Исследовательский проект

Московский открытый социальный университет (институт)

Социально – психологический факультет

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

на тему: «Способы воздействия на читательскую аудиторию в русле проблем психолингвистики и НЛП

(на примере студенческих молодежных изданий)»

СУИГ:Языковая общая и профессионально-

ориентированная культура студента

Выполнили:

Студенты …………………………

Научный руководитель: к. ф. н., доцент, зам. зав. кафедрой

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Соловьева Н. Н.

Москва

2007 г.

Содержание

Введение

Актуальностьработы заключается в том, что газета, особенно для молодежи, является незаменимым источником информации. В следствие того что далеко не вся страна интернетизирована, а на телевидение времени не всегда хватает, газетные издания становятся центральным информационным источником. В настоящее время количество молодежных изданий увеличилось до огромных размеров, что ставит под сомнение достоверность печатной продукции. Через газеты на молодежь идет как позитивное влияние, так и негативное, путем «навязывания» чужого мнения, манипулирования.

Целью исследования является психолингвистический анализ методов воздействия на молодежь в современном обществе посредством молодежных изданий.

Основной тезис исследования предполагает следующее утверждение: используя определенные психологические методы и методы нейро-лингвистического программирования, а также учитывая особенности читательской аудитории определенной социальной группы, можно наиболее эффективно достичь поставленной цели, а именно: внушить, убедить, привлечь внимание, замотивировать и т.д.

Задачами данного исследования являются такие, как:

26 стр., 12963 слов

Исследование социально-психологической адаптаци подростков

... исследования: Социально-психологическая адаптация и личностная тревожность. Предмет: Социально-психологическая адаптация подростков. Цель: Выявление взаимосвязи социально-психологической адаптации подростков с  личностной  тревожностью. Задачи: 1. Изучение и анализ литературных источников ... __________ г. Самара, 2008   Исследование социально-психологической адаптации подростков ( ...

  1. рассмотреть особенности молодежного возраста;
  2. изучить методы воздействия на читательскую аудиторию, использующие психологические методы и методы НЛП;
  3. проанализировать молодежные газетные издания с позиций использования способов внушения, убеждения и привлечения внимания;
  4. разработать опытно-экспериментальный материал, нацеленный на проверку эффективности методов, выбранных нами;
  5. провести исследование эффективности выбранных методов на студентах 1-3 курсов;
  6. провести анализ полученных данных, сделать выводы;
  7. обобщить результаты исследования в целом.

Объектом исследования являются методы воздействия.

Предметом исследования являются психологические методы и методы воздействия НЛП.

Субъект исследования – молодежь в возрасте 17-22 года.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, обобщение;
  • эмпирические: свободный эксперимент.

Исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

Глава I. Словесные способы воздействия на читателя молодежных изданий

1.1. Психологические, возрастные и социальные особенности молодёжного возраста.

Слово «молодежь» достаточно часто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определенной группы людей, чаще всего ориентируясь на возрастной критерий. При этом не всегда задумываются о том, что понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже если пытаться определить только возрастные рамки молодежи, то и здесь возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития, а также в связи с несовпадением темпов созревания отдельных свойств индивида: физического роста, полового созревания, интеллектуального и социального развития. Это характерно не только для молодежного возраста, но и для ряда других возрастных групп. Но при этом нужно помнить, что каждый возрастной слой в обществе имеет свои внутренние характеристики, то есть любой возраст имеет свои возрастные стереотипы, понимание своих возможностей и обязанностей на данной стадии жизни. Понятие «возрастная группа» включает в себя не только общность условного возраста её членов, но и, как определяет И.С. Кон, возрастную субкультуру, то есть набор признаков и ценностей, по которым представители данного возраста осознают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных общностей.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы ... данных; • интерпретационные. 1. К организационным методам относятся: • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. п.; • лонгитюдный — ...

С точки зрения психологии возраст обозначает «определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение». Любому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения и потери. Они и составляют возрастные особенности, то есть то, что отличает один возраст от другого.

Молодежь как определенная социально-демографическая группа уже достаточно давно является предметом изучения философов, социологов, психологов и педагогов. Ряд серьезных исследований, посвященных изучению молодежи, появляется в России в 60-70 годы ХХ века. Одно из наиболее ранних определений понятия «молодежь» принадлежит, как считается, В.Т. Лисовскому. Данный автор в 1962 году, анализируя материалы социологических исследований, пишет о том, что молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей.

Развивая свои идеи, В.Т. Лисовский в соавторстве с другими исследователями приходит к мысли, что «общую социальную характеристику молодежи современного общества можно дать, исходя из ее положения и места в системе общественного разделения труда. С этой точки зрения социальная особенность молодежи состоит в «открытости» и «лабильности», в определенной свободе выбора и принятия на себя социальных позиций и ролей». Важным признаком, характеризующим молодежь как социально-демографическую группу, В.Т. Лисовский и его коллеги считают социальную зрелость. При этом определяют социальную зрелость как «такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности». В качестве основного критерия социальной зрелости подрастающего поколения выделяют только «достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии».

В.И. Добрынина, раскрывая понятие «молодежь», учитывает психофизиологические, экономические и социальные критерии. По ее мнению, молодежь находится в стадии формирования организма и психики, то есть, это физически и духовно не окрепшая возрастная группа. Молодежь только вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой. Для нее характерна незаконченность процесса социальной адаптации, несформированность системы ценностных ориентаций. В связи со всем этим молодежь выступает как наиболее динамичная часть общества. Некоторые современные авторы считают, что такие признаки характеризуют ее как некую инфантильную часть общества. Однако данные признаки действительно во многом характерны как для молодежи 60-х годов прошлого века (когда они были сформулированы), так и для современной молодежи. И речь здесь идет не об инфантилизме, а о тех проблемах, которые относятся именно к молодежному возрасту.

11 стр., 5108 слов

Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе

... и в социальной, духовной сферах общества. Положение молодежи в обществе. "Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, ... остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилакти­ческие меры, ...

Н.А. Чистякова, во второй половине девяностых годов прошлого века, изучая социальные проблемы молодежи, определяет, что молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, то есть потенциальными сущностными силами молодого человека.

В.В. Павловский считает, что молодежь – это особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет (женский и мужской пол), которая:

— занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста;

— представляет собой возрастное образование, включающее в себя 17 годовых подгрупп, объединяемых в 4 стадиальные крупные подгруппы, которые характеризуются спецификой освоения и реализации молодежных ориентированных на данный возраст программ;

— детерминируется природной средой, конкретно-историческим обществом с его общественной формацией, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития;

— является результатом социализации в пяти основных сферах жизни общества; — осуществляет переход от репродуктивной (подготовительной) к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несамостоятельности – к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей.

Это группа, которая отражает в себе классовую, социально-групповую, этническую и иную актуально важную структуру того или иного общества. Это старшая по возрасту часть первого поколения общества, это генетически и исторически необходимое особое социальное звено в преемственности поколений как формы существования общества. Такое определение можно назвать наиболее полным как с позиции социальных, так и биологических характеристик.

Небезынтересным является мнение немецкого ученого Б. Штётцеля, который считает, что «если сегодня говорится о молодежной работе как самостоятельной дисциплине в социальной педагогике, то предполагается, что мы имеем дело со специфической целевой группой. Её нельзя рассматривать как произвольно выхваченную из потока времени, несущего нашу жизнь. Напротив, речь идет о жизненной сфере, которая в биологическом и психологическом отношении обладает особыми признаками и функционирует в соответствии со специфическими закономерностями».

Таким образом, можно говорить о том, что интерес ученых к изучению проблем молодежи и молодежного возраста усиливается со второй половины ХХ века, и все авторы отмечают, что молодежь – это особая социально-демографическая группа, имеющая свои биологические, психологические и социальные специфические особенности.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... — значит, меняется социальная ситуация разви­тия и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как актив­ного субъекта ... ис­чезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю ...

Важным является также вопрос об определении границ молодежного возраста. Как уже говорилось выше, точно сделать это крайне затруднительно, так как границы молодежного возраста подвижны. Однако варианты такой периодизации, безусловно, существуют. В приведенном выше определении В.В. Павловского отмечается, что молодежный возраст колеблется от 13-14 до 29-30 лет. Автор определяет, что продолжительность этого возраста примерно 17 лет, и делит весь молодежный возраст на четыре подгруппы. А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить три подгруппы молодежного возраста: 15 – 17 лет – ранняя юность, 18 – 23 года – юность, 23 – 33 года – молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации – от 15 до 33 лет. В учебнике «Основы социальной работы», вышедшем под редакцией П.Д. Павленка, авторы определяют границы молодежного возраста с социальных позиций и относят к нему период от 14 до 30 лет. При этом отмечается, что нижняя граница этой периодизации связана с тем, что в 14 лет человек впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в колледж или пойти на работу. А к 30 годам, как правило, человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Мнение о том, что в 14 лет у молодого человека появляется возможность социального выбора, можно считать ошибочным. Так как большинство детей в настоящее время начинают учебу в школе по-прежнему в семь лет, то неоконченное среднее образование, дающее им право на такой выбор, получают все же в пятнадцать, а не четырнадцать лет. А четырнадцатилетний возраст связан сегодня с получением паспорта и наступлением периода уголовной ответственности за ряд преступлений. Что, разумеется, предполагает определенный уровень взрослости и может являться критерием перехода от подросткового к первой стадии молодежного возраста. Нам кажется, что А.В. Мудрик более точно предлагает нижний возрастной предел, если подходить к этому с точки зрения социальных проблем молодежи. Именно в пятнадцать лет большинство молодых людей впервые получает реальную возможность социального выбора, связанного с организацией своей жизнедеятельности. В этом возрасте социальные проблемы, характерные для молодежи, начинают формулироваться и актуализироваться у каждого представителя этой возрастной группы. Верхний возрастной предел категории «молодежь» действительно можно обозначить тридцатью годами. К этому периоду человек, как правило, решает основные социальные проблемы, которые относятся к молодежным, и достигает определенного уровня социальной зрелости. В современных официальных документах, таких как Закон РФ «О молодежи и молодежной политике», Закон Новосибирской области «О молодежи» и ряде других, молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 30 лет. Исходя из этого, разрабатываются и реализуются различные программы, направленные на решение социальных проблем молодежи.

Между тем определение границ молодежного возраста происходит не только с социальной, но и с антропологической и психологической позиций.

Одно из первых выделение молодежного возраста с антропологических позиций можно увидеть в работе В.В. Бунака и его коллег, которые считают, что подростковый возраст для мальчиков определяется 13 – 17 годами, для девочек – 12 – 16-17 годами. Юношеский возраст для мужчин – 17 – 20-25 лет, для женщин – 17-20 лет. И взрослый возраст соответственно от 25 – 35 до 35-45 лет у мужчин и от 20 – 30 до 30 – 40 лет у женщин .

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, ... своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена ...

А.А. Маркосян выделяет в интересующем нас возрастном периоде две группы: подростковый возраст (мальчики от 13 до 16 лет; девочки от 12 до 15 лет) и юношеский возраст (юноши от 17 до 21 года; девушки от 16 до 20 лет).

То есть с антропологических позиций юность как первая стадия молодежного возраста начинается чуть позже, в 16-17 лет. В то время как при социальном походе некоторые авторы говорят даже о 14 годах как о начале молодежного периода. Нужно также отметить, что сам термин «молодежь» чаще используется именно для обозначения этой группы с социальной позиции, а в антропологии и психологии обычно выделяют периоды юности и зрелости, хотя Э. Эриксон, подразделяя весь жизненный цикл на восемь фаз, выделяет в качестве пятой – юность, шестой – молодость, а седьмой – взрослость. Психологический словарь предлагает следующую возрастную периодизацию: подростковый возраст – 10–15 лет; юность: первый период (старший школьный возраст) 15-17 лет, второй период – 17 – 21 год; зрелый возраст: первый период — 21 – 35 лет, второй период – 35 – 60 лет. Таким образом, можно говорить о том, что начало молодежного возраста при этом подходе определяется пятнадцатью годами, а за верхнюю границу можно принять окончание первого этапа зрелости, то есть 35 лет.

Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, выделяет следующие возрастные периоды: подростковость – 13–17 лет, юность 18 – 22 года, взросление – 23 – 30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между семнадцатью и тридцатью годами.

Таким образом, можно говорить, что молодежный возраст представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких возрастных подгрупп. Особое внимание психологи уделяют юношескому периоду как промежуточному между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. Так, сегодня у нас прижилось слово «тинэйджер», которое мы переводим как «подросток», но на Западе им принято обозначать любого человека от 13 до 19 лет. И.С. Кон, доказывая свою мысль о том, что возрастная терминология ни когда не была однозначной, приводит примеры того, что в Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» – как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает пятнадцатилетие, а герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет.

Немецкий психолог Б. Штётцель возраст от 15 до 18 лет называет вторым периодом молодежного возраста (к первому он относит 12 –15 лет) и считает, что главной задачей в этот период является выработка перспектив и конструктивных возможностей деятельности. Индивидуальная структура личности укрепляется во всех отношениях. Если развитие в этот период протекает позитивно, то накопленный опыт в различных областях способствует укреплению самосознания и веры в собственные силы. Не только потребность в расширении собственного «Я» должна развиваться и удовлетворятся, но и приобретают значение такие аспекты как общественно-политические идеалы, чувство ответственности, духовная свобода и т. д.

10 стр., 4560 слов

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

... исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения. ... поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации. Решению этой проблемы посвящено много научных работ ... И.В. в сборнике «Формирование личности в переходный период» приведены следующие данные, относительно потребности школьников в ...

Безусловно, что многие социальные характеристики молодежи связаны с психологическими особенностями этой возрастной группы. В то же время в различных обществах и в разное время существовали и существуют различные критерии того, что должен сделать молодой человек в социальном плане для того, чтобы стать полноценным членом общества. Возрастная классификация молодежи с социальных позиций наиболее хорошо представлена в работе В.В. Павловского, который, как уже говорилось выше, выделяет четыре возрастных подгруппы.

Возрастная подгруппа от 13-14 до 16-17 лет – старший школьный период. Это «переходный мир» от старшего школьничества к гражданской юности. Юноши и девушки в этом возрасте, как правило, заканчивают неполную среднюю или среднюю общеобразовательную школу, профессиональные училища, учатся или заканчивают обучение в средних специальных учебных заведениях и поступают в вузы, а также происходит начало собственной семейной жизни частью рассматриваемых лиц. Работающая молодежь 16 – 18 лет имеет особый экономико-юридический статус на производстве: сокращенный рабочий день, оплачиваемый как полный, запрещение сверхурочных и ночных работ и работы в выходные, отпуск продолжительностью в один календарный месяц и др. Главная задача становления юношей и девушек в этот период – это выбор профессии или специальности, выбор учебного заведения, предприятия, организации, хозяйства и, что очень важно – выбор стабильного перспективного рабочего места. В этот же период важными вехами являются получение паспорта и признание гражданства.

Возрастная подгруппа от 16-17 до 20-21 года – период гражданского становления. На смену школьному образу жизни и соответствующим видам деятельности приходит фаза жизни гражданского становления, доминантами которой являются включение в общественно полезный производительный труд, служба в армии, учеба в специальных средних и высших учебных заведениях, создание молодой семьи, рождение и воспитание собственных детей. 18 лет – это возраст получения избирательного права и права быть избранным (ой) в органы законодательной власти, кроме Государственной Думы Российской Федерации.

Возрастная подгруппа от 20-21 до 25-26 лет – первый молодой гражданский возраст. Можно зафиксировать этот период как время совершенствования в трудовой деятельности одной частью молодежи, завершения учебы в вузах, колледжах, техникумах – другой частью, окончания службы в армии – третьей частью, а также создание собственной семьи многими молодыми людьми. Основными критериями здесь остаются такие, как включение подавляющей части молодежи в производительный труд на таком уровне, который уже не уступает взрослым работникам в основном, а в чем-то и превосходит их. С 21 года дееспособные граждане могут быть избраны депутатами Государственной Думы РФ.

Возрастная подгруппа от 25-26 до 29-30 лет – второй молодой гражданский возраст. Данный период характеризуется развитием и завершением тех общественных процессов, которые начались на предыдущем этапе. У одной подгруппы старших молодых граждан происходит дальнейшее совершенствование в сфере трудовой деятельности, они достигают здесь определенных положительных результатов в профессиональном, служебном отношении, в росте материального и общественного стимулирования своего труда. Другая подгруппа завершает учебу в средних специальных и высших учебных заведениях, некоторая небольшая часть работающих заканчивает или продолжает свое обучение на вечерних или заочных отделениях, на различных курсах. Большинство старших молодых граждан к этому времени женятся и выходят замуж, воспитывают детей.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ... различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок. Например, для восприятия ...

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. Возрастные границы этой группы подвижны и несколько разнятся с точки зрения антропологического, психологического и социального подхода. Однако, в целом, можно говорить, что к данной группе относятся люди в возрасте от 14-15 до 30 лет. Структурно ее принято делить на несколько подгрупп, так как молодежный возраст достаточно продолжителен и существуют физиологические, психологические и социальные отличия в зависимости от того, относятся ли молодые люди к периоду юношества или к более старшим возрастным подгруппам молодежного возраста. В социальном плане именно с молодыми людьми связывают перспективы развития любого общества, поэтому процесс их взросления и социализации является предметом внимания, как государственных структур, так и различных социальных институтов.

1.2. Особенности студенческой молодежной прессы

В настоящее время издается достаточно большое количество молодежных газет и журналов. Каждая газета или журнал стремится к индивидуальности, которая должна увлечь студентов в чтение именно их издания. В действительности, студенческую прессу можно сравнить с молодежным возрастом: она постоянно меняется и также ищет одобрения в кругах своих «сверстников».

Условно молодежную прессу можно классифицировать на три категории. В основе классификации лежит критерий предоставляемой информации. То есть, в зависимости от того, какого рода информацию предлагают те или иные издания, мы выделили 3 вида молодежных изданий:

а) информационные («Московский студент», «Студенческая правда», «Вузовские вести»;

б) развлекательные («Bravo», «Молоток», «Круто»);

в) информационно-развлекательные («Акция», «ReАкция»).

Рассмотрим каждый вид издания подробнее, остановившись на отличительных особенностях, качестве оформления и способу предоставления информации.

Информационные издания в основном ориентированы на предоставление необходимой и актуальной информации, касающейся обучения в вузах, проходящих студенческих мероприятий, форумов, научных конференций и т.д. Также описываются события, касающиеся студенческой жизни и дальнейшего становления студентов как будущих специалистов. Информационные издания ориентированы на студентов и аспирантов, которые обучаются в вузе. Предоставляемая информация опирается на факты и достоверные события. Имеют место быть и вопросы, относящиеся к выбору профессий, обсуждению той или иной специальности. Такого рода издания публикуют и выносят на обсуждение правительственные законы и подзаконные акты, так или иначе касающиеся студенчества.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Им свойственны спокойные, не «кричащие» заголовки, а также структурированность в преподнесении информации. Реклама в газетах присутствует в минимальных количествах и относится в основном к разделу о найме на работу или рекламе какого-либо вуза, факультета или специальности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что газеты, относящиеся к информационным изданиям, целиком ориентированы на студентов, имеют достаточно серьезную основу и стиль преподнесения информации. Конечно, юмор присутствует, но он всегда уместен и минимален.

Развлекательные издания являются прямой противоположностью информационным изданиям. Они ориентированы не только на студентов, а на молодежь вообще, включая и подростковый возраст. Информация, предоставляемая в журналах, касается в основном жизни знаменитых людей, звезд и «народных любимцев». Также основной упор делается на современные ценности молодежи, их увлечения и актуальные темы конкретного возраста. Об учебе говорится в меньшей степени, так же как и о карьерном росте, обучении, дополнительных курсах и т.д.

В содержании журналов присутствуют разнообразные топ-чарты, анекдоты, гороскопы, плакаты, комиксы, «советы психолога», мода текущего сезона. Достоверность информации не всегда подтверждена и основана больше не на фактах, а эмоциональных аспектах и ложных выводах. Также присутствует субъективный момент. А именно, часто делаются необоснованные выводы, которые несут пользу журналу, и ориентированы на ценности и актуальные потребности молодежи.

Стиль преподнесения информации очень яркий, живой, порою кричащий и интригующий. В заголовках используются «кричащие» моменты, завлекающие читателя. Часто в заголовках используются уже сделанные выводы автора, которые не отмечаются при раскрытии темы статьи.

В общем, развлекательные издания целиком и полностью выполняют свою функцию: развлекают молодежь, обеспечивают праздный досуг и позволяют узнать, что нового происходит в мире звезд. Реальной научной или практической информации, которая может помочь студенту в обучении или выборе профессии, место в подобных изданиях не отводится.

Информационно-развлекательные издания интегрируют в себе обе вышеперечисленные категории молодежных изданий со своими определенными особенностями. Такие издания ориентированы на более широкую аудиторию. Она может быть интересна как студентам так и подросткам, и тем, кто уже закончил вуз и поступил, например, в аспирантуру. Затрагивается актуальная информация в сфере образования, политических кругах, касающихся молодежи вообще, шоу бизнеса, жизни популярных и известных людей. В информационно-развлекательных изданиях присутствует чувство такта и меры. Обо всем понемногу, но в русле обучения и современных проблем студенчества.

Такие газеты отличает информативность заголовков. Они не кричащие, но и не такие «сухо-информационные». В этом моменте, как впрочем и во многих других, авторам удалось найти «золотую середину».

1.3. Способы использования слов и текстов в целях воздействия на человека

В современном обществе, когда информация является одним из важных элементов прогресса, давно разработано и изучено большое количество методов воздействия и эффективного преподнесения информации. В данной работе мы рассмотрим две школы, которые изучают методы воздействия на человека. Первая – это классическая психология аргументации. Вторая – нейро-лингвистическое программирование.

1.3.1. Психология аргументации.

В психологии аргументации чаще всего выделяют 20 видов предоставления информации, как ложной аргументации. Рассмотрим эти виды подробнее.

  1. Влияние ассоциаций. Если два события расположены близко друг к другу во времени и/или пространстве, то в человеческом сознании формируется между ними связь. Ярким примером является слоган какой-либо фирмы. Например, реклама «Мегафон – будущее зависит от тебя». То есть, если человек пользуется услугами «Мегафона», то и будущее он строит сам.
  2. Доводы против личности. Выступление против людей, поддерживающих какое-либо дело, но не против самого дела. Основано на том, что если не нравится человек, то и его дело тоже не нравится. Например, если человек выступает за создание какой-либо новой системы, улучшающей качество жизни. Система, без сомнений, отличная. А доводы противников идут против человека. Как вариант, пускается слух, что этот человек 5 лет отсидел в тюрьме. Тогда его дело уже вызывает определенное сомнение.
  3. Популярность и рекомендации. Данный метод основан на потребности людей в конформизме, то есть сделать что-то, так как это делают все. Таким образом, если человек купит какой-либо товар, то он будет входить в определенную социальную группу. Или если так делают все, то это считается правильным. Пример, если Дэвид Бэкхем носит форму фирмы «Adidas», то она очень качественная и хорошая. Потому в наше время очень популярно использовать «лица с обложки» для рекламы товара.
  4. Ложная дихотомия. Дихотомия – два альтернативных, взаимоисключающих решения проблемы. Оно основано на упрощении проблемы. Т.е., человеку дается выбор либо одного, либо другого, совершенно не указывая на то, что возможен и третий вариант.
  5. Обращение к гордости и тщеславию. Основано на потребности человека в признании другими людьми. Например, «Все в восторге от тебя, ты от Maybeline».
  6. Подтасовка или сокращение информации. Любые способы умалчивания информации, которая свидетельствует в пользу нежелательного качества. Например, реклама автомобиля: у него современный бортовой компьютер, кожаный салон, но умалчивается, что тормоза оставляют желать лучшего.
  7. Порочный круг. Посылка является по-другому сформированным заключением.
  8. Нерелевантные доводы. В данном приеме посылка никак не связана с заключением.
  9. «Под уклон» (континуум).

    Аргумент состоит в том, что в один континуум помещают аналогичные события, но они не должны быть в ряду со всеми остальными событиями.

  10. «Соломенное чучело». Умозаключения оппонента представляется в наиболее слабой форме, а затем легко «опрокидываются», подчеркивая слабые стороны.
  11. Часть – целое. Суждения верные для целого верны и для всех его частей и наоборот.
  12. Использование незнания. Основано на том, что слушатель не знает какой-либо информации, на основе которой строятся убеждения.
  13. Слабые неподходящие аналогии. Обращение к аналогии, когда идет сталкивание с новым на основе того, что уже человек знает. Объект использует аналогии, если у них есть общие свойста.
  14. Обращение к авторитетам. Как и метод «популярностей и рекомендаций», основан на потребность людей в конформизме. Если известные люди выбирают определенную марку, то этой марке стоит доверять.
  15. Знание того, что нельзя узнать. Рассуждения о том, что нельзя доказать или увидеть. Например, рассуждения о каких-либо номинализациях – любви, свободе, Боге.
  16. Ложные причины. Если одно событие следует за вторым событием, то чаще всего оно является его причиной.
  17. Снижение. Унижение оппонента и обращение к эмоциям.
  18. Обращение к традициям. То, что делается из года в год, из века в век не подвергается сомнениям, не смотря на то, что все давно могло измениться.
  19. Ложные обвинения в ложных доводах.

1.3.2. Нейро-лингвистическое программирование (нлп)

В НЛП чаще всего рассматривают такие методы, как смешение логических уровней, рефрейминг, речевые пресуппозиции, а также полисенсорное предоставление информации. Рассмотрим каждый метод отдельно, останавливаясь на особенностях каждого.

1.3.2.1. Пирамида логических уровней (нейрологические уровни)

Данная тема в современном НЛП является одной из центральных, т.к. определяет закономерности в рассмотрении субъективных процессов человеческого опыта, вносит структурность в их описание и логику взаимосвязей и соподчинения. Эта тема была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых такими философами как Грегори Бэйтсон и Бертран Рассел. В данной парадигме НЛП удачно сочетается строгий логический подход к познанию Рассела, основанный на выделении логических типов в познании информации, и экологичный взгляд Бэйтсона на обучение живых существ на основе построения субъективных моделей, балансирующих между структурой и спонтанностью в познании.

Пирамида логических уровней основана на иерархической классификации структур мозга, языка и систем восприятия. Р. Дилтс предложил следующую иерархию:

Разберем каждый уровень подробнее на примере: с момента рождения ребенок попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Это уровень окружения. Т.е. все, что нас окружает: предметы (книги, машины, ложки и т.д.), а также люди (Вася, Петя, Маша и т.д.).

Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения. Этот уровень характеризуется конкретными действиями: бежать, трогать, смотреть и т.д. Также к этому уровню относятся состояния. Например, я чувствую себя хорошо, свободно. Вскоре определенные поведения достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Например, Вася хорошо катается на роликах, Маша плохо делает домашнее задание. Проявляя различные данные, человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Этот уровень характеризует наши жизненные утверждения, какие-либо убеждения относительного этого мира. Также у нас есть определенные ценности. Причем, часто ценности могут быть с уровня окружения. Например, семья – это окружение, но по значимости для человека, семья относится на уровень ценностей. Также присутствуют такие ценности, как свобода, любовь, мама, папа и т.д. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою «самость», неповторимость, т.е собственное «Я» как целое. Это уровень личной самоидентификации. Это социальные роли человека, то как он себя видит. Например, я директор, я студент, я рабочий. И затем, на определенном этапе, человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, Вселенной на основе представления о личностном своеобразии. Это высший уровень, уровень миссии. Это смысл жизни человека, то ради чего он живет и существует, осуществляя какие-либо конкретные действия, обучаясь определенным способностям, формируя убеждения и ценности.

Для пирамиды логических уровней действует более общий закон, сформулированный Расселом для определения взаимоотношения между классами информации различных логических уровней, иначе «закон пирамид»: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни; а перемена, происходящая на более высоком логическом уровне, почти всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких.

Смешение логических уровней характеризуется тем, что в речи смешиваются два достаточно удаленных друг от друга логических уровня. Например, «если ты настоящий друг, ты поддержишь меня в трудную минуту и дашь мне 100 долларов». «Настоящий друг» – фраза с уровня личностного своеобразия, а фраза «дашь мне 100 долларов» с уровня поведения. При таких смешениях отсутствует информация с промежуточных логических уровнях. В нашем случае это убеждения/ценности и способности. С одной стороны, такое смешение вполне логично, так как оно обусловлено иерархической структурой самих логических уровней: более высоко расположенные уровни включают в себя нижележащие. Такая «упаковка» информации значительно ускоряет общение: вместо того, чтобы описывать по отдельности каждый уровень, человек выдает самый высокий ЛУ, в то время как наличие нижележащих подразумевается. С другой стороны, возможна определенная «склейка», в результате которой человек окажется не в лучших условиях. Например, жена, говоря мужу: «Ты что не мужчина? Полку повесить не можешь!», подразумевает, что если муж не повесит полку, то он уже не мужчина.

Часто смешение Лу используется в рекламе, а точнее в рекламных слоганах, например, «Тойота – управляй мечтой» (управляй – поведение, мечта – ценность, а для некоторых людей – миссия).

Также смешение ЛУ мы наблюдаем в некоторых изданиях и статьях, когда автор хочет навязать нам свое мнение, либо доказать правильность только его утверждения.

1.3.2.2. Рефрейминг

Слово рефрейминг дословно переводится как «переобамление». Рефрейминг это смена рамки у какого-либо события или явления. У каждого отрицательного момента можно найти какую-нибудь положительную сторону. Под поиском в данном случае понимается возможность переключения внимания человека с ограниченного участка собственного знания на контекст, где оцениваемое действие, состояние или явление имеет позитивное значение. Рефрейминг служит для переключения внимания с негативного отношения к событию на позитивное. Рефрейминг делится на два вида: рефрейминг контекста и рефрейминг смысла.

При использовании рефрейминга контекста смысл оцениваемого факта остается без изменений, а вот сам факт переносится в контекст, где более явно видны его позитивные стороны. Этот прием позволяет «подобрать для картины явления более подходящую рамку». Например, человек говорит: «Я слишком медлительный». Тогда рефрейминг контекста будет звучать следующим образом: «Вы не медлительный, вы основательный!». Или фраза «я слишком много сплю» будет звучать как «я слишком много сплю, зато потом, на свежую голову, я успеваю сделать больше, чем те, кто спят меньше». Рефрейминг контекста помогает осознать, что многие люди слишком «относительны», и на самом деле человека мучает не само качество, а отношение к нему.

Рефрейминг смысла – процесс переоценки значения какого-либо события без изменения контекста, в котором оно расположено. Это взгляд на то же явления, только с другой стороны. Рефрейминг смысла развивает множественное восприятие, позволяя у любой ситуации видеть более одной грани. Например, человек говорит «я обжора». Тогда рефрейминг смысла звучит так: «ты не обжора, ты просто гурман!».

1.3.2.3. Речевые пресуппозиции

Речевые пресуппозиции – это мощные языковые паттерны, которые позволяют говорящему предопределить то, что он не хочет ставить под сомнение. Общий принцип – это дать слушателю много выборов, все из которых предполагают нужный ответ. Способ определить то, что же пресуппозируется – это проверить, что остается неизменным после отрицания предложения. Например, «вам может быть интересно, какое упражнение может быть сделано первым» (это предполагает, что упражнения будут сделаны, и единственный вопрос – в каком порядке), «ты помоешь посуду до или после еды?» (подразумевается, что посуда будет помыта в любом случае).

1.3.2.4. Полисенсорное предоставление информации

Весь опыт человека состоит из образов, звуков, ощущений, вкусов и запахов. Всю поступающую информацию мы поучаем через репрезентативные системы. Сенсорная репрезентативная система – это система, состоящая из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних или внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эти сведения в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для их окончательной переработки и использования. Различают 3 основные сенсорные репрезентативные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Сенсорные системы являются своего рода фильтрами восприятия. Они определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку.

Так как каждая сенсорная репрезентативная система напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации, то, используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира, т.е. свою субъективную модель мира.

От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования/записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7±2 единицы информации одномоментно, и разные люди по разному распределяют этот резерв восприятия между сенсорными репрезентативными системами. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит в конечном итоге полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) «сенсорной записи».

Таким образом, люди имеют предпочтений в способах получения информации и работы с ней, выделяя среди трех сенсорных репрезентативных систем одну, наиболее часто и тонко используемую и, следовательно, вносящую наибольший вклад в репрезентацию мира. Такую систему называют ведущей репрезентативной системой.

Люди опираются на ведущую сенсорную репрезентативную систему как в поведении, так и в речи, а также организуют с ее помощью стратегии мышления. Соответственно, людей делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Внешние сенсорные репрезентативные системы отвечают за ввод и вывод информации. Внутренние сенсорные системы участвуют в координировании информации и организации мыслительных стратегий.

Также выделяют аудио-дигитальную систему человека, это так называемый внутренний диалог. Эта система является метасистемой по отношению к сенсорным репрезентативным системам, так как оперирует не сенсорной информацией, а только с ее кодами в виде слов и цифр. Часто внутренний диалог проявляется как оценочная речь человека.

Обобщая вышесказанное, мы видим, насколько важно выявлять репрезентативную систему человека. Но так как в печатных изданиях это представляется маловозможным, мы предлагаем полисенсорное написание статей. А именно, используя речевые предикаты каждой сенсорной репрезентативной системы. Одинаково используя визуальную, аудиальную и кинестетическую систему в статьях, мы будем ориентированы на массовую широкую аудиторию.

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности методик нлп и других способов воздействия на читательскую студенческую аудиторию

2.1. Содержание экспериментальной работы

2.2. Анализ полученных результатов и обобщение

Список используемой литературы: