КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИИ.
(ЛЕКЦИИ А.С. ШАРОВА)
ВЫПОЛНИЛА:
СТ. ГР. П — 51
ЛОГВИНЕНКО Д. В.
ОМСК, 1998 г.
В настоящее время очередной кризис психологии, значит и актуальны методологические проблемы.
В последнее время появились новые направления, течения, практики и т. д. в психологии. Эти течения очень броские, но разобраться в них поможет только методология.
МЕТОДОЛОГИЯ — взгляд на психологию с более высоких позиций. В переводе с греческого : «мето» — «после, за, через»; «логос» — «слово».
Методология — движение к основаниям психологии и рефлексия этого движения.
МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Культивирование методологии имеет как «+», так и «-»:
«+»: она выполняет рефлексивные функции, помогает преодолеть кризисы в науке, помогает самоопределению.
«-»: 1) излишнее теоретизирование,
- отрыв от практики,
- идиалогизация науки.
Критические периоды в отечественной и мировой психологии.
Т. е. это те периоды, когда проблемы методологии обсуждались особенно остро.
Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...
... его соответствие программе, возрастным особенностям и уровню знаний учащихся. Соответствие теории и практики (упражнений). Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные знания, их связь ... с классом по выбранному направлению. Задание 4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника) План ...
1).
60 — 70-е годы 19 века.
— Первые психологические программы;
— Сеченов «Рефлексы головного мозга»,
«Кому и как разрабатывать психологию».
— Вундт;
Наблюдается парадигма объективной ( психология органов чувств ) и субъективной
( психология духа ) психологии.
2).
Рубеж 19 — 20 в.в.
Борьба двух методологий, которые лежат в основании объясняющей психологии ( стремится найти общие механизмы и закономерности ) и понимающей психологии ( Дильтей ).
3).
Начало 20-х годов 20 века.
Борьба за новую психологию, против редукционизма ( сведение к простому, примитивному) и против дуализма ( разделение души и тела).
Осуществляются попытки построения марксистской психологии ( Выготский, Корнилов, Бехтерев и др.).
4).
Начало 50-х годов.
Пересмотр методологических позиций психологии. Психологию пробуют повернуть к физиологии. Становится проблема предмета психологии, методов исследования.
5).
90-е годы 20 века.
Новая социальная и внутри психологическая ситуация. Широкое распространение различных учений, в том числе психоанализа, гуманистической психологии.
Все кризисы психологии идут по биполярной шкале:
Рациональное ——————————————————иррациональное
— естественно- научная парадигма, подход; — гуманитарное направление;
— объективная психология; — гуманистический подход;
— физиологическая психология; — субъективистская психология;
— бихевиоризм; — понимающая психология;
— психоанализ; — идеографическая психология.
— гештальтпсихология.
В каждом из направлений в психологии имеется как рациональное, так и иррациональное. Развитие психологии идет путем колебания от иррационального к рациональному.
В камках этих полюсов можно рассматривать кризисы психологии.
Методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, начиная с Древней Греции :
Сократ рассматривал диалектическую природу мышления как совместное добывание истины от смутных представлений к определенным (использовал метод «повивальной бабки» = /позднее/ «сократовская беседа»).
Платон заложил учение о понятиях и категориях, он искал принцип всякой вещи, т. е. идею.; разделял познание человека на 3 составляющие : мнение ( обывательские суждения), рассудок ( в нем лежит классифицирующее начало), разум ( оперирует понятиями).
4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв
... Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Еще в Античности ученые ... образованию нового геш-тальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, ... задач, Келер провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он создавал для детей проблемные ситуации; ...
Цитаты Платона :
« Познание идей — это есть подлинное знание, постижение идей связано с разумом»;
« Диалектикой называется познание посредством понятий»;
« Определять понятия очень важно для серьезного разговора»;
« Определять понятие нужно посредством понятия»;
« Движение к общей идеи идет путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Это движение дает подлинное знание».
Платон говорил о культивировании диалога.
Диалогизм очень продуктивен, т. к. В нем формируется мышление.
Учеником Платона был Аристотель ( перипотетик).
Он создал учение о категориях как организующих формах разума. « Высшее мышление — это открытие последнего основания истинны».
Выделял 3 вида высшего мышления : рассуждающее мышление, интуитивное мышление, мудрость ( умение обобщать и открывать новое).
По направленности мышления выделял теоретическое и практическое мышление.
Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции как сумме первоначальных впечатлений, анализировал априорные формы созерцания и мышления.
Гегель разрабатывал категории и законы диалектики, разработал систему категорий, обозначил законы диалектики, говорил о тезисе, антитезисе, синтезе.
Идеалы научного познания
В истории развития науки можно выделить 3 идеала :
1).
АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ,
ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры ( доказательства, строгость, решение задач).
«+»: особое значение придавали логике;
«-»: нет требований к экспериментальной проверке.
2).
ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ.
Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику.
3).
ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время).
Особенности:
— ценностное отношение предворяет исследование ( «+»: гуманно,
«-»:искажаетдействительность)
— рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях;
— объект изучения — живой человек;
— объект понимается как текст.
Естественно — научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:
рац.———————————————иррац.
Естеств. — научн. идеал гуманитарный идеал
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, ... подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется ...
(научное мышление) (мистическое мышление)
Концептуальный язык психологии.
это основа всякого методологического анализа. В него входят:
- феномены,
- свойства,
- особенности,
- качества,
- атрибуты,
- категории,
- понятия,
- принципы,
- законы,
- закономерности.
Феномен — ( греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое.
Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство — это часть феномена.
Особенность — это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена.
Качество — это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель : «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть».
Атрибут — это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно.
Категория — (греч. — «суждение, высказывание, определение») — это основные и
наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории:
— психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории — это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки.
Категории раскрывают свое содержание через понятия.
Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение.
Понятия, которые описывают категории:
ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека.
КУЛЬТУРА: социально — психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань — буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности ).
РЕГУЛЯЦИЯ : регулятивный акт, внимание ( по Гальперину: — это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции.
ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания.
АКТИВНОСТЬ : деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода.
ОТРАЖЕНИЕ : ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание.
Понятие — это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что — либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус — это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов.
Закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся причинно — следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон ( закон Вебера — Фехнера ) и много закономерностей.
Принципы — (лат. «основа» ) — это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями.
Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:
— принцип деятельности (Леонтьев),
— принцип единства сознания и деятельности ( Рубинштейн С. Л.),
— генетический принцип ( Выгодский),
— принцип саморегуляции ( Обульханова — Славская),
— принцип единства человека и окружения ( К. Левин),
— принцип детерминизма.
Возникает вопрос: полон ли перечень принципов?
Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии.
Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом:
- Система принципов идет из базового отношения «человек — мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л.
- Из этого отношения возникает философский принцип — принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер).
(3) Психологические принципы (пары):
1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру),
- Принцип зависимости и свободы (свободный человек — это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора).
- Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно — смысловая сфера) детерминации.
- Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование ( целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения )).
Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.
Концептуальная и инструментальная методология
(т. е. содержательная и формообразующая методология)
Концептуальная (касается теоретических основ) и инструментальная (касается психологических практик) методологии должны находиться в единстве.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: принципы, законы и закономерности, категории, понятия, теории, концепции, идеи (т.е. весь теоретический фундамент психологии).
Концептуальная методология выполняет несколько функций:
1) ориентирующая функция ( ориентирует направление движения психологии).
2) предсказательная функция (перспективно ли данное направление).
3) классифицирующая функция ( выделение разных направлений).
4) оценивающая функция.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: исследовательские принципы, методы и методики исследования, технологию ( или психотехнику).
Инструментальная методология направлена прежде всего на оценку практической деятельности. Ее функции:
- ориентирующая,
- оценивающая,
- предсказательная (каков будет результат).
Предмет и методы психологического исследования.
Предмет психологии есть система ее понятий (категорий), теорий, углубляемых ее методами и предельно кратко сформулированных в ее принципах.
Бассин Ф. В.: «Предмет психологии — значимые переживания».
В различных направлениях психологии предмет определяется по разному.
Существовало несколько точек зрения на предмет психологии:
- «предметом психологии является душа. Душа — это начало и основной объяснительный принцип того, что происходит с человеком». Это донаучное представление.
- «предметом психологии является душа». Эта точка зрения принадлежит школе ассоцианизма. Сознание объявляется основополагающей категорией и приравнивалось к понятию «психика». Ассоцианисты достаточно детально разработали категорию сознания методом интроспекции.
- «предметом психологии является поведение». Эта точка зрения принадлежит бихевиористам. Основной причиной этой точки зрения явилось разочарование в интроспективном методе. Бихевиористы считали, что в психологии нужно исследовать только то, что повторяемо, видимо.
В настоящее время исследователи не могут прийти к одной точки зрения .
Методы исследования.
- наблюдение,
- эксперимент,
- опрос,
- анализ результатов деятельности,
- биографический,
- контент — анализ,
- моделирование,
- сравнительные методы.
Вопрос: насколько полон этот перечень? Могут ли возникнуть новые методы?
Возникает проблема классификации методов исследования (а также методав воздействия).
Г. Пырьов предложил свою классификацию:
1. Наблюдение бывает двух видов:
а) объективное:
— непосредственное (индивидуальное — коллективное; интенсивное — пассивное; клиническое),
— опосредованное (анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности),
б) самонаблюдение:
— непосредственное (словесные отчеты),
— опосредованное (дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.).
- Группа методов моделирования:
— физическое,
— математическое,
— имитационное,
— схематичное,
— кибернетическое моделирование.
- Группа вспомогательных методов:
— физиологические,
— фармакологические,
— биохимическое,
— графические методы,
Эксперимент делится на:
— лабораторный,
— естественный,
— психолого- педагогический (формирующий и констатирующий).
Систематизация методов исследования психологии
Психологические приннципы реализуются в систематизации методов психологического исследования.
Отражение |
внешние————————————-внутренние |
|||||||||||||||||||||||||||||
основные методы |
наблюдение |
опрос |
эксперимент |
|||||||||||||||||||||||||||
условия |
естеств |
искуств |
естеств |
искуств |
естеств |
искуств |
||||||||||||||||||||||||
вид деятельности |
|
п |
р |
п |
р |
п |
р |
п |
р |
п |
р |
|
||||||||||||||||||
|
восприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
средства |
знак отражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
отражения |
моделирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
техн отражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Р»- репродуктивный вид деятельности,
«П»- продуктивный вид деятельности.
Методологические проблемы исследования.
Литература :
1).
Методы социальной психологии /под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, Л.,77 г.
- Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. М., 1972 г.
- Процессы соц. Исследования /под ред. Ю. Е. Волкова., М, 1975 г.
Самая главная проблема: взаимосвязь и взаимопроникновение теории и практики. Всякий метод (исследовательский или терапевтический) строится на конкретной психологической теории. Психологическая теория может быть эксплицитной (статьи, публикации), а может быть имплицитной (внутренней).
Метод — это форма организации определенного способа познания.
Методика — это конкретная реализация метода, которая включает в себя описание объекта и процедур изучения, а также способы фиксации и обработки полученных результатов.
Техника исследования — это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Процедура — это общая система действий и способов организации исследования.
Алгоритмизированная процедура социально — психологических исследований.
1. Разработка программы исследования:
А).
Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
Проблема — это противоречие между потребностью, необходимостью что — то сделать, что- то достичь, знать и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этой необходимости.
Объект — это все то, что содержит явно или нет противоречие, порождает проблему.
Предмет — это те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Б).
Определение цели и задач исследования.
Цель ориентирует исследователя на анализ проблемы в двух направлениях:
— теоретическом (изучить литературу по данной проблеме),
— практическом (подбор методики исследования).
Можно выделить 3 типа задач:
— теоретические задачи ( изучить литературу),
— исследовательские задачи (их бывает 2 -3),
— задачи практического плана ( разработка психокоррекционной программы),
В).
Интерпретация основных понятий. Бывает двух родов:
— теоретическая (реферирование источников по проблеме исследования: кто как понимал данное понятие),
— эмпирическая (изучение данного понятия).
Г).
Предварительный системный анализ объекта исследования. Предполагает выделение элементов, уровней, взаимосвязей, условий и т. д.
Д).
Выдвижение рабочих гипотез.
Гипотеза — это обоснованное научное предположение.
Гипотезы бывают: первичные — вторичные; основные — гипотезы следствия; описательные — объяснительные.
- Определение эмпирических объектов исследования ( определение выборки).
В социологии существуют формулы для определения размера выборки.
- Разработка методики данного психологического исследования.
- Проба методики ( пилотаж), ее доработка, проверка надежности.
- Сбор первичной информации ( пилотажное исследование).
- Логическая и количественная обработка собранных данных.
- Интерпретация результатов, выводы, отчеты.
Проблемы измерения
Главная проблема — проблема факта.
Факт — (лат.) «совершившееся», «сделанное».
Вопрос: Как отнестись к выражению: «с фактами не спорят»?
Измерение — это сравнение с эталоном.
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ.
1.шкала наименований (неупорядоченная шкала),
2.шкала порядка (осуществляется ранжирование),
3.интервальная шкала (фиксируется не только порядок, но и равный интервал),
4.пропорциональная шкала (это высший тип шкал. Имеется нулевая отметка).
ШКАЛЫ ОЦЕНОК (их классификация):
- по объекту суждения:
а) о выраженности видов поведения у других,
б) о себе,
в) о свойствах объекта.
- по внутренней структуре шкал:
а) монополярные шкалы (например, от 0 до 10),
б) биполярные шкалы( например, от -10 до 10).
- по форме:
а) числовые (например, 1, 2, 3, …),
б) вербальные (например, сильно — слабо; да — нет ),
в) графические (например, min —— max ).
МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Г. Кемпбелл «Модели экспериментов в социальной психологии».
Самая широкая модель:
R O X O — это план истинного эксперимента.
R O O
R X O Х — формирующее воздействие,
R O R — рандомизация группы,
O — тестирование.
ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (группы обработки):
- выявление меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее).
- корреляционный анализ (выявление взаимозависимости между переменными).
- меры изменчивости (дисперсия, среднее квадратичное отклонение).
- определение типа распределения (обычно — нормальное распределение Гаусса, оно нужно для нормирования).
- регрессионный анализ (изучение зависимости измерения среднего значения переменной от одной или суммы фактов).
- факторный анализ (для выявления скрытых признаков).
- моделирование (математическое).
Критерии оценки психологических теорий.
- верифицируемость ( проверяемость),
- эвристическая ценность (это те факты, которые стимулируют проведение психологических исследований, ставят интересные проблемы, ставят новые проблемы),
- внутренняя согласованность (очень важно, чтобы теория не имела внутренних противоречий),
- экономичность теории (предполагает простые объяснения, используется принцип философов: «не умножать причины», т.е. искать первопричину ),
- функциональная значимость (теория призвана помочь решать проблемы человека).
Методологический анализ общепсихологических категорий.
Методологический анализ базируется на философском принципе различения и тождества, а также на психологических принципах:
- зависимость — свобода (от культуры, от традиций развития современной науки, от тенденции развития науки, от новых направлений).
- единство внешней и внутренней детерминации (с одной стороны — это внутренние проблемы, с другой — это парадигмы науки, научного познания).
- рефлексия и предвосхищение (необходимо учитывать и знать этапы развития психологии, историю психологии; прогнозирование развития науки, теории)
- принцип активности и адаптивности (с одной стороны — изучение практики, с другой — изучается, какой эффект оказывает теория, выявляется точка роста развития теории, трудности, проблемы).
Категория «человек»
Включает следующие понятия:
- индивид,
- личность,
- индивидуальность — типичность,
- характер,
- темперамент,
- способности,
- природа и сущность человека.
В психологии существуют различные определения человека. Наиболее распространенное: «Человек — это биологическое существо».
Но это определение не совсем понятно. Нужно рассматривать эту категорию с точки зрения философии (Франк, Бердяев, Соловьев, Федоров, Хайдеггер, Гегель):
«Человека нужно соотносить либо с богом, либо с миром в целом».
Шпрангер, Хайдеггер: «Культура является природой человека».
Сущностью человека является значимость, которая включает в себя мотивы, ценности, цели, потребности.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.
Человек — это самое широкое понятие, это носитель культуры.
Индивид — это биологическое существо.
Личность — это социальная единица.
Самое главное в человеке — это регуляция отношений с внешним миром. Регуляцию помогают осуществить 3 блока: блок ценностно — смысловых содержаний (ценности, культура, мотивы, цели, притязания), блок активности (внешней и внутренней), блок рефлексии (выполняет функцию обратной связи).
Регуляцию человек может осуществить на трех уровнях: операциональный (уровень конкретных ситуаций), тактический (постановка целей и т.д.),стратегический (ориентация на ценности и тенденции).
ЦСС
Ч И
Л Р
АКТ. РЕФЛ.
— это динамичная система, центральным элементом является регуляция. Самый простейший уровень регуляции происходит на уровне индивида. Личностный уровень более сложен, где область регуляции — это социальные отношения. Человеческий уровень имеет более широкий масштаб.
Теория личности должна иметь: структуру, мотивацию, развитие личности, психопатологию, изменения личности, психокоррекцию, проблему психического здоровья, проблему нормы.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ.
В психологии чаще говорят об индивидуальном, а реже — о типическом. Ноэто не совсем правильно. В человеке 80% типического и 20% индивидуального.
Проблема индивидуального в психологии все же дается поверхностно, а на самом деле это проблема сложна и интересна. Индивидуальное ставят в один ряд с такими понятиями, как «индивид» и «личность».
«Типическое» и «типологическое» — это не одно и тоже. А в психологии часто эти понятия не разводят. Типическое — это повторяющееся, а типологическое — это особенности, характерные для групп.
К индивидуально-типическим (типологическим) особенностям относятся: темперамент, характер и способности.
Проблема: что взять в основе динамической характеристики нервной системы? Гиппократ предлагал жидкости, другие авторы — конституцию, третьи — соотношение вегетативной и центральной нервной системы.
Ученики Мерлина доказали, что темперамент может изменяться в процессе жизни (т.к. они считали темперамент психологической характеристикой личности, а не особенностью нервной системы).
Изучением темперамента в последнее время занимались Гиппенрейтор, Бодалев.
Характер — это типичный вид отношений. Проблема характера изучена не до конца.
Проблемой способностей занимались: Теплов, Шадриков, Лейтес.
Лейтес говорил, что существует 2 основания способностей: повышенная активность и высокая степень саморегуляции, которая включает в себя самоизучение, рефлексирование.
Ф. Раемсон выделяет понятие «внутренний допинг» — т.е. человек сам себя подпитывает, чтобы добиваться высоких результатов.
Проблема: Что такое способности? Нет однозначного ответа.
Существует еще одна проблема: проблема соотношения понятий «темперамент», «характер», «способности»:
эффективная сторона
(способности)
динамическая сторона содержательная сторона
(темперамент) (характер)
регуляция
Категория «культура»
- социально — психологические механизмы (игра, ритуал, обряд, традиция, мифология, магия и т.д.),
- культура психической деятельности (психотип, организация психической деятельности, культура чувств).
Культура — это все то, что программирует человека, стимулирует, дает возможность реализовать ценности.
Культура доминирует жизнь человека. Когда говорим о культуре, часто встает проблема культа (культ — это поклонение, культивирование — это взращивание).
Социально — психологические механизмы — это механизмы производства, выращивания человека. Без этих механизмов человек невозможен. В этих механизмах проявляются психологические механизмы — механизмы воздействия. Их 2 типа: механизмы интеграции (внушение, заражение, подражание, убеждение) и механизмы отстранения (контрподражание, контрвнушение и т.д.).
Категория «регуляция».
- регулятивный акт,
- внимание,
- воля,
- ценностная ориентация.
СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВОГО АКТА.
А
К / —-à / В А — альтернативы
—-à / —-à / —-à К — критерий
/ —-à / В — выбор
\___________/
обратная связь
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
контекст
Сутью регулятивного акта регулятивного акта является выбор, а регуляция — это направленная система регулятивных актов.
Гальперин: «внимание — это свернутый самоконтроль познавательной сферы». Внимание является системообразующим фактором познавательной сферы.
Добрынин ввел понятие «значимость » в проблеме внимания.
Внимание — регулятор познавательной деятельности. Отражение (ощущение, восприятие), сохранение и переработка (память), Опережающее отражение (мышление) — все это пронизывает внимание.
То, что касается внимания, связано с волей .
Селиванов : «воля — преодоление внутренних препятствий».
В 70 г. Иванников сформировал новый подход к воле: Воля — преобразование ценностно — смысловых образований. Этот подход интересен.
Воля заключается в том, чтобы изменить свои пристрастия, мотивы.
Ценностные ориентации также регулируют поведение.
Мартин Рудич выделил следующие категории ценностей:
- инструментальные (ценность — качество (например, честный)),
- терминальные (ценность — цель(например, получить высшее образование)).
Возникают проблемы соотношения (1) и (2).
То, что человек называет как важное, еще не значит, что это управляет поведением.
Шаров ввел еще и третью категорию:
- экзистенциальные
3 пары ценностей:
а) рациональное — иррациональное,
б) эмоционально положительное — эмоционально отрицательное,
в) созидающая активность — разрушающая активность.
Категория «значимость».
- психологическое понимание ценностей,
- смысл,
- мотив,
- цель.
Психологическая проблема: как связать между собой понятия «ценность», «мотив», «цель», «смысл»?
2 точки зрения:
Мотив — ситуативное побуждение к деятельности,
-нечто обобщенное ( = ценность).
Божович: «Мотив отвечает на вопрос «зачем?».
Мотивы можно дифференцировать по степени обобщенности. Можно построить следующую иерархию:
— ситуативный уровень регуляции — мотивы,
— тактический уровень — цель и смысл,
— стратегический уровень регуляции — ценность.
В последнее время очень популярно понятие «смыслообразование» (Асмолов, Зейгарник, Братусь, Петровский).
Смысл — это то, ради чего совершается деятельность.
В данном вопросе существует некоторая неуверенность. Это понятие больше декларируется, чем исследуется. Но это понятие требует исследований, т.к. оно входит в ядро личности.
Категория «активность»
- деятельность (жизнедеятельность).
Работы Обульхановой — Славской (жизненная позиция, стратегия жизнедеятельности, модели и тип жизнедеятельности).
- самореализация (гуманистическая психология).
- свобода (фикционализм: чем мы больше говорим о свободе, тем мы более зависим от нее; а зависимость — это уже не свобода ).
- виды деятельности (коммуникативная, познавательная).
- цель и смысл жизнедеятельности (Франкл).
- периодизация жизнедеятельности.