16
Утверждаю
ВРиО заместителя начальника
Санкт-Петербургского университета
ГПС МЧС по учебной работе
подполковник внутренней службы
М.Т. Пелех
«_____» _________________20__ год
Тематический план
по дисциплине «Экстремальная психология»
для очной формы обучения (высшее, специальность 28075.65 «Пожарная безопасность»)
количество часов по учебному плану – 108 ч. (ауд.72 ч.) на 7 семестр 2013-2014 учебного года.
| Семестры | Всего часов учебных занятий по расписанию | В том числе по видам учебных занятий | Объем времени на самостоятельную работу | Отчетность за семестр | |||||||
| Лекция | Семинар | Практические занятия | Деловая игра, учения | Инд. занятие | Лаб. занятие | Контрольные работы | Курсовые работы (проекты) | ||||
| 1 | |||||||||||
| 2 | |||||||||||
| 3 | |||||||||||
| 4 | |||||||||||
| 5 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 6 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 7 | 108(72) | 46 | 4 | 22 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 36 | зачет | 
| 8 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 9 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 10 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Всего | 108(72) | 46 | 4 | 22 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 36 | зачет | 
Санкт — Петербург 2013
| № п/п | Наименование разделов и тем (по семестрам) | Всего часов | Количество часов, номер занятия 
 | Изучаемые (узловые) вопросы | Наглядные пособия ТСО, литература | Взаимосвязь с другими темами (дисципл.) | Место проведения | ||||||||||||
| 
 Лек. 
 | 
 Сем 
 | 
 ПЗ 
 | 
 ДИ 
 | 
 СР | |||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||||
| 7 семестр, 4 курс | |||||||||||||||||||
| Раздел 1 | |||||||||||||||||||
| Тема 1.1 Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля | 4 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | |||||||||
| 1.1.1 | Лекция Психологическая составляющая профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1];/ [1,3, 8]; / [2]. | 
 | 
 
 
 
 Лекц. зал | ||||||||
| Тема 1.2 Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля | 10 | 4 | 
 | 2 | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 
 
 Класс | |||||||||
| 1.2.1 | Лекция Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1];/ [1,3, 8]; / [2]. | 
 | 
 
 
 
 Лекц. зал | ||||||||
| 1.2.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | Составление описания этапов профессионального становления сотрудников МЧС России, с учетом динамики профессионально важных качеств. 
 | Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | 
 | 
 
 
 Класс | ||||||||
| 1.2.3 | Практическое занятие Анализ этапов профессионального становления и динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 1. Анализ этапов профессионального становления сотрудников МЧС. 2. Анализ динамики профессионально важных качеств сотрудников МЧС. | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2, 9]; / [2]. | 
 | Лекц. зал | ||||||||
| Тема 1.3 Профессиональный стресс | 8 | 4 | 2 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | |||||||||
| 1.3.1 | Лекция Профессиональный стресс | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | 
 | 
 
 
 
 Лекц. зал | ||||||||
| 1.3.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей. | Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 
 
 Класс | ||||||||
| 1.3.3 | Семинар Профилактика эмоционального выгорания | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | Лекц. зал | ||||||||
| Тема 1.4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса | 6 | 2 | 
 | 2 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | |||||||||
| 1.4.1 | Лекция Система профилактики негативных последствий профессионального стресса | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 , 4, 56, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 
 
 
 Лекц. зал | ||||||||
| 1.4.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса. 
 | Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 
 
 Класс | ||||||||
| 1.4.3 | Практическое занятие Система профилактики негативных последствий профессионального стресса Система профилактики негативных последствий профессионального стресса | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | Класс | ||||||||
| Тема 1.5 Методы и приемы саморегуляции | 10 | 4 | 2 | 
 | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | |||||||||
| 1.5.1 | Лекция Методы и приемы саморегуляции | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Система приемов и методов саморегуляции. 2. Аутогенная тренировка по Шульцу. 3. Аппаратные методы с биологической обратной связью. 4. Медитация как способ саморегуляции. | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 
 
 
 Лекц. зал | ||||||||
| 1.5.2 | Практическое занятие Применение приемов саморегуляции с использованием программно-аппаратного комплекса | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 1. Диагностика функционального состояния и стратегий поведения в ситуации неопределенности с использованием методики «Вира». 2. Обучение технике нервно-мышечной релаксации, под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Гребной канал». 3. Обучение технике диафрагмального дыхания и концентрации внимания под контролем биологической обратной связи с использованием методики «Ралли». | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 
 
 Класс | ||||||||
| 1.5.3 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | Применение приемов саморегуляции. 
 | Рекомендуемая литература [1, 7];/ [1 ,6, 7, 9]; / [2]. | 
 | 
 | ||||||||
| Раздел 2 | |||||||||||||||||||
| 2.1 | Тема 2.1 Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС | 8 | 4 | 2 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | ||||||||
| 2.1.1 | Лекция Особенности психического состояния и поведения, пострадавших в ЧС | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств. 2. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС. 3. Динамика психического состояния пострадавших в различных ЧС. 4.Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС. 5. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной допсихологической помощи. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 2];/ [1]; / [2]. | 
 
 
 
 Лекц. зал | |||||||||
| 2.1.2 | Самостоятельная работа Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1. Виды и критерии чрезвычайных ситуаций. 2. Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой (по файлам-заданиям). | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 2];/ [1.2]; / [2]. | 
 
 
 Класс | |||||||||
| 2.1.3 | Семинарское занятие Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 1. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС. 2.Влияние этнокультурных особенностей при ведении работ по тушению пожаров и аварийно-спасательных и других неотложных работ. 
 | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | Класс | |||||||||
| 2.2 | Тема 2.2 Особенности общения с пострадавшими в ЧС | 8 | 2 | 
 | 4 | 
 | 2 | 
 | |||||||||||
| 2.2.1 | Лекция Особенности общения с пострадавшими в ЧС | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Виды и компоненты общения. 2. Принципы и особенности общения с пострадавшими в ЧС. 3. Принципы оказания помощи клиенту, находящемуся в состоянии горя. 4. Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС. | МП, ИС,ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | 
 Лекц. зал | |||||||||
| 2.2.2 | Самостоятельная работа Анализ психического состояния пострадавших в ЧС | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1.Анализ психического состояния пострадавших в ЧС (по карточкам-заданиям). | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | 
 Класс | |||||||||
| 2.2.3 | Практическое занятие Приемы общения с пострадавшими в ЧС | 
 | 
 | 
 | 4 | 
 | 
 | 1. Приемы активного слушания. 2. Понятие «личностный ресурс». 3.Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. 4. Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1,2]; / [2]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| 2.3 | Тема 2.3 Острые реакции на стресс | 6 | 2 | 
 | 2 | 
 | 2 | 
 
 
 
 
 | |||||||||||
| 2.3.1 | Лекция Острые реакции на стресс | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Острые реакции на стресс (ОСР): определение, динамика, формы и типы. 2. Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1, 4, 5]; / [2]. | 
 
 
 
 Лекц. зал | |||||||||
| 2.3.2 | Самостоятельная работа Помощь пострадавшему с ОСР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1. Составление описания оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР (по карточкам-заданиям). | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [2]. | Класс | |||||||||
| 2.3.3 | Практическое занятие Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 1. Приемы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию. 2. Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей. 3. Анализ оказания помощи пострадавшему с ОСР и анализ возможных ошибок при оказании помощи пострадавшему с ОСР. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [2]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| 2.4. | Тема 2.4 Помощь при демонстративном суициде | 8 | 4 | 
 | 2 | 
 | 2 | 
 
 
 
 | |||||||||||
| 2.4.1 | Лекция Понятие «психологический кризис» и суицид как форма кризисного реагирования | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Понятие «психологический кризис». 2. Факторы, способствующие преодолению кризисов и усугубляющие кризис. 3. Суицид как форма кризисного реагирования. 4.Психологические аспекты работы с суицидентом. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1,2];/ [1,2]; / [2]. | 
 Лекц. зал | |||||||||
| 2.4.2 | Практическое занятие Работа с суицидентом при суицидальной попытке | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 1.Алгоритм работы с суицидентом при суицидальной попытке: сбор информации, оценка летальности, присоединение, актуализация ресурса, стадия выслушивания, поворот на 180, завершение ситуации. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1,2];/ [1,2]; / [2]. | Класс | |||||||||
| 2.4.3 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1.Суицидальные и антисуицидальные факторы. 2.Готовность специалиста к работе с суицидентом. Психологические аспекты работы с суицидентом. 
 | Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс | |||||||||
| 2.5. | Тема 2.5. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей | 10 | 2 | 
 | 2 | 
 | 6 | 
 | |||||||||||
| 2.5.1 | Лекция Психологические аспекты работы с толпой | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Понятие и виды толпы. 2.Цели, задачи, основные принципы информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. 3. Принципы общения с представителями СМИ при ЧС. 4. Принципы профилактики образования толпы и приемы превращения толпы в действующую. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3, 6];/ [8, 9]; / [1]. | Класс | |||||||||
| 2.5.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 6 | 1. Разработка текста устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию). | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [1]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| 2.5.3 | Практическое занятие Принципы общения с представителями СМИ при ЧС | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 1. Анализ устного сообщения для информирования большой группы пострадавших и текста комментария эксперта-специалиста, дающего комментарий в СМИ (по карточке-заданию). | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [2,3];/ [1]; / [1]. | Класс | |||||||||
| Раздел 3 | |||||||||||||||||||
| 3.1 | Тема 3.1 Социально-психологическая характеристика малых групп | 4 | 2 | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | |||||||||||
| 3.1.1 | Лекция Социально-психологическая характеристика малых групп | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Психология малой группы. 2. Социально-психологический климат коллектива. 3. Особенности групп, пострадавших в ЧС. 
 | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3]. | Лекц. зал | |||||||||
| 3.1.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1.Описание функции, структуры, динамики и прогнозирование дальнейшего развития учебной группы. | Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | 
 | |||||||||
| 3.2 | Тема 3.2. Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций | 8 | 
 
 4 
 
 | 
 | 2 | 
 | 2 | 
 | |||||||||||
| 3.2.1 | Лекция Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций | 
 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1. Понятие конфликта. Виды, структура, функции конфликтов. 2. Причины возникновения межличностных конфликтов. Динамика межличностных конфликтов. 3. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. 4. Особенности конфликтов в ЧС. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3, 4, 5];/ [1]; / [1,3]. | Класс | |||||||||
| 3.2.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 1.Описать прогноз развития конфликта в чрезвычайной ситуации при различных стратегиях разрешения конфликта (по карточке-заданию). | Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| 3.2.3 | Практическое занятие Способы профилактики и предотвращения конфликтов в ЧС | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс | |||||||||
| 3.3. | Тема 3.3. Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций | 6 | 2 | 
 | 
 | 
 | 4 | 
 | |||||||||||
| 3.3.1 | Лекция Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | 1.Анализ основных этапов переговорного процесса, стратегии и тактики третьей стороны. | Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс, чит.зал библиотеки | ||||||||||
| 3.4 | Тема 3.4. Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности | 8 | 2 | 
 | 2 | 
 | 4 | 
 | 
 | ||||||||||
| 3.4.1 | Лекция Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1, 3, 6];/ [1, 7, 9]; / [1,3]. | Класс | |||||||||
| 3.4.2 | Самостоятельная работа | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | 1.Разработка, от лица руководителя подразделения, общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников подразделения. | Рекомендуемая литература [1.3];/ [1]; / [1,3]. | Класс, чит.зал библиотеки | |||||||||
| 3.4.3 | Практическое занятие Психологическое сопровождение деятельности сотрудников МЧС России. | 
 | 
 | 
 | 2 | 
 | 
 | 1. Анализ общего плана мероприятий по психологическому сопровождению деятельности сотрудников МЧС России. | МП, ИС, ПЛ Рекомендуемая литература [1.3];/ [1, 8, 9]; / [1,3]. | Класс | |||||||||
| 
 | Зачет | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | ||||||||
| 
 | Всего часов: | 108 (72) | 46 | 4 | 22 | 
 | 36 | 
 | 
 | 
 | 
 | ||||||||
Тематический план Экстремальная психология 2013 — Стр 2
Примечание 1:
МТО – материально-техническое обеспечение;
НБ – ноутбук;
МП – мультимедийный проектор;
ТВ – телевизор;
ИС – информационные слайды;
СТ- стенды
Примечание 2:
ОП – общая психология;
КлП – клиническая психология;
КонП – консультативная психология;
ПРиВП – психология развития и возрастная психология;
СпецП – специальная психология;
Пдка – психодиагностика;
ТпрТ – теория и практика тренинга;
Конф – конфликтология
Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. – 161 с.
- Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учеб. пособие. – 224 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2013. – 264 с.
- Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/10915
- Доника Д.Д., Каминский Е.И. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний. Учебное пособие, 2013. http://iprbookshop.ru/11329
- Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7470
- Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. http://iprbookshop.ru/15604
а) Дополнительная литература:
- Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы, 2013. http://iprbookshop.ru/15290
- Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
- Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. Учебное пособие, 2010. http://iprbookshop.ru/8882
- Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/7387
- Нестерова О.В. Управление стрессами. Учебное пособие, 2012. http://iprbookshop.ru/17051
- Сергиенко Е.А., Крюкова Т.Л., Доценко О.Н., Екимчик О.А., ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте, 2011. http://iprbookshop.ru/15651
- Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. – 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.
- Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. –– 256 с. издательский центр «Академия», 2013 г.
в).
Нормативные документы и интернет-ресурсы:
- Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 12.09.2012).
- Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru/powers/?SECTION_ID=455 (дата обращения: 12.09.2012).
- Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com/science/browse/sub/psychology (дата обращения: 12.09.2012).
- IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru (дата обращения: 12.09.2012).
- Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 12.09.2012).
Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.
- Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
- Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
- Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
- Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
- Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.
В учебной лаборатории кафедры имеется оборудование и программное обеспечение для получения навыков психодиагностики, а также изучения современных методов психопрофилактики и психокоррекции.
Создана база электронных учебников и подобраны ссылки на интернет-ресурсы для углубленного изучения материалов курса.
Организационно-методические указания
Цель учебной дисциплины – формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по организации и осуществлению деятельности с учётом теоретических и практических разработок по экстремальной психологии.
Лекции должны носить установочно-фундаментальный характер на изучение обучающихся соответствующей темы и содержать основные положения вопросов, составляющих сущность темы, содержать рекомендации по более глубокому самостоятельному изучению темы с помощью литературных источников, перечень которых приведен в рабочей программе.
Обсуждение, уточнение, закрепление приобретенных знаний и проверка систематичности их пополнения осуществляются в ходе проведения семинарских занятий, которые включают доклады, реферативные выступления, собеседования, дополнения, активное участие слушателей в обсуждении темы. Завершаются семинарские занятия анализом работы группы на занятии и выставлением оценок согласно установленных критериев.
Практические занятия – это вид учебного занятия, на котором слушатели отрабатывают навыки и умения решать практические задачи на основе полученных теоретических знаний. При проведении практических занятий группа разбивается на подгруппы. Практические занятия должны обеспечивать формирование практических навыков и умений.
В самостоятельную работу обучающихся включаются затраты времени на подготовку ко всем видам занятий, составление отчетов по практическим занятиям, выполнение контрольной работы и самостоятельное изучение теоретического материала.
За усвоением учебного материала осуществляется: текущий, рубежный и итоговый контроль.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры протокол № «__ » от « ___ » августа 2013 г.
Начальник кафедры психологии риска,
экстремальных и кризисных ситуаций
Д.Н. Церфус
«__» ________________ 20__ г.
