16
Утверждаю
ВРиО заместителя начальника
Санкт-Петербургского университета
ГПС МЧС по учебной работе
подполковник внутренней службы
М.Т. Пелех
«_____» _________________20__ год
Тематический план
по дисциплине «Экстремальная психология»
для очной формы обучения (высшее, специальность 28075.65 «Пожарная безопасность»)
количество часов по учебному плану – 108 ч. (ауд.72 ч.) на 7 семестр 2013-2014 учебного года.
Семестры |
Всего часов учебных занятий по расписанию |
В том числе по видам учебных занятий |
Объем времени на самостоятельную работу |
Отчетность за семестр |
|||||||
Лекция |
Семинар |
Практические занятия |
Деловая игра, учения |
Инд. занятие |
Лаб. занятие |
Контрольные работы |
Курсовые работы (проекты) |
||||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
108(72) |
46 |
4 |
22 |
|
|
|
|
|
36 |
зачет |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
108(72) |
46 |
4 |
22 |
|
|
|
|
|
36 |
зачет |
Санкт — Петербург 2013
№ п/п |
Наименование разделов и тем (по семестрам) |
Всего часов |
Количество часов, номер занятия
|
Изучаемые (узловые) вопросы |
Наглядные пособия ТСО, литература |
Взаимосвязь с другими темами (дисципл.) |
Место проведения |
||||||||||||
Лек.
|
Сем
|
ПЗ
|
ДИ
|
СР |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||||||
7 семестр, 4 курс |
|||||||||||||||||||
Раздел 1 |
|||||||||||||||||||
Тема 1.1 Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
1.1.1 |
Лекция Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля |
|
4 |
|
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1];/ [1,3, 8]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
Тема 1.2 Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля |
10 |
4 |
|
2 |
|
4 |
|
|
|
Класс |
|||||||||
1.2.1 |
Лекция Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля |
|
4 |
|
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1];/ [1,3, 8]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
1.2.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
4 |
Составление описания этапов профессионального становления сотрудников МЧС России, с учетом динамики профессионально важных качеств.
|
Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
|
Класс |
||||||||
1.2.3 |
Практическое занятие Анализ этапов профессионального становления и динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС |
|
|
|
2 |
|
|
1. Анализ этапов профессионального становления сотрудников МЧС. 2. Анализ динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС. |
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2, 9]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
Тема 1.3 Профессиональный стресс |
8 |
4 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|||||||||
1.3.1 |
Лекция Профессиональный стресс |
|
4 |
|
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
1.3.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
2 |
Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей. |
Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Класс |
||||||||
1.3.3 |
Семинар Профилактика эмоционального выгорания |
|
|
2 |
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
Тема 1.4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса |
6 |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|||||||||
1.4.1 |
Лекция Система профилактики негативных последствий профессионального стресса |
|
2 |
|
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 , 4, 56, 7, 9]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
1.4.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
2 |
Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.
|
Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Класс |
||||||||
1.4.3 |
Практическое занятие Система профилактики негативных последствий профессионального стресса Система профилактики негативных последствий профессионального стресса |
|
|
2 |
|
|
|
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Класс |
||||||||
Тема 1.5 Методы и приемы саморегуляции |
10 |
4 |
2 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|||||||||
1.5.1 |
Лекция Методы и приемы саморегуляции |
|
4 |
|
|
|
|
1. Система приемов и методов саморегуляции. 2. Аутогенная тренировка по Шульцу. 3. Аппаратные методы с биологической обратной связью. 4. Медитация как способ саморегуляции. |
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Лекц. зал |
||||||||
1.5.2 |
Практическое занятие Применение приемов саморегуляции с использованием программно-аппаратного комплекса |
|
|
2 |
|
|
|
1. Диагностика функционального состояния и стратегий поведения в ситуации неопределенности с использованием методики «Вира». 2. Обучение технике нервно-мышечной релаксации, под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Гребной канал». 3. Обучение технике диафрагмального дыхания и концентрации внимания под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Ралли». |
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
Класс |
||||||||
1.5.3 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
4 |
Применение приемов саморегуляции.
|
Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. |
|
|
||||||||
Раздел 2 |
|||||||||||||||||||
2.1 |
Тема 2.1 Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС |
8 |
4 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
2.1.1 |
Лекция Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС |
|
4 |
|
|
|
|
1. Психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств. 2. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС. 3. Динамика психического состояния пострадавших в различных ЧС. 4.Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС. 5. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной допсихологической помощи. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 2];/ [1]; / [2]. |
Лекц. зал |
|||||||||
2.1.2 |
Самостоятельная работа Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших |
|
|
|
|
|
2 |
1. Виды и критерии чрезвычайных ситуаций. 2. Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой (по файлам-заданиям). |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 2];/ [1.2]; / [2]. |
Класс |
|||||||||
2.1.3 |
Семинарское занятие Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой |
|
|
2 |
|
|
|
1. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС. 2.Влияние этнокультурных особенностей при ведении работ по тушению пожаров и аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
Класс |
|||||||||
2.2 |
Тема 2.2 Особенности общения с пострадавшими в ЧС |
8 |
2 |
|
4 |
|
2 |
|
|||||||||||
2.2.1 |
Лекция Особенности общения с пострадавшими в ЧС |
|
2 |
|
|
|
|
1. Виды и компоненты общения. 2. Принципы и особенности общения с пострадавшими в ЧС. 3. Принципы оказания помощи клиенту, находящемуся в состоянии горя. 4. Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС. |
МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
Лекц. зал |
|||||||||
2.2.2 |
Самостоятельная работа Анализ психического состояния пострадавших в ЧС |
|
|
|
|
|
2 |
1.Анализ психического состояния пострадавших в ЧС (по карточкам-заданиям). |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
Класс |
|||||||||
2.2.3 |
Практическое занятие Приемы общения с пострадавшими в ЧС |
|
|
|
4 |
|
|
1. Приемы активного слушания. 2. Понятие «личностный ресурс». 3.Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. 4. Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
2.3 |
Тема 2.3 Острые реакции на стресс |
6 |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|||||||||||
2.3.1 |
Лекция Острые реакции на стресс |
|
2 |
|
|
|
|
1. Острые реакции на стресс (ОСР): определение, динамика, формы и типы. 2. Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1, 4, 5]; / [2]. |
Лекц. зал |
|||||||||
2.3.2 |
Самостоятельная работа Помощь пострадавшему с ОСР |
|
|
|
|
|
2 |
1. Составление описания оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР (по карточкам-заданиям). |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [2]. |
Класс |
|||||||||
2.3.3 |
Практическое занятие Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию |
|
|
|
2 |
|
|
1. Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию. 2. Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей. 3. Анализ оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [2]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
2.4. |
Тема 2.4 Помощь при демонстративном суициде |
8 |
4 |
|
2 |
|
2 |
|
|||||||||||
2.4.1 |
Лекция Понятие «психологический кризис» и суицид как форма кризисного реагирования |
|
4 |
|
|
|
|
1. Понятие «психологический кризис». 2. Факторы, способствующие преодолению кризисов и усугубляющие кризис. 3. Суицид как форма кризисного реагирования. 4.Психологические аспекты работы с суицидентом. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1,2];/ [1,2]; / [2]. |
Лекц. зал |
|||||||||
2.4.2 |
Практическое занятие Работа с суицидентом при суицидальной попытке |
|
|
|
2 |
|
|
1.Алгоритм работы с суицидентом при суицидальной попытке: сбор информации, оценка летальности, присоединение, актуализация ресурса, стадия выслушивания, поворот на 180, завершение ситуации. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1,2];/ [1,2]; / [2]. |
Класс |
|||||||||
2.4.3 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
2 |
1.Суицидальные и антисуицидальные факторы. 2.Готовность специалиста к работе с суицидентом. Психологические аспекты работы с суицидентом.
|
Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс |
|||||||||
2.5. |
Тема 2.5. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей |
10 |
2 |
|
2 |
|
6 |
|
|||||||||||
2.5.1 |
Лекция Психологические аспекты работы с толпой |
|
2 |
|
|
|
|
1. Понятие и виды толпы. 2.Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. 3. Принципы общения с представителями СМИ при ЧС. 4. Принципы профилактики образования толпы и приемы превращения толпы в действующую. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3, 6];/ [8, 9]; / [1]. |
Класс |
|||||||||
2.5.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
6 |
1. Разработка текста устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию). |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [1]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
2.5.3 |
Практическое занятие Принципы общения с представителями СМИ при ЧС |
|
|
|
2 |
|
|
1. Анализ устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию). |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [1]. |
Класс |
|||||||||
Раздел 3 |
|||||||||||||||||||
3.1 |
Тема 3.1 Социально-психологическая характеристика малых групп |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|||||||||||
3.1.1 |
Лекция Социально-психологическая характеристика малых групп |
|
2 |
|
|
|
|
1. Психология малой группы. 2. Социально-психологический климат коллектива. 3. Особенности групп, пострадавших в ЧС.
|
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3]. |
Лекц. зал |
|||||||||
3.1.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
2 |
1.Описание функции, структуры, динамики и прогнозирование дальнейшего развития учебной группы. |
Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
|
|||||||||
3.2 |
Тема 3.2. Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций |
8 |
4
|
|
2 |
|
2 |
|
|||||||||||
3.2.1 |
Лекция Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций |
|
4 |
|
|
|
|
1. Понятие конфликта. Виды, структура, функции конфликтов. 2. Причины возникновения межличностных конфликтов. Динамика межличностных конфликтов. 3. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. 4. Особенности конфликтов в ЧС. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3]. |
Класс |
|||||||||
3.2.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
2 |
1.Описать прогноз развития конфликта в чрезвычайной ситуации при различных стратегиях разрешения конфликта (по карточке-заданию). |
Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
3.2.3 |
Практическое занятие Способы профилактики и предотвращения конфликтов в ЧС |
|
|
|
2 |
|
|
|
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс |
|||||||||
3.3. |
Тема 3.3. Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций |
6 |
2 |
|
|
|
4 |
|
|||||||||||
3.3.1 |
Лекция Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций |
|
2 |
|
|
|
|
|
МП, ИС ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
4 |
1.Анализ основных этапов переговорного процесса, стратегии и тактики третьей стороны. |
Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
||||||||||
3.4 |
Тема 3.4. Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности |
8 |
2 |
|
2 |
|
4 |
|
|
||||||||||
3.4.1 |
Лекция Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности |
|
2 |
|
|
|
|
|
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 3, 6];/ [1, 7, 9]; / [1,3]. |
Класс |
|||||||||
3.4.2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
4 |
1.Разработка, от лица руководителя подразделения, общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников подразделения. |
Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. |
Класс, чит.зал библиотеки |
|||||||||
3.4.3 |
Практическое занятие Психологическое сопровождение деятельности сотрудников МЧС России. |
|
|
|
2 |
|
|
1. Анализ общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников МЧС России. |
МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1, 8, 9]; / [1,3]. |
Класс |
|||||||||
|
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Всего часов: |
108 (72) |
46 |
4 |
22 |
|
36 |
|
|
|
|
Тематический план Экстремальная психология 2013 — Стр 2
Примечание 1:
МТО – материально-техническое обеспечение;
НБ – ноутбук;
МП – мультимедийный проектор;
ТВ – телевизор;
ИС – информационные слайды;
СТ- стенды
Примечание 2:
ОП – общая психология;
КлП – клиническая психология;
КонП – консультативная психология;
ПРиВП – психология развития и возрастная психология;
СпецП – специальная психология;
Пдка – психодиагностика;
ТпрТ – теория и практика тренинга;
Конф – конфликтология
Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. – 161 с.
- Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учеб. пособие. – 224 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2013. – 264 с.
- Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/10915
- Доника Д.Д., Каминский Е.И. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний. Учебное пособие, 2013. http://iprbookshop.ru/11329
- Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7470
- Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. http://iprbookshop.ru/15604
а) Дополнительная литература:
- Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы, 2013. http://iprbookshop.ru/15290
- Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
- Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие, 2010. http://iprbookshop.ru/8882
- Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
- Нестерова О.В. Управление стрессами. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/17051
- Сергиенко Е.А., Крюкова Т.Л., Доценко О.Н., Екимчик О.А., ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте, 2011. http://iprbookshop.ru/15651
- Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.
- Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. –– 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
в).
Нормативные документы и интернет-ресурсы:
- Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 12.09.2012).
- Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru/powers/?SECTION_ID=455 (дата обращения: 12.09.2012).
- Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com/science/browse/sub/psychology (дата обращения: 12.09.2012).
- IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru (дата обращения: 12.09.2012).
- Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 12.09.2012).
Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.
- Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
- Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
- Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
- Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
- Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.
В учебной лаборатории кафедры имеется оборудование и программное обеспечение для получения навыков психодиагностики, а также изучения современных методов психопрофилактики и психокоррекции.
Создана база электронных учебников и подобраны ссылки на интернет-ресурсы для углубленного изучения материалов курса.
Организационно-методические указания
Цель учебной дисциплины – формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по организации и осуществлению деятельности с учётом теоретических и практических разработок по экстремальной психологии.
Лекции должны носить установочно-фундаментальный характер на изучение обучающихся соответствующей темы и содержать основные положения вопросов, составляющих сущность темы, содержать рекомендации по более глубокому самостоятельному изучению темы с помощью литературных источников, перечень которых приведен в рабочей программе.
Обсуждение, уточнение, закрепление приобретенных знаний и проверка систематичности их пополнения осуществляются в ходе проведения семинарских занятий, которые включают доклады, реферативные выступления, собеседования, дополнения, активное участие слушателей в обсуждении темы. Завершаются семинарские занятия анализом работы группы на занятии и выставлением оценок согласно установленных критериев.
Практические занятия – это вид учебного занятия, на котором слушатели отрабатывают навыки и умения решать практические задачи на основе полученных теоретических знаний. При проведении практических занятий группа разбивается на подгруппы. Практические занятия должны обеспечивать формирование практических навыков и умений.
В самостоятельную работу обучающихся включаются затраты времени на подготовку ко всем видам занятий, составление отчетов по практическим занятиям, выполнение контрольной работы и самостоятельное изучение теоретического материала.
За усвоением учебного материала осуществляется: текущий, рубежный и итоговый контроль.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры протокол № «__ » от « ___ » августа 2013 г.
Начальник кафедры психологии риска,
экстремальных и кризисных ситуаций
Д.Н. Церфус
«__» ________________ 20__ г.