Страхи детей дошкольного возраста

СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.В. Матыченко

Научный руководитель к.психол.н. Н.Н. Акимова

НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»,

Рубцовский филиал

Изучение причин страхов детей дошкольного возраста, их последствий и путей избавления от них приобретает все большее значение. А. И. Захаров указывает, что число страхов увеличивается по мере взросления ребенка, особенно к 6-7 годам [1]. Конечно, страхи — это естественная составляющая любой личности, и все же многие психологи рассматривают страх у детей дошкольного возраста как неотделимую часть последующих неврозов и депрессий (А.И. Захаров, 1988; Ю.А. Александровский, 1993; Г. Эберлейн, 1981) [2]. Поэтому чрезвычайно важно в процессе становления личности ребенка заметить проявления страхов и оказать психолого-педагогическую помощь.

По мнению А. С. Спиваковской, страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации [4]. А. И. Захаров считает страх аффективным отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [1].

Условно можно выделить следующие основные подходы к пониманию страха у детей-дошкольников:

1. Психоаналитический. 3. Фрейд отмечал, что психологическая особенность, которая влияет на развитие страхов, формируется в «Сверх-Я» и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха.

2. Социальный (Д. Селли, Г.С. Салливен, А.И. Захаров).

Подчеркивается ведущую роль изменения социального положения ребенка по отношению к особенностям его взаимоотношения с внешним миром, с межличностными отношениями [3].

Существует множество различных классификаций страха. Однако детские страхи принято по продолжительности подразделять на возрастные и невротические. Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Чаще всего они проходят по истечении 3-4 недель. Самый «бесстрашный» возраст — у девочек в 3 года, у мальчиков — в 4 года. Причинами возрастных страхов являются: наличие страхов у родных, тревожность в обращении с ребёнком, многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье, психологическая травма типа испуга, шока, конфликтные ситуации в семье.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными ... (одушевленным и неодушевленным), приносящее людям физический ущерб, отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. (Психологический словарь, 1997). Агрессия – это намеренные действия, ...

Причинами невротических страхов являются: длительные и неразрешимые переживания, психические потрясения, недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, наличие многочисленных страхов.

Как считает отечественный психотерапевт А. И. Захаров, большинство страхов передаются детям от родных и близких — так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи — упадешь», «Не гладь — укусит». Но если запугивать «без нужды», так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе [1,2].

Игра является для ребенка основным способом выражения чувств, моделирования окружающей действительности. Психологически направленные игры снимают у ребенка скованность и страхи, он становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости. Игра в борьбе со страхами представляет собой вовлечение в игровое действие детей и родителей; конструктивное решение ранее травмирующей ситуации через эмоциональную проработку сценария игры; эмоциональный контакт с ребенком и родителями [1].

Рисование — один из невербальных средств, которые позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с пугающими образами. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах, выразить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений у детей (страх, тревожность).

[4].

Сказкотерапия — одна из популярных арт-технологий в работе с детскими психологическими проблемами. Преимущество данного метода — в метафорах, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои неосознанного. Специфической особенностью метафор, по мнению психологов, является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы. [4].

Нами организовано и проведено пилотажное эмпирическое исследование, направленное на выявление детей, находящихся в группе риска развития невротических страхов. Для достижения цели нами использованы методики: «Страхи в домике» А.И. Захарова, «Кактус» М.А. Панфиловой.

Согласно результатам первой методики, самые распространенные страхи у детей 5-6 лет — это страхи:

1) Сказочных злых персонажей — Бабы Яги, Змея Горыныча

2) Наказания

3) Собственной смерти и смерти родителей

4) Страшных снов

5) Болезни

Нормальные результаты показали 30% детей от общего количества опрошенных (до 15 страхов).

По методике «Кактус» нами получены следующие результаты:

70% детей — имеют нормальные результаты. Их рисунки яркие и красочные, а кактусы, являющиеся проекциями самих ребят, как правило, крупные и расположены по центру.

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

... тормозит развитие активных движений. Получается замкнутый круг. Для активизации собственных движений ребенка необходимо создать оптимальные условия. Для того, чтобы обеспечить свободное движение, ... развитие осяза­тельного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими (нарушениями зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные ...

10% детей относятся к группе риска развития невротических страхов. В рисунках ребят встречаются темные цвета, кактусы имеют длинные шипы. Сами ребята агрессивны, неразговорчивы и обидчивы, на основе чего так же можно подтвердить, что агрессия — защитная реакция на фоне страхов.

У 20% детей нами выявлены признаки наличия невротического страха. Это проявляется в общении с другими детьми, личностных особенностях, поведении. В рисунках преобладают темные цвета, их кактусы маленькие и расположены в углу, а сам рисунок производит довольно пугающее впечатление.

Из беседы с воспитателями выяснилось, что страхи детей с признаками невротических страхов — внушенные взрослыми (тревожными родителями).

Возможно, потребуется коррекция и психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи.

Рассмотрев проблему страхов у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что изучение данного вопроса остается очень важным. Будучи еще очень слабым и беззащитным, ребенок впитывает в дошкольном возрасте буквально все, что видит, слышит, чувствует, запоминает это. Негативные переживания могут послужить спусковым механизмом к образованию страхов и тревог, а последние могут пустить такие прочные корни, что укрепятся в только формирующейся личности и могут оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь.

невротический страх дети

Список литературы:

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.-СПб:Изд-во «Союз», 2004, 215с.

1. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.-М.: Просвещение, 2003, 127с.

2. Прядун С. Детские страхи и пути их преодоления// Вестник Киевского института бизнеса и технологий, 2010.-№11.-С.113-115

3. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция).-М.: Изд-во МГУ, 1998, 310с.

Размещено на