Контрольные вопросы для самопроверки. Какие стороны составляют основу общения

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие стороны составляют основу общения?

2. Дайте определение перцептивной стороне общения.

3. Что представляет собой восприятие?

4. По каким каналам распространяется восприятие?

5. Перечислите ошибки восприятия.

6. В чем суть коммуникативной стороны общения?

7. Выделите особенности интерактивной стороны общения.

8. Сколько типов взаимовлияний существует?

9. Выделите ключевые слова в определении «межличностные отношения».

10. Дайте характеристику кооперации как виду взаимодействия.

Сущность конфликта

Человек живет и развивается в общении с другими людьми. В процессе взаимодействия складываются различного рода отноше­ния, иногда позитивные, а нередко негативные, порождающие непонимание, противоречивость взглядов. Конфликты являются закономерным отражением нашей жизни. Меняется жизнь, из­меняются условия, формы, причины конфликтов. Прожить без конфликтных ситуаций практически нереально, но можно смяг­чить последствия конфликта, сориентировавшись в его сущности.

Конфликтстолкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противо­речий, нередко имеющих личную значимость для каждого из пред­полагаемых участников. Столкновение противоположных интере­сов приводит к спору, а чаще всего к борьбе.

При таком подходе к оценке функций конфликта неизбежно возникает вопрос о благе конфликта. Социум подчиняется ряду философских законов, один из которых называется законом един­ства и борьбы противоположностей. Следуя логике этого закона, можно сказать, что конфликт, как и всякое социальное явление, и хорош, и плох. Если брать во внимание общественное мнение, то конфликт рассматривается как отрицательное явление, его по­следствиями чаще всего бывают стресс, разрыв отношений, неред­ко болезнь.

Существует мнение, что конфликт — постоянный и необходи­мый компонент социальных отношений. Его полезность в этом случае определяется тем, что в нем так или иначе разрешается про­тиворечие.

Говоря о значимости конфликта, выделяют два уровня его рас­смотрения и анализа:

Психологический уровень. В конфликте всегда участвуют конкрет­ные люди, находящиеся на момент конфликта в различных ролях,

обликах, поэтому любой конфликт — это рассогласование в сфе-межличностных отношений.

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

... регулирования подобных конфликтов. Цель данного исследования: изучение конфликтов и разработка способов управления конфликтами в процессе педагогического взаимодействия. Объект исследования – конфликты в коллективе ... интерес к проблеме разрешения конфликтов любого уровня, начиная от конфликтов в области международных отношений и до внутриличностных конфликтов, а профессионалы-конфликтологи создали ...

Социологический уровень. Преобладает при анализе группового, ссового, общественного конфликта, в основе его лежат группо-

противоречия. Рассматривать сущность конфликтов следует с определения его

тающих.

I Итак, начинается конфликт его участниками— субъектами, не-цственно вовлеченными в конфликт. Они могут реализовать как:

I,— противник, т. е. человек, постоянно придерживающийся в 1фликте противоположной точки зрения по сравнению с другой , эной и никогда не идущий на компромисс;

оппонент, т. е. человек, имеющий отличную от противобор-
эщей стороны точку зрения и способный при определенных
эятельствах найти оптимальное решение;

конфликтная личность, которая нередко вовлекает всех в кон-

но при этом сама в нем не участвует. Такой человек часто гется инициатором конфликта, поэтому следует обратить вни-де на следующую характеристику. У конфликтной личности ясутствует неадекватная оценка своих возможностей и способ-гй, неважно какая — высокая или низкая, но всегда противо-дожная той, которая есть у окружающих; преобладает стремле-доминировать во всем, даже когда это невозможно, ясерватизм мышления, взглядов, нежелание преодолеть устарев-традиции, как и излишняя принципиальность и прямолиней-раздражительность, обидчивость и другие эмоциональные вества личности, делают человека неспособным на адекватную

дно в решении создавшейся проблемы. Конфликтность человека нередко определяется его психологи-

Конфликт— столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт служит способом выявления и разрешения противо­речий, нередко имеющих… При таком подходе к оценке функций конфликта неизбежно возникает вопрос о благе конфликта. Социум подчиняется ряду…

Типом.

Первый тип личности — агрессивное поведение в социальных взаи-ействиях. Он свойственен людям с эмоциональной неустойчи-ью и тревожностью, которые стремятся компенсировать это де-ястрацией решительности, выраженной нередко в грубости, . церемонности, подчеркивании своей значимости. | Второй тип личности — это жертва конфликта. Он провоци-возникновение напряженности в отношениях между людьми. , Есть еще типология личности в конфликте, которая строится .характеристике модели поведения участников.Первый тип — деструктивный. Он характеризует субъекта, склон-к развязыванию конфликта и усилению его, вплоть до физи-кого уничтожения. В быту это эгоист, зачинщик ссор, на рабо-месте — кляузник.

Второй тип — конструктивный. Человек ищет способы обоюд-удовлетворения интересов, находит посредника или предпри­нимаетряд других последовательных действий, способных снять Напряженность.

Третий тип — конформный. Люди, принадлежащие к этому ти­пу, действуют в конфликте путем уступок, подчинения, но не про­должения борьбы.

Психологический тип влияет на характеристику различных лю­дей, участвующих в конфликтах, и происходит деление их на не­сколько категорий(Г. Ликсон).

Борцы любят противоборство, причем иногда не ради победы, а ради самого процесса. Свою позицию они отстаивают громоглас­но, благодаря своей тактике напора часто побеждают, но могут и признать поражение, так как удовлетворены самим ходом борьбы.

6 стр., 2588 слов

Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации 2

... не существует жестко очерченной границы между различными видами конфликтов. 3. Типичные стили поведения в конфликте При взаимодействии людей на работе, дома, в транспорте, магазине неизбежно возникают ... различные способы оценки способов и результатов деятельности, а также личности друг друга). Межличностный конфликт происходит и по личностными психологическими причинам и проявляется как ...

Максималисты правы во всем, они испытывают неконтролиру­емую потребность в этом, придерживаются только своей позиции, если проигрывают или идут на компромисс, то остаются недоволь­ными.

Миротворцы идут на компромиссы, чтобы снизить напряжение, пытаются создать видимость согласия, даже если проблема реше­на неправильно.

Нейтралы не занимают никакой позиции, избегают конфрон­тации даже старательнее, чем миротворцы, имеют свою внутрен­нюю позицию, но не выражают ее, поэтому уладить конфликт окончательно с ними практически невозможно.

Реалисты рассматривают неудачу как новую возможность жить полной жизнью, ищут шанс уладить дело как только возможно. Знают, что взаимоотношения и позиции — вещи разные. Стиль поведения человека в конфликте(В. Н. Лавриненко) Каждому человеку свойственна определенная манера или стиль поведения. Он выражается в той мере, в какой человек хочет удовлетворить свои потребности и интересы другой стороны. Че­ловек реализует их через систему действий. В зависимости от на­правленности все действия сторон в конфликте можно разделить на действия пассивные или активные, индивидуальные или сов­местные.

Стиль конкуренции — человек стремится во что бы то ни ста­ло удовлетворить свои интересы. Делается ставка на выгодное для себя решение конфликта.

Стиль сотрудничества — его основу составляет долгосрочное взаимовыгодное решение. Этот стиль требует интеграции точек зре­ния и личностной вовлеченности участников.

Стиль компромисса — урегулирование разногласия достигается путем взаимных уступок. Более поверхностный стиль, чем сотруд­ничество.

Стиль уклонения — проблема не столь важна для человека, у него нет сил и желания тратить время на ее решение или, наобо­рот, нужно выиграть время, чтобы найти наиболее оптимальный выход из конфликта.

Стиль приспособления — совместные действия с другой сторо­ной без попытки отстаивания своих интересов, наблюдается неко­торая жертвенность, так как человек не обладает либо достатомной властью, либо информацией, чтобы решить конфликт в свою пользу. Этот стиль проявляется при ситуации, когда мало шансов на победу или считается, что худой мир лучше доброй ссоры.

По тому, какие цели ставит человек, в конфликте различаются:

стиль поддержка/покладистость проявляется в готовности к
| сотрудничеству;

стиль осторожность/сдержанность выражается в рассудитель-
яости, склонности к систематизации;

стиль властность/инициативность — это упорство и настой-
вость;

стиль приспособление/дружелюбие проявляется в упорстве, гиб-
эсти, тактичности.

Конфликт возникает из-за несовместимости, противоречивости тересов, взглядов противоборствующих сторон на одну и ту же эблему. В решении проблемы отражаются противоречияучастни-рв конфликта. Они возникают в сфере знаний, умений, навыков, •»собностей, личностных качеств; эмоциональных состояний че-ека; мотивов, потребностей, ценностных ориентиров личности; понимании и интерпретации информации; в рассогласовании (Внок и самооценок.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ... Принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действия и с его результатом. 2. Контроль – способность господствовать над обстоятельствами. ...

‘Противоречие выходит на поверхность в конфликтной ситуации,I, в момент скрытого или открытого противоборства участников «ликта, каждый из которых имеет свои цели, мотивы и сред-, или способы решения проблемы.

«онфликтная ситуация может сложиться объективно, помимо противоборствующих сторон, а может быть вызвана кем-то ренно. Но при этом важно отметить, что каждая конфликт-Ситуация имеет объективное содержание, так как определяет-жсходящими в действительности событиями и зависит от то-исую интерпретацию этим событиям даст каждая сторона и частник конфликта начинает действовать. «~ решения конфликта очень важным является характер вос-конфликтной ситуации ее участниками. Она ощущается вктивно понятная. Выражается это в том, что стороны вос-цают ее как таковую, но с существенными отклонениями от Ительности, например со значительным преувеличением мас-I возникшей проблемы. Возможно и ложное, неадекватное ™»е конфликтной ситуации, которое часто связано с не-м истолкованием слов и поступков, двусмысленностью , искажением контекста общения, интерпретацией не-енных действий как умышленных. Выделяют такие ошиб-ятия конфликтной ситуации, как:

ьпюзия собственного благородства» заставляет человека I, что он является жертвой злобного противника, а сам ве-Г,* образцово.

, «Поиск соринки в глазу другого» вынуждает человека акцен-«*ТЬвнимание на мельчайших подробностях поведения, реп- лик оппонента, в то время как на собственное поведение внима­ние не обращается, вопрос: «А как вели себя вы?» — вызывает бурную реакцию и ответ: «Мы разбираем не мое поведение!»

3. «Двойная этика» — человек приукрашивает собственное по­
ведение даже перед самим собой; оно всегда разумно, правильно,
уважительно, а соперник, наоборот, невежда и хам.

4. «Все ясно» заставляет человека упрощать ситуацию.

Следует заметить, что, реагируя на сложившуюся ситуацию, че­ловек действует в соответствии со своими взглядами, иногда осо­бенностями характера, поэтому следующим компонентом конфлик­та можно считать инцидент— действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обост­рение противоречий и начало борьбы между ними.

Этапы конфликта

Как всякое явление, конфликт имеет динамику и развивается согласно определенным этапам. Конфликту как таковому может предшествовать латентная (скрытая) стадия, в которой есть все элементы конфликта, кроме внешних действий (инцидента).

На этой стадии происходит возникновение объективной конфликтной ситуации. Затем участники осознают свои интересы в конфликте. Потом конфликтующие видят препятствия для удовлетворения сво­их интересов, которые могут вытекать из объективной ситуации, безотносительно к позиции других людей, но ими становятся и собственные личные качества участников конфликта. Еще одно препятствие — это внешнее препятствие, оно персонифицировано в лицах. Следующий момент — это осознание соответствующих препятствий, мешающих осуществлению своих интересов. Завер­шается латентная стадия тем, что участники конфликта начинают предпринимать конкретные шаги для отстаивания своих интере­сов. Отрицательные действия противоположной стороны — это на­чало конфликта. Наличие конфликта становится очевидным для каждого из участников; действия становятся практическими, при­обретают конкретную внешнюю форму; о конфликте становится известно третьим лицам, которые в определенной степени могут повлиять на его исход.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

... разрешения конфликтов Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может ...

Вторая стадия конфликта — это стадия внешних действий. Все действия человека в конфликте можно разделить на основные, на­правленные на предмет противоборства и изменяющиеся в зави­симости от противоречий в конфликте, и вспомогательные, обес­печивающие выполнение основных. С объективной точки зрения внешние действия могут быть разделены на две группы: наступа­тельные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении, направлены на прямое ущемление интересов противоположной сто­роны. Оборонительные заключаются в защите. Есть еще третий вид действий, которые достаточно часто появляются в конфлик­те, — это отступление, отказ от борьбы, выраженный во временном уходе от конфликта. Это своеобразная уловка, используемая для последующих наступательных или оборонительных действий. Исходя из конкретной направленности наступательных и обо­ронительных действий в конфликте, следует выделить несколько их разновидностей, которые выражают разные типы противобор­ства участников:

— действия, направленные на захват или удержание спорного
объекта (ссора из-за красивой новой игрушки: один ребенок пы-

; хается ее удержать, другой — отнять);

— создание помех и причинение косвенного вреда (папа смот­
рит телевизор, а ребенок пытается ему помешать, несмотря на
настойчивые просьбы отца);

— слова-саботажники общения (угрозы, приказы, негативная
критика, оскорбительные прозвища), слова-должники («должен»,
«обязан», «ты не можешь не сделать»), несвоевременные советы,

оревнование и действия, которые провоцируют обиду (подчине-ие и захват объекта), они выражаются в разных формах диктата ограничений свободы субъектов (жесткий контроль);

— насилие (прямой физический ущерб), проявляющееся в при-
нении боли, нанесении телесных повреждений.

Третья стадия конфликта — это угрозы. Они ориентированы то, чтобы принудить противника содействовать своим целям, едставляют собой сообщения, сигнализирующие о возможности зникновения негативных последствий, если не будут выполнены ветствующие условия. В определенном смысле угроза — это .ляция к здравому смыслу и чувствам противника и средство действия на него. Угрозы чаще всего выражены в борьбе, но быть и на переговорах. Формула угроз очень проста: «Если . сделаешь, то…»

|Четвертая стадия — динамика борьбы. Если ни одна из сторон «пошла на уступки или была попытка уклонения от столкнове-I, начинается противоборство. Борьба представляет собой чере-•ше наступления и обороны с применением различных средств, иьзуемых как непреднамеренно, так и сознательно контроли-к. Конфликт или развивается в позитивном направлении, или „.и усиливается и обостряется.

10 стр., 4983 слов

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

... стадию конфликтных действий; ·                стадию снятия или разрешения конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более ... деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его ...

фятая стадия эскалации конфликта — это стадия интенсифи-борьбы по методу раскручивания спирали, когда действия стороны сопровождаются контрдействиями другой. Эскала-„_ „лает, когда сталкиваются деструктивные модели поведе-)на может быть охарактеризована как такое прогрессирую-времени изменение конфликта, при котором последующие Вительные воздействия сторон на интересы друг друга выше енсивности, чем предыдущие.

ериями различения этапов в динамике конфликта можно .„._ величину эмоционального напряжения, как межличност->, так и внутриличностного. В соответствии с этим выделяются такие стадии конфликта, как (Е. Е. Вендрова):

 

1. стадии возникновения конфликтной ситуации

2. Стадия усиления конфликтной напряженности

3. Стадия высокой степени эмоциональной напряженности.

4. стадия собственно конфликта

5. Стадия разрешения конфликта

6. стадия послеконфликтного периода

Динамика конфликта прослеживается в моделях конфликта

1. Модель «Деловой спор»

2. Модель «Формализация отношений»

3. Модель «Психологический антагониз

Вторая стадия конфликта — это стадия внешних действий. Все действия человека в конфликте можно разделить на основные, на­правленные на предмет… — действия, направленные на захват или удержание спорного объекта (ссора из-за… ; хается ее удержать, другой — отнять);

Стратегии разрешения конфликта

Конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому го­ворят о завершения конфликта и его разрешении. Под заверше­нием конфликта понимается всякое его окончание, прекращение. Разрешение предполагает положительное действие самих участни­ков конфликта или третьей стороны, прекращающее противобор­ство мирными или силовыми средствами. Положительные дейст­вия — это стратегии, с помощью которых участники конфликта пытаются найти оптимальное решение.

Различают несколько стратегий разрешения конфликта.

Стратегия выиграть/проигратьстратегия борьбы, которая ча­ще всего лишь усугубляет конфликтную ситуацию. При этом до­минируют установки на то, что противоборствующие стороны вы­ступают как противники, основное стремление которых направлено на обязательный выигрыш, победу для получения одностороннего преимущества. Соперники воспринимают другого как вещь, сред­ство для достижения собственных целей, проявляют к нему нетер­пимость, для них другой всегда хуже, слабее. При этой стратегии основными средствами достижения результата являются насилие (открытое — в виде подавления, скрытое — манипуляция) или хитрость (обман, уловки, трюки).

Стратегия компромисса рассматривается и как прием, и как стратегия и выражается в том, что каждая из сторон согласна пой­ти на уступки и готова потерять часть для сохранения целого. Не­редко раздел пополам воспринимается как самое справедливое ре­шение, но при этом компромисс имеет некоторые недостатки: одна сторона раздувает свою позицию, чтобы потом казаться великому­ченицей; кто-то из участников конфликта намеренно сдает свои позиции раньше другого.

Стратегия уклонения создает видимость благополучия, причи­ны конфликта загоняются вовнутрь, он лишь усугубляется. Для этой стратегии характерны такие способы решения, как уход и по­давление. Уход означает физический или эмоциональный отказ от конфликта, выражается в молчании, демонстративном, обиженном удалении, игнорировании обидчика, затаенном гневе. Подавление выражается в попытке поддержать добрые отношения любой це­ной. При этом человек делает вид, что все в порядке, продолжа­ет действовать как будто ничего не произошло, подавляя тем са­мым все негативные реакции.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... Е. Я заранее продумаю свою жизнь так, чтоб такой ситуации не возникало (выявляет использование стратегии избегания). Ж. Выберу план действий и буду ему следовать ... происходящем что-то хорошее (выявляет использование стратегии позитивной переоценки ситуации). Интерпретация полученных данных В опроснике представлены следующие типы ситуаций: обнаружение смертельной болезни; измена; потеря средств ...

Стратегия выиграть/выиграть, или стратегия соглашения или сотрудничества, — самая сложная из всех перечисленных. В ней оппонентам удается подняться над ситуацией, найти принципиаль­но новый способ решения проблемы, дающий возможность выиг­рать обеим сторонам. Здесь все действия участников конфликта направлены на сбалансированность интересов. При данной стра­тегии участники конфликта выступают в роли равноправных парт­неров, проявляющих терпимость к качествам другого. Здесь при­сутствует установка на изменение ситуации, а не партнера, принимается и понимается значимость другого. Поэтому основны­ми средствами достижения результата являются различного рода соглашения, переговоры, договоры, а воздействие на партнера бы­вает косвенным, не наносящим ущерба другому человеку. Страте­гия выиграть/выиграть имеет четыре последовательных шага в ре­шении конфликта:

1. Выясняется наличие совместимых или противоположных по­
требностей, определяется причина конфликта.

2. Определяется степень разногласий и способы перевода их в
другие аспекты.

3. Ищутся возможные варианты решения возникшей проблемы
как одной, так и другой стороной.

4. Из всех предложенных вариантов выбираются те, которые
взаимовыгодны обеим сторонам и предполагают долговременное
сотрудничество.

Стратегия выиграть/выиграть строится на конструктивном под­ходе. Его суть заключается в изменении отношений между участ­никами конфликта на основе свободного выбора. Никто никому ничего не должен. При сотрудничестве предполагается следующая последовательность изменений в системе отношений:

1. Обозначается, что именно не устраивает обе стороны во взаи­
моотношениях. Используется так называемый «мы-подход»: не его
и меня, а нас не удовлетворяет то-то.

2. Намечаются возможные пути изменений в отношениях. Ка­
ким должен быть минимум изменений? Как нужно изменить ус­
ловия взаимодействия? Чему необходимо доучиться, чтобы обрес­
ти навыки для улучшения ситуации?

3. Ответы на вышеперечисленные вопросы позволяют внести
соответствующие изменения в поведение противоположных сторон
конфликта, а затем определить, насколько новые отношения спо­
собствуют сотрудничеству и соответствуют желаниям оппонентов.

4. Если новые отношения не приносят удовлетворения, то про­блема возникает повторно. Здесь приходится отвечать на вопросы: какие затруднения возникли? Что теперь не устраивает нас? Сле­дует заметить, что одной из сторон нужно намеренно обдумать со­ответствующую стратегию и реализовывать последовательность из­менений совместно с партнером.

Позитивное поведение основывается на определенных приемах, основу которых составляет принцип «не нажимать в ответ»:

5 стр., 2493 слов

Тестовый контроль знаний по модулю «Психология конфликта»

... опыта; г) ухудшение психологического микроклимата. 36. Ситуация взаимодействия участников конфликта «выиграть – выиграть» обусловлена стратегией поведения, которая носит название: а) компромисс; г) приспособление; б) ... поведения члена коллектива групповым нормам, целям, интересам, ценностям микросоциума возникает конфликт а) внутриличностный; в) межгрупповой; б) межличностный; г) межсубъектный. 40. ...

1. Не нападайте на позицию своих оппонентов, загляните за
нее.

Он означает, что не следует отвергать позицию другой сторо­ны, как и не следует принимать ее безоговорочно. Надо выяснить принципы, взятые за ее основу, а затем предложить свой вариант решения проблемы.

Выяснять возникшие проблемы можно и «техникой бумеран­га». Отрицательные эмоции можно снять, повернувшись лицом к оппоненту. Ему следует задать уточняющие вопросы: «Ты понима­ешь, как могут быть восприняты твои слова?», «Что ты имеешь в виду?», «Не понял, о чем ты говоришь?».

2. При возникшем конфликте в ситуации переговоров не за­
щищайте свои идеи, поощряйте критику и советы.

Защита может повлечь за собой негатив, лучше направить все в русло конструктивной критики, а обращение за советом несколь­ко поумерит пыл настойчивых оппонентов, так как ответить на во­прос «Что бы вы сделали на моем месте?» — значит в некоторой степени взять на себя груз ответственности, а это не всякому за­хочется сделать.

3. Превращайте нападение на вас в атаку на проблему.
Лучше предоставить оппоненту возможность «выпустить пар».

Внимательное слушание поможет уяснить суть претензий противо­положной стороны, а также создаст ситуацию, при которой мож­но показать, что проблема воспринята и понята.

4. Задавайте вопросы и делайте паузы.

Это надо для того, чтобы дать возможность противоположной стороне изложить свои аргументы. Совет реализуется с помощью техники активного слушания, в частности эхотехники. Это сред­ство для создания благоприятного эмоционального фона, понима­ния и в тех случаях, когда очевидны слабые места в претензиях оппонента. Вместо крика, гнева, раздражения, запланированных «противником», наблюдается противоположная реакция — вежли­вость и самообладание.

Еще один прием — молчание, которое создает впечатление безысходности. Другая сторона испытывает неловкость от молча­ния, так как не видит активной реакции, и будет искать выход из создавшегося положения.

Сделать паузу позволит прием равнодушия. Зачастую люди стре­мятся к тому, чтобы на них обратили внимание, и не могут тер­петь равнодушия по отношению к себе. Поэтому, выслушав заме чание, лучше притвориться, что это неинтересно, демонстративно или небрежно бросив реплику типа: «Это уже никого не волнует».

5, Обращение к третьей стороне эффективно, если не удалось перевести конфликт в переговоры.

Ряд приемов основывается на том, чтобы обезвредить напада­ющего и направить его отрицательную энергию в нужное русло и при этом не нанести ему повреждений:

1. Идите «в струю» с энергией, не сопротивляйтесь ей.

2. «Танцуйте», т. е. перенаправляйте энергию нападения в по­
ложительное русло. Помогите партнеру сказать то, что он хочет, а
не то, чему противится. Признайте его законные притязания. При­
ветствуйте их энергию как потенциальный вклад в решение про­
блемы: «Я так рад, что вы об этом упомянули. Мы должны учесть
ваше замечание».

3. Конечная цель — забота о партнере и уважение к нему.
Другие приемы позволяют перевести в конструктивное русло

даже самые жесткие нападки. Их основу составляют реакции на критику:

1. Вначале — сочувствие. Чтобы определить позицию критика,
следует задавать ему уточняющие вопросы, но с интонацией со­
чувствия.

21 стр., 10208 слов

Семейные конфликты и их причины

... столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и ... губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты — это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы ...

2. Разоружение критики: можно убежать, но это означает по­
терю самоуважения; можно отстреливаться, но это вызывает яро­
стное нападение; можно умело обезоружить противника, т. е. най­
ти способ согласиться с ним.

Разрешение конфликта — важный момент во взаимоотношени­ях между людьми, но гораздо более разумно и полезно предупреж­дение конфликта, которое заключается в воздействии на сущест­вующие элементы конфликта: участников, мотивы их поведения, объекты, силы, средства.

Предупредительная деятельность может быть весьма разнооб­разной. Одним из ее аспектов является устранение причин конфлик­та на общесоциальном и психологическом уровнях. На общесо­циальном уровне речь идет о выявлении и устранении крупных экономических, социальных, политических факторов. Психологи­ческий уровень связан с воздействием на мотивацию участников, блокирование их первоначальных агрессивных намерений.

Люди живут и общаются на разных уровнях, так как одновре­менно являются сослуживцами, соседями, членами семьи, поэто­му наиболее надежный способ предотвратить конфликт — это ми­нимальное сотрудничество. Поддержать, усилить, укрепить его помогут такие методы, как:

— согласие, предполагающее, что возможного будущего про­
тивника вовлекают в дело;

— практическая эмпатия, предполагающая вхождение в поло­
жение партнера, понимание его трудностей;

— сохранение репутации партнера, предполагающее уважитель­
ное отношение к нему, несмотря на расхождение интересов;

 

— взаимное дополнение, выражающееся в использовании та­
ких черт, которых нет у другого субъекта;

— исключение социальной дискриминации — означает недопу­
щение подчеркивания различий между партнерами по общению,
превосходства одного над другим;

— разделение заслуг — предполагает, что в тактических целях
заслуги разделяют между всеми участниками конфликта;

— психологическое настраивание — предполагает своевремен­
ное оповещение партнера о возможных переменах;

— психологическое поглаживание — предполагает поддержку
хорошего настроения для сохранения деловых взаимоотношений.

Различают несколько стратегий разрешения конфликта. Стратегия выиграть/проиграть — стратегия борьбы, которая ча­ще всего лишь… Стратегия компромисса рассматривается и как прием, и как стратегия и выражается в том, что каждая из сторон согласна…

Виды конфликтов

Разновидностей конфликтов достаточно много. Психологиче­ский подход к их определению строится на позиции, основу ко­торой составляет утверждение о том, что конфликт — это осо­бого рода терзания, заставляющие разум разрываться между дву­мя противоположностями. Выделяют четыре видатаких терзаний(Ч. Диксон):

1. Конфликт «приятноеприятное». Это конфликт лучшего с
хорошим. Нужно сделать выбор из двух или более вариантов, каж­
дый из которых желательный. (Пример: ребенку дано право выбо­
ра игрушки в магазине, но только одной.)

2. Конфликт «неприятное — неприятное». Это конфликт худше­
го с плохим. В нем любой из вариантов нежелателен или непри­
емлем по тем или иным причинам. (Пример: колебания солдата,
которому приходится стрелять. Если выстрелит — нарушит нрав­
ственный принцип «не убий», а не выстрелит — убьют его самого.)

3. Конфликт «приятное — неприятное». Это конфликт, выражен­
ный словами «хороший — хороший, но плохой». Его основа —
различного рода сомнения, одновременно и притягательные и от­
талкивающие. Лучший выход из сложившейся ситуации — ниче­
гонеделание. (Пример: ребенок колеблется: сказать — не сказать
правду? Или будешь ябедой, или накажут за проступок.)

4. Конфликт «два приятных — неприятных». Это конфликт хо­
рошего с плохим. Решение содержит и плюсы и минусы. (При­
мер: абитуриента приняли в два колледжа. В первом — хорошее
учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, инте­
ресная студенческая жизнь, но плата за обучение достаточна вы­
сока. Во втором колледже нет этих преимуществ, но зато плата го­
раздо ниже.)

Эти психологические терзания находят свое отражение во мно­гих существующих классификациях конфликтов. Вот некоторые из них.

Первая классификация(Н. Ф.Вишнякова) разделяет их на: 1. Производственно-деловой. Проблемная ситуация, провоциру­ющая конфликт, возникает из-за явных нарушений производствен­ного цикла (брак, сбои в режиме работы и т. д.).

Внутренними же причинами его являются противоречия, возникшие на производ­ственной основе, отсутствие сотрудничества, авторитарное управ­ление, конкурентная борьба.

2. Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация появляет­
ся как следствие несовместимости целей, ценностей и норм, ко­
торые люди пытаются реализовать во взаимоотношениях. Внутрен­
ней причиной являются внутриличностные противоречия,
несовместимость характеров, столкновение противоположных ин­
тересов.

3. Межгрупповой конфликт. Возникает на основе конфликта раз­
ных социальных групп, которые преследуют несовместимые цели
и своими действиями препятствуют друг другу. Разновидностями
такого конфликта является ролевой и казуальный конфликты. Ро­
левой возникает из невозможности исполнения человеком двух и
более несовместимых ролей, типов поведения. Казуальный — это
ситуативный конфликт, в основе которого лежит одна или несколь­
ко причин. Он возникает спонтанно.

4. Внутриличностный конфликт. Появляется при столкновении
противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и
того же человека. В его основе лежит негативное психическое
состояние личности, возникающее из-за страха за собственную
безопасность, недостаточного общественного признания, чувства
обиды, зависти, мести, разочарования, завышенной самооценки
и т.д.

Конфликты разделяют на деструктивные, т. е. разрушающие, подрывающие взаимоотношения изнутри, и конструктивные, т. е. творческие. Они способствуют нормализации взаимоотношений и стимулируют возникновение нововведений.

Вторая классификация(В. И. Курбатов) разделяет конфликты на:

1. Открытый и скрытый конфликты. Открытый конфликт про­
является в виде прямого противоборства, явно выраженной борь­
бы, а средствами его реализации служат и слова, и действия. Скры­
тый — основан на несовместимости чувств, ценностей, решений,
это тлеющий конфликт.

2. Мотивационный конфликт. Возникает из-за рассогласований
в сфере потребностей человека. Основу такого конфликта состав­
ляют стремление принадлежать к определенному референтному кру­
гу, чувство престижа или собственного достоинства.

3. Коммуникативный конфликт. Это следствие барьеров обще­
ния, когда допущенные ошибки не исправляются, а просчеты воз­
водятся в принцип.

4. Целевой конфликт. Развивается как противодействие субъек­
тов, направленное на достижение цели, за пределами которой на­
ходятся интерес, конъюнктура. Целью этого конфликта является
обязательная победа.

5. Статусный конфликт. Это перманентная борьба за приори­
тет, постоянное «перетягивание каната».

 

6. Конфликт выбора. Он характеризуется тем, что человек, всту­
пая в конфликтную ситуацию, не имеет возможности выбрать при­
оритетную цель, путь или средство разрешения противоречий. Его
можно назвать конфликтом буриданова осла, который умер от го­
лода, поскольку не мог решить, какую из двух одинаковых вяза­
нок съесть первой.

7. Конфликт выбора наименьшего зла. Он заключается в мучи­
тельном выборе между двумя вариантами, каждый из которых не­
желателен и вызывает внутреннее сопротивление.

8. Конфликт потребностей. Образуется из-за того, что разные
человеческие потребности предполагают различные, иногда совер­
шенно противоположные действия, и это приводит к тому, что
одну потребность человек не может реализовать без ущерба для
другой.

9. Конфликт потребностей и социальной нормы. Возникает на ос­
нове противоречий между сильной потребностью и запретитель­
ным императивом, который может быть внутренним и внешним
(совесть и закон, чувство ответственности и инструкция).

10. Индивидуальный и групповой конфликты. Они различаются
участниками. Конфликты могут быть целевыми, статусными, от­
крытыми, скрытыми.

Третья классификация(В. И. Андреев) разбивает конфликты на три вида:

Первый вид по степени остроты конфликта: недовольство, раз­ногласие, противодействие, раздор, вражда.

Второй вид по проблемно-деятельностному признаку: управлен­ческие, педагогические, экономические, политические, творческие.

Третий вид по степени вовлеченности людей в конфликт: меж­личностные, межгрупповые, межгосударственные.

1. Конфликт «приятное — приятное». Это конфликт лучшего с хорошим. Нужно сделать выбор из двух или более вариантов, каж­ дый из которых желательный.… 2. Конфликт «неприятное — неприятное». Это конфликт худше­ го с плохим. В нем… 3. Конфликт «приятное — неприятное». Это конфликт, выражен­ ный словами «хороший — хороший, но плохой». Его основа —…

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое конфликт?

2. Какова формула конфликта?

3. В каких ролях реализуют себя в конфликте участники?

4. Чем определяется конфликтность человека?

5. Перечислите особенности всех стилей поведения людей в конфликте.

6. Дайте определение конфликтной ситуации.

7. Назовите ошибки восприятия конфликтной ситуации, приводящие к
инциденту.

8. Что такое инцидент?

9. Каковы этапы конфликта?

 

10.Как разделяются этапы конфликта по величине эмоционального на­
пряжения?

11. В каких моделях прослеживается динамика развития конфликта?