Влияние эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников

Оглавление

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния

эмоциональных состояний на процессы памяти

у младших школьников

1.1. Процессы памяти и их особенности у младших школьников………… 6

1.2. Возрастные особенности эмоциональных состояний у младших школьников ……………………………………………………………………. 15

1.3. Взаимосвязь процессов памяти и эмоциональных состояний………… 24

1.4. Особенности влияния эмоциональных состояний

на процессы памяти младших школьников…………………………………. 29

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению

влияния эмоциональных состояний на процессы памяти

у младших школьников

2.1. Цель, задачи, организация и методы

опытно — экспериментального исследования…………………………. 36

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………… 41

2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………….. 48

2.4. Выявление эффективности проделанной работы……………………… 61

Заключение…………………………………………………………………….. 66

Литература……………………………………………………………………. 70

Введение

Актуальность темы исследования. В различные эпохи роль памяти была неодинакова. В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высокими. В настоящее время такое развитие памяти, как способность почти буквально восстанавливать воспринятое ранее, уже не требуется. Да это и невозможно. Резко увеличился объем сведений, которые приходится усваивать и использовать современному человеку. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило главным образом запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи умственного развития детей.

Однако было бы неправильно представлять, что в обучении снята задача запоминания. Многие современные методики обучения построены на так называемой механической памяти. Уже в начальной школе учителя просят заучивать таблицу умножения и правила, что является неестественным для детской психики. Ребенка, который плохо учится из-за того, что не учитываются его особенности, часто ругают и дома, и в школе.

Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

Этой проблемой занимались такие исследователи, как Л.С. Выгот-ский, А.Н. Леонтьев, Г.Г. Кравцов, 3. М. Истомина, Я.Л. Коломинский и др. Ими сделан вывод о том, что в младшем школьном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к произвольному запоминанию и припоминанию. Непроизвольное запоминание ещё играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника, но постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. Необходимым условием запоминания служит понимание — учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

14 стр., 6806 слов

Диагностика ведущего типа памяти у детей младшего школьного возраста

... Проблема: Каков ведущий тип памяти у детей младшего школьного возраста? Объект исследования: Память младшего школьника. Предмет: Диагностика ведущего типа памяти в процессе запоминания материала. Цель: Определить ведущий тип памяти и разработать практические ...

Однако, память не является какой-то самостоятельной функцией, а тесным образом связана с личностью, в том числе и с её эмоциями и эмоциональными состояниями. Роль эмоций в управлении поведением человека велика, практически все исследователи эмоциональной сферы отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, П.В. Симонов, 3. Фрейд, П. Фресс, и др. ).

Эмоции оказывают влияние на процессы памяти и влияние положительных и, отрицательных эмоций различно. Таким образом, проблемой данного исследования явилось изучение влияния эмоциональных состояний на процессы памяти младших школьников.

Объект исследования: процессы памяти у младших школьников.

Предмет: влияние эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников

Цель исследования состояла в выявлении характера влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников;

База исследования: МОУ СОШ № 2 г. Городца Нижегородской области, 1 «а» класс.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что занятия по обучению младших школьников управлению своим эмоциональным состоянием будет способствовать повышению у них качества процессов памяти.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Выявить характер влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников.

3. Изучить особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников в разных эмоциональных состояниях.

4. На основе изучения, разработать и апробировать с младшими школьниками систему работы по обучению управлению своим эмоциональным состоянием с целью повышения качества процессов запоминания и воспроизведения, выявить её эффективность.

Методологические основы исследования:

— общие теории эмоций П.К. Анохина, Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, П.В. Симонова, Р. Фресса, Я. Рейковского, К. Изарда;

— различные теории памяти Г. Эббингауза, К. Левина, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко и др.;

— положение о единстве эмоций и познавательных процессов Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, В.К.Вилюнаса, П. Фресса и Ж. Пиаже и др.;

23 стр., 11014 слов

Эмоциональная сфера младших школьников с легкой умственной отсталостью

... эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью. Объект исследования - эмоциональная сфера младших школьников с легкой умственной отсталостью. Предмет исследования - коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников с легкой умственной отсталостью. Гипотеза исследования. ... положительных эмоций совершенствуется память ребенка, сглаживаются ...

— работы по изучению условий и закономерностей развития памяти младших школьников П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, Л.С.Выготского З.М. Истоминой, П.П.Блонского и др.

Методы исследования:

— теоретические: анализ литературы по теме исследования, систематизация, синтез, обобщение;

— эмпирические: диагностические методики «Изучение особенностей запоминания и воспроизведения словесного материала» (3. М. Истомина, в интерпретации Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) и «Эмоциональный статус личности» (другое название «Три квадрата») Э.Т. Дорофеевой.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений……….

Список литературы

1. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

2. Альманах психологических тестов. — М: КСП, 1995

3. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984,

4. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта.- СПб.: Респекс, 1994.

5. Афонькина Ю.А. К проблеме диагностики произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста// Психолог в детском саду, №1, 1998

6. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. — Ярославль, 1982.

7. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совешенство, 1998.

8. Блонский П.П. Память и мышление: В книге избранных психологических произведений — М.: Просвещение, 1964

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968

10. Васильев И. А. Исследование соотношений познавательных и эмоциональных процессов в американской психологии // Вопросы психологии. — 1976. — № 2.

11. Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

12. Виноградов Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. — М.: Наука, 1975

13. Возрастная и педагогическая психология. Учебник под редакцией А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979.

14. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова.- М: Просвещение, 1967.

15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995

16. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

17. Гнедова Н.М. Самоконтроль в мнемическнх процессах у дошкольников. В кн.: Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Педагогика, 1976

18. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980.

19. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-Пресс, 1996

20. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Владос, 1999

21. Дорофеева Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний//Проблемы моделирования психической деятельности. — Новосибирск, 1978. — Вып. 2.

23 стр., 11316 слов

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития

... дошкольной и школьной психологии и требует постоянного изучения и исследования. Объект: учебная деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Предмет: развитие памяти у учащихся с ... со стороны мед. Персонала, психологов, педагогов и т.д. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии - одно из направлений работы психолога. В 50-60-х ...

22. Житникова Л.М.Учите детей запоминать.- М.: Просвещение, 1985

23. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999,№ 4

24. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.

25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.

26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2001

27. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. М: Наука, 1990.

28. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. -М: Просвещение, 1967.

29. Истомина З.М. Развитие памяти. — М.: Педагогика, 1978

30. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. — М: Евразия, 2000.

31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Литера, 1996

32. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей 6летнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.

33. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –

Ярославль.: Литера., 1997

34. Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. -М.: Наука, 1987

35. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. С-Пб., Питер, 2004

36. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М: ЧеР, 1998.

37. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Прогресс, 1982.

38. Ляудис В.А. Память в процессе развития. – М.: издательство МГУ, 1976

39. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

40. Немов Р.С. Психология. Т. 1-3.– М.: Владос, 2001

41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера,