Результат наблюдений за поведением родителей

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Джин X. Блок

Адаптированная лекция Jeanne H. Block. Personality Development of Males and Females: The Influence of Differential Socialization, American Psychological Association, 1979. Выступление, на котором основана эта статья, было впоследствии опуб­ликовано под названием: «Differential Premises Arising from Differential Socialization of the Sexes: Some Conjectures». Child Development, 1983, 54,

1335-1354.

Примечание редактора.Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характери­стик — психологических и физиологических. Психологи доволь­но хорошо изучили тендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их проис­хождение. В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Суще­ствует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с по­мощью которых мальчикам предоставляется больше возможнос­тей для самостоятельного решения проблем и познания действи­тельности, в то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих соци­альных контекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окру­жающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодей­ствии с этим миром.

…В этой статье утверждается, что 1) мужчины и женщины выраста­ют в существенно различных психологических контекстах и 2) эти кон­тексты оказывают решающее влияние на последующее психологическое функционирование мужчин и женщин. …В первом разделе статьи систе­матизируются и обобщаются некоторые эмпирические данные, касаю­щиеся половых различий; в остальных разделах на основе сформулиро­ванной выше концепции выявляются когнитивные эвристики, формиру­ющиеся у мужчин и женщин.

15 стр., 7440 слов

Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой

... этой "легенды" ( также по мнению некоторых литературоведов) в значительной степени посвящены ее "Воспоминания об Александре Блоке". В ином, значительно более широком смысле, применительно к творчеству Блока и его облику ... них интересна только его фраза о Льве Толстом". В черновых планах статьи перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы (девять номеров, однако список не ...

<…>

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

Результат наблюдений за поведением родителей

Наблюдения показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому призна­ку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на по­веденческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ре­бенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрас­те, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследова­ния, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответ­ных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше пози­тивных ответных реакций.

К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добав­ляются различия в дополнительных возможностях, которые предостав­ляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Маль­чики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды иг­рушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулиро­вать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С дру­гой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосред­ственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможнос­тей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, за­фиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, кото­рым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступ­ны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам,

170 Глава 5

Тендерные роли

 

имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что маль­чики и девочки получают различный опыт в области игр и решения про­блем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.

По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовно­стью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физи­чески стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей муж­ского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и груд­ными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в дет­стве.

12 стр., 5524 слов

Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста

... при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение - «сигнал сигналов». Игрушка является уменьшенной копией реального предмета, поэтому предоставляется возможность использования на небольшом ... исследования: выявление зависимости развития словаря детей раннего возраста от использования игрушки на речевых занятиях. Задачи исследования: Изучить теоретические основы проблемы. Выявить ...

Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным кон­тролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе пе­редвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязаннос­ти, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, по­мощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчерки­вающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утвержда­ет, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологиче­ских половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивиду­алистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.

Обратившись к систематическим исследованиям взаимодействий, которые происходят между родителями и детьми в стандартной обстанов­ке, можно обнаружить дальнейшие подтверждения того, что поведение

родителей по отношению к детям разного пола дифференцированно. В одном из наших исследований проводились раздельная видеозапись, наблюдение и независимая оценка обучающего поведения отцов и мате­рей. В обучающем поведении отцов была обнаружена более сильная дифференциация, чем в поведении матерей. Этот результат согласуется с другими наблюдениями, которые показывают, что отцы, по сравнению с матерями, оказывают на детей более’сильное давление, добиваясь от них поведения, соответствующего их полу. Обучая сыновей, отцы уста­навливали для них более высокие стандарты, обращали внимание на ког­нитивные элементы заданий и придавали больше значения достижениям. Обучая дочерей, отцы обращали больше внимания на межличностные аспекты обучающей ситуации — поощрение, поддержку, шутки, игры и защиту. Как показывают данные Дэй (Day, 1975), обучающее поведение взрослых имеет аналогичную дифференцированную по половому при­знаку структуру. Был проведен эксперимент с манипулированием пред­положением о поле двухлетних испытуемых. Взрослые, особенно муж­чины, более целенаправленно подкрепляли поведение предполагаемых мальчиков и ожидали от них значительно больших успехов при выпол­нении заданий по сравнению с предполагаемыми девочками. Предпо­лагаемым девочкам доставалось гораздо больше похвал и поддержки. В целом эти результаты указывают на то, что взрослые, в особенности отцы, с сыновьями действуют более инструментальными, ориентиро­ванными на задачу и подчеркивающими их превосходство способами, а с дочерьми действуют более экспрессивными, менее ориентированны­ми на достижения, подкрепляющими зависимость способами.

8 стр., 3852 слов

Особенности поведения мужчины и женщины

... сверстников различным образом влияет на гуманное поведение мальчиков и девочек дошкольного возраста. У мальчиков группа катализирует их способность к ... мужчин более гармонично сочетается с «фемининным мировоззрением». Половые различия в производственных конфликтах, по данным И.В. Грошева, ... в торгах с мужчинами, а не с женщинами. Женщина обычно заведует семейным бюджетом и значительно свободнее, ...

Не только отцы при обучении девочек обращают меньше внимания на достижения и превосходство; матери ведут себя аналогичным образом. Согласно наблюдениям, матери девочек чаще, чем матери мальчиков, оказывают ребенку помощь при решении проблем, даже если их помощь не требуется, Матери реагируют на просьбы о помощи, исходящие от девочек, более положительными эмоциями, чем на просьбы, исходящие от мальчиков, и быстрее предлагают девочкам физическое утешение после переживаний, вызвавших фрустрацию. Родители, по-видимому, не только не придают должного значения самостоятельным достижениям своих дочерей, но возможно, также и девальвируют усилия своих доче­рей, направленные на достижения. Изучая образцы внутрисемейного общения, Гриф (Greif, 1979) обнаружил, что в разговорах родители пе­ребивают своих дочерей чаще, чем сыновей, а члены семьи перебивают матерей чаще, чем отцов. Если при разговоре женщину перебивают, то это может служить скрытым сообщением, передающим мысль о том, что

Глава 5

Тендерные роли 173

 

женщины считаются менее значимыми и менее достойными уважения. Такие скрытые сообщения вполне могут негативно влиять на формиро­вание у женщин уверенности в себе и самооценки.

Исследования дифференциации поведения учителей по отношению к ученикам разного пола

Если связанные с полом различия в моделях семейной социализации повторяются в поведении учителей, то типичные для данного пола фор­мы поведения мужчин и женщин получают еще более мощное подкреп­ление. Имеется много доказательств существования такого подкрепле­ния в классе. Наблюдения поведения воспитателей детских садов пока­зывают, что, по сравнению с девочками, мальчикам уделяется больше внимания, как положительного, так и отрицательного (Serbin, O’Leary, Kent, Tonick, 1973).

Сербии и соавт. также обнаружили различия в от­ветах воспитателей на вопросы мальчиков и девочек: воспитатели не только чаще отвечали мальчикам, но и давали им более полезные отве­ты, предоставляя более точную информацию. …Результаты этого иссле­дования согласуются с результатами других работ по изучению диффе­ренциации поведения учителей по отношению к ученикам разного пола: наблюдения показали, что учителя больше взаимодействуют с мальчи­ками, более положительно реагируют на действия мальчиков и адресу­ют больше критических замечаний девочкам. Даже на уровне универси­тета зарегистрировано более слабое подкрепление когнитивных дости­жений студенток по сравнению со студентами. Обширные анкетные исследования установок студентов и преподавателей показывают, что интеллектуальные устремления студенток менее серьезно воспринима­ются преподавателями. Одной из причин более высокого отсева женщин из высших учебных заведений может являться пагубное влияние отсут­ствия поддержки и отрицательного подкрепления интеллектуальной де­ятельности женщин, что стало привычным и обнаруживается на всех уровнях системы образования — от поступления в детский сад и до окончания колледжа. Такие результаты, полученные в домашней, лабо­раторной и учебной обстановке, говорят о том, что усилия девочек — и даже девочек с высокими достижениями — меньше поощряются, чем усилия их сверстников-мальчиков. Причиной существшания тендерных различий в уровнях уверенности в себе, Я-концепции и поведении при решении проблем вполне может быть подобный опыт, полученный дома и в школе и часто приводящий к разочарованию и обесцениванию уси­лий женщин.

8 стр., 3963 слов

Психология детей с нарушением поведения

... физического развития и полового созревания. 1. Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. ... Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Нарушение общепринятых норм, есть и будет присутствовать в ...

Подкреплению тендерных различий и традиционных видов поведе­ния, соответствующих половой роли, способствует не только специфи­ческое поведение учителей, но также и более широкий школьный кон­текст. Наиболее престижные должности в школьной системе занимают мужчины; для учителей женского пола характерна меньшая профессио­нальная идентификация; школьные дворы, как правило, способствуют половой сегрегации, поскольку мальчики и девочки отдают предпочте­ние разным видам активности; и обязанности в классе, как правило, рас­пределяются дифференцированно по половому признаку. Кроме того, игры, в которые предпочитают играть мальчики и девочки на игровой площадке, дифференцированы по половому признаку и имеют различ­ные формальные характеристики. Левер (Lever, 1976) проанализировал формальные характеристики игр, в которые играют мальчики и девочки на игровой площадке, и обнаружил, что игры девочек имеют четкую структуру, действия в них производятся по очереди, все процедуры ре­гулируются неизменными правилами, участвует меньше игроков и реже требуется использование непредусмотренных стратегий. Хотя игры мальчиков тоже регламентируются правилами, в них вознаграждается инициатива, импровизация, умение справиться с непредусмотренной ситуацией, участвуют команды, состоящие из большого числа сверстни­ков, и поощряется как сотрудничество внутри одной команды, так и со­перничество между разными командами. Можно ожидать, что этот диф­ференцированный по половому признаку опыт игровой деятельности также оказывает значительное влияние как на социальное развитие, так и на подходы к решению проблем.

Перечисленные различия в поведении учителей, деятельности сверст­ников и порядках, установленных в различных общественных институтах, подчеркивают существование различий между мужчинами и женщинами и закрепляют результаты дифференцированной по половому признаку социализации в семье. Таким образом, сеть агентов дифференцированной социализации не ограничивается пределами семьи, что обеспечивает не­прерывность опыта ребенка при выходе из дома в большой мир.

Обобщая, можно сказать, что социализация дома и в школе, по-види­мому, заметно дифференцирована по половому признаку, в результате чего мальчикам предоставляется больше свободы для исследований, в них поощряется любознательность, самостоятельность и проверка себя в до­стижениях и других ситуациях соперничества. Такая модель социализа­ции способствует расширению опыта мальчиков. В процессе социализа­ции девочек исследования не поощряются, сферы активности ограничи­ваются, акцент ставится на правильности поведения, и осуществляется

Глава 5

Тендерные роли

 

строгий контроль, что ограничивает опыт девочек. Многие исследовате­ли показали, что наличие возможности получить опыт и активно взаи­модействовать с миром влияет на когнитивное развитие. Поэтому следу­ет ожидать, что описанная практике социализации, дифференцирован­ной по половому признаку, оказывает влияние на когнитивное и личностное развитие мужчин и женщин. В следующем разделе будут рассмотрены некоторые концептуальные следствия наличия у мальчи­ков и девочек различного опыта с то^ки зрения его влияния на развитие.

Представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия

Показано, что опыт дополнительных отношений имеет важные когни­тивные последствия. Обнаружено, *что дополнительные представления связаны с общим уровнем развития, целенаправленностью поведения и исследовательским поведением младенцев. Поскольку способы обработ­ки информации и обусловленные им и устойчивые когнитивные структу­ры в какой-то степени являются про изводными раннего опыта ребенка в области возможных отношений с физическим и социальным миром,

существенное значение могут приобретать те взаимодействия ребенка с родителями и «формирующее» поведение последних, которые приво­дят к половой дифференциации в связи с различным опытом мальчиков и девочек.

Ранее, при обобщении литературных данных, касающихся дифферен­цированной социализации по половому признаку, было отмечено, что, по сравнению с девочками, мальчики вызывают дополнительное реагиро­вание со стороны родителей и учителей: им уделяют больше внимания, относятся к ним отзывчивее и чаще делают как поощряющие, так и крити­ческие замечания в ответ на их действия. Мальчики получают игрушки, обладающие большим потенциалом обратной связи, и участвуют в иг­рах, требующих применения вероятностных стратегий. Можно ожидать, что этот ранний и более богатый опыт возможных взаимоотношений, приобретаемый мальчиками, положительно влияет на мотивацию их действий и способствует развитию у них целеустремленности. Кроме того, этот опыт позволяет мальчикам осознать, что они своими действи­ями могут вызывать изменения во внешней среде. Такое раннее осозна­ние эффективности своих действий (и чувство эффективности) способ­ствует формированию черт личности и когнитивных основ, от которых впоследствии зависит инструментальная компетентность. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикует­ся в нашей культуре, мальчикам оказывают больше, чем девочкам, помо­щи в развитии системы представлений, предполагающей и прогнозиру­ющей их превосходство и инструментальную компетентность.

Возможность «экспериментировать с природой»

Пиаже напоминает нам о том, что «всякий раз, когда ребенка прежде­временно учат чему-нибудь такому, к чему он мог бы прийти сам, его лишают возможности сделать самостоятельное открытие, а следова­тельно, и понять данное явление полностью» (Piaget, 1970, р. 715), Си-гел и Кокинг (Sigel, Cocking, 1976) обратили внимание на то, какое вли­яние оказывает неумение родителей «выбирать дистанцию» при разви­тии репрезентативного мышления ребенка. Они предполагают, что правильный «выбор дистанции» способствует активному вовлечению ребенка в решение проблем и повышает вероятность того, что между опытом и ожиданиями ребенка возникнут расхождения, которые он не сможет сразу же ассимилировать. Для разрешения этих противоречий ребенок должен изменить подход, перепроверить прежние представле­ния и модифицировать посылки — то есть развить новые когнитивные

176 Глава о

Тендерные рола

 

структуры. Данные нескольких работ подтверждают, что практики соци­ализации, при которых приветствуется нахождение ребенка вблизи от взрослых, не поощряется самостоятельное решение проблем, поскольку взрослые вмешиваются преждевременно или слишком часто, ограничи­вается исследовательская деятельность и не поощряются активные игры, могут препятствовать формированию у ребенка когнитивных пред­ставлений и навыков, составляющих сущность когнитивного развития. Ранее отмечалось, что при воспитании мальчиков больше, чем при вос­питании девочек, поощряется любознательность, независимость и иссле­дование окружающего мира — то есть качества и типы поведения, необ­ходимые для экспериментирования, которое Пиаже и другие ученые счи­тали основным условием развития когнитивных структур. И наоборот, для родителей девочек характерно воспитание с использованием более ограничивающих средств (таких как поощрение нахождения ребенка вблизи от взрослых, ожидания «благовоспитанного» поведения, строгий контроль и оказание помощи при решении проблем).

Поэтому девочки имеют меньше возможностей участвовать в активном экспериментирова­нии с окружающим миром, сталкиваться с противоречиями и прилагать усилия для поиска решений. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикуется в нашей культуре, мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей «делать откры­тия», «изучать» и «понимать» мир, в котором им придется жить.

Когнитивные стратегии реагирования на противоречивый опыт

Понятия когнитивной ассимиляции и когнитивной аккомодации ши­роко используются в психологии развития, что в основном является за­слугой Пиаже. В процессе ассимиляции происходит включение новой информации или опыта в ранее существовавшие когнитивные структу­ры; в процессе аккомодации происходит изменение существующих или формирование новых когнитивных структур, способных включить в себя новую информацию или опыт, расходящиеся с прежними представлени­ями. Хотя Пиаже (Piaget, 1970) считал, что адаптация к новому опыту всегда требует одновременной ассимиляции и аккомодации, которые яв­ляются как бы двумя сторонами одной монеты, в этой статье при исполь­зовании данных концепций применяется несколько другой подход, и эти две когнитивные стратегии отделяются друг от друга. Конечно, все ин­дивиды используют оба способа обработки опытных результатов, кото­рые быстро сменяют друг друга и действуют при различных обстоятель­ствах в течение разного времени. Тем не менее полезно выяснить, какой

способ обработки информации — ассимиляция или аккомодация — предпочтителен или доминантен для данного человека…

Можно рассматривать ассимиляцию и аккомодацию как адаптацион­ные функции эволюции. Ассимиляция консервирует существующие структуры, для чего иногда используются креативные способы, обеспе­чивает преемственность прошлого и настоящего, и увековечивает куль­турные и семейные традиции и исторические ценности. Аккомодация приводит к созданию новых способов адаптации, иногда ненужных, та­ким образом способствуя социальным нововведениям и культурным из­менениям. Если индивиду доступны оба способа обработки результатов опыта и если к ним можно прибегать с учетом контекста, то эффектив­ность решения проблем увеличивается. Если при обработке противоречи­вой информации полагаться только на одну из этих стратегий, не учиты­вая требований реального мира, то это приведет к когнитивной дисфун­кции. Использование жестких и неизменных методов для «подгонки» новых представлений под ранее существовавшие структуры может при­вести к проективному, искаженному, чрезмерно упрощенному, ригидно­му подходу к миру. В то же время преждевременный отказ от установив­шихся структур и переопределение посылок (путем активного поиска или пассивного принятия новых посылок) может привести к антиисто­ричному, фрагментарному, чрезмерно ситуативному, не опирающемуся на критерии, импульсивному подходу к миру.

Приведенные выше литературные данные говорят о том, что женщи­ны по сравнению с мужчинами растут в более структурированном и ди­рективном мире. Сочетание родительского контроля, ограничений ис­следовательской деятельности, распределения домашних обязанностей, требования нахождения вблизи от родителей и более частой — а иног­да и ненужной — помощи, предоставляемой девочкам в ситуациях, свя­занных с решением проблем, создает для девочек более канализирован­ную и прогнозируемую среду по сравнению со средой, в которой растут мальчики. Столкновения девочек с миром вне дома менее экстенсивны и более подконтрольны, чем столкновения мальчиков. Свой вклад в со­здание для девочек более структурированного мира вносит и то, что предпочитаемая ими игровая деятельность имеет более четкую структу­ру и в большей степени, чем игры мальчиков, связана с подражанием примерам, инструкцией и подчинением правилам. Игры, предпочитае­мые девочками старшего возраста, также более структурированы и в меньшей степени требуют импровизации, чем игры мальчиков, в кото­рых часто вознаграждается умение справиться с непредусмотренной

Глава 5

туацией и быстро воспользоваться преимуществами сложившегося ложения. Было обнаружено, что по сравнению с менее структуриро­ванными средами относительно структурированные среды слабее спо­собствуют развитию креативности, предрасполагают детей к большей уступчивости, связаны с менее активным вовлечением в решение задач и с нетерпимостью к неопределенности. Можно ожидать, что упомяну­тые различия в обстановке, в которой обучак^я мальчики и девочки, оказывают общее сильное влияние на когнитивные стратегии, к которым люди прибегают в тех случаях, когда их ожидания не подтверждаются. Сравнение способов социализации мальчиков и девочек показало, что при социализации девочек в большей степени поощряется использо­вание ассимиляционных стратегий обработки новой информации, в то время как при социализации мальчиков в большей степени поощряется использование аккомодационных стратегий обработки входной инфор­мации, расходящейся с прежними представлениями. Более того, предпо­лагается, что, по сравнению с мальчиками, девочки медленнее соверша­ют переход от когнитивной ассимиляции к когнитивной аккомодации. При социализации в относительно структурированной внешней среде, которую чаще создают для воспитания девочек, акцентируется адаптив­ное вознаграждение усилий, направленных на ассимиляцию и на подав­ление новаторской аккомодации, вызывающей чувство тревоги. Мальчи­ки, сталкивающиеся с более непредсказуемым миром, где часто возни­кает необходимости в стратегиях ad hoc (лат. — «на данный случай»), вынуждены чаще пересматривать свои когнитивные структуры и даже отказываться от тех из них, которые оказались неэффективными. Мож­но ожидать, что. успехи мальчиков при принятии изобретательных реше­ний ad hoc со временем повысят их уверенность в себе, и им легче будет идти на риск, связанный с перестройкой структур.

••Здесь уместно вспомнить о результатах исследований, которые по­казывают, что в ситуациях решения проблем женщины демонстрируют большую консервативность в выборе способа решения. Ряд результатов, касающихся поведения людей при классификации понятий, показывает, что женщины устанавливают более узкие границы классов, чем мужчи­ны. Обобщая результаты нескольких работ по исследованию процессов классификации, Силверман отмечает: «По сравнению с мужчинами жен­щины более предрасположены к тому, чтобы принять основную струк­туру конфигурации стимулов [курсив мой. — Д. Ј.], внося в нее лишь

Тендерные роли 179

минимальные изменения» (Silverman, 1970, р. 84).

Данные исследова­ний с полной очевидностью говорят о том, что женщины демонстриру­ют более низкие результаты при решении когнитивных проблем, требу­ющих реорганизации или изменения установки. Оценки поведения в си­туациях, связанных с когнитивным риском, показывают, что женщины консервативнее в своих суждениях, чем мужчины. Дак (Duck, 1975) про­вел исследование с целью выявления факторов, связанных с моделями дружеских отношений, и продемонстрировал, что основой дружбы у де­вочек является сходство психологического склада, а у мальчиков это не так. Доказательства значимости для женщин знакомых и испытанных путей можно усмотреть также в работе Хартера (Harter, 1975), который обнаружил, что девочки, научившись определенным навыкам, продол­жали над ними работать дольше, чем мальчики, особенно при наличии социального подкрепления. С другой стороны, мальчики тратили боль­ше времени на неразрешимые проблемы, пытаясь найти ключ к их реше­нию. Предполагается, что описанные выше результаты (которые демон­стрируют, что при классификации женщины устанавливают более узкие границы категорий; что при решении задач, требующих изменения уста^ новок, они испытывают меньшую склонность к реорганизации структур; проявляют больший консерватизм в суждениях, касающихся рискован­ных действий; предпочитают друзей со сходными психологическими ха­рактеристиками и предпочитают решать знакомые задачи) свидетель­ствуют в пользу ассимиляционного способа обработки нового опыта. В таком случае эти результаты могут служить подтверждением предпо­ложения о том, что женщины в большей, чем мужчины, степени полага­ются на ассимиляционные стратегии, в то время как мужчины в ситуа­циях решения проблем склонны чаще пользоваться аккомодационными стратегиями.

Повторим вкратце основное содержание данной статьи. Было выдви­нуто предположение о том, что сложившаяся практика дифференциро­ванной по половому признаку социализации оказывает многостороннее влияние на когнитивное развитие мужчин и женщин. Каждый аспект этого влияния и их совокупное воздействие приводят к тому, что маль­чикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для само­стоятельного решения проблем в разнообразных контекстах. Различие в предоставляемых мальчикам и девочкам возможностях активно взаи­модействовать с большим миром вне знакомой и защищенной домашней

Глава 5

 

среды рассматривается как фактор, способствующий созданию разных представлений о мире, развитию неодинаковой компетентности и под­креплению использования различных когнитивных эвристик при обра­ботке нового опыта.

ЛИТЕРАТУРА

Chodorow N. Family structure and feminine personality/ Eds. M. Z. Rozaldo & L. Lampere, Women’s culture and society. — Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1974, 43-46.

Дунсбэри

Рисунки Гарри Трюдо

Д., по моему мнению, женщинам не следуем раз­решать играми I футбол до тех пор, пока не Sfbtm с полной достоверностью установлено, чмо геенна огаенная пок рылась льдом

Гендерные роли
—————- ——————————————— 181

Day К. Differences in teaching behavior in adults as a function of sex related variables. Докторская диссертация, University of Washington, 1975.

Duck S. W. Personality similarity and friendship choices by adolescents. — European Journal of Social Psychology, 1975, 5, 351-365.

Greif E. Sex differences in parent-child conversations: Who interrupts whom? Доклад на собрании Общества содействия исследованиям развития ребенка (Society for Research in Child Development).

San Francisco, March, 1979.

HarterS. Developmental differences in the manifestation of mastery motivation on problem-solving tasks. — Child Development, 1975,46, 370-378.

Lever J. Sex differences in games children play. — Social Problems, 1976, 23, 478-487.

Piaget /. Piaget’s theory/ Ed, P. H. Mussen, CarmichaeFs Manual of Child Psychology. — New York: John Wiley & Sons, 1970.

Serbin L. A., O’Leary K. D., Kent R. N., Tonick /. /. A comparison of teacher response to the preacademic and problem behavior of boys and girls. — Child Deve­lopment, 1973,44, 796-804.

Sigel /. E.f Cocking /?. R. Cognition and communication: A dialectic paradigm for development/ Eds. M. Lewis & L. Rosenblum, Communication and language: The origins of behavior, Vol. 5.— New York: John Wiley & Sons, 1976.

Silverman /. Attentional styles and the study of sex differences/ Ed. D. I. Mos-tofsky, Attention: Contemporary theory and analysis. — New York: Appleton-Cen-tury-Crofts, 1970.

Wheeler L., Nezlek /. Sex differences in social participation. — Journal of Per­sonality and Social Psychology, 1977, 35, 742-754.

Yarrow L. /. Infant and environment: Early cognitive and motivational develop­ment. — New York: Halsted, 1975.

Глава 5

Гендерные роли

 

будут восприниматься как менее сексистские, чем такие же действия женщин. Если наши результаты обусловлены тендерными стереотипа­ми, изображающими мужчин как агентов сексизма, а женщин — как его жертв, то у популяции могут отсутствовать ожидания по поводу того, кто может дискриминировать мужчин, так как подобная дискриминация воспринимается как самое необычное и маловероятное событие. К сожа­лению, план данного эксперимента не позволяет нам провести разграни­чение между этими двумя подходами, поскольку в данном исследовании не проводилась манипуляция полом жертвы. Это было обусловлено тем, что данный стимульный материал был малопригоден для такой манипу­ляции, поскольку содержание эпизодов не позволяло просто изменить пол жертвы на противоположный. Представьте себе, как нелепо выгля­дел бы эпизод наподобие нашей истории про водителя прицепа, если бы мужчине отказали в работе из-за того, что эта работа требует силы, уме­ния и так далее. Поэтому для окончательного выяснения поднятых здесь вопросов необходимы дополнительные исследования.

Если отвлечься от этих концептуальных проблем, то полученные ре­зультаты имеют и большое практическое значение. Как мужчины, так и женщины, по-видимому, более предрасположены к тому, чтобы отнести дискриминирующее действие против женщины к категории сексистско-го, если это действие совершает мужчина. Отсюда следует, что если агентами дискриминации являются сами женщины, то многие дискрими­нирующие действия против женщин не будут идентифицированы, а сле­довательно, не будут и скорректированы. Эти результаты также говорят о том, что в двусмысленной ситуации, когда действия мужчин могут быть обусловлены совсем не сексистскими мотивами, они могут быть не­правильно восприняты и им может быть приписан сексистский смысл. Например, если назвать группу старшеклассниц девушки, то это может быть либо проявлением сексизма, либо обращением, основанным на воз­растных характеристиках. В таких двусмысленных ситуациях людей, де­лающих подобные замечания, могут часто подозревать и обвинять в сек-сизме и, возможно, обижаться на них, хотя они не вкладывали в свои слова сексистского смысла. Исследования в области социального позна­ния показывают, что схематические ожидания вполне могут привести к таким ложным позитивным ошибкам восприятия… Из результатов нашего эксперимента следует, что на двусмысленное замечание, сде­ланное мужчиной, люди с большей вероятностью будут реагировать

подозрениями в сексизме, чем на замечание, сделанное женщиной. Не вызывает сомнений, что необоснованные подозрения в предвзятости чрезвычайно затрудняют деятельность людей в самых различных ситуа­циях, складывающихся в организациях и учебных заведениях. Эти дан­ные говорят о том, что мужчинам гораздо в большей степени, чем жен­щинам, необходимо заботиться о том, что они говорят и делают, если они хотят избежать обид, ухудшения моральной атмосферы и межлич­ностных трений, которые возникают при проявлениях тендерной пред­взятости или подозрении в ней.

ЛИТЕРАТУРА

Snyder M. On the self-perpetuating nature of social stereotypes/ Ed. Hamilton D. L., Cognitive processes in stereotyping and intergroup behavior. — Hillside, NJ: Lawrence Erlbaum, 1981. P. 183-212.

Задание 5.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ

Предлагаемое вам упражнение включает в себя сбор и анализ неко­торой информации, связанной с понятиями пола и тендера. Каждый из студентов вашей группы будет собирать данные о двух людях — о муж­чине и о женщине. Вы попросите каждого из испытуемых составить са­моописание, пользуясь формой, приведенной на стр. 201, а также отве­тить на ряд вопросов, касающихся его демографических характеристик и/или установок. Оценка самоописания будет сделана по Анкете поло­вых ролей Бем (BSRI), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей опре­деляет тип тендерной роли индивида: маскулинный половой тип (высо­кая маскулинность — низкая фемининность), фемининный половой тип (высокая фемининность — низкая маскулинность), высокий уровень ан­дрогинии (высокая маскулинность — высокая фемининность) и низкий Уровень андрогинии (низкая маскулинность — низкая фемининность).

Подробные правила подсчета баллов приводятся на стр. 201-202.

 

Глава 5

Тендерные роли 203

 

низким показателем фемининности относятся к маскулинному поло­вому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой феми­нинности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высоко­го уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).

Самоописание А Инструкция.Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас, пользуясь следующей шкалой: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 _ иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

 

1. Надеется только 21. Надежный . Серьезный
  на себя 22. Аналитический ум . Желает иметь
2. Покладистый 23. Сочувствующий   определенную
3. Готов оказать 24. Ревнивый   позицию
  помощь 25. Имеет способнос- . Нежный
4. Защищает свои   ти лидера . Дружелюбный
  убеждения 26. Внимательный . Агрессивный
5. Веселый   к потребностям . Доверчивый
6. Легко поддается   других . Неумелый
  переменам 27. Правдивый . Действует как
  настроения 28. Любит риск   лидер
7. Независимый 29. Понимающий . Похож на ребенка
8. Застенчивый 30. Скрытный . Умеет приспосаб-
9. Добросовестный 31. Легко принимает   ливаться
10. Спортивный   решения . Индивидуалисти-
11. Ласковый 32. Сострадательный   ческий
12. Театральный 33. Искренний . Не пользуется
13. Напористый 34. Самодостаточный   грубыми словами
14. Любит лесть 35. Готов утешать . Неорганизованный
15. Счастливый   других . Любит соревно-
16. Сильная личность 36. Тщеславный   ваться
17. Верный 37. Доминантный . Любит детей
18. Непредсказуемый 38. Вкрадчивый . Тактичный
19. Сильный 39. Приятный . Честолюбивый
20. Женственный 40. Мужественный . Добрый
    41. Сердечный . Вежливый

Задание 5.2

ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мульт­фильмы, музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народ­ная музыка, рок-музыка и т. п.).

Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте релевантные данные.

1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т. п.)?

3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? И т. п.) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)

4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнару­жили?

Задание 5.3

ТЕНДЕР И КОММУНИКАЦИЯ

Как человек передает свои личные мысли и чувства другому челове­ку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы. Вы будете наблюдать за разговорами пар испы­туемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля ком­муникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (мож­но ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному раз­говаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?).