Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего

Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих
  • 1.1 Понятие индивидуально-психологических особенностей
  • 1.2 Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов
  • 1.3 Особенности личности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ
  • Список литературы

Введение Актуальность исследования обусловлена ходом современного научно-технического и социального прогресса. Прошедшее двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX столетии, в течении ХХ века оформилась окончательно. В сложившихся современных условиях преобладает коллективный характер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, усложнилась психическая жизнедеятельность людей, происходит постоянный рост их личностных притязаний.

Что касается военнослужащих, то здесь необходимо отметить, что чрезвычайно сложные социально-экономические перемены в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «честь», «достоинство», резко упавший престиж воинской службы, нежелание многих брать на себя ответственность за судьбу Отечества, необеспеченность гарантий социальной защиты внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние военнослужащих. Части и корабли от призыва к призыву пополняются заметно отличающейся от предыдущей, молодежью с более негативными характеристиками. Сказывается недокомплект военнослужащих срочной службы, достигающий 30 %. Неуставные взаимоотношения, глумления над сослуживцами, гибель от не боевых потерь, уклонение от воинской службы свидетельствуют о нерешенности социально-психологических проблем в воинских коллективах. Эти и другие обстоятельства выдвигают психологическую работу на первый план, которая помогает постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах. Целью настоящей работы является изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

5 стр., 2461 слов

41. Психологические аспекты индивидуального поведения в организации

... процесс вхождения индивида в новую организацию. 2 вида адаптации: профессиональная и социально-психологическая. Профессиональная – приспособление к профессии, к работе. Социальная – к группе, ... Локке. 5.5. Модель подкрепляемой мотивации. 6. Преданность организации. 7. Дополнение. Индивидуальный уровень анализа организации: организация рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов, чьи ...

Для достижения поставленной цели работы необходимо решение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме работы; Раскрыть содержание понятия «индивидуально-психологические особенности»; Рассмотреть психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов; 2. Проанализировать особенности лиц, проходящих военную службу в ВС; Провести эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей военнослужащих; 3. Сделать выводы в соответствии с поставленными задачами. Объектом исследования являются военнослужащие. Предметом — индивидуально-психологические особенности военнослужащих. В ходе работы использовались следующие методы исследования: · изучение, анализ и обобщение материалов литературных источников по теме, способствующих определению методологических и теоретических положений работы; · эмпирические методы: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование; · методы количественного и качественного анализа данных.

военнослужащий психологический индивидуальный российский

Теоретическую основу исследования составили работы авторов, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме социально-психологического климата в трудовом коллективе: Бойко В.В., Донцова А.И., Ковалева А.Г., Мансурова Н.С. Панферова В.Н., Парыгина Б.Д., Шепель В.М. и др.

Вопросы психологической работы в Вооруженных Силах исследовали: кандидат философских наук подполковник В.М. Анисимов, подполковник А.В. Боенко, доктор психологических наук полковник П.А. Корчемный, кандидат психологических наук полковник В.Ф. Перевалов.

Научная новизна работы определена тем, что она является комплексным исследованием особенностей социально-психологического климата в воинском коллективе.

В структурном отношении настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы (82 источника).

Глава 1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих

1.1 Понятие индивидуально-психологических особенностей В широком плане личность выступает интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии «индивид», подтверждающем принадлежность биологического организма к человеческому роду. По мнению известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева, понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни. С его точки зрения, индивид — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграция и взаимное «слаживание». Следовательно, индивид — это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду.

16 стр., 7508 слов

Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»

... де Бовуар с. 30 Глава 1 Особенности женского движения 1.1 Развитие женской личности с точки зрения исторического и социокультурного ... и определяли статус исторического лица как специфическую комбинацию индивидуальных, половых, семейно-групповых и классовых характеристик. На рубеже ... в Англии Мэри Уолстоун Крафт, в Германии выходит работы Теодора фон Гиппеля посвященных гражданским правам женщин. В ...

Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития, носителем врожденных качеств. Однако сказать о человеке, что он «индивид», значит не сказать почти ничего. Ведь к нему в равной мере можно отнести младенца и взрослого человека, высокообразованного человека цивилизованного общества и опустившегося до крайности пьяницу. Дальнейшие характеристики должны как-то выделить его в этом мире. Ведь появившись однажды на свет человек продолжает свое физическое, психическое и психологическое развитие и достигает на определенном этапе жизни качественно нового уровня — личностного. Отечественная психология исходит из того, что личность — это конкретный человек, представитель определенной общности (например, воинского социума), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (например, военно-профессиональной) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. Это индивид, как субъект социальных отношений, так как характеризуется включенностью в общественные (военно-профессиональные) отношения и представляет собой определенное системное качество индивида. А с этой стороны под личностью также можно понимать определенное качество конкретного человека (индивида), отражающее его отношение к окружающему миру и определяющее характер его деятельности.

В то же время, каждый военнослужащий, как личность, имеет не только присущие только ему особенности нервной системы (психику), но формируется и развивается в различных социальных условиях (семья, образовательные учреждения и учреждения профессиональной подготовки, воинское подразделение), что складывает своеобразное содержание его психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических и психологических особенностей конкретного военнослужащего. Если в житейском сознании понятие личности нередко отождествляется с представлением о человеке, то в научной психологии во многих теориях личность понимается как более узкое образование, наполненное определенным психологическим содержанием. В современной психологии существует множество определений личности. Человек же может быть описан не только с помощью понятия личности, но и характера, темперамента и других существенных свойств, которые и отличают одного человека от другого и выявляют его индивидуальность. Понятие индивидуально-психологических особенностей включает в себя и аномалии личности, конкретизирует их, т.е. является синтезом многих характеристик человека. Следует учесть, что понятие индивидуально-психогических особенностей является собирательным и наряду с направленностью личности, особенностями мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности включает в себя и социокультурно обусловленные ценностные ориентации, особенности смыслового восприятия различных ситуаций, стереотипы поведения и эмоционального реагирования.

Ведущим компонентом структуры личности является основное системообразующее свойство личности — направленность личности — системоустойчивых (мировоззрения, интересов, идеалов, убеждений, доминирующих потребностей), определяющая поведение личности в меняющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности, но также и на психические состояния, эмоциональные, познавательные и волевые психические процессы. Направленность вместе с доминирующими мотивами имеет и другие особенности протекания: привязанности, симпатии (антипатии, ценностные ориентации, вкусы).

22 стр., 10746 слов

Типы личности и их особенности поведения в конфликте

... психологические  типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов ... деятельности столь    велики, что мешают ее осуществлению, повышают  вероятность    возникновения     конфликтной ситуации. Каждый человек обладает определенным   темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека ...

Проявляется она не только в различных видах, но и в сферах жизнедеятельности человека. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, интенсивностью, широтой, устойчивостью и действенностью. Особенности направленности личности: · Социальная значимость отношений личности, их уровень общественной ценности — нравственность ее повседневного поведения. · Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных интересов — целеустремленность личности. · Степень устойчивости отношений — принципиальность и последовательность личности, или цельность личности. Имеются также базовые ценности, фундаментальные для данной группы людей, существуют и сверхценности. Свобода личности, народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — сверхценностей, которые для многих людей значат больше, чем собственная жизнь. Существуют и мнимые сверхценности. Например, при крушении сверхценности — любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется «депрессивной заслонкой», теряется смысл жизни. Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и т.д. Но этот курс обычно лежит в пределах определенных социальных отношений и ценностей.

Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей. На различных этапах онтогенеза человека от рождения до старости психическое развитие и формирование личности имеет свои особенности. Знание динамики возрастного развития и некоторых специфических закономерностей проявления мотивации личности в том или ином возрасте может оказать здесь существенную помощь. Например, учет в психологическом изучении личности военнослужащего срочной службы особенностей переходного периода от юности к взрослости (18-20 лет), требует понимания того, что на этом этапе решающее значение в жизненном самоопределении имеет переход от зависимости от родителей к самостоятельности. Этот фактор значительно детерминирует мотивационную сферу молодого человека. Едва преодолев противоречия и трудности «подросткового кризиса», сопровождающегося в своем стремлении к свободе самовыражения конфликтами со взрослыми, нарочитостью поведения, игнорированием замечаний и другими элементами асоциального поведения, оказавшись в армии молодой воин вновь попадает под всестороннюю опеку и контроль командиров.

Может возникнуть внутренний конфликт и сработать психологическая защита личности в форме регрессии, т.е. психологического возврата в подростковый период с характерной демонстративностью, непредсказуемостью, замкнутостью и т.д. Совершаемые при этом проступки, нарушения порядка подчиненности внешне достаточно злостные, могут по сути являться проявлением защитной реакции подросткового типа. В этом случае важно понять молодого воина, помочь ему осознать свою значимость и проявить ответственность как вооруженного защитника родины, создать условия для реализации стремления к самостоятельному принятию решений, что ускорит адаптационный процесс. Попытки же изменить поведения воина силовыми методами, ужесточением контроля углубляет внутренний конфликт и значительно осложняет положение воина. На этом примере мы рассмотрели проявление лишь одной возрастной закономерности переходного периода — стремление личности к самостоятельности, самоутверждению и самовыражению. Возрастная психология, таким образом, дает ключи к пониманию существенных мотивационно-поведенческих детерминант воинов. Поэтому изучение личности офицера предполагает учет типологических особенностей ранней (21-25 лет), средней (25-40 лет) и поздней (40-55 лет) взрослости. Для каждого возрастного периода характерны свои кризисные «пики», переживание которых значительно влияет на все личностные проявления военнослужащего.

3 стр., 1396 слов

Зрелость как психологический период. Периодизация зрелости

... высокой частоте депрессий у женщин среднего возраста по сравнению с другими возрастными группами. Заключение Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по ... гражданином, верным другом, опорой близким. Другой психолог Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, ...

1.2 Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов Описание психологических особенностей человека в различные периоды его жизни — задача крайне сложная и многогранная. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой. Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...

Молодость-пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей — вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни. Возрастная психология дает следующее определение зрелости — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб.

пособие /Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. — М.: Пед. общ-во России; Издат. дом «Ноосфера», 1999. — С. 185. . В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. Г. Эббингауз выделил три периода развития личности: · прогресс, охватывающий период жизни от рождения до 25 лет, остановку — от 25 до 50 лет, регресс, начинающийся с 50 лет. В соответствии с кривой памяти Г. Эббингауза человек может рассчитывать на интеллектуальное развитие только до 25 лет. Если изменения наблюдались, их относили за счет простого накопления знаний. Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность вплоть до остроумных или пессимистичных. Периодизация по Пифагору: период становления от рождения до 20 лет — весна молодой человек 20-40 лет — лето человек в расцвете сил 40-60 лет — осень старый и угасающий 60-80 лет — зима В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни Братусь С.Б.

К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14: Психология. — 1980. — N 2. — С. 4. : · новорожденный (1-10 дней); · грудной возраст (10 дней — 1 год); · раннее детство (1-3 года); · первое детство (4-7 лет); · второе детство (8-12 лет); · подростковый возраст (13-16 лет); · юношеский возраст (17-21 год); · зрелый возраст (первый период: 22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины; второй период: 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины); · пожилой возраст (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины); · старческий возраст (75-90 лет — мужчины и женщины); · долгожители (90 лет и старше).

В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 — у женщин, а второй — 25 лет у мужчин и 20 — у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше стоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ зрелости. Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет).

Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21 — 25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет).

В классификации Д. Векслера также наблюдается увеличение периодов с возрастом: 18-19 лет, 20-24 года, 25-34 года и т.д. Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и позднюю зрелость. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею — от 21 до 25лет, по Д. Векслеру — от 20 до 35 лет, по В.В. Бунаку — от 25 до 35 лет (мужчины) и 20-30 лет (женщины), по В.В. Гинзбургу — от 24 до 40 лет. Поздней зрелостью Д. Биррен называет период от 50 до 75 лет, Д. Бромлей — от 40 до 55 лет, Д. Векслер — от 46 до 53 лет., В.В. Гинзбург — от 45 до 50 лет. Продолжительность ранней зрелости по Д. Биррену 8 лет, по Д. Бромлею 5 лет, по Д. Векслеру 15 лет, по В.В. Бунаку 10 лет, по В.В. Гинзбургу 16 лет. То же самое и в поздней зрелости. Нет единого мнения по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, другой — 25. Разница составляет 4 года. Заканчивается период ранней зрелости по одной классификации в 25 лет, по другой — в 40. Разница составляет 15 лет. Разноречивость в определении возрастных границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.

Следует согласиться с тем, что психологические и физиологические показатели развития по времени могут не совпадать, что и находит отражение в возрастных характеристиках. Что же касается большого охвата возрастов в возрастном периоде, то это, скорее всего, можно объяснить тем, что авторы классификаций не располагают достаточным экспериментальным материалом. Разумеется, человек в возрасте 35 лет отличается от двадцатилетнего, а по классификации Д. Векслера это один возрастной период. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации взрослого человека, следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни. Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: · хронологический (паспортный) · физический (биологический) психологический Психологический возраст — каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст — возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности — это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология.

Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ сфера, 2004. С. 195. . Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться. С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время», благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным. Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического. В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность отставание опережение Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием — утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой. Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении — в сторону психологической молодости. Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте. У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек «отдается делу, которому он себя посвятил», — его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы. В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости. Недаром Восток говорит: «Мудрость не знает возраста». Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, — кризис ухода на пенсию. Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие — не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать. Часть людей проживает «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже).

Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я — концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ сфера, 2004.С. 196. . Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ сфера, 2004.С. 196-197. . Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я — концепции» Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ сфера, 2004.С. 197. . Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей. Внутри периода зрелости выделяют «акмэ» — вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться Братусь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14: Психология. — 1980. — N 2. — С. 7. . Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи — специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают «акмэ» в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости. Особый интерес представляет проблема «акмэ» для людей творческих профессий — ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, — свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь. Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете, В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А. Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

1.3 Особенности личности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ Специфической особенностью воинской деятельности является то, что ее субъекты находятся в постоянном взаимодействии не только с различными условиями службы, используемым вооружением и оборудованием, но и друг с другом, что порождает их взаимную обусловленность и межличностную связь. При этом сам процесс взаимодействия представляется необходимым условием эффективности деятельности. Военнослужащий взаимодействует с другими людьми и окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии с ней, тождества и непротиворечивости своего существования. Это непременное условие его жизни в армейских (флотских) условиях. Однако окружающий военнослужащего мир (условия военно-профессиональной деятельности) и сам он постоянно изменяются. Следовательно, абсолютного тождества личности и условий ее деятельности нет и не может быть. Человек постоянно находится в мире «нарушенного равновесия», единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Значит нельзя выделить ни одного момента в профессиональной деятельности военнослужащего, когда бы он не испытывал нужды восстановить баланс нарушаемого равновесия между его личностным содержанием и условиями службы. А для этого он вынужден проявлять достаточную психологическую активность. Активность военнослужащего заложена в самой его природе и присуща ему объективно. Однако направленность активности в воинской деятельности всегда ориентирована на вполне определенную реальность (объект), в качестве которой выступают служебные явления и процессы. Все их составляющие формируют целостный феномен воинского труда. Основными его сторонами являются военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения и личностное развитие. Отечественная военная психология исходит из того, что состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности, есть потребность. Именно она выступает источником постоянной активности военнослужащего, его «внутренним двигателем» и направлена на удовлетворение биологической (пища, одежда, жилье и др.) и социальной (информация, общение, искусство и др.) нужды. Различия между людьми менее всего выражены в наборе биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах. Личность здесь проявляет себя в основном в способах их удовлетворения, которые базируются на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражают достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта, практики военной службы. Это важно учитывать при организации жизнедеятельности личного состава, особенно в условиях проживания в казарме. В противном случае наличие различного опыта удовлетворения биологических потребностей становится одной из причин межличностных и внутриличностных конфликтов. Главные различия между военнослужащими как личностями проявляют себя в количественных и качественных параметрах социальных потребностей. Чем выше уровень личностного развития военнослужащего, тем больше у него социальных контактов, а значит богаче его социальные потребности, социальная активность и деятельность. В то же время важно учитывать, что военнослужащий по своей сути предстает как субъект воинского труда, целостный феномен со своими специфическими макрохарактеристиками как индивид, личность и индивидуальность. В каждом проявлении его активности представлена система потребностей, но в разной иерархии. В результате, вступая во взаимодействие с объектами военно-профессиональной деятельности, он тем самым не только познает их свойства, но и самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворения какой-либо потребности военнослужащий, опираясь на свой опыт, направляет собственную активность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность военнослужащего с целью удовлетворения потребности, и является предметом этой потребности. В итоге объекты, формирующие условия воинской деятельности, становятся предметами личностной потребности. Другим фактором, проявляющимся в военно-профессиональной деятельности, выступает мотив. При этом военные психологи исходят из того, что воинская деятельность полимотивирована, т.е. побуждается многими мотивами, их иерархией. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Но это не исключает влияния на нее в определенных ситуациях мотивов, не имевших первоначально побудительной силы. Другими словами, в процессе воинской деятельности может изменяться иерархия побуждающих ее мотивов. Это, как правило, происходит тогда, когда деятельность побуждается мотивами, которые в системе ценностных ориентаций военнослужащих не занимают ведущих позиций. Системообразующим фактором профессиональной деятельности военнослужащего выступает цель, представляющая собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимопереходят друг в друг. Например, цель, которая ранее побуждалась мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становиться мотивом, Мотивы, имеющие такое происхождение, являются сознательными мотивами деятельности. Таким образом, военнослужащий, как и любой другой человек, объективно предрасположен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и реализовывать себя в специфической деятельности, представленной военной службой. Это условие его жизни. Всякая попытка ограничить его активность в воинской деятельности, поиск новизны взаимодействия с окружающим миром на определенном этапе ведет к психологическому дискомфорту, росту личностной напряженности, оказывает негативное влияние на целостное функционирование ведущих компонентов психологической структуры личности. Психологическую структуру личности формируют ряд психических и психологических явлений, которые, в зависимости от их функций, можно объединить в три группы: психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые), психологические образования и психологические свойства В ряде учебных пособий по военной психологии и педагогике в психологической структуре личности выделяется четыре группы психических явлений: процессы, состояния, образования и свойства. . Рассмотрим их структуру, общее содержание и специфику проявления в сфере военно-профессиональной деятельности. Психические процессы как основа формирования и функционирования личности Познавательная деятельность — необходимая составная часть жизни человека, условие его формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной и другой деятельности. В ее основе находятся психические процессы — ощущение, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление и речь. В соответствии с решаемыми задачами перечисленные процессы получили название психических познавательных процессов. Одновременно с познанием окружающего мира военнослужащий определенным образом посредством своей психики реагирует на происходящие события и явления соответствующим состоянием, которое выступает продуктом эмоционально-волевых процессов — эмоций, чувств и воли. Психические познавательные процессы Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира. При этом можно выделить три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление).

При этом решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем — речь. Общая структура психических познавательных процессов представлена на схеме.

Уровни познания

Элементарный

Промежуточный

Высший

Основные психические процессы

Ощущения

Представление

Мышление

Восприятия

Воображение

Вспомогательные процессы

Память

Внимание

Речь

Схема.

Структура психических познавательных процессов.

Ощущение — процесс отражения в сознании военнослужащего отдельных свойств и качеств объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.

Восприятие — процесс целостного отражения в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие (ощущается) на психику военнослужащего.

Информация, поступающая в сознание военнослужащего на основе восприятия объективного мира, далее обрабатывается памятью. По своей сути память — это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

В отечественной военной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной.

Представления — процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Выделяются два вида представлений: единичные (образы отдельных предметов и явлений) и общие (обобщенные образы предметов и явлений).

Представления наиболее взаимодействуют не только с процессами памяти, но и воображения, представляющего собой процесс создания в сознании новых предметов и явлений на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов и явлений (элементов военно-профессиональной деятельности).

Рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе внимания, которое рассматривается как избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность, особенно в условиях военной службы. Вместе с тем в военной психологии принято увязывать внимание прежде всего с психической познавательной деятельностью военнослужащего на элементарном и промежуточном уровнях.

Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние и на высшую психическую деятельность, представляемую мышлением. С позиций военной психологии мышление — опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Это высший процесс психической познавательной деятельности военнослужащего.

Принято считать, что у большинства людей, наряду с образным мышлением (например, у шахматистов), ведущим средством мышления все же представлена речь. В этом случае она выступает как процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. В психической познавательной деятельности участвуют два вида речи: знаковая (образная), использующая в мышлении знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере личности, формируемой на основе эмоционально-волевых процессов.

Эмоционально-волевые процессы Эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

Эмоции — это процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях. Чувства, в свою очередь, представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.

Эмоции и чувства различаются по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действенности. В зависимости от их величины различают соответствующие эмоционально-чувственные состояния (иногда просто эмоциональные состояния), представляющие собой определенный временный уровень целостного функционирования психики военнослужащего.

Ё Настроение — слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Ё Испуг — простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.

Ё Боязнь — эмоциональное состояние на основе осознания военнослужащим реальной угрозы его положению, здоровью или жизни.

Ё Страх — астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля военнослужащего над своими действиями.

Ё Аффект — переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.

Ё Стресс — непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания военнослужащим сложности ситуации, в которой он находится.

Ё Фрустрация — эмоциональное состояние военнослужащего, возникающее при осознании им непреодолимости возникшей для него трудности.

Ё Аффективный страх — остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность военнослужащего к сознательной деятельности.

Ё Паника — крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.

Наряду с перечисленными, у военнослужащих также могут возникать и специфические эмоционально-чувственные состояния. К ним, прежде всего, относят состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием в условиях бездействия опасности для жизни, здоровья или социального положения предстоящих действий) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, тормозящее аналитическую функцию сознания в активной боевой деятельности военнослужащего).

Если эмоции и чувства военнослужащего переводят функционирование его психических процессов в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли.

Воля — способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия).

В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные. В зависимости от уровня волевых характеристик у военнослужащего формируются соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др.

Как следует из содержания изложенного выше, психические процессы, прежде всего, обеспечивают отражение в сознании военнослужащего окружающей его действительности, а также формирование ее субъективного образа. Их полнота и качество всецело зависят от показателей психики (характеристик рассмотренных психических явлений) конкретного человека и во многом предопределяются особенностями его психофизиологии (наследственностью).

Однако только этим функции психических процессов не ограничиваются. В результате взаимодействия психики с окружающим миром происходит формирование и последующее развитие еще двух групп психических явлений, обозначаемых как психологические (иногда — психические) образования и свойства личности. Используя психические механизмы, они полностью зависят от характера и содержания воздействующих на человека внешних факторов. Следовательно, образования и свойства, в отличие от процессов, имеют не психическое, а психологическое содержание.

Психологические образования и свойства личности военнослужащего В отечественной военной психологии и педагогике принято считать, что психологические образования — это лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения (обучения) и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психологическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность военнослужащего.

Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.).

Иными словами — это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний:

— знания-знакомства, которые позволяют военнослужащему ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные «знания-узнавания», когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, «опознать» ее;

— знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал;

— знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах военно-профессиональной деятельности;

— знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях военно-профессиональной деятельности.

При условии достаточности необходимого уровня знаний начинается формирование соответствующих навыков и умений.

Навык — это автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания (доведенное до автоматизма действие, сопровождаемое или контролируемое сознанием).

Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание предваряет выполняемое действие.

Анализ сущностного определения навыка и умения говорит о том, что оба они представляют собой деятельность человека. Однако если в навыке вначале выполняется действие, качество которого в последующем контролируется сознанием, то в умении сначала с помощью сознания действие планируется и лишь затем выполняется.

В зависимости от уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений: начальные умения, простые навыки (двигательные, сенсорные, умственные, смешанные), сложные навыки и сложные умения.

Рассмотренные психические явления являются ведущими в психологической структуре личности военнослужащего и проявляются повсеместно. Однако мир психологических образований личности включает и некоторые другие, имеющие не меньшую значимость для военнослужащего, хотя и реализуемых лишь в соответствующих условиях. К ним относятся привычки, убеждения и интегральное качество личности — сознательность.

Как уже отмечалось, психические образования личности предопределяют качество выполняемой человеком деятельности. Однако нередки случаи, когда военнослужащий может выполнить какую-то деятельность, совершить мужественный или героический поступок, но не делает этого. Следовательно, в структуре личности есть еще какие-то явления, заставляющие человека поступать так или иначе в конкретной военно-профессиональной ситуации. В отечественной военно-психологической литературе они объединены понятием психологические свойства под которыми понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие военнослужащего преимущественно с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми).

В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей военнослужащего и показывает, к чему он стремится в жизни, в военно-профессиональной деятельности, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные военнослужащие внешне проявляют себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психологическим свойством — темпераментом. С точки зрения военной психологии — это индивидуальное психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения. В нем психика и деятельность взаимосвязаны, но именно особенности функционирования психики (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) определяют своеобразие поведения человека.

Темперамент, как психологическое свойство личности, изучался и систематизировался многими учеными, но в современной отечественной военной психологии используется его научное обоснование, предложенное И.П. Павловым и предусматривающее выделение холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темпераментов.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется другое психическое свойство — характер, сущность которого заключается в совокупности наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Это стержневое психологическое свойство личности военнослужащего, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. Особенности характера конкретного военнослужащего формируются в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.

Способности — соответствие психических особенностей личности военнослужащего требованиям, предъявляемых к нему конкретным видом его военно-профессиональной деятельности. На данном понимании способностей базируется разработка большинства методик профессионального психологического отбора.

Следует учитывать, что способности — это уже сформировавшееся психологическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой лишь стремление личности к определенной деятельности, то задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие военнослужащему эффективно выполнять конкретную деятельность по военно-учетной специальности. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе не востребованным. Их конкретные показатели, как, впрочем, и других психических и психологических явлений личности, устанавливаются в результате специального психологического изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

Определяя социально-психологические особенности офицерского состава, в первую очередь следует отметить, что офицеры составляют основной костяк воинской части. Именно они являются непосредственными организаторами учебно-боевого и воспитательного процессов. Однако следует учитывать, что по своим социально-психологическим характеристикам офицерский состав также не однороден.

В интересах повышения объективности и практической значимости даваемых социально-психологических характеристик офицерского состава целесообразно эту категорию условно разделить на две большие группы: офицеры первого периода службы и офицеры, имеющие значительный служебный опыт, находящиеся на втором, завершающем этапе своей служебной деятельности.

К первой группе, как правило, относятся молодые офицеры и большинство младших офицеров (естественно, в эту группу не попадают те, кто в 35-40 лет находится в звании старшего лейтенанта или капитана).

Во вторую группу целесообразно включить тех, кто заканчивает службу, и большинство старших офицеров.

Рассмотрим общую социально-психологическую характеристику каждой из выделенных групп офицерского состава в виде совокупности положительных и отрицательных качеств, знание которых позволит выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия с ними.

К наиболее существенным позитивным характеристикам офицерского состава первой группы целесообразно отнести:

· сформированные мировоззренческие позиции;

· социальную зрелость;

· широту интересов;

· склонность к воинской профессии;

· осознанный выбор вида Вооруженных Сил, рода войск;

· хорошую теоретическую подготовку;

· старательность, исполнительность, дисциплинированность;

· доверие к опыту старших офицеров;

профессиональное честолюбие, потребность совершенствоваться в избранной профессии;

стремление к самостоятельности, инициатива, желание проявить себя, продвинуться по служебной лестнице;

· повышенная потребность в общении;

· близость к солдатам и другие качества.

Противоположность перечисленным составляют следующие характеристики этой группы офицерского состава: недостаток опыта; непрочность убеждений; восприимчивость к негативному влиянию среды; высокая ранимость; максимализм в оценках; эмоциональность; поспешность в решениях и поступках; слабые навыки в работе с людьми; приверженность к жесткому прагматизму в выполнении своих обязанностей; нередко, особенно в последнее время, проявляется стремление найти применение своим профессиональным знания и умениям вне флотских (воинских) подразделений; недостаточная сформированностъ навыков в преодолении служебных и бытовых трудностей; неясное представление перспектив своей служебной карьеры; неудовлетворенность бытом, материальным положением, организацией досуга и др. В результате значительная часть молодых офицеров оставляют армию и флот в первые 5 лет военной службы.

Характеризуя офицерский состав второй группы, следует обратить особое внимание на такие присущие ей положительные качества, как жизненный и служебный опыт; высокий профессионализм; ответственность; требовательность к себе и подчиненным; развитая коммуникабельность; хорошие навыки и умения в работе с людьми; способность принимать взвешенные решения; профессиональное честолюбие; адаптированность к ограничениям личной свободы и жесткой регламентации служебной деятельности и личной жизни; сосредоточенность на служебных делах; дисциплинированность и др.

В качестве негативных характеристик следует отметить сформировавшиеся к этому времени склонность к консерватизму (шаблону деятельности); прочное доверие своему служебному и коммуникативному опыту; крайне редкий отказ от привычных, в том числе и отрицательных, стереотипов поведения и служебной деятельности (что, по замечанию В.О. Ключевского, возможно, характеризует не столько твердость убеждений, сколько инерцию мысли).

В большинстве случаев ими отдается предпочтение административным, командным методам работы с людьми, реже используется потенциал других методов; превалирование материальных интересов в мотивации службы; проявление служебного снобизма, авторитарного стиля поведения, покровительственного тона во взаимоотношениях; наблюдается определенное снижение служебной активности в силу так называемых «предпенсионных настроений»; у многих присутствует ощущение социальной, моральной и материальной незащищенности, определенной ущербности в социальном плане по сравнению с представителями других слоев общества равного уровня подготовки и квалификации; чувствуется, а иногда подчеркнуто демонстрируется так называемая служебная усталость и др.

Список литературы

1. Агеев B. C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. — 1984. — № 2. С.11-20.

2. Адрианов А.И., Волкова Н.А., Кудряшов А.Ф., Кудряшова Л.Д. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318с.

3. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно — практической конференции. /Под ред. Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П. — М.: ВПА. 1990. — 172 с.

4. Андреева Г.М., Социальная психология. — М.: Аспект-пресс, 2002. — 253 с.

5. Антонюк В.И., Зотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблема социально-психологического климата. — М., 1979. — 182 с.

6. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. Ч.1. — М.: МПМ ФСБ РФ, 2003. — 312 с.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 340 с.

8. Афанасьев И.А., Губин В.А., Дулич Л.М., Лобанов М.А. Психология управления воинским коллективом. — СПб., ВСОК ВМФ. 1993. — 118с.

9. Афонькина Ю.А. Психология развития: Краткий курс лекций: Учебное пособие — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. — 132с.

10. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. — М., Воен. издат. 1981. — 366с.

11. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).

— М.: Фолиум, 1994. 175с.

12. Богатырев Е. Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г. — 340с.

13. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983. — 207 с.

14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.

15. Броневицкий Г.А. Психология военных моряков: психические состояния. СПб., Образование — культура. 2002. — 317с.

16. Брушлинский Л.В. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994 — 280 с.

17. Вагин В.С., Клепиков Д.В. Девиантное поведение военнослужащих. — СПб., ВМА. 1998. — 38с.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 162 с.

19. Вичев В.В., Мораль и социальная психика. — М., 1978. — 84 с.

20. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.: Совершенство, 1998. — 384 с.

21. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.: Совершенство, 1998. — 384 с.

22. Волков С.В., Офицеры и русская культура. — М.: 1998. — 187с.

23. Головин Ю.С. Словарь практического психолога — Минск: Харвест, 1997. — 800с.

24. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В. — М., 1983. — 294 с.

25. Гришина Н.В., и другие: Общение в трудовом коллективе. — Лениздат, 1990. — 171с.

26. Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. — М.: ВПА, 1988.

27. Донцов А.И., Психология коллектива. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 26 с.

28. Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Социологические и психолого — педагогические аспекты военного управления. — СПб., ВМА. 2002. — 144с.

29. Дмитриева Е.В. Социально — психологическое здоровье военнослужащих. — СПБ., ВМА. 1999. — 28с.

30. Доценко В.Т., Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Социологические и психолого — педагогические аспекты военного управления: Организация воспитательной работы в ВМФ. — СПб., ВМА. 2003. — 76с.

31. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб.: Питер, 2003. — 319с.

32. Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Морально — психологическое состояние военнослужащих: Методология анализа и критерии оценки. — СПб., ВМА. 2001. — 116с.

33. Дулич Л.М., Клепиков Д.В., Пряхин Ю.Д. Морально — психологическое обеспечение применения сил флота. — СПб., ВМА. 2000. — 72.

34. Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии. — СПб., Б & К. 2000. — 324с.

35. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. — Л., 1976. — 224 с.

36. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. — М., 1979. — 132 с.

37. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб. пособие. [Электронный ресурс]. — Н. Новгород: НГТУ, 2004. — 39 с. — Режим доступа: . sci-nnov.ru/RUS/FVO/disciplines/ study-vospitat. php.

38. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб.пособие. [Электронный ресурс]. — Н. Новгород: НГТУ, 2004. — 39 с.

39. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., Политиздат, 1975. — 71с.

40. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред.Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. 143 с.

41. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — 431с.

42. Ковалёв А.Г. Психология личности. — М., Просвещение. 1970. — 319с.

43. Коллектив и личность. /Под ред.К. К. Платонова, О.И. Зотовой, Е. В. Шороховой — М.: Наука, 1975. — 286 с.

44. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 152с.

45. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах: Учеб. Пособие — М.: ВПА, 1986 — 226 с.

46. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения // Военная мысль — 1999г — №6 С.21.

47. Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика. — М., Совершенство. 1998. 376с.

48. Курочкин Н.И. Максимов Н.А. Руководитель и коллектив — М.: Экономика, 1979. — 119 с.

49. Локоть Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований — Мурманск: МГПИ, 1999. — 90с.

50. Ломов Б.Ф., Васильев А.А., Офицеров В.В., Рубахин В.Ф. Военная инженерная психология. — М., Воен. издат. 1970. — 398с.

51. Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс (Практическая психология).

— М., 2002. — 200 с.

52. Малкина — Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Эксмо, 2004. — 384с.

53. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 592с.

54. Майерс Д. Социальная психология. — М., 1997. — 462 с.

55. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. — М., 1992. — 284 с.

56. Марков М.С. Теория социального управления — Пер. с болг. — М.: Прогресс. 1978. — 477с.

57. Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, — М.: Воениздат, 1994. — 374с.

58. Немов Р.С. Психология: Учебник. — М.: Просвещение, 2000. — 576 с.

59. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. С. 91-101.

60. Общественно-государственная подготовка: Учеб. пособие. /В.Г. Шамаев, Е.М. Локтев. — Воронеж: ВГУ, 2004. — С.231 — 253.

61. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред.В.А. Ядова. — Л., Изд-во «Наука». — 276 с.

62. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. — М., Изд-во Мос. ун-та, 1977. — 194 с.

63. Петровский А.В. Общая психология — М.: Просвещение, 1970. — 432с.

64. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, — М., 1979.

65. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990. — 181 с.

66. Плехов А.М. Словарь военных терминов — М.: Воениздат, 1988. — 335с.

67. Покровский Б.Л. Лётчику о психологии. — М., Воен. издат. 1984. — 100с.

68. Пономоренко В.А., Лапа В.В. Профессия — лётчик. Психологические аспекты. — М., Воен. издат. 1985. — 136с.

69. Потанин С.П. Социально — психологический тренинг в высшей военной школе. — СПб., ВМА. 2000. — 230с.

70. Прохоров А.Н., Савко А.М. Методика анализа и оценки состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики в части, на корабле. — Ленинград. ВМА. 1990. — 36с.

71. Практикум по психологии и педагогике. Часть III: Изучение воинского коллектива /Авт. — сост.А.С. Калюжный. — Н. Новгород: ВМИ ФПС РФ, 2002. 16 с.

72. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Изд-во » БАХРАК-М», 2001. — 600 с.

73. Психологическая теория коллектива / Под ред.А. В Петровского. — М.: Педагогика, 1979 — 304 с.

74. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебное пособие — М.: ВУ, 1998 — 281с.

75. Розанов В.А. Психология управления, учебное пособие — М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен — 1999г. — 352с.

76. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

77. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев, 1991. — 191 с.

78. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

79. Социальная психология: Хрестоматия. Антология. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — 476 с.

80. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

81. Социально-психологические основы руководства: Учебно-методическое пособие. — Мурманск: Изд-во МГИ, 2001 — 24 с.

82. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: Учебное пос. [Электронная версия]. — М.: ВУ, 1999.

83. Режим доступа: Компакт-диск однократной записи (CD-WORM) ГУВР МО РФ.

84. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. — 29. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.М., 1982.

85. Холл К., Линдсей.Г. Теории личности. — М., 1997г.

86. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2005. — 208 с.

87. Шеляга В.В., Глоточкин А.Д., Платонов К.К. Военная психология. — М.: Венное издат. 1972. — 400с.

88. Шепель В.М. Управленческая психология. — М., 1986. — 384 с.

89. Шепель В.М. Социальное управление производственным коллективом. Опыт социол. исслед. проблемы — М.: Мысль, 1976. — 212 с.

90. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов. — М., 2001.203 с.

Размещено на