изучить индивидуальные особенности воли личности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли 5

1.1 Сущность понятия «воля» 5

1.2 Основные теории воли 10

1.3 Общая характеристика волевых действий 16

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития воли у молодёжи 20

2.1 Описание методик, используемых в диагностике 20

2.2 Изучение полученных результатов 21

2.3 Рекомендации по изучению воли у человека 24

Заключение 28

Список литературы 30

Приложения 32

Введение

Актуальность. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии.

Высказываются различные точки зрения относительно природы волевого усилия, состава и сущности различных волевых качеств, способов их развития. Значительные трудности имеются и при определении уровня развития этих качеств. Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с точной количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования — наблюдению и интерпритации поведенческих актов, опросу, самооценке. Часто результаты объективного и субъективного изучения волевых проявлений существенно расходятся[2].

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля». Данная работа посвящена обозрению данных теорий воли.

В попытках объяснить поведение человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли[7].

Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца XIX — начала XX века.

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли. Реферат студентки гр. Владивосток 2010 1 Воля и ее основные признаки Воля – сознательное ...

Против такого понимания поведения человека и связанного с этим объяснения воли выступали многие философы и психологи. В частности, еще Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля как и все остальное, нуждается в причине».

В отличие от волюнтаристов Кант доказывал, что воля должна быть детерминирована, однако в этой роли выступают не внешние, эмпирические побуждения, лишающие человека свободы, а ничем не обусловленный, действующий априорно, до опыта, нравственный закон, известный любому здравому рассудку. По мнению И. Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом[15].

Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграло это направление, в частности — в отставании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, не сводимого в ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в «автогенетических» теориях воли.

Проблема: каковы условия для развития воли личности.

Цель работы — изучить индивидуальные особенности воли личности.

Объект исследования — личность.

Предмет исследования — теория воли.

Гипотеза: мы предполагаем, что у студентов группы 05001241 показатель воли к успеху будет высоким.

Задачи данной работы:

· дать понятие воли и определить особенности развития воли у человека;

· рассмотреть современные теории мотивации;

· предложить рекомендации по развитию воли у человека.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли

1.1 Сущность понятия «воля»

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII — XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать[12].

3 стр., 1308 слов

« Воля и волевые качества личности».

... их. Таким образом, воля обнаруживает одну ... движений. Воля—своеобразный пусковой и тормозной механизм, и волевое регулирование поведения человека—это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели и сдерживание ...

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы[16].

Ещё один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (Рубинштейн С.Л.).

Воля — сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель — найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия — нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человеку выжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобной ситуации может привести его к гибели[10].

4 стр., 1578 слов

К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами,

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодский государственный педагогический университет Кафедра педагогики Тема: «Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его значение для отечественной педегогики». Реферат студента ...

Физиологической основой волевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которые детерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление и сознание. Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить — не знаю»).

На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»).

3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение).

Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели — сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу — исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

Решительность — способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особенно представителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этого волевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам, спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение в случае желания или хотения, но не переходит в исполнение[16].

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ИГР Владимир 2000 ББК 88.3 Р-17 Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир, 200 0 Редактор – Жарков Г.В. Работа посвящена обобщению опыта клубов интеллектуальных игр Владимирской области по развитию молодежи ...

Целеустремленность — это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство — способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость — способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства[7].

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) ……..

Список литературы:

1. Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования. Журн. Вопр. психол. 2008, № 3. с. 132 — 138.

2. Аллагулов Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте. Сборник Экспериментальные исследования личности и темперамента./ Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 2011. С.45-70.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. — СПб, Питер, 20011.686 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб, Питер, 2012. -288 с.

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 2008.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

- нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… !!! Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не ...

6. Аргентов Ю.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников. Автореферат канд. диссертации. Ярославль, 2012.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Смысл, 2012.-416 с.

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 2006. С.73-96.

9. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 2005.

10. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 2008.

11. Бодалев А.А., Кричевский Р.А. Общение и формирование личности школьника. М., 2007.

12. Бодалев А.А., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в 1976 1981 г.г. / Вопр. Психол. 2012. № 3.

13. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 2008.

14. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного поведения. Вопр. Психол., 2006, № 4.

15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 2009. С.68-69.

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., НПО «МО-ДЭК», 2005.-352 с.

17. Болзитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. Психол. журн. Т. 19, № 4,2008. С. 2740.

18. Вопросы теории темперамента. Под ред. Мерлина B.C. Пермь, 2014. С.87-109.

19. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 2012.

20. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Учен. Зап. РГПИ. Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 2008.

21. Высоцкий А.И. О некоторых особенностях воли младшего школьника // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли РГПИ. Рязань, 2010.

22. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков. Рязань, 2014.

23. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения Челябинск, 2009. С.26-33.

24. Вяткин Б.А. Творческий путь B.C. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности. Псих. Журн. 2008, Т. 19, № 1, С. 54-61.