Заповеди педагогического общения

ЗАПОВЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

I. Важно стремиться ощущать психологическую атмосферу в классе без этого невозможен успех в общении и воспитании школьников. Чтобы умело держать руку на «психологическом пульсе» класса, прежде всего необходимо:

— уметь наблюдать за детьми;

— воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

— обращать внимание на нюансы поведения учащихся, их настроение;

— быть гибким, находчивым и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

— учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, замечать перемены в настроении класса.

II. Важнейший показатель внимания педагога к личности ученика — это умение его слушать. Насколько вы умеете это делать, можно убедиться, проанализировав себя по таким показателям:

— всегда ли вы способны дослушать ученика до конца;

— не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;

— не раздражает ли вас, если школьник излагает что-либо слишком многословно или неточно;

— не предъявляете ли вы к высказываниям ребят «взрослые» требования и считаете их мысли только «детским лепетом»;

— можете ли почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказываться точно и кратко.

III. Избегайте штампов в общении с детьми.

Штампы могут проявиться:

— в общей манере вести себя;

— в однотипных реакциях на поведение учащихся;

— в жестком следовании запланированной схеме разговора на уроке без учёта его реального развития;

— в «психологической закрытости» учителя, который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как человек.

IV. Чаще улыбайтесь детям, Улыбка педагога создаёт общий благоприятный настрой: располагает учащихся к общению, вызывает стремление к работе.

13 стр., 6169 слов

Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет переподготовки специалистов образования Кафедра педагогики и психологии непрерывного образования По специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» Курсовая работа Формирование коллектива учащихся класса ...

Понаблюдайте за собой:

— как часто вы улыбаетесь на уроке;

— способны ли вы вместе с детьми посмеяться;

— не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности, усталости или озлобленности.

Знайте, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у них отрицательных психологических установок.

V. Помните, что голая критика поведения, значит у образа жизни школьника бесполезна. Чаще всего она не приводит к перёвоспитанию учащегося. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а не раскаивающегося подростка.

В общении с детьми элемент критики не должен доминировать, иначе теряется доброжелательность и дружественность как общий эмоциональный настрой, без которого невозможно педагогическое сотрудничество. С такой точки зрения можно проанализировать себя по таким параметрам:

— не преобладает ли в вашем общении с детьми критика над другими оценками;

— каких требований больше в вашей системе общения: запретов («нельзя», «не следует», «прекратить»), ориентированных на то, что надо делать, нейтральных;

— сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;

— часто ли вы начинаете урок или самоподготовку с критики учащихся;

— не злоупотребляете ли противопоставлениями слабых учащихся сильным;

— реагируете на нарушение дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор;

— не переходите ли в ходе общения с детьми на угрозы;

— не ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.

VI. Следите за собственной речью, помните, что она — отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

Попытайтесь проанализировать собственную речь по таким показателям:

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта посредством общения с природой

Содержание Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта .1 Психолого-педагогические основы развития эмоционально-волевой сферы .2 Общая характеристика детей с нарушением интеллекта .3 Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта Глава 2. Связь с природой как одно из эффективных средств ...

— нет ли у вас в речи словечек-паразитов («ну», «так значит», «в общем»)

— способны ли вы ясно и точно выражать свои мысли;

следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;

— обратите внимание на интонирование ваших высказываний;

— исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, вызывают эмоциональную напряженность.