Психологическая помощь детям, подвергавшихся домашнему насилию

Оглавление

1. Обоснование выбора темы проектирования

1.1 Актуальность темы проекта

1.2 Цели и задачи проекта

2. Общая характеристика проекта

2.1 Описание проекта

2.2 Ресурсное обеспечение проекта

2.2.1 Правовое обеспечение проекта

2.2.2 Кадровое обеспечение ресурсами

2.2.3 Финансовое обеспечение

3. Этап реализации проекта

4. Препятствия и риски

5. Социальный эффект реализации проекта

6. Управление проектом

Список используемых источников и литературы

1. Обоснование выбора темы проектирования

1.1 Актуальность темы проекта

насилие дети психологическая помощь

Что же такое насилие? Насилие — это целенаправленное силовое принуждение, действие одного субъекта над другим субъектом, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам последнего. [17]

Насилие над детьми -- это жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями. В настоящее время насилие в отношении детей в семьях процветает. [17]

Более 2-х миллионов детей в возрасте до 14 лет постоянно подвергаются физическому насилию в семье, а именно избиению родителей, 50 тысяч таких детей сбегают из дома, а 25 тыс. из них исчезают навсегда.[21]

Согласно многочисленным исследованиям проводимых в России, с которыми работал фонд «Равновесие», по некоторым показателям положение находящихся в тяжелой ситуации детей даже улучшается. Так, в 2010 году от преступных посягательств пострадало 100,2 тыс. несовершеннолетних, а в 2006 — 194,4 тыс. детей. При этом не менее 4 тыс. детей ежегодно погибают в результате насилия или получают тяжкий вред здоровью. Случаев лишения родительских прав также становится меньше: в 2010 году более 64 тыс. детей были разлучены с родителями, а в 2006 году — более 74 тыс. Однако, в 2010 году возросло количество случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. По информации Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, на которую ссылается Фонд, количество выявленных преступлений по ст. 133 УК РФ («принуждение к совершению действий сексуального характера») многократно возросло — на 62,3%. Также возросло количество изнасилований несовершеннолетних — на 14,7%, насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних — 24,8%, малолетних — 17,8%. Всего за 2010 год произошло 9,5 тыс. подобных преступлений, жертвами которых стали почти 7 тыс. несовершеннолетних. [21]

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ... .; Повторяет слова и фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости ...

По данным «Хабаровского центра социальной помощи семье и детям» 32% хабаровчан подтверждают, что в их семьях существует домашнее насилие. Более чем в 95% случаев от домашнего насилия страдают не только женщины, но и их дети. Открытое насилие в семье, оставляет тяжелый отпечаток на мировоззрение маленького ребенка. Из-за психических травм, полученных в детстве, ребенок не сможет самостоятельно построить свою полноценную семейную жизнь. Дети, которые вырастают в окружении насилия, у них вырастает вероятность применения насилия над детьми в своей семье. Насилие становится семейной традицией, своего рода наследственным заболеванием.

Посмотрим статистику за период с 2006 по 2012 год и сделаем прогноз с помощью метода экстраполяции на 2013 год. [21]

Таблица 1 — Статистика детей подвергшихся домашнему насилию (%).

Вид насилия

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Психологическое

45

47

39

42

45

37

40

39

Сексуальное

15

17

10

20

23

25

19

23

Физическое

26

29

35

20

21

27

31

32

Не подвергался насилию

14

7

16

18

11

11

10

6

Итак, по таблице видно, что дети подвергаемые психологическому насилию составит 39%, сексуальному насилию 23%, физиологическому насилию 32% и дети которые не подвергаются насилию 6%.

Наиболее эффективным способом психологической помощи таким детям и предотвращения агрессивного поведения является игровая терапия. С этой целью, разработан проект на базе центра детского творчества «РАДУГА ТАЛАНТОВ» г. Хабаровска создать детскую терапевтическую комнату «Радужный мир».

Центр «Радуга талантов» осуществлять эстетическое и духовное развитие подрастающего поколения, работать с общеобразовательными школами и средними учебными заведениями.

В данном центре разработаны и применяются новые образовательные и воспитательные технологии личностного развития, адаптированные к различным возрастным категориям детей.

В Центре созданы условия для развития творческих потребностей и индивидуальных способностей детей и подростков.

1.2 Цели и задачи проекта

Целью проекта является снижение детского и насилия в семье на 5% в течение 1 года.

Задачи проекта:

Создать телефон доверия для детей подвергшимся насилию и их родителей;

Проводить психологические консультации для детей и их родителей;

Заниматься с детьми различными терапиями в течение года;

Помочь ребенку адаптироваться в группе среди других детей;

Оказать необходимую медицинскую помощь детям;

Проводить коррекционную работу с родителями;

Психологическая консультация родителей.

2. Общая характеристика проекта

2.1 Описание проекта

В группу «Радужный мир» будут входить дети, которые подвергались насилию. Для того, что бы определить ребенка в группу, специалист проведет социальную диагностику с ребенком.

Социальная диагностика — это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. [12]

На первом этапе диагностики группа специалистов (в составе психолог, социальный работник, медицинский работник и педагог) знакомиться с ребенком.

На втором этапе его осмотрит медицинский работник. В случае если ребенку понадобится медицинская помощь, то она ему будет оказана.

На третьем этапе, психолог и социальный работник старается снять у ребенка напряжение, которое возникло у него из-за ожидания неизвестного. Работая с ребенком, специалист проводит методику «Несуществующее животное» или просят его нарисовать то, что он любит, или сложить из бумаги какую-нибудь фигуру. Специалист использует в своей работе тест Люшера. После проведения различных тестов, психолог обрабатывает полученные результаты и делает вывод.

Специалисты стараются дать ребенку представление о его неповторимости, личностной ценности, и схожести его со сверстниками. Это связанно с тем, что у детей переживших насилие, возникает чувство отличия от своих сверстников не подвергавшихся насилию.

На четвертом этапе психолог в течение 20 — 30 мин. обсуждает с ребенком историю с насилием. На этом этапе психолог старается помочь ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием и вынести их наружу. Помочь ему преодолеть болезненные чувства непохожести на других детей и восстановить уверенность в обратном.

Психолог готовит описание двух историй о насилии над ребенком. Одна история должна быть о ребенке, который неоднократно подвергался насилию со стороны знакомых людей (отца, отчима, родственников и знакомых).

Другая история должна быть про ребенка подвергавшегося насилию незнакомым или малознакомым человеком с применением физической силы. Рассказывать необходимо историю, которая больше подходит к ситуации ребенка. Этот прием применяется, чтобы подготовить почву для начала терапии с ребенком. Так как могут возникнуть трудности, если начать с истории ребенка. Затрагивая похожие истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу свои переживания, которые беспокоят его.

После социальной диагностики, ребенок переводится в группу, где с ним занимается педагог. Но психолог и социальный работник помогают педагогу и по необходимости оказывают психологическую помощь ребенку.

В группе «Радужный мир» педагог знакомит ребенка с другими детьми, и проводят занятия арттерапии.

Арттерапия — естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. [19]

В программе используется цветотерапия. Основными инструментами для этой терапии необходимы: вода, кисти, палитра красок, холсты (листы).

Педагог просит детей, нарисовать то, что хочет каждый ребенок. Ребенок с помощью рисунка выражает свои переживания, свои эмоции и страхи, выплескивает свой негатив на лист. В конце занятия, специалист фиксирует поведение ребенка и анализирует его рисунок.

Песочная терапия. Основные материалы: песок, вода, маленькие фигурки. Все происходит на подносе и в конце занятия ребенок рассказывает о своей работе, специалист фиксирует абсолютно все: композиции, особенности поведения, действия и эмоции ребенка.

В песочной терапии существует несколько стадий игры:

Первая стадия — хаос. Стадия, которая отражает эмоциональную тревогу и переживания, занимающее значимое место в жизни ребенка. Происходит заново переживание негативных, болезненных эмоций и освобождение от них. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия продолжается от одного до нескольких занятий. Все зависит от психологического состояния ребенка.

Вторая стадия — борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. В конце этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.

Третья стадия — гармония. Ребенок обретает успокоение и возвращается к нормальной жизни. Восстанавливается порядок и равновесие.

Так же в программу входит игровая терапия, она проводится индивидуально с каждым ребенком.

Игровая терапия — это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые.[19]

Игровой материал: игрушки из реальной жизни (могут быть: куклы, домики, посуда, машины, медицинский набор и т. д), игровой материал для снятия агрессии и страхов (солдатики, монстры, оружие, маски волка или чудовища и т. д) и игровой материал для развития творческого мышления (пластилин или глина, конструкторы, мозаики и т. д).

На первом этапе педагог свободно играет с ребенком и знакомит его с игровой комнатой.

На втором этапе педагог вводит в игру ребенка какую-либо ситуацию, напоминающую психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль.

На третьем этапе игровой терапии продолжается свободная игра ребенка.

Педагогу необходимо заранее подготовить план игровой терапии с учетом возраста, особенностей эмоционального состояния ребенка и конечной цели терапии.

Помимо этого в план реабилитационной работы входит работа с родителями. Психолог поможет родителям в вопросах воспитания, что бы снизить жестокость по отношению к детям в семье. Для этого будут созданы специальные 4 комнаты. Которые оборудованы специальной аппаратурой и в них будут развешаны плакаты, на которых будут изображены дети подвергшиеся насилию.

В первой комнате — родитель стает в угол и надевает наушники. В наушниках звучит голос «отца», где тот ругает «ребенка».

Во второй комнате аналогичная ситуация, только в наушниках звучит голо «мамы». Она так же как и «отец» в грубой и жестокой форме, недопустимым тоном ругается.

В третьей комнате закрепляется полученный эмоционально-психологический эффект с помощью информации о последствиях физического насилия. В этой комнате, на стенах, развешаны фотографии с детьми, которые подвергались физическому насилию, и различные статьи на эту тему.

В четвертой комнате, родитель прослушает положительную аудиозапись с хорошими словами, это поможет родителю выйти из полученной, в первых трех комнатах, стрессовой ситуации. А так же в комнате будут развешаны фотографии счастливых семей и детей.

2.2 Ресурсное обеспечение проекта

2.2.1 Правовое обеспечение проекта

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. [8]

Декларации прав ребенка 1959 г., в которой провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечается, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». [8]

Право детей на жизнь закреплены в Конституции РФ в ст. 20 ч. 1, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т. д. [7]

Право ребенка на охрану чести и достоинства личности ст. 21 Конституции устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений закреплены в ст. 22 — 25 Конституции РФ. Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Права ребенка в семье закреплены в главе 11 Семейного Кодекса РФ от 15.11.1997 N 140-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

Ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и родственниками; право на защиту; право ребенка выражать свое мнение и т. д.[6]

А так же Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [22].

2.2.2 Кадровое обеспечение ресурсами

Таблица 1 — Кадровый состав.

Наименование штатной единицы

Кол-во сотрудников

Требования к должности

Служебные обязанности

1

Заведующая

1

Наличие высшего профессионального образования: психологического, педагогического или социальной работы.

Следить за работой комнаты «Радужный мир», выполнять профессиональные обязанности и давать поручения специалистам.

1

Психолог

2

Высшее психологическое образование с дополнительной специальностью «Детский психология».

Психологическая помощь ребенку попавшему в трудную жизненную ситуацию. Консультация родителей и проведение тренингов с ними.

2

Педагог

2

Высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Детский психология».

Работа с детьми, проведение различных тренингов и терапий. Охрана психического и физического здоровья детей. Создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

3

Медицинский работник

2

Высшее медицинское образование.

Осмотр детей, оказание первой медицинской помощи.

4

Социальный работник

2

Высшее профессиональное образование по специальности социальная работа.

Выявлять семьи, где применяется насилие над детьми и женщинами. Консультация родителей. Консультационная помощь педагогу.

5

Юрист

1

Высшее юридическое образование.

Консультация родителей по юридическим вопросам.

2.2.3 Финансовое обеспечение

Таблица 2 — Расходы

Наименование

Кол-во

Стоимость за 1 ед. (руб.)

Стоимость за 1 мес. (руб.)

Стоимость за 1 год (руб.)

1

Заработная плата заведующей

1 чел.

38 000

38 000

456 000

2

Заработная плата Психологу

2 чел.

30 000

60 000

720 000

3

Заработная плата педагогу

2 чел.

30 000

60 000

720 000

4

Заработная плата медицинскому работнику

2 чел.

31 000

62 000

744 000

5

Заработная плата юристу

1 чел.

35 000

35 000

420 000

6

Аренда помещения

120 мІ

250

30 000

360 000

7

Телефон

1

500

500

6000

8

Столы

7 шт.

1000

7000

7000

9

Стулья

25 шт.

700

17 500

17 500

10

Канцелярские принадлежности

-

-

15 000

180 000

11

Всего:

3.630.500

3. Этап реализации проекта

Таблица 3 — Шаги развития проекта

Шаги выполнения проекта

Срок выполнения

Стоимость (руб.)

1

Подготовка комнаты

1 месяц

30 000

2

Закупка необходимого оборудования (мебель, канцелярия и т. д).

1 месяц

39 500

3

Поиск квалифицированных специалистов (психолога, социального работника, педагога, медицинского работника и юриста)

1 месяц

5000

4

Подготовительные курсы и тренинги для специалистов реабилитационной комнаты.

2 недели

5000

5

Презентация открытия комнаты «Радужный мир»

2 недели

10 000

6

Проведение мероприятий

12 месяцев

180 000

7

Всего:

16 месяцев

107 500

Программа:

1. Начальный этап:

Аргументация проблемы проекта;

Выделение цели и задач проекта;

Разработка плана мероприятий;

Нормативно-методическое обеспечение;

Определение степени риска;

Поиск финансов.

2. Реализация программных мероприятий:

Информирование, с помощью рекламы и различных акций, населения;

Медицинский осмотр нуждающихся лиц;

Консультации с психологом, юристом и социальным работником, по поводу важных вопросов;

Проведение тренингов и терапий, для помощи в реабилитации и социализации ребенка;

Консультации родителей

3. Заключительный этап:

Подведение итогов;

Оценка эффективности;

Подготовка отчетов.

4. Препятствия и риски

При реализации данного проекта могут возникнуть различные препятствия и риски. Риски могут быть: финансовые, кадровые и риски общественного мнения.

Вероятность финансового риска не велика. Это связано с тем, что детская терапевтическая комната «Радужный мир» финансируется из средств местного бюджета. А так же за счет благотворительных взносов на счет организации детской комнаты «Радужный мир».

Более велик кадровый риск. И это связано с нехваткой хороших специализированных специалистов в данных областях. Руководство детской реабилитационной комнаты, что бы разрешить эту проблему, заключит договора с высшими учебными заведениями, чтобы студенты данного учреждения проходили практику в комнате «Радужный мир» и получили опыт в данной области, а так же руководство реабилитационной комнаты может предоставить вакансии по некоторым специальностям для студентов.

Риск общественного мнения тоже не велик. И его разрешить можно, устраивая различные благотворительные акции, день открытых дверей и т. д. Любой из желающих, может посетить в любое время комнату «Радужный мир».

5. Социальный эффект реализации проекта

Выполнение поставленных задач даст возможность:

Располагать статистическими данными, о семьях в которых ребенок подвергается насилию;

Снизить детское насилие в семье;

Пересмотреть родителям способы воспитания детей.

Повысить уровень «счастливых семей».

С целью улучшения способов воспитания детей и сокращения насилия над ними, в комнате «Радужный мир» планируется:

1. Создание телефона доверия, благодаря которому, дети подвергающиеся насилию смогут связаться со специалистами, или родители смогут получить консультацию у специалистов.

2. Организация и проведение благотворительных мероприятий, например: «За детство без насилия» или «Семья без насилия — общество без террора».

3. Проведение тренингов и терапий с детьми по направлениям:

Социализации в обществе;

Повышению самооценки ребенка;

Снятию напряжения;

Восстановлению психического здоровья ребенка.

4.Проведение тренингов с родителями по направлению «правельного воспитания» детей.

Так же для усовершенствования работы с детьми подвергшимися насилию и их родителями, можно предложить:

1) Разработать веб-сайт, с целью обмена информацией с другими коррекционными центрами и распространения информации о комнате «Радужный мир».

2) Проводить лекционные занятия для родителей, на тему «правильное воспитание» детей.

3) Организовать систематическую работу с родителями, которая включает сюда предоставление статистических данных о семьях в которых ребенок подвергается насилию, статистику о смертельном исходе детей подвергшихся насилию и наличие фотографий детей.

4) Распространять плакаты и проводить митинги против насилия над детьми.

Таким образом, данный проект снизит детское насилие в семьях. Создаст благоприятные условия для развития психического и физического состояния ребенка. Поможет родителям, без применения силы, воспитать ребенка.

6. Управление проектом

Для осуществления эффективной управленческой деятельности выбираем линейную форму организации управления проектом. Все сотрудники проекта подчиняются руководителю проекта, а именно заведующей реабилитационной комнаты «Радужный мир». Заведующая имеет право принимать решения и давать распоряжения сотрудникам проекта. А так же распоряжаться финансами на реализацию проекта.

Структура управления проектом:

Сотрудничество:

Список используемых источников и литературы

Дружинин, В. Н. Психология семьи: книга/ В. Н. Дружинин — М.: Изд-во Питер, 2012 .

Кривоносова, Л. А. Технология социального проектирования: Учеб. пособие/ Л. А. Кривоносова. — Хабаровск.: Изд-во ДВАГС, 2007.

Аверьянов, Л.Я. Социология: что она знает и может. Социальная диагностика: Учеб. Л. Я. Аверьянов — М.: Изд-во Социолог, 1999.

Музыченко, Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное"/ Г. Ф. Музыченко — М.: Изд-во БЕК, 2012.

Громова, О.Н. Конфликтология: Учеб./ О. Н. Грамова — М.: Изд-во Юнити, 2000.

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ
(ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

«Конституция Российской Федерации» (с учетом правок, внесенных Законами ФР о поправках к Конституции РФ 20.12.2008 № 6 — ФКЗ, от 30.12.2006 № 7 — ФКЗ)

«Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

Елисеев, Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества./ Д. Елисеев — М.: Изд-во Свобода, 1999.

Майерс, Д. Социальная психология: Учеб./ Д. Майерс — СПб.: Изд-во Питер, 2000.

Платонова, Н. М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации: Учеб./ Н. М Платонова, Ю.П. Платонова — СПб.: Изд-во Речь, 2004.

Словарь гендерных терминов. / А.А. Денисовой — М.: Информация-XXI век, 2002.

Синельникова, А. М. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. / Синельникова А.М. — М.: Университетская книга, 2001.

Шведова, Н.О. О насилии в отношении женщин. // Насилие и социальные изменения: статья — 2000.

Российская Федерация, Кодексы, Уголовный Кодекс РФ (от 13 июня 1996 года № 63 — ФЗ): офиц. текст // URL: zakoni.ucoz.ru/news/

Общая теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарева — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрист, 2001.

Прохорова, О.Г. Семьеведение: словарь-справочник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ О.Г. Прохорова, В.А. Румянцев — М.: Изд-во АНО СНО СОТИС, 2006.

Павленка, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленка -- М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009.

Андреева, В. Арт-терапия / В. Андреева // URL: www.openreality.ru/school/psychology/humanist/art-therapy/.

Генограмма — карта семьи // URL: .

Сексуальное насилие над детьми // shishkinily.narod.ru/sexnasilie.html.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector