Ухо горло нос. Лекция № 3

Как формируются зрительные ощущения в процессе онтогенеза.

Центральное зрение измеряется остротой зрения, способность глаза воспринимать мелкие детали на расстоянии 5-ти метров и две буквы по отношению друг к другу должны быть с угловым расстоянием в один градус. Это зрение которое равняется 1.

В процессе онтогенеза эволюция остроты зрения:

1-я неделя – острота зрения 0,002 до 0,2.

1 –й месяц 0,008 – 0,3

3 месяца 0,05 – 0,1

6 – месяцев 0,1 – 0,3

1-год 0,3 – 0,6

2-года 0,4 – 0,7

3 года – 0,6 – 0,9

4 года – 0,7- 1.

5 лет – 0,8 – 1.

7 лет 0,9 – 1.

Исследованием доказано, что у новорожденного подкорковое зрение, в основном цветового зрения нету, только свето ощущения. Со 2-й недели жизни формируется фиксация, предметное зрение со 2-го месяца жизни, когда ребенок реагирует на грудь матери, к 6-8месяцам ребенок различает простые геометрические фигуры, с 1-го года рисунки, единица зрения в основном от 9-14 летнем возрасте. У детей позже всего формируется цветовое зрение, полностью оттенки ребенок может дифференцировать в 2-а года.

Симптомы:

  1. Абсолютная слепота. Ребенок у которого нарушен зрительный анализатор, а чаще всего это может быть отслойка сетчатки. Страдание периферического анализатора.
  2. Понижение остроты зрения. Причина может быть различной, близорукость, дальнозоркость, катаракта, глаукома и в то — же время может быть связано с начальным этапом нарушения сетчатки.
  3. Нарушение светового зрения. Дальтонизм наследственно обусловленное заболевание.
  4. Дистроматоксия. Нарушение восприятия оттенков.
  5. Эритропсия. Все цвета ни с того ни с сего окрашивается в красный. при поражении сетчатки, центральная нервная система.
  6. Ксантопсия. Все цвета в желтый цвет
  7. Хлоропсия Все цвета в зеленый цвет
  8. Цианопсия Все цвета в синий цвет.
  9. Выпадение полей зрения
  10. Сканирующая скотома. Выпадает поле зрения и само восстанавливается. Они могут быть в виде круга, овала, дуги, сердца Могут иметь неправильную форму.
  11. Гемианопсия периферическое зрение, в основном сформировано в зрительном нерве. Выпадение полей зрения Гелианопсия. Если идет отслойка сетчатки то это слепота. Поражение зрительного тракта оно может бинозальное, битемпоральное, гетеронимное, может в виде квадрата выпадать, все зависит от локализации поражения в зрительном нерве. Причины: опухоли, кровоизлияния, воспалительные заболевания головного мозга (энцефалиты, но не менингиты потому- что это оболочки).

Расстройства сумеречного зрения гипералопия или куриная слепота.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколь­ко групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учеб­ного материала и ориентации в пространстве, В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы: а) слепые и практически слепые (так ...

Виды:

  1. Гипералопия симптоматическая связанная с поражением сетчатки и является одним из симптомов органического поражения сетчатки, сосудистой оболочки, зрительного нерва, может быть вследствие дистрофии сетчатки, глаукомы, и неврита зрительного нерва.
  2. Функциональная гипералопия развивается в связи гиповитаминозом А и сочетается с образованием бляшек на конъюнктиве и прием витамина А дает хороший эффект
  3. Врожденная гипералопия в основном наследственного происхождения.

При поражении вторичной и третичной ткани формируются зрительные агнозии. Гнозис это высший анализ зрительного восприятия, это узнавание предметов, знакомых лиц, оттенков, световое восприятие, символов букв, зрительно пространственного соотношения. Зрительная гнозия по Лурии:

  1. Предметная агнозия- пациент не узнает хорошо знакомые предметы, может описать из чего состоят эти предметы но не узнать их, например смотри на очки два круга соединены между собой но не может узнать
  2. Лицевая агнозия. Не может узнать хорошо знакомые лица или просто в лицо.
  3. Буквенные агнозии – З и Б.
  4. Нарушение восприятия зрительно пространственных, При Альцгеймере сначала память страдает потом восприятие пространства.
  5. Цветовая агнозия
  6. Симультанная агнозия — зрительное невнимание, видит целый домик но срисовывает половинку. Это уже нейропсихология)))))

Методы исследования остроты зрения:

  • Таблицы Д.А. Ситцева и С.С. Головина. 10 строчек. На последней строчке буквы в отношении к друг другу равны 1.
  • Для детей специальные детские таблицы Е.М. Орловой предложены самые удобные. На ней изображены различные игрушки и рисунки.

Исследуя зрение каждого глаза сначала с дальнего расстояния. Можно использовать объективные методы исследования. Мы смотрим нистагм. Если он есть он может быть горизонтальным и вертикальным

18 стр., 8510 слов

Зрительные агнозии нейропсихологический анализ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Е.А. БУКЕТОВА Факультет философии и психологии Кафедра психологии Курсовая работа на тему : Зрительные агнозии: нейропсихологический анализ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050503 «ПСИХОЛОГИЯ» Выполнила студентка : Паскевич З. Группа : Пс-12 Научный руководитель : доцент кафедры психологии Блок О.Г. КАРАГАНДЫ 2009 ...

Нистагма это поражение зрительного анализатора.

Определяем цветоощущение для это существуют альбомы Равкина, где разными цветами нарисованы предметы.

Спектральный аппарат Ановалоскоп . смешивает цвета и находит тот который ему говорят.

Методы исследования полей зрения:

Поля зрения в норме, справа слева, сверху и снизу. С наружной стороны – 90 градусов, верхняя сторона или лобная – 70 градусов. Нижняя или область подбородка – 60 градусов. С челюстной – 70 градусов. И с носовой (медиальной) – 60 градусов.

Для детей с дошкольного возраста границы полей зрения на 10 процентов уже, но есть специальный аппарат Периметр.

При помощи периметра измеряют остроту зрения и специально вычерчивает границы, для этого есть специальные планки. Измеряют на красный, зеленый, синий цвет.

Катаракта помутнение хрусталика различают, врожденные и прибретенные. Окулист ставит диагноз, на основании осмотра области зррачка. Предварительно расширенного с помощью лекарства.Сердце области зрачка и отсутствии красного свечения зрачка указывает на помутнение хрусталика, которое в дальнейшем приводит к понижению остроты зрения и степень снижения зависит от места расположения помутнения и интенсивности его. Врожденные катаракты часто бывают двухсторонними иногда в комбинации с другими пороками развития глаза, в виде косоглазия, нистагма. Так-же могут быть наследственно обусловленные среди наследственных которые сопровождаются с нарушениями соединительной ткани. Возможно связана с поражением плода во время беременности во время 2-3 треместра беременности. Сифилис, краснуха, резус конфликт и другие внутриутробные патологи.

Приобретенная катаракта – развивается в результате заболевания всего организма – диабет, гб, кетония, а так – же воздействия местных факторов: рентген, инфракрасное излучение, воздействие электрическим током, сварка.

13 стр., 6170 слов

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

ТЕМА: «Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста» Факультет коррекционной педагогики Группа 552-41 (логопед) Некрасова Надежда Владиславовна Тел: сот 89085762217 Дом 83513977438 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ I Глава. Теоретические вопросы формирования лексико-грамматического строя речи слабослышащих детей дошкольного возраста. 1.1 ...

Лечение хирургическое:

Кератит – воспаение роговицы,проявляется светобоязнью, слезотечением, покраснение глазного яблока, или инъекция сосудов, нарушается прозрачность роговицы в зависимости от этиологии выделяют:

Бактериальный – постоянное течение бактериального,конъюктивита, при этом возможно гнойное расплавление роговицы

Вирусный – герпетический протекает длительно с рецедивами

Токсикоаллергический – туберкулезно аллергический, могут быть язвы, после этого формируются рубцы

Грибковый – вызывается различными видами грибков которые обитают в конъюктиве и слезных путях. Может быть следствием инородного поражения конъюктивы

Дистрофические – протекают без светобоязни и слезотечения, в основном связаны с помутнением, отеом поверхностных слоев роговицы, затем может присоединится инфекция и дальше может нести уже бактериальный гнойный характер.

Дальнозоркость –Гиперметропия. Несоразмерно слабая оптическая система глаза по отношению к его длине, все новорожденные дальнозорки и в процессе роста или онтогенеза формируется соразмерная рефракция, но возможно по разным причинам рост глаза задерживается.

Ффизиологическая дальнозоркость бывает в пожилом возрасте, владеет преломляющая структура глаза и глазное яблоко ссыхается.

Дальнозоркость делится на три степени:

Слабая степень или легкая степень – до трех диоптрий

Средняя – до 6-ти диоптрий

Тяжелая – от 10 и выше

Близорукость – миопия. Несоразмерно сильная оптическая система глаза,по отношению к размерам ос глаза, паралельные лучи фиксируютс перед сетчаткой и на сетчатке изображение не четкое. Плохое зрение вдаль, вблизи хорошее. Она может развиваться при несоблюдении гигиенический условий сенслорных систтем. Чаще всего это школьные годы, но если рост замедляется глазного яблока, но близорукость прогрессирует в год на 1-ну диоптрию, то близорукость считается злокачественной, это может привести к необратимым изменениями в оболочках глаза.

Степени:

Легкая-3-4

Средняя 3-7

Тяжелая 7 и выше

Коррекция проводится очками или лазером.

Глаукома: повышение внутриглазного давления. Она может быть врожденная и приобретенная.Причины могут быть внутриутробное поражение и вторичное в результате различных забоеваний глазз и внутренних органов, общая характеристика: нарушаются пути оттока внутриглазнйо жидкости, обсуловлена внутриутробная патология. Характеризуется повышением внутриглазного давления, растяжением оболочек глаза, может в дальнейшем как вторичный синдром привести к атрофии диска зрительного нерва. При осмотре можно увидеть выпячивание глазного яблока .

25 стр., 12212 слов

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

... ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть ... интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом "глаз", обогатившийся опытом "руки", принимает участие в управлении движениями. ... владение слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка; в) владение синтаксическим членением речевого потока (высказывания) на ...

При осмотре, светоббоязнь слезотечение, боли в связи с бовышением глазного давления. Если диаметр роговицы увеличивается в течении долгого времени может наступить слепота.

Вторичная может развиваться в более старшем возрасте у больных у которых высокое АД, СД, нарушение обменных процессов.

Лекция № 4

Внутри речевой процесс.

Органы голосового аппарата.

Высшая психическая функция – ВПФ.

Лурия – основоположник ВНД. Системная локализация

Зона Брока участвует в речевых процессах.

Речевой процесс – высшая психическая функция, вторая сигнальная система, речь развивается. Как самостоятельная функциональная система, на базе условных рефлексов. Это условно условные рефлексы, ВПФ это сложная психическая функция, которая формируется в процессе эволюции, связанна с влияниемм внешней среды, она произвольна по своему протеканию и опосредованна по своему происхождению. Самый главной регулирующей системой является префронтальная зона. Впервые о ВПФ стало известно из исследований Павлова, Сеченова, Выготского Лурии.

Павлов говорил о ВПФ как о динамической локализации по всей головного мозга.

Лурия продолжил исследования Павлова, и предложил три основных блока интегративной работы мозга:

1.Для того, что бы у ребенка речь сформировалась необходимо в первую очередь созревание коры головного мозга.

2.Для того,что бы у ребенка были речевые процессы необходимо воздействие окружающей среды.

3.Что-бы были оптимальные зрительные слуховые тактильные раздражители.

Павлов говорил, что развитие речи возможно только если он находится в речевой среде.

Этапы становления и развития речи:

  1. Внутренняя речи сенсорная речь, понимание обращенной речи и прогромированние речевого высказывания. Сенсорная речь или понимание речи связанно с зоной Вернике ( находится в височной доли слева) это центр понимания речи расположенный в задней трети верхней височной извилины.
  2. Внешняя речь – экспрессивная, способность к высказыванию, это автоматизм речевого высказывания. Связанна с зоной Брока, ее открыл антрополог и хирург Поль Брока, он находится в задней трети нижней лобной извилины. Это центр Брока или центр экспрессивной речи.

Было известно, что способность понимать речь проявляется у ребенка во 2-ом полугодии жизни. А способность говорить на 2-ом году жизни.

19 стр., 9243 слов

Коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития

... речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Ядро данной работы - исследование возможностей и специфики обучения детей ... процессов восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, ...

Для того,что-бы речь появилась кора должна созреть

Первый довербальныйэтап охватывает 1-е полугодие жизни. Ребенок не понимае речи окружающих и не умеет говорить, но обеспечиваются условия для овладению речью. Ребенок реагирует на слово, но не на смысл, так как речь является звуковым раздражителем. В основном реагирует на громкость или силу звука, интонацию, тембр голоса, ребенок выделяет ее запах и энергетическую ауру и когда он видит мать у него двигательная реакция.

Второй этап возникновения речиэто переход от полного отсутствия речи к ее появлению, это переходная ступень от довербального к вербальному. В общем это длится год от 2-ой половины первого года до второй половины 2-го года. Это период Лепикаа или послоговой речии.

Третий этап – развитие речевого или языкового общения, далее появляется фразовая речь от 1.5 до 3-ех лет. И с каждым месяцем словарный запас ребенка пополняется. К 5-6 годам у ребенка формируется уже хороший осознанный речевой процесс. У него есть анализ и синтез, при нормальном развитии переходит к новому этапу – овладение письмом и письменной речью.

Четвертый этап — овладение письмом и письменной речью

Центральный отдел речевого аппарата – корковые концы анализатора это слуховой, зрительный, двигательный.

Сенсорный рече двигательный аппарат – глубокая чувствительность находящиеся внутри мышц, сухожилий, это баро рецепторы находищяеся в глотке и заканчиваются которые в задней центральной извиилине в коре головного мозга ( теменная зона)

Теменные доли мозга – они осуществляют восприятие, анализ двигательных импульсов, поступаюих в центральную неврную систему от речевого аппарата, называется кинестетический уровень. Там заканчивается глубокая чувствительность. Теменная анализирует все раздражения от артикуляционных органов.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным. В. Ключевский Основы риторики как искусства красноречия. Подготовка и проведение деловой беседы. Организация публичного выступления. Культура деловой дискуссии. Цель – раскрыть основные понятия речевого этикета. Изучить принципы и инструменты риторики. Рассмотреть основные требования к подготовке и проведения деловой беседы. Изучить порядок ...

Височна доля – зона Вернике, он воспринимает фонематический слой и дифференцирует слуховые раздражения. В ней осуществляется сложный процесс понимания речи. У правшей находится слева.

Правая височная доля воспринимает интонации.

Зона Брока – экспрессивная речь которая отвечает за автоматизм речевого высказывания( нижние лобные извилины)

Префронтальные зоны – внутренняя речь.

Белингвы – два родных языка.

Структуры головного мозга – находятся центры которые отвечают за рчече – двигательную функцию. В основном это двигательные центры они относятся так-же к речевым процессам:

  1. Мозжечок ( распределение мышечного тонуса, соразмерность двигательных процессов, положение тела в пространстве)
  2. Экстрапирамидная система (стриополидарная) — центральный двигательный нейрон. Обязательный компонент двигательных систем.

При поражении черной субстанции возникает б-нь Паркинсона.

Черепно- мозговые нервы.

  1. Тройничный-иннервирует мышцы приводящие в движение нижню челюсть
  2. Лицевой нерв- мимическую мускулатуру, в том числе мышцы осущ. Движение губ, надувание, втягивание щёк
  3. Языкоглоточный и блуждающий нервы-мыщцы гортани и голосовых складок глотки и мягкого нёба. Кроме того является чувствительным нервом языка, а блуждающий нерв мышцы органов дыхания и сердца.
  4. Добавочный нерв иннеервирует мышцы шеи
  5. Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Переферический отдел.

В его состав входит нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. Из них к органам голосообразования относится гортань с голосовыми складками и резонаторами(глотка, которая в свою очередь делится на носоглотку, ротоглотку и гортаноглотку)

Верхние резонаторы:

— полости головного мозга: сам нос, полость носа, носовые пазухи

-органы артикуляции: язык, мягкое небо, твёрдое нёбо, зубы, губы, альвеолы, маленький язычок

3 связанные друг с другом функции:

1. Образование воздушной струи

2. Голосообразование

3. Образование звуков речи

Алалия – а отрицание, лалио говор Полное или частичное отсуствие речи у детей при хорошем физическом слухе обусловленное недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии в доречевом периоде

Этиология: патология протекания беременности.

Формы алолии:

Мотороная – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строением языка при достаточно созранной понимании речи.

, сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитии активной речи.

, смешанная

Элиззии – пропуски звуков и слогов

Контаминации – смешение элементов двух и более слов

Персеверации – татуретка табуретка

Дизартрия ДЦП – 68-85%, поражение цнс происходит во внутриутробном родовом или раннем периоде развитии ребенка. Причины ДЦП: токсикозы, гипоксия плода, резус конфликт. Патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия, резус конфликт (ядерная желтуха новорожденного), недоношенность.

Степень выраженности дизартрии связана с тяжесть двигательных нарушений при ДЦП.

В раннем детстве поражение цнс может развиться после нейроинфекций.

У взрослых как правило после инсульта, опухолей, травм головы.

Классификация:

пвсевдобульбарная – центрального происхождения, сопустсвует центральным параличам,.

бульбарная – перефирические отделы поражатся, тоесть нервов чмн (языко-глоточный, подъязычный, блуждащий, добавочный которые расположены в продолговатом мозге. Бульбус – продолговватый мозг),

Подкорковая в связи с поражением подкорковых ядер головного мозга

, корковая – центральный двигательный нейрон

Мозжечковая – поражение мозжечка его проводящих путей.

Симптомы дизартрии: речь невнятная, не четкая, малопонятная и нарушения голосообразования.

Нарушение артикуляционной моторики может проявлятся или в спастичности или в гипотонии.

При спастичности – повышение тонуса, напряжение мускулатуры губ, языка, лица. Шеи. Плотное смыкание губ, язык напряжен стоит колом.

Бульбарная, мышечная гипотония, язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта, поперхивания. При поражения мозжечка мышечная дистония. Характерно арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, гиперсаливация, вызванные атония мышц. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная.

Псевдобульбарная – расстройство в виде спастического паралича и мышечного гипертонуса. Паралич движений яззыка, большие трудности в попытке поднять кончик языка вверх, отвести в сторону, удержать в определенном положении. Обильное слюнотечение. Поперхивание. Речь смазанная невнятная, малопонятная..

Подкорковая – гиперкинезы, непроизвольно насильственные движения, нарушение артикуляционного аппарата, спазм артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение тембра и силы голоса у некоторых непроизвольные выкрики. Нарушшен темп речи брадилалия и тахилалия.

Мозжечкова – нарушение координации речевого процесса, тремор чзыка, отдельные выкрики, речь замедленна и невнятна. По речевым проявлениями напоминает моторную афазию.

Диагностика – обследование и последущее ведение неврологом и логопедом. ЭЭГ, миография, нейрография, мрт.

Органы голосообразования. Урок № 5