Правовая психология

24

План лекции:

  1. Психология правосознания.
  2. Психология правовая социализации.
  3. Дефекты правовой социализации.

Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические механизмы действия права. Она представляет собой совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Другими словами, суть правовой психологии состоит в выражении отношения тех или иных лиц к закону, праву и его представителям. Отношения выступают в виде удовлетворенности или негодования, возмущения, удовольствия или недовольства, в форме приятного или неприятного ощущения.

Правовая психология это своеобразный «дух права» в обыденном сознании людей, степень реальной жизни правовых идеалов и ценностей, действительной авторитетности права.

Впервые попытку психологически раскрыть связь личности и права предпринял Лев Иосифович Петражицкий, основоположник психологической школы права. Психика — фактор, определяющий развития права. Понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой чувства правомочия чего-либо (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма).

Такое правопонимание прежде всего ориентирует законодателя на то, что нельзя издавать законы без учета психологии.

Юрист Н.М. Коркунов в «Лекциях по общей теории права» (1886) рассматривал общество как «психическое единение людей», а право — как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.

П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии.

7 стр., 3410 слов

Психология правового обучения и оценки

... правового оценивания; психология ошибок при правовом оценивании; психология профессиональных отклонений у человека, осуществляющего оценку, в процессе оценивания; психология оценивания профессиональных успехов человека, осуществляющего оценку (юриста); психология правовых ... правового оценивания и магии правовой оценки. И тогда можете оценить себя как мастера в профессиональной деятельности. Право- ...

В настоящее время правовая психология — одно из основных направлений исследований в области юридической психологии.

Основными проблемами данного раздела явля­ются: психология правосознания, психология правовой социализации, дефекты пра­вовой социализации, психологические предпосылки (условия) эф­фективности правовых норм.

  1. Психология правосознания

Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения.

Понятие «правосознание» производно от понятия «сознание».

Сознание является высшим уровнем психического отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. Сознание — это не только отражение социальной действительности, но и внутреннее отношение к этой действительности (положительное, отрицательное, безразличное).

В обществе существуют различные формы общественного, группового и индивидуального сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое. Соответственно, правосознание — это одна из форм общественного или индивидуального сознания.

Правосознание — это совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву.

10 стр., 4841 слов

Правовая психология и правовое сознание как структурные элементы правового сознания

... правовая идеология и правовая психология.2 Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Правовая психология своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека ... равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии. Правовая психология – ...

Правосознание обладает рядом характеристик:

  1. Оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах.
  2. Не может существовать без своего конкретного носителя — личности, социальных групп, коллективов, классов и т. п.
  3. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.
  4. Его содержание составляют идеи, взгляды, представления, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки.
  5. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества: правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными социально-экономическими условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, правовой культурой, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.
  6. Оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

Структура правосознания

Правосознание складывается из 2-х составляющих: правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология — это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям.

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая психология представляет собой эмпирическое, обыденное сознание, которое формируется в результате повседневной деятельности людей или социальных групп.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе

Билет № 21 Эмоции человека их свойства и функции. Основные методы изучения эмоций. Способы управления эмоциями. 2. . Индивидуальная коррекционная работа, её особенности и специфика организации и проведения. Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе. Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции ...

Радость или огорчение по поводу принятия нового закона или отмены старого, чувство неудовлетворенности практикой применения того или иного закона либо действиями правоохранительных органов, нетерпимое или, наоборот, равнодушное отношение людей к нарушениям юридических норм — все это в совокупности и образует, наполняет собой правовую психологию. Игнорирование правовой психологии в правовой политике государства не раз в истории оборачивалось провалом государственных мероприятий.

Примеры из истории: 7 мая 1985 были приняты постановления ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР N 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»).

Вспомним хотя бы Закон о монетизации льгот. Своевременный и нужный закон с точки зрения позитивного права привел к хаосу в его применении, неприятию его большинством населения, и в первую очередь такими социальными группами людей, как пенсионеры, которые составляют большой процент населения страны.

Поэтому правовая психология является значимым элементом правового регулирования общественного сознания.

Правовая идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям.

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих. Примером может здесь служить доктрина правового государства. На сегодняшний день, несмотря на то, что ст. 1 Конституции провозгласила Россию — правым государством, это идеал, то, к чему мы должны стремиться.

Виды правосознания:

Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости:

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей ...

  1. от субъекта (носителя):
  • общественное (массовое) — его носителем является общество в целом (правосознание нации, народа);
  • групповое — его носителями являются социальные группы (коллективы, политические партии, объединения, движения, неформальные группы);
  • индивидуальное — его носителями являются отдельные люди, их представления и чувства о праве. Проявляется в мотивах поведения, согласованных с правом или отрицающим его.

Групповое и индивидуальное правосознание обусловлены общественным правосознанием.

  1. От содержания (уровня):

— обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте, преобладают чувства и эмоции, в его структуре преобладает правовая психология);

— профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и юридической практике, в его структуре преобладает правовая идеология);

— научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики, в его структуре преобладает правовая идеология).

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента:

— интеллектуальный (познавательный) характеризуется суммой правовых знаний и умений;

— оценочный (эмоциональный) характеризуется оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, нега­тивное).

В структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка);

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

— поведенческий (эмоционально-воле­вой) предполагает наличие установ­ки1 (готовности) на правомерное поведение, привычки к безогово­рочному исполнению норм права, уважению к праву и нетерпимому отношению к их нарушению.

Правомерное поведение — поведение, соответствующее праву, когда человек сознательно придерживается соблюдения правовых норм.

В зависимости от мотивов поведения правомерное поведение классифицируется на: социально-активное, привычное, конформистское, маргинальное.

    • социально- активное поведение (оно основано на осознании субъектом социальной ценности и полезности правовых установлений и необходимости следовать им, человек активно использует имеющие у него, права и несет обязанности);
    • привычное поведение (оно основано на многократном повторении целесообразных и практически оправданных действий);
    • конформистское поведение (оно основано на подражании другим людям, на приспособлении к ситуации);
    • маргинальное (пограничное) поведение (оно основано на страхе перед наказанием).

    Если правосознание сформировалось только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний), то это далеко не всегда сможет обеспечить правомерное поведение. Так человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и, тем не менее, будет его нарушать.

    Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение. Человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

    Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

    6 стр., 2803 слов

    Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

    Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо – 5,5 г.) № Наименование разделов, тем ЗАОЧНАЯ форма обучения, 5,5 Аудиторные часы Самостоятельная работа Всего часов Формы текущего контроля Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные работы Всего Раздел 1. Теория и методика ...

    Можно выделить несколько уровней правосознания.

    Низкий уровень правосознания — искажение ценностных ориентации, доминирование эгоистических стереотипов, стрем­ление пожить за чужой счет.

    Средний уровень развития правосознания — знание правил об­щежития при отсутствии стабильных навыков преодоления со­блазнов «легкой жизни», т. е. неустойчивость моральных прин­ципов.

    Высокий уровень правосознания — знание своих прав, умение их отстаивать, сформированность правовых убеждений и пра­вовых отношений в обществе, хорошее знание законов и соблю­дение их.

    С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениями, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

    Кроме правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм (право); правовое поведение, правовая деятельность; правовые учреждения. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так и с иными элементами общественной жизни.

    Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности. Высокая правовая культура характеризуется уважительным отношением к праву, реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания.

    Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

    1. предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;
    2. традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
    3. рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

    Формирование высокой правовой культуры и правосознания (правовое воспитание) одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Формирование правовой культуры является одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в стране.

    Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения.

    Психология правовой социализации

      Правосознание личности формируется в процессе правовой социализации. Она же оказывает огромное влияние на становление правовой культуры.

      Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

      Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

      Социализация осуществляется в процессе общения, взаимодействия, совместной деятельности.

      В ходе социализации человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению (адаптироваться), среди которого ему приходится жить. Социализация позволяет индивиду эффективно функционировать в обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

      Процесс социализации продолжается в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство и подростковый возраст, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т. д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т. п. Поэтому различают два типа социализации: 1) первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и 2) вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

      Основные институты социализации: семья, школа, группы сверстников, трудовой коллектив, СМИ.

      Важнейшим результатом социализации является установление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

      Частью общего процесса социализации личности выступает ее правовая социализация. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

      Правовая социализация — это усвоение законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами.

      Основная цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, формирование правосознания, достижение высокой правовой культуры, обеспечивающих правомерное поведение. «Для того чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, — необходимо прежде всего, чтобы право жило в нас».

      Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.

      Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д. Правовая социализация — это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.

      Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

      Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

      Правовая социализация представляет собой длительный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими институтами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и др.).

      Семья — важнейший институт социализации. Она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых двадцати лет его жизни. То, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок растет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

      Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает нормы и стандарты социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Ребенок получает первые представ­ления о нормах поведения из сказок и игр.

      Но самое главное, что для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копи­рует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориен­тации. При положительном эмоциональном отношении к родите­лям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содер­жание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлени­ям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимают­ся и те нравственно-правовые ценности, носителем которых явля­ется тот или иной человек (мать, отец, учитель).

      Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

      При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

      Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравст­венным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

      В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают «разби­раться» в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.

      В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчи­няться независимо от того, нравится это им или нет.

      Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобре­сти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что та­ковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

      Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, оп­ределяется различными факторами. Дети, более развитые интел­лектуально, социализируются быстрее своих менее способных свер­стников, у них раньше происходит отход от персонификации пра­вовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социа­лизация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

      Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа.

      Школа как институт социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно школьный период социализации формирует у ребенка самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, люди, хорошо учившиеся в школе, обычно сохраняют высокую самооценку и степень самоуважения. Неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т. д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

      Правовая социализация в школе осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

      Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

      Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

      Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.

      Дефекты правовой социализации

        Формирование у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения, безусловно, является наиболее же­лательной целью.

        Однако в процессе правовой социализации под воздействием ряда объективных и субъективных факторов воз­можны социально-негативные отклонения — дефекты правовой социализации, представляющие собой негативные изменения правосознания личности.

        Дефектность правовой социализации может быть различной, она может проявляться в форме:

        — правового негативизма — недооценка ценности права;

        — правового инфантилизма — безответственное, легкомысленное отношение к требованиям закона;

        — правового нигилизма (в пер. с лат. — ничто) — активное неприятие норм права, отрицательное, неуважительное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Это наиболее распространенная форма деформации правосознания. В настоящее время в нашем обществе неуважительное отношение к праву демонстрируют не только обычные граждане, но и те, кто по долгу службы должен стоять на страже правопорядка.

        Юридические нормы зачастую воспринимаются индивидуальным, групповым и даже общественным правосознанием как некие формализованные нравственные предписания запретительного характера с карательными санкциями. Право нередко рассматриваются нашими согражданами как набор витиеватых правил и бессмысленных процедур, «факультет» ненужных вещей, мешающих людям нормально жить.

        Практические формы выражения правового нигилизма многообразны: совершение преступлений и иных правонарушений; злоупотребление правом; повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; подмена законов ведомственными актами; война законов, т. е. издание противоречивых законов; подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушения прав человека.

        В литературе отмечается, что самыми криминогенно-опасны­ми элементами процесса социализации являются дефекты в струк­туре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наибо­лее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.

        Важнейшими институтами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

        Г. Г. Шиханцов выделяет следующие дефекты социализации детей и подростков, которые могут привести к последующему криминальному поведению:

        а) дефекты семейной социализа­ции — конфликты с родителями;

        б) дефекты социализации в школе — трудности, неудачи в школе;

        в) дефекты социализации в группах сверстников — контакты, сближение с деморализованными сверстника­ми.

        Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различ­ную последовательность, но почти во всех случаях, предшествую­щих антисоциальному поведению несовершеннолетних, наблюда­ется взаимодействие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников — естественная среда для всех детей, подростков. Они являются важнейшими социализирующими факторами личности несовершеннолетних. Причем семье принадлежит особая роль в формировании молодого человека, поскольку ее воздействие на личность многогранно, всесторонне.

        Криминогенность дефектов правовой социализации в семье

        Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

        Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.

        Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

        1) криминогенная семья;

        2) аморальная семья;

        3) проблемная семья;

        4) неполная семья;

        5) псевдоблагополучная семья.

        Криминогенная семья — это такая семья, члены которой совершают преступления. Как показывают исследования, судимость одного из членов семьи (чаще всего, это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

        В аморальных семьях, характеризующихся алкогольной и сексуальной деморализацией, концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи; пьянство и алкоголизм; систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки; развратное поведение родителей.

        Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6—7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

        Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму. Причем такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Дети в таких семьях нередко отстают в учебе. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или, еще хуже, пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

        Формирование личности, как асоциальной, происходит, как правило, в виде реакции протеста ребенка против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм. Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. «Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают („усваивают“) алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы».

        Проблемная семья характеризуется постоянной конфликтной атмосферой. Главная особенность — соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность. Конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков. Они стремятся как можно меньше находиться дома, и проводят большую часть времени на улице. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

        Неполная семья отличающаяся дефектами в структуре. Отсутствие одного из родителей в структуре семьи, к сожалению, становится весьма распространенным явлением в современном обществе. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.

        Негативным фактором в этих семьях будет явление эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок в такой семье. Эмоциональный дискомфорт характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые порождают у детей и подростков чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода. Повышается интерес к своим собственным переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью.

        Следует отметить, что наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. В таких семьях возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого, и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

        Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

        Псевдоблагополучная семья — это семья, применяющая неправильные методы воспитания. Отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем.

        Родители (или родитель — отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример.

        Частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего, на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.

        Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие. Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

        В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

        Дефекты правовой социализации в школе, соединяясь с недостатками семейного воспитания, нередко служат криминализации подростка. У значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, слабо выражена социальная роль учащегося. Таких детей уже в младшем школьном возрасте определяют как педагогически запущенных. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв между системой внешних требований, связанных с учебой, с одной стороны, и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стойкий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко переживается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психических состояний, которые могут привести к общественно отрицательным формам поведения.

        Как показывает судебная практика, именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления.

        Давая общую характеристику «трудновоспитуемых», И.А. Невский отмечает, что они портят взаимоотношения между учениками в классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учатся, еще хуже ведут себя, нередко совершают хулиганские поступки, бросают школу, уходят в жизнь без знаний, без здоровых интересов, полноценного развития, без положительных перспектив и целей, без желания трудиться, иногда с ненавистью к учителям, школе, знаниям, культуре, образованию. Рано или поздно они оказываются на улице, втягиваются в асоциальные компании, в которых верховодят более сильные, старшие по возрасту и жизненному опыту подростки. Порвав социально позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая избытком свободного времени, эти ребята тратят свой досуг на развлечения, курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Они бродяжничают, хулиганят, занимаются вымогательством, мелкими кражами, попадают на учет в детскую комнату милиции, а затем и в воспитательно-трудовые колонии. Таким образом, калечится детство, судьбы этих ребят, вся их последующая жизнь.

        Среди «трудных» учащихся встречаются дети и подростки, имеющие ряд расстройств нервной системы, которые вызывают задержку психического и интеллектуального развития. Большинство таких ребят выходит из неблагополучных семей, главным образом, криминогенных, аморальных. Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей.

        Учителя в целом относятся к «трудным» резко отрицательно. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью и недисциплинированностью этих ребят сводятся к методам так называемого «негативного стимулирования» — к нравоучительным беседам, взысканиям, наказаниям, проработкам в присутствии всего класса и т. д. Все это не только не приносит позитивных результатов, но, наоборот, еще больше озлобляет и восстанавливает «трудных» против учителей, против школы и учебы в целом.

        Естественно, учителя предпочитают учеников покладистых, не доставляющих хлопот, послушных и явно недоброжелательно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбия, вступают с ними в конфликт. В этом «разделении» формируется изоляция «трудных» учеников в школе, разрываются отношения с одноклассниками. Они оказываются в отверженном положении и испытывают чувство одиночества и неполноценности. Лишенный возможности реализовать свои статусные потребности хорошей учебой и примерным поведением, «трудный» пытается завоевать определенное положение среди соучеников по механизму реактивного образования — с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д. Вспоминаются слова Я. Корчака: «Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол не потому, что он „знает“, а потому, что страдает».

        Школа перестает быть для «трудных» подростков сферой, где они могли бы удовлетворить потребности в общении и в статусных притязаниях. Подростки ищут поддержки в асоциальных компаниях, где и начинают проводить все свободное время. «Примитивизация» деятельности — развлекательное времяпрепровождение — с неизбежностью приводит к дальнейшей «примитивизации» личности таких подростков, что проявляется в отсутствии элементарных культурных запросов, преобладании в структуре потребностей материальных, физиологических (сексуальных), извращенных квазипотребностей (алкоголь, наркотики и т. д.).

        На этом этапе своей деморализации «трудные» нередко становятся правонарушителями, а затем и преступниками".

        Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в: дефектах выполнения социальной роли; разрыве эмоциональных связей «трудного» школьника со своими одноклассниками и учителями; выходе из-под норм социального контроля; формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

        В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности, которая у несовершеннолетних правонарушителей преобладает над всеми другими (учеба, занятие спортом и т. д.)

        Недостаток внимания со стороны взрослых — не единственная причина «ухода» подростка в группу сверстников. Важным мотивом для него будет стремление к эмоционально-значимому, неформальному общению, к самореализации. И, как отмечает Г. Г. Шиханцов, «…несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее, позволяет удовлетворить следующие потребности: в безопасности (защищенности); в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения; в понимании, сочувствии, сопереживании; в дружбе (в ощущении своей нужности другому); в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых; в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса); в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса); в получении новой информации; в достижении эмоционального комфорта.

        Стремление подростка к группе сверстников определяется психологическими особенности, в частности, реакцией группирования со сверстниками.

        1Установка— это готовность человека воспринимать что-либо и действовать определенным образом в той или иной ситуации.