изучить индивидуальные особенности воли личности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли 5

1.1 Сущность понятия «воля» 5

1.2 Основные теории воли 10

1.3 Общая характеристика волевых действий 16

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития воли у молодёжи 20

2.1 Описание методик, используемых в диагностике 20

2.2 Изучение полученных результатов 21

2.3 Рекомендации по изучению воли у человека 24

Заключение 28

Список литературы 30

Приложения 32

Введение

Актуальность. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии.

Высказываются различные точки зрения относительно природы волевого усилия, состава и сущности различных волевых качеств, способов их развития. Значительные трудности имеются и при определении уровня развития этих качеств. Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с точной количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования — наблюдению и интерпритации поведенческих актов, опросу, самооценке. Часто результаты объективного и субъективного изучения волевых проявлений существенно расходятся[2].

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля». Данная работа посвящена обозрению данных теорий воли.

В попытках объяснить поведение человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли[7].

Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца XIX — начала XX века.

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... свое отражение в следующих свойствах (качествах): - сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели; - настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей; - выдержка – ... успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько ...

Против такого понимания поведения человека и связанного с этим объяснения воли выступали многие философы и психологи. В частности, еще Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля как и все остальное, нуждается в причине».

В отличие от волюнтаристов Кант доказывал, что воля должна быть детерминирована, однако в этой роли выступают не внешние, эмпирические побуждения, лишающие человека свободы, а ничем не обусловленный, действующий априорно, до опыта, нравственный закон, известный любому здравому рассудку. По мнению И. Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом[15].

Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграло это направление, в частности — в отставании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, не сводимого в ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в «автогенетических» теориях воли.

Проблема: каковы условия для развития воли личности.

Цель работы — изучить индивидуальные особенности воли личности.

Объект исследования — личность.

Предмет исследования — теория воли.

Гипотеза: мы предполагаем, что у студентов группы 05001241 показатель воли к успеху будет высоким.

Задачи данной работы:

· дать понятие воли и определить особенности развития воли у человека;

· рассмотреть современные теории мотивации;

· предложить рекомендации по развитию воли у человека.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий воли

1.1 Сущность понятия «воля»

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII — XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать[12].

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы[16].

Ещё один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» (Рубинштейн С.Л.).

3 стр., 1308 слов

« Воля и волевые качества личности».

... механизм, и волевое регулирование поведения человека—это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели и сдерживание их. Таким образом, воля обнаруживает одну ... из важнейших функций—функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека (В.М.Мельников, 1985). Волевое ...

Воля — сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель — найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия — нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человеку выжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобной ситуации может привести его к гибели[10].

Физиологической основой волевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которые детерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление и сознание. Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить — не знаю»).

На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»).

3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение).

Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели — сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу — исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

1 стр., 352 слов

Расстройства личности ПЗ№2

... Эриксон. Г.К Ушаков. В В Ковалев. Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский). Гуманистические теории развития личности (Г.Крайг, А.Маслоу, К. Рождерс) Рекомендации по подготовке к занятию Исходя из ... Перевод И.Е.Киселевой М: "Прогресс", 1998 Кадыров И.М. О невротических и психотических аспектах личности и их взаимодействии в психоаналитической психотерапии // Московский психотерапевтический журнал № 2 - М: ...

Решительность — способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особенно представителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этого волевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам, спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение в случае желания или хотения, но не переходит в исполнение[16].

Целеустремленность — это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство — способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость — способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства[7].

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) ……..

Список литературы:

1. Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования. Журн. Вопр. психол. 2008, № 3. с. 132 — 138.

2. Аллагулов Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте. Сборник Экспериментальные исследования личности и темперамента./ Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 2011. С.45-70.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. — СПб, Питер, 20011.686 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб, Питер, 2012. -288 с.

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 2008.

6. Аргентов Ю.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников. Автореферат канд. диссертации. Ярославль, 2012.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Смысл, 2012.-416 с.

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 2006. С.73-96.

9. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 2005.

10. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 2008.

11. Бодалев А.А., Кричевский Р.А. Общение и формирование личности школьника. М., 2007.

12. Бодалев А.А., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в 1976 1981 г.г. / Вопр. Психол. 2012. № 3.

13. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 2008.

14. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного поведения. Вопр. Психол., 2006, № 4.

15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 2009. С.68-69.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень и безынициативность - нормальная потребность в ... подавляются как недопустимые. Отказ от удов­летворения влечения рождает сильные переживания; помимо воли, в голове постоянно сохраняются мысли о неуто­ленной потребности. Если она не ...

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., НПО «МО-ДЭК», 2005.-352 с.

17. Болзитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. Психол. журн. Т. 19, № 4,2008. С. 2740.

18. Вопросы теории темперамента. Под ред. Мерлина B.C. Пермь, 2014. С.87-109.

19. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 2012.

20. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Учен. Зап. РГПИ. Т. 59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 2008.

21. Высоцкий А.И. О некоторых особенностях воли младшего школьника // Материалы 3-й научной конференции по проблемам психологии воли РГПИ. Рязань, 2010.

22. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков. Рязань, 2014.

23. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения Челябинск, 2009. С.26-33.

24. Вяткин Б.А. Творческий путь B.C. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности. Псих. Журн. 2008, Т. 19, № 1, С. 54-61.