Лекция 8 — Психические свойства личности (темпераменты)

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 8. Психические свойства личности.

  1. Психические свойства личности.
  2. Направленность и установка личности.
  3. Темперамент и характер как свойства личности.
  4. Задатки и способности личности. Классификация личностей.
  5. Знания, навыки и умения как свойства личности.

Личность– в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности– психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Из определения следует, что основным элементом направленности личности являются её потребности (теория потребностей А.Маслоу)

Мотив– это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Мотивация – это:

1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющие её;

2. процесс образования, формирования мотивов.

Функции мотивов:

  • побудительная (поведение для достижения целей)
  • смыслообразующая (придают смысл поведению)
  • регулятивная (волевое действие с учетом социальных норм)

Установка– это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Структурные элементы установки:

  • Познавательный.Знания субъекта или носителя установки об объекте установки. Знание может быть разным по объему, глубине, широте, может быть односторонним или всесторонним. Может быть выражено в форме истины, убеждения, мнения, гипотезы, предположения.
  • Эмоционально-мотивационный.Чувства высшего порядка. Радость, уважение, восхищение, любовь или их противоположности. Сюда же относятся: желания, стремления, мотивы, которые мобилизуют человека к достижению цели.
  • Поведенческий или бихевиористический.Совокупность форм поведения. Речь, мимика, жесты, действия, направленные на реализацию намеченной цели. Легко поддается наблюдению.

Параметры различия установок:

  • направленность установки – «к» или «от» цели, сближение или удаление;
  • интенсивность или сила установки – негативные и позитивные чувства отличаются силой, с которой человек стремится либо уходит от чего, либо, может быть нулевая интенсивность, знаки могут меняться местами;
  • содержание объекта установки – виды предметов, явлений или состояний, которых касается установка (напр. люди нарушающие закон)
  • область (диапазон) установки – количество характеристик объекта, на которые направлена установка;
  • состав установки – степень комплектности её структурных элементов, полные / неполные
  • степень гармоничности компонентов, устойчивость – степень стабильности.

Темперамент(лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера;

4 стр., 1558 слов

Принятие решений как вид психической деятельности

... в получаемом результате. Выводы. 1. Принятие решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Понятие «решение» ... (целеполагание, предвидение) представляет собой прогнозирование человеком оптимального существования и эффективной деятельности управляемого объекта при соблюдений условий ответственности перед ним. Предвидение может ...

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5 век до нашей эры).

Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

  • Если преобладает кровь (лат. – сангвис) – то темперамент будет сангвистический
  • Если преобладает желчь («холе») – то темперамент будет холерический
  • Если преобладает слизь («флегма») – то темперамент будет флегматический
  • Если преобладает черная желчь («мелана-холе») – то темперамент будет маланхолический.

Павлов Иван Петрович, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают работу головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности подвижности.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

... содержит следующие шкалы: 1. Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления ... обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей? Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой? Склонны ли ...

ФлегматикНеспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

ХолерикБыстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

СангвиникЖивой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

МеланхоликЧеловек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Психологические свойства темперамента:

  1. Сензитивность– возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель (воздействие) наименьшей силы
  2. Реактивность– сила реакции
  3. Активность– степень энергичности (активности)
  4. Соотношение активности и реактивности – степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, убеждений)
  5. Темп реакции– скорость протекания психических процессов
  6. Пластичность– легкость и гибкость приспособления к новым условиям
  7. Ригидность– инертность, стабильность поведения, привычек, суждений
  8. Экстраверсия– направленность человека по вне, на окружающее
  9. Эмоциональная возбудимость– наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость её возникновения.

Экстраверты— это типличности(или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Для экстравертов характерноповедение, при котором человекстремитсяк:

  • общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты получают стимул к существованию от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее, даже экстравертам необходимо перемежать периоды лихорадочной активности с отдыхом. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются,сконцентрированына результатах, предпочитают находиться в толпе и действовать.

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... Вы воздержаться от работы, если это мешает другим? Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? Легко ли Вы срабатываетесь с людьми? Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь ... Вы так называемой «быстрой реакцией»? Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? Быстро ли Вы засыпаете? ...

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах),чиновником, руководителем,артистомиликонферансье.

Интроверты- тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя. Интровертность — совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт — наоборот, личность волевая. Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вызывает у них неприятные ощущения. Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновешивать свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша. Нередки случаи, когда интроверты из-за социального неприятия переступают через себя и надевают «маску», становясь веселым, общительным человеком, но как только у человека появляется возможность отдохнуть от своей роли, и погрузится в свои мысли, интроверт становится таким, какой он есть — ориентированным на свой внутренний мир. Напротив, типичный интроверт спокоен, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве. Интроверт может быть превосходным учёным, психологом, исследователем или писателем.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер человека проявляется:

В отношении к другим людям.Родным и близким, товарищам по учебе и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое отношение.

3 стр., 1345 слов

Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности

... часто никоим образом не затрагивается реальное место этой личности среди других людей, ее социальный статус и система взаимоотношений. В ... Харьков, 1953, стр. 259. 3. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие.- М.: Бек, 1997; 4. Бабушкин А.В., ... 5. Баренбойм П. Как предотвратить пытки. Применение психологических знаний для защиты прав граждан. М.: Белые Альвы, 1997; ...

В отношении к себе.Самолюбие и чувство собственного достоинства, приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм / самоотверженность.

В отношении к делу.Добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность.

В отношении к вещам.Аккуратное / небрежное.

Способности и характерологические черты формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, — весьма многозначными, которыеобуславливают, но не предопределяютпсихические свойства личности.

Задатки– это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

На основе задатков формируются способности.

Способности– это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

  1. Природные или естественные способности. Биологическое развитие человека. Формируются через условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические.Общественно-исторические корни, развитие индивида в социальной среде.
  • общие (сложные и элементарные, отвечающие требованиям различного рода деятельности)
  • специальные (успех в отдельных видах деятельности)
  • теоретические (абстрактно-логическое мышление)
  • практические (конкретно практические действия)
  • учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)
  • творческие (открытия, изобретения, создание предметов материальной и духовной культуры)

Знания– это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Формы знания:

  • донаучные знания
  • вне научные знания
  • научные знания

Также различают:

  • теоретические знания (содержат сведения о сущности предметов и явлений, база для осуществления практической деятельности)
  • практические знания (сведения о способах использования предметов и явлений)

Навык– это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Навыки формируются в результате упражнений. Например выработка навыка слепой машинописи.

Различают:

  • перцептивные (связанные с ощущениями)
  • интеллектуальные (аналитическая обработка ощущений на сознательном и подсознательном уровнях)
  • двигательные (смесь обоих компонентов)

Умения– это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.

Умения в отличие от навыка могут сформироваться без большого количества повторений или упражнений.

Словарь терминов:

Личность– в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

11 стр., 5327 слов

Индивидуально-психологические особенности личности руководителя

... помощью тестов изучить собственные способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя. Теоретическая часть Раздел 1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя .1 Портрет ...

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности– психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Мотив– это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Установка– это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Темперамент(лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера;

Ригидность– инертность, стабильность.

Экстраверты— это типличности(или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты- тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Задатки– это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

Способности– это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Знания– это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Навык– это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умения– это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.