Лекция 8 — Психические свойства личности (темпераменты)

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 8. Психические свойства личности.

  1. Психические свойства личности.
  2. Направленность и установка личности.
  3. Темперамент и характер как свойства личности.
  4. Задатки и способности личности. Классификация личностей.
  5. Знания, навыки и умения как свойства личности.

Личность– в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности– психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Из определения следует, что основным элементом направленности личности являются её потребности (теория потребностей А.Маслоу)

Мотив– это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Мотивация – это:

1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющие её;

2. процесс образования, формирования мотивов.

Функции мотивов:

  • побудительная (поведение для достижения целей)
  • смыслообразующая (придают смысл поведению)
  • регулятивная (волевое действие с учетом социальных норм)

Установка– это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Структурные элементы установки:

  • Познавательный.Знания субъекта или носителя установки об объекте установки. Знание может быть разным по объему, глубине, широте, может быть односторонним или всесторонним. Может быть выражено в форме истины, убеждения, мнения, гипотезы, предположения.
  • Эмоционально-мотивационный.Чувства высшего порядка. Радость, уважение, восхищение, любовь или их противоположности. Сюда же относятся: желания, стремления, мотивы, которые мобилизуют человека к достижению цели.
  • Поведенческий или бихевиористический.Совокупность форм поведения. Речь, мимика, жесты, действия, направленные на реализацию намеченной цели. Легко поддается наблюдению.

Параметры различия установок:

  • направленность установки – «к» или «от» цели, сближение или удаление;
  • интенсивность или сила установки – негативные и позитивные чувства отличаются силой, с которой человек стремится либо уходит от чего, либо, может быть нулевая интенсивность, знаки могут меняться местами;
  • содержание объекта установки – виды предметов, явлений или состояний, которых касается установка (напр. люди нарушающие закон)
  • область (диапазон) установки – количество характеристик объекта, на которые направлена установка;
  • состав установки – степень комплектности её структурных элементов, полные / неполные
  • степень гармоничности компонентов, устойчивость – степень стабильности.

Темперамент(лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера;

2 стр., 601 слов

Психическая деятельность – это свойство мозга

... Психика – это отражение объективной действительности. Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них ...

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5 век до нашей эры).

Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

  • Если преобладает кровь (лат. – сангвис) – то темперамент будет сангвистический
  • Если преобладает желчь («холе») – то темперамент будет холерический
  • Если преобладает слизь («флегма») – то темперамент будет флегматический
  • Если преобладает черная желчь («мелана-холе») – то темперамент будет маланхолический.

Павлов Иван Петрович, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают работу головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности подвижности.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

ФлегматикНеспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей). Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная ... и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается ...

ХолерикБыстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

СангвиникЖивой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

МеланхоликЧеловек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Психологические свойства темперамента:

  1. Сензитивность– возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель (воздействие) наименьшей силы
  2. Реактивность– сила реакции
  3. Активность– степень энергичности (активности)
  4. Соотношение активности и реактивности – степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, убеждений)
  5. Темп реакции– скорость протекания психических процессов
  6. Пластичность– легкость и гибкость приспособления к новым условиям
  7. Ригидность– инертность, стабильность поведения, привычек, суждений
  8. Экстраверсия– направленность человека по вне, на окружающее
  9. Эмоциональная возбудимость– наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость её возникновения.

Экстраверты— это типличности(или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Для экстравертов характерноповедение, при котором человекстремитсяк:

  • общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты получают стимул к существованию от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее, даже экстравертам необходимо перемежать периоды лихорадочной активности с отдыхом. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются,сконцентрированына результатах, предпочитают находиться в толпе и действовать.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах),чиновником, руководителем,артистомиликонферансье.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- ... у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, ...

Интроверты- тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя. Интровертность — совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт — наоборот, личность волевая. Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вызывает у них неприятные ощущения. Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновешивать свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша. Нередки случаи, когда интроверты из-за социального неприятия переступают через себя и надевают «маску», становясь веселым, общительным человеком, но как только у человека появляется возможность отдохнуть от своей роли, и погрузится в свои мысли, интроверт становится таким, какой он есть — ориентированным на свой внутренний мир. Напротив, типичный интроверт спокоен, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве. Интроверт может быть превосходным учёным, психологом, исследователем или писателем.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер человека проявляется:

В отношении к другим людям.Родным и близким, товарищам по учебе и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое отношение.

2 стр., 738 слов

Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности ...

... успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или ... нормы. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик; требования ...

В отношении к себе.Самолюбие и чувство собственного достоинства, приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм / самоотверженность.

В отношении к делу.Добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность.

В отношении к вещам.Аккуратное / небрежное.

Способности и характерологические черты формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, — весьма многозначными, которыеобуславливают, но не предопределяютпсихические свойства личности.

Задатки– это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

На основе задатков формируются способности.

Способности– это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Классификация способностей:

  1. Природные или естественные способности. Биологическое развитие человека. Формируются через условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические.Общественно-исторические корни, развитие индивида в социальной среде.
  • общие (сложные и элементарные, отвечающие требованиям различного рода деятельности)
  • специальные (успех в отдельных видах деятельности)
  • теоретические (абстрактно-логическое мышление)
  • практические (конкретно практические действия)
  • учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)
  • творческие (открытия, изобретения, создание предметов материальной и духовной культуры)

Знания– это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Формы знания:

  • донаучные знания
  • вне научные знания
  • научные знания

Также различают:

  • теоретические знания (содержат сведения о сущности предметов и явлений, база для осуществления практической деятельности)
  • практические знания (сведения о способах использования предметов и явлений)

Навык– это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Навыки формируются в результате упражнений. Например выработка навыка слепой машинописи.

Различают:

  • перцептивные (связанные с ощущениями)
  • интеллектуальные (аналитическая обработка ощущений на сознательном и подсознательном уровнях)
  • двигательные (смесь обоих компонентов)

Умения– это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.

Умения в отличие от навыка могут сформироваться без большого количества повторений или упражнений.

Словарь терминов:

Личность– в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

11 стр., 5327 слов

Индивидуально-психологические особенности личности руководителя

... способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя. Теоретическая часть Раздел 1. Индивидуально-психологические особенности личности ... деятельности. Гениальный человек благодаря своим способностям добивается выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах деятельности. Для изучения способностей человека ... знания ...

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Направленность личности– психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.

Мотив– это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека, с различной степенью осознанности.

Установка– это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.

Темперамент(лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера;

Ригидность– инертность, стабильность.

Экстраверты— это типличности(или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты- тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Задатки– это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития способностей.

Способности– это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Знания– это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.

Навык– это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умения– это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.