«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Институт дополнительного образования

Факультет повышения квалификации преподавателей высших

и средних специальных учебных заведений

Отделение психологии и социальной работы

Утверждаю

декан ФПКП

к.пс.н. доцент О. О. Полякова

«___»_____________ 2015 г.

Курсовая работа субъективный смысл понятия «свобода»

Автор курсовой работы ______________________ Н. А. Иванова

Специальность 030300 психология

Обозначение курсовой работы КР–02069964–030300–15

Руководитель работы

канд. психол. наук, доц. _______________________ В. В. Слугин

оценка:

Саранск

2015

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Институт дополнительного образования

Факультет повышения квалификации преподавателей высших

и средних специальных учебных заведений

Отделение психологии и социальной работы

Утверждаю

декан ФПКП

к.пс.н. доцент О. О. Полякова

«___»_____________ 2015 г.

Задание на курсовую работу

Студент Наталья Александровна Иванова

1 Тема: Субъективный смысл понятия «свобода»

2 Срок представления работы к защите 16. 06. 2015 г.

3 Исходные данные для курсовой работы: теоретические источники по проблеме исследования, материалы эмпирических исследований.

4 Содержание курсовой работы

4.1 Научно-теоретические основы анализа субъективного смысла понятия «свобода»

4 стр., 1837 слов

Современные тенденции системы образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Российская Федерация Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Тюменский государственный университет Институт психологии и педагогики Кафедра возрастной и педагогической психологии Контрольная работа Современные тенденции системы образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ...

4.2. Методы эмпирического исследования субъективного смысла понятия «свобода»

Руководитель работы _________________________ В. В. Слугин

Задание принял к исполнению _________________________

Реферат

Курсовая работа содержит 47 страниц, 68 использованных источников.

ПОНЯТИЕ «СВОБОДА», СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ, ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ, РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА, СОЦИЕТАЛЬНАЯ СВОБОДА, МЕТОДИКА СВОБОДНОГО САМООПИСАНИЯ, КОНТЕНТ-АНАЛИЗ.

Объектом исследования является «свобода» как психологический феномен.

Цель работы – выявить субъективное содержание феномена «свобода» на примере студентов-психологов.

Методы исследования – теоретический анализ источников по проблеме исследования, опрос, контент-анализ, количественная и качественная обработка полученных данных.

Полученные результаты: в процессе исследования изучены теоретические аспекты анализа понятия «свобода»; эмпирически выявлено субъективное содержание понятия «свобода» на примере студентов-психологов.

В результате исследования было показано, что понятие «свобода» варьируются в зависимости от возраста, социального опыта и образования респондента.

Содержание

Введение 5

1 Научно – теоретические основы исследования субъективного смысла

понятия «свобода» 7

  1. Анализ современного состояния проблемы 7
  2. Подход к исследованию понятия «свобода» в гуманитарных

науках 13

6 стр., 2785 слов

1.Основные понятия и их содержание

Специфика гендерной социализации в разных возрастах. План ответа 1.1. Пол и гендер 1.2. Гендерная социализация, как частный случай социализации личности. 1.2.2 Стадии социализации. 1.2.3.гендерная социализации в социальной психологии 1.2.4.Гендерные роли 2.Гендерная социализация в детском возрасте. Теории усвоения гендерной роли. 2.1 Традиционная психоаналитическая концепция (теория ...

  1. Научно – философское понимание «свободы» 21

1.4 Научно – психологический аспект анализа понятия «свобода» 35

2 Описание эмпирических методов исследования субъективного смысла понятия «свобода» 48

2.1 Описание методик и процедур исследования 48

Заключение 59

Список использованных источников 61

Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена сложностью и неоднозначностью понимания свободы и её трактовки как категории и как понятия в различных отраслях гуманитарного знания.

Проблеме понимания «свободы» посвящено множество работ, но её трактовка её сущности, особенно в современной России, остается, во многом, неоднозначной.

Объект исследования – «свобода» как психологическое понятие.

Предмет исследования – субъективное содержание понятия «свобода» в юношеском возрасте.

Цель исследования – выявить субъективное содержание понятия «свобода» на примере студентов-психологов.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

1) исследовать теоретические аспекты анализа понятия «свобода»;

2) Описать эмпирические методы исследования субъективного содержание понятия «свобода»

Методы исследования: теоретический анализ источников по проблеме исследования

Заключение

Теоретический анализ проблемы позволил нам сформулировать следующие выводы.

1 Многие психологические теории «свобода» близки философским. Некоторые психологические формулировки понятия «свобода» слишком расплывчаты для эмпирической проверки или слишком глобальны, чтобы дать им рабочие определения. Многие положения психологических теорий «свободы» нельзя считать строго фактически доказанными. Вместе с тем, для их опровержения, также нет эмпирических оснований.

9 стр., 4172 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по учебной дисциплине «Экономика и социология труда» на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ЖЭС №8 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА   Выполнила: студентка 3 курса дневного отделения Крючкова Маргарита Сергеевна, обучающаяся по специальности: «080505 – Управление персоналом» Научный руководитель: доцент кафедры управления персоналом ...

2 Понятие «свобода» имеет различные аспекты исследования: философский, правовой, экономический, социологический, научно – психологический.

3 Внешние аспекты свободы, изучаемые психологами, не связываются с изменением типа общественной системы или её преобразованиями. Не рассматривается воздействие внешних трансформаций на динамику индивидуальной (внешней и внутренней) свободы представителей разных социальных групп.

4 Теоретический анализ выявил значимость внутренних (психологических) аспектов свободы в меняющемся обществе.

5 Согласно либеральной (либертальной) концепции правопонимания, право – это всеобщая мера свободы (то есть мера общезначимая и одинаковая для всех людей, независимо от их физического, умственного, имущественного состояния).

Одновременно это и необходимая форма свободы людей, поскольку свобода (ее бытие и реализация) возможна и действительна лишь как право и в форме права.

6 В философии острота проблемы свободы уступает в остроте лишь остроте полемики о Боге и не имеет общепринятого концептуального определения.

7 Психологический анализ понятия «свобода» акцентирует внимание на разработку понимания роли внутренних аспектов. Для этого, наряду с теоретическим анализом, используются и традиционные эмпирические методы: изучение клинических случаев, эксперименты, интервью, тесты, наблюдения и другие.

НВ!!! ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ

ТЕКСТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

«Если применить кантовские категории, то свобода остается «вещью-в-себе»,

изредка являющейся «вещью-для-других» в обличье понятий: «актуализация», «самореализация», «открытость», «спонтанность», «конгруэнтность», «нонконформизм», «воля», «активность», «ответственность», «саморегуляция» и т.п.» [23, с. 58]. (СТРАНИЦЫ УКАЗЫВАЮТСЯ В СЛУЧАЕ ЦИТИРОВАНИЯ, КАК В УКАЗАННОМ ПРИМЕРЕ).

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальной работы и социальной педагогики Специальность «Социальная работа» Курсовая работа По предмету Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальных служб Тема: «Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями» Выполнила: ...

Точка ставится после квадратных скобок.

Если излагаете собственное мнение – указываете, например: «По нашему мнению,…» «Мы полагаем, что…». Если приводите чей-то текст – то обязательно ссылка на источник. В квадратных скобках, можно без указания страниц).

(НИЖЕ ДАН ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГОЛОВКОВ ГЛАВ (ЕСЛИ ИХ НЕСКОЛЬКО) И ПАРАГРАФОВ. Параграф начинать на той же странице, где окончание предыдущего.

Количество источников для курсовой работы – не менее 20. Чем больше, тем лучше. Но они должны быть цитируемы в тексте

Образец оформления использованных источников смотри ниже

Внимательно смотрите оформление и интервалы в указании имён авторов.

1 Научно-теоретические основы исследования субъективного смысла понятия «свобода»

1.1 Анализ современного состояния проблемы

Вопрос о свободе, вечно открытый, не до конца определенный, будет значим во все времена для человека, способного осознавать, желать, осуществлять свободный выбор, отстаивать свою индивидуальность, добиваться своих целей, выражать свое мнение, общаться, обучать, созидать, любить, понимать мир и свое место в мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Агапов Е. П. Социальная работа как феномен культуры / Е. П. Агапов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 316 с.

2 Арутюнян А. Ш. Ответственность и свобода / А. Ш. Арутюнян // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 2. – С. 2 – 5.

10 стр., 4854 слов

Понятие и значение социального обслуживания

Негосударственное образовательное учреждение Среднего Профессионального Образования МОСКОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ МСПК им Г.Н. Альтшуля КУРСОВА РАБОТА По дисциплине "Право и организация социального обеспечения" Понятие и значение социального обслуживания Москва 2015 Оглавление Введение 1. Сущность обслуживания населения 1.1 Современное состояние правового обеспечения социальной работы, ...

3 Басова В. М. Социальная работа: учебное пособие / В. М. Басова, Н. Ф. Басов, С. В. Бойцова. – М. : Дашков и Ко, 2008. – 364 с.

4 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. – М. : Приор, 2008. – 220 с.

5 Бурлак Г. Ю. Формирование профессиональной культуры работников социальных служб / Г. Ю. Бурлак // Работник социальной службы. – 2008. – №2 (4).

– С. 55 – 62.

6 Быков С. В. Профессиональная ответственность психолога / С. В. Быков // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №1 (4).

– С. 65 – 69.

7 Быков С. В. Проблемы психологии ответственности личности: монография / С. В. Быков; под ред. Г. В. Акопова. – Тольятти : ВУиТ, 2010. – 224 с.

8 Быков С. В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности : автореф. дис…д-ра психол. наук / С. В. Быков. – Казань, 2010. – 24 с.

9 Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы / С. И. Григорьев. – М. : Знание, 2009. – 356 с.

10 Гулина М. А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М. А. Гулина. – СПб. : Питер, 2009. – 352 с.

11 Гуслякова Л. Г. Объект, предмет и методы социальной работы: лекции / Л. Г. Гуслякова. – Барнаул, 2009. – 288 с.

12 Гуслякова Л. Г. Основы теории социальной работы: учебное пособие / Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова. – М. : Институт социальной работы, 2007. – 412 с.