Материалы самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психофизиология» является одним из базовых компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Данная самостоятельная работа предполагает в большей степени освоение практических навыков работы с полученным на лекции теоретическим материалом.При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

— работа с книгой;

— работа со словарями;

— аннотирование;

— рецензирование;

— решение «кейс-методов».

Оформление самостоятельной работы:

1.Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ruраздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

  • параметры страницы (210х297 мм) А4;
  • интервал полуторный;
  • шрифт 12, Times New Roman;
  • поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
  • все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

  1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Форма обучения

Объем часов на самостоятельную работу

Очная форма обучения

48,

56.

68

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

Тема 1. Предмет и методы психофизиологии. Физиологическое и психическое в природе человека. Доминанта. Психофизиология эмоций и памяти.

(время на изучение и выполнение данной темы 16 часов)

Задания к разделу.

Необходимо привести конкретный пример, направленный на понимание «принципа доминанты», используя информацию из своего жизненного опыта, по следующей схеме:

  1. дайте определение доминанты
  2. кто является автором термина «доминанта»
  3. какие условия внешней среды, и при каком вашем внутреннем состоянии запустили поведение, которое вы взяли в качестве примера описания доминанты
  4. что в примере вашего поведения отражает принципы доминанты
  5. как взаимосвязаны доминанта и энграмма

Тема 2. Психофизиология информационных процессов в центральной нервной системе. Психофизиология функциональных состояний.

(время на изучение и выполнение данной темы 32 часа).

Задания к разделу.

В данном задании надо выбрать только один вопрос из предложенных ниже и раскрыть его по прилагаемой схеме. Объем работы – не более 7 страниц.

ВНИМАНИЕ: в группе каждый выбирает только один вопрос, если больше 33 человек в вашей группе, два человека могут отвечать на один вопрос, но ответы должны быть индивидуальными. Список тем и фамилии студентов, выбравших темы, староста прикладывает к сдаваемым в деканат работам!!!! В случае, если на одну тему будет большее чем описано выше количество ответов, и это будет зафиксировано в общем списке старосты, работы автоматически не получают аттестацию. Работы, не зафиксированные в списке, также не рассматриваются!

  • Схема ответа на вопрос:
  1. введение, где вы даете определения основным понятиям по вашему вопросу
  2. содержание, в котором вы раскрываете ответ на полученный вопрос, используя литературные данные и свои собственные взгляды на данную тему
  3. выводы, где вы даете краткий ответ в одном-двух предложениях на выбранный вами вопрос.
  4. список используемой литературы (не менее 4 источников)
  • Список вопросов по 2 заданию для группы:

1. Использование принципа доминанты в обучении

2. Использование принципа доминанты в торговле

3. Использование принципа доминанты в воспитании

4. Использование принципа доминанты при общении в пользу вас как собеседника

5. Использование принципа доминанты при общении в пользу вашего собеседника, а не вас

6. Социальные потребности человека (по П.В.Симонову)

7. Закон заслуженного собеседника (по А.А.Ухтомскому)

8. Закон двойника (по А.А.Ухтомскому)

9. Психофизиологические особенности процесса возникновения положительных эмоций

10. Психофизиологические особенности процесса возникновения отрицательных эмоций

11. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-левшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

12. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-правшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

13. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы девочек-амбидекстров, их влияние на выбор профессиональной деятельности

14. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-левшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

15. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-правшей, их влияние на выбор профессиональной деятельности

16. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы мальчиков-амбидекстров, их влияние на выбор профессиональной деятельности

17. Психофизиологические особенности когнитивной и эмоциональной сферы новорожденного

18. Особенности восприятия человеком объемных (3D) картинок

19. Забывание как активный процесс

20. Основные отличия оперативной (рабочей) и кратковременной памяти

21. Принципы влияния многократного повторения одной и той же информации («зубрежки») на процессы запоминания и воспроизведения информации.

22. Особенности восприятия у водителя автотранспортного средства во время длительного пребывания «за рулем» (транс дороги)

23. Последствия усвоения навязываемого музыкального ритма мозгом человека

24. Условия для возникновения трансового состояния у человека в православном храме

25. Психофизиологические особенности восприятия человеком красного цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

26. Психофизиологические особенности восприятия человеком синего цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

27. Психофизиологические особенности восприятия человеком зеленого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

28. Психофизиологические особенности восприятия человеком желтого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

29. Психофизиологические особенности восприятия человеком коричневого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

30. Психофизиологические особенности восприятия человеком черного цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

31. Психофизиологические особенности восприятия человеком белого цвета, его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу

32. Эгоизм и социум – плюсы и минусы

33. Альтруизм и социум – плюсы и минусы

Список предполагаемой литературы:

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007, 214 с.
  2. Психофизиология: Учебник для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. И перераб. — СПб.: Питер, 2007, 464 с.
  3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. – 3-е изд. / А.С. Батуев – СПб: Питер, 2008, 317 с.
  4. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека. – СПб: ГИПСР, 2001.
  5. Батуев А.С. Что такое психофизиология. – СПБ: ГИПСР, 2001, 32 с.
  6. Блюм Ф., Лейзерсон А.. Мозг, разум, поведение – М.: Изд-во «Мир»,1995, 230 с.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПБ: Изд-во: «Питер», 2000, 992 с.
  8. Марков А. Эволюция человека. Кн.2. Обезьяны, нейроны и душа / А.Марков – М.: Астрель, 2012, 512 с.
  9. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука / А.А. Ухтомский – Рыбинск, Рыбинское подворье, 1997. 576 с.
  10. Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия / А.А. Ухтомский – Рыбинск, Рыбинское подворье, 2000. 608 с.

Электронные ресурсы удаленного доступа

  1. http://www.sleepmed.ru/vein.htm

3.3. Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

— 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

— 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

— 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

— 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

— 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Биосоциальная природа человека.
  2. Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного.
  3. Предмет и методы психофизиологии.
  4. Принцип доминанты в психофизиологии.
  5. Принцип условного рефлекса в психофизиологии.
  6. Основные детерминанты поведения.
  7. Поведение и психика.
  8. Витальные потребности человека.
  9. Социальные потребности человека.
  10. Идеальные потребности человека.
  11. Сенситивные и критические периоды в развитии человека.
  12. Психофизиология памяти.
  13. Законы общения человека.
  14. Психофизиология движений.
  15. Психофизиология обучения.
  16. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности.
  17. Психофизиология принятия решения.
  18. Восприятие и переработка информации.
  19. Психофизиология речи.
  20. Природная основа мышления и интеллекта.
  21. Сон и его природа, психические процессы во сне.
  22. Сновидения и их значение.
  23. Эмоции, их природа и значение.
  24. Сознание и его психофизиологические теории.
  25. Функциональная асимметрия мозга человека.
  26. Различия в психофизиологии мужчин и женщин.
  27. Основы психотерапии и гипноза.
  28. Методы психофизиологических исследований.
  29. Системная психофизиология.
  30. Прикладная психофизиология

Раздел 5. Информационное сопровождение дисциплины

5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007. — 373 с..
  2. Психофизиология: учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для основания дисциплины

  1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. – 3-е изд. / А.С. Батуев. – СПб: Питер, 2010. — 317 с.
  2. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека / А.С. Батуев. – СПб: ГИПСР, 2001.
  3. Батуев А.С. Что такое психофизиология/ А.С. Батуев. – СПБ: СПбГИПСР, 2001.
  4. Блюм Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блюм, А. Лейзерсон . – М.: Мир, 1995. — 230 с.
  5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПБ: Питер, 2000. — 992 с.
  6. Марков А. Эволюция человека. Кн.2. Обезьяны, нейроны и душа / А.Марков – М.: Астрель, 2012, 512 с.
  7. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука / А.А. Ухтомский – Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. — 576 с.
  8. Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия / А.А. Ухтомский – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. — 608 с.
  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Издательство: Питер 2012. 168 с

5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

  1. Психофизиология [Электронный ресцрс] / авт. Марютина Т.М., Кондаков И.М.. – Режим доступа:
  2. Медицина сна [Электронный ресцрс] / Сомнологический центр Минздравсоцразвития России. – Режим доступа: http://www.sleepmed.ru/vein.htm

Раздел 6. Глоссарий

  1. Бессознательное — совокупность психических процессов, действий, состояний, не представленных в данный момент в сознании
  2. Биологические потребности – потребности, возникающие под влиянием определенного отклонения констант внутренней среды организма и направленные на сохранение целостности индивида и вида
  3. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, образе, событии, рассуждении и т.п.)
  4. Восприятие — процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств, совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности
  5. Внушение — прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу, при котором осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом воздействии информации
  6. Долговременная память — память, для которой характерен устойчивый след информации
  7. Доминанта — принцип ведущего действия данного момента, это действие, которое подчиняет себе деятельности всего организма
  8. Знание — совокупность чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которое с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям
  9. Инстинктивное поведение – генетически закрепленный сложный комплекс двигательных актов, включающий специфическую временную последовательность нескольких компонентов
  10. Кратковременная память — память, при которой существует первоначальный неустойчивый след информации, характеризующийся ограниченным объемом и быстрым угасанием.
  11. Мотивация — состояние, направленное на удовлетворение потребности; физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению
  12. Образ – результат восприятия окружающей действительности, выражающийся в создании субъективной картины мира и его фрагментов
  13. Обучение – процесс, в результате которого происходит приобретение организмом новых форм индивидуального поведения, усвоении знаний, умений, навыков деятельности
  14. Оперативная память — вид памяти, которая связана с хранением информации для решения конкретной задачи и которая длится в течение времени, которое требуется для ее решения.
  15. Память — механизм, позволяющий сохранять информацию в течение длительного времени
  16. Поведение — внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой, опосредованное как внешней двигательной активностью, так и внутренней психической деятельностью
  17. Потребность — специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития
  18. Приобретенное поведение – формирование в течение индивидуальной жизни навыков приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды, реализуемое в рамках обучения
  19. Психика — скрытое от непосредственного наблюдения субъективное и активное отражение в мозгу образа объективного мира и самого себя в этом мире
  20. Психофизиология — наука о физиологических основах психической деятельности человека
  21. Речь – психофизиологическая функция человека, обеспечивающая возможность общения посредством звуков, знаков и символов
  22. Сознание — это высшая форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний, то есть совокупности чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которые с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям
  23. Социальные потребности – потребности, возникающие в ходе общения людей друг с другом и реализуемые через их взаимодействие
  24. Функциональная система – комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата
  25. Чувства – эмоции, связанные с субъективным представлением человека о предмете или явлении и выражающие устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности
  26. Эмоции — это отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и индивидуально приобретенного опыта
  27. Эмоциональное состояние — субъективное переживание, отражающее отношение данного индивида к окружающему миру и к самому себе
  28. Эмоциональное выражение — изменение в соматической и висцеральной сфере, сопровождающее эмоциональное состояние
  29. Эмпатия — способность сочувствовать, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека
  30. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения и являющийся основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих событий