Сравнительная характеристика особенностей памяти младших школьников и подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у младших школьников и подростков в психолого-педагогической литературе.

1.1. Проблема памяти в работах отечественных и зарубежных ученых.

1.2. Особенности памяти младших школьников.

1.3. Особенности памяти подростков.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти младших школьников и подростков.

2.1. Организация эксперимента.

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных.

Заключение

Приложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и больше: она основа всякого познания. И по мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу произвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.

Рубинштейн писал: «Без памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Без памяти невозможно нормальное функционирование личности человека, общества[14].

Трудно переоценить значение памяти в нашей повседневной жизни. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И. М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Таким образом, всем, чем мы овладеваем в процессе социализации, весь наш интеллектуальный потенциал, — все зиждется на памяти. Не было бы памяти — не было бы опыта, не появилась бы возможность для обучения, а информация, полученная от наших органов чувств, могла бы обеспечивать функционирование человека лишь на уровне инстинктов.

Цель: подобрать методики для сравнения особенностей памяти младших школьников и подростков.

Гипотеза: предположим, что память у подростков и младших школьников имеет свои особенности.

8 стр., 3524 слов

Экскурсия — помощник развития памяти младших школьников

... детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». 2) Активно ... , что превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в ...

Предмет исследования: память.

Объект исследования: особенности памяти младших школьников и подростков.

На основании цели и гипотезы, задачами данного исследования являются:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме памяти младших школьников и подростков.

· Подобрать методики, направленные на изучение памяти.

· Проведение исследования и анализ полученных данных.

Для выявления особенностей памяти мною были выбраны следующие методики:

v Для младших школьников

? Методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия

? Оценка кратковременной образной памяти.

v Для подростков

? Методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия

? Оценка кратковременной образной памяти.

Экспериментальное изучение особенностей памяти младших школьников и подростков проводилось на базе МБОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова"

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у младших школьников и подростков в психолого-педагогической литературе.

1.1. Проблема памяти в работах отечественных и зарубежных ученых.

Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие. При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти[9, 11, 13, 14, 15, 16, 19].

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

Память человека, с точки зрения Жане, направлена на овладение временем, поэтому можно сказать, что она уже является своего рода палеоскопом. Прошлое сохраняется благодаря памяти. «Мы не знаем, существует ли время, если-да, то как, но мы знаем, что человеческий разум создал память как попытку его преодоления» [8].

В «Психическом автоматизме» [9] первой своей значительной работе, Жане выделял два вида памяти: элементарную чувствительную (воспоминание известного ощущения) и сложную, интеллектуальную (заключается в воспоминании сложных идей и может существовать у человека только благодаря дару речи).

17 стр., 8152 слов

Формирование произвольной памяти младших школьников

... : влияние мнемических процессов на развитие произвольной памяти младших школьников. Цель: изучить особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста и разработать рекомендации по повышению ... положено работами французских ученых , в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание , переработку ...

Исследуя элементарные проявления психического, рудиментарные формы сознания, он большей частью имел дело с чувствительной памятью. Жане изучал возвращение исчезнувших, отсутствующих в состоянии бодрствования воспоминаний в сомнамбулическом состоянии. Он пришел к выводу, что существенным элементом воспоминания служит «образное воспроизведение ранее испытанного ощущения» [8]. Память и ощущение, амнезия и анестезия, оказываются тесно взаимосвязаны в понимании раннего Жане. Сложные психические явления у каждого человека в каждый момент его жизни слагаются из образов разных модальностей, и их воспоминание зависит от воспроизведения соответственных элементарных образов. «Если почему-либо образы эти не могут больше быть воспроизведены, то и все связанные с ними воспоминания исчезают и, хотя человек может еще мыслить и говорить при помощи новых образов, он уже не помнит больше прежних своих мыслей и слов. Если же сделается почему-либо возможным оживление старых образов, то в памяти субъекта вновь всплывут все прежние воспоминания. И это делается возможным лишь тогда, когда наступает прежнее состояние общей чувствительности. Запоминание или забывание сложных явлений зависит, следовательно, от большей или меньшей устойчивости общего состояния чувствительности» [8], а изменения памяти — от колебаний чувствительности.

Блонский в своей книге проносит проблему памяти от античности до современности. Изучив работы Аристотеля, Платона, Гегеля и других, он пишет:

«Проблема памяти — ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, намять есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». Это определение тесно сближает память с воображением: «Память, даже на мысли, не бывает без образа» (по Аристотелю, «и думать невозможно без образа»).

3 стр., 1319 слов

Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)

... психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990 Семинар №3 (2 часа) Память Теоретические вопросы: Общее представление о памяти, классификация памяти. Основные процессы памяти ... .: Просвещение. 1990 6. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. 7. Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976. Семинар № 2 Познавательные процессы (4 часа ...

Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается «как бы отпечаток», «как бы картина""[1].

У Платона и неоплатоников проблема памяти и воспоминания не только психологическая, но в первую очередь философская проблема, так как она теснейшим образом связана с общей проблемой знания и истины: истинное знание есть воспоминание об идеальном мире. Точно так же и у Аристотеля, стоиков и эпикурийцев проблема памяти тесно связана с общей философской проблемой опыта. Философской остается эта проблема и в новое время.[1]

Во второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией, и наряду с проблемой восприятия проблема памяти становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.

И вот в конце нашего обзора истории проблемы памяти мы стоим перед прямо противоположными утверждениями: с одной стороны, память — «всеобщая функция организованной материи», с другой стороны, «память — человеческая, она существует только у людей, и даже не у всех». Что означает это противоречие? Как преодолеть его? На почве эмпирической психологии это неразрешимо. Представители ее либо сводили все виды памяти, игнорируя своеобразие их, к чему-либо одному (так поступали ассоциационисты), либо, игнорируя связь их, ограничивались лишь противопоставлением. Иначе и быть не могло в …

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о ... Уровни проявления способностей. Проблема развития способностей в онтогенезе. Проблема одаренности. Способности — ... , мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности ...

Список литературы.

1. Блонский П.П.Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

2. Выготский Л. С.Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.

4. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981

5. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

6. Джемc, У. Психология [Текст]: книга для психологов и читателей, интересующихся проблемами психологии / У. Джемc — М.: Педагогика, 1991.-368 с.

7. Жане, 1913.

8. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. М, 1913.

9. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.

10. Леонтьев А.Н."Развитие высших форм запоминания". М., 1983 г.

11. Мухина В. С — Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — М.: Академия 1998 г.

12. Реан А.А. Психология подростка- СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003 г.

13. Рубенштейн С.Л."Основы общей психологии". В.2т-т1. М., 1989 г.

14. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

15. Эббингауз Г. О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова — М., 1979.

16. Лурия А.Р. — Маленькая книжка о большой памяти — М.: Изд. МГУ 1968 г.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 2002. — 374 с.

3 стр., 1312 слов

Педагогическая возрастная периодизация

... Физического воспитания Реферат по дисциплине: Физическая культура «Педагогическая возрастная периодизация» Выполнил: студент 2 курса группы 122422 ... Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными ... уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector