Содержание:
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 1
Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности 1
«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ» 4
Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогической науки 4
Развитие личности как психолого-педагогическая проблема 5
Современная периодизация возрастного развития личности 7
Период 7
Ведущая деятельность 7
Общие понятия и закономерности педагогического процесса 9
Этапы педагогического процесса 10
«Введение в педагогическую деятельность» Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности
Своеобразие педагогической профессиив том, что она носит гуманистический характер (что подразумевает исполнение адаптивной и собственно гуманистической функций), коллективный (воспитание связано с деятельностью педагогического коллектива) и творческий характер (предполагает решение педагогических задач в меняющихся обстоятельствах).
Креативность– способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.Правила эвристического поискапредполагают анализ педагогической ситуации, проектирование результата в соответствии с исходными данными, анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата, оценки полученных данных, формулировки новых задач.
Педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация– определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда, конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация– уровень и вид профессиональной подготовленности педагога, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач. Показателем квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
Дополнительные ситуационные задачи
... приподнятое настроение, гиперактивность, раздражительность. Начала преследовать свою учительницу, говорила, что восхищена её педагогическим даром, уверяла, что может мысленно общаться с её душой и получать “подзарядку ...
Педагогическая деятельность– особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Преподавание– вид педагогической деятельности, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.Воспитательная работа– педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Педагогическое действие– основная функциональная единица педагогической деятельности.Структура педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.
Профессиональная готовность– совокупность профессионально обусловленных требований к учителю. Выделяют психологическую, психическую, физиологическую, физическую, научно-теоретическую и практическую готовность.
Профессиограмма общепедагогическая– совокупность идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности учителя.
Профессиональная компетентность педагога – это владение учителем необходимой суммой знаний, умений, навыков, отражающей единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Квалификационная характеристика– это нормативная модель компетентности педагога, отображающая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.
Теоретическая готовностьподразумевает овладение учителем совокупностью психолого-педагогических, специальных знаний, а также наличие аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений.
Практическая готовностьвыражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. Ими являются организаторские умения (среди них мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные умения) и коммуникативные умения (среди которых перцептивные умения, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники).
Педагогическая техника– способ повышения эффективности коммуникативного действия, представляющий из себя совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом.
Фазы жизненного пути профессионала (по Е.А. Климову) – оптант, адепт, интернал, мастер, авторитет, наставник.
Карьера– общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни.
Виды карьеры (по А. Драйверу): линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся.
Общая культура– жизненные установки педагога и приоритеты общечеловеческих ценностей.
Педагогическая культура – это динамическая система ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология
... деятельности: · Обеспечивает знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам, принятым в обществе · Формирует качества личности, необходимые для активной жизнедеятельности в обществе Структура педагогической деятельности ...
Компоненты педагогической культуры– педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Уровни педагогической культуры– репродуктивный, адаптивный, профессионально-творческий.
Профессионализм– это степень овладения индивидом профессиональными навыками.
Педагогическое мастерство– высший уровень профессионализма.
Педагогические способности– обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
Структура педагогических способностей– гностический компонент (система знаний, умений учителя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность), конструктивный компонент (система знаний, умений учителя, обеспечивающая стратегическую направленность педагогической деятельности и реализацию тактических целей), организаторские способности и коммуникативные способности.
Структура педагогического мастерства(Д.Аллен, К.Райн): 1) варьирование стимуляции учащегося, 2) привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п., 3) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части, 4) использование пауз или невербальных средств коммуникации, 5) искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений, 6) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера, 7) остановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала, 8) использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности, 9) определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения, 10) использование иллюстраций и примеров, 11) использование приема повторения.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.
Общение педагогическое – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Функции педагогического общения – информационная, самопрезентативная, активная, аффективная, социально перцептивная.
Стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик): общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство.
Положительная коммуникативная валентность – настроенность учителя и учащегося на общение, основанная на их взаимной расположенности, единстве позиций, владении культурой общения и качествами грамотной речи.
Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...
... -педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Целью исследования является определение роли игровой деятельности в процессе социализации ... проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и ...
Отрицательная коммуникативная валентность – отсутствие настроенности на продуктивное общение.
Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
«Общие основы педагогики» Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогической науки
Педагогика– наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса.
Объект педагогики – те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.
Функции педагогики: теоретическая и технологическая.
Задачи педагогики: 1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) прогнозирование развития образования; 5) управление функционированием и развитием педагогических систем; 6) внедрение результатов исследований в практику.
Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Уровни методологического знания: философский (философская основа – неотомизм или неопрагматизм, или экзистенциализм, или диалектический материализм и т.п.), общенаучный (системный подход), конкретно-научный (акмеологический или аксиологический, или синергетический, или герменевтический, или антропологический и т.п.), технологический.
Направленность педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, разработки.Этапы исследовательского поиска: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический или теоретический (в зависимости от целей исследования), прогностический.Методы педагогического исследования– это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.Теоретические методы: синтез, анализ, прогнозирование, моделирование и т.п., практические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование), математические методы (статистические, графические, шкалирование, ранжирование).
Развитие личности как психолого-педагогическая проблема
Личность – единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Развитие – единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.
Развитие личности ребенка(по Л.Д. Столяренко)— процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития – готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного.
Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Движущие силы развития – противоречия (внутренние внешние, общие и индивидуальные).
Детерминанты развития: наследственность, среда и воспитание.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Два подхода к определению социализации, раскрывающие её двусторонний характер:
1)Социализация (Т.Парсонс, Р.Мертон – структурно-функциональное направление) – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление.
2)Социализация – процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей.
Сущностный смысл социализациираскрывается через диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.
Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
Факторы социализации: микрофакторы (семья, друзья, соседи и т.п.), мезафакторы (СМИ, природные, экономические, культурные условия), макрофакторы (общество как политико-социальное явление, государство как политико-юридическое явление), мегафакторы (планета, мир, Вселенная).
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – семья, друзья, учителя, сверстники, агенты вторичной социализации – государство, церковь, СМИ, общественные организации.
Образование (как целенаправленный организованный процесс управления социализацией) – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Образование (как социальное явление) – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Воспитание – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.
Обучение – процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.
Развитие (применительно к обучению)– это два взаимосвязанных явления: собственно биологическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней.
Основные виды деятельности детей и подростков: игра, учение, труд, общение.
Направленность деятельности: познавательная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая.
Активность личности– деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.
Потребности личности — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом.
Становление – достижение личностью такого уровня развития, когда она становится способной самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый выбор.
Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя качеств, соответствующих сложившимся идеалам и убеждениям.«Перевоспитание»— понятие, указывающее на стремление устранить неожиданные несоответствия личности общепринятым нормам или неразвитость некоторых качеств, актуальных в современных условиях. Однако еще К.Д. Ушинский говорил, что дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным.
Возрастные особенности– характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Основа педагогической периодизации– учет стадий физического, психического развития и условий, в которых протекает воспитание.
Современная периодизация возрастного развития личности
Период |
Ведущая деятельность |
Ведущая сторона социализации |
Критический период: кризис новорожденности (отделяет эмбриональный период от младенческого возраста) |
||
1. Младенчество (0—1 год) – этап «доверия миру» |
Эмоциональное общение со взрослыми |
Освоение норм отношений между людьми |
Критический период : кризис одного года |
||
2. Раннее детство (1—3 года) – этап «самостоятельности» |
Предметная деятельность |
Освоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
Критический период: кризис трех лет |
||
3. Дошкольное детство (3—6, 7 лет) – этап «выбора инициативы» |
Игра |
Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
Критический период: кризис семи лет |
||
4. Младший школьный возраст (7—10 лет)- этап «мастерства» |
Учебная деятельность |
Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности |
5. Подростковый возраст (11—14 лет) |
Общение со сверстниками |
Освоение норм отношений между людьми, нравственное самоопределение |
Критический период: кризис 13 лет совпадает с переломом в развитии при переходе от школьного к пубертатному возрасту |
||
6. Юношеский (15-18 лет) – ранняя юность, этап самоопределения: «мир и я» |
Учебно-профессиональная деятельность |
Освоение профессиональных знаний, умений. Потребность в самоутверждении, в общении с лицами противоположного пола, в профессиональном самоопределении |
Критический период: кризис 17 лет – кризис идентичности |
||
7. Поздняя юность, ранняя взрослость (18-23 лет) – этап поиска единомышленников |
Трудовая деятельность, профессиональная подготовка |
Освоение норм отношений между людьми и профессиональных знаний, умений. Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности |
Кризис профессиональных экспектаций |
||
8. Этап врослости. Молодость (24-27 лет) |
Нормативно-одобряемая профессиональная деятельность |
Трудовая стадия социализации. Ведущая потребность – потребность в социальной и профессиональной активности |
Кризис юношеских надежд |
||
9. Этап взрослости. Зрелость (28-60 лет) |
Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность |
Трудовая стадия социализации. Ведущая потребность – потребность в самореализации |
Кризис нереализованных возможностей (40 лет) |
||
10.Этап старости. Пожилой возраст (60-75 лет) |
Социально-одобряемая деятельность |
Послетрудовая стадия социализации. Потребность в признании, в бессмертии |
Кризис осознания смысла жизни, кризис ухода из жизни |
||
11. Этап старости. Старчество (76-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет) |
Домоводство, личная гигиена |
Послетрудовая стадия социализации. Потребность в заботе, психофизиологические потребности |
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.
Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Индивидуальные особенности: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.
Индивидуальный подход подразумевает управление развитием личности человека, основанное на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Общие понятия и закономерности педагогического процесса
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Структура педагогического процесса: педагоги, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Цель образования – системообразующий фактор педагогической системы, выражающий заказ общества.
Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Виды педагогического взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, отношения к самому себе.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Закономерность целостного педагогического процесса — это проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.
Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
Этапы педагогического процесса
Педагогический процесс имеет циклический характер. В его развитии можно выделить одни и те же этапы – подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовкипедагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаютсязадачи целеполагания(состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса),диагностики условий(предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза),прогнозирование хода и результатов педагогического процесса(предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях),проектирование(возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования)и планирование развития педагогического процесса(на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.).
Этап осуществления педагогического процесса(основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего.
Формы организации и методы осуществления педагогического процесса.
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процессакак индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVIIв., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХIв., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности).
Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога.
Методы осуществления целостного педагогического процесса– это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.Средствами обучения и воспитанияявляются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Система общихметодов осуществления целостного педагогического процесса:
- методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).
В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве, при этом решающее значение имеет гармонично организованная система.