Проявления социально-психологической дезадаптации у студентов и факторы ее формирования

 Галустян В.Т.

Проблема охраны здоровья студенчества имеет важное медикосоциальное значение. Происходящая в настоящее время перестройка высшей школы включает в себя переход на новые учебные планы, интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса. Эти сложные условия предъявляют более высокие требования, в частности к адаптивным возможностям личности в процессе обучения. Наряду с работой по профилактике нервно-психических заболеваний приобретают особую актуальность широкие меры по предупреждению социально-психологической дезадаптации личности.

Существенной является и экономическая сторона вопроса, т.к. отчисление из института, повторное обучение, предоставление без должных показаний академических отпусков приводят к необоснованному расходованию финансовых средств вузов.

Возрастной период до 21 года отличается четкой ориентаций на взрослые нормы поведения [4]. При этом решающее значение приобретает переход в этот период к независимости от родителей (экономической, нравственной, правовой).

Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными студентами, объясняется «пик» антисоциального поведения. В это же время наблюдается определенная «фальсификация» взрослых норм поведения, подмена действительной зрелости мнимой, «иллюзорная взрослость», находящая выражение в таких явлениях, как употребление алкоголя, наркотических средств, цинизм в отношениях между полами и т.д. [1, 3, 5, 6].

В этом возрасте возрастает также влияние «неформального» общения, что обусловлено рядом причин, важнейшими из них являются: расширение круга потребностей, тяга к самоутверждению, приобретение независимости от влия-305ний семьи, возрастание сексуальных интересов. Вышеописанные моменты обостряют противоречия поведения и осложняют воспитание обучающейся молодежи. Поэтому представляется важным и необходимым разработать комплексную программу предупреждения и купирования кризисных состояний у лиц юношеского возраста, обучающихся в вузах [2].

Социально-психологическая дезадаптация у молодежи имеет сходство с подобными состояниями у лиц более старшего возраста, но вместе с тем отличается и определенным своеобразием, обусловленным гетерохронностью физического, полового, интеллектуального, социального и нравственного развития. В формировании кризисных реакций имеет определенное значение и биопсихическая акселерация, вызывающая нередко диссоциацию между «прошлым» и новым социальным опытом, что способствует проявлению агрессивных и аутоагрессивных форм поведения.

11 стр., 5126 слов

Отклоняющееся поведение детей и молодежи: причины и пути преодоления

Тамбовский институт повышения квалификации работников образования Реферат Отклоняющееся поведение детей и молодежи: причины и пути преодоления Выполнила: социальный педагог МОУ «Инжавинская СОШ №1» Сотникова И.В. Тамбов 2007г «Ребенок недисциплинирован и зол, потому что страдает». Я.Корчак «Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет». А.С.Макаренко 1. Суть ...

Н.Д. Кибрик и В.М. Ковалев [4] определяют критерии для отнесения студентов к числу «дезадаптантов»: затруднения, связанные с обучением, а также нарушение в сфере контактов, возникновение конфликтов в сфере общения, изменение положения в коллективе или в системе межличностных отношений ближайшего окружения. Условно степень тяжести дезадаптации, возникающую в учебном процессе, они делят на три.

Первая степень дезадаптации характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются в основном различной степени выраженности невротические расстройства (снижение памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в периоды экзаменационных сессий.

В этом состоянии выделяют две формы поведенческих реакций на трудности дезадаптации – пассивную и активную.

Пассивная форма характеризуется снижением активности, ограничением и уменьшением социальных контактов. Студенты как бы «замыкаются в себе», прибегают к пассивно выжидательной тактике поведения, предоставляя возможность саморазрешения конфликтной ситуации.

При активной форме – студенты стремятся изменить свое состояние соблюдением определенного режима, занимаются самолечением, советуются с друзьями, преподавателями, обращаются за помощью к врачам. Состояние характеризуется некоторой тревожностью, озабоченностью своей дальнейшей судьбой, прослеживается активное желание изменить сложившуюся ситуацию, продолжать обучение в институте и преодолеть возникшие затруднения.

Вторая степень дезадаптации объективно соответствует снижению успеваемости, появлению академических задолженностей, проявляется пропуском занятий, возникновением конфликтных взаимоотношений с администрацией института.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

33 Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Утверждено на заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования от 23октября2009 г. протокол № 1 Зав.кафедрой психотерапии и психологического консультирования К.пс.н. Фомичева Н.С. ________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия» Автор: Разумова Е.Ю. Москва 2009 Печатается по ...

306 Пассивная форма поведения выражается формальным отношением к своим обязанностям, равнодушием, бездеятельностью. Студенты посещают институт, лишь изредка пропускают занятия, однако, не готовят задания, не участвуют активно в учебном процессе, часто становятся пассивными соучастниками асоциального поведения (алкоголизация, цинизм в отношении противоположного пола и др.), в то же самое время не реагируют на разнообразные воспитательные мероприятия, проводимые общественными организациями и администрацией учебных заведений.

При активной форме – наряду с появлением отрицательного отношения к обучению, студенты занимают позицию «активного сопротивления» принятым формам и методам обучения: пропускают занятия, конфликтуют с учебной частью института, обвиняют преподавателей в предвзятом отношении к ним, жалуются в ректорат, активно ищут помощи в медицинских учреждениях, обследуются у различных специалистов с целью обнаружить соматическое заболевание. У некоторых студентов при этом возникают мысли и фантазии о несчастном случае, о возможности причинения себе членовредительства, как одном из способов для получения льгот (продление экзаменационной сессии, предоставление академического отпуска).

Они претендуют на особое отношение к себе, требуют создания особых условий обучения, учитывающих их «индивидуальность», противопоставляя себя коллективу. В психическом состоянии у них отмечается нарастание неврозоподобных и аффективных расстройств. На этом фоне легко возникают разнообразные суицидальные тенденции.

Третья степень дезадаптации выражается в прекращении обучения, отчислении студента из учебного заведения в связи с пропусками занятий, многочисленными задолженностями по учебе, грубыми нарушениями дисциплины и норм проживания в общежитии.

При пассивной форме поведения студенты на протяжении длительного времени (1,5 – 2 месяца) отказываются от посещения института, большей частью находятся дома, бывают вялыми, апатичными, равнодушными к своей судьбе, безучастными к окружающему, высказывают суицидальные мысли, совершают суицидальные попытки. В состоянии преобладают преимущественно астенические, астено-депрессивные проявления. Имеется жизненная значимость сложившейся ситуации, сверхценное отношение к ней. Чаще всего подобное поведение наблюдается у лиц замкнутых, стеснительных, сенситивных, с шизоидными чертами характера. Они скрывают от близких и окружающих имеющиеся у них трудности.

18 стр., 8940 слов

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Социально - психологический факультет Курсовая работа По курсу «Педагогическая психология» Тема: «Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности» Выполнена: Алиризаева Римма Научный руководитель: Медведева Н. И. Ставрополь, 2013 Содержание Введение Глава 1. ...

Испытывая в одних случаях, огромное желание посоветоваться, поделиться с кем-либо своими затруднениями, воспринимая отчисление из института как жизненную трагедию, студенты в силу скрытности и стеснительности ничего не предпринимают для изменения сложившейся ситуации.

Возможна и другая форма поведения, сопровождающаяся разнообразными асоциальными действиями студентов, служащих поводом для отчисления из 307 института, выявляется определенная жизненная установка протеста. Обнаруживается желание продолжать обучение в другом институте, строятся планы на дальнейшее трудоустройство с последующим обучением. Данная форма дезадаптации наблюдается у эмоционально незрелых, эгоцентричных личностей, склонных к аффективному типу мышления, способных создавать и провоцировать конфликтные ситуации.

Имеется тенденция нарастания активных форм поведения ко второму и третьему годам обучения, тогда как на первом году обучения, независимо от степени дезадаптации, преобладают пассивные формы поведения. Это связано с тем, что самостоятельная студенческая жизнь способствует быстрой социализации, увеличению объема информации и опыта ее использования, а также появлению адаптивной устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам. Однако приобретенный социальный опыт не всегда оказывается адекватным и продуктивным, что приводит к объективному утяжелению дезадаптации конкретной личности в условиях усложняющегося учебного процесса.

Факторы формирования социально-психологической дезадаптации студентов:

• изменение привычного стереотипа жизни, • непереносимость высоких учебных нагрузок, • наличие конфликтов с сокурсниками, преподавателями и администрацией института, • появление травмирующих переживаний в личной и интимной жизни, • возникновение или обострение соматических или нервно-психических заболеваний.

Несмотря на обилие видимых причин и разнообразных мотивов, которыми можно объяснить дезадаптацию, во всех случаях обнаруживается сочетание экзогенных влияний с определенными личностными особенностями, создающими благоприятную почву для возникновения различной степени выраженности реакций.

16 стр., 7693 слов

Причины трудности усвоения заданий младшими школьниками в процессе обучения

Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 1.1 Границы младшего школьного возраста 1.2 Учебная деятельность 1.3 Мыслительная деятельность 1.4 Поведение ребенка Глава 2. Психологические причины неуспеваемости младшего школьника 2.1 Виды неуспеваемости 2.2 Леворукость 2.3 Психологические причины трудностей 2.4 Поведенческие типы Глава 3. Учитель и ученик ...

Условия, способствующие возникновению трудностей в учебном процессе, можно условно разделить на:

• личностные особенности, • психогенные влияния, • соматогении.

Таким образом, дезадаптация, возникающая в учебном процессе, служит лишь тем фоном, на который накладываются дополнительные психогенные влияния. На первом году обучения дезадаптация проявляется пассивными формами поведенческих реакций, а на старших курсах – активными. Затруднения в учебном процессе, поведенческие нарушения, аддиктивное поведение, обусловленные нарушением социально-психологической адаптации, служат поводом исключения студента из ВУЗа.

Список литературы

1. Игумнов С.А. Клинические особенности и психотерапия раннего (подросткового) алкоголизма: Учеб. пособие для врачей-слушателей / С.А. Игумнов. — Мн., 1997.

2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / С.А. Игумнов / Под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Беларуская навука, 1999. – 189 с.

3. Кибрик Н.Д. К вопросу роли межличностных контактов в процессе социально-психологической дезадаптации студентов вузов / Н.Д. Кибрик, Т.А. Малофеева // Актуальные проблемы суицидологи. — Москва, 1978. — С 167 – 171.

4. Кибрик Н.Д. Профилактика идезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации / Н.Д. Кибрик, В.М. Ковалев. — Москва, 1988. – 21 с.

5. Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. — Л., 1991.

6. Пятов М.Д. Возрастные аспекты алкоголизма: Алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте / М.Д. Пятов, Н.Г. Шумский // Алкоголизм: Руководство для врачей. М., 1983.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru