Предмет, задачи и методы возрастной психологии 2

лекция 1

Возрастная психология – отрасль психологической науки, объектом исследования которой является человек, развивающийся от рождения (а в последнее время все больше исследований появляется в области пренатального развития как источника формирования психической жизни) до смерти.

Предметом её исследования являются закономерности психического развития в онтогенезе, возрастная динамика психики человека, психических процессов и качеств личности развивающегося человека на различных стадиях его жизненного пути.

Онтогенез – это психическое развитие человека от рождения до смерти.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология относятся:

• научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций;

• выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

• научное прогнозирование развития;

• обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

• возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;

• возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).

Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития).

4 стр., 1632 слов

Возрастные особенности и динамика самооценки у подростков и юношей

Содержание Введение Глава 1. 1.1. Общая характеристика возрастных особенностей подростков и юношей. 1.2 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи возрастных особенностей подростков и юношей и динамики их самооценки. Заключение Список используемой литературы Введение В современном мире все большее значение ...

Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики.

Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).

Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

Понятие развития

Рассмотрим соотношение понятий — изменение, рост и развитие, которые так или иначе присутствуют в описаниях динамики человеческой психики.

Развитие – это целый ряд изменений, происходящих на определенном отрезке времени. (Изменение означает отсутствие застоя.) Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам (отсутствие закономерностей свидетельствует о случайности изменений).

Необратимость изменений обеспечивает преемственность процесса развития (невозможно отменить то, что уже произошло), в каждом новом облике измененного объекта всегда присутствуют «следы» прошлого опыта. Если рассматривать развитие с точки зрения вектора — направления изменений, — то следует отметить, что развитие, не исчерпывается ростом, прогрессом. (Рост — это систематическое изменение, когда определенный фактор внутри одной Системы возрастает, прогрессирует в отношении численности, величины или веса.) Развитие включает в себя и регресс. Другая характеристика развития — процессуальная. В этом смысле изменения могут идти эволюционным (последовательное, поступательное изменение) и революционным путем (революционные изменения носят взрывной характер, однако не являются неожиданными с точки зрения логики развития, а имеют причинную обусловленность).

Развитие можно характеризовать как изменение, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.

Подходы к пониманию развития и интерпретации изменений, с ним связанных, постоянно меняются. Следует отметить, что до сих пор нет устоявшегося единого взгляда на особенности и природу развития. Динамика этих взглядов представляет безусловный интерес и дает представление о влиянии на движение научной мысли в этом направлении сегодня.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.  Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми ... самоопределиться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в полное безразличие к происходящим в стране ...

По Ш. Бюлер, развитие — это изменение в определенном направлении, подчиняющееся законам созревания. «Развитие — это фундаментально-биологическое свойство». Благодаря количественному росту любой организм достигает той точки, когда старая примитивная структура больше не может управлять расширившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо распад организма (примером может служить биологическая смерть),·либо реорганизацию внутренней структуры организма, которая -снова смогла бы управлять расширившимся организмом.

Развитие есть уже в простейшем живом организме. Уже в этом примитивном развитии заложен, согласно Д. Харрису, рост, который он называет «планируемое развитие». Оно начинается с постоянно повторяющегося постепенного деления клеток и дифференциации, благодаря которым формируются органы и организм в целом. Это закономерная фаза строительства. Потом следует фаза равновесия между созиданием и разрушением. В это время зрелый организм полностью выполняет свои функции. Наконец, наступает третья фаза, в которой преобладает разрушение и наступает смерть. Растение при этом процессе растет от ростка до стеблей и листьев и, наконец, цветов и семян. Это происходит в течение года. У многолетних растений это развитие повторяется: из корня, который один сохраняется и снова и снова дает побеги.

И у животного есть жизненный цикл, состоящий из созидания, равновесия и упадка, каждый вид имеет при этом свою индивидуальную продолжительность жизни. Говорят, что жизнь животного определена хронотипически. Мышь достигает возраста полутора-двух лет, собака может прожить двенадцать лет, а человек примерно восемьдесят.

При рассмотрении структуры организма выясняется, что процесс развития, по определению, протекает дискретно. Развитие — это рост, происходящий от одного структурного кризиса к другому структурному кризису. При этом развитие проходит несколько фаз:

• рост всего организма или его частей;

• дифференциация и образование органов (образование субсистем); при этом функции, которые сначала глобально исполняла вся система, концентрирyются в cубсистемах, достигающих более высокой степени совершенства (образование органов);

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

Развитие психики человека и животного Снезапамятных врем н человек замечал различия в строении и поведении животных,умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живутсовсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению.Вероятно, основываясь на этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и ...

• иерархизация; определенные органы управляют другими органами, иногда это называют иерархической интеграцией;

• интеграция в новую систему; весь организм работает на более высоком, уровне и с возросшей комплексностью.

Биологическое развитие всегда финишно-ориентированно. Все развивается, стремясь к одной цели, поставленной в самом начале, — к зрелому организму. В этом процессе играют роль созидание, равновесие и упадок. Этому закону подчиняются все живые организмы, не является исключением и человек.

Однако развитие человека не сводится только к биологическому созреванию. Психологический образ человека глубже и содержательнее. Потому, кроме биологического, рассматривают психическое, социальное и духовное развитие.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Он выделял: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, ·закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который .явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая, стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не Меняет типа развития. В психологии попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития принадлежит Ст. Холлу. В основе его теории рекапитуляции лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен. К нему относится развитие Вселенной, развитие нашей планеты, процесс биологической эволюции, социальное развитие. Процесс психического развития человека также относится к этому типу. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Люди — представители различных культурно-исторических эпох, развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. В этом смысл представления о том, что возраст — категория конкретно-историческая. Развитие человека не предопределено биологически или генетически, с рождения ребенку не заданы те этапы, через которые он должен пройти, не определены итоги, которых он должен достичь в процессе развития.

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастная периодизация психического развития человека Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни ...

По мере развития психологии подходы к толкованию процессов, происходящих в человеческой психике с возрастом, изменялись. На сцену выходили и выходят разные научные теории и концепции, общим для них, пожалуй, является лишь понимание того, что развитие — это смена этапов, границы которых очерчены весьма условно. Каждая научная концепция пытается определить закономерности процессов развития, источники и условия, его определяющие.

Деление онтогенеза на отдельные периоды и стадии, фазы и эпохи, возрасты — суть периодизация психического развития. Основание для периодизации определяется конкретной концепцией — теоретической или эмпирической.

Разделы возрастной психологии (отрасли психологии развития)

• Детская психология (предметом исследования здесь являются закономерности психического развития с рождения до окончания подросткового возраста);

• Юношеская психология (следует отметить, что в разных источниках границы юности определяются неоднозначно; часть исследователей включают в этот возраст подростковый этап, другие рассматривают его как начало зрелости);

• Психология взрослого человека (акмеология — одно из развивающихся направлений здесь, исследующее взрослость как период наивысших достижений в деятельности);

• Геронтопсихология (психология старости)

Место и роль психологии развития в психологической науке

Мы ·уже говорили, что психология развития является отраслью психологического научного знания. Это значит, что она опирается·на опыт, накопленный в психологии на каждом этапе ее становления. Взгляды на предмет (основные закономерности развития психики в онтогенезе) зависят от состояния развития психологии вообще, от того, на какую научную парадигму опирается ученый мир, какие методы доминируют в научных исследованиях, какие задачи определяют для себя исследователи. Психология развития пользуется основным научным понятийным аппаратом, представлениями об общих закономерностях существования и функционирования психики, методологией исследования, то есть теми знаниями, которые наработаны в общей психологии как фундаменте психологической научной системы — в этом один из критериев научности и последовательности психологии развития. Кроме того, психология развития ассимилирует знания, накопленные в других отраслях — дифференциальной психологии, социальной психологии, зоопсихологии, инженерной психологии, специальной психологии, педагогической, психологии спорта, клинической психологии и т. Д. Несомненно и·то, что научные факты, результаты и представления, которыe обсуждаются в психологии развития, в свою очередь тоже оказывают влияние на становление всех элементов системы научной психологии: это относится и к общей психологии, и к отдельным отраслям психологии. Знания возрастных норм, которые устанавливает психология развития, особенностей возможных отклонений, закономерностей развития, условий, влияющих на развитие психики человека, методов исследования процессов развития и т. п. способствуют прогрессу научного психологического знания.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогик

Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте . «Образовательная среда» - совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, ...

Рассматривая связь возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и с другими науками следует обратить внимание на:

• связь с общей психологией,

• связь с другими отраслями психологии (социальная, дифференциальная, педагогическая, сравнительная и т.д.),

• связь с педагогикой, философией, физиологией, анатомией,

• связь с математическими науками.

Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии Задачи возрастной психологии

Теория и практика всегда связаны. Практические аспекты диктуют свои требования к теоретическим разработкам. Новое в теории оказывает влияние на практику.

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах

3 Вопрос № 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной сферы на разных возрастных этапах. Эмоции и чувства – это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Как психические процессы эмоции и чувства имеют свои особенности: они субъективны, вызывают удовольствие или неудовольствие, ...

Интерес к проблеме психического развития продиктован многими причинами. Среди них:

• связанные с обучением и педагогической деятельностью;

• (раннее обучение; дифференцированное обучение; профотбор );

• связанные с производством (трудом);

• (творческий потенциал, работоспособность человека на протяжении его сознательной жизни);

• связанные с практической работой в сфере общения;

• связанные с клинической диагностикой в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы и т.д.

• акселерация и профилактика старения, отодвигание границ геронтогенеза на более поздние сроки.

Выделяют 3 группы задач, решаемых возрастной психологией:

1.Научно-исследовательские, которые рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и фактов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. Эта группа задач направлена на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разных его участках — в различные периоды жизни. Современное состояние психологической науки позволяет подходить к решению этих задач с точки зрения различных аспектов изучения.

Предмет науки исследуется в направлении установления закономерностей влияния биологического и социального факторов на процесс. Изучается соотношение этих факторов на разных этапах развития, их влияние с позиции источников, условий и движущих сил процессов развития (онтологический аспект — происхождение явления).

Другим аспектом изучения в психологии развития является определение таких процессуальных особенностей, как направление, скорость, длительность, эволюционный или революционный ход, дискретность или стадиальность, равномерность или неравномерность, одновременность или гетерохронность развития и т. п. (хронологический аспект).

Определить преемственность содержания различных участков развития, определить закономерности, влияющие на качественные преобразования, ответить на другие вопросы, связанные с преобразованиями, позволяет принцип системности.

2. Диагностические задачи. Задачи этой группы практико-ориентированы. Они заключаются в распознавании и оценке степени зрелости индивидных и социальных личностных характеристик человека на разных этапах его развития, что позволяет оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определить потенциальные возможности.

3. Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение причин, их вызывающих. Осуществляются путем психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций и т.п., и зависят от готовности самих лиц, нуждающихся в помощи. Эта группа задач имеет прикладное значение. Психология развития ориентирована на исправление всевозможных отклонений в психическом развитии, создание условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека, на определение и, по возможности, устранение причин, сказывающихся на неадекватном (потенциалу или возрастной норме) развитии. В психологии развития в настоящее время особенно интенсивно разрабатываются основные принципы и подходы к разработке этого направления.

Методы исследования в возрастной психологии

Уровень развития теории определяет стратегии и методы исследования. Из истории развития возрастной психологии видно, что в зависимости от уровня ее развития, от теорий, господствующих на определенном этапе, зависит и выбор стратегии исследования.

Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Уже тогда исследователи пытались понять и определить движущие силы развития, для решения этой задачи не было объективных возможностей. Рассматривая стратегии исследования, следует отметить положительные качества и недостатки:

«+» Психология накопила довольно много материала, который можно было систематизировать; выделить этапы и стадии закономерности этого развития, и, конечно, попытаться попять причину развития с тем, чтобы потом выявить основные тенденции,

«+» Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производят близкие ему люди (родители или те, у кого хороший эмоциональный контакт с ним)

«-» Не было единой техники наблюдения, дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к нему, Т.е. содержали субъективную оценку.

Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Обе эти стратегии широко используются в возрастной психологии. Но следует отметить их недостатки:

«-» Изучение явлений происходит пассивно, поскольку эти методы не могут оказать воздействие на процесс развития, т.е. эти методы описывают только само «явление», внешние симптомы развития.

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель общих для популяции этого возраста психологических свойств.

Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах.

«-» он не учитывает индивидуальные особенности детей

«-» развитие выглядит как равномерная прямая линия, где скрыты все качественные преобразования.

Замеченные недостатки были дополнены методом продольных срезов (лонгитюдные исследования).

Он позволяет обнаружить на «кривой развития» переломные точки, но

«-» не объясняет механизм психических изменений,

«-» очень трудоемкий.

На вопрос о том, что же происходит между двумя точками развития позволяет дать ответ метод формирующего эксперимента, предложенного Л.С Выготским и названный им экспериментально-генетическим методом. Однако он был использован в основном при формировании когнитивной сферы, а эмоционально-волевые компоненты психики не были исследованы.

Стратегия формирования психических процессов интенсивно разрабатывается в настоящее время. Она основана на активном вмешательстве в процесс развития, на построении процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психического процесса приводит к намеченному результату, можно судить о его причине.

Особый способ получения информации о психическом развитии — близнецовый метод. Сущность его – сопоставление в условиях эксперимента психического развития однояйцевых близнецов. Это позволяет, принимая во внимание идентичность их наследственного фонда, вычленить влияние целого ряда факторов среды и воспитательного воздействия.

Научный метод

«Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка …Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход, ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития. (Л.С. Выготский).

По-настоящему научные данные можно получить только с помощью научного метода. Научный метод обеспечивает объективность исследования.

Термин научный метод относится к тем общепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов· до окончательных выводов. Исследователи могут расходиться во взглядах на то, что следует наблюдать и как лучше всего, измерить наблюдаемое явление, но большинство исследований в сущности. состоит из следующих этапов: (А. Анастази):

1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемою явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные и б) проанализировать их, используя соответствующие статистические критерии.

4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах.

Цели и проблематика исследования определяют методы как средства достижения.

Рассмотрим классификацию методов исследования, которую, предложил Б. Ананьев. Эта классификация интересна тем, что она построена как раз так, что отражает этапы проведения исследования.

Классификация методов применяемых в возрастной психологии

Организационные:

лонгитюдный;

Метод продольных срезов (лонгитюдный).

Группы обследуемых наблюдаются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на разных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направленного уменьшения выборки обследуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты.

«поперечных» срезов;

Метод поперечных срезов. Группы обследуемых разного возраста исследуются одновременно. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблюдаемых возрастных различиях.

комплексный.

Комбинированный (когортно-последовательный) метод. Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время. неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени. Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного. исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или: поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени.

Эмпирические:

  • обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
  • эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий);
  • биографический (дневники, анализ жизнедеятельности … );
  • анкетирование, интервью, беседы;
  • психодиагностические (тесты, опросники … );
  • изучение рисунка и др. продуктов деятельности.

Наблюдение основано на двух основных принципах:

пассивности субъекта познания, что выражается в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

не посредственности восприятия, подразумевающей: ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь. ).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Научное наблюдение обладает следующими свойствами:

— целенаправленностью (наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным);

— систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

— планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение, когда, где, при каких условиях;

— аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

— регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

— оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и· недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Ограничения метода наблюдения, усложняющие его использование:

  • Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя).
  • Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений
  • Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени.

Сильные стороны наблюдения как метода:

  • Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации: действий, движений, поступков).
  • Сохранена естественность условий деятельности.
  • Допустимо использование разнообразных технических средств.
  • Не обязательно получение предварительного согласия обследуемых.

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») — ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для: изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент — активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «как?», «каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «почему это происходит?»

Одно из основных понятий при описании эксперимента — переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждет, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

Независимая, — это та, которую изменяет экспериментатор.

Зависимая — фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные — не поддающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными и опосредующие их влияние друг на друга.

Контролируемые переменные — те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться.

Экспериментировать — это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

Принято различать два плана проведения. экспериментов:

— традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

— факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Естественно-научный констатирующий эксперимент позволяет, установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Основные особенности (сильные стороны):

• Исследователь сам вызывает изучаемое им явление.

• Может варьировать, изменять условия, вместо того чтобы позволять решать случаю.

• Изменяя отдельные условия и сохраняя неизменными остальные, экспериментатор выявляет значение отдельных условий.

• Выявляя закономерные связи, можно варьировать не только условия, но и их количественные соотношения.

В результате можно установить количественныe закономерности, допускающие математическую формулировку.

Лабораторный эксперимент (с помощью этого метода получено большое количество данных в изучении восприятия, памяти, темпераментных особенностей и т. д.).

Особенности лабораторного эксперимента:

• Искусственность (включаются некоторые осложняющие условия, которые возможны в жизненной ситуации).

• Аналитичность .и абстрактность (экспериментатор обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий).. Но какова вероятность, что в других условиях проявятся те же закономерности?

• Осложняющая роль воздействия экспериментатора (инструкция, само присутствие и т. п., непосредственное или опосредованное воздействие).

Очевидно, решение не в том, чтобы исключить это воздействие, а в том, чтобы правильно учесть его.

Основная тенденция здесь – сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Это реализуется следующим образом: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает деятельность, сама же деятельность изучается наблюдением в естественных условиях. Пример: экспериментально устанавливается, в какой игре у детей проявляется, ярче та или иная черта, затем дети вовлекаются в игру, и далее проводится наблюдение.

Развивающий эксперимент

Развивающий эксперимент был введен Л.С. Выгoтским.

Особенность его в том, что вводится педагогическое воздействие и происходит объективное изучение изменяющихся явлений.

Обучая ребенка, экспериментатор не стремится зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, цель – помочь ему продвинуться с этой стадии на более высокую. В этом продвижении и изучаются закономерности развития детской психики.

Метод, названный Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций. Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии.

В настоящее время интенсивно разрабатывается эта стратегия исследования – стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Метод тестов.

Первые опыты дифференциального изучения психики были. вызваны необходимостью различать душевнобольных, умственно отсталых и психически нормальных людей. Такое различение требовало уточнения понятия нормы. В ХХ в. впервые заговорили о гуманном отношении к умственно отсталым и душевнобольным. Тестированием, в СIПA и некоторых других странах в 20-е гг. были объяты десятки миллионов людей, но эти тесты не похожи на современные.

На развитие тестирования оказала влияние экспериментальная психология XIX века, которая требовала соблюдать строгий контроль условий эксперимента: Нужны стандартные условия: четкая формулировка инструкций, стандартные стимулы, фиксация времени, одинаковая освещенность и т. д. ,

Английский биолог Ф. Гальтон был одним из родоначальников тестирования. Oн изучал наследственность человека. Проводил тесты на остроту зрения (зрительное различение), для определения предмета восприятия звука и др. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта.

Термин умственный уровень или умственный возраст, ввел французский ученый А. Бине. Им была составлена шкала развития ребенка от 3 до 11 лет, где фиксировался широкий диапазон функций, среди которых способность к суждению, пониманию и рассуждению. Затем шкала Бине была модифицирована Терменом и стала называться Стэнфорд-Бине. IQ — коэффициент интеллекта определялся как отношения между умственным возрастом и фактическим возрастом.

Обрабатывающие:

количественные:

— определение среднего арифметического, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и т.п.,

— регрессионный анализ,

— корреляционный анализ;

-факторный анализ,

— дисперсионный анализ,

качественные:

— психологическая казуистика,

— дифференциация по типам, группам, вариантам развития.

Интерпретационные:

генетические:

описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития;

структурные:

описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития.