Московский открытый социальный университет

Социально-психологический факультет

Потапова А.В.

Курс лекций

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА»

часть 1

Организация деятельности психологической службы

Москва

2001

  1. Особенности организации деятельности психологической службы

Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

  • психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
  • психолого – медико — педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;
  • школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
  • семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
  • психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;
  • профориентационные консультативные центры;
  • психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях;
  • геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку;
  • акмеологические центры и т.д.

В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. Принципы и задачи различных видов психологических служб и особенности их деятельности мы рассмотрим во второй части лекций. В первой же части нас больше будут интересовать общие принципы организации психологических центров и служб.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования

Методические рекомендации в учреждениях высшего образования на 2015 – 2016 учебный год Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об ...

1. Особенности пространственно-временной организации

психологической службы

Психологическая служба может эффективно действовать на своей территории, если она открыта, то есть понятна и доступна для будущих клиентов. Важно, чтобы она была способна вносить свой собственный, специфический вклад в изменение их жизни, а условия ее функционирования были адекватны тем целям и программам, которые определены нормативно. Кроме того, она должна быть пространственно и временно организованной.

Дирекция центра в соответствии с предусмотренным штатным расписанием подбирает профессиональный, работоспособный коллектив специалистов, возглавляемый заведующим отделением.

Заведующий обязательно должен быть опытным психологом-практиком, сочетающим в себе навыки длительной семейной психотерапии и консультирования с теоретической психологической подготовкой.

В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д.

2. Оборудование помещений для оказания психологической помощи

Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию «начальник-подчиненный». Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.

6 стр., 2819 слов

Как эффективно задавать вопросы клиентам

№и51 Последовательность эффективных вопросов Как эффективно задавать вопросы клиентам Есть определенная психология продаж в формировании потребности у покупателя, которая происходит по заданному алгоритму. Данный алгоритм очень важно понимать для проведения эффективных переговоров с клиентами. Как формируется потребность у покупателя: - Все хорошо, все устраивает - Легкое недовольство ...

При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.

Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он — без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга — круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг).

Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц.

3. Обеспечение доступности психологической помощи

В нашей стране необходимо не только оповещать об открытии или о работе психологической службы, но и подробно разъяснять, какого характера помощь оказывает созданная служба, кому, в какой форме, для решения каких проблем.

Оповещение и разъяснение решает две самостоятельные задачи:

— обеспечение доступности помощи адресату как система особых действий и мероприятий в рамках социальной программы или организации, предлагающей свои услуги и гарантирующей их получение;

— обеспечение доступности самого адресата данному виду помощи как возможность для специалистов относительно свободно устанавливать контакты со своими потенциальными клиентами.

Необходимость разведения этих двух задач — доступа помощи для адресата и доступа адресата для помощи — сопряжена со спецификой деятельности психологических служб в системе социальной работы. Обеспечивая доступ помощи, психологи прежде всего доводят до населения информацию констатирующего характера о том, что по конкретному адресу, в определенное время работает служба, цель которой — психологическая помощь. При этом психологический центр должен оказывать разностороннее влияние на своих будущих клиентов, меняя хотя бы отчасти отношение к предлагаемой помощи и по возможности устраняя те социально обусловленные и ставшие «личными» барьеры, которые сложились не только из-за отсутствия психологической культуры, но и из-за недоверия вообще к помощи извне, что связано с отрицательным опытом общения с различными официальными лицами и организациями.

3 стр., 1394 слов

Психологическая помощь наркоманам

Психологическая помощь наркоманам. Психологический аспект лечения наркомании важен на всех этапах. В специализированные клиники чаще обращаются не сами зависимые люди, а родственники, обеспокоенные их болезнью. Специалисты знают, что желание наркомана начать лечение играет важную роль в эффективности процесса. Но, достучаться до него, убедить в этом, близким людям удается далеко не всегда. Больной ...

Поэтому информация о деятельности центра должна использовать средства, помогающие сразу ориентироваться на будущих клиентов и их интересы. Большое значение при этом приобретают специальные сопроводители информации, создающие некоторый дополнительный «фон», представляющий выигрышно для психологической службы сведения, которые содержатся в сообщении. Форм убеждающей коммуникации с будущими клиентами может быть очень много: выступления нового коллектива по местному радио и телевидению, дискуссии по социально-психологической тематике, выпуск художественных рекламных буклетов и т.п.

4. Организация деятельности центра в социальной среде

Реальная ситуация с состоянием психологической помощи свидетельствует о неготовности населения получать ее даже при хорошо организованном доступе и создании вполне приемлемых условий. В то же время, испытывая острый дефицит клиентуры, многие службы мало внимания уделяют изучению социальной среды, приспособлению к ней.

Существуют два уровня социальной деятельности психологических служб:

— поддержка каждой личности (семьи) в отдельности;

— приведение в соответствие с состоянием и потребностями внешней среды общего содержания и направлений работы службы.

Между психологической службой и социальными институтами, с которыми ей приходится взаимодействовать, могут возникать три типа отношений.

8 стр., 3507 слов

Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД

19 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 Сущность и значение социально-психологических аспектов работы с кадрами в органах внутренних дел 3 Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика 10 Заключение 17 Библиографический список литературы 19 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы курсовой работы. Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в ...

Первый тип — это добровольные, никем не регламентируемые и официально не оформляемые связи, в основном построенные на доверии и личных отношениях, возникающих между субъектами одной или разной ведомственной принадлежности при отсутствии иерархической зависимости и при наличии достаточно согласованных целей, заинтересованности друг в друге.

Успех психологических служб во многом зависит от того, есть ли у них возможность предоставлять своим клиентам комплексную помощь — как систему дополнительных услуг. Например, в ряде случае именно по инициативе психологов проводится нейрологическое обследование клиентов со слабо выраженными органическими нарушениями нервной системы специалистами поликлиник. Со своей стороны, психологи помогают специалистам поликлиник в организации психологической диагностической работы.

Второй тип отношений — это обоюдно согласованная координация, вызванная ощущением нужды и потребности друг в друге и желанием прочно закрепить отношения. Эта модель предполагает юридически оформленное письменное соглашение. Одной из форм такого взаимодействия может быть направление клиентов друг к другу и обмен специалистами для выполнения тех или иных работ. Особое место в этом ряду занимает взаимодействие психологических служб с учреждениями системы образования и медицинскими учреждениями на своей территории, в частности, с детскими садами и школами, социальными клубами, территориальными геронтологическими центрами, детскими отделениями милиции.

Если говорить о детском психологическом центре, то в задачах, обозначенных в положении о центре, отдельной строкой выделено, что необходимо консультировать родителей по вопросам воспитания детей, ликвидации отставаний и срывов в здоровом развитии личности с 3 до18 лет, проводить занятия с «трудными», которых невозможно воспитывать традиционными методами, оказывать помощь педагогам в решении проблем, возникающих с такими детьми.

По обоюдному согласию центр может заключать с конкретным учреждением образования трудовое соглашение или договор об абонементном обслуживании. Такая практика не исключается и в отношениях с теми организациями, где есть свои психологи, которые обычно занимаются решением проблем, требующих экстренного вмешательства по типу «скорой помощи».

13 стр., 6105 слов

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса

... помощь • содействие в установлении контакта с клиентом • подготовка необходимой сопроводительной документации • отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом • осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы ... особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманным способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — ...

При этом надо иметь в виду, что непосредственно направлять учеников и их родителей на психологическую консультацию или терапевтическое лечение школы в лице своих руководителей или учителей не имеют права. Здесь в силу вступает абсолютность принципа добровольности, который для психологов всего мира является главным должностным принципом. Поэтому сначала учитель, воспитатель или администратор школы рассказывает родителям о целях, возможностях, местонахождении психологической службы и советует, а не требует, посетить ее. Психолог ни в коем случае не должен заниматься обследованием ребенка без разрешения и согласия родителей, если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике, или собственного на то согласия подростка.

И, наконец, третий тип взаимоотношений может возникать как бы по приказ свыше, со стороны тех инстанций, от которых зависят вопросы существования и финансирования службы (управление социальной защиты, местные власти и т.д.).

Профессиональные интересы и добровольность выбора партнера в этом случае во внимание не принимаются Участвовать в в организуемом таким образом взаимодействии службе иногда приходится вопреки своим прямым обязанностям, особенно если вышестоящая организация не только принимает решение о сотрудничестве психологической службы с тем или иным учреждением, но и определяет цели, которые она должна перед собой ставить. Часто психологов центров обязывают входить в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних: формально — на правах экспертов, фактически — они выполняют роль обыкновенных статистов, мнение которых никого не интересует. Еще хуже, если психолога вынуждают участвовать в прокурорских и милицейских «разборках» с несовершеннолетними и их родителями, одновременно вменяя в обязанность проведение принудительных обследований и консультаций. Положение специалиста в таких случаях сильно осложняется, а значение психологической службы дискредитируется.

Конечно, даже по приказу свыше психологическая служба может работать в соответствии со своими прямыми обязанностями и целями. В целом ряде комиссий психологи действительно выполняют экспертные функции, на равных участвуя в анализе каждого конкретного случая, адекватно квалифицируя поступки и правонарушения, а главное, защищая интересы личности клиентов.

9 стр., 4279 слов

Этич принципы клиента и ср в соц работе козлов

... общественного сознания. Этич принципы клиента и ср в соц работе козлов - Стр 2 К этическим дилеммам социальной работы относится проблема примирения ответственности клиента за самого ... первый взгляд. Специалист, который постоянно работает с установкой на психологическую хрупкость клиента, излишне щадит клиента. В этом случае, скорее всего, он защищает себя, ...

И, наконец, центры психологической помощи, не обладающие достаточно широкими возможностями с точки зрения объема оказываемых услуг, должны налаживать координационные связи с другими учреждениями социального обслуживания и даже иной ведомственной подчиненности просто потому, что в ходе работы с клиентом возникает потребность параллельного решения целого ряда его социальных проблем. С этой целью работник центра сначала сам устанавливает структурные и деловые контакты с определенной группой учреждений системы социального обслуживания (медицинских, образовательных, финансовых, правоохранительных и пр.), которым чаще всего приходится переадресовывать «свой» контингент для оказания дополнительных услуг.

Чтобы определить, отвечает ли профиль этих учреждений запросам клиентов, центр осуществляет сбор точной и хорошо документированной информации об учреждениях, их функциях и возможностях; предварительно изучает, какие именно услуги они могут оказать, насколько условия их работы отвечают запросам именно его контингента.

Следующий шаг — помощь клиенту в установлении контакта с этой организацией, официальным лицом, специалистом, а затем дать клиенту четкую и исчерпывающую инструкцию, как и чего добиваться в организации, куда ему рекомендуют обратиться.

Взаимосвязь центра с другими организациями и ведомствами — важнейшая часть его работы, успех которой во многом зависит от умения устанавливать с ними контакты, точно определять все имеющиеся там возможности, которые могут помочь решению проблем человека. Центр тем самым выполняет социодиспетчерскую функцию.

II. Профессионально-этические принципы деятельности психологов центра

Практическая деятельность психологов центра психологической помощи основывается на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:

— теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;

— проблемы индивидуального и личностного развития;

— теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;

— учение о психокоррекционных методах;

— неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.

Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теория семьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможной постановка диагноза и можно было бы выбрать то или иное направление психотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетом дальнейшей психотерапевтической практики.

Практическая психология — это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы.

Специалисты психологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества.

Круг тем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целом можно свести к трем разделам:

  • деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения психолога центра в процессе оказания помощи клиенту;
  • этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологической помощи;
  • деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологической помощи в работе профессионала.

1. Основные принципы работы с людьми в рамках психологического учреждения

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности.

2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента.

3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным.

4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции.

Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи.

История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его «удобства» для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

6. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и «лечения» всеми и каждым специалистом. Это означает, что «плотнее» других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы («мозговая атака»).

2. Принципы работы возрастного психолога-консультанта.

Принципы, выделенные в работах В.В.Столина:

  1. Принцип анализа подтекста.
  2. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации.
  3. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций
  4. Принцип системности — работа с семьей в целом
  5. Принцип уважения личности клиента
  6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта
  7. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы:

  1. Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия)
  2. Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части).
  3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирование ее членов.

Принципы, выделяемые как основа работы школьного психолога-консультанта

  1. Психолог представляет интересы ребенка
  2. Не навреди!
  3. Принцип уважения личности консультируемого (не навязывать свое мнение, перед психологом не стоит задачи перестроить личность)
  4. Принцип неразглашения информации (информация о ребенке сообщается учителям и родителям с учетом этических принципов практической психологии).
  5. Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.

Специфика работы детского психолога

    1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны

    психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка.

    2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования.

    3. Отсутствие рефлексии у ребенка.

    Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.

    1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип — отказ от конкретных рекомендаций («Я советов не даю»).

    Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда.

    Причины этого:

    — скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение;

    — обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится «советчиком», он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента;

    — конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за собственную судьбу.

    Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.

    2. Второй принцип — анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действий.

    3. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога).

    Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.

    4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем.

    Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача — помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя — счастливыми.

    5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку «дружбы» или «симпатии».

    В психотерапии существуют два важнейших понятия:

    — «перенос», то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;

    — «контрперенос» — склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.

    Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности.

    Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.

    III. Ведение документации на клиентов психологической службы

    Ведение документации на клиента — одна из основных форм организации деятельности социального работника, способ анализа состояния клиента и его проблем. Однако на практике документация ведется редко. Исключение составляют записи на прием в общей книге регистраций, где фиксируются звонки и обращения тех, кто нуждается в помощи.

    Ведение документации на клиента способствует преодолению собственной и общей некомпетентности. В этом контексте документирование как фиксирование словесных образов, кодирование высказываний, «историй», знаковых и символических действий становится средством овладения собственным поведением, способом регуляции поведения других, то есть клиентов.

    1. Значение документирования:

    1. Является своеобразной «памяткой», напоминанием о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил перед собой для их решения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме «стимул-реакция». Они становятся символами — носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца.

    2. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле и почему, что еще необходимо сделать.

    3. Документ фиксирует результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, то есть может выступать в роли отчетного документа.

    4. При необходимости документирование становится доказательством компетентности и добросовестности социального работника или специалиста.

    5. Документация способствует повышению квалификации специалиста. В процессе письменной фиксации специалист как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, формировать критический стиль мышления.

    2. Задачи документирования:

    — накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним и другими субъектами;

    — фиксация процесса оказания помощи;

    — укрепление междисциплинарного сотрудничества, координация усилий разных специалистов, организаций;

    — передача зафиксированной и закодированной информации о клиенте и его проблемах на все уровни управления и исполнения;

    — обобщение методов работы, адаптация к идее инновационной деятельности;

    — использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического планирования, информационных и деятельных моделей обслуживания;

    — систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней всех нуждающихся;

    — типизация категорий клиентов и условий их обслуживания для банков данных информационных служб.

    3. Функции докуметирования

    — клиническая: своеобразная «история болезни», в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода лечения и перечисления тех средств и методов, которые при этом были использованы;

    — профессиональная: сбор информации служит средством повышения профессионализма специалиста;

    — организационная: стимулирует специалиста к реализации определенной системы организационных мер;

    — административная: обеспечение центра информацией о работе всех отделений и специалистов и т.д.

    Ведение документации начинается с письменного оформления «договора», «соглашения» или «контракта» с клиентом. В документе фиксируются цели совместной работы, методы ее осуществления, готовность клиента сообщить о себе необходимую информацию. В дальнейшем могут вноситься изменения в условия первого соглашения. Но сотрудничество начинается именно с оформления первого документа. Он очерчивает сферы ответственности сторон, что исключает возможность превращения документации в своего рода «досье», которое ведется без ведома и участия клиента в нарушение его человеческих прав.

    4. Состав «личного дела» клиента:

    — база данных о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация собирается во время приема, посещения на дому, в виде справочной информации, обследования, заполнения бланков, форм;

    — информация о ходе совместной работы по решению проблемы — принятие решений, результаты обсуждения, официальные распоряжения и т.д.;

    — заключительная запись о достигнутом результате, выводы , резюме.

    5. Основные виды и документирования:

    — повествовательное изложение проблемы со слов клиента, других участников взаимодействия (субъективная информация);

    — повествовательное описание с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов (аналитическая информация);

    — результаты тестирования, анкетирования, всевозможные справки, свидетельства (объективная информация);

    — планы и программы действий, протоколы, заявленные обязательства, характеристики, доверенности, составленные по определенной форме (деловая тактическая информация);

    — отчетные документы (о проделанной работе, о получении денежных сумм и т.п.) выводы комиссий, акты обследования (информация, фиксирующая результаты).

    6. Основные формы документирования:

    — свободная, не требующая для усвоения никаких правил (характерна для описательного документирования);

    — создаваемая по правилам и стандартам — протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления и т.п.;

    — создаваемая по заранее заданным шаблонам, бланкам с помощью коротких ответов, отметок и т.д.

    — аудио и видеозаписи.

    7. Основные принципы ведения документации:

    — принцип полноты в формировании данных о клиенте и процессе решения его проблем (с ним связано рассмотрение документации как «базовой», всесторонней, тщательно и точно подобранной информации, которую можно использовать для решения разных задач);

    — принцип умеренности (представление информации в сжатой, сдержанной, экономной, удобной для работе форме);

    — принцип фрагментарности (отказ от тотальности в отражении проблем клиента, представление их в виде «ключевых», значимых моментов);

    — принцип накопления безоценочной и эмоционально нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков и т.д. из-за собственных негативных установок.

    Iy. Социально-психологические предпосылки успешной деятельности практических психологов

    1. Специальные психологические способности

    Введение в практику работы учреждений социального и социально-психологического обслуживания государственных стандартов социального обслуживания требует определения содержания труда психотерапевтов, психологов-консультантов, социальных работников, а также критериев оценки их профессиональной подготовленности и уровня квалификации.

    Стандартизация труда требует проведения психодиагностики специальных способностей как исходного фактора успешной деятельности психологов-практиков.

    Еще в 20-е годы в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешной деятельности психолога-экспериментатора: 1- вербальные способности понимать речь (владеть ею); 2 — психоспективные — то есть способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания).

    В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросника 16 PF для анализа различных профессиональных групп также подтвердило существование различий не только в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других профессиональных групп, но и внутри данной группы.

    Профессиональные портреты (Р.Кеттелл) психологов — практиков и психологов-диагностов, выраженные в форме так называемых уравнений эффективности, имеют определенные различия:

    — психолог-практик = 0,72А+ о,29В + о,29Н + 0, 29N;

    — психолог-исследователь = 0,31А + 0,78В + 0,47N.

    Сходство данных профессиональных подгрупп выражается тремя факторами: готовностью к контактам (А), умением поддерживать контакты (N), общей интеллектуальностью (В).

    Различия — наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми (Н).

    Не случайно при экспертных опросах психологов многие из них выделяют способность практически решать задачи на общение (талант общения) как специальную способность именно психологов.

    В структуре этой способности можно теоретически вычленить пять главных составляющих:

    1 — умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

    2 — умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);

    3 — способность к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);

    4 — умение анализировать свое поведение (рефлексия);

    5 — умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

    Несмотря на отсутствие общепринятых критериев оценки результативности работы психологов, можно считать, что самой необходимой способностью психолога является умение распознавать любое отклонение от нормального функционирования или развития «объекта» (индивида, малой группы) в процессе общения с ним.

    В зависимости от характера взаимообусловливающих влияний психолога на клиента и клиента на психолога в процессе общения можно дифференцировать виды деятельности:

    — психолог- исследователь — эксперт по распознаванию отклонений при минимизации влияния на человека;

    — психолог — практик — эксперт по коррекции отклонений в функционировании человека при максимализации влияния на поведение «объекта».

    Прогноз эффективности работы психолога можно рассчитать на основе скорости распознавания изменений в поведении человека (уровня развития социального интеллекта) и на основе оценки силы влияния психолога на поведение человека (социальной фасилятивности или поддерживающего отношения психолога к клиенту).

    Y. Методика определения профессиональных качеств

    практического психолога — претендента на работу в психологическом центре

    Для диагностики профессиональных возможностей будущих практических психологов (претендентов на то или иное рабочее место в центре) целесообразно использовать две батареи тестов:

    — для определения компонентов специальных способностей (социального интеллекта и социальной фасилятивности);

    — для оценки некоторых профессионально значимых для работы психологов качеств и прогноза эффективности.

    Обследование проводится в два этапа:

    — перед поступлением на работу в центр,

    — спустя полгода или год — перед выдачей лицензии.

    На первом этапе претенденты подвергаются обследованию с помощью тестов для определения профпригодности в сфере «социального сервиса» — сформированности профессиональных намерений, способностей и т.п.

    Из всех используемых тесты для определения уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности считаются наиболее полезными для прогноза успешности деятельности в сфере социального обслуживания и управления.

    Для определения уровня развития социального интеллекта (понимания поведения других людей) применяется модифицированная версия теста Салливена-Гилфорда, тест включает четыре субтеста:

    1 — субтест «ситуации для заключений»,

    2 — субтест «группы выражений»,

    3 — субтест «понимание устных высказываний»,

    4 — субтест «ситуации, которые надо дополнить».

    Субтест «ситуации для заключения» состоит из 29 рисунков, на которых показаны реакции людей на конкретную ситуацию. После определения намерений и чувств персонажей необходимо выбрать один из трех рисунков, на котором изображено то, что должно произойти.

    Субтест «группы выражений» состоит из 30 пар изображений. В одно предъявление включается три изображения, расположенных справа, и четыре — слева. Три левых изображения однотипны, так как они отражают одно и то же эмоциональное состояние. Один из правых рисунков совместим с ними, поскольку он отображает тот же тип состояния, что и левые рисунки. Необходимо выбрать однотипный с правыми левый рисунок.

    Субтест «понимание устных высказываний» состоит из 24 пар «высказываний — речевых ситуаций» (слева фраза, справа три группы по два человека, между которыми эта фраза могла прозвучать. После определения контекста диалога нужно выбрать одну из трех групп, для которой сказанная фраза принимает иной смысл или сказана с другим подтекстом.

    Субтест «ситуаций, которые нужно дополнить» состоит из 28 пар серий картинок. В первой серии всегда отсутствует один рисунок. Отсутствующий рисунок находится среди четырех рисунков второй серии картинок. После анализа первой серии нужно выбрать правильный рисунок из второй серии, чтобы «комикс» приобрел смысл и стали понятными чувства и мысли персонажей.

    Подсчитывается число правильных ответов по каждому из субтестов и по тесту в целом.

    Для определения социальной фасилятивности (силы воздействия на «объект») применяется оригинальная версия ситуативного теста «собеседование». Каждый претендент должен изложить перед группой психологов-экспертов свою версию причин поступления на работу в центр. Группе экспертов (профессиональных психологов и супервизоров-методистов) предлагается оценить степень социальной фасилятивности кандидата — его умения снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам.

    Фасилятивный эффект оценивается с помощью биполярных, графических шкал: общительности (готовности к контакту); смелости (умению поддерживать контакт); тактичности (умению чувствовать контекст ситуации); интеллектуальности (умению логически обосновывать свои выборы).

    Оценка производится сразу после «прослушивания». За количественную меру эффекта фасилятивности принимается усредненная оценка экспертов по четырем независимым факторам фасилятивности.

    На втором этапе обследованию подвергаются только те из кандидатов, кто успешно прошел собеседование и работал в центре.

    Тесты 16PF Кеттелла и ПСС (предрасположенности к развитию синдрома эмоционального сгорания) считаются наиболее надежными для оценки сформированности профессионально значимых качеств в практической работе психолога и прогноза успешности его деятельности. На основе вычисления оценок выраженности в профиле кандидата 16 базисных (первичных) факторов рассчитывается коэффициент прогноза успешности деятельности психолога-практика и психолога-исследователя по уравнениям регрессии.

    Для оценки риска развития синдрома «сгорания» (бессилие или уход от решения проблем клиента) в процессе профессионального общения используется шкала ППС, созданная на базе ММPI. Шкала включает 99 утверждений, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. За эмпирическую меру склонности к развитию синдрома «сгорания» принимается число совпадений ответов обследуемого с ключом шкалы. Чем ниже суммарный индекс (число правильных совпадений), тем более выражена склонность к развитию «эмоционального сгорания» в процессе профессионального общения с клиентами.

    Склонность к развитию данного синдрома (пресыщение общением) — непреходящая усталость, подавленность, немотивированная агрессивность, недовольство собой и окружающими — является достаточным основанием для заключения о профессиональной непригодности кандидата к психологической деятельности, то есть об отсутствии у него специальных способностей.

    Дополнительно используются две невербальные шкалы измерения альтруизма и консерватизма для оценки выраженности наиболее важных мотивационных составляющих профессиональной направленности представителей социальных профессий.

    Шкала альтруизма представлена четырьмя фотографиями взрослых особей (человека, собаки, кролика, чайки) и четырьмя фотографиями их детенышей.

    За числовую меру выраженности мотивации альтруизма принимается частное от деления суммы произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале) на ранговые оценки (по 8-балльной ранговой шкале оценок) стимулов первого класса. Чем больше полученная величина, тем более выражена альтруистическая мотивация (помощь детям, попечительство детей).

    Шкала консерватизма состоит из 12 стимульных конфигураций: шести гармонических уравновешенных (не содержащих противоречий или диссонансов) и 6 дисгармоничных структур (содержащих противоречие или диссонанс).

    За числовую меру принимается индекс, полученный при делении суммы произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале) на ранговые оценки (по 12-балльной ранговой системе оценок) конфигураций, не содержащих диссонансов, на сумму произведений абсолютных баллов на ранговые оценки конфигураций, содержащих диссонансы. Чем больше полученная величина, тем более выражена тенденция к консерватизму (следованию нормам, правилам, догматическим заключениям и т.д.).

    Из-за необходимости иметь достаточно надежный способ оценки развития у кандидата умения влиять на других людей используется также игровой тест: «доклад о перспективах развития психологической службы». Кандидатам предлагается написать доклад на заданную тему и выступить с ним перед аудиторией «директоров центров»: за количественную меру эффекта фасциации (очарования) принимаетя усредненная оценка впечатления от доклада, полученного «директорами».

    Анализ результатов обследования претендентов

    Для оценки влияния двух гипотетических компонентов специальных способностей на прогноз успешности психологической деятельности используются:

    — дисперсионная двухфакторная схема анализа;

    — параметрический анализ различий по критерию Стьюдента.

    Влияние гипотетических компонентов специальных способностей на выраженность базисных (первичных) черт личности в профилях кандидатов статистически значимо только для факторов В (F=5, р<0,05) и Н (F=7,1, р<0,01).

    Увеличение индекса уровня развития социального интеллекта (способности к распознаванию отклонений в функционировании «объекта») влечет за собой повышение оценок по фактору В (вербальный интеллект).

    Совместное увеличение индекса уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности (способности корректировать отклонения поведения «объекта») приводит к значимому преобладанию в личностном профиле кандидата фактора Н (невосприимчивости к угрозе в процессе общения, решительности, т.е. «смелости»).

    Фактор В (интеллигентность) является общим членом уравнений регрессий для прогноза успешности работы как психологов-практиков, так и психологов-исследователей. Различный вклад главных компонентов специальных способностей в вариативность фактора интеллектуальности и смелости может отражать латентную структуру способностей, предрасполагающих к работе как исследователя, так и практика.

    При избирательной склонности к практической работе психолога можно ожидать более высоких оценок по факторам общительности, фрустрированности, интеллектуальности, эмоциональной стабильности, конформности.

    При избирательной склонности к исследовательской работе можно ожидать в профиле кандидата более высоких оценок по факторам общительности, социальному контролю желаний, интеллектуальности и проницаемости.

    По уровню выраженной социальной фасилятивности статистически значимо различаются психологи предрасположенные и не предрасположенные к практической работе. Эти различия предопределяют и разницу между средними показателями по склонности к развитию синдрома сгорания и фасциации. Иначе говоря, хорошие психологи-практики обнаруживают более высокую степень защищенности от развития синдрома сгорания и большую склонность к конструктивной репрезентации в процессе межличностных и деловых форм коммуникации.

    Параметический анализ дает дополнительную информацию о мотивационных составляющих специальных способностей. Так, при избирательной склонности к практической работе чаще обнаруживается выраженная установка к альтруизму, при избирательной же способности к исследовательской работе — установка к радикализму (чувствительность к противоречиям, новизне).

    Основные психологические качества практического психолога

    (обобщение результатов диагностики претендентов)

    В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США, квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих в нашей стране к психологам относятся специалисты, изучающие поведение человека и психологические процессы с целью объяснения действий людей.

    Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы при решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п.

    В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг:

    — экспертного обслуживания населения,

    — коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп либо для совершенствования индивидов или групп).

    В коммуникативном плане профессия психолога — классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, то есть таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

    Успешность деятельности психолога предопределяется:

    1 — уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;

    2 — уровнем сформированности у него проективных умений (или силой воздействия на других людей);

    3 — степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности).

    В ряде отечественных исследований установлена связь между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности, была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) — с другой. Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности.

    При этом ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления человека (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности).

    Установлено, что наиболее важными качествами, предопределяющими успешность работы психолога, являются:

    — общая интеллектуальность (фактор В);

    — резистентность к социальной угрозе (фактор Н — смелость, успешность в общении).

    Более выраженные оценки по фактору В типичны для представителей исследовательских профессий; этот фактор индивидуальности дает психологу возможность работать с самыми разными контингентами людей.

    Более выраженные оценки по фактору Н типичны для представителей практических социальных профессий, которых с психологами объединяет высокая интенсивность профессиональных контактов с клиентами

    У кандидатов с более выраженным уровнем развития проективных умений (социальной фасилятивности) прогноз эффективности в сфере практической деятельности также более высокий. Кроме того, они обнаруживают способность к подавлению защитных механизмов избегания контактов с клиентами и отрицания у них проблем (по тесту ПСС) и более выраженные способности к фасциации (умение влиять на аудиторию в нужном направлении в игровой ситуации).

    Для кандидатов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам (А), «эмоциональная холодность» и рациональность в установлении контактов (N), сдержанность (Q3) и общая интеллектуальность (В) при выраженном интересе к человеку. Эти качества очень близки к перечню качеств ученого по К.А.Ромулю. И тем не менее специфическая область деятельности психолога — человек и его проблемы — предопределяет преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой, по сути, всегда есть общение двух субъектов.

    Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам (А), умение поддерживать контакты (Н), умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С), умение эмоционально притягивать к себе людей (F), интеллектуальность (В) при высокой чувствительности (Y), облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к чувству вины (Q), или повышенной ответственности за свои действия, фрустрация (Q4) или осознание границ своей компетентности и самодостаточность (Q2) или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.

    В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и особенно в тех случаях, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требует от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. Именно этими обстоятельствами объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, к их уровню профессиональной подготовки, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношения к клиенту.

    YI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах

    В сфере охраны психического здоровья и терапии действуют представители пяти признанных профессий:

    • психотерапевты,
    • клинические психологи,
    • психологи-консультанты,
    • специалисты по социальной работе,
    • социальные работники.

    Различающиеся деталями морально-этические нормы, установленные для указанных профессий, опираются на общее убеждение в фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Этические принципы включают также требования повышения своего профессионального уровня, сохранения личностного достоинства и преданности делу. Первостепенная обязанность работающего в сфере охраны психического здоровья специалиста — оказание помощи и обеспечение прав клиента (или пациента), соблюдение тайны, а также уважение принятых клиентом решений. Не меньшее значение имеет коллегиальность.

    Вместе с тем есть и существенные отличия, касающиеся образования, степени самостоятельности в работе и контроля со стороны государства у каждой из вышеуказанных профессий. Профессии психотерапевта это касается в первую очередь. В словаре Ч.Райкрофта психотерапевтом называют или человека, который практикует психотерапию любого вида, независимо от того, имеет ли он медицинское образование и к какой из школ принадлежит, или любого человека, который практикует психотерапию, но не является психоаналитиком. Под психотерапией при этом понимается любой вид «лечения разговором» (во всех видах психотерапии говорит та или другая сторона, а в большинстве случаев говорят обе).

    Психотерапия может быть: индивидуальной или групповой, поверхностной или глубинной, интерпретативной, поддерживающей или суггестивной.

    Последние три различаются по целям, которые лежат в основе высказываний терапевта.

    Под интенсивной терапией понимается или частота посещений пациента или проявляемая терапевтом активность. Данный термин во всех случаях подчеркивает отличия от соматического лечения.

    Для составления профессиограммы психотерапевта — описательной характеристики общих особенностей профессий, входящих в данную группу, необходимо сгруппировать требования по общности пяти факторов: времени подготовки, способностям, склонностям, характеру нервного напряжения и усилиям.

    Время подготовки психотерапевта, по данным американского исследователя К.Бейкера, довольно длительно. Желающие стать психотерапевтом (клиническим психологом) поступают в США после колледжа в университет на факультет психологии. Курс магистра включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований, охрана психического здоровья и психопатология. После завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.

    Большинство специализирующихся по психологии проходит программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо, как минимум, пройти трехлетнюю программу из 27 курсов, включающих помимо дисциплин магистерского уровня, следующие предметы: биологические основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Докторант должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию (супервизора).

    По завершении курсов докторант приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 часов в неделю) под руководством психолога-клинициста. В период интернатуры докторант изучает детскую, взрослую, групповую и семейную терапию, а также методику тестирования. Для получения степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.

    Обладающий степенью доктора психологии (Ph D) психотераппевт может начать преподавательскую карьеру в университете или в частной компании. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного психолога-клинициста, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен состоит из раздела, устанавливаемого психологической ассоциацией и относящегося ко всем аспекта психологии, а также из раздела, устанавливаемого регионом, выдающим лицензию, и касающегося морально-этических норм и законодательства данного региона.

    Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику без чьего-либо наблюдения.

    В последнее время в психотерапевтических исследованиях активно обсуждаются два важных фактора:

    — различная эффективность работы психотерапевтов,

    — люди с различными личностными особенностями нуждаются в различных типах психотерапии.

    Было обнаружено (М.Келли), что различия между «хорошими» и «плохими» психотерапевтами можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле факторов общительности, смелости, расчетливости, общей интеллектуальной одаренности можно достаточно точно предсказать успех в работе. Во многих работах подтверждается, что вера, интерес, энтузиазм психотерапевта — важные факторы, способствующие достижению успеха. Не менее важны сопереживание и доверительные открытые отношения с клиентом. Установлено, что психотерапевты, которым несвойственны теплота, эмпатия и открытость, могут даже ухудшить состояние своих клиентов.

    В проведенных в Калифорнии исследованиях психотерапии несовершеннолетних преступников изучались различия терапевтических потребностей личности. Результаты показали, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущение неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам подростка. Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями большего эффекта достигали психотерапевты, которые особое внимание обращают не на внутренние переживания клиентов, а на внешние способы контроля поведения.

    Проводится много исследований, посвященных синдрому «эмоционального сгорания». Установлено, что «сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как им не удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию).

    И как результат этого — беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. К симптомам «сгорания» относят также негативное отношение к клиентам и работе, злоупотребление химическими агентами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), отсутствие аппетита или переедание, негативная «Я-концепция», упадочничество и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия), чувство вины.

    Выявлены три фактора «эмоционального сгорания»: личностный, ролевой и организационный.

    Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что эти факторы не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Возраст коррелирует с субшкалой «exhaustion», хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания «эмоционального сгорания». Исследование связи мотивации и «сгорания» показали влияние таких факторов, как чувство своей значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи «сгорания» с удовлетворенностью зарплатой не найдено.

    С развитием «сгорания» связано все, что является для человека стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния.

    К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков». Х.Дж. Фрейденберг описывает «сгорающих» так: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся. Е.Махер дополняет этот список «авторитаризмом», «низким уровнем эмпатии».

    Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». К.Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как результат работы зависит от слаженности действий. Работа в ситуации распределенной ответственности, когда сильно выражено «коллегиальное начало», ограничивает развитие «сгорания».

    Организационный фактор. «Сгорание» связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Развитию «сгорания» также способствует неопределенность или недостаток ответственности.

    Администрация центров должна смягчать развитие «сгорания», обеспечивая работникам возможность профессионального роста, четко распределяя обязанности, продумав должностные инструкции, организуя социальную поддержку.

    Профессиональная помощь при развитии синдрома «сгорания»: применение лекарственных препаратов, применение «малословной» терапии Фрейденберга и некоторых вариантов поведенческой терапии.

    YII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы

    Психологическое консультирование и терапия тесным образом связаны с диагностикой, вынесением заключения по какому-либо вопросу и с профилактикой – совокупностью способов и приемов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению.

    Задача психологов и психосоциологов состоит не только в отклике на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий. В определенного вида профилактике нуждаются все люди. Устранение «факторов риска» в таких сферах, как образование, здоровье, личная безопасность и др., должно проводиться в первую очередь на государственном уровне. Государственные программы способны изменять стиль жизни людей в целом благодаря комплексу используемых мер.

    Важным принципом любой профилактической работы остается преимущество предупреждения над лечением, изучение секретов здоровья, а не болезни. Профилактика – запланированное устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. Есть целый ряд универсальных факторов, которые могут прямо влиять на создание благоприятной обстановки:

    1. Признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских и др.) и необходимости использования новых путей и подходов.
    2. Понимание того, что многие проблемы социального характера проще и дешевле решать тогда, когда они еще не приняли крайних форм и выражений.
    3. Повышение внимания к человеческим проблемам в целом.

    Говоря о профилактике с точки зрения психологических подходов, нельзя не сказать несколько слов о том, что такое психическое здоровье. Существуют различные подходы к пониманию психического здоровья.

    Психическое здоровье:

    — отсутствие выраженных психических расстройств,

    — наличие резерва сил, позволяющих преодолеть неожиданные стрессы,

    — наличие равновесия между человеком и окружающей средой.

    Психическое здоровье как отсутствие асоциального поведения.

    Несмотря на множество всевозможных «факторов риска» и одинаковую опасность для всех, не каждому из нас грозит психическая или морально-негативная инвалидность. Есть категории людей, которые наиболее чувствительны к негативным влияниям, часто по независящим от них обстоятельствам: из-за своего возраста, особенностей воспитания, условий жизни, врожденных психических и биологических пороков, состояния здоровья. Профилактические программы должны быть разработаны и сориентированы на те категории, которые составляют группы наиболее высокого риска – это подростки, малолетние дети, престарелые, осиротевшие и т.д. В центр любой модели профилактической работы должна ставиться личность, а не ее отклонения в поведении или психическом здоровье. Это предполагает ориентацию на здоровые начала, на поиск причин, вызывающих появление патологических последствий и перенос акцентов на оказание психологической помощи и поддержки «группам риска».

    В узком значении психологические методы профилактики представляют собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению.

    Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика.

    Первичная профилактика — психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность.

    Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А,Бандура).

    Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого. Так, для подростков моделью скорее станет не взрослый, а несколько более старший подросток. Модели должны демонстрировать реалистические способы преодоления проблем или достижения целей, изредка терпя неудачи и проходя через определенные трудности. Так, отношение к Хиллари Клинтон в результате скандально известного романтического увлечения ее мужа не только не ухудшилось, но заметно улучшилось. Социальное подкрепление с необходимостью должно последовать за когнитивным усвоением новой модели поведения, это сильнейший мотивирующий фактор, причем положительное подкрепление как поощрение и поддержка оказывается намного более эффективным, чем отрицательное. Иными словами, показывая, что и почему «плохо», необходимо демонстрировать, чем другой стиль поведения «лучше», его преимущества. Например, программа «Ваше здоровье — 2000», в рамках которой в США был разработан курс антинаркотического воспитания. Каждый урок этой программы относится к одному из трех возможных типов:

    1. Передача информации.

    2. Тренинг навыков общения.

    3. Укрепление уз, связывающих ребенка с семьей, родителя-

    ми, друзьями. К методическим разработкам первого и последнего уроков в каждом классе прилагаются претест и посттест. Некоторые компоненты программы включают развитие «Я-концепции» личности, навыков овладения жизненными ситуациями.

    Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика — методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход:

    1. Собственно психологическая оценка процесса личностных изменений человека, особенностей деформации уровней психического здоровья., мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер, выявление актуальных практических проблем личности и поиск подходов к решению проблем.
    2. Установление тех конкретных задач, в отношении которых «показаны» собственно психологические воздействия и отрефлексировать те сферы, где вмешательство психолога не эффективно и не составляет сферу его компетенции.
    3. Разработка приемов, методик, позволяющих провести корректировку последствий аномального развития личности.

    Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства.

    Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной:

    • формирование потребности в новой деятельности, ее выбор,
    • закрепление предмета деятельности в качестве мотива

    (мотивообразование),

    • преобразование одной деятельность в другую.

    Этапы вторичной профилактической работы:

    • мотивационный (создание высокой заинтересованности психокорректирующих занятиях),
    • ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние),
    • установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов «новой» жизни),
    • деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни).

    Третичная профилактика — это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение и реабилитация).

    При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Психолог имеет дело только с одной, а именно – психологической, стороной и всякое преувеличение роли психологической стороны совершенно не допустимо. Хотя психолог и в состоянии выработать систему реабилитационных мер, следование этой системе будет сопряжено со многими практическими обстоятельствами.

    В деле профилактики психолог не может не взаимодействовать с другими социальными службами, ведомствами и организациями и частными лицами. Для своей реализации профилактическая работа использует целый комплекс методов воздействия, в том числе восстановительные, реабилитационные, нацеленные на изменение не только на изменение личности, но и состояния социальной среды и систематическое формирование вокруг человека позитивного социального «поля».

    Литература

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
    2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, — М., 1994.
    3. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению. Научно-методическое пособие. — М.,1997.
    4. Основы возрастно-психологического консультирования, учебное пособие

    под.ред.А.Лидерса. – М ., 1991.

    1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов//Вопросы психологии. 1992. — №1 – 2.
    2. Аминов Н.А., Морохова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. В сб.: Социальная работа. — М.,1992. – Вып. 2.
    3. Косевска Л. Личность психотерапевта. В кн.: Групповая психотерапия. — М.,1992.
    4. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. Методическое пособие. — М., 2000.
    5. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. — Москва – Воронеж, 1995.
    6. Г.С.Абрамова Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.
    7. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. — Ростов-на-Дону, 1997.
    8. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков.- Ростов-на-Дону, 1997.
    9. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. — М.,1989.
    10. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 2001.
    11. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США// Вопросы психологии. 1990. – №6.

    Содержание

    1. Особенности организации деятельности психологической службы
    2. Профессионально-этические принципы деятельности психологов центра
    3. Ведение документации на клиентов психологической службы
    4. Социально-психологические предпосылки успешной деятельности практических психологов
    5. Методика определения профессиональных качеств практического психолога — претендента на работу в психологическом центре
    6. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах
    7. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы