Омский государственный университет

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ.

(ЛЕКЦИИ А.С. ШАРОВА)

ВЫПОЛНИЛА:

СТ. ГР. П — 51

ЛОГВИНЕНКО Д. В.

ОМСК, 1998 г.

В настоящее время очередной кризис психологии, значит и актуальны методологические проблемы.

В последнее время появились новые направления, течения, практики и т. д. в психологии. Эти течения очень броские, но разобраться в них поможет только методология.

МЕТОДОЛОГИЯ — взгляд на психологию с более высоких позиций. В переводе с греческого : «мето» — «после, за, через»; «логос» — «слово».

Методология — движение к основаниям психологии и рефлексия этого движения.

МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Культивирование методологии имеет как «+», так и «-»:

«+»: она выполняет рефлексивные функции, помогает преодолеть кризисы в науке, помогает самоопределению.

«-»: 1) излишнее теоретизирование,

  1. отрыв от практики,
  2. идиалогизация науки.

Критические периоды в отечественной и мировой психологии.

Т. е. это те периоды, когда проблемы методологии обсуждались особенно остро.

4 стр., 1828 слов

Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...

... соответствие программе, возрастным особенностям и уровню знаний учащихся. Соответствие теории и практики (упражнений). Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные знания, их ... с классом по выбранному направлению. Задание 4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника) План ...

1).

60 — 70-е годы 19 века.

— Первые психологические программы;

— Сеченов «Рефлексы головного мозга»,

«Кому и как разрабатывать психологию».

— Вундт;

Наблюдается парадигма объективной ( психология органов чувств ) и субъективной

( психология духа ) психологии.

2).

Рубеж 19 — 20 в.в.

Борьба двух методологий, которые лежат в основании объясняющей психологии ( стремится найти общие механизмы и закономерности ) и понимающей психологии ( Дильтей ).

3).

Начало 20-х годов 20 века.

Борьба за новую психологию, против редукционизма ( сведение к простому, примитивному) и против дуализма ( разделение души и тела).

Осуществляются попытки построения марксистской психологии ( Выготский, Корнилов, Бехтерев и др.).

4).

Начало 50-х годов.

Пересмотр методологических позиций психологии. Психологию пробуют повернуть к физиологии. Становится проблема предмета психологии, методов исследования.

5).

90-е годы 20 века.

Новая социальная и внутри психологическая ситуация. Широкое распространение различных учений, в том числе психоанализа, гуманистической психологии.

Все кризисы психологии идут по биполярной шкале:

Рациональное ——————————————————иррациональное

— естественно- научная парадигма, подход; — гуманитарное направление;

— объективная психология; — гуманистический подход;

— физиологическая психология; — субъективистская психология;

— бихевиоризм; — понимающая психология;

— психоанализ; — идеографическая психология.

— гештальтпсихология.

В каждом из направлений в психологии имеется как рациональное, так и иррациональное. Развитие психологии идет путем колебания от иррационального к рациональному.

В камках этих полюсов можно рассматривать кризисы психологии.

Методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, начиная с Древней Греции :

Сократ рассматривал диалектическую природу мышления как совместное добывание истины от смутных представлений к определенным (использовал метод «повивальной бабки» = /позднее/ «сократовская беседа»).

Платон заложил учение о понятиях и категориях, он искал принцип всякой вещи, т. е. идею.; разделял познание человека на 3 составляющие : мнение ( обывательские суждения), рассудок ( в нем лежит классифицирующее начало), разум ( оперирует понятиями).

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного ... изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки – исследования, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, ...

Цитаты Платона :

« Познание идей — это есть подлинное знание, постижение идей связано с разумом»;

« Диалектикой называется познание посредством понятий»;

« Определять понятия очень важно для серьезного разговора»;

« Определять понятие нужно посредством понятия»;

« Движение к общей идеи идет путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Это движение дает подлинное знание».

Платон говорил о культивировании диалога.

Диалогизм очень продуктивен, т. к. В нем формируется мышление.

Учеником Платона был Аристотель ( перипотетик).

Он создал учение о категориях как организующих формах разума. « Высшее мышление — это открытие последнего основания истинны».

Выделял 3 вида высшего мышления : рассуждающее мышление, интуитивное мышление, мудрость ( умение обобщать и открывать новое).

По направленности мышления выделял теоретическое и практическое мышление.

Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции как сумме первоначальных впечатлений, анализировал априорные формы созерцания и мышления.

Гегель разрабатывал категории и законы диалектики, разработал систему категорий, обозначил законы диалектики, говорил о тезисе, антитезисе, синтезе.

Идеалы научного познания

В истории развития науки можно выделить 3 идеала :

1).

АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ,

ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры ( доказательства, строгость, решение задач).

«+»: особое значение придавали логике;

«-»: нет требований к экспериментальной проверке.

2).

ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ.

Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику.

3).

ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время).

Особенности:

— ценностное отношение предворяет исследование ( «+»: гуманно,

«-»:искажаетдействительность)

— рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях;

— объект изучения — живой человек;

— объект понимается как текст.

Естественно — научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:

рац.———————————————иррац.

Естеств. — научн. идеал гуманитарный идеал

2 стр., 852 слов

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

... познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение; эмоциональ­ные— активные и пассивные переживания; волевые— ре­шение, ... и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный уровень ...

(научное мышление) (мистическое мышление)

Концептуальный язык психологии.

это основа всякого методологического анализа. В него входят:

  • феномены,
  • свойства,
  • особенности,
  • качества,
  • атрибуты,
  • категории,
  • понятия,
  • принципы,
  • законы,
  • закономерности.

Феномен — ( греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое.

Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство — это часть феномена.

Особенность — это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена.

Качество — это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель : «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть».

Атрибут — это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно.

Категория — (греч. — «суждение, высказывание, определение») — это основные и

наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории:

— психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории — это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки.

Категории раскрывают свое содержание через понятия.

Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение.

Понятия, которые описывают категории:

ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека.

КУЛЬТУРА: социально — психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань — буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности ).

РЕГУЛЯЦИЯ : регулятивный акт, внимание ( по Гальперину: — это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции.

ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания.

АКТИВНОСТЬ : деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода.

ОТРАЖЕНИЕ : ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание.

Понятие — это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что — либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус — это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов.

Закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся причинно — следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон ( закон Вебера — Фехнера ) и много закономерностей.

Принципы — (лат. «основа» ) — это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями.

Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:

— принцип деятельности (Леонтьев),

— принцип единства сознания и деятельности ( Рубинштейн С. Л.),

— генетический принцип ( Выгодский),

— принцип саморегуляции ( Обульханова — Славская),

— принцип единства человека и окружения ( К. Левин),

— принцип детерминизма.

Возникает вопрос: полон ли перечень принципов?

Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии.

Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом:

  1. Система принципов идет из базового отношения «человек — мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л.
  2. Из этого отношения возникает философский принцип — принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер).

(3) Психологические принципы (пары):

1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру),

  1. Принцип зависимости и свободы (свободный человек — это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора).
  2. Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно — смысловая сфера) детерминации.
  3. Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование ( целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения )).

Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.

Концептуальная и инструментальная методология

(т. е. содержательная и формообразующая методология)

Концептуальная (касается теоретических основ) и инструментальная (касается психологических практик) методологии должны находиться в единстве.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: принципы, законы и закономерности, категории, понятия, теории, концепции, идеи (т.е. весь теоретический фундамент психологии).

Концептуальная методология выполняет несколько функций:

1) ориентирующая функция ( ориентирует направление движения психологии).

2) предсказательная функция (перспективно ли данное направление).

3) классифицирующая функция ( выделение разных направлений).

4) оценивающая функция.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: исследовательские принципы, методы и методики исследования, технологию ( или психотехнику).

Инструментальная методология направлена прежде всего на оценку практической деятельности. Ее функции:

  1. ориентирующая,
  2. оценивающая,
  3. предсказательная (каков будет результат).

Предмет и методы психологического исследования.

Предмет психологии есть система ее понятий (категорий), теорий, углубляемых ее методами и предельно кратко сформулированных в ее принципах.

Бассин Ф. В.: «Предмет психологии — значимые переживания».

В различных направлениях психологии предмет определяется по разному.

Существовало несколько точек зрения на предмет психологии:

  1. «предметом психологии является душа. Душа — это начало и основной объяснительный принцип того, что происходит с человеком». Это донаучное представление.
  2. «предметом психологии является душа». Эта точка зрения принадлежит школе ассоцианизма. Сознание объявляется основополагающей категорией и приравнивалось к понятию «психика». Ассоцианисты достаточно детально разработали категорию сознания методом интроспекции.
  3. «предметом психологии является поведение». Эта точка зрения принадлежит бихевиористам. Основной причиной этой точки зрения явилось разочарование в интроспективном методе. Бихевиористы считали, что в психологии нужно исследовать только то, что повторяемо, видимо.

В настоящее время исследователи не могут прийти к одной точки зрения .

Методы исследования.

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • опрос,
  • анализ результатов деятельности,
  • биографический,
  • контент — анализ,
  • моделирование,
  • сравнительные методы.

Вопрос: насколько полон этот перечень? Могут ли возникнуть новые методы?

Возникает проблема классификации методов исследования (а также методав воздействия).

Г. Пырьов предложил свою классификацию:

1. Наблюдение бывает двух видов:

а) объективное:

— непосредственное (индивидуальное — коллективное; интенсивное — пассивное; клиническое),

— опосредованное (анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности),

б) самонаблюдение:

— непосредственное (словесные отчеты),

— опосредованное (дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.).

  1. Группа методов моделирования:

— физическое,

— математическое,

— имитационное,

— схематичное,

— кибернетическое моделирование.

  1. Группа вспомогательных методов:

— физиологические,

— фармакологические,

— биохимическое,

— графические методы,

Эксперимент делится на:

— лабораторный,

— естественный,

— психолого- педагогический (формирующий и констатирующий).

Систематизация методов исследования психологии

Психологические приннципы реализуются в систематизации методов психологического исследования.

Отражение

внешние————————————-внутренние

основные методы

наблюдение

опрос

эксперимент

условия

естеств

искуств

естеств

искуств

естеств

искуств

вид деятельности

п

р

п

р

п

р

п

р

п

р

восприятия

средства

знак отражение

отражения

моделирование

техн отражение

«Р»- репродуктивный вид деятельности,

«П»- продуктивный вид деятельности.

Методологические проблемы исследования.

Литература :

1).

Методы социальной психологии /под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, Л.,77 г.

  1. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. М., 1972 г.
  2. Процессы соц. Исследования /под ред. Ю. Е. Волкова., М, 1975 г.

Самая главная проблема: взаимосвязь и взаимопроникновение теории и практики. Всякий метод (исследовательский или терапевтический) строится на конкретной психологической теории. Психологическая теория может быть эксплицитной (статьи, публикации), а может быть имплицитной (внутренней).

Метод — это форма организации определенного способа познания.

Методика — это конкретная реализация метода, которая включает в себя описание объекта и процедур изучения, а также способы фиксации и обработки полученных результатов.

Техника исследования — это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура — это общая система действий и способов организации исследования.

Алгоритмизированная процедура социально — психологических исследований.

1. Разработка программы исследования:

А).

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Проблема — это противоречие между потребностью, необходимостью что — то сделать, что- то достичь, знать и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этой необходимости.

Объект — это все то, что содержит явно или нет противоречие, порождает проблему.

Предмет — это те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Б).

Определение цели и задач исследования.

Цель ориентирует исследователя на анализ проблемы в двух направлениях:

— теоретическом (изучить литературу по данной проблеме),

— практическом (подбор методики исследования).

Можно выделить 3 типа задач:

— теоретические задачи ( изучить литературу),

— исследовательские задачи (их бывает 2 -3),

— задачи практического плана ( разработка психокоррекционной программы),

В).

Интерпретация основных понятий. Бывает двух родов:

— теоретическая (реферирование источников по проблеме исследования: кто как понимал данное понятие),

— эмпирическая (изучение данного понятия).

Г).

Предварительный системный анализ объекта исследования. Предполагает выделение элементов, уровней, взаимосвязей, условий и т. д.

Д).

Выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза — это обоснованное научное предположение.

Гипотезы бывают: первичные — вторичные; основные — гипотезы следствия; описательные — объяснительные.

  1. Определение эмпирических объектов исследования ( определение выборки).

    В социологии существуют формулы для определения размера выборки.

  2. Разработка методики данного психологического исследования.
  3. Проба методики ( пилотаж), ее доработка, проверка надежности.
  4. Сбор первичной информации ( пилотажное исследование).
  5. Логическая и количественная обработка собранных данных.
  6. Интерпретация результатов, выводы, отчеты.

Проблемы измерения

Главная проблема — проблема факта.

Факт — (лат.) «совершившееся», «сделанное».

Вопрос: Как отнестись к выражению: «с фактами не спорят»?

Измерение — это сравнение с эталоном.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ.

1.шкала наименований (неупорядоченная шкала),

2.шкала порядка (осуществляется ранжирование),

3.интервальная шкала (фиксируется не только порядок, но и равный интервал),

4.пропорциональная шкала (это высший тип шкал. Имеется нулевая отметка).

ШКАЛЫ ОЦЕНОК (их классификация):

  1. по объекту суждения:

а) о выраженности видов поведения у других,

б) о себе,

в) о свойствах объекта.

  1. по внутренней структуре шкал:

а) монополярные шкалы (например, от 0 до 10),

б) биполярные шкалы( например, от -10 до 10).

  1. по форме:

а) числовые (например, 1, 2, 3, …),

б) вербальные (например, сильно — слабо; да — нет ),

в) графические (например, min —— max ).

МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Г. Кемпбелл «Модели экспериментов в социальной психологии».

Самая широкая модель:

R O X O — это план истинного эксперимента.

R O O

R X O Х — формирующее воздействие,

R O R — рандомизация группы,

O — тестирование.

ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (группы обработки):

  1. выявление меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее).
  2. корреляционный анализ (выявление взаимозависимости между переменными).
  3. меры изменчивости (дисперсия, среднее квадратичное отклонение).
  4. определение типа распределения (обычно — нормальное распределение Гаусса, оно нужно для нормирования).
  5. регрессионный анализ (изучение зависимости измерения среднего значения переменной от одной или суммы фактов).
  6. факторный анализ (для выявления скрытых признаков).
  7. моделирование (математическое).

Критерии оценки психологических теорий.

  1. верифицируемость ( проверяемость),
  2. эвристическая ценность (это те факты, которые стимулируют проведение психологических исследований, ставят интересные проблемы, ставят новые проблемы),
  3. внутренняя согласованность (очень важно, чтобы теория не имела внутренних противоречий),
  4. экономичность теории (предполагает простые объяснения, используется принцип философов: «не умножать причины», т.е. искать первопричину ),
  5. функциональная значимость (теория призвана помочь решать проблемы человека).

Методологический анализ общепсихологических категорий.

Методологический анализ базируется на философском принципе различения и тождества, а также на психологических принципах:

  1. зависимость — свобода (от культуры, от традиций развития современной науки, от тенденции развития науки, от новых направлений).
  2. единство внешней и внутренней детерминации (с одной стороны — это внутренние проблемы, с другой — это парадигмы науки, научного познания).
  3. рефлексия и предвосхищение (необходимо учитывать и знать этапы развития психологии, историю психологии; прогнозирование развития науки, теории)
  4. принцип активности и адаптивности (с одной стороны — изучение практики, с другой — изучается, какой эффект оказывает теория, выявляется точка роста развития теории, трудности, проблемы).

Категория «человек»

Включает следующие понятия:

  • индивид,
  • личность,
  • индивидуальность — типичность,
  • характер,
  • темперамент,
  • способности,
  • природа и сущность человека.

В психологии существуют различные определения человека. Наиболее распространенное: «Человек — это биологическое существо».

Но это определение не совсем понятно. Нужно рассматривать эту категорию с точки зрения философии (Франк, Бердяев, Соловьев, Федоров, Хайдеггер, Гегель):

«Человека нужно соотносить либо с богом, либо с миром в целом».

Шпрангер, Хайдеггер: «Культура является природой человека».

Сущностью человека является значимость, которая включает в себя мотивы, ценности, цели, потребности.

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.

Человек — это самое широкое понятие, это носитель культуры.

Индивид — это биологическое существо.

Личность — это социальная единица.

Самое главное в человеке — это регуляция отношений с внешним миром. Регуляцию помогают осуществить 3 блока: блок ценностно — смысловых содержаний (ценности, культура, мотивы, цели, притязания), блок активности (внешней и внутренней), блок рефлексии (выполняет функцию обратной связи).

Регуляцию человек может осуществить на трех уровнях: операциональный (уровень конкретных ситуаций), тактический (постановка целей и т.д.),стратегический (ориентация на ценности и тенденции).

ЦСС

Ч И

Л Р

АКТ. РЕФЛ.

— это динамичная система, центральным элементом является регуляция. Самый простейший уровень регуляции происходит на уровне индивида. Личностный уровень более сложен, где область регуляции — это социальные отношения. Человеческий уровень имеет более широкий масштаб.

Теория личности должна иметь: структуру, мотивацию, развитие личности, психопатологию, изменения личности, психокоррекцию, проблему психического здоровья, проблему нормы.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ.

В психологии чаще говорят об индивидуальном, а реже — о типическом. Ноэто не совсем правильно. В человеке 80% типического и 20% индивидуального.

Проблема индивидуального в психологии все же дается поверхностно, а на самом деле это проблема сложна и интересна. Индивидуальное ставят в один ряд с такими понятиями, как «индивид» и «личность».

«Типическое» и «типологическое» — это не одно и тоже. А в психологии часто эти понятия не разводят. Типическое — это повторяющееся, а типологическое — это особенности, характерные для групп.

К индивидуально-типическим (типологическим) особенностям относятся: темперамент, характер и способности.

Проблема: что взять в основе динамической характеристики нервной системы? Гиппократ предлагал жидкости, другие авторы — конституцию, третьи — соотношение вегетативной и центральной нервной системы.

Ученики Мерлина доказали, что темперамент может изменяться в процессе жизни (т.к. они считали темперамент психологической характеристикой личности, а не особенностью нервной системы).

Изучением темперамента в последнее время занимались Гиппенрейтор, Бодалев.

Характер — это типичный вид отношений. Проблема характера изучена не до конца.

Проблемой способностей занимались: Теплов, Шадриков, Лейтес.

Лейтес говорил, что существует 2 основания способностей: повышенная активность и высокая степень саморегуляции, которая включает в себя самоизучение, рефлексирование.

Ф. Раемсон выделяет понятие «внутренний допинг» — т.е. человек сам себя подпитывает, чтобы добиваться высоких результатов.

Проблема: Что такое способности? Нет однозначного ответа.

Существует еще одна проблема: проблема соотношения понятий «темперамент», «характер», «способности»:

эффективная сторона

(способности)

динамическая сторона содержательная сторона

(темперамент) (характер)

регуляция

Категория «культура»

  • социально — психологические механизмы (игра, ритуал, обряд, традиция, мифология, магия и т.д.),
  • культура психической деятельности (психотип, организация психической деятельности, культура чувств).

Культура — это все то, что программирует человека, стимулирует, дает возможность реализовать ценности.

Культура доминирует жизнь человека. Когда говорим о культуре, часто встает проблема культа (культ — это поклонение, культивирование — это взращивание).

Социально — психологические механизмы — это механизмы производства, выращивания человека. Без этих механизмов человек невозможен. В этих механизмах проявляются психологические механизмы — механизмы воздействия. Их 2 типа: механизмы интеграции (внушение, заражение, подражание, убеждение) и механизмы отстранения (контрподражание, контрвнушение и т.д.).

Категория «регуляция».

  • регулятивный акт,
  • внимание,
  • воля,
  • ценностная ориентация.

СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВОГО АКТА.

А

К / —-à / В А — альтернативы

—-à / —-à / —-à К — критерий

/ —-à / В — выбор

\___________/

обратная связь

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

контекст

Сутью регулятивного акта регулятивного акта является выбор, а регуляция — это направленная система регулятивных актов.

Гальперин: «внимание — это свернутый самоконтроль познавательной сферы». Внимание является системообразующим фактором познавательной сферы.

Добрынин ввел понятие «значимость » в проблеме внимания.

Внимание — регулятор познавательной деятельности. Отражение (ощущение, восприятие), сохранение и переработка (память), Опережающее отражение (мышление) — все это пронизывает внимание.

То, что касается внимания, связано с волей .

Селиванов : «воля — преодоление внутренних препятствий».

В 70 г. Иванников сформировал новый подход к воле: Воля — преобразование ценностно — смысловых образований. Этот подход интересен.

Воля заключается в том, чтобы изменить свои пристрастия, мотивы.

Ценностные ориентации также регулируют поведение.

Мартин Рудич выделил следующие категории ценностей:

  1. инструментальные (ценность — качество (например, честный)),
  2. терминальные (ценность — цель(например, получить высшее образование)).

Возникают проблемы соотношения (1) и (2).

То, что человек называет как важное, еще не значит, что это управляет поведением.

Шаров ввел еще и третью категорию:

  1. экзистенциальные

3 пары ценностей:

а) рациональное — иррациональное,

б) эмоционально положительное — эмоционально отрицательное,

в) созидающая активность — разрушающая активность.

Категория «значимость».

  • психологическое понимание ценностей,
  • смысл,
  • мотив,
  • цель.

Психологическая проблема: как связать между собой понятия «ценность», «мотив», «цель», «смысл»?

2 точки зрения:

Мотив — ситуативное побуждение к деятельности,

-нечто обобщенное ( = ценность).

Божович: «Мотив отвечает на вопрос «зачем?».

Мотивы можно дифференцировать по степени обобщенности. Можно построить следующую иерархию:

— ситуативный уровень регуляции — мотивы,

— тактический уровень — цель и смысл,

— стратегический уровень регуляции — ценность.

В последнее время очень популярно понятие «смыслообразование» (Асмолов, Зейгарник, Братусь, Петровский).

Смысл — это то, ради чего совершается деятельность.

В данном вопросе существует некоторая неуверенность. Это понятие больше декларируется, чем исследуется. Но это понятие требует исследований, т.к. оно входит в ядро личности.

Категория «активность»

  • деятельность (жизнедеятельность).

    Работы Обульхановой — Славской (жизненная позиция, стратегия жизнедеятельности, модели и тип жизнедеятельности).

  • самореализация (гуманистическая психология).
  • свобода (фикционализм: чем мы больше говорим о свободе, тем мы более зависим от нее; а зависимость — это уже не свобода ).
  • виды деятельности (коммуникативная, познавательная).
  • цель и смысл жизнедеятельности (Франкл).
  • периодизация жизнедеятельности.