Психологическая характеристик 8б класса

«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».

К.Д. Ушинский

К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского,  на практике убедилась в правильность  значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливы, можно».

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Я проходила практику в Муниципальном Общеобразовательном Бюджетном Учреждении Средней Образовательной Школы №76 г.Уфы с 6 ноября и до 16 декабря 2013 года, в качестве учителя химии и классного руководителя, с целью планировать и осуществлять диагностику группы, планировать и осуществлять совместную деятельность обучающихся в коллективе, овладеть навыками самодиагностики, рефлексии своей педагогической деятельности, профессионально важных качеств.

Поставленные предо мною задачи: составить психологическую характеристику класса, сделать психологический анализ урока, подготовить аналитический отчет. Поставленные цели были выполнены с помощью таких методов как беседы, анкетирования, наблюдения.

Психологическая характеристик 8б класса.

  1. Общие сведения о классе и история его формирования.

 В 8Б классе 28человек, из них 13 мальчиков и 15 девочек. Год рождения:2000г/р – 1;1999 – 22г/р;1998г/р – 4; 1997г/р-1. 20 учащихся обучаются с 1 класса. Первая учительница Высоцкая Татьяна Геннадьевна. Многие вместе ходили в д/с. В 5 класс прибыли Алифанова С., Садыкова Г., в 7 класс – Сергеева К. В классе каждый год учатся дети из приюта. В классе 16- полных семей, 5 — многодетных семей, малообеспеченных 9 семей. Возраст родителей от 37тлет и старше. Большинство родителей имеют постоянную работу. Второгодников в классе нет. Характер образовательной программы: Традиционная,Классическая. В основном учащиеся успевают по всем предметам. 2-«отличника» — Алифанова С., Осин Е., 6 – «ударников» Зарубицкая Я. ,Минасян А., Остальцова Н., Сайнашев М., Файзуллин А.; способны учится без «3» — Кротков Е., Саетов Г. Все ученики относятся к основной группе по физической культуре. Кроме девочки-инвалид – Гайдук Ксения. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведется здоровый образ жизни. Слияние с другими классами не было. С 2010 года классный руководитель не менялся. Подавляющее большинство учащихся 8 «Б» класса занимаются различных кружках и спортивных секциях: СДЮШ № 26, и № 10- футбол; СДЮШ №23 конькобежный спорт; Школа «Ушу-лабиринт»- тайский бокс; Дворец «Химиков»- эстрадные танцы; Спортивный клуб «Телемарк»- спортивные танцы; Клуб «Умелые ручки» — тенис, мягкая игрушка, Дворец Машиностроитель – кружок «Гобелен», ДЮЦ « Салют» — студия «Ветер перемен», вокал «Юный флорист», СОШ №76 – Скаутский отряд «5 стихий».

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... данной работы. Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических проявлений ... чувство ненависти и жажды мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности [2]. Тяжелых последствий ...

Организация класса, руководство им.

В самоуправление класса относятся 24 ученика. Староста – Алифанова Софья её заместитель Хабирова Алина; «образовательный» Сектор – Остальцова Н. Котков Е. Цибизов И. Отоцина К.; Сектор «экологии» – Зарубицкая Я.,Бадеева Д.,Салимова А.; Сектор «патриот» Ипаров Н. Гайфуллин А.; Сектор «досуга» Гайдук К., Саетов Г.,Осин Е.; Сектор «информации» — Файзуллина А., Сайнашев М., Зелева Ю.; Сектор «Спорта» Белозеров Д., Понамарев И.; Сектор «Труда и заботы» — Гайсанова Ю., Тарасова К., Минасян А.. Принцип работы актива: добросовестность в выполнении поручений. Актив класса вполне самостоятельный. Староста назначается классным руководителем по рекомендации классного коллектива.

В классе присутствует ярко выраженный лидер, им является староста. Её можно назвать положительным лидером: хорошо учится, активно участвует в большинстве олимпиад, посещает танцевальный кружок. Выступает на школьных мероприятиях, при необходимости помогает товарищам . Так же Осин Е., Махмасадыков Ш., Салимова М., Гасанова Ю. – могут быстро решить любые хозяйственные проблемы в классе, Алифанова С., Хабирова А.,Сайнашев М., Саетов Г. – решают все классные проблемы; Остальцова А., Минасян А.,- помогают в затруднениях по усвоению школьного материала любому из однаклассников. Ученики класса открыты и легки в общении.

Дети подвижные, энергичные. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Класс отличается высокой сплоченностьюю.Опираясь на результаты тестирования можно сказать, что у группы есть ценностно-ориентированное единство, а так же уровень группой сплоченности по Сишора средняя. В классе присутствует деления на группы, отношения дружеские. Присутствуют трения, иногда выяснения отношений, но все это корректируется. В классе не все ребята приветливые, бывают нетактичные в общении друг с другом (Белозеров Д., Махмасадыков Ш., Саетов Г.).

Ни в одну группу не принимают Гайдук К. Девочка старше одноклассников на год не только по возрасту, но и по взглядам на окружающую действительность. Воспитывается только мамой, контакт очень тесный и ребенок перенимает ее взрослые взгляды, нотации, поучения, осуждения в разговоре с окружающими. Детям это не нравится. Гасанова Ю. также в силу особенностей характера, вне групп.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприят-ной семьи может возникнуть лишь в соотношении ... всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.            Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы ...

Отношение с руководителем в классе дружеские, уважительные, а с другими учителями по-разному, все зависит от учителя и предмета который они преподают (в ходе беседы было выявлено, что большинство детей любят урок физкультуры, но взаимоотношения с новым учителем не состоялись, поэтому, много замечаний, много «отсутствующих» под любым предлогом ).

Традиций в классе нет, но иногда устраивают совместные походы на природу, концерты, выступления одноклассников. В классных мероприятиях участвует подавляющее большинство класса (например, такое мероприятие, как «День Учителя»).

Психологический климат в классе положительный. Большинство учащихся заинтересованы учебой. Учащиеся относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Класс активен на общественных мероприятиях. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

Классный руководитель 8 «Б» класса Лобастова Вера Ивановна обладает большим опытом работы в школе и общением с детьми. Стаж составляет около 25 лет. Длительность работы с данным классом составляет 3 года, с 2010 года. За время работы классным руководителем 8 «Б» класса она смогла найти подход к каждому из учеников. Они же в свою очередь стараются во всем угождать Вере Ивановне, но иногда бывают и огорчения. Несмотря на это, классному руководителю в любой ситуации удается найти выход, который бы понравился всем. Классный руководитель 8 «Б» класса старается поддерживать хорошие отношения с родителями учащихся. Они нередко обращаются к ней с вопросами, касающимися не только учебы их детей, но и такими, как выбор той или иной секции, кружка для ребенка. Все это говорит о том, что Вера Ивановна за время работы с классом смогла заработать большой авторитет, как у детей, так и у их родителей.

  1. Содержание и характер совместной деятельности.

В результате анализа успеваемости учащихся по классному журналу и по данным за 7-й класс, выяснилось, что многие ребята продолжают учиться на прежнем уровне, некоторые улучшили свои показатели. Большая часть класса на уроках внимательна, проявляет активность в получении знаний, выполняет домашнее задание. Среди учеников класса есть весьма способные. Они способны анализировать, обобщать, делать выводы, умеют самостоятельно работать на уроке.

24 стр., 11691 слов

Формирование знаний и умений учащихся пятого класса

... в английском языкознании; 2. Выявить уровень качества владения английским вокабуляром учащихся пятого класса; 3. Разработать комплекс коммуникативных приемов (упражнений и учебных игр) для ... вокабуляра и в возможности его применения в профессиональной деятельности учителя на уроках. Базой проводимого нами эксперимента является Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ...

В свободное от учебы время ученики 8 класса посещают факультативы по учебным предметам. Большая часть класса посещают факультатив по химии и математики, что свидетельствует о большом желании детей совершенствовать свои знания. Дополнительные занятия в кружках и секциях позволяет учащимся еще лучше узнать друг друга, стать верными друзьями. Так из отдельных контактов формируется дружный и сплоченный ученический коллектив.

Заинтересованность к общественно-полезному труду в классе не высокая. Класс принимает участие только в том случае, если это обязательное требование. Например, если это летняя практика (где каждый ученик должен летом внести свой вклад в облагораживании территории школы) или же субботник.

  1. Общие выводы и предложения.

В классе обучаются дети в возрасте от 14 до 15 лет, большинство из них относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Отрицательным качеством для некоторых детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. Мальчики и девочки дружат между собой. Дискриминации по половым признакам нет. В классе есть девочка-инвалид ДЦП, к ней все относятся очень хорошо, помогают во всем, она очень приветливая и отзывчивая, очень сильно старается в плане учебы.

Судя по сплоченности в классе, проблем в общение друг с другом у них не возникает, поэтому следует направить деятельность учителей и самих учеников на развитие знаний. Тем более что для этого уже созданы идеальные условия. Конечно, многое на этом пути уже достигнуто, но еще остаются кое-где чрезмерная индивидуальная своеобразность. Так, как в классе отсутствуют особые традиции можно придумать свои традиции, что больше сплотит коллектив. Проводить больше совместных внеклассных мероприятий.

Практика проходила на базе МОБУ СОШ № 76 г.Уфы. Во время прохождения практики в 8 «Б» классе в качестве классного руководителя и учителя предметника. Я вела у них классные часы, уроки по химии и внеклассные мероприятия. Посещала занятия детей по другим предметам. Наблюдала за ними как на уроках, так и на переменах. Беседовала с ребятами об их дальнейших планах, об их увлечениях. Оказала помощь и попыталась заполнить пробелы в знаниях по химии.

Психологический анализ урока

Психологическая цель урока:

  1. Спроектировать и развить у учащихся представление, на уроке химии, о сложных веществах- основания.
  2. Повторить ранее изученные темы и совместить их для прохождения новой темы – Основания.
  3. Такие методы как беседа, дискуссия, рассказ будут обеспечивать развитие учащихся.

Стиль урока

20 стр., 9956 слов

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

... личности. На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Создание и организация здоровьесберегающего урока - это ... мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и ... для создания развивающей здоровье среды обучения в классе. Это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, ...

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
  • Вспомним что такое: сложные вещества, что к ним относится, попытаемся дать им характеристики, вспомним тему прошлого урока «Оксиды» Рассмотрим состав, строение и свойства этих веществ.
  • Сообщение ребятам темы предстоящего урока- «На рассказе сказки о еще неизвестном сложном неорганическом соединение «Гидроксиды» ».
  • Учащийся сами должны определить тему урока и поставить цели урока.
  • Задание на доске выполняет один ученик, а остальные в тетради (Распределить по столбикам оксиды и основания)
  • Проверка выполненных работ
  • Обсуждение и исправление допущенных ошибок
  • Задание на повторение изученного материала.
  1. особенности самоорганизации учителя:
  • Подготовиться к проектированию и развитию у учащихся представления о сложных веществах- основания. То есть подготовить презентацию, план- конспект урока, а так же все необходимые вопросы для повторения предыдущего материала, его обобщения и изучения нового.
  • Настроиться на проектирование и развитие у учащихся представлений о сложных веществах- основания, правильно рассчитать время на каждый этап урока, повторить конспект урока.
  • Тактика поведения учителя проявляется в уравновешенности, самообладание и в способности проконтролировать действия учащихся.
  • Организовать благоприятный психологический климат на уроке чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и были готовы к результативной работе.

Организация познавательной деятельности учащихся

  1. Меры для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  • Для осмысленного восприятия учениками новой темы: «Основания» будут поставлены вопросы- «Основания-эти вещества сложные или простые? Что в них общего ,а в чем различие? Выше изложенного кто сможет, попробует вывести общую формулу оснований? Давайте дадим определения данному классу неорганического соединения? » Тем самым ребенок начнет задумываться и искать ответ на вопрос;
  • Будем использовать установки в форме убеждения.
  • Смена методов в учебной деятельности выгоднее всего для устойчивого внимания и сосредоточенности (рассказ, соревнование, рефлексия, сравнение, беседа).

    Создание соревновательного момента, практические задания стимулировали мыслительную деятельность детей, побуждая к действию.

  • Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых необходимо беседовать и проводить опрос.
  1. организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  • У учащихся второй уровень сформированности знаний и умений так, как они умеют выполнять заданное им задание самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
  • Для формирования представлений и понятий у учащихся были использованы: индуктивного пути (от конкретного — к общему, от частного — к общему, от простого — к сложному); урок шел поэтапно, использовали ту же систему, что и на прошлом уроке опираясь на таблицу Менделеева; обобщили понятия – о сложных вещества и вывели разницу между- оксидами и гидроксидами.
  • Для повышения уровня понимания учащихся задавались вопросы и давались задания, что обеспечило активность и самостоятельность учащихся.
  1. Закрепление результатов работы:
  • Для формирования навыков и понимания учащихся давались упражнения и задания.
  •  Повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых, контроль результатов первичного запоминания

Организованность учащихся:

6 стр., 2518 слов

Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и ...

... нового с тем, что уже имеется в сознании человека.   Д. Наличие материала в памяти долгое время. 1. Г; 2.А; 3. В; 4. Б. 23. ...

В целом учащиеся были заинтересованы в процессе изучения нового материала. Так, как урок проводился в виде путешествие по сказке «Гидрооксидовка» . Процесс самоорганизации у них позитивный. А уровень умственного развития особо не отличается от детей их возраста.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. Исходя из возрастных особенностей учащихся, первым делом происходит завлечение к учебному процессу.
  2. Так, как в классе присутствуют ученики с разным уровнем знания предмета. Слабые работали в парах с более сильными детьми. Что ускорило процесс изучения нового материала. Сильные ученики дополняли, помогали или исправляли своих товарищей.

Выводы и предложения

  • Целью урока было- спроектировать и развить у учащихся представление, опираясь на знания предыдущих тем, на уроке химии, о сложных веществах- Основания. По результатам проведенного урока можно подвести итог, что дети имеют представление о сложных веществах- оксиды и гидрооксиды.
  • Главные достоинства урока: благодаря использованию презентаций у школьников наблюдалась концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой. Осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Одного часа недостаточно времени для закрепления изученного материала.
  • Закрепление нового материала можно проводить не только в конце урока, но и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала).

    Закрепление материала можно проводить в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ).

Аналитический отчет

В период с 6 ноября по 16 декабря 2013 года я проходила психолого-педагогическую практику на базе школы МБОУ СОШ №76 г.Уфы. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с той с психологической деятельности, но и преподавания урока химии, целью моей практики было закрепление на практике теоритических знаний по педагогике и психологии, и приобретений навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. - Изучить профессионально-значимые качества личности учителя музыки. - Выявить характерологические особенности личности учащихся и учителя музыки в контексте ... по музыкальной психологии, педагогике и психологии психологических особенностей личности; материалы научных статей по проблеме исследования; ресурсы интернет. Сочетание теоретико- ...

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков химии, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

 Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков химии: так, на уроках химии теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями, наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела (более 5 уроков химии), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

После учебной и воспитательной работы с 8 «Б классом, я пришла к выводу, что класс хороший. Нужно, конечно, поработать, чтобы он стал еще дружнее. Нужно проводить индивидуальные и групповые беседы, больше разных и интересных мероприятий. В целом, я довольна практикой. Мои ожидания оправдались. Хотя я и прошла практику хорошо, я понимаю, что нужно над собой много работать- совершенствовать организаторские и коммуникативные навыки, учиться находить свои ошибки, анализировать их, учиться общаться с учениками, поработать над систематизацией методики выставления оценок. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем при построении своей профессиональной деятельности.

Результат моего самоанализа по предложенным методикам- мои профессиональные установки учителя в основном авторитарные и малая степень компетентности.

12 стр., 5670 слов

Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности ...

... свой бизнес. Таким образом, цель курсовой заключается в изучении этики и психологии коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. Задачами курсовой ... заключается в том, что этика и психология коммерческой работы является наиболее важной частью в формирование предприятия. Зная этику и психологию коммерческой работы, коммерсант будет лёгко строить ...

Положительным моментом я могу назвать то, что смогла заинтересовать учащихся в изучении этого предмета ( ребята подходили ко мне после уроков и стремились заполнить свои пробелы в знаниях).

А когда я им сообщила о том, что я больше не буду у них преподавать, они очень расстроились. Отрицательным моментом, скорее всего, является неподготовленность работы с труднообучаемыми детьми и нехватка времени проведений уроков, идей много, а времени мало .

Хотелось бы, чтобы требования по психологии, а именно анализ урока, был немного понятней. Например, мне некоторые пункты требований были не совсем понятны.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
  2. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», – 1997, – 240с.
  3. Боуэн М.В. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-52.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М.: Наука, 1984. — 427с
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Наука, 1976. 254с.
  6. Групповая психотерапия / Под редакцией Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990. — 468с.
  7. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Бодалев А.А. Личность и общение. Избр.труды. — М., 1983. — С.55-64.
  8. Галагузова, Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. — М. : ВЛАДОС, 2001.—224 с.
  9. Головань, Н.А. Методы изучения психологии личности трудного ребенка / Н. А. Головань. — Кировоград, 1993.

Приложения

  1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
  2. Определение опосредованной групповой сплоченности(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева).
  3. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)

(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева).

  1. Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя.
  2. Методика «Профессиональные установки учителя»
  3. Методика «Психологическая компетентность учителя»

14