10.Понятие стандартизации в психологии. Выборка стандартизации. Надежность и валидность

Стандартизация — это процесс, который определяет набор стандартов или норм для процедуры измерения, с тем чтобы его можно было систематически использовать при различных оценках конструкта. Эти стандарты и нормы относятся к процедурам, которым необходимо следовать во время проведения исследования, сбора и оценки данных. В некоторых случаях измерение может проводиться на больших группах детей, которые различаются по определенным характеристикам, таким как возраст, пол, раса, социально-экономический статус или диагноз. Эти оценки можно затем использовать в целях сравнения. Например, тестовые оценки 8-летнего мальчика из среды с низким социально-экономическим статусом следует сравнивать оценками других детей, подобных ему, а не с оценками 16-летней девушки из среды с высоким социально-экономическим статусом.

Надежность Относится к согласованности или повторяемости измерений. Чтобы быть надежными, измерения не должны зависеть от какого-то одного наблюдателя или клинициста; разные люди должны приходить к согласию в отношении того, что они видят. Это называют Согласием между оценивающими (interrater agreement).

Представьте свою реакцию, если вы покажете ребенка трем различным психологам, и они поставят ему три разных диагноза и порекомендуют три разных метода лечения. Как вам определить, какой из диагнозов вереи? В этом случае диагнозы не будут надежными, поскольку два психолога или более не пришли к согласию. Аналогичным образом различные измерения, такие как тесты или интервью, когда они повторяются в течение короткого интервала времени, должны давать схожие результаты в обоих случаях. Другими словами, результаты должны быть стабильными во времени; это называют Надежностью теста и повторного теста (test-retest reliability).

  1. Одной надежности недостаточно для определения того, отражает ли метод цели исследователя — должна быть продемонстрирована и валидность.
  2. Валидность Метода показывает, в какой степени он действительно измеряет параметр или конструкт, который исследователь собирается измерить. Валидность можно оценить рядом способов. Во-первых, измерение можно проверить на его Лицевую валидность (face validity), или степень, в которой оно, как представляется, оценивает интересующий конструкт. Конструктная валидностъ (construct validity) относится к тому, ведут ли себя при измерении оценки так, как предсказывают теория или прошлые исследования — к значению, вкладываемому в оценки. Конвергентная валидность (convergent validity) отражает корреляцию между измерениями, которые, как ожидается, связаны между собой, — показатель степени, в которой два измерения оценивают схожие или связанные конструкты. С этой валидностью контрастирует Дискриминантная валидностъ (discriminant validity), которая относится к степени корреляции между измерениями, которые, как ожидается, не связаны друг с другом.
  3. Наконец, Связанная с критерием валидность (criterion-related validity) относится к тому, насколько точно измерение предсказывает поведение в условиях, где, как мы ожидаем, оно должно это делать либо в то же самое время (конкурентная валидность — Concurrent validity), либо в будущем (предиктивная валидностъ — Predictive validity).

    5 стр., 2388 слов

    12.Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике

    ... измерений. Погрешность не должна превышать 5 %. Валидность: Валидность – способность теста измерить то, что он должен измерить по замыслу автора. Это понятие относится ... количественно при помощи валидности коэффициента. Консесусная В. (consensual validity) — тип валидности, основывающейся на установлении ... способ определения надежности подходит для оценки уже факторизованного теста, но не ...

    Например, высокие показатели ребенка при измерении социальной тревожности должны предсказывать, что ребенок проявит тревогу или избежание в текущих социальных ситуациях и, возможно, будет испытывать трудности с установлением дружеских отношений в будущем. Связанная с критерием валидность говорит, можно ли использовать показатели, полученные при измерении, для той цели, для которой они предназначены, — обладает или нет измерение Практической пригодностью.

11.Применение тестов в психологическом консультировании

 Первые два раздела этой главы содержат в себе краткие ответы по существу на один и тот же вопрос: когда и для чего необходимо применять психодиагностические методы, в частности тесты, для изучения клиента во время проведения психологического консультирования? В первом разделе на этот вопрос дается самый общий ответ, а во втором и последующих разделах он детализируется и конкретизируется.

Итак, для чего необходимо проводить тестирование в практике психологического консультирования?

Общий ответ на этот вопрос представляется следующим.

Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения психологического консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления, причем даже тогда, когда ее психологическое содержание выражено примерно одинаково у разных людей. Например, весьма распространенной среди потенциальных клиентов является повышенная личностная тревожность, недостаточная уверенность в себе. Однако разные люди проявляют тревожность и чувствуют себя недостаточно уверенно в жизни по-разному.

Другой типичный пример: почти у всех людей есть определенные недостатки в развитии способностей и в чертах характера, но для каждого человека они опять же носят сугубо индивидуальный характер. Поэтому если, например, два разных клиента обратились в психологическую консультацию с жалобой на дефицит в развитии интеллектуальных способностей, то это вовсе не означает, что их проблемы идентичные и их нужно решать одинаковым способом.

7 стр., 3351 слов

Этические проблемы психологического консультирования

... таких организаций не являются цели психологического консультирования, работа консультанта скорее некоторое необязательное ... также полезны клиенту для оценки ди­намики его проблем и эффективности консультирования. Иногда ... консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исклю­чительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента ...

Еще сложнее практически обстоит дело с недостатками в характере человека: они в большинстве случаев в связи с уникальным индивидуальным жизненным опытом каждого человека должны в психологической консультации решаться по-разному. Без проведения специальной психодиагностики личности клиента решить задачу успешности психологического консультирования в этом случае практически невозможно.

Однако и тогда, когда уже поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в проведении психодиагностики полностью не отпадает. Консультант-психолог, как бы он тщательно ни изучал личность клиента при постановке диагноза его проблемы, все же наверняка не знает о нем и о сути проблемы всего. Кроме того, достаточно трудно бывает заранее точно определить, с какими реальными (а они порой бывают неожиданными) проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога-консультанта. Поэтому часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента как личности и его взаимоотношений с окружающими людьми в постконсультационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к выполнению рекомендаций, полученных в психологической консультации.

Клиент не профессиональный психолог, а поэтому далеко не всегда сам может оценить реально те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении при выполнении советов психолога-консультанта. Да и сам консультант не всегда может судить о результатах безупречно и определенно. Это происходит, во-первых, потому, что по завершении консультации клиент практически мало общается с психологом-консультантом. Во-вторых, это случается по той причине, что происходящие изменения могут носить постепенный, незаметный или неосознаваемый характер.

В данном случае для того, чтобы точно определить, что на самом деле происходит с клиентом, его необходимо протестировать несколько раз, как минимум два раза: до получения рекомендаций и после того, как он их уже выполнил.

Иногда, когда процессы проведения консультирования и практической реализации полученных рекомендаций занимают достаточно много времени (год и больше), возникает необходимость в проведении промежуточных тестовых обследований клиента для того, чтобы проследить реальную динамику изменений его психологии и поведения.

Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты

 Время от времени в процессе проведения психологического консультирования возникает срочная необходимость психологического тестирования клиента. Когда, при каких обстоятельствах появляется необходимость в этом?

1. Во-первых, тогда, когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и с учетом его индивидуальности предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы. В этом случае необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, с тем, чтобы узнать о тех его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.

7 стр., 3079 слов

Консультирование родителей по поводу проблем их детей

... личная проблема ребенка. Конечно, разнообразные психологические проблемы в детском возрасте далеко не всегда происходят из-за внутрисемейных проблем. Для того, чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе консультирования, целесообразно ...

Нередко на основе одной и особенно первой встречи с клиентом трудно бывает судить о нем как о личности, тем более что в психологической консультации в незнакомой обстановке человек ведет себя весьма сдержанно и играет обычно не вполне свойственную ему жизненную роль, не отображающую полностью его индивидуальность.

2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека.

К числу подобных личностных свойств относятся, например, такие, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п. Необходимость в этом чаще всего появляется тогда, когда у психолога-консультанта возникает подозрение, что клиент обладает неосознаваемыми или скрываемыми психологическими особенностями, знание которых необходимо для успешности психологического консультирования и решения проблемы клиента.

3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта.

Необходимость в этом может возникнуть, в частности, по следующим причинам. Может, например, случиться так, что нужно будет убедить клиента и доказать ему, что выполнение полученных им рекомендаций действительно полезно для него, хотя сам он этого достаточно хорошо не осознает. Дело в том, что изменения личностного и межличностного характера в психологии человека часто происходят постепенно и относительно незаметно для самого человека, которого они касаются, и только специальное тестирование позволяет выявить и оценить эти изменения. Кроме того, данные изменения вообще могут быть по своей природе неосознаваемыми. Такое бывает тогда, когда они касаются психологии бессознательного.

Консультирование и практическая реализация клиентом полученных им рекомендаций могут иметь достаточно длительный характер, как, например, в тех часто встречающихся случаях, когда психологическое консультирование продолжается месяцами и даже годами, а выполнение полученных в ходе его рекомендаций растягивается на не меньшие сроки.

4. В-четвертых, тогда, когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно.

В этом случае само по себе консультирование превращается в своеобразный научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки его результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором сам психолог-консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.

5. В-пятых, тогда, когда сама по себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического консультирования, имеет известное психотерапевтическое значение, оказывая благотворное влияние на клиента.

Это обычно происходит тогда, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, например открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.

9 стр., 4012 слов

Психологическое тестирование

... по-прежнему остаются в руках их профессиональных разработчиков. На заре возникновения психологических тестов подвергавшиеся психологическому тестированию лица редко имели право голоса. Это была лучшая пора для ... исполнению работы. Трудовой кодекс не предусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования ни при приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор ...

Описанные случаи в процессе проведения психологического консультирования могут возникать как в отдельности, так и совместно, в любом их сочетании. Хотя бы один из этих случаев всегда имеет место в практике психологического консультирования, и поэтому применение тестирования скорее следует рассматривать как правило, чем как исключение из правил.

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании

 Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента.

Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соответствии с которой информативность и практическая полезность психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

3. Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими в этом плане являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и практически использованы спустя 5–10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.

5. По причинам, указанным выше, в психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ... переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов ...

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и интерпретации получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны включать в себя и автоматическую процедуру обработки результатов тестирования).

9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось его психологическое тестирование, каковы его результаты и какие выводы на их основе сделаны.

12. Объект и предмет наблюдения в психконсультировании. Виды наблюдения и их характеристика. Типы протоколов наблюдения

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение — отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д. , сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... отчет испытуемого о своем поведении, выраженный через ответы на вопросы опросников и интервью. 2. Наблюдение за действиями в ситуации. 3. Фиксация очевидных признаков. ... сталкиваться социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, с. ...

Особенности метода наблюдения:

· непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

· данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

· целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

· зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

· влияние наблюдателя на объект наблюдения;

· влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

· четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

· осуществляется по заранее продуманному плану;

· данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

· полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

 Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

· непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

· оперативность получения информации;

· объективность, конкретность данных;

· единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

· расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

· возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

· возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

· возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

· локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

· невозможность повторения событий ситуации;

· трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

· искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

· пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

Программа (схема) наблюдения Выше было отмечено, что схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого. Выбор единиц наблюдения. После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Наблюдавшееся событие становится для науки эмпирическим фактом только в том случае, если оно каким-либо образом описано наблюдателем. Любая система описания требует, чтобы описываемый процесс был дискретным. Поэтому прежде, чем наблюдать, надо вычленить из непрерывного потока поведения определенные стороны его, отдельные акты, доступные прямому наблюдению — единицы поведения, которые одновременно и есть единицы наблюдения. Вычленение их позволяет: а) ограничить наблюдение определенными рамками: указать в каких свойствах, проявлениях, отношениях воспринимается наблюдателем изучаемый процесс; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также в) форму фиксации данных наблюдения, г) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позиции. Это положение хорошо иллюстрирует приведенный выше пример изучения мышления в рамках бихевиористской и гештальтистской теорий: Уотсоном в качестве единиц наблюдения были выбраны микродвижения мышц артикуляционного аппарата человека, Келером — целостные поведенческие акты, каждый из которых состоит из ряда движений и обеспечивается включением едва ли не всего двигательного аппарата обезьяны. Итак, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности вычленяемого «отрезка» поведения и по содержанию (см. с. 6 , где указан примерный перечень того, что может быть предметом наблюдения).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Запись наблюдений. Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными. Общие требования к записи наблюдений. I. Основное требование — запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное» (М.Я. Басов, с. 125).

2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись «фона» в терминологии М.Я.Басова).

3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность. Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности минимальны, задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии, запись должна быть достаточно полной, чаще всего она производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые — что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна приближаться к фотографии и называет ее «фотографической» в отличие от истолковательной и обобщенно-описательной. Однако, это требование «фотографичности» записи не должно пониматься буквально. Как правило наблюдателю очень трудно обойтись в описании совсем без включения психологического истолкования некоторых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя основа. По замечанию А.П. Болтунова одно-два метких слова, дающих психологическую характеристику переживаний наблюдаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Примером хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме может служить следующая. Подчеркнутые в тексте слова дают психологическое истолкование наблюдаемому. «Тогда она встает (с кровати), берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна, что все это произвела она: «Эх, как они меня боятся!» — говорит она оо смехом» (Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа: «Дети с интересом прослушали сказку Оскара Уайльда «Звездное небо» и сами сделали вывод о красоте добра и уродстве зла». (Там же, с. 18).

8 стр., 3787 слов

Наблюдение как метод социально – психологического исследования

... гипотез. Квалификация событий : единицы и категории наблюдения. В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются ... в языке зна­чений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения ис­пользует специально выделенные категории и единицы, выступаю­щие как средства качественного ...

В записи не отмечено, в какой форме дети сделали этот вывод и потому ничего нельзя заключить о степени понимания сказки и уровне развития у детей нравственных суждений — того, что наиболее интересно психологу и педагогу. Обычно в поисковых исследованиях используются формы записей наблюдений в виде сплошного протокола или дневника — ведется наблюдение, указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения социальное и предметное окружение и, если нужно, контекст предшествующих событий (например; наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).

Сплошной протокол представляет собой обычную без какой-либо заранее внесенной на лист, где ведется запись, рубрикации. Чтобы запись была полной,он пишется во время наблюдения и требует,во-первых, полного сосредоточения наблюдателя на наблюдении и фиксации, и, во-вторых, весьма желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию. Сплошной протокол используется также для так называемых предварительных наблюдений в начальной фазе исследования, которое направлено на решение какой-либо частной задачи. Предварительные наблюдения имеют целью уточнение объекта и ситуации наблюдения и определение репертуара поведения (составление перечня единиц наблюдения).

С особенностями сплошного протоколирования во время предварительных наблюдений студенты смогут познакомиться при отработке двух заданий, одно из которых посвящено анализу трудовой деятельности прессовщиц на швейной фабрике, другое — поведению ребенка в незнакомой ситуации. Дневниковая форма записи наблюдений используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы, как например в лонгитюдных исследованиях психического развития ребенка5. Дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. Для сохранения точности наблюдений нужна точность терминологии и однозначное ее использование на протяжении всего времени исследования. Запись должна по возможности полно отражать наблюдавшееся. Критерием целесообразной полноты регистрации может служить точная передача смысла наблюдавшихся явлений. Вести запись желательно во время наблюдения; если это невозможно, то записывать по памяти. Не стоит при этом откладывать запись в долгий ящик. Исследование Штерна (А.П. Болтунов) показало, что искажения в описании картин, рассматривавшихся взрослыми интеллигентными людьми, нарастают примерно на 0,3% за день по сравнению с непосредственным воспроизведением и состоят в превращении предметов (например, мяч превратился в солнце), приписывании предметам возможных, но отсутствующих на картине действий, искажении пространственных соотношений и смысла и т.п. На практике оправдала себя комбинированная запись, когда существенные моменты фиксируются в ходе наблюдения, а подробности — сразу же после наблюдений и лучше в той ситуации, где велись наблюдения, так как сама обстановка способствует более полному воспроизведению всего происходившего. Запись наблюдений в исследовании, направленном на проверку исходных теоретических предположений. Существенное отличие фиксации наблюдений от предыдущего случая определяется тем, что, во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях, и, во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке. Оба эти обстоятельства позволяют исследователю заранее, до проведения наблюдения указать наиболее соответствующие цели исследования категории, в которых будет осуществляться запись наблюдаемой активности5. Категории — понятия, означающие определенные классы наблюдаемых явлений (А. Пэнто, Р. Гравитц).

Они должны определяться операционально, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие, и выражать определенный аспект решения задачи исследования. Например, теоретической основой методики моторно-вре-менного анализа элементарных рабочих движений, предложенной Ф. Гилб-ретом, явилось понимание Бернштейном биомеханической операции как простой суммы последовательных движений, которую можно просеивать как зерно на сортировке. В свете стоявшей перед Гилбретом задачи «экономии рабочих движений путем устранения лишних»наиболее подробному анализу (16 из 18 категорий) подверглись различные варианты подготовительных операций: снять, перенести, установить и т;д. Категории могут соответствовать разным уровням концептуализации наблюдения. Они могут появиться как результат эмпирического обобщения в предварительном исследовании и использоваться для классификации наблюдавшихся типов поведения. Наиболее высокий уровень концептуализации имеет место в том случае, если категории образуют систему, то есть такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса. Пример такой системы наблюдения можно видеть в стандартной процедуре, предложенной Р. Бейлзом для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи. Заданные 12 категорий (участник «предлагает решение», «высказывает мнение», «выражает отношение» и т.д.) основываются на предположении о стадиях решения проблемы группой и полностью охватывают возможные единицы наблюдения, отражающие взаимодействия участников дискуссии. На эти 12 классов наблюдатель расчленяет во время наблюдения высказывания участников дискуссии, учитывая не только что говорит каждый из них, но и к кому он обращается, каков эмоциональный оттенок его высказывания, его место с точки зрения 6 предполагаемых стадий продвижения в решении проблемы. Поскольку предполагается, что любое возможное действие может быть подведено под какую-либо из указанных категорий, их ряд полностью определен — относительно друг друга. В этом смысле они представляют систему в отличие от списка. Наблюдение, опирающееся на систему категорий, ниже мы будем называть систематизированным наблюдением. Соотношение «единица наблюдения — категория» задается определением категории. Иногда класс наблюдаемых явлений содержит только одну единицу, но чаще несколько разных единиц наблюдения квалифицируются одной категорией. Например при анализе стадий решения задачи в исследовании методом «рассуждения вслух» все речевые высказывания испытуемого, каждое из которых содержит законченную мысль (испытуемый задает себе вопрос, оценивает условие, принимает решение и т.д.) и рассматривается как единица наблюдения, разбиваются гельштатпсихологом К. Дункером на две категории: промежуточное и функциональное решение. В последнюю категорию попадает только одна единица, поскольку одного «функционального решения» оказывается достаточно для одномоментного схватывания испытуемым сути — структуры проблемы, а, стало быть, и решения задачи. «Промежуточных» же решений, подводимых под одну и ту же категорию,может быть много, что отражает их равенство как предварительных попыток по отношению к функциональному решению. Следует подчеркнуть, что подведение единицы наблюдения под категорию — по сути начальный этап интерпретации наблюдаемого — может происходить не только после проведения наблюдения, как это показано в примере с Дункером,но и в ходе самого наблюдения. Особенно часто это имеет место в случае предварительно выбранных и жестких, точно ограниченных категорий, как, например, в методике Бейлза7 которая не предусматривает содержательного описания единиц поведения. Наблюдатель, выделяя единицу поведения в ходе групповой дискуссии, должен сразу подводить ее под одну из 12 категорий и фиксировать это в протоколе наблюдения. Выше были рассмотрены вопросы выбора средств квалификации наблюдаемых событий, то есть качественного их описания. Однако, метод наблюдения позволяет получитьколичественные описания наблюдаемых событий в ходе самого наблюдения, если категории для описания определены заранее. Существуют 2 основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: I) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия — психологическое шкалирование; 2) измерение длительности наблюдаемого события — хронометраж. Шкалирование в наблюдении осуществляется в основном методом балльных оценок. Дифференцированность оценки интенсивности растет пропорционально количеству баллов на шкале. Обычно используются 3-10-балльнне шкалы. Балл может быть выражен не только числом, но и описательным прилагательным, например: очень сильный, сильный, средний, слабый, очень слабый. Иногда применяется графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которой отмечают нижний и верхний баллы. Приписывание балльных оценок может осуществляться и ретроспективно, как итог длительных наблюдений в повседневной жизни. Этот способ применяется иногда для тестирования индивидуальных характеристик человека. В исследовании Я. Стреляу на основе ретроспективных приписываний оценок конкретным формам поведения ученика в обычной школьной жизни (оценивались по 5-балльной системе 10 категорий поведения) была разработана шкала .для определения реактивности как свойства темперамента. Хронометраж является одним из вариантов метода временных промежутков. Второй его вид — метод временных выборок — описан выше. Для хронометрирования в процессе прямого наблюдения поведенческого акта или какого-либо другого внешнего проявления нужно: а) уметь его быстро и точно выделять из наблюдаемого поведения (квалифицировать); б) заранее установить так называемые фиксационные точки — что считать началом и концом акта; г) иметь аппаратурное оснащение в виде хронометра, секундомера или часов с секундной стрелкой. Выбор измерителя времени диктуется не только требуемой точностью измерения и наличными возможностями, но и некоторыми этическими моментами, обусловленными тем, что хронометрирование деятельности наблюдаемого человека может быть ему неприятно и мешать. Более подробно техника хронометрирования описана в учебном задании № I. В реальных исследованиях различные методы описания наблюдаемого поведения (качественные и количественные) могут использоваться одновременно, дополняя друг друга. Например, в исследовании С. Мещеряковой выделение различных составляющих комплекса оживления у младенца в ходе непосредственного наблюдения за реакцией ребенка на игрушку или общающегося с ним взрослого включало количественную оценку интенсивности вокализации, двигательного оживления, улыбки, сосредоточения взгляда методом балльной оценки. Оценки проставлялись отдельно по каждому из четырех компонентов комплекса оживления в заданные периоды наблюдения (метод временной выборки) после появления в поле зрения ребенка взрослого или игрушки. Стандартизация условий наблюдения включала организацию воздействий, контроль побочных факторов (шум, другие люди), вызывающих ориентировку ребенка, заданность периодов наблюдения, их количество.

Способы записи категоризированных наблюдений Наиболее распространенными способами категоризированных наблюдений являются два: запись в символах и стандартный протокол. Запись в символах. Предварительное знание категорий, в которых будут фиксироваться результаты наблюдений, делает возможным введение более быстрых, чем словесная запись, способов регистрации наблюдений вручную — различные варианты символической записи, помимо стенографии, в которой каждая категория обозначается одним символом. Используются следующие виды символов: пиктограммы — графические изображения-знаки, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двух последних. Ниже приводится протокол наблюдений за работой ткачихи-многостаночницы из исследования Е.А. Климова. Конкретная цель этих наблюдений состоит в выяснении «фотографии» рабочего времени ткачихи. Эта «фотография» дает возможность судить о количестве и последовательности разных видов работ, переходов и о количественных соотношениях разных показателей. По существу для изготовления такой «фотографии» требуется вести протокол выборочного наблюдения, при котором наблюдатель из всего разнообразия внешних проявлений различных сторон психической жизни выбирает и фиксирует только один определенный аспект, в данном случае — выполнение трудовых действий. В данном протоколе используется сплошная запись буквенно-математической символикой. Запись ведется в специально разграфленной тетради. В графе I отмечается порядковый номер действия или «текущее время» через каждые 60 с ; в графе 2 — выполняемое трудовое действие; в графе 3 — простаивающий в этот момент станок.

Записи в графе 2 сверху вниз означают: на работающем станке № I ткачиха осматривает полотно, на станке 2 произошел обрыв нити и закончены работы, на станке 3 она осматривает полотно, ткачиха сама остановила станок № 3. Осуществление такой протокольной записи оказывается компактнее во времени, чем ведение текстового протокола примерно в 10 раз. С другим видом символической записи (в виде пиктограмм) элементарных рабочих движений студенты познакомятся на примере протокола выборочного наблюдения при отработке учебного задания № I. Следует подчеркнуть, что поскольку вся символика разрабатывается до наблюдения, само собой разумеется, что такой способ записи применим для фиксации только циклически повторяющегося поведения с относительно небольшим (не более 50) разнообразием поведенческих актов. Поэтому чаще всего запись в символах применяется при наблюдении трудовых процессов. Стандартный протокол применяется также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число категорий сильно ограничено (10-15)> и исследователь может удовлетвориться фиксацией одной только частоты их появления. Существенное ограничение числа категорий может быть достигнуто за счет вычленения единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнорировании всех остальных. Например, в методе Н. Фландерса для анализа взаимодействия учителя и ученика в классе используется 10 категорий, список которых приводится ниже.

Из приведенной таблицы видно, что метод Фландерса из всех возможных реализаций взаимодействия выбирает только вербальное и рассматривает вербальное взаимодействие только с позиций баланса в соотношении инициация учителя — ответ ученика и характера взаимодействия (директивное — недирективное).

Например, под категорию 9 («Учитель задает вопрос») подводится множество вопросов ученика с разным выражением межличностного отношения, эмоциональным состоянием ученика . Все эти аспекты взаимодействия игнорируется и полностью пропадают для исследователя, так как в протокол попадает только информация о том, что ответ ученика инициирован им самим или вызван учителем. Отмеченный недостаток — продолжение большого достоинства такого способа регистрации, а именно: во-первых, полноты и точности фиксации всех случаев вербального взаимодействия в различных ситуациях (на разных уроках разных учителей по разным предметам) и, во- вторых, нивелирование влияния личности и индивидуальных особенностей наблюдателя на результаты наблюдения. На первый ив указанных моментов обращал внимание П. Фресс, утверждая, что полным может быть только аналитическое наблюдение. Значение второго момента (проблема согласия наблюдателей) столь велико, что может свести на нет все результаты исследования из-за ненадежности результатов при разногласии данных, полученных разными наблюдателями в одной и той же ситуации. Стандартный.протокол имеет вид таблицы. В методике Фландерса он выглядит следующим образом.

Предлагаемая форма записи кодированных событий удобна для последующей математической обработки данных. Виды организации психологического наблюдения8 В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм наблюдения; единой и исчерпывающей классификации их не существует, поэтому ограничимся называнием наиболее важных видов наблюдения. Систематическое наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями,определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин «систематическое» чаото употребляется в значении «систематизированное», определение которого введено в этом текоте ранее. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла. Как подвид выделяется включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым, или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы), включенное наблюдение, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдение психотерапевта: здеоь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией. В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого человека или животного и его требованием является отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественную жизнь «объекта» наблюдения при минимальных искажениях (за счет ограничений ситуации), но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто бывает выжидательным, несистематическим. Лаборатор ное наблюдение позволяет изучать человека в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения приближаются к форме «естественного эксперимента» — метод, предложенный А.Ф. Лазурским. (М.Я.Баоов).

Важным критерием является хронологическая организация наблюдения. С этой точки зрения можно выделить лонгитюдное («продольное»), периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно — ряда лет, и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека. Периодические наблюдения — наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного, оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени. Единичные или однократные наблюдения обычно представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого процесса или феномена.