Тема 3. Психические познавательные процессы 2

План лекции.

  1. Ощущения и восприятие.

  2. Память.
  3. Мышление и речь.
  4. Воображение и внимание.

1. Ощущения и восприятие

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительныерецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).

Слуховые— рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).

Обонятельные— рецепторы находятся в верхней части носовой полости.

Вкусовые— рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.

Кожные(тактильные, температурные, болевые) — рецепторы находятся в коже и органах.

Статические(движение, положение тела) — рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Органические(голод, жажда, половые, болевые) — рецепторы находятся во внутренних органах.

Экстероцептивные— рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.

Интероцептивные— рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.

Проприоцептивные— рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятель­ностью внутренних органов, ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические ... Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощу­щения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания, просверлива­ния, отсасывания. Это ...

Максимальная сила раздражителя, вызывающая наибольшее ощущение, называется верхним абсолютным порогом.

Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

От адаптации надо отличать явление сенсибилизации. В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого.

В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким.

Восприятие — целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыреуровня восприятия:

1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель?

2) различение – формирование образа из ощущений;

3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.

Виды восприятия:

Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).

Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.

Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).

Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин).

5 стр., 2204 слов

1.Предмет и объект ТГП

... (мировоззренческая база юридической науки). Нужно различать предмет и объект ТГП. Объект исследования у разных наук может совпадать, предмет у каждой свой. Вопрос 2 Науки ... решения проблем государственно-правового строительства 11.Интерпертационная (объяснительная) - объяснение всех элементов предмета ТГП Вопрос 4 1.Сравнительно-правовой метод. Сравнение: синхронное; диахронное. Методы – приемы ...

Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, — как быстро прошедший период.

Свойства восприятия:

Целостность— способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.

Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия).

Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Осмысленность— способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.

Избирательность— способность выделять объект или его часть из общего фона.

Предметность— способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.

Константность— способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).

Иллюзии— искажения восприятия.

2. Память

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.

Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.

Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.

В основе памяти лежат ассоциации(временные нервные связи), которые были открыты еще Аристотелем.

Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.

Различают ассоциации:

8 стр., 3593 слов

Индивидуальные особенности памяти школьников и их проявление в процессе обучения

... нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, ... самого материала, подлежащего запоминанию чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов деятельность которых была ...

  1. сходства

  2. контраста
  3. пространственно – временных отношений (смежности)

Процессы памяти:

Запоминание- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Запоминание может быть непроизвольным(информация запоминается сама) ипроизвольным(информация заучивается).Приемызапоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы).

Сохранение- процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.

Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:

  1. сенсорная память– длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.

  2. кратковременная память– 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
  3. промежуточная память– обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
  4. долговременная память– обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).

Воспроизведение- процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.

Виды воспроизведения::

узнавание– образ возникает при повторном восприятии объекта;

припоминание– воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;

воспоминание– образ возникает без восприятия объекта;

реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;

эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.

Представление— наглядныйобразпредмета, воспроизведенный по памяти ввоображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образывосприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактноепонятие.

Оперативная память — восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.

Забывание- невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Факторы, влияющие на забывание:

  1. время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;

    6 стр., 2798 слов

    Доказательство и убедительность речи. Основные законы логики ...

    ... не просто о законах логики, а о законах и правилах логики. 7 Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь ... ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность. Следует опасаться ошибки, получившей название ... иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи – ее доказательность, обоснованность, т.е. содержание доказательств.2 Что же ...

  2. использование информации– забывается то, чем мозг не пользуется;
  3. активность деятельности – информация забывается, если до или после заучивания была активная, эмоциональная деятельность;
  4. срок хранения информации – «старые» события помнятся дольше, «новые» — забываются быстрее;
  5. защитные механизмы психики – забывается то, что нарушает психическое равновесие, комфорт, что вызывает стресс, напряжение.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Законы памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Виды памяти:

Кратковременная— сохранение информации в течение короткого времени.

Оперативная— сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.

Долговременная— длительное хранение информации.

Механическая— повторение информации без осмысления.

Логическая— логическое осмысление информации при заучивании.

Непроизвольная— запоминание без волевых усилий.

Произвольная— запоминание с помощью волевых усилий.

Образная— сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).

Двигательная— сохранение в памяти систем движений, навыков.

Эмоциональная— сохранение пережитых чувств, эмоций.

4 стр., 1935 слов

Особенности непроизвольной и произвольной памяти у детей старшего ...

... ассоциаций. Проанализировав различные определения памяти, можно сказать, что память- это психологический процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Память необходима человеку, - ... открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием ...

Вербальная— сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.

3. Мышление и речь

Мышление — Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Виды мышления:

Наглядно-действенное — опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Образное— опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.

Словесно-логическое— осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Формы мышления:

Понятие– это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

Суждение— форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.

Умозаключение — определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).

Мыслительные операции:

Анализ— мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез— объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.

Сравнение— установление сходства и различия объектов.

Обобщение— объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.

Абстрагирование— выделение одних предметов и отвлечение от других.

Классификиция— разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Конкретизация— мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).

Интеллект– способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами).

Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен).

Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк).

Структура интеллекта(поТерстоун):

— счетная способность;

— вербальная гибкость (способность объясняться);

— вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь);

— пространственная ориентация;

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека ...

... проверено в сопоставлении ТСИ с другими методиками определения интеллектуальных способностей и коэффициента интеллекта: 10. Не следует делать никаких пометок в тексте методики: все ответы выносятся ... называется ... а) конвенцией, б) компромиссом, в) развязкой, г) сговором, д) примирением. 9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют ... а) анархистом, б) либералом, в) демократом, ...

— память;

— способность к рассуждению;

— быстрота восприятия.

Интеллект делится на вербальный(приобретенный) иневербальный(природный) (Векслер).

На интеллект влияют врожденные аномалии. Для выживания человеку нужно контактировать со средой, в которой он будет жить: чем меньше общение с взрослыми, тем ниже интеллект ребенка.

Оценка интеллекта– коэффициент интеллектаIQ: среднее значение 100 баллов. Разброс – от 0 до 200 баллов. Измеряетсятестом Стенфорд-Бине, шкалой Векслера. Недостаток интеллекта —слабоумие(умственная отсталость); бывает врожденная –олигофрения, и приобретенная —деменция.Степени слабоумия:IQ= 0 – 35 баллов –выраженная умственная отсталость;IQ= 35 — 50 баллов –умственная отсталость средней тяжести,IQ= 50 — 70 баллов –легкая умственная отсталость.

Речь — процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь выполняет определенные функции:

1. Функция выражения чувств.

2. Функция воздействия на человека.

3. Функция обозначения предметов и явлений.

4. Функция сообщения информации.

Виды речи:

Устная — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Монологическая— это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная — это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Жестовая — способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов.

4, Воображение и внимание

Воображение — процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.

Виды воображения:

Активное:

Воссоздающее— создание образа по описанию, схеме.

Творческое— создание нового образа.

Антиципирующее– предвидение, предвосхищение будущего.

Пассивное:

Произвольное— мечты, грезы.

Непроизвольное— гипноз, сон.

Мечта — создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности.

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

... формирования связной речи детей с умственной отсталостью. 1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью. 1.4 Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта Связная речь - наиболее ... ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной ...

Грезами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

Приемы создания образов:

Агглютинация— создание новых образов на основе «склеивания» частей разных объектов (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).

Гиперболизация— преувеличение, преуменьшение объекта или его частей (Гулливер, многоголовый дракон).

Аналогия– создание нового по сходству с известным, перенос основных свойств с одного объекта на другой (сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются отдельные элементы: по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки).

Типизация— выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей).

Акцентирование (заострение)— подчеркивание каких-либо отдельных признаков (лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте.

Виды внимания:

Непроизвольное– само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного, нового или значимого раздражителя, вызывающего эмоциональный отклик.

Произвольное– сознательно регулируемое сосредоточение на объекте с помощью волевого усилия

Послепроизвольное– вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

Свойства внимания:

Объем— количество объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация– степень сосредоточенности сознания на объекте.

Распределение– умение одновременно выполнять несколько действий.

Устойчивость– время (продолжительность) направленности сознания на объект в процессе деятельности.

Отвлекаемость– колебания внимания, непроизвольный переход от одной деятельности к другой.

Переключение– намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Чем ощущения отличаются от восприятия?

  2. Какие свойства характерны для восприятия?
  3. Охарактеризуйте процессы памяти.
  4. Взаимосвязаны ли мышление и речь?
  5. Что представляет собой интеллект человека?
  6. С помощью каких приемов можно создать новые образы?
  7. Охарактеризуйте послепроизвольное внимание.

7