Психология управления конспект.

Социально-психологический климат.

Социально-психологический климат целостное психическое состояние организации, интегрирующее частные групповые психические состояния.

Основные составляющие социально-психологического климата:

· Психологический климат;

· Социальный климат;

· Моральный климат.

Содержание и структуру социально-психологического климата рассмотрел:

В.М. Шепель.

Термин социально-психологический климат ввел:

Мансуров.

Социальный климат— уровень осознания групповых целей и задач и степень гарантированности соблюдения всех конституционных прав работников как граждан.

Моральный климат— общепринятые групповые моральные ценности.

Психологический климат— неофициальные отношения между работниками, находящимися в непосредственном межличностном контакте друг с другом.

Психологический климат— относится к микроклимату коллектива.

 

В отечественной социальной психологии выделяют следующие основные подходы к рассмотрению сущности социально-психологического климата:

· Состояние коллективного сознания (Кузьмин, Обозов, Уледон, Буева);

· Групповой эмоционально-психологический настрой (Русалинова, Лутошкин);

· Морально-психологическое единство традиции (Косолапой, Щербань, Коган);

· Стиль взаимоотношений в группе (Шепель, Покровский, Парыгин).

 

В западной и американской социальной психологии социально-психологический климат рассматривается как:

— Социальное единство и сплоченность организации.

 

Под корпоративной культурой понимается:

— социальное единство и сплоченность организации, эффективность ее деятельности.

 

Социально-психологический климат следует рассматривать в двух контекстах:

Ø Организационный;

Ø Групповой.

 

· Организационный — через призму феномена коллективного, сознания, морально-психологического единства, сплоченности;

· Групповой — через призму коллективного (группового) настроения.

 

Выделяют 2 основных уровня рассмотрения социально-психологического климата:

Ø Статический;

Ø Динамический.

 

· Статический — устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду;

17 стр., 8177 слов

Повышение внутригрупповой сплоченности и формирование позитивного ...

... за сравнительно небольшой промежуток времени за счет проведения социально-психологических тренингов, коллективных игр и специально организуемой совместной деятельности. Более того, ... Сплоченность является одной из характеристик социально-психологического климата (СПК) группы. Под социально-психологическим климатом понимается обычно эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на ...

· Динамический — ежедневное настроение сотрудников.

 

Психологическая «атмосфера» характер психической настроенности людей.

Основные компоненты в структуре социально-психологического климата:

· Отношение к труду;

· Отношение друг к другу.

 

Выделяют следующие виды настроя в социально-психологическом климате:

· Эмоциональный настрой — соотношение удовлетворенности и неудовлетворенности уровнем отношений;

· Предметный настрой — направленность и характер восприятия человеком тех или иных сторон деятельности.

 

Преобладающие и устойчивые психические отношения в коллективе в структуре социально-психологического климата 2 уровня:

· 1 — между коллегами;

· 2 — между руководством и подчиненными.

 

Группы факторов, влияющие на формирование социально-психологического климата:

Ø Факторы макросреды;

Ø Факторы микросреды.

 

Факторы макросреды:

· Общественно политическая ситуация

· Экономическая ситуация;

· Уровень жизни, ее организация;

· Социально-демографические факторы;

· Региональные факторы;

· Этнические факторы.

 

Факторы микросреды:

· Объективные — комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации;

· Субъективные;

· Социально-психологические факторы, связанные с функционированием формальной и неформальной структурой организации.

 

Факторы формальной структуры:

· «Положительное стимулирование»;

· Стиль руководства;

· Организационная культура;

· Условия труда;

· Профессиональные мотивационные факторы.

· Возможности реализации непрофессиональных целей.

 

Факторы неформальной структуры:

· Социальный статус работника;

· Структура социальной власти;

· Психологические механизмы регуляции групповой деятельности.

 

Основные показатели социально-психологического климата:

· Удовлетворенность — неудовлетворенность сотрудников различными параметрами функционирования организации;

· Степень групповой сплоченности.

 

К психологическим механизмам регуляции групповой деятельности относят:

· Адаптация;

· Коммуникация;

· Идентификация;

· Интеграция.

 

Оценка удовлетворенности — неудовлетворенности производится по: 3-х. 5 и 7 бальным шкалам.

Методика позволяет выявитьуровень групповой сплоченности ценностно-ориентационное единство.

Уровень социальной напряженности в коллективе выявляется при помощи коофициента социальной напряженности:

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... лрганизации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза исследования: организация социально-культурной деятельности с людьми ...

· Нормальный уровень при К < 20%;

· Неустойчивый уровень при К >20%<40%;

· Предкризисный уровень при К >40%<70%;

· Неудовлетворительное состояние К >70%.

 

Персонал.

Отбор персонала серия мероприятий и действий, осуществляемых организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.

 

Критерий оценки персонала, устанавливается на основе экзаменов, проверок профессиональных знаний, навыков, умений — называется:

— Квалификационным.

 

Критерий оценки персонала, констатирующий соответствие реальных достижений определенным количественным и качественным показателям деятельности называется:

— Объективным.

 

Внешний критерий оценки персонала характеризует наличие качеств, позволяющих добиваться определенных результатов.

 

Тестовый критерий оценки персонала— устанавливающий соответствие индивидуально-психологических характеристик требованиям деятельности.

 

Психологический критерий оценки персонала критерий, разрабатываемый на основе профессиограмм соответствующего вида деятельности.

 

Здоровье.

Здоровье состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Виды здоровья:

Ø Физическое;

Ø Психическое;

Ø Социальное.

 

Физическое здоровье— устойчивое функциональное состояние организма, обеспечивающее успешную жизнедеятельность организма.

 

Критерии биологического возраста человека:

Ø Морфологический;

Ø Функциональный;

Ø Биохимический.

 

Основные критерии психического здоровья:

· Адаптация — способность человека жить в современных гео-социальных условиях;

· Социализация — способность человека жить в условиях современных социальных норм в системе « я и другие».

· Индивидуализация — способность человека относится к самому себе и к окружающим как к индивидуальностям.

 

Духовное здоровье— способность человека к формированию новых ценностных качеств, гуманистическим формам взаимодействия, целостность внутреннего мира, переживания радости от жизни как таковой.

 

Проявление духовности человека:

· В религиозных чувствах;

· В чувстве красоты и гармонии

· В чувстве восхищения и благоговения перед жизнью.

 

Факторы, обеспечивающие поддержание физического здоровья:

· Дыхание;

· Питание;

· Движение.

 

Имидж.

Имидж руководителя— непротиворечивое единство внешних особенностей и деятельностных характеристик руководителя, приемлемых для управляемых людей и деловых партнеров.

13 стр., 6100 слов

Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

... деятельности в течение всей жизни человека под воздействием воспитания и обучения. Основная для человека деятельность -- трудовая. Выполнение трудовой деятельности, ... человека как факторов успешной трудовой деятельности. Объектом данной проблемы будут являться способности человека. Предметом исследования будут способности человека, влияющие на эффективность трудовой деятельности человека. ...

Структурные компоненты имиджа:

· Внешнее отражение имиджа;

· Особенности деловых качеств;

· Личностные особенности руководителя.

 

Двойственная природа руководителя проявляется:

· Реализация генетически заданных возможностей человека выглядеть определенным образом;

· Наработанные, натренированные навыки определенного поведения.

 

Основные функции имиджа (приведение образа руководителя в соответствие ожиданиям подчиненных):

· Нормативная;

· Мотивационная;

· Представительская.

 

Основные механизмы формирования имиджа:

· Стихийный (спонтанный);

· Целенаправленный.

 

Психические факторы, оказывающие значительное влияние на формирование имиджа:

· Интровертированность – экстровертированность;

· Тип темперамента.

 

Гардероб.

 

Основной принцип составления гардероба делового человека:

— Универсальность одежды.

 

Под деловой костюм темно-синего цвета:

— Белая сорочка.

 

Под деловой костюм темно-зеленого цвета:

— Сорочка цвета слоновой кости.

 

Под деловой костюм серого цвета:

— Сорочка белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости.

 

Ведущих тонов в одежде:

-2-3.

 

Галстук подбирается:

· Светлее либо темнее тона костюма;

· В тон рубашки;

· Резко контрастировать с рубашкой или костюмом.

 

Под строгий деловой костюм:

— Обувь черного или темно-коричневого цвета.

 

Брючный ремень:

— Под цвет обуви.

 

3 принципа выбора прически:

· С учетом фигуры;

· С учетом типа лица;

· С учетом формы головы.

 

Предпринимательство.

Психология предпринимательства включает 3 блока:

· Интеллектуальный (компетентность, комбинационный дар, развитое воображение);

· Коммуникативный (талант координатора усилий сотрудников);

· Мотивационно-волевой (склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать).

 

Психотипы предпринимателей выделенные Аткинсоном:

· Стремление к достижению успеха

· Стремление к избеганию поражения.

Основные особенности развития предпринимательства в Беларуси:

· Опора на собственные силы;

· Противодействие со стороны чиновников;

· Повышенная степень риска;

· Предприниматель и органы власти не партнеры.

Основные аспекты поведения потребителя:

· Удовлетворение потребностей;

· Удовлетворение желаний.

 

Манипулирование.

Функцию маскировки и прикрытие манипулятивного воздействия называют:

— Явным.

В основе манипуляции человеческим сознанием человека:

· Использование человеческих слабостей;

12 стр., 5789 слов

Корпоративный имидж. Основные компоненты имиджа организации

... имидж организации– это представления сотрудников о своей организации. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат. 4. Имидж руководителяили основных руководителей организации ... и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации» [Васюкова 1998: 240]; - среди специализированных справочных изданий термин «имидж» определяется в ...

· Технологии НЛП.

 

Ложный имидж преуменьшения возможностей, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности используется в случаях, когда стремятся уйти от налогов.

 

Игра на коньюктуре, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности, предполагает использование следующей закономерности переговорного процесса:

— Переговорная сила больше у той стороны, которая меньше заинтересована в законности сделки и предполагает создание у партнера ложного представления о наличии других возможностей у стороны ведущей переговоры.

 

Подтасовка информации— форма манипулирования. Используется для убеждения партнера-клиента в эффективности коммерческого предположения.

 

Потребительское поведение.

 

Потребительское поведение может быть:

· Рациональным (функциональный спрос);

· Иррациональным (нефункциональный спрос).

 

Рациональный спрос— потребитель выбирает товар с наибольшей полезностью в перечете на одну денежную единицу.

Правило максимальной полезности— относится к рациональному потребительскому спросу.

Факторы, определяющие иррациональное потребительское поведение:

· Фактор восприятия субъективной ценности последующих единиц некоторых потребительских продуктов;

· Потребитель подвергается всевозможным видам общественно-психологического давления;

· Факторы культурного порядка;

· Факторы личного порядка;

· Факторы психологического порядка.

 

Основные источники потребительской информации:

· Личные (семья, друзья, знакомые);

· Коммерческие источники;

· Общедоступные источники (СМИ).

 

Факторы по Котлеру, влияющие на само решение покупки:

· Отношение других людей;

· Непредвиденные обстоятельства.

 

Возможные реакции на саму покупку:

· Удовлетворительная;

· Неудовлетворительная.

 

Деньги.

Факторы, влияющие на использование денег:

· Психосоциальные нормы;

· Социальные ценности.

 

Основные психотипы денежного поведения (денежные социотипы личности):

· Транжир (импульсивное бесконтрольное расходование денежных средств);

· Скряга;

· «Денежный мешок»;

· Торгаш;

· Игрок.

 

Социально-психологические символические функции денег (деньги как символические психосоциальные факторы):

· Безопасность;

· Сила;

· Любовь;

· Деньги

· Средство;

· Свобода.

 

Социально-психологические функции денег:

· Мерило удачливости и благополучия;

· Оценка успешности деятельности человека;

· Способ обеспечения комфорта;

· Консервативная коммерческая ценность;

· Одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, объект презрения, даже моральное зло.

 

Ценность денег зависит: от их достатка.

 

Реклама.

Основные составляющие психологического механизма воздействия рекламы:

3 стр., 1101 слов

Организация психологической помощи

... Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации. Организация психологической помощи 1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и ... преодолеть неуверенность в общении с другими. 5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания. 6.Организация свободного времени "трудных" школьников   ...

· Аффективная (эмоциональная);

· Когнитивная (знаниевая);

· Конативная (действенная).

 

Основные механизмы психологического воздействия рекламы AIDA:

· Внимание;

· Интерес;

· Желание;

· Действие

 

Основные механизмы психологического воздействия рекламы выступает (структура механизма рекламного воздействия):

· Возбуждение желания;

· Заражение;

· Подражание;

· Внушение.

 

Основные приемы (виды) рекламной суггестии:

· Суггестия через «свидетельство»;

· Суггестия через идентификацию;

· Суггестия через слоган.

 

Виды рекламных слоганов:

· Слоган фирмы;

· Слоган рекламной компании;

· Слоган товара, услуги.

 

В рекламе используется метод «разрыва» — он предполагает разрыв стереотипов.

 

Психологические закономерности восприятия рекламы (основные закономерности восприятия рекламного обращения):

· Ассоциация;

· Контекст;

· «Спящий эффект»;

· Цвет;

· Иллюстрация.

 

Основные группы мотивов рекламного обращения:

· Рациональные:

· Эмоциональные;

· Социальные.

 

Эмоциональные мотивы:

· Мотив свободы;

· Мотив страха;

· Мотив гордости и патриотизма;

· Мотив любви и сексуальной привлекательности.

 

Медиа-планирование— оптимизация схемы размещения рекламного обращения.

 

Госслужащие.

Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих включает в себя:

· Отдачу приказов;

· Распоряжений;

· Указаний.

 

Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих может осуществляться в виде:

· Советов;

· Предположений;

· Просьб.

 

Право на поступление в госслужащие в РБ:

· Граждане РБ достигшие 18 лет;

· Владеющие государственным языками РБ.

 

Квалификационные требования к кандидатам на поступление в госслужбу РБ:

· Наличие соответствующего образования;

· Необходимый стаж и опыт работы по специальности;

· Владение гос. Языками;

· Знание конституции РБ.

 

Нововведение, инновации.

Факторы обуславливающие нововведение:

· Социальный заказ;

· Отставание качества и эффективности труда от общественных потребностей;

· Стремление госструктур к совершенствованию;

· Научно-технический прогресс.

 

Инновационные стратегии организации направляются на управление процессом изменений в организации.

Под инновацией (в узком смысле) поминается— оптимальные изменения внутри организации.

 

Основные области, осуществления инновации в организациях:

· Улучшение продукта;

· Улучшение обслуживания клиента;

· Диверсификация продукта;

· Более креативная реклама;

· Улучшение эффективности качества, уменьшение расходов.

· Увеличение персональной эффективности и креативность в работе.

 

Основные ролевые позиции в организации при введении нововведений:

19 стр., 9260 слов

Психологическое воздействие рекламы

... специальных технологий воздействия или без них, а потребители сталкиваются с ... Таким образом, проблема психологических воздействий в рекламе тесно связана с проблемой выбора. Бизнесмены и рекламисты выбирают способы организации рекламных кампаний, например с применением ...

· Постановщик проблемы;

· Инноватор;

· Инициатор;

· Разработчик;

· Эксперт;

· Изготовитель.

 

Обязательны в организации:

· Организатор;

· Пользователь.

 

Инициация нововведений в организацию вызывается:

· Внешними факторами давления;

· Внутренними факторами давления;

· Внутренним побуждением.