Эмпирическое исследование влияния Образа Я

Содержание

Введение 3

Глава 1. Самосознание личности 7

1.1. Я – концепция 13

1.2. Самооценка как основной аспект Образа Я 18

1.3. Профессиональное самосознание 26

Глава 2. Профессиональная деятельность

и предпосылки ее успешности 29

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния Образа Я на

профессиональное самосовершенствование сотрудников организации 35

3.1. Характеристика выборки и методов исследования 35

3.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования 36

3.2.1. Математическая обработка полученных данных 39

3.3. Выводы 42

Заключение 45

Список использованной литературы 50

Приложения

Введение

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Но на данный момент нас интересует профессиональная деятельность, точнее профессиональное самосовершенствование сотрудников организации и влияние на этот процесс «Образа Я». Данная проблема недостаточно изучена в психологии.

В современной психологии посвящено большое количество трудов по изучению профессиональной деятельности, влиянию различных аспектов самосознания на успешность профессиональной деятельности, над исследованием этих проблем работали следующие авторы: Н.Е. Анкудинова, Р.Бернс, Л.И.Божович, У.Джемс, И.С.Кон, Л.Н.Корнеева, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова и др.

Но аспект влияния «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование освещен слабо, вследствие чего мы решили обратиться к данной проблеме. Исходя из выше изложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и современным исследовать влияние «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование сотрудников организации.

Концепция самоактуализации предполагает наличие у человека «самости», которая нуждается в «актуализации». В плоскости самореализации «самость» может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, его «Образ Я». Так понимаемый «Образ Я» выступает одним из организаторов активности человека, направленной на самоактуализацию.

В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». «Направленность – это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность – это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации».

19 стр., 9471 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...

... ориентированной на профессиональную подготовку будущих специалистов и недостаточно акцентирующей внимание на формирование у них потребности в самосовершенствовании; - значимостью использования всего потенциала внеклассной деятельности в вузе с целью активизации самосовершенствования личности будущего ...

Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно это проявляется в профессиональной деятельности и выражается в виде непрерывного профессионального роста, успешности в профессиональной деятельности.

В своей работе мы придерживались данного теоретического подхода.

Объектом исследования является – профессиональное самосовершенствование.

Предметом исследования является – влияние «Образа Я» на профессиональную деятельность.

Основной целью исследования является выявление зависимости успешности профессиональной деятельности от самосознания личности профессионала.

При планировании исследования нами было выдвинуто четыре гипотезы:

1. Существуют различия в ценностных ориентациях, самоуважении, самопринятии, креативности у менеджеров с различным уровнем профессиональной успешности.

2. Существуют различия в направленности личности у менеджеров по продажам с различным уровнем профессиональной успешности.

3. Существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоуважением у менеджеров с высоким уровнем профессиональной успешности.

4. Существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоуважением у менеджеров с низким уровнем профессиональной успешности.

Основные задачи исследования:

теоретические:

– проанализировать научные представления по проблеме самосознания личности, профессионального самосознания и успешности профессиональной деятельности;

практические:

– выявить различия в уровне самоактуализации сотрудников успешных и неуспешных в профессиональной деятельности;

– определить различия в направленности личности сотрудников организации успешных и неуспешных в профессиональной деятельности;

– определить наличие взаимосвязи между ценностными ориентациями и уровнем самоуважения у сотрудников с высоким уровнем профессиональной успешности;

– определить наличие взаимосвязи между ценностными ориентациями и самоуважением сотрудников с низким уровнем профессиональной успешности.

Достоверность и обоснованность исследования результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, с результатами психодиагностического обследования, достаточно репрезентативной выборкой испытуемых.

Экспериментальной базой исследования явились менеджеры по продажам торгового холдинга ООО «Торгсин-Девелопмент».

Наши исследования ориентированы на лучшее изучение влияния содержательной стороны самосознания (Я-концепции), направленности личности как организатора профессиональной активности.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки (если да, то ... разговоры о вреде курения. При подготовке ответа опирайтесь на материал психолого-педагогических исследований по возрастным особенностям подростков. 16) Представьте, что Вы стали свидетелем ситуации: « ...

Практическая значимость работы заключается в том, что ее данные могут быть использованы службами персонала при планировании карьеры сотрудников, формировании кадрового резерва и в профориентационной работе.

Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем дипломной работы составляет 61 страницу. Работа содержит 3 таблицы, 3 рисунка. Библиография включает 50 наименований……..

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн.: Пер.с англ./Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

3. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития//Принцип развития в психологии. М.:Наука, 1978. с 3-20.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

7. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М., 1987.

8. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я»//Психхолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997, с. 29-32.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

11. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М., 1991.

12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев., 1988.

13. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

14. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. – Минск, 1978.

15. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности//Вопросы психологии. – 1989 — №6.

16. Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни//Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М., ПИ РАО, 1997. с. 72-81.

17. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.

18. Зеер Э.Ф. Профессиональ-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.

19. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.

20. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовников Н.О. Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004.

21. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.

22. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1969.

23. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

24. Крылов И.И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодежи/в кн. Проблемы социальной психологии. – М., 1971.

25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

26. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

27. Климов Е.А. Психология профессионала. М. – Воронеж, 1996.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... и убедительность; 9) педагогический такт; Ю) способность связывать учебный материал с жизнью; И) наблюдательность по отношению к детям; 12) педагогическую требовательность. Весь ...

28. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

29. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

30. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Ичность. – М., 1977.

32. Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психология управления. – М., 1976.

33. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

34. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.

35. Общая психодиагностика/Под.ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

36. Орлов А.Б. Склонность к профессии. – М., 1981.

37. Основы психодиагностики/Под ред. А.Г.Шмелева. М.-Ростов н/Д. 1996.

38. Поваренков О.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.

39. Практикум по психодиагностике/Под.ред. Н.С.Глуханюк. Екатеринбург, 1999.

40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. – М., 1982.

41. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1970.

42. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.

43. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., Воронеж, 2002.

44. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

45. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

47. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.

48. Турчинов А.И. Профессиональная и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1996.

49. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990.

50. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979.