Шпаргалка по курсу «Культурология»
Лекция №1. Сущность и предназначение культуры. Место культурологии в системе гуманитарных наук
1)Культура — слово очень многозначное:
-культура Древней Греции;
-человек высокой культуры;
-с/х культуры;
-конопля культурная;
-деятели культуры и т.д.
Научное определение: Культура — это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. [БЭС]
Культура — сложная целостность, включающая в себя привычки, приобретённые человеком как членом общества (вера, мораль, искусство, право, обычай и т.д.).
[Тайлер, XIX в.]
Культура в противовес природе, т.е. миру не созданному человеком.
Cultura — возделывание почв (Рим).
Человек — природа как отрицание природы, “надприродное” существование. В сознании любого человека — проблема соотношения природы и культуры. Человек может исключить себя из общества, но не из культуры.
Жан Жак Руссо. Его система возникла как реакция на действие цивилизации, мира социума на естественную человечность: всё, что приносится — зло; всё добро — в естественном, диком. Примитивный, естественный человек — основа.
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...
... культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения. Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, ... ” психологической науки. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье ...
Эдмунд Берг: ‘Art is men’s nature’.
Артефакт — созданный искусственно, т.е. все материальные и духовные реальности.
Бердяев: «Необъятность русской земли выразилась в трагедии русской души».
Культура создает для нас некую “вторую реальность”, не только материальную, но и духовную.
Сам по себе человек — артефакт, т.е. объект действия культуры. 99% наших знаний мы приобретаем от культуры, а не на собственном опыте. Человечество — это все, кто был до нас и будет после нас. Культура — это то, что нужно передать, в частности, через систему образования. Общество может отторгать человека, но культура принимает все.
Категория ценности
А. Белый: «Важнейшая цель культуры — пересоздание человечества».
Cultus — почитание богов, абсолютных ценностей. Культура — смыслопередающий, смыслонесущий аспект человеческой деятельности.
Религия — один из важнейших культуропередающих факторов. Также — язык.
Генезис целостности — от прошлому к настоящему, будущему, некое движение. Целостность должна быть структурирована.
2)Культурология — гуманитарная дисциплина, которая говорит нам о сущности и закономерностях развития культуры. Также: философия культуры, социология культуры, история культуры. На рубеже XIX-XX вв. культурология стала развиваться как самостоятельная область знаний.
Лекция №2. Культура во времени и пространстве
I.Диохрония
Историческая преемственность культуры. Культура, развиваясь, приобретает новые качества, но и сохраняет саму себя. Трансляция культуры — передача культуры из поколения в поколение. Единица времени — примерно 30 лет. Традиция и новация (модернизация) — два полюса культурной жизни. В различных обществах различны соотношения традиции и новации. Основная масса культурного пласта формируется на протяжении многих веков. Традиционное общество противопоставляется современному. Концепция “новый Адам” — идея создания нового общества, новой культуры, нового человека (в США созданные приехавшими пуританами), т.е. принципиально новое общество, Адам без первородного греха. В любом случае, любая культура, основанная на новациях не мыслит себя без традиции. Т.С. Элиот — крупный англоязычный поэт и культуролог XX века — традиционалист. Культура существует как совокупная единица, но когда появляется новая единица, вся совокупность немного изменяется. Прошлое влияет на настоящее так же как настоящее влияет на будущее. Всё новое знание перестраивается.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Проблема периодизации Существуют разные подходы к периодизации культуры, т.к. не существует единого критерия. 1)Наиболее известный — Марксистский формационный подход. Такая периодизация дает нам некий стержень, но она ограничена. 2)Также: древность — средневековье — новое время. Но в эту периодизацию не вписываются многие культуры с другим летоисчислением. 3)По объектам материальной культуры: каменный, железный, бронзовый век и т.д. Но: одной цивилизации может соответствовать несколько типов культур: культура религиозна,.
Дюркгейм — один из основателей современной социологии. “Время есть некая символическая структура”. Время не просто математически делит день, у него есть определенное качественное содержание. Например, 7 дней недели — из христианства: -суббота, воскресение — религиозное значение; -thursday — бог Тор (Скандинавия), saturday — сатурн, sunday — бог Солнца (из язычества).
Каждая культура переживает свои циклы развития.
Культура и цивилизация Сivilis — гражданский. В слово “цивилизация” разные люди вкладывают разное значение. Морган выделял цивилизацию как этап развития человечества: (3 этапа) -дикость; -варварство; -цивилизация (аграрная, индустриальная, постиндустриальная).
Т.е. внутри культуры могут быть разные цивилизации (Герасов).
Некоторые авторы противопоставляют культуру и цивилизацию. Тогда цивилизация — материально-техническая сторона жизни (Сорокин, Бердяев, Тоэнби).
Культура достигает уровня цивилизации, материально-технические ценности отчуждаются. Бердяев: “Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию…культура религиозна, национальна в основе, а цивилизация не религиозна и интернациональна…цивилизация есть воля к мировому господству”. Цивилизация — совокупность изобретений и открытий, имеющих целью сделать человека независимым от природы, содействовать увеличению благосостояния людей. Закон диалектики — отрицание отрицания, например, вторая мировая война.
II. Синхрония Синхрония — временной срез. Пространство — доминирующий фактор. Первые культурологические концепции — географические деления. Культурологи выделяют различные типы культурных общностей, в зависимости от определённых “ареалов”. Наиболее часто культурообразующими факторами бывают: -расовые/этнические; -языковые; -хозяйственные и т.д. Глобальная древняя конфигурация: Запад — Восток. Существует ли мировая культура? Мировая культура существует, т.к. имеет единый корень — человека. Но понимать ее надо по-особому, поскольку она складывается из множества компонентов. Бердяев: “Национальность есть индивидуальное бытие…”
Дикость, варварство и цивилизация как ступень развития общества
... к ней, поскольку символ является тем средст вомреализации ценностей и смыслов культуры, ко торое наиболее доступно для непосредст венно ... развитии, тем не менее по своей при роде культура, как и язык явле ниеобщ ественное, то есть социальное.Следовательно,культура есть ... ст руктура, обслуживающая сферу социаль но го общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, ...
Лекция №3. Функции культуры. Язык культуры
Культура выше общества. Культура определяет общество. Культура как единая система ценностей.
Культура опирается на развитие человека как субъекта. Мы — субъекты действительности.
Цивилизация:
1) этап развития культуры; 2) материально-техническая сторона развития.
Функции культуры:
1) Культура — самоопределяющийся аспект человеческой деятельности, следовательно, целеполагающая (оценочная) функция — даёт методы и модели оценки действительности. Создаются идеалы.
2) Нормативная
3) Функция продуцирования материально-духовных ценностей.
4) Гносеологическая функция (познавательная).
5) Коммуникативная.
6) Разграничения и интеграции различных групп (молодёжная культура и т.д.).
7) Рекреативная.
1) Оценочная: науки о природе опираются на отличные от культуры объекты, т.к. природа № культура; продукт природы — то, что свободно произрастает на земле; плоды культуры — то, что выросло на поле; деятельность согласно сознательно осмысленной цели (Риккерт); это важнейшая функция; если цель не выполняется, то становится объектом природы.
2) Нормативная:
— ценности — общественно значимые представления (хорошо — плохо); ценности — основа мира;
— нормы — конкретно выраженные, закреплённые ценности; бывают запретительными и разрешительными Е санкция.
Нормы изменяются с изменением культуры. Обычаи — образцы поведения, передаваемые подсознательно. Соблюдение норм может быть автоматическим, тогда как санкция — сама культура.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
В каждом обществе есть механизм социализации — сознательного и несознательного включения человека в культуру. Институты социализации — семья, школа, органы информации, культуры. Человек сознаёт существующие ценности как правильные. Для протестантов ценности (деньги) — проявление Божьей благодати. Норма = абсолют. Проявляется в священных (?).
Даётся образно в модели жизни + в обычаях, традициях, проверенных временем.
3) Гносеологизм. Знание обычно отождествляется с научным знанием. Но Знание — это еще и обыденные сведения, зафиксированные исторической практикой (не обязательно книги, но и обычаи, свидетельства).
Существует много сфер знаний. Объем знаний, полученный человеком до 7 лет больше, чем полученный им за всю оставшуюся жизнь.
Символ — это орудие культуры. Существует великое множество общих и частных символов. Например, человеческий язык:
-семиотика;
-семантика.
Знак — средство выражения человека. Знак — это показатель, выразитель, служащий условным знаком.
Значение — отображение предмета действительности, явления, отношения, качества и т.д. в сознании.
“Почему символ мира — голубь, а не ворона?!”
Между знаком и значением есть неразрывная связь.
Символ наделен некой образностью, органической многозначностью. Для научного языка важна однозначность, а в культуре символ многозначен.
Миф (Myth) — важнейшая культурологическая единица. Это предание. В нем есть тождество символической формы и содержания. Миф отражает действительность в конкретных чувственных образах, в виде образного повествования. Мифы прошли очень сложный этап развития, например, матриархат — патриархат.
Высшее знание не фиксируется рационально.
Кассирер: “Человек — животное символическое”. Т.о., язык — центральная категория культуры. Он существует для коммуникации, человек мыслит с помощью язык.
Все, о чем говорилось выше, и есть язык культуры:
-образы, представления;
-мифы, символы;
-обычаи, традиции и т.д.
Язак культуры диалогичен, онр не для одного.
Объяснение и понимание — важная часть культурной активности. Смысл одной культуры непереводим в полной мере на смысл другой культуры. Также и язык.
Образ человека в психоаналитической философии
... искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей. Фрейд так определял культуру: ... она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, ...
Проблема взаимодействия культур
Лихачев: “Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами…”
Ассимиляция может происходить натуральным путем, но она часто бывает насильственной.
Транскультурация — один народ, живший в одном месте, переселяется + ссылки и т.д. (например, США).
Лекция №4. Художественная культура и ее особенности
Худ. культура шире, чем искусство (+дизайн), но искусство — центр жизни.
Искусство — одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры, одна из форм духовного, художественно-образного освоения действительности.
Между искусством и культурой есть масса аналогий. Искусство создает «2ую реальность». Артефакт — важнейшее понятие культуры — все созданное человеком. Отличие рукотворного от боготворного. Бог—творец — artifex mundi. Мыслительные аналогии привели к тому, что культура — рукотворная.
Искусство не является жизнью, оно лишь воспроизводит структуру бытия, человеческую жизнь. Произведение существует в восприятии. Язык культуры — знаковая система. Важное средство — образ. Всякий образ отчасти символ.
Искусство — это вымысел, некоторое допущение, которое помогает проникнуть в некие глубины жизни, в которые нельзя проникнуть с помощью логики. Напр., оригинальность художника как выявление природы предмета. Искусство — самовыражение и самоосознание культуры.
Синкретизм (нерасчлененность) первобытной культуры. Есть неделимое единство культуры и религии, формальное единство обряда и мифа. В нем существуют науки, религия и искусство. Но здесь миф является доминирующим — это синкретическая форма.
Части синкретического целого становятся самостоятельными, но синкретическая природа сохраняется.
Искусство — мышление в образах, оно ставит перед нами вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность. Образ является отражением действительности в мышлении. Она преображается в нашем сознании, появляется 2 реальности.
Образ — категория искусства: абстракция отвлекается от единичного, конкретного, частного случая.
Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как ...
... Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность. Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий ... с теми моральными нормами, которые он усваивает. готовность школа изобразительный искусство Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и ...
О произведении искусства — нельзя отличить свое отношение от предмета искусства. Человек в редкое мгновение похож сам на себя. Человеческая реальность редко проявляется во внешней реальности.
Образ — не рупор идей, не волевое преобразование действительности. Искусство рождается из таинственной области мирового бытия. Не является ли вдохновение божественной благостью?
3 слоя искусства:
-1 слой: внешняя материя. Поэзия — язык, живопись — краски, цвета, театр — слова, скульптура — мрамор и т.д. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала.
-2 слой: уровень художественного образа. Живопись — цветы. У этого уровня свои законы. Нельзя, например, все писать акварелью. Также существуют разные законы, напр., закон перспективы. Если не знать законов, невозможно придать смысл произведению.
-3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения).
На образе сказывается общий смысл. Нельзя понять высшего смысла, если не видишь этой вертикали, применительно к опр. виду произведения.
Внешняя материя является формой по отношению к образу, который является формой по отношению к смыслу. Образ — факт идеального бытия, материально закреплен. Материя очень важна.
Утилитарность и полезность
Садовник — вишня — чтобы съесть. Художник — вишня — как образ, нет утилитарного значения. В некоторых произведениях утилитарного значения вообще нет.
Произведение не принадлежит автору.
Искусство воздействует не только эмоционально. Гете: «Я познавал, жил и чувствовал, что мое существование множилось на бесконечность».
Лекция №5. Эстетика
Эстетика — наука о прекрасном, об эстетическом творчестве людей. Искусство — высшее проявление. Способность судить о красоте. Искусство — вещь очень сложная. Эстетика изучает субъективные формы и отношения.
Aisthesis — чувства, ощущения, связана с чувственным восприятием. Научное знание — отвлеченная мысль. В XIX веке — абстракция, классификация.
Эстетика возникла в IV-V вв. в Древней Греции. Наука эстетика возникла в 1735 г. — немец Баугартен (теория чувственного познания).
Тема 1. Имидж преуспевающего человека
... ему ума? • Почему гордецам свойственно ненавидеть гордость в других людях? • Согласны ли Вы с тем, что существуют как бы три рода невежества: не знать ничего, знать ... намека? • Почему умение переносить несовершенство других есть признак высочайшей культуры и достоинства? • Каким должен быть ум человека, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства? • Почему многие ...
Красота — как совершенство чувственного познания.
Важнейшие категории эстетики
1) Прекрасное — определяется по-разному, в зависимости от религии, философии. Что первично: идеальное или материальное? Оно может быть объективно и существовать в реальной действительности. Это некие объективные свойства самой действительности. Прекрасная сущность у нас в голове. Наше отношение ко всему через преломление того, что мы думаем.
Внешний мир как космос (Демокрит, Гераклит).
Стройность, упорядоченность, симметрия — они превращались в критерии прекрасного. Человек творил подражая космосу.
Сократ — прекрасное как полезное, целесообразное в человеческой деятельности.
Платон — стройная концепция. Весь чувственный мир — копия, отражение мира идей, общих, абстрактных понятий. Истоки прекрасного в мире духовных сущностей. Искусство подражает миру чувств, оно — копия копии. Его познавательная ценность = 0. Искусство излишне в гос-ве.
Аристотель — говорил, что прекрасное находится в космосе. Искусство — подражание природе, зак-тям космоса, аналог реального мира.
Познание, узнавание — эстетические категории, путь к гармонии в человеке. Эстетическое наслаждение зависит от узнавания.
Безобразное — дисгармония, асимметрия.
Одни и те же предметы могут быть и прекрасными, и безобразными в зависимости от соотношения.
2) Трагическое — комическое: антиномии сущего и должного рождают трагическое.
Антиномия между миром свободы (личн.) и природы, между сверхчувственным и чувственным. Трагическое присуще Вселенной.
В мире всё трагично для человека по своей сути (Кант).
Противоречие между свободой и необходимостью (Гегель) Катарсис.
Комическое связано со смехом, с нарушением меры внутренней гармонии. Это оценочная категория. Несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Комедия (?) — радость, наслаждение бытием.
Лекция №6. Культурологические концепции
До середины XIX в. культурология развивалась в рамках философии и истории.
Гегель (1770-1831) – объективный идеалист.
Существует некий мировой дух, мировой разум, который развёртывает свою сущность в реализации самого себя. Он воплощается в культурологии в судьбе народа.
Тарасов Г. — О психологии искусства (Вопросы психологии)
... человека. Искусство и психология — две грани единой области человековедения. Они познают не человека ... развития искусства, и для развития психологии. Особого внимания заслуживают существующие эксплицированные варианты психологии искусства. Терминологические ... воспроизведения (исполнения) и созерцания художественной культуры современным зрителем, слушателем, читателем. Естественно, психолог ...
Развёртывание мирового разума – развитие культуры, он определяет историю. В основе бытия – разум, мысль.
Развитие культурологии во всём мире приобретает целостность, единое развитие.
Свобода – важное свойство духа. Время проникновения свободы в человеческие отношения – составляет её историю. После реформации человек – абсолютно свободный деятель.
Сущность духа – мышление. Искусство – в подчинении. Оно получает своё подлинное подтверждение в науке.
3 этапа в развитии культурологии:
1) восточный (нет свободы);
2) греческий (появление свободы);
3) христианский.
В XX в. возникает ощущение кризиса культурологии.
Параметры кризиса культурологии:
1) культурология возникла как культурология гуманизма Ю осознание самоценности человеческой личности. В кризисе – человеческая личность стала отчуждена от природы, подчинена технике. Человек стал отчуждён от себя Ю тотальное отчуждение.
По Гегелю логика и разум способны на многое, но в XX в. их уже недостаточно. В оплощение кризиса – WW1, торжество техники над человеком.
Возникают философско-научные школы, утверждающие, что разум и рациональность не могут привести к истине. Появляется акцент на интуиции.
Религия, искусство, интуиция – источники познания.
Ницше (1844-1900) – рубежная фигура. Ницше – поэт, по произведениям в форме эссе. «Вся европейская культурология направлена к катастрофе». Ницше – философ декаданса. «Бог умер» – <…> культурологии, смерть ценностей.
Философия жизни, жизнь – хаос. Всё, что близко к жизни, то адекватно. Искусство адекватно. Фантазия – важный элемент выживания.
Концепция сверхчеловека: воля к жизни и воля к власти господствуют. Через систему воспитания и самовоспитания мы можем преодолеть свою ограниченность и уменьшить свой биологический вид. Культурология непроницаема, постоянное развитие двух начал: дионисийского и аполлонского.
Шпендлер: нет единой мировой культуры. Есть различные локально-исторические культуры, у каждой своя судьба. У человечества нет идей или плана. Важно пространство. Он – идеалист. Он против мир. волн. Существует иррациональная душа. Каждой великой культуре присущ свой язык мирочувствования.
У каждого своё искусство, своя природа, своя судьба.
Культура – внутреннее единство в форме мышления, стилистическое единство в религии, политике.
Средства постижения культуры поддаются аналогии.
8 локально-исторических культур:
1) египетская;
2) вавилонская;
3) майя;
4) греко-римская;
5) арабская;
6) индийская;
7) китайская;
8) западноевропейская.
Эти культуры не могут внутренне взаимодействовать.
Периоды детства, зрелости и смерти.
Западноевропейская культура на рубеже XIX-XX вв. на стадии смерти.
Душевная противоположность античной и западноевропейской культур. Телесность и пластичность противопоставляются бестелесности, обесплоченности. Гёте (Фауст) – обесплоченный разум.
Критик гегелевской системы, идеи центральности европейской культуры. Критик евроцентризма.
Гуманистическая направленность. Ценности культуры существуют до тех пор, пока существуют носители культуры.
Лекция №7. Культурологические концепции (продолжение)
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог и психиатр, автор психоанализа. Его концепция рождалась из его врачебной практики. Фрейд полагал, что человеческому самомнению были нанесены 3 удара:
-космогенический (Коперник);
-учение Дарвина;
-учение Фрейда (т.е. удар по человеческому «я», по гуманизму).
«Несчастное я» — не хозяин самому себе.
2 психоаналитических системы:
Ю 1)Бессознательное в человеке, некое иррациональное начало, то, в чем человек не отдает себе отчет. Существует сознание, восприятие внешнего мира. Между сознательным и бессознательным существует предсознание и предсознательное.
Бессознательное — источник всей человеческой энергии, основные проявления бессознательного — сны, сновидения. Сны представляют собой закодированную информацию, у Фрейда — свой код. Другие источники бессознательного — оговорки, шутки, т.е. нечто спонтанное.
Фрейд также открыл либидо (влечение) — источник всей психической энергии, в первую очередь сексуальной.
Тогда почему человек занимается не только сексом, но и чем-то помимо него?
Энергия либидо стремится выразится, но при невозможности реализации все институты культуры «выдавливаются» обратно в сознание.
Закон сублимации — т.е. возвышение сексуальной энергии в какую-то другую энергию, например, творчество. Т.о., вся энергия превращается, является сложнейшим механизмом.
Даже в пищеварении — можно есть мясо и умереть.(?)
Ребенок тоже сексуален, даже в момент рождения, а неудовлетворение ведет к неврозу.
Ю 2)В энергии либидо — 2 импульса:
-к жизни (эрос);
-к смерти (танатос).
Например война — это проявление этого массового психоза. Существует ego — это наше подсознание, существует «я», существует сверх-«я» — это и есть вся культура. Основное чувство человека — чувство вины, мы все время под давлением подсознания.
Т.о., концепция Фрейда строится на антагонизме биологического начала человека и культуры. Культура живет за счет сублимации биологического, она паразитирует на этом.
В результате Фрейд пишет «Неудовлетворенность культуры» — о том, что прогресс делает человека несчастным.
Фрейд оказал огромное влияние на XX век, даже на сексуальную революцию 60-ых, движение хиппи и т.д.
Сейчас, когда производится коммерциализация всего, секс тоже стал отчужден. «Товар-деньги-товар» или «деньги-товар-деньги».
Как лечат психические заболевания? Вы прекрасно знаете. От сумы и тюрьмы не зарекайся!! Болезнь приходит внезапно, и вы можете заболеть уже через секунду. Вы ведь все люди!
Болезнь лечится:
-лекарством;
-оперативным вмешательством;
-физиотерапией;
-словом (!), рукоприкладством (в хорошем смысле), аурой.
Фрейд начинает активно лечить словом, психика — новая реальность. Например невроз — это некая невыносимая идея, избавившись от которой, человек «вытесняется» от невроза.
Метод катарзиса (Аристотель) — все в человеке едино. Метод лечения — катарзический, он заставляет человека как бы пережить свою идею.
Второй источник (после либидо) — миф. Мифы стали для Фрейда парадигмой:
-Идипов комплекс;
-комплекс Электры.
Т.е., выясняется то, что мучит человека подсознательно, человек переводит это в сознание и может уже контролировать это. Через сны, через свободный ассоциации.
Карл Густав Юнг начинал как ученик Фрейда, но затем они разошлись в:
-проблеме сексуального;
-понимании роли бессознательного.
Юнг тоже полагает, что существует единая энергия, но она не охватывает все явления. Для Юнга было важно соединить культуру и бессознательное. Получается «коллективное бессознательное».
Вывод: существует колоссальная аналогия между снами здорового, галлюцинациями больного и древним мифом. Юнг очень сильно разрабатывает эту тему. Миф — как нечто, закрепляющее культурные парадигмы.
Архитип — коллективное бессознательное, он выделяет основные образы и символы, их свойства. Их нельзя адекватным образом изменить систематически, логически (например, галлюцинация, сон).
Фрейзер (?) (я вышел покурить).
Структуралистская школа (Франция).
Леви-Стросс и др.
1)Структуралисты вносили в культурологию некую описательность, они опирались на лингвистику. Также — комплексные методы. В лингвистике есть структура, некая содержательная форма очень важна.
Допустим: Лектор стоит. (подлежащее + сказуемое).
-Стоит женщина.
-Женщина стоит. (уже разный смысл).
В языке все структурно. По аналогии с такими структурами структуралисты стали рассматривать все общество.
2)Структуралисты пришли к выводу, что европейцы внутри себя не нашли некоторых важных начал.
Концепция Тоэнби (концепция метаистории).
Вслед за Шпендлером он выделил много культур, как различные этапы в развитии человечества.
Тоэнби сел между двумя стульями.
Существует некое духовное начало, культура же — диалог между духовным и человеческим.
«Дьявол обречен на проигрыш… божественная цель достигается с помощью человека, но без его ведома».
Природа и культура бросают человеку вызов. Так видит Тоэнби развитие культуры. Кто смог дать ответ, тот выжил.
Игровая концепция (методологически новое зерно).
Представители — Хейзинг, Ортега-и-Госсет.
Представления о культуре как об игре. Хейзинг — «Homo lutens» (книга), т.е. человек играющий; важность, серьезность игры в жизни человека; некая спонтанная незапланированная деятельность с утилитарными целями.
Сама игровая идея в культуре еще более древняя, чем романтика. Вся культура Древней Греции существовала как игра (например, Олимпийские игры).
По мере развития буржуазного общества, отчуждения культуры этот элемент (игры) стал очень важен.
Ортера-и-Гоосет — также принадлежит к числу элитарных авторов. Т.е., игровой элемент доступен не всем людям. Он превозносит спортивные зрелища, в которых остался элемент игры.
Игра — аналог культуры и в другом смысле. Вот, ребенок играет. Создается некая «2ая реальность». Игра тоже создает свои собственные правила.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/