Тема 3. Психические познавательные процессы 2

План лекции.

  1. Ощущения и восприятие.

  2. Память.
  3. Мышление и речь.
  4. Воображение и внимание.

1. Ощущения и восприятие

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительныерецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).

Слуховые— рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).

Обонятельные— рецепторы находятся в верхней части носовой полости.

Вкусовые— рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.

Кожные(тактильные, температурные, болевые) — рецепторы находятся в коже и органах.

Статические(движение, положение тела) — рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Органические(голод, жажда, половые, болевые) — рецепторы находятся во внутренних органах.

Экстероцептивные— рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире.

Интероцептивные— рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма.

Проприоцептивные— рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятель­ностью внутренних органов, ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические ... Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощу­щения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания, просверлива­ния, отсасывания. Это ...

Максимальная сила раздражителя, вызывающая наибольшее ощущение, называется верхним абсолютным порогом.

Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

От адаптации надо отличать явление сенсибилизации. В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого.

В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким.

Восприятие — целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыреуровня восприятия:

1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель?

2) различение – формирование образа из ощущений;

3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.

Виды восприятия:

Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).

Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.

Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).

Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин).

5 стр., 2204 слов

1.Предмет и объект ТГП

... (мировоззренческая база юридической науки). Нужно различать предмет и объект ТГП. Объект исследования у разных наук может совпадать, предмет у каждой свой. Вопрос 2 Науки делятся ... решения проблем государственно-правового строительства 11.Интерпертационная (объяснительная) - объяснение всех элементов предмета ТГП Вопрос 4 1.Сравнительно-правовой метод. Сравнение: синхронное; диахронное. Методы – ...

Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, — как быстро прошедший период.

Свойства восприятия:

Целостность— способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.

Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия).

Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Осмысленность— способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.

Избирательность— способность выделять объект или его часть из общего фона.

Предметность— способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.

Константность— способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).

Иллюзии— искажения восприятия.

2. Память

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.

Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.

Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.

В основе памяти лежат ассоциации(временные нервные связи), которые были открыты еще Аристотелем.

Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.

Различают ассоциации:

12 стр., 5506 слов

Понятие о памяти

... запоминания, сохранения и воспроизведения информации. 2.3. Биохимические теории памяти Биохимические теории дополняют взгляды физиологов работа памяти осуществляется ... еще теорией нейронных моделей, так как при восприятии объектов нервные импульсы движутся по соответствующей ... целостности выступает как изначально данный, законы гештальта как и законы ассоциации действуют вне деятельности самого ...

  1. сходства

  2. контраста
  3. пространственно – временных отношений (смежности)

Процессы памяти:

Запоминание- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Запоминание может быть непроизвольным(информация запоминается сама) ипроизвольным(информация заучивается).Приемызапоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы).

Сохранение- процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.

Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:

  1. сенсорная память– длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.

  2. кратковременная память– 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
  3. промежуточная память– обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
  4. долговременная память– обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).

Воспроизведение- процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.

Виды воспроизведения::

узнавание– образ возникает при повторном восприятии объекта;

припоминание– воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;

воспоминание– образ возникает без восприятия объекта;

реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;

эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.

Представление— наглядныйобразпредмета, воспроизведенный по памяти ввоображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образывосприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактноепонятие.

Оперативная память — восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.

Забывание- невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Факторы, влияющие на забывание:

  1. время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;

    16 стр., 7725 слов

    Память как психический процесс 4

    ... образом происходит запоминание. Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие ... запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти ... законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые запоминания ...

  2. использование информации– забывается то, чем мозг не пользуется;
  3. активность деятельности – информация забывается, если до или после заучивания была активная, эмоциональная деятельность;
  4. срок хранения информации – «старые» события помнятся дольше, «новые» — забываются быстрее;
  5. защитные механизмы психики – забывается то, что нарушает психическое равновесие, комфорт, что вызывает стресс, напряжение.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Законы памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

3. Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10 Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Виды памяти:

Кратковременная— сохранение информации в течение короткого времени.

Оперативная— сохранение информации в течение дня; восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения деятельности.

Долговременная— длительное хранение информации.

Механическая— повторение информации без осмысления.

Логическая— логическое осмысление информации при заучивании.

Непроизвольная— запоминание без волевых усилий.

Произвольная— запоминание с помощью волевых усилий.

Образная— сохранение в памяти образов предметов (зрительных, слуховых, вкусовых и пр.).

Двигательная— сохранение в памяти систем движений, навыков.

Эмоциональная— сохранение пережитых чувств, эмоций.

Вербальная— сохранение словесных формулировок, осуществление мыслительной деятельности.

3. Мышление и речь

Мышление — Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же ... и висят на буферах и подножках". Речь идет о герое произведения О. ... интеллекта: таблицы Равена / под ред. А.Е. Вохмятиной. - Магнитогорск, 1985. 29. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы / Е.Н. Ильин. - СПб., 2000. 30. Каган М.М. Человеческая деятельность ...

Виды мышления:

Наглядно-действенное — опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Образное— опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.

Словесно-логическое— осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Формы мышления:

Понятие– это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

Суждение— форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями.

Умозаключение — определенный вывод на основе нескольких суждений. Может быть индуктивным (способ рассуждения от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному).

Мыслительные операции:

Анализ— мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез— объединение отдельных элементов в целое, нахождение существенных связей и отношений.

Сравнение— установление сходства и различия объектов.

Обобщение— объединение объектов по их существенным признакам и свойствам.

Абстрагирование— выделение одних предметов и отвлечение от других.

Классификиция— разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Конкретизация— мысленный переход от общему к единичному с целью раскрытия содержания (приведение примеров).

Интеллект– способность человека адаптироваться к окружающей среде (разумно мыслить, действовать, справляться с обстоятельствами).

Интеллект – общий фактор умственной энергии, не включает интересы, мотивацию, тревожность и т.д. (Спирмен).

Интеллект – скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп) (Айзенк).

Структура интеллекта(поТерстоун):

— счетная способность;

— вербальная гибкость (способность объясняться);

— вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь);

— пространственная ориентация;

— память;

— способность к рассуждению;

— быстрота восприятия.

Интеллект делится на вербальный(приобретенный) иневербальный(природный) (Векслер).

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

... знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При ... труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, ... смысл жизни. Идея человека как самостоятельной области знаний имеет свою предысторию. Разумеется, человек стал объектом изучения от ...

На интеллект влияют врожденные аномалии. Для выживания человеку нужно контактировать со средой, в которой он будет жить: чем меньше общение с взрослыми, тем ниже интеллект ребенка.

Оценка интеллекта– коэффициент интеллектаIQ: среднее значение 100 баллов. Разброс – от 0 до 200 баллов. Измеряетсятестом Стенфорд-Бине, шкалой Векслера. Недостаток интеллекта —слабоумие(умственная отсталость); бывает врожденная –олигофрения, и приобретенная —деменция.Степени слабоумия:IQ= 0 – 35 баллов –выраженная умственная отсталость;IQ= 35 — 50 баллов –умственная отсталость средней тяжести,IQ= 50 — 70 баллов –легкая умственная отсталость.

Речь — процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь выполняет определенные функции:

1. Функция выражения чувств.

2. Функция воздействия на человека.

3. Функция обозначения предметов и явлений.

4. Функция сообщения информации.

Виды речи:

Устная — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Монологическая— это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная — это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Жестовая — способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов.

4, Воображение и внимание

Воображение — процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.

Виды воображения:

Активное:

Воссоздающее— создание образа по описанию, схеме.

Творческое— создание нового образа.

Антиципирующее– предвидение, предвосхищение будущего.

Пассивное:

Произвольное— мечты, грезы.

Непроизвольное— гипноз, сон.

Мечта — создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности.

Грезами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

Приемы создания образов:

Агглютинация— создание новых образов на основе «склеивания» частей разных объектов (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр).

15 стр., 7139 слов

11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности

... негибкого реагирования. 11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно- ... списком некоторых положительных черт, проявляющихся в поведении людей. Значения показателей, полученных по шкале «эмоциональная неустойчивость» ... отличается от лекции по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. Определение способов ...

Гиперболизация— преувеличение, преуменьшение объекта или его частей (Гулливер, многоголовый дракон).

Аналогия– создание нового по сходству с известным, перенос основных свойств с одного объекта на другой (сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются отдельные элементы: по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки).

Типизация— выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей).

Акцентирование (заострение)— подчеркивание каких-либо отдельных признаков (лиса – хитрая, волк – злой, осел – глупый).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте.

Виды внимания:

Непроизвольное– само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного, нового или значимого раздражителя, вызывающего эмоциональный отклик.

Произвольное– сознательно регулируемое сосредоточение на объекте с помощью волевого усилия

Послепроизвольное– вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

Свойства внимания:

Объем— количество объектов, которые воспринимаются одновременно.

Концентрация– степень сосредоточенности сознания на объекте.

Распределение– умение одновременно выполнять несколько действий.

Устойчивость– время (продолжительность) направленности сознания на объект в процессе деятельности.

Отвлекаемость– колебания внимания, непроизвольный переход от одной деятельности к другой.

Переключение– намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Чем ощущения отличаются от восприятия?

  2. Какие свойства характерны для восприятия?
  3. Охарактеризуйте процессы памяти.
  4. Взаимосвязаны ли мышление и речь?
  5. Что представляет собой интеллект человека?
  6. С помощью каких приемов можно создать новые образы?
  7. Охарактеризуйте послепроизвольное внимание.

7