Содержание
1. Общая характеристика ощущений 2
2. Классификация ощущений 3
3. Общая характеристика восприятия 4
4. Цикличность восприятия 5
5. Восприятие пространства 6
6. Константность восприятия 7
7. Моторные процессы, как существенный компонент восприятия 8
8. Операции (уровни) перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание 9
9. Развитие восприятия в онтогенезе 10
10. Общее представление о памяти 11
11. Классификация видов памяти 12
12. Развитие памяти в онтогенезе 13
13. Мнемические действия как сущность развития произвольной смысловой памяти 14
14. Взгляды П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева и др. на проблему развития памяти в онтогенезе 15
15. Мышление как форма познавательной деятельности 16
16. Отличие мышления от непосредственно чувственного познания 17
17. Развитие мышления в онтогенезе 18
18. Понятие и функции речи 19
19. Полемика Л.С. Выготского и Ж.Пиаже по вопросу о сущности, природе, функциях и генетической судьбе эгоцентрической речи ребенка 20
20. Дискуссия о врожденности способности к усвоению речи у человека. 21
21. Общая характеристика понятия внимания 22
22. Концепция внимания П.Я. Гальперина 23
23. Виды внимания и их характеристика 24
24. Общая характеристика воображения 25
25. Функции воображения 26
26. Виды воображения 27
27. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Этапы создания образов (анализ полученных впечатлений и синтез) 28
28. Этапы развития воображения у детей 29
1. Общая характеристика ощущений
Ощущение – это отражение отдельных конкретных свойств, качеств, сторон предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии. Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздейст-вующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани раздражение вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее со-вершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга, и дает ощущение.
Сравнительная характеристика особенностей памяти младших школьников и подростков
... чего он образ». Это определение тесно сближает память с воображением: «Память, даже на мысли, не бывает без образа» ... становится экспериментальной психологией, и наряду с проблемой восприятия проблема памяти становится той проблемой, над которой усиленно ... А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 15. Эббингауз Г.О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. ...
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назван эту деятельность анализаторной, а системы, осуществляющие анализ раздражений, – анализаторами.
Каждый анализатор состоит из 2-х частей – центральной и периферической. Центральная часть любого анализатора – это мозговой центр в коре больших полушарий. Периферическая часть анализатора содержит: рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы пе-редаются в мозг. Каждый рецептор обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам, то есть к приему только определенных видов воздействия (свет, звук).
Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы, – реагируют на внешние раздражители) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы. – реагируют на изменения, происходящие внутри организма).
Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в связках, сухожилиях и мышцах, служащие для ощущения движения и положения тела и его частей друг относительно друга.
Атрибутами ощущений являются: качество, или модальность (зрительные ощущения, слуховые, тактильные и пр.); интенсивность, или сила; длительность.
2. Классификация ощущений
Английский физиолог Шеррингтон выделил три основных класса ощуще-ний: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.д.); 3) проприорецептивные, расположены в мышцах и сухожилиях; с их помощью получаем информацию о движении и положении частей тела.
Все экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые); обонятельные ощущения занимают промежуточное положение. Самой древней является органическая чувстви-тельность, затем появились контактные формы. Самые молодые – слуховые и зрительные. Наиболее значимыми для человеческой психики являются зрительные, слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, темпера-турные, болевые, жажды, голода.
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на светочувствительные клетки (палочки и колбочки) сетчатки глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...
... 2. Подобрать и адаптировать методики по исследованию зрительного восприятия объектов сложной формы. 3. Выявить особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у дошкольников с нарушениями зрения. ... головного мозга. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в ...
Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Три вида слуховых ощущений – речевые, музыкальные и шумы.
Обонятельные ощущения отражают запахи окружающих нас предметов. Рецептором являются обонятельные клетки в верхней части носовой полости.
Вкусовые ощущения вызываются действием веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы на поверхности языка, глотки, нёба.
Кожно-кинестетические ощущения делятся на виды: тактильные, темпера-турные, болевые, ощущения давления, фактуры поверхности и вибрации.
Интерорецептивные (органические) ощущения возникают от рецепторов во внутренних органах и сигнализируют об их функционировании (чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощуще-ний).
3. Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность = спо-собность отражать объекты и явления окружающего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целост-ность восприятия: в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Структурность восприятия: восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру. Константность восприятия – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни субъекта называется апперцепцией. Осмысленность: хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
4. Цикличность восприятия
Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физиче-ских раздражителей на органы чувств. У. Найссер использует для обозначения системы анализа сенсорной информации, которым мы руководствуемся в акте восприятия, термин «схема». Схема – это активный организатор опыта, который готовит субъекта к принятию информации строго определенного типа. Схемы по существу являются оперантом долговременной памяти и детерминируют вклад прошлого опыта (индивидуального и генетического) в наличное восприятие. Психика располагает арсеналом разнообразных схем, взаимодействующих друг с другом сложным образом. Более широкие (например, схема организации пространства) и более узкие (например, понятие «четвероногие животные»).
Решение практических психологических задач Ощущение
... слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании ... узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать ... задания испытуемым предлагали припомнить изображенные на карточках предметы и числа. Результаты эксперимента приведены в таблице. ...
Схемы как бы «вложены» друг в друга. Поэтому можно сказать, что восприятие является результатом взаимодействия схемы и наличного потока сенсорной информации.
Найссер предложил модель перцептивного цикла (цикла восприятия), которая объясняет, как мы используем схемы при восприятии мира. Модель Найссера включает в себя три составляющих, закономерно взаимодействующих между собой: схему, исследование и объект внешнего мира.
Схема – это та часть перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию и сама изменяется под влиянием этой информации. Схема направляет исследовательскую активность, благодаря которой открывается доступ к новой информации, вызывающей, в свою очередь, дальнейшее изменение схемы. Схемы формируются и развиваются по мере накопления опыта. С……..