ППЧС_тема 3 (дополнение) ОСР

3.4. Острые реакции на стрессовую ситуацию.

Ключевые слова:

Адаптация, адаптационный синдром, аффект, гетеро – аутоагрессивные реакции, истероидные реакции, острые стрессовые состояния, психическая дезадаптация, психогенные расстройства, реакция нервной дрожи, состояние апатии, ступор.

На прошлых лекциях были разобраны механизмы адаптации и дезадаптации в экстремальной ситуации. В чем проявляется психическая дезадаптация? Какие есть типы дезадаптивного поведения?

Психическая дезадаптацияв экстремальных условиях проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, в проявлении необычных психических состояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Выделяют три основных типа дезадаптивного поведения:

  1. негативно-агрессивный;
  2. тревожно-депрессивный;
  3. третьему типу характерны колебания между двумя первыми типами.

Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в равной мере от особенностей ситуации и от индивидуальных особенностей человека, его жизненного опыта, ценностей мировоззрения.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвя­щено достаточно много специальных исследований. Важно еще раз подчеркнуть, что оказание экстренной психологической помощи возможно лишь в том случае, когда реакция не является патологической.

Перейдем к описанию наиболее часто встречающихся психических состояний и помощи при этих состояниях. При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются такие реакции как:

  • Плач
  • Истероидные реакции
  • Ступор
  • Состояние апатии
  • Реакция нервной дрожи
  • Гетеро- и аутоагрессивные реакции
  • Ажитированное состояние
  • Страх

Рассмотрим более подробно каждую из этих реакций.

Плачможно отнести к реакциям, которые позволяют отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

2 стр., 840 слов

Психические процессы, свойства и состояния. Производственные ...

... психической жизни человека. Производственныме психическими состояниями людей являются: 1 - Психическое напряжение (стресс). 2 - Утомление. 3 - Особые психические состояния работника. Стресс - это нормальная реакция человека, мобилизующая физические и психические ... типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют ...

Признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь: в ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове).

Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, и если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

Истероидная реакция: сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

Помощь: удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»).

После истерики наступает упадок сил. В этом случае уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь: часто можно наблюдать такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь. Так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.

Признаки: дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь: нужно усилить дрожь для этого возьмите пострадавшего за плечи и сильно резко потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять это как нападение.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, ... Физическое тело. 2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, ...

Страх:ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар, человек переживший землетрясение не может зайти в свою уцелевшую квартиру, однажды попав в катастрофу, человек не садится за руль.

Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения; панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение при этом человек плохо контролирует что он делает и что происходит вокруг.

Помощь: помните, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам).

Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие боится входить в свой подъезд).

Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх?) Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д. Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его, что позволяет почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2%» и т.д).

Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению»?; «Где это ощущается в теле?»).

После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле и спросите о том, что изменилось в ощущениях. «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.

С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины).

Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

Эти несложные приемы, которые могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.

Двигагельное возбуждение: иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать — это двигаться. Движения могут быть совсем простые (я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что не знаю где нахожусь) или достаточно сложные (я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить)

Признаки:движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. Есть опасность причинения вреда себе и другим.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети ... позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? ... на батарее или на веревке. Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, ...

Помощь: необходимо поймать человека с помощью приема «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не». Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях)

Агрессия:каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему: кто-то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Признаки:раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь: сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Если агрессию вызывает какой-либо человек (начальник, знакомый, сослуживец), то может помочь несколько несложных приемов: предложите визуализировать его («Представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения»).

Предложите проделать следующие действия с неприятным образом: уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.д.

Другой вариант: после того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно. Предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшать негативный образ до маленького пятнышка.

Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека, ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмоций.

Ступор: человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности, возможно напряжение отдельных групп мышц, часто ограниченные координированные движения глаз.

Помощь: сложите пострадавшему пальцы на обеих руках на основании большого пальца. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек в таком состоянии может слышать и видеть поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

... логопедического обследования– речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект ... обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ...

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия:непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огромным трудом. В душе равнодушие и безразличие — нет сил даже на эмоции.

Признаки: безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.

Помощь:поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то, разговаривая с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи)

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому): подобным ситуациям относятся: захват террористами, ограбление, разбойное нападение. За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, в виде иллюзий, позволяющие воспринимать смерть как далекое и нереальное событие).

Даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Помощь: помогите человеку выразить чувства, связанные с пережитыми событиями (если отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).

Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»).

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь ребенку): ребенок пережил насилие по отношению к себе или членам семьи, стал свидетелем нанесения увечий другим людям. Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность).

8 стр., 3606 слов

Психологическая помощь детям, подвергавшихся домашнему насилию

... должна быть про ребенка подвергавшегося насилию незнакомым или малознакомым человеком с применением физической силы. Рассказывать ... ребенка какую-либо ситуацию, напоминающую психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания ... тревогу и переживания, занимающее значимое место в жизни ребенка. Происходит заново переживание негативных, болезненных эмоций ...

Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молчании и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошедшего (изуродованные или раненые люди).

Если ребенок связывает действия преступника с яростью, ненавистью, то теряет веру в то, что взрослые люди могут справиться c собой, начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии, связанные с местью. Ребенок может испытывать чувство вины (считать причиной события свое предшествующее поведение).

Ребенок, переживший травматическое событие не видит дальнейшей жизненной перспективы (не знает, что будет с ними через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям).

Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии.

Помощь: дайте понять ребенку, что Вам важно то, что он пережил, что Вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым тоже такое случилось»).

Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматическую память. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность и страх, гнев. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки).

Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вынести во вне свои переживания в виде образов).

Не позволяйте ребенку стать тираном. Не исполняйте любые желания ребенка из чувства жалости.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствия: при катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); на крышах домов, деревьях (при наводнениях); в автомобиле (при ДТП).

Этот человек является непосредственной жертвой катастрофы.

Помощь: представьте себе ситуацию — Вы находитесь в темной, заваленной мебелью, комнате, Вы не представляете, где что находится и не знаете как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая информация, являющаяся единственной связью с окружающим миром, становится на вес золота.

Важным является, что нужно говорить и как. Говорить необходимо громко, медленно и четко. Сообщите человеку информацию о том, что помощь идет и о правилах поведения (максимальная экономия сил; дыхание медленное, неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве; запрет на физические действия, направленные на самоэвакуацию).

3 стр., 1267 слов

Государственная помощь детям с нарушениями интеллекта в РФ

... Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30 2. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11 3. Вопросы обучения и ... дается медико-психологическое заключение о состоянии ребенка. Любая погрешность в диагностике - это ущерб судьбе нескольких человек: и ребенка, и его родителей. Результат диагноза зависит ...

Важно: в первую очередь оказывается медицинская помощь, психологическая помощь необходима и возможна в том случае, когда уже оказана медицинская помощь или ее оказание пока невозможно (человек изолирован).

Сексуальное насилие (помощь взрослому): человек испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый) психологически ситуация воспринимается по-разному. Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).

Если виновник – знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее).

Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но более продолжительной по времени.

Помощь: не бросайтесь сразу обнимать человека. Возьмите его за руку или положите руку на плечо, если увидите, что это ему неприятно, избегайте телесного контакта. Не решайте за человека, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).

Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся. Дайте понять человеку, что он может рассчитывать на Вашу поддержку.

Если человек начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях, связанных с событием. Если человек высказывает мысли о себе в негативной форме («Это была моя вина», «Я должна была действовать по-другому»), просите говорить обратные, позитивные утверждения («Это не моя вина, виноват насильник», «Я сделала все возможное в таких обстоятельствах»).

Если пострадавший решил обратиться в милицию, идите туда вместе (оформление заявления, выяснение примет преступников заставляют снова в подробностях переживать ситуацию).

Желательно, чтобы помощь оказывал человек одного пола с потерпевшим. Сексуальное насилие (помощь ребенку): ребенок пережил насилие со стороны взрослого, сверстника или имеет место сексуальная связь с ребенком в семье. Физические повреждения, такие как переломы, повреждения, нанесенные тупым предметом, ожоги, повреждения в области гениталий имеют большую вероятность быть следствием сексуального злоупотребления.

Ребенку, пережившему сексуальное насилие трудно рассказать о случившемся (он может быть запуган или не найдет слов для описания того, что с ним произошло).

Способы, которыми дети могут выражать то, что с ними произошло следующие: у маленьких детей возможно отражение события в игре и в рисунке (преобладание черно-красной цветовой гаммы, в рисунке себя отсутствуют руки, ярко выражена штриховка в области гениталий); у детей постарше сообщение открытым текстом обычно свидетельствуют об отчаянии или о большом доверии взрослому, причем старшие дети рассказывают только о части случившегося, тогда как маленькие говорят обо всем прямо; рассказы о третьем лице: «это показывали по телевизору», «это произошло с моей знакомой».

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... момент вся жизнь человека отразится в угасающем сознании, и память поднимет из всех забытых уголков и потанных закоулков все события жизни и все эмоции, сопровождающие эти события. И во ... объяснения терпимы лишь в философских трактатах, а для любого живущего на земле человека смерть ещ как почм, какой бы философской концепции он не придерживался. Можно, конечно, ...

Происходят изменения в поведении, в отношениях со взрослыми и сверстниками. Возможны следующие реакции: боязливость, подавленность, агрессивность, ночные кошмары, нежелание ложиться спать, настаивание на том, чтобы спать одетым, отказ ходить в школу, симптомы заболеваний (потеря аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры).

Психика защищается от тяжелого переживания, поэтому ребенок может не помнить отдельные моменты или событие в целом.

Помощь: создайте атмосферу безопасности. Повторяйте, что вы всегда будете рядом с ним. Если не оказать квалифицированную психологическую помощь, то случившееся наложит отпечаток но всю дальнейшую жизнь ребенка. Не сдерживайте чувства ребенка, дайте возможность проявить их в игре, рисунке, лепке. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок просто побыстрее забыл о случившемся.

Смертельная болезнь:отношение человека к тому, что его ожидает, меняется следующим образом:

  • отрицание («Нет, не я!»);
  • гнев («Почему именно я?»);
  • «торг» (больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным, стать верующим);
  • депрессия (не задает вопросов, плачет, замыкается в себе);
  • принятие реальности.

Важно как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того, что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Существует укоренившийся стереотип – «бороться со смертью до конца», однако в действительности необходимо, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.

Помощь: поощряйте мысли об уходе, а не о смерти (Эпикур: «Смерть не имеет с нами ничего общего. Когда мы живем, смерти нет. Когда она есть, уже нет нас»).

Разговаривайте с человеком как можно больше, просите, чтобы он рассказывал о различных эпизодах своей жизни. Побуждайте задуматься об успехах, жизненных достижениях. Не оставляйте человека одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить. Осуществите несбывшиеся желания человека (проигрывание в воображение до мельчайших подробностей ситуации, которая так и не реализовалась).

Если человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать его от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые бы хотел сделать человек. Найдите ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело) человека, который поможет ему прожить остаток жизни без душевных терзаний.

Если была своевременно оказана квалифицированная психологическая помощь, эти реакции ослабевают. Возможно также их самоугасание. Проявление данных симптомов в первый месяц после трагического события является нормальной реакцией, но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полгода, можно констатировать наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматические стрессовые расстройства могут развиться, если человек пережил событие, при котором была угроза для жизни:

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... многовековой эволюции в переживании смерти -- «Смерть твоя» (la mort de toi). Комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни любимого человека, супруга или супруги, ребенка, ... любимым существом, ранее ушедшим из жизни. Кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного». [Гуревич ...

  • природная катастрофа (пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.);
  • авария на транспорте;
  • насильственные или военные действия;
  • изнасилование;
  • пытки;
  • если человек стал свидетелем: ранения или гибели других, насильственной смерти других, внезапной смерти близких;
  • если человек лишился: личного имущества, жилища, то у него могут проявиться следующие реакции.

Человек с симптомами ПТСР может испытывать целый спектр негативных состояний. Давайте вспомним, какие именно состояния характерны для ПТСР:

  • страх – за себя и тех, кто дорог; остаться одному, или того, что тебя покинет любимый; «потери контроля» над собой; что подобное событие может повториться снова;
  • беспомощность – невозможность что-либо предпринять, изменить,
  • вину — за то, что пришлось легче чем другим (за то, что выжил, физически не травмирован);
  • сожаление – из-за того, что что-то не сделано, но что можно было сделать;
  • стыд – за беспомощность;
  • гнев — на то, что случилось, и на того, кто является причиной этого: на несправедливость и бессмысленность всего происходящего; за пережитый страх и обиды; за отсутствие своего понимания тех людей, за безрезультатность попыток объяснить им свое состояние;
  • навязчивые воспоминания о трагическом событии;
  • ночные кошмары, бессонница: трагические обстоятельства «всплывают» в сновидениях. Страх ночных кошмаров вызывает бессонницу;
  • отсутствие интереса к тому, что раньше нравилось и интересовало;
  • оцепенение — эмоциональная истощенность;
  • усталость;
  • внезапные поступки и чувства («возвращение» в событие): человек совершает поступки и испытывает чувства, как если бы событие происходило в настоящее время;
  • нежелание вспоминать подробности ситуации, связанной с травмой, желание забыть, «вычеркнуть» мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии;
  • забывание деталей события;
  • отсутствие «взгляда» в будущее (человек живет в настоящем времени, у него отсутствует надежда на счастливое будущее);
  • сверхбдительность — человек проявляет повышенную осторожность даже в безопасных ситуациях.

Итак, психопатологические расстройства в экстремальной ситуации имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях.

Однако есть и существенные различия. Во — первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большинства людей. Во вторых, клиническая картина в в этих случаях не столь индивидуальна, как при « обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сводится к небольшому числу довольно типичных проявлений. В третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

ППЧС_тема 3 (дополнение) ОСР — Стр 2

Вопросы:

  1. Каким образом в экстремальных для человека условиях может проявиться психическая дезадаптация?
  2. Какие типы дезадаптационного поведения принято выделять?
  3. Какие психические реакции чаще всего можно встретить у пострадавших в кризисной ситуации? Какими приемами нужно владеть, для того, чтобы уметь помочь человеку в крайне тяжелое для него время?
  4. Почему нужно предотвращать острые стрессовые реакции, а при возникновении их — обязательно снимать?

Литература:

  1. Буклет Линкольнширского Центра кризисной психологии (Англия,1990г.)
  2. Карен Даут Буклет. Как помочь детям справиться с катастрофой (некоторые советы родителям и педагогам).
  3. Памятка. О посттравматическом стрессе. Академия управления МВД России

10