социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу

Тема: Социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ………………………………4

1.1. Социально-психологические особенности спортивной команды…………4

1.2. Социально-психологические качества баскетболиста…………………….9

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………14

2.1.Методы исследования……………………………………………………….14

2.2. Организация исследования…………………………………………………20

ГЛАВА III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..21

3.1. Анализ лидерских качеств женской баскетбольной команды…………..21

3.2. Анализ психологического типа в общении спортивной команды….……23

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………25

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ……………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Изучение социально-психологических особенностей спортивной команды интересно и актуально, тем, что повышение результативности команды, не всегда зависит только от физических и технико — тактических умений и навыков. Победа спортивных команд во многом зависит от таких социально-психологических особенностей, как «командного духа», который основывается в первую очередь на сходстве ценностей, целей и социальных установках и только потом на психологическом сходстве членов команды.

Спортивная команда, как малая группа в социальной психологии представляет собой особый интерес, так как выполняет ряд важных социальных функции, таких как: формирование положительных черт личности спортсмена, закономерностей группового взаимодействия, включая лидерство, сплоченность, совместимость и т.д.

Диагностика таких важных социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу в дальнейшем позволяет спланировать работу по их коррекции и формированию. Оно актуально и потому, что перед тренером, работающим с детско-юношескими командами в любом виде спорта стоит исключительно важная и трудная задача — управление развитием и воспитанием спортсмена, формирование общественно ценных качеств его личности как члена общества. И чем выше уровень спортивного мастерства спортсменов и команд, тем ответственнее и сложнее эта задача, тем выше требование к научному обеспечению тренировки.

8 стр., 3865 слов

Особенности информационно-психологического воздействия незаконных ...

... между различными социально-этническими группами в подразделениях и частях ВВ МВД РФ; подрыв морально-психологического состояния ... распространение слухов. ИПВ осуществляется с учетом обстановки, особенностей военнослужащих, проводится и в настоящее время, хотя ... в боевых операциях. Распространение ложных приказов, распоряжений, команд, призывов. Еще одним немаловажным способом воздействия, широко ...

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение. Они уточняют и расширяют научное представление о содержании и структуре психологического климата, о взаимосвязи его с процессами межличностного восприятия, позволяют дать практические психолого-педагогические рекомендации тренерам команд в целях совершенствования и управления психологическим климатом команды.

Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса.

Объект исследования – социально-психологические особенности, занимающихся спортивной игрой в баскетбол.

Предмет исследования – женская баскетбольная команда.

Цель исследования – изучить социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу.

Гипотеза исследования – мы предположили, что полученные результаты в ходе диагностики социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу будут являться важным и необходимым компонентом при формировании общественно ценных качеств спортсмена.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в доступной научно-методической литературе.

2. Подобрать исследовательские методики, соответствующие возрастным особенностям спортсменов, занимающихся игрой в баскетбол.

3. Провести анализ полученных результатов.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ

1.1. Социально-психологические особенности спортивной команды

Спортивная деятельность осуществляется в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, тренерами и судьями. Поэтому в спортивных командах отчетливо проявляются и социально-психологические закономерности, отражающие общественные отношения. Социально-психологические особенности спортивной команды весьма многообразны. Это и проявление общественного внимания к деятельности спортсменов высокого класса, и формирование положительных черт личности спортсменов, и закономерности группового взаимодействия, включая лидерство, сплоченность, совместимость и другие социально-психологические феномены, это и руководство спортсменами и коллективами, и т. д.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально - психологической дезадаптации ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, ...

В круг задач, решаемых спортивным психологом входит организация мероприятий по сплочению спортивного коллектива, оптимизация отношений между спортсменами как в индивидуальных, так и в командных видах спорта. Спортивное достижение является результатом скоординированной и согласованной работы большого числа специалистов, ведущих подготовку спортсмена [4].

Спортивная команда определяется как группа с присущими ей социально-психологическими свойствами, эффектами и т.п. Однако команда отличается от группы и традиционно определяется как группа людей, которая должна взаимодействовать друг с другом для достижения стоящих перед ней целей. При этом, как отмечает Н.С. Жеребова, у каждого члена команды обязательно есть свои функции и роли [15].

Основной социально-психологической единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями.

Спортивная команда представляет собой социальную общность, взаимодействующую с другими общностями, находящимися на различных уровнях социальной иерархии. В более крупных по размеру командах, например, существуют также группировки спортсменов, которые по различным причинам испытывают друг к другу чувство привязанности, эмоциональной близости. Их соперники представляют уже другой класс социальных взаимодействий, а сама команда существует в рамках более широкой культурно-этнической среды, состоящей из более крупной общности и т. д. [6].

Даже в отсутствии зрителей спортсмен чувствует на себе «глаза» и «мысли» членов своей семьи, соперников, товарищей по команде. Он также знает, что позже его выступление заслужит либо аплодисменты, либо порицание, недовольство и критику со стороны более крупной и безликой группы зрителей.

Социальные условия и ситуации влияют на выступление спортсмена по-разному. Например, характер и направленность социального одобрения или неодобрения, которое он получает, может повлиять на уровень его самооценки, на его отношение к самому себе.

Более того, именно это давление извне является, по-видимому, той побудительной силой, которая приводит человека в спорт и определяет выбор специфического вида спортивной деятельности.

На характер выступления влияют и социальные факторы каждого соревнования. Например, уровень активации спортсмена перед соревнованием может зависеть от числа болельщиков, которые, по его мнению, будут присутствовать на матче. В определенный момент выносливость спортсмена может определяться восторженной реакцией его болельщиков, а качество его усилий может также драматически измениться в зависимости от характера поддержки и реакции со стороны его товарищей по команде [13].

Успех в спорте способствует приобретению социального статуса. Этот факт иллюстрируется исследованиями играющих детей. В целом, чтобы достичь признания со стороны товарищей в начальных классах, ребенок должен обладать по крайней мере средним уровнем развития двигательных навыков. Если уровень развития навыков выше среднего, то вероятность достижения высокого социального статуса в этом возрасте несколько повышается. Это не следует понимать так, что физическая подготовленность является единственным путем достижения социального статуса у школьников начальных классов [11]….

16 стр., 7904 слов

Психология больших социальных групп 2

... — рования, а также психологии больших социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества. 1.1.Сущность и ... научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизнедеятельности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования ...

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературы показал, что на сегодняшний день исследование социально-психологических особенностей спортивной команды в баскетболе является необходимым и значимым фактором для разработки тренировочной программы ряда специалистов, как психологов так и тренеров.

2. Было установлено, что для исследования социально-психологических особенностей спортивной команды подходит методика: определение индекса групповой сплочённости Сишора, оценка психологической атмосферы группы по А.Ф. Фидлеру, диагностика социально психологической адаптации К. Роджерс, Р. Даймонд, Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев.

3. Результаты исследования позволили охарактеризовать женскую баскетбольную команду, группа тренирующихся достигла уровня коллектива, в ней наиболее ценными качествами личности служат; отзывчивость (51%), общительность (48%), инициативность (46%), чувство ответственности (35%), дисциплинированность (27%), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной спортивной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к спорту и характером товарищеских отношений. Социально психологическая атмосфера в группе имеет достаточно высокий уровень. Исследуемая группа также характеризуется положительной атмосферой и климатом. Средний уровень групповой сплочённости (53%) свидетельствет о том, что в данном направлении необходимо разработать ряд мероприятий на её улучшение.

Таким образом, проведенное исследование социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу, а так же уровня развития ценностно-ориентационного единства группы показало, что примерно у половины исследуемой выборки все эти показатели развиты хорошо, но есть и испытуемые, нуждающиеся в дополнительном развитии и формировании необходимых качеств.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Артаменко Е.Г. Личность юных баскетболистов и целесообразность спортивного совершенствования. / Физическое воспитание студентов. – N4. – 2011. – С. 16-21.

2. Адаир Д. Психология лидерства. — М., 2005. — 352 с.

3. Адаир Д. Эффективное лидерство. — М., 2003. — 320 с.

4. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций — Одесса., 2004. — 127 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. – 365 с.

6. Бабанский Ю.К. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности. — М., 2004. — 89 с.

7. Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте. – М., 2011. – 187 с.

8. Бабушкин Г.Д., Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта». – Омск., 2004. — 83 с.

9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. — М., 2003. — 471 с.

10. Волков Б.С. Возрастная психология. — М., 2005. — 343 с.

9 стр., 4428 слов

Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства

... ♦ бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье); ♦ социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и ... мое превосходство над другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс ...

11. Гогунов Е.Н., Мртьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000. – 154 с.

12. Джамгаров Т.Т. Лидерство в спорте. – М., 1983. – 80 с.

13. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов на Дону, 2005. — 315 с.

14. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001. — 264 с.

15. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. – Самара, 1999. – 264 с.

16. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. — М., 2004. — 256 с.

17. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000. — 70 с.

18. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде– М., 1984. – 128 с.

19. Крайг Г. Психология развития. — Питер, 2000. — 992 с.

20. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М., 1985. – 224 с.

21. Леонов С.В. Учебно-методические материалы для тренеров по психологической подготовке спортсменов в профессиональном и детско-юношеском возрасте / Молодёжь и общество. – N3. – 2012. – С. – 108-120.

22. Ложкин Г.В., Колосов А.Б. Есть ли «дух» спортивной команды? / Спортивный психолог. – N2. – 2011. – С. 5-12.

23. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. – М., 1984. – 144 с.

24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000. – 448 с.

25. Попов А.Л. Психология – М., 2002. – 336 с.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М., 2002. — 384 с.

27. Сухова А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. — М., 2001. -512 с.

28. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде. — М., — 2000. – 348 с.

29. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. — М., 2002. — 256 с.

30. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 2002. -544 с.

31. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М., 2005. — 160 с.

32. Янг Р. Лидерство в командах. — М., 2004. — 122 с.