Лекция 4 — Познавательные психические процессы

Тема 4.

Психические процессы. Познавательные психические процессы.

  1. Ощущение как психический познавательный процесс.
  2. Восприятие как психический процесс. Классификация и основные свойства восприятия.
  3. Внимание как психический процесс. Свойства внимания и их обусловленность. Классификация основных видов внимания.
  4. Память как психический процесс. Индивидуальные особенности и типы памяти. Основные процессы, связанные с памятью.
  5. Воображение как особый вид деятельности. Основные виды воображения.
  6. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные виды мышления.
  7. Речь и её функции. Развитие и расстройства речи.

Психический процесс

— Это смена состояний во времени.

Психические процессы

  • Познавательные
  • Эмоциональные
  • Волевые

Ощущение

Это познавательный психический процесс, продукт переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.

Классы ощущений (Ч.С.Шеррингтон)

  • Итерорецептивные (органические)
    • Голод, жажда, боль
  • Проприорецептивные
    • Движение, положение тела
  • Экстерорецептивные
    • Контактные
    • Дистантные

Контактные ощущения

  • Вкусовые ощущения
  • Кожные ощущения
    • Тактильная система (ощущение прикосновения)
    • Температурная система (ощущение холода, тепла)
    • Болевая система

Дистантные ощущения

  • Зрительные ощущения
  • Слуховые ощущения
  • (Обонятельные ощущения)

Основные характеристики и закономерности

  • Порог ощущений
  • Нижний абсолютный порог ощущений
  • Верхний абсолютный порог
  • Дифференцированный порог
  • Адаптация ощущений (сенсорная адаптация)
  • Сенсибилизация
  • Контраст ощущений
  • Синестезия (совместное ощущение)

Восприятие

  • Это познавательный психический процесс формирования образов предметов и явлений, путем приема и переработки человеком поступившей через органы чувств информации.

Основные процессы восприятия

12 стр., 5759 слов

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники

... организма в области ССС, пищеварения и т.д.), психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображения, мышления, ... Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники и движущие силы психического развития. От всякой другой ...

  • Формирование образа
  • Опознание образа

Формирование образа

  • Этот процесс представляет собой слияние (конвергенцию) во вторичной проекционной зоне коры больших полушарий головного мозга информации обо всех элементарных признаках воспринимаемого предмета или явления.

Опознание образа

  • Отнесение образа к тому или иному известному кругу предметов или явлений.

Классификация восприятия

  • Различия в анализаторах, которые участвуют в восприятии.
    • Зрительные
    • Слуховые
    • Осязательные
    • Кинестетические
    • Обонятельные
    • Слуховые
  • Форма и способ существования материи.
    • Пространство
    • Время
    • Движение

Свойства восприятия

  • Предметность
  • Целостность
  • Константность
  • Осмысленность
  • Избирательность
  • Апперцепция

Внимание

  • Это психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.

Функции внимания

  • Функция отбора значимых, существенных воздействий
  • Функция удержания (сохранения) в сознании образов объектов до завершения процесса (достижения цели)
  • Функция регуляции протекания процесса деятельности и контроль над ним.

Основные свойства внимания

  • Объем
  • Сосредоточенность
  • Распределение
  • Устойчивость
  • Колебание
  • Переключение внимания

Виды внимания

  • Непроизвольное внимание
  • Произвольное внимание
  • Послепроизвольное внимание

Память

  • Это познавательный психический процесс, связанный с накоплением, закреплением, сохранением и воспроизведением человеком своего опыта.

Классификация памяти

3 стр., 1043 слов

развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1. Развитие творческого мышления в процессе школьного обучения. 4 1.1. Психологические аспекты развития творческого мышления 5 1.2. Методика обучения, организованные формы и средства творческого учебного процесса 11 ГЛАВА 2. Развитие творческого мышления учащихся в процессе обучения биологии. 15 2.1. Проблемное обучение биологии как средство развития творческого ...

  1. По характеру психической активности
  • Двигательная (или моторная) память
  • Эмоциональная память
  • Образная
  • Словесно-логическая (вербальная)
  • По характеру целей деятельности
  • Произвольная память
  • Непроизвольная
  • По продолжительности сохранения материала
  • Непосредственная или сенсорная память (1/4 сек)
  • Кратковременная (~20 сек)
  • Долговременная память
  • Классификация памяти Э.Тульвинга. Схема мнемического процесса.
  • Процедурная память (рефлексы, навыки)
  • Семантическая память
  • Эпизодическая память

Основные процессы связанные с памятью

  • Кодирование
  • Хранение (архивация)
    • Пространственная организация
    • Линейная организация
    • Ассоциативная организация
    • Иерархическая организация
  • Извлечение (воспроизведение)
    • Узнавание
    • Воспоминание
    • Припоминание
    • Реминисценция
    • Эйдетизм
  • Забывание

Нарушения памяти

  • Гипермнезия
  • Гипомнезия
  • Амнезия
    • Ретроградная
    • Антероградная
    • Фиксационная
    • Прогрессирующая амнезия

Воображение

  • Это познавательный психический процесс, выражающийся в создании нового в форме образа или идеи, путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Виды воображения

  • Пассивное воображение
  • Активное воображение
    • Творческое
    • Воссоздающее (репродуктивное)

Мышление

  • Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного выявления устойчивых, закономерных свойств и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Функциямышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
  • Задачамышления – раскрытие отношений между предметами, выявление существенных связей и отделение их от случайных совпадений.

Виды мышления

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

  • Наглядно-действенное мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Словесно-логическое мышление
    • Теоретическое мышление
    • Практическое мышление
    • Интуитивное
    • Аналитическое
    • Реалистическое и аутистическое мышление
    • Продуктивное и репродуктивное

Мыслительные операции

  • Анализ
  • Сравнение
  • Синтез
  • Обобщение
  • Абстрагирование

Формы логического мышления

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
    • Индуктивные
    • Дедуктивные
    • Аналогия

Качества мышления

  • Широта
  • Глубина
  • Самостоятельность
  • Гибкость мысли
  • Быстрота ума
  • Критичность ума

Нарушения мышления

  • Нарушение темпа (динамики) мыслительной деятельности
  • Нарушение подвижности мышления или патологическая обстоятельность
  • Резонерство
  • Паралогическое мышление
  • Разорванность мышления

Нарушение содержательной стороны мышления

  • Навязчивые мысли, идеи, сомнения, воспоминания, страхи.
    • Фобии
      • Акрофобия (высота)
      • Аквафобия (воды)
      • Аутофобия (одиночество)
      • Агорафобия (открытые пространства)
      • Клаустрофобия (замкнутые пространства)
      • Гемофобия (кровь)
      • Лалофобия (публичные выступления)
      • Некрофобия (трупы)
      • Никторофобия (темнота)

Речь

  • Это познавательный психический процесс, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Физиологические основы речи

  • Сложная система условных рефлексов. Вторая сигнальная система.
    • Слова – раздражители, вызывающие ощущения и восприятие предметов.
      • Вид предмета – вызывает его название.
      • Слово – представлние предмета или явления

Функции речи

  • Функция общения (коммуникативная)
    • Функция сообщения
    • Эмоционально-выразительная функция
    • Побудительная функция
    • Функция обозначения
  • Мыслительная функция

Виды речи

6 стр., 2898 слов

Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций и ее нарушения

... Конструктивная апраксия + зеркальное копирование букв = пространственная апрактоагнозия. Нарушения сложных интеллектуальных функций. Семантическая афазия (непонимание логико-грамматических конструкций). Распад понимания ... : разных видов восприятия (гнозиса), памяти (мнезиса), моторики (праксиса), речи, мышления, ЭВС, внимания. Классификация нейропсихологических синдромов (а.Р. Лурия) Принцип ...

  • Внешняя речь
    • Устная речь
      • Диалогическая
      • Монологическая
    • Письменная речь
  • Внутренняя речь
  • Активная речь
  • Пассивная речь