «Не зная броду, не суйся в воду». Нет ничего легче и нет в данном контексте ничего хуже, чем реализовать педагоги­ческие воздействия, опираясь лишь на огульное, абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач («Знаем мы, как с вами всеми управляться!»).

Понятно, что «поток сведений», о коем идет речь, сам не воз­никает; его надо создать. Нужно применить методы педагогиче­ского, психологического изучения учащихся, и прежде всего ме­тоды наблюдения, беседы, анализа истории личности.

Профессиональное самоопределение личности Сущность профессионального самоопределения Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения н.С. Пряжников

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Остановимся подробнее на его концептуальных подходах. Подчеркивая неразрывную связь професси­онального самоопределения с самореализацией чело­века в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущ­ностью профессионального самоопределения являет­ся самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в кон­кретной культурно-исторической (социально-экономи­ческой) ситуации»5.

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение — это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономичес­ких условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода собы­тиями, такими как окончание общеобразователь­ной школы, профессионального учебного за­ведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с ра­боты и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологичес­кой зрелости личности, ее потребности в самореа­лизации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение лич­ности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его со­держательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно полезного тру­да и необходимости профессиональной подготов­ки (ценностно-нравственная основа самоопреде­ления) .

2. Ориентировка в социально-экономической ситуа­ции и прогнозирование престижности выбираемо­го труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных за­ведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих до­стижение профессиональных целей, а также зна­ние своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопре­деления.

8. Начало практической реализации личной профес­сиональной перспективы и постоянная корректи­ровка намеченных планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности саморе­ализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения.

1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выпол­няемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при ра­боте на конвейере).

Свобода выбора и диапазон дей­ствий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невы­носим. Поэтому организаторы производства старают­ся обогатить такой труд дополнительными функция­ми за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, рас­ширяя тем самым возможности самореализации ра­ботников. Вместе с тем следует отметить, что некото­рые люди получают удовлетворение от такого однооб­разного труда.

2. Самоопределение на конкретном трудовом по­сту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря).

Трудовой пост ха­рактеризуется определенными правами и производ­ственными заданиями, ограниченной производствен­ной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конк­ретного трудового поста негативно сказывается на ка­честве и производительности труда и вызывает неудов­летворенность работника.

3. Самоопределение на уровне конкретной специ­альности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.

4. Самоопределение в конкретной профессии пред­полагает, что работник способен выполнять близкие

смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специаль­ностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специально­сти, а не только трудовые посты.

5. Следующий тип — жизненное самоопределе­ние, к которому помимо профессиональной деятель­ности относятся учеба, досуг, вынужденная безрабо­тица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной дея­тельности. Жизненное самоопределение предполага­ет не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия мо­жет стать средством реализации определенного об­раза жизни.

6. Более сложный тип — личностное самоопреде­ление, рассматриваемое как высшее проявление жиз­ненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над професси­ей, и над социальными ролями и стереотипами. Чело­век не просто овладевает социальной ролью, а созда­ет новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважае­мом человеке — уникальной и неповторимой личнос­ти. Можно сказать, что личностное самоопределе­ние — это нахождение самобытного образа Я, посто­янное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

7. Наконец, самый сложный тип — самоопределе­ние личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения).

Здесь обязательно об­наруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, по­нимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

В каждом из представленных выше типов самооп­ределения автор условно выделяет пять уровней са­мореализации человека (критерий выделения уров­ней — внутреннее принятие человеком данной дея­тельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельнос­ти (деструктивный уровень); 2) стремление мирно из­бежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенство­вать, сделать по-своему отдельные элементы выпол­няемой работы; 5) стремление обогатить, усовершен­ствовать выполняемую деятельность в целом (творчес­кий уровень).

Определение специфики возрастного и професси­онального развития человека позволяет четко опреде­лить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно ре­шить проблему профессионального и личностного самоопределения.

Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение — является более конкретным и его проще оформить офици­ально (получить диплом и т. п.); личностное само­определение — это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям пока не выдают);

2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) усло­вий, а личностное самоопределение — от самого че­ловека, более того, часто именно негативные усло­вия позволяют личности проявить себя по-настоя­щему.

Активизация процесса формирования психологи­ческой готовности личности к профессиональному са­моопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации. Глав­ный момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной пробле­мы на психологическую подготовку личности к опре­делению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом данного типа консультирова­ния является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, ди­рективные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Достижение эффективного результата обеспечива­ется применением различных психотехнологий: тре­нингов, игр, активизирующих опросников и др.

Конфликты профессионального самоопределения

Самоопределение — это всегда утверждение соб­ственной позиции в проблемной ситуации. Професси­ональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной обще­образовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профес­сии? Каковы материальные возможности этой профес­сии? Чтобы определиться в проблемно-ориентацион-ной ситуации, личности нужно соотнести свои потреб­ности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здо­ровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соот­нести с требованиями профессионального учебного за­ведения, профессии, специальности, конкретной тру­довой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруд­нено. Если иметь в виду еще и социально-экономи­ческие факторы, позиции родственников, то стано­вится очевидным, что профессиональное самоопре­деление, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт име­ет внутриличностный характер. Его разрешение осу­ществляется путем ревизии и коррекции профессиопальных устремлений, и конечно, внутриличност-ный конфликт может разрешаться продуктивно и де­структивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самооп­ределения являются различные составляющие струк­туры личности. Можно выделить конфликты, обуслов­ленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленно­сти: противоречиями между социально-профессио­нальными экспектациями и профессиональной дей­ствительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоува­жением, между неосознаваемыми мотивами (стремле­ние к власти, подчинению) и ценностными ориентаци-ями и др.;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетент­ности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении ква­лификации и недостаточной профессиональной актив­ностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между от­сутствием перспектив карьеры и уровнем профессио­нальной компетентности и др.;

3) противоречием между направленностью лично­сти на достижение успеха, карьеру, высокие мате­риальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, ка­честв, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;

4) несовпадением представления о своих професси­ональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим факто­ром выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиво­речивость «Я-образов»;

5) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и со­циальными ограничениями, обусловленными возра­стом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мо­бильности и отчетливо выраженной возрастной ри­гидностью; между потребностью в продолжении про­фессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессиона­лизации и мастерства, пятая группа порождает конф­ликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от меж­личностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмо­циональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрес­сивности, тревожности и др. Симптомы эмоциональ­ного неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому челове­ку. Психологическую помощь и поддержку в разре­шении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возни­кающих в процессе профессионального развития че­ловека.

Преодоление внутриличностных конфликтов про­фессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработ­ки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перс­пективы, усиления «авторства» своей профессио­нальной жизни, определения новых смыслов профес­сиональной деятельности, согласования амбивалент­ных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профес­сии, предупреждения возможных деформаций, кри­зисов и др.

Таким образом, можно выделить ряд типичных пси­хологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:

1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-воз-можного» и «Я-деформированного»;

2) несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материаль­ного и морального поощрения;

3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;

4) противоречия между осознаваемыми и неосознава­емыми составляющими профессионального созна­ния.

Анализируя внутриличностные профессионально обусловленные конфликты, можно привести такие примеры: учитель считает себя прирожденным педа­гогом, наделенным математическими способностями, и преподает математику в старших классах. Ситуация бесконфликтная. Но вот если учительница считает себя музыкантом, но не попала ни в консерваторию, ни в театр, а вынуждена давать уроки пения, а то и просто работать в детском саду, то возникает внутриличност-ный конфликт. Он может приводить к разным послед­ствиям. Продуктивное разрешение конфликта — зна­чительное повышение профессиональной квалифика­ции и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница мучается сама и мучает других, но иных возможностей заработка нет, о переквалифи­кации речь также не идет — вот и живет человек в со­стоянии постоянной фрустрации.

В процессе профессионального становления лич­ности постоянно возникают проблемы самоопределе­ния: при выборе профессионального учебного заведе­ния, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т. п. — и всегда само­определение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути являет­ся личностным аспектом формирования профессиона­ла. Профессиональное самоопределение сопровожда­ется построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанно­му и самостоятельному представлению, корректиров­ке и реализации перспектив своего развития, готовно­сти рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значи­мые смыслы в конкретной профессиональной деятель­ности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные пла­ны, идеалы), что он есть (свои личностные и физичес­кие свойства), что он может (свои возможности, склон­ности), чего от него ждут коллектив, общество.

Список рекомендуемой литературы

Авдеев В,В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, кото­рые играют в игры: Психология человеческой судьбы.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профес­сиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

Климов Е.А. Психология профессионального само­определения. М., 1996.

Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учите-ля//Вопр. психологии. 1997. № 4.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психо­лога. М., 1993.

Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессио­нального и личностного самоопределения. М., 2002.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.