Семинары псих-пед взаимод

Психолого-педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса

Лекции

1.Сущность и стили педагогического взаимодействия

2-3. Общение как средство организации педагогического взаимодействия: педагогическое общение и его функции, стили педагогического общения, барьеры

4. Технология профессионально-педагогического общения

5. Механизмы общения. Управление собой и другим человеком в процессе общения

6-7. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе

Практические занятия

1.Технология решения педагогической задачи

2.Педагогический такт учителя

3.

Занятие 1. Тема «Решение педагогических ситуаций»

Задачи:

  • получить представление о сущности педагогических ситуаций, алгоритме их решения
  • формировать умение решать педагогические задачи

План занятия

  1. Сообщение — обзор литературы по теме занятия, литературу подобрать самостоятельно
  2. Сообщение о типах и видах педагогических задач, способах их разрешения
  3. Групповая работа — разработать алгоритм решения педагогической задачи, обосновать
  4. Представление алгоритмов по группам, выбор лучшего варианта
  5. Решение педагогических задач по группам в соответствии с алгоритмом

Материал к занятию

Примерный алгоритм решения педагогических задач

1.Мотивация принятия решения, осознание цели, необходимости принятия решения

2. Анализ конкретной ситуации и вычленение проблемы (проблем)

3. Разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез

4. Выбор критериев решения (Критерий – это условный образец (правила, нормы), позволяющий сравнить между собой рассматриваемые варианты решений с точки зрения их целесообразности и эффективности для достижения цели).

5. Оценка и прогноз перебираемых вариантов (альтернатив).

2 стр., 655 слов

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ.

... ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ. Нельзя смешивать деловые(учебные) и личные отношения. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ. *авторитарный стиль *демократический стиль *либеральный стиль ... и его знание предмета. Преподавательские должности должны рассматриваться как научно-педагогические. Снижение научного уровня преподавания-серьезная проблема высшего психологического образования. ...

Определение меры возможности осуществления вариантов и прогностическая оценка последствий каждого из вариантов.

6. реализация выбранного варианта решения

7. Рефлексия успешности решения педагогической ситуации

8. Коррекция полученного решения в зависимости от педагогической ситуации.

Педагогические задачи

  1. Ученику 7 класса трудно дается черчение. Жалуется, что к нему и его друзьям «придирается» учитель. Однажды подросток просит отца помочь ему с домашним заданием. Отец, инженер-конструктор, чертеж выполняет сам.

На следующий день сын приносит за этот чертеж оценку «неудовлетворительно». Оскорбленный отец идет к директору школы с жалобой на необъективность преподавателя, поскольку, как профессионал уверен, что уж его-то чертеж не может быть на «двойку».

  1. Ученик десятого класса с большим нежеланием занимается на уроках истории и обществоведения. Учительница, не сумев найти контакта с учеником, часто грубо делает ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ намеренно нарушает дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить ее просьбу. Тогда учительница подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик в ответ подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса.

  1. В следующий раз, когда в класс вошла Нина Петровна (учительница химии), я тут же достал из сумки большую пробку и, когда начался урок, воткнул ее себе в ухо. Раздался, ясно-понятно, смех. Учительница смотрит на меня, я смотрю на учительницу. Она спрашивает:

— Антонов, что у тебя торчит из уха?

— Пробка,- отвечаю я.

— Зачем она торчит у тебя из уха?

— Затем, что про меня говорят, что слова у меня влетают в одно ухо, а в другое вылетают, — отвечаю я вежливо.- Так вот, чтобы влетая в одно ухо, они не вылетали бы из другого, я и придумал это приспособление.

  1. Урок шел как обычно. Наталья Кирилловна начертила на доске схемы и приступила к объяснению. Вдруг она услышала слева от себя скрип. Скрипел Сергеев, и она, не задумываясь, строго сказала: «Сергеев, прекрати скрипеть, или я тебя удалю с урока!»

«Что Сергеев-то?- громко зашумел семиклассник.- Вы сначала разберитесь, кто скрипел, а потом говорите!»

Учительница продолжила объяснение, но и скрип возобновился тоже. Тогда Наталья Кирилловна подошла к Сергееву, взяла у него дневник и записала туда замечание. Так как замечание было записано, Сергеев принялся скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Наталья Кирилловна громко произнесла: «Немедленно выйди за дверь!» Сергеев не вышел, а пустился в пререкания.

6 стр., 2948 слов

Психологическая характеристик 8б класса

... с 1 класса. Первая учительница Высоцкая Татьяна Геннадьевна. Многие вместе ходили в д/с. В 5 класс прибыли Алифанова С., Садыкова Г., в 7 класс – Сергеева К. В классе каждый год ... что большинство детей любят урок физкультуры, но взаимоотношения с новым учителем не состоялись, поэтому, много замечаний, много «отсутствующих» под любым предлогом ). Традиций в классе нет, но иногда ...

«Пока ты, Сергеев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!»

Но это не оказало никакого действия ни на Сергеева, ни на класс.

.

Занятие 2

Тема: Педагогический такт учителя

Цель: осмысление сущности педагогического такта, личностных качеств учителя, являющихся предпосылкой овладения педагогическим тактом; развитие умения проявлять педагогический такт в различных условиях учебно-воспитательной работы.

План занятия

  1. Проверка теоретических знаний
  2. Анализ ситуаций и решение задач по проблеме педагогического такта
  1. Проверка теоретических знаний

— Сущность понятия «такт», его функции, особенности поведения тактичного человека;

— Соотношение понятий «такт» и «педагогический такт»;

— Функции и принципы педагогического такта;

— Нравственно-психологические качества учителя как предпосылки педагогического такта;

— Особенности проявления педагогического такта

2. Анализ ситуаций

1. Звенит звонок на урок. 8 класс у кабинета истории ожидает учительницу. Кабинет зарнот. Вот и учительница. Она подошла к двери, вставила ключ, но замок не открылся. Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «Кто до этого додумался?» Ребята растерянно переглянулись. «Надеетесь таким образом сорвать урок?» — накинулась она на ребят с обвинениями. Ученики пробовали возражать,но учительница, не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы. Она почти кричала от негодования… И в этот момент к кабинету подошел завхоз: «Простите, Елена Ивановна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою – в этом окрашены столы. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не запачкался».

Ответьте на вопросы:

Почему возник конфликт? Можно ли было избежать его?

Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?

Предложите свой вариант решения ситуации и проиграйте его.

  1. Во время объяснения учителя ученик 9 класса В. Был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал В. К доске. Ответив на поставленный вопрос достаточно глубоко и правильно, В. Ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал: «Хотел поставить тебе 3, но случайно поставил 4. Пусть уж останется так, не хочу марать журнал»

Ответьте на вопросы:

Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (выхывая ученика к доске, оценивая ответ)?

Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя. Воспроизведите мысленные диалоги учителя и ученика.

  1. Возбужденный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: вбивает в стену гвоздь, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток!»Миша подает молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина. Ну вот, мы с тобой и справились. А теперь давай случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обоб всем происшедшем. Договорились – большще этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня, я всегда буду вам помогать в кабинете». После этого Миша стал часто заходить в кабинет физиеи к классному руководителю.

Ответьте на вопросы

Почему классный руководитель предложил Мише сначала заняться делом?

Дайте оценку такому подходу к мальчику.

  1. Проанализируйте ситуацию:

1 сентября. Первое классное собрание в 10 классе. Учитель обращается к ученикам: «Ребята, дирекция решила заработанные вами летом деньги пердать на приобретение технических средств» Ребята некоторое время молчат, а затем шквал реплик: «Не согласны», «Раздайте деньги», «Мы сами можем решить»

Ответьте на вопросы:

Пренебрежение какими принципами педагогического такта стало причиной возникновения конфликта?

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы продуктивно решить эту ситуацию?

Предложите свои варианты решения ситуации. Обоснуйте их.

  1. Проанализируйте ситуацию.

Мать Маши пришла в школу. Чтобы узнать, как учится и ведет себя дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала:

— Ваша дочь – законченная лентяйка!

— А, Машина мама, наконец-то… Хорошо. Что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней.

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берет женщину под руку и уводит в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, 5как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: «Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу» И ухпдит из школы она не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей.

Ответьте на вопросы:

Какие чувства испытала мать, войдя в учительску.? Дайте оценку поведению учителей.

Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой?

  1. Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»

Студенты делятся на 4 группы, каждая команда заранее готовит и на занятии инсценирует педагогическую ситуацию, оборвав ее показ в кульминационный момент. Следующая команда за 3-4 минуты должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педжагогической целесообразности.

  1. Определение наличия и степень развития качеств и особенностей личности, необходимых для успешного овладения педагогическим тактом. Заполнение таблицы.

Качества и особенности

личности

5-

Опред.

обладаю

4

Пожал,

обладаю

3

Трудно

сказать

2

Пожал,

Не облад

1

Опред

Не облад

Любовь к детям

гуманность

требовательность

Педаг. зоркость

Находчивость в реш пед задач

Творческое мышление

Гибкость поведения

Выдержка, самообладание

Доброжелательность

Общительность

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избр псих труды: в 2-х т. – М.,1980т.2- С.145-162
  2. Сластенин В.А. О подготовке студентов к творческому решению педагогических задач.- м., 1985, С.55-61
  3. Сухомлинский В.А. Письмо о педагогической этике
  4. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя

Семинар 3 «Технология профессионально-педагогического общения»

Вопросы для обсуждения

  1. Стадии педагогического общения
  2. Речевые способности и их роль в педагогическом общении
  3. Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия
  4. Технология информативного речевого воздействия педагога
  5. Коммуникативная компетентность учителя

Практическое задание:

  1. Составьте руководство для учителя по оптимизации общения с детьми.

Решение педагогических ситуаций

  1. Учительница математики что-то объясняла, а Витя, впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету – истории, сидел и раскладывал какую-то бумажку на столе, думая о совей неудаче.
  2. – Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушилась на него Ксения Витальевна. – Ты стал плохо себя вести,,,

– Ну и что ж! – вызывающе буркнул Витя.

— Как ты разговариваешь с учителем? Встань!

– А чего мне вставать? Я ничего не сделал…

— Ах, так? Ну, тогда выходи отсюда!

— А я не пойду…

— Нет, пойдешь…

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его силой из класса под неодобрительный шепот всех остальных школьников.

Вопросы:

  1. Почему произошел срыв в поведении мальчика?
  2. Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю. Дайте психологическое объяснение, инструментовку методам, выбранным учителем.
  3. В чем состоял педагогический просчет учителя?

2.Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на смеявшегося, он. Смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия»

Как вы отреагируете на это?

3. Начинающий учитель обращается к Вам как к классному руководителю и просит присутствовать на уроке Вашего класса. Когда ученики видят Вас, то начинают громко комментировать Ваше появление репликами: «О, сама справиться не может, классную позвала!».

  Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

  1. Контрольная работа (работу выполнить до занятия, на занятии сдать)

Задание: Правила педагогического общения

«1) Уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время;

2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся – демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес;

3) хвалите учащихся справедливо;

4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся» (Р.Бернс Я-концепция и воспитание)

Вопросы:

Какие из приведенных рекомендаций, на ваш взгляд, соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Каковы причины этих нарушений?

Как сказываются они на развитии воспитательных взаимоотношений?

Задание: Из нижеперечисленных профессиональных умений учителя выберите 6, играющих решающую роль в установлении эмоциональных контактов со школьниками. Дайте психолого-педагогическое обоснование вашему выбору.

  1. Вербальные 8. Прогностические
  2. Самопрезентационные 9. Гностические
  3. Организаторские 10. Экспрессивные
  4. Конструктивные 11. Информационные
  5. Аналитические 12. Перцептивные
  6. Рефлексивные 13. Импровизационные
  7. Невербальные 14. Дидактические

Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М. Просвещение, 1987
  2. Я (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников)- М., 1992
  3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998

Семинар 4-5. Взаимопонимание учителя и учащихся в педагогическом процессе

Задание студентам:

1. Прочитайте главу 2 «Взаимопнимание» из книги И.И. Рыдановой Основы педагогики общения.- Минск, 1998. и подготовьте сообщения:

  • Что означает – понимать ребенка. Как понимать ребенка.
  • Перцептивные ошибки учителя
  • Принцип К. Роджерса «Принимать ребенка таким, каков он есть»
  • Когда школьники понимают учителя и друг друга
  • Коммуникативная практика школьников
  • Прочитайте главу 4 «Контакт» из книги В.М. Лещинского и С.В. Кульневича «Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум». — М. — Просвещение. 1995 и подготовьте сообщения:

1. Ключевые шаги установления хороших личных отношений

2. Позиции человека, проявляющиеся в ситуации общения (концепция Э.Бернса)

3. Как «усадить» карающего родителя в партнере по общению

4. Как «усадить» карающего родителя в себе (как остановить себя в диалоге, беседе, если вы разгневаны.)

3. Анализ ситуации

Ко мне пришла мама Коли Воронина из шестого класса. Разговариваем на перемене в кабинете литературы. Крупная женщина, сверкают золотые зубы. Одета дорого, но безвкусно. Говорит:»Две двойки ему влепили, а он говорит, что учил, — я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, что вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал, что у вас любимчики есть». Действительно, Коля как-то выдал мне такой упрек: Сергеева всегда все знает и получает пятерки, поэтому, по мнению Коли, она моя любимица. Может быть, так оно и есть.

Мама мне активно не нравится. Это показное богатсво, истеричный тон задерганной покупателями продавщицы. «Какого черта?- думаю я.- Любая тетя может ворваться сюда и наговорить мне кучу гадостей. Мало того, что в девятом классе я пол-урока укрощал сейчас впавшую в детство Коротееву, так я должен еще теперь расшаркиваться перед этой хамоватой мамашей» Чувствую страшную усталость и злость. Вдруг мамаша мне доверительно сообщает: « Целый день на ногах за прилавком, а тут вы еще…» Однако наше параллельное мышление не настраивает меня на юмористический лад. «Угадал с продавщицей, — думаю я. Цежу сквозь зубы, едва сдерживаясь:»Он не знал самого элементарного, ваш Коля, он не учил, а вам врет»

И тут она заявляет мне такое, что я сначала теряюсь: «Что ты на меня сверху вниз смотришь? Ты еще жизни не нюхал. Тоже мне интеллигенция…» — «На «вы», пожалуйста, обращайтесь ко мне на «вы», — чувствуя как от злости все холодеет внутри, пытаюсь вставить я, — вы не в магазине» — «Я тебе официально говорю: еще одна двойка, и я пойду в гороно… Чему вас только учат в институтах, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете» — «Вон отсюда,»- говорю я. Но она уже не слышит: «Я тебя выведу на чистую воду».

Вопросы и задания:

— Кто виноват в том, что диалог не получился? Почему он не получился? Мог ли разговор вообще быть результативным?

— Проанализируйте, какие шаги установления личных хороших отношений нарушены

— Проанализируйте, какие позиции в общении занимают участники

— Какие приемы, чтобы «усадить» карающего родителя в партнере по общению и в себе можно было использовать

  • Инсценируйте «правильный» диалог учителя с мамой

Контрольная работа 2

  1. Объясните значение понятий: экспектация учителя, социальная перцепция, педагогическая эмпатия.
  2. Назовите основные статусы учеников в структуре класса
  3. Перечислите перцептивные ошибки учителя
  4. Предложите правила реализации принципа «Принимать ребенка таким, каков он есть»

Литература

  1. В.М. Лещинский, С.В. Кульневич Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. — М. — Просвещение. 1995
  2. И.И. Рыданова Основы педагогики общения.- Минск, 1998.

Занятие 6. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте

Цель занятия. Развитие у студентов навыков, формирование у них эффективного общения и рационального поведения в конфликте, умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

  1. Во время подготовки к занятию студенты выполняют тренинговые упражнения 1-5, преподаватель проверяет выполнение

Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте.

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 — для Вас не характерно такое поведение.

Позиция

Оценка

1. Критически оцениваю партнера

12345

2. Приписываю ему низменные или плохие намерения

12345

3. Демонстрирую знаки превосходства

12345

4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру

12345

5. Игнорирую интересы соперника

12345

6. Вижу все только со своей позиции

12345

7. Уменьшаю заслуги партнера

12345

8. Преувеличиваю свои заслуги

12345

9. Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера

12345

10. Выдвигаю перед партнером множество претензий

12345

11. Раздражаюсь, повышаю голос, перехожу на крик

12345

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте.

Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме:

Позиция

Оценка

Позиция

1. «Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента

54321

Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента

2. Позитивное отношение к оппоненту

54321

Негативное отношение к оп­поненту

3. Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции

54321

Вы отдаетесь «стихиям» и эмоциям

4. Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, а ориентируетесь на равенство и сотрудничество

54321

Вы стремитесь к одностороннему выигрышу

5. Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть

54321

Вы нетерпимы к оппоненту, Вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с Вашей

Семинары псих-пед взаимод — Стр 2

Оценка результатов. Отклонение влево от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 3. Развитие эмпатии. Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если Вы умеете отдавать себе в этом отчет, у Вас есть способность мыслить за других.

Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других.

Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:

  • обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние;
  • научитесь слушать других людей;
  • перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить;
  • наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы.

Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событии. Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.

Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу?

Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение. На основе анализа собственного стиля поведения выявите «саботажников общения», используемых Вами сознательно или бессознательно.

Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас самих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные?

Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.

«Саботажники общения»

Примеры

Это делаете

Вы

другие

Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

«Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении», «Делайте как сказано, или…»

Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми)

«Срочно зайдите ко мне в кабинет», «Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят», «Ваше дело — исполнять молча»

Критика (негативная)

«Вы недостаточно прилежно работаете», «Вы постоянно жалуетесь»

Оскорбительные «диагностические» прозвища

«Такое может сказать только идиот», «Ну ты просто дурак», «Чего еще можно ожидать от бюрократа (кретина, козла, чокнутого и т.п.)»

Приговор

«По тебе тюрьма плачет», «Неудачник», «Пропащий человек»

Слова «долженствования»

«Вы должны вести себя более ответ-ственно» , « Вы должны смотреть на факты», «Вы не должны так сердиться»

Сокрытие важной инфор-мации (реплика-ловушка, стимулирующая приня-тие невыгодного реше-ния)

«Вам этот проект обязательно понравится», «Вы не пожалеете, если заключите с нами договор»

Коммуникация, не оставляющая выбора

«Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон», «Или будет по-моему, или вы уволены»

Допрос

«Сколько часов у Вас ушло на это?», «Почему ты так поздно?», «Чем это Вы занимаетесь на рабочем месте?»

Диагноз мотивов поведения

«Вы одержимы собственническим инстинктом», «У Вас не хватает инициативы»

Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)

«Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники», «Почему ты не сделал вот так…», «Я бы на твоем месте…», «Просто не обращай на них внимания», «Возьми себя в руки, не распускайся»

Упражнение 5. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики».

Рассмотрим такую ситуацию: Вы руководитель и Вам нужно оценить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле — это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки.

Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за Вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», — хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: «Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Если бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с программой», — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Дове­рительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива.

Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться.

Гораздо сложнее, чем похвала, — выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. Запишите в тетрадь предлагаемые критические оценки.

Критические оценки могут быть следующими:

1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось».

2. Критика-упрек: «Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!» Или: «Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!»

3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше».

4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»

5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».

6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».

7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».

8. Критика-сопереживание: «Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».

9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно».

10. Критика-удивление: «Как?! Неужели Вы не сделали еще работу? Не ожидал…»

11. Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»

12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который пил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо…»

13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы…»

14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»

15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»

16. Критика-предупреждение: «Если Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»

17. Критика-требование: «Работу Вам придется переделать!»

18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».

19. Критика-совет: «Я Вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».

20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».

21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».

22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»

23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!»

24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу».

25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры».

  1. На основе выполнения тренинговых заданий и изучения рекомендованной литературы подготовить сообщения:

— Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе

— Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам

— Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.

— Типология конфликтов при обучении подростков.

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВ «Такт учителя» , « Конфликтогенность учителя»,

«Конфликтная компетентность учителя»

  1. Самостоятельная работа. Кому-либо из студентов предлагается подготовить 2 слайда для самостоятельной работы и принести их на занятие

Слайд 1

Вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, резкость, себялюбие, упрямство, обидчивость, мстительность, сухость, педантичность, медлительность, необязательность, забывчивость, нерешительность, пристрастность, придирчивость, бестактность, лживость, беспринципность, двуличие, неискренность, раздражительность, благодушие, амбициозность, злобность, агрессивность, подозрительность, злопамятство, притворство, равнодушие.

Выберите 10 личностных качеств учителя, затрудняющих формирование педагогически целесообразных отношений со школьниками.

Слайд 2.

Справедливость, терпимость, тактичность, ответственность, оптимизм, принципиальность, требовательность к себе, требовательность к ребенку, самоуважение, уважение личности ребенка, доброжелательность, эмоциональность, самообладание, уравновешенность, уверенность в себе, инициативность, импровизационность, решительность, доброжелательность, терпеливость, артистизм, эмпатийность, целеустремленность, любовь к детям, аккуратность, энергичность, деловитость, альтруизм, демократичность, великодушие.

Отберите 10 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов.

Литература

  1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: 1999.
  3. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. / Т.А. Чистякова — М., 1987.
  4. Психология конфликта./Под ред. Н.В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001.-448 с.
  5. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов:дезорганизации поведения человека./ Под ред. В. И. Белопольского. — М.: Когито-Центр, 2002.- 527 с

Семинар7 Тема:Продуктивные технологии эффективного общения

Задания студентам:

По книге Н.Е.Щурковой, В.Ю.Питюкова и др. Новые технологии воспитательного процесса.-М.1993 подготовить следующие сообщения:

  1. Как предъявлять педагогическое требование
  2. Как организовать групповую деятельность
  3. Как создавать ситуацию успеха
  4. Как реагировать на поступок
  5. Как разрешить педагогический конфликт
  6. Как обеспечить этическую защиту

Порядок проведения занятия:

После выступления студента по отдельной теме – обсуждение-анализ «Что нового узнали, и что было повторением известного. Для этого студенты во время выступления заполняют таблицу

Новые сведения

Известные сведения

Книгу можно взять у лаборанта в 401 или 410 аудитории