Понятие о памяти

Министерство образования Российской Федерации Департамент образования города Москвы Московский Гуманитарный Педагогический Институт Факультет педагогики и методики дошкольного образования Контрольная работа по психологии Тема Память Выполнила студентка 4 курса заочного отделения Группа 02471 — З Богомолова Елена Анатольевна МОСКВА 2003 г. План Введение 1. Понятие о памяти 2. Теории памяти 1. Психологические теории памяти 2. Физиологические теории памяти 3. Биохимические теории памяти 3. Основные процессы памяти 1. Запоминание 2. Сохранение и забывание 3. Воспроизведение 4. Классификация видов памяти 1. Непроизвольная и произвольная память 15 4.2. Иконическая, кратковременная, долговременная и оперативная память 3. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память 4. Взаимосвязь различных видов памяти 5. Типы памяти 19 Библиография 20 Введение На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно.

Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.

Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти.

В современных научных трудах можно прочитать выражения мнемическая направленность, мнемические действия, мнемические процессы. Все это говорится о памяти. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем. Люди с давних времен осознали важность памяти и пытались ее развивать, изобретая приемы, помогающие запоминать и воспроизводить нужную информацию.

Зарубки, узелки, записные книжки, дневники, конспекты, диктофоны столько всего, лишь бы не забыть что-либо нужное и ценное. 1.

Понятие о памяти

Память это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека. Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также и воздействий, поступающих изнутри организма.

8 стр., 3620 слов

Память. Ее значение и виды

... -логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением. Особенностью данного вида памяти является то, что ...

Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали или что с нами происходило в далеком прошлом. Многое но не все. Память человека избирательна. Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты и даже секунды, а кое-что остается на годы или на всю жизнь.

Но и из того, что осталось, не все мы способны восстановить по собственному желанию. Память имеет свои законы, и далеко не всегда мы можем ею управлять. В памяти различают такие основные процессы запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения.

Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что было в прошлом.

Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для сцепления с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. 2. Теории памяти В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов.

Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти. 1.

Психологические теории памяти

Психологический уровень изучения механизмов памяти представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие понятие ассоциации обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований.

Этот принцип сводится к следующему если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Герман Эббингауз писал Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга .9,стр.10 Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании.

Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения одновременных впечатлений.

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... запомнить материал 6)Особенности материала 7)Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.   Характеристика рабочей памяти. Основные ... испытуемые хорошо запоминали предметы, поскольку именно они выступали в качестве объекта деятельности, и почти не помнили цифр, хотя последние постоянно ...

На основе этих условий выделяют три вида ассоциаций 1. ассоциации по смежности во времени и пространстве 2. ассоциации по сходству 3. ассоциации по контрасту. Позже, по мере развития психологии, было предложено дополнить эти ассоциации смысловыми связями. Второй теорией является так называемый гештальтизм от нем. Gestalt образ. Основное понятие этой теории понятие гештальта обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей.

Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет, прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме. Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в результате деятельности субъекта.

У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта как и законы ассоциации действуют вне деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоционизма. В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Оперативность и прочность этих связей зависит от того, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Основной тезис этой теории может быть сформулирован так образование связей между различными представлениями определяется, прежде всего, тем, что с ним делает субъект, а не тем, каков сам по себе занимаемый материал. 2.2.

Физиологические теории памяти

Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, то есть теория запоминания на физиологическом уровне.

Условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление это достижение непосредственной цели действия индивида или это стимул, мотивирующий действие.

Синтез физиологического понятия подкрепления и психологического понятия цели действия позволяет утверждать, что по своей основной, жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее запоминание того, что было, не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что будет. К физиологическим теориям примыкает так называемая физическая теория памяти. Ее авторы считают, что нервные импульсы, проходя через группу нейронов, оставляют физический след, который выражается в электрических и механических изменениях синапсов места соприкосновения нервных клеток.

7 стр., 3231 слов

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

... таламуса в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохранялась, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла, хотя запоминание лиц и определенных мест ... обеспечивающий последовательное и параллельное включение и выключение операций в соответствии с целью действия и объединяющем их. КП является важным интегрирующим процессом, объединяющим ...

Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути. Рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей, так как при восприятии объектов нервные импульсы движутся по соответствующей группе нейронов, создавая модель воспринимаемого объекта в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Процесс образования и активизации нейронных моделей и составляет механизм запоминания, сохранения и воспроизведения информации. 2.3.

Биохимические теории памяти

Биохимические теории дополняют взгляды физиологов работа памяти осуществляется благодаря биохимическим изменениям в нервных клетках.

На основе исследований биохимиков и физиологов возникла гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухступенчатый характер. На первой ступени под влиянием раздражителя в клетках мозга происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках.

На второй ступени, на основе первых реакций возникают биохимические реакции образование новых белковых веществ протеинов, что ведет к необратимым химическим изменениям в составе РНК и ДНК. РНК рибонуклеиновая кислота основа индивидуальной памяти, несет огромное количество кодов информации. ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота носитель генетической наследственной памяти. Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременной памяти.

Вторая стадия считается механизмом долговременной памяти. Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга. 3.

Основные процессы памяти

Память складывается из трех частей запоминания, сохранения и воспроизведения того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам.

Поэтому запоминание, сохранение и воспроизведение называются основными процессами памяти. 3.1. Запоминание Запоминание это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. С точки зрения физической теории памяти запоминание это образование нервных связей, следов в коре больших полушарий.

На протяжении всей жизни человек накапливает массу более или менее организованного опыта, отдельные части которого всегда склонны влиять друг на друга и разными путями изменять друг друга. Таким образом, следы в памяти должны рассматриваться скорее как учебный материал, который постоянно подвергается пересмотру при каждом его пересмотре вносится новый материал, а старый выпадает или изменяется. Накопленный опыт всегда находится при нас, и мы его припоминаем, когда он нам нужен, большими рабочими группами, которые соответствуют направлению наших интересов.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [3]. В начале XX века ... старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. р. р. Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. ...

Опыт спортивных игр образует одну группу, трудовой опыт другую, и обе эти огромные группы подразделяются на большое число других, соответственно нашим особым интересам, связанным с определенными видами игр или труда. Запоминание всегда носит избирательный характер в памяти сохраняется далеко не все, что действует на наши органы чувств. Запоминание зависит от мотивов и целей, поставленных перед человеком, и определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом.

Любопытную связь деятельности с непроизвольным запоминанием обнаружила в 1927 году Б. В. Зейгарник. Это открытие вошло в науку под названием эффект Зейгарник. В проводимом опыте испытуемые должны были быстро и точно выполнить около двадцати заданий различного характера. Когда исполнители углублялись в работу, она прерывалась. Потом экспериментатор просил перечислить все выполнявшиеся задания, Количество запомнившихся прерванных задач Отношение Количество запомнившихся завершенных задач в разных группах было равно в среднем 1,9 2 2,1 Из этого следует, что прерванные задачи запомнились лучше завершенных примерно в два раза. Психологи считают, что все дело в том психическом напряжении, которое возникает под влиянием принятого решения.

Если задача выполняется, напряжение спадает, и все, что с ним было связано, забывается. Когда исполнение решения прерывается, напряжение не исчезает и само дело закрепляется в памяти.

Следующую закономерность запоминания можно сформулировать так все, что осмысленно, над чем человек думал, запоминается во много раз лучше, чем непонятное, неосмысленное. Еще Г. Эббингауз, один из первых исследователей памяти, экспериментируя на самом себе, установил, что для заучивания тридцати шести лишенных смысла слогов ему в среднем требовалось пятьдесят пять повторений, в то время как тридцать шесть сорок слов, взятых из перевода Энеиды, сделанного Шиллером, он запоминал уже после шести-семи повторений.

Это почти в девять раз быстрее. Опыт с парами слов может продемонстрировать еще одну закономерность запоминания эффект края. Почти наверняка все испытуемые лучше запоминают первые и последние слова, то есть лучше запоминается начало информации и ее завершение. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели. Непроизвольно запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу, повышенный интерес, эмоции или имеет для нас большое значение.

23 стр., 11253 слов

Методичесмкие материалы

Стратегии исследования детского развития в психологии младшего школьника. (Специфика диагностических методов психологии младшего школьника). Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов деятельности» детей Практические задания: Задание 1. Провести структурированное наблюдение за учеником начальной школы в течение недели и заполнить карту наблюдения (Задание выполняется на ...

Произвольное запоминание это запоминание, которое требует постановки цели на точное, полное и по возможности последовательное запоминание. Наличие подобной цели, или, иначе, установки на запоминание, существенно меняет деятельность человека, его отношение к воспринимаемой информации. Сербский психолог П. Радоссавлевич, экспериментально изучавший память, однажды проводил исследование, в котором испытуемый должен был, читая вслух, запомнить ряд бессмысленных слогов.

Испытуемый не понял инструкции и читал ряд 20, 30,40 раз, не заявляя, что выучил слоги. После 46 повторений экспериментатор предложил испытуемому повторить наизусть этот ряд слогов. Это очень удивило последнего, так как он не понял, что ряд нужно было заучивать. Тогда он еще 6 раз прочел слоги вслух и легко достиг цели. Еще большее значение имеет установка на длительное запоминание, так как люди, желая запомнить материал на длительный срок, работают с ним более интенсивно, и он осмысливается ими более глубоко. Большое влияние на запоминание оказывает интерес к материалу.

Нам трудно психологически учить скучный, кажущийся ненужным материал, и незаметно и легко запоминается информация, лежащая в сфере наших интересов. Наряду с выше описанными видами запоминания, выделяют следующие виды механическое запоминание и смысловое запоминание. Механическим называется запоминание без понимания, без выстраивания логических связей. Оно особенно проявляется при изучении иностранных языков, при запоминании ряда цифр и так далее.

Это запоминание основано преимущественно на повторениях. Смысловое запоминание требует осознание цели, анализ материала разбивка его на части, выделение главной существенной мысли, а также установление смысловых связей. Чаще всего произвольное запоминание используется при систематическом усвоении знаний в процессе обучения. Специально организованное, планомерное произвольное запоминание учащимися учебного материала называется заучиванием.

Психологией разработаны наиболее целесообразные конкретные приемы заучивания разных видов материала, основанные на сочетании разных приемов и способов запоминания. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста, Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразны.

Надо всегда помнить, что почти любой материал можно разделить на части группы. Этот прием называется группировкой. Например, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части классы. Например, выделить растения и животных, знакомые слова и незнакомые, простые и сложные и так далее. Этот прием называется классификацией.

В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей или классов был разделен запоминаемый материал. Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, имена и так далее. Этот прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как ... объяснения механизмов памяти. Виды памяти Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и восп

В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много правил, определений, формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Чтобы избежать ошибок при воспроизведении, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. Например, нужно дать определение. Это означает отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отразить только ему присущую индивидуальность. Выучив одно определение, остальные можно запоминать, используя выученное, по аналогии.

В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы. Этот прием называют схематизацией. Разрозненную информацию например, иностранные слова легче запомнить, объединив их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому материалу что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала. Следующий прием называется структурирование. При нем устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему материал начинает восприниматься как целое.

Этот прием помогает человеку хорошо запоминать любую информацию абстрактную, неизвестную, запутанную, ибо направлен на упорядочение материала. Учебный материал, требующий многократных повторений, может запоминаться тремя способами 1. по частям частичный способ 2. весь сразу целостный способ 3. весь и по частям комбинированный способ. Наиболее рациональным является комбинированный способ, а наименее рациональным частичный.

При частичном способе отдельные части заучиваются изолированно друг от друга, отсутствует ориентация на общее содержание целого. Это ведет к быстрому забыванию заученного материала. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме.

Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и, наконец, материал снова повторяется в целом. 3.2.

Сохранение и забывание

Сохранение это упрочение нервных связей в коре больших полушарий, главное условие которого повторение материала. После того, как информация поступает в долговременную память, она не остается там в неизменном виде, с ней происходят не только количественные, но и качественные изменения если только материал не выучен наизусть. Поступивший материал подвергается перестройке как под влиянием вновь поступившей информации, так и в результате дальнейшей мысленной переработки и переоценки этого материала.

Оно включает в себя замену слов, а также искажения и дополнения, выходящие за пределы подлинника. Наиболее существенное изменение материала это его сокращение.

Характер этого сокращения зависит от способов запоминания. При смысловом запоминании оно состоит в том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные разрозненные куски, фрагменты. Лучше всего в памяти сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Также лучше сохраняется тот материал, который заучивался днем, повторялся на ночь и утром после пробуждения. Оборотной стороной сохранения является забывание угасание нервных связей, следов.

6 стр., 2818 слов

Восприятие, память(псих.ч-к)

... вами примеры. Покажите зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Отвечая на вопрос о восприятии ... Память.              План: 1. Сущность памяти.  2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание.  5. ...

Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Чем реже включается определенный материал в деятельность человека, чем менее значимым он становится для достижения цели, тем более глубоким оказывается забывание этого материала. При этом невозможность его припомнить не означает, что он полностью потерян. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание присоединяется к соответствующим знаниям и формам поведения и воспроизводится в них. Включение в деятельность надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием.

Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено. Менее устойчивое, а также временное забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Например, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять ранее выработанные связи и вызвать тем самым забывание.

Такое забывание может быть связано с влиянием предыдущей деятельности или с отрицательным влиянием последующей деятельности. Торможение проявляется особенно тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью. Временное забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток.

Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается. Также забывание зависит от времени. Впервые экспериментально это доказал немецкий психолог Эббингауз.

Выучив некоторый материал, состоящий из рада бессмысленных слогов, он по прошествии некоторого времени, в течение которого этот материал забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания, и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. В результате исследования была выведена кривая забывания, которая показала, что забывание особенно интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется.

Так как эта закономерность была констатирована на забывании отдельных бессмысленных слогов, она не может выражать общего закона запоминания и забывания любого материала. Многочисленные исследования, проведенные позже, показали, что ход забывания осмысленного материала подчиняется иным закономерностям по сравнению с установленным Эббингаузом. Конкретно это различие выражается в том, что прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного материала.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует показатель объема. В среднем он равен от 5 до 9 единиц информации и находится по числу единиц информации, которое человек ... определенную часть опыта других людей, которые даются человеку в виде умений, навыков и знаний. Память - это основа всей психической деятельности человека. Только благодаря памяти можно понять основы формирования ...

При этом не все части осмысленного текста запоминаются одинаково прочно. Прочнее всего закрепляются не смежные между собой части текста, а те, которые связаны между собой по смыслу. Однако и относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее. Также забывание зависит и от объема запоминаемого материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим очень важно дозировать запоминаемый материал. 3.3. Воспроизведение Воспроизведение это оживление в коре больших полушарий нервных связей, следов.

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Процесс восстановления прежде усвоенного материала может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания от автоматического узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, внутри процесса воспроизведения можно выделить следующие его виды узнавание, непроизвольное и произвольное воспроизведение, припоминание, воспоминание и реминисценция. Узнавание это воспроизведение объекта при повторном его восприятии.

Узнавание имеет большое значение в жизни человека. Без него мы не могли бы воспринимать предметы как уже знакомые, а воспринимали бы их каждый раз как новые. Узнавание дает возможность нам ориентироваться в окружающем мире, так как связывает наш опыт с окружающими объектами. Узнавание бывает полным и неполным. Вначале при узнавании человека или предмета возникает чувство, что его уже где-то видели. Затем при дальнейшем припоминании возможно полное узнавание. Также узнавание может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс.

Когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких-либо усилий узнаем предмет, воспринимаемый нами ранее. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека. Бывает так, что мы узнаем человека, но не можем вспомнить тех условий, в которых ранее воспринимали его. В случаях слишком неполного или недостаточно полного узнавания оно может приобрести сложный произвольный характер.

Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение. Воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольным называется воспроизведение, вызываемое содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент и которая не направлена специально на воспроизведение.

Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные определенными внешними воздействиями. Иногда толчок к воспроизведению не замечается, и тогда кажется, что воспроизведение возникло само собой. Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием деятельности, выполняемой человеком в данный момент. Например, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным.

Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Воспроизведение происходит легко, когда весь материал закреплен прочно. Иногда не удается вспомнить то, что необходимо. В этом случае приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием. Припоминание может быть очень сложным умственным действием.

Умению припоминать надо учиться. Успешность припоминания зависит от того 1. насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи. Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в памяти нужный материал, тормозит побочные ассоциации. 2. какие используются приемы припоминания. Составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно. 3. насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить. Воспоминание это воспроизведение образов из нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.

Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. История жизни каждого человека связана с общественной жизнью. События общественной жизни и служат человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Воспоминания связаны также со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причиной связи между ними. Поэтому содержание наших воспоминаний изменчиво.

Оно реконструируется и переосмысливается в связи с эволюцией направленности личности. Реминисценция это отсроченное воспроизведение материала, которое казалось забытым. Реминисценция оказывается более полной, чем воспроизведение, которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это явление бывает при запоминании большого по объему материала. Опыты показали, что явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.

Возможность возникновения реминисценции надо учитывать в учебной работе. 4.

Классификация видов памяти

Известно, что память включена во все многообразие жизни и деятельности человека. Поэтому деление памяти на виды должно быть обусловлено особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями 1. по целенаправленности деятельности память делят на произвольную и непроизвольную 2. в зависимости от времени сохранения материала различают иконическую, кратковременную, долговременную и оперативную память 3. по содержанию психической активности, преобладающей в деятельности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую память. 4.1. Непроизвольная и произвольная память Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью.

При ней запоминание и воспроизведение происходят без волевого усилия со стороны человека.

Как правило, непроизвольно запоминается все интересное, яркое, значимое, то, что вызвало у нас чувства. Эта память особенно развита у детей дошкольного возраста. Произвольная память это целенаправленное запоминание и воспроизведение, которое происходит при волевом усилии над собой. Непроизвольная и произвольная память вместе являются двумя последовательными ступенями развития памяти.

На основе непроизвольной памяти без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Эта память имеет огромное значение в нашей жизни. Однако в деятельности человека часто возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. 4.2. Иконическая, кратковременная, долговременная и оперативная память Иконическая память это непосредственное отражение информации органами чувств.

Она удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика, порядка 0,1 0,5 секунды. Например, когда мы закроем глаза, затем откроем их на мгновение и закроем снова, увиденная нами четкая и ясная картина сохраняется некоторое время, а затем исчезает. После воздействия зрительного сигнала его образ сохраняется несколько десятых секунды.

Этот образ представляет собой непосредственный отпечаток сенсорной информации, который и называют иконической памятью. Кратковременная память это хранение информации в течение короткого промежутка времени. Здесь осуществляется установка на последующее воспроизведение. Кратковременная память удерживает материалы иного типа, нежели иконическая. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Так, если мы слышим какую-то фразу, мы запоминаем не столько составляющие ее звуки, сколько слова.

Информация, подобная нескольким последним словам предложения, которое только что услышали или прочитали, номеру телефона или чьей-нибудь фамилии, может быть удержана к кратковременной памяти, но объем этой памяти ограничен. Также сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Долговременная память это хранение информации неограниченный срок времени.

Эта память, как хранилище, и объем ее неограничен. При хранении информации отсутствует внимание и осознание. Долговременная память наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Весь приобретенный опыт, в том числе правила грамматики, составляют часть долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с этой памятью это проблема поиска информации.

Количество информации очень велико, поэтому извлечение из памяти тех сведений, которые требуются в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти. Оперативная память это память, действующая в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней, необходимых для решения поставленной задачи.

Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, конкретный отработанный материал может забываться. В оперативной памяти образуется рабочая смесь из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. 4.3. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности моторная, эмоциональная, сенсорная и интеллектуальная.

Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память.

Двигательная память это память на движения. Она лежит в основе двигательных умений и навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде или написание букв результат двигательной памяти. Когда мы пользуемся двигательной памятью, нам не нужно специально представлять себе ход действия, ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выполнить. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Особенно эта память развита у людей таких профессий как гимнасты, танцоры и так далее. Эмоциональная память это память на чувства и эмоциональные состояния. Она проявляется в том, что, попадая в места, где мы испытывали какие-либо чувства, встречаясь с людьми или предметами, которые эти чувства вызывали, мы их снова испытываем, переживаем. Именно переживаем, а не вспоминаем о том, что переживали когда-то. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. Она особенно проявляется в человеческих отношениях, у актеров.

Образная память это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей зрительная и слуховая память, а обонятельную, осязательную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами, так как их развитие требуется людям определенных профессий.

Например, обонятельная память нужна в парфюмерии, вкусовая поварам. Образная память хорошо развита у людей художественных профессий. У отдельных людей наблюдается особая форма образной памяти эйдетическая память, отличающаяся фотографической точностью. Такие люди способны представить себе все, что они запомнили, с такой же яркостью и точностью, как при реальном восприятии. Словесно-логическая память это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, выраженных словами.

Именно мыслей, а не самих слов. Ее типичные проявления запоминания понятого нами смысла рассказа, объяснения преподавателя, главы учебника. Вспоминая о каких-либо событиях, которые мы сами наблюдали, мы тоже пользуемся словесно-логической памятью, если восстанавливаем не картинку события, а его общий смысл. Словесно-логическая память память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления понятия и рассуждения. 4.4

Взаимосвязь различных видов памяти

Критерии, на основе которых происходит деление памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающей в органическом единстве.

Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной. С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными.

Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, потому что между собой связаны соответствующие стороны предметов и явлений внешнего вида, а, следовательно, и формы их отражения. Например, эмоциональная память всегда объединена с образной или словесно-логической или и той и другой, вместе взятыми. Ведь для того чтобы пережить заново запомнившееся чувство, нужно узнать или вспомнить первоначально вызвавшее его событие, человека, ситуацию.

Кратковременная и долговременная память представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все ее процессы. 5. Типы памяти Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал предметы, изображения, звуки и тому подобное, у других словесный материал понятия, мысли, числа, у третьих не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала.

В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно- абстрактный и промежуточный типы памяти. Требования жизни, профессиональной деятельности обуславливают более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно-абстрактный тип у ученых-теоретиков.

Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти. Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие слуховые, третьи двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ.

У другого такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления у третьего двигательные текст закрепляется им лучше всего посредством записи. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующими являются зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный при запоминании словесного материала.

Далее, память у людей различается 1 по быстроте запоминания 2 по его прочности или длительности 3 по количеству или объему запоминаемого материала и 4 по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения человека к тому, что подлежит запоминанию.

Библиография

1. Бартлетт Ф. Человек запоминает Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М. изд-во Моск. Ун-та, 1980. с.93. 2. Введение в психологию Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М. Академия, 1997. 496с. 3. Венгер Л.А Мухина В.С. Психология Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М. Просвещение, 1988. 336с. 4. Гатанова Н.В Тунина Е.Г. Развиваю память СПб. Питер, 2000. 160с. 5. Коломенский Я.Л. Человек психология Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд доп. М. Просвещение, 1986. 223с. 6. Линдсей П Норман Д. Системы памяти Хрестоматия по общей психологии.

Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М. изд-во Моск. Ун-та, 1980. с.226. 7. Рубинштейн С.Л. Память Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М. изд-во Моск. Ун-та, 1980. с.177. 8. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль Академия развития, 1997. 240с. 9. Эббингауз Г. Смена душевных образований Хрестоматия по общей психологии.

Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М. изд-во Моск. Ун-та, 1980. с8.