Тематический план Экстремальная психология 2013

16

Утверждаю

ВРиО заместителя начальника

Санкт-Петербургского университета

ГПС МЧС по учебной работе

подполковник внутренней службы

М.Т. Пелех

«_____» _________________20__ год

Тематический план

по дисциплине «Экстремальная психология»

для очной формы обучения (высшее, специальность 28075.65 «Пожарная безопасность»)

количество часов по учебному плану – 108 ч. (ауд.72 ч.) на 7 семестр 2013-2014 учебного года.

Семестры

Всего часов учебных занятий по расписанию

В том числе по видам учебных занятий

Объем времени на самостоятельную работу

Отчетность за семестр

Лекция

Семинар

Практические занятия

Деловая игра, учения

Инд. занятие

Лаб. занятие

Контрольные работы

Курсовые работы (проекты)

1

2

3

4

5

6

7

108(72)

46

4

22

36

зачет

8

9

10

Всего

108(72)

46

4

22

36

зачет

Санкт — Петербург 2013

№ п/п

Наименование разделов и тем

(по семестрам)

Всего

часов

Количество часов,

номер занятия

Изучаемые (узловые)

вопросы

Наглядные пособия ТСО, литература

Взаимосвязь с другими темами (дисципл.)

Место проведения

Лек.

Сем

ПЗ

ДИ

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7 семестр, 4 курс

Раздел 1

Тема 1.1 Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля

4

4

1.1.1

Лекция

Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля

4

  1. Понятия экстремальной и чрезвычайной ситуации.
  2. Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях.
  3. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение специалистов в ЧС.
  4. Система прогнозирования негативных социально-психологических явлений при ликвидации последствия чрезвычайных ситуаций.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1];/ [1,3, 8]; / [2].

Лекц. зал

Тема 1.2 Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля

10

4

2

4

Класс

1.2.1

Лекция

Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля

4

  1. Понятие профессионального здоровья
  2. Этапы профессионального становления.
  3. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1];/ [1,3, 8]; / [2].

Лекц. зал

1.2.2

Самостоятельная работа

4

Составление описания этапов профессионального становления сотрудников МЧС России, с учетом динамики профессионально важных качеств.

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Класс

1.2.3

Практическое занятие

Анализ этапов профессионального становления и динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС

2

1. Анализ этапов профессионального становления сотрудников МЧС.

2. Анализ динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2, 9]; / [2].

Лекц. зал

Тема 1.3 Профессиональный стресс

8

4

2

2

1.3.1

Лекция

Профессиональный стресс

4

  1. Общий адаптационный синдром и его стадии.
  2. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс.
  3. Профессиональный стресс.
  4. Посттравматическое стрессовое расстройство.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Лекц. зал

1.3.2

Самостоятельная работа

2

Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей.

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Класс

1.3.3

Семинар

Профилактика эмоционального выгорания

2

  1. Синдром эмоционального выгорания.
  2. Симптомы посттравматического стрессового расстройства и копинг-механизмы.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Лекц. зал

Тема 1.4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса

6

2

2

2

1.4.1

Лекция

Система профилактики негативных последствий профессионального стресса

2

  1. Группы факторов риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций.
  2. Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 , 4, 56, 7, 9]; / [2].

Лекц. зал

1.4.2

Самостоятельная работа

2

Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Класс

1.4.3

Практическое занятие

Система профилактики негативных последствий профессионального стресса Система профилактики негативных последствий профессионального стресса

2

  1. Критерии кризисного состояния и травматического стресса.
  2. Профилактика профессионального стресса.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Класс

Тема 1.5 Методы и приемы саморегуляции

10

4

2

4

1.5.1

Лекция

Методы и приемы саморегуляции

4

1. Система приемов и методов саморегуляции.

2. Аутогенная тренировка по Шульцу.

3. Аппаратные методы с биологической обратной связью.

4. Медитация как способ саморегуляции.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Лекц. зал

1.5.2

Практическое занятие

Применение приемов саморегуляции с использованием программно-аппаратного комплекса

2

1. Диагностика функционального состояния и стратегий поведения в ситуации неопределенности с использованием методики «Вира».

2. Обучение технике нервно-мышечной релаксации, под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Гребной канал».

3. Обучение технике диафрагмального дыхания и концентрации внимания под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Ралли».

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Класс

1.5.3

Самостоятельная работа

4

Применение приемов саморегуляции.

Рекомендуемая литература

[1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2].

Раздел 2

2.1

Тема 2.1 Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС

8

4

2

2

2.1.1

Лекция

Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС

4

1. Психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств.

2. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС.

3. Динамика психического состояния пострадавших в различных ЧС.

4.Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.

5. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной допсихологической помощи.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 2];/ [1]; / [2].

Лекц. зал

2.1.2

Самостоятельная работа

Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших

2

1. Виды и критерии чрезвычайных ситуаций.

2. Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой (по файлам-заданиям).

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 2];/ [1.2]; / [2].

Класс

2.1.3

Семинарское занятие

Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой

2

1. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС.

2.Влияние этнокультурных особенностей при ведении работ по тушению пожаров и аварийно-спасательных и других неотложных работ.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Класс

2.2

Тема 2.2

Особенности общения с пострадавшими в ЧС

8

2

4

2

2.2.1

Лекция

Особенности общения с пострадавшими в ЧС

2

1. Виды и компоненты общения.

2. Принципы и особенности общения с пострадавшими в ЧС.

3. Принципы оказания помощи клиенту, находящемуся в состоянии горя.

4. Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС.

МП, ИС,ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Лекц. зал

2.2.2

Самостоятельная работа

Анализ психического состояния пострадавших в ЧС

2

1.Анализ психического состояния пострадавших в ЧС (по карточкам-заданиям).

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Класс

2.2.3

Практическое занятие

Приемы общения с пострадавшими в ЧС

4

1. Приемы активного слушания.

2. Понятие «личностный ресурс».

3.Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

4. Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1,2]; / [2].

Класс, чит.зал библиотеки

2.3

Тема 2.3

Острые реакции на стресс

6

2

2

2

2.3.1

Лекция

Острые реакции на стресс

2

1. Острые реакции на стресс (ОСР): определение, динамика, формы и типы.

2. Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1, 4, 5]; / [2].

Лекц. зал

2.3.2

Самостоятельная работа

Помощь пострадавшему с ОСР

2

1. Составление описания оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР (по карточкам-заданиям).

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1]; / [2].

Класс

2.3.3

Практическое занятие

Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию

2

1. Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию.

2. Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей.

3. Анализ оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1]; / [2].

Класс, чит.зал библиотеки

2.4.

Тема 2.4

Помощь при демонстративном суициде

8

4

2

2

2.4.1

Лекция

Понятие «психологический кризис» и суицид как форма кризисного реагирования

4

1. Понятие «психологический кризис».

2. Факторы, способствующие преодолению кризисов и усугубляющие кризис.

3. Суицид как форма кризисного реагирования.

4.Психологические аспекты работы с суицидентом.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1,2];/ [1,2]; / [2].

Лекц. зал

2.4.2

Практическое занятие

Работа с суицидентом при суицидальной попытке

2

1.Алгоритм работы с суицидентом при суицидальной попытке: сбор информации, оценка летальности, присоединение, актуализация ресурса, стадия выслушивания, поворот на 180, завершение ситуации.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1,2];/ [1,2]; / [2].

Класс

2.4.3

Самостоятельная работа

2

1.Суицидальные и антисуицидальные факторы.

2.Готовность специалиста к работе с суицидентом. Психологические аспекты работы с суицидентом.

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс

2.5.

Тема 2.5. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей

10

2

2

6

2.5.1

Лекция

Психологические аспекты работы с толпой

2

1. Понятие и виды толпы.

2.Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС.

3. Принципы общения с представителями СМИ при ЧС.

4. Принципы профилактики образования толпы и приемы превращения толпы в действующую.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3, 6];/ [8, 9]; / [1].

Класс

2.5.2

Самостоятельная работа

6

1. Разработка текста устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию).

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1]; / [1].

Класс, чит.зал библиотеки

2.5.3

Практическое занятие

Принципы общения с представителями СМИ при ЧС

2

1. Анализ устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию).

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[2,3];/ [1]; / [1].

Класс

Раздел 3

3.1

Тема 3.1

Социально-психологическая характеристика малых групп

4

2

2

3.1.1

Лекция

Социально-психологическая характеристика малых групп

2

1. Психология малой группы.

2. Социально-психологический климат коллектива.

3. Особенности групп, пострадавших в ЧС.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3].

Лекц. зал

3.1.2

Самостоятельная работа

2

1.Описание функции, структуры, динамики и прогнозирование дальнейшего развития учебной группы.

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

3.2

Тема 3.2.

Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций

8

4

2

2

3.2.1

Лекция

Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций

4

1. Понятие конфликта. Виды, структура, функции конфликтов.

2. Причины возникновения межличностных конфликтов. Динамика межличностных конфликтов.

3. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов.

4. Особенности конфликтов в ЧС.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3].

Класс

3.2.2

Самостоятельная работа

2

1.Описать прогноз развития конфликта в чрезвычайной ситуации при различных стратегиях разрешения конфликта (по карточке-заданию).

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс, чит.зал библиотеки

3.2.3

Практическое занятие

Способы профилактики и предотвращения конфликтов в ЧС

2

  1. Прогноз развития конфликта в чрезвычайной ситуации при различных стратегиях разрешения конфликта.
  2. Профилактика и предотвращение конфликтов в ЧС.
  3. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс

3.3.

Тема 3.3.

Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций

6

2

4

3.3.1

Лекция

Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций

2

  1. Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций.
  2. Переговорный процесс: основные этапы, стратегии третьей стороны в ведении переговорного процесса.
  3. Особенности ведения переговорного процесса в условиях ЧС.

МП, ИС

ПЛ

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс, чит.зал библиотеки

Самостоятельная работа

4

1.Анализ основных этапов переговорного процесса, стратегии и тактики третьей стороны.

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс, чит.зал библиотеки

3.4

Тема 3.4.

Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности

8

2

2

4

3.4.1

Лекция

Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности

2

  1. Стили, формы и методы управления коллективом.
  2. Факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности.
  3. Управление коллективом в условиях ЧС.
  4. Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1, 3, 6];/ [1, 7, 9]; / [1,3].

Класс

3.4.2

Самостоятельная работа

4

1.Разработка, от лица руководителя подразделения, общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников подразделения.

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1]; / [1,3].

Класс, чит.зал библиотеки

3.4.3

Практическое занятие

Психологическое сопровождение деятельности сотрудников МЧС России.

2

1. Анализ общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников МЧС России.

МП, ИС, ПЛ

Рекомендуемая литература

[1.3];/ [1, 8, 9]; / [1,3].

Класс

Зачет

Всего часов:

108

(72)

46

4

22

36

Тематический план Экстремальная психология 2013 — Стр 2

Примечание 1:

МТО – материально-техническое обеспечение;

НБ – ноутбук;

МП – мультимедийный проектор;

ТВ – телевизор;

ИС – информационные слайды;

СТ- стенды

Примечание 2:

ОП – общая психология;

КлП – клиническая психология;

КонП – консультативная психология;

ПРиВП – психология развития и возрастная психология;

СпецП – специальная психология;

Пдка – психодиагностика;

ТпрТ – теория и практика тренинга;

Конф – конфликтология

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. – 161 с.
  2. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учеб. пособие. – 224 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2013. – 264 с.
  4. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/10915
  5. Доника Д.Д., Каминский Е.И. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний. Учебное пособие, 2013. http://iprbookshop.ru/11329
  6. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7470
  7. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. http://iprbookshop.ru/15604

а) Дополнительная литература:

  1. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы, 2013. http://iprbookshop.ru/15290
  2. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
  3. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие, 2010. http://iprbookshop.ru/8882
  4. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
  5. Нестерова О.В. Управление стрессами. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/17051
  6. Сергиенко Е.А., Крюкова Т.Л., Доценко О.Н., Екимчик О.А., ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте, 2011. http://iprbookshop.ru/15651
  7. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
  8. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.
  9. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. –– 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.

в).

Нормативные документы и интернет-ресурсы:

  1. Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 12.09.2012).
  2. Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru/powers/?SECTION_ID=455 (дата обращения: 12.09.2012).
  3. Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com/science/browse/sub/psychology (дата обращения: 12.09.2012).
  4. IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru (дата обращения: 12.09.2012).
  5. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 12.09.2012).

Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.

  1. Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
  2. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  3. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  4. Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
  5. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.

В учебной лаборатории кафедры имеется оборудование и программное обеспечение для получения навыков психодиагностики, а также изучения современных методов психопрофилактики и психокоррекции.

Создана база электронных учебников и подобраны ссылки на интернет-ресурсы для углубленного изучения материалов курса.

Организационно-методические указания

Цель учебной дисциплины – формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по организации и осуществлению деятельности с учётом теоретических и практических разработок по экстремальной психологии.

Лекции должны носить установочно-фундаментальный характер на изучение обучающихся соответствующей темы и содержать основные положения вопросов, составляющих сущность темы, содержать рекомендации по более глубокому самостоятельному изучению темы с помощью литературных источников, перечень которых приведен в рабочей программе.

Обсуждение, уточнение, закрепление приобретенных знаний и проверка систематичности их пополнения осуществляются в ходе проведения семинарских занятий, которые включают доклады, реферативные выступления, собеседования, дополнения, активное участие слушателей в обсуждении темы. Завершаются семинарские занятия анализом работы группы на занятии и выставлением оценок согласно установленных критериев.

Практические занятия – это вид учебного занятия, на котором слушатели отрабатывают навыки и умения решать практические задачи на основе полученных теоретических знаний. При проведении практических занятий группа разбивается на подгруппы. Практические занятия должны обеспечивать формирование практических навыков и умений.

В самостоятельную работу обучающихся включаются затраты времени на подготовку ко всем видам занятий, составление отчетов по практическим занятиям, выполнение контрольной работы и самостоятельное изучение теоретического материала.

За усвоением учебного материала осуществляется: текущий, рубежный и итоговый контроль.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры протокол № «__ » от « ___ » августа 2013 г.

Начальник кафедры психологии риска,

экстремальных и кризисных ситуаций

Д.Н. Церфус

«__» ________________ 20__ г.