Лекция 7 Подходы в консультированиии студ

Тема: Основные подходы в консультировании.

Можно выделить два основных подхода в консультировании и терапии

  1. Предложили американские терапевты Коттлер, Браун

ориентированные на инсайториентированные на действие

клиент-центрированное поведенческое

экзистенциальное рационально-эмотивное

психоаналитическое стратегическое

гештальт-консультирование

Ориентированное на инсайт– связь с самосознанием, пониманием себя и самораскрытием, что и обеспечивает истинный личностный рост. Вера в то, что инсайт предшествует появлению сколько-нибудь реального и стойкого изменения.

Ориентированное на действие– развитие осознания себя и понимания процесса консультирования, проведение непосредственных вмешательств, приводящих к освобождению от симптомов.

  1. Предложила российская психолог Абрамова Г.С. она разделила все направления на:
  • психодинамический подход (психоанализ — З. Фрейд, индивидуальная психология – А. Адлер, аналитическая психология — К. Юнг, транзактный анализ – Э. Берн).
  • поведенческон направление – социальное на учение, тренинг социальной компетентности; самообучение, когнитивная терапия; рационально-эмотивная терапия — Эллис А.
  • психодинамический подход – групповая терапия – Роджерс К.

Психоанализ – самостоятельно.

Гештальт-консультирование – самостоятельно.

Адлерианское консультирование (Альфред Адлер)

Основные положения (Рудольф Дрейкерс, 1950):

1. Социальная обусловленность.Практически любая проблема имеет социальный контекст и появляется вследствие потребности человека принадлежать к группе или найти в ней свое место. 2.Самостоятельность и креативность:Адлер полагал, что люди являются активными участниками своей жизни и могут менять ее.

3. Целенаправленность.По Адлеру, поведение направлено на достижение целей, ко­торые вытекают из потенциального результата действий. Искать причины поведе­ния бесполезно, так как они непознаваемы, но даже если бы это было не так, то их все равно невозможно изменить. Цели же, если они осознаны, можно менять и вы­бирать по своему усмотрению. 4.Субъективизм.Не так важно, что с нами происходит, а важно, как мы это воспринимаем. 5.Холизм.Люди по своей природе целостны, и их невозможно разложить на отдель­ные, самостоятельные единицы. В общении мы имеем дело с целостной личностью.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

В адлерианской психологии чувство неполноценности является основой тревоги и разрушительно для клиента.

Цель консультирования:восстано­вив веру в себя, клиент смог преодолеть чувство неполноценности. Процесс индиви­дуального консультирования включает в себя четыре шага.

1. Осознать свои стереотипы. 2. Перестать бояться совершить ошибку. 3. Разрешить себе быть несовершенным. 4. Получать удовольствие от деятельности.

Клиент — центрированное направление (недирективное, личностно-центрированное, гуманистическое, роджерианское; консультирование, основанное на теории «Я»).

Основатель — К. Роджерс.

Основные положения:

  1. Люди стремятся к росту и самоактуализации.
  2. Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире переживаний, центром которого он является.
  3. Психотерапевтические отношения характеризующиеся доверием, открытостью, теплотой являются необходимым условием и достаточным условием для изменения.
  4. Основное содержание консультирования должно составлять изучение эмоциональных реакций и тщательное исследование чувств.
  5. Универсальные цели консультирования – помочь человеку стать более свободным, осознанным, нравственным, мыслящим и человечным.
  6. Ответственность за ход обучения лежит в первую очередь на клиенте, который сам определяет его содержание, успешность.
  7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия.

Избранные техники:

  1. Исследование факторов, оказывающих исцеляющее воздействие.
  2. Развитие прочных отношений и клиентом.
  3. Активное слушание.

Экзистенциальное консультирование

3 стр., 1462 слов

Основные теории причин преступного поведения

Основные теории причин преступного поведения В криминальной психологии существуют несколько подходов к объяснению причин преступного поведения, т.е. к пониманию и объяснению того, почему люди преступают закон и что является факторами, позволяющими им так поступать. Можно выделить три основные группы теорий: 1 . Теории контроля – все люди от природы девиантны (способны на преступления), но ...

(Другие названия: гуманистическое, феноменологическое, консультирование на основе опыта).

Представители: В. Франкл, Ролло Мэй, Ирвин Ялом.

Основная цель психотерапевтического вмешательства: помочь клиенту научиться брать на себя ответствен­ность за совершаемый им выбор, научиться управлять своей свободой и, в конечном счете, преодолеть бессмысленность своего бытия и научиться жить более аутентично; помочь клиенту раскрыть в себе жизненные силы, которые в случае необходимости можно мобилизовать для преодоления экзистенциальных кри­зисов беспомощности и несвободы; по­мочь человеку найти смысл в своих действиях, своей жизни и своем страдании; помогать клиенту осознать как можно большее число выборов, которые он может сделать, и следова­тельно, обрести большую свободу.

Основные принципы:

• особое внимание к вопросам, связанным с понятием свободы;

• столкновение лицом к лицу со своим страхом смерти, одиночества и отчужденно­сти;

• особый акцент на принятии ответственности за собственную жизнь;

• этот подход хорошо сочетается с другими, более ориентированными на действия, теориями;

• стремление найти смысл, стоящий за поступками и действиями человека;

• поиск собственной философии, позволяющей лучше контролировать свою повсе­дневную жизнь.

ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ

Поведенческое консультирование

(Другие названия: бихевиоризм, поведенческая модификация, поведенческая психотерапия)

Основные положения:

1) акцент ставится на настоящем, а не на прошлом;

2) уделяется внимание изменению дисфункционального поведения;

3) упор делается на научное исследование как средство развития и контроля вмешательств;

4) предпочтение отдается наиболее тщательно контролируемым результатам работы;

5) производится подбор специфических стратегий, наиболее уместных для работы

с предъявленными проблемами.

Термин поведенческое консультированиебыл впервые введен Джоном Крамбольцем.

23 стр., 11478 слов

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом

... с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, ... семейного психолога центра «Выздоровление». 11. Зинкевич-Евстигнеева Т.А. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб., 2002. 12. Иванова ... словам. Более того, есть всего четыре базисных (основных) чувства: радость, гнев, грусть и страх. Для ...

Основные понятия:

• подкрепление (как оперантное, так и классическое);

• формирование желаемых навыков и поведения на социальном уровне;

• тренировку навыков (например, ассертивности или устойчивости к стрессу);

• изменение обстановки, что будет способствовать достижению желаемых целей;

• объективную оценку изменений но прошествии некоторого времени.

Техники

  • использование графиков (на которых отмечаются изменения, происходящие со временем у клиента);
  • позитивное подкрепление;
  • негативное подкрепление;
  • наказание;
  • моделирование поведения.

Рационально-эмотивное поведенческое консультирование

(Другие названия: рационально-эмотивная психотерапия, РЭПТ, когнитивная поведенческая психотерапия, рациональная поведенческая психотерапия, когнитивное реструктурирование).

Представители — Альберт Эллис, Аарон Бек, Арнольд Лазарус.

Основные положения РЭПТ

Главная цель психотерапии— помочь клиентам идентифицировать паттерны собственных иррациональных рассуждений, то есть тех привычных убеждений, которые приводят к неадекватному восприятию реальности, и затем обучить клиентов более логичным, последовательным, рациональным и научным. Мысли или действия считаются иррациональными, если они приводят к возник­новению серьезных эмоциональных конфликтов, препятствуют достижению кон­структивных целей, не соотнесены с объективной реальностью или представляют не­нужную угрозу для жизни.

Эллис определил четыре основных вида ир­рациональных убеждений:

«Установка на худшее».Это обычное искажение реальности, когда человек пред­ставляет самое худшее, что может произойти, наихудший вариант из всех возможных:

8 стр., 3913 слов

1. Консультирование плачущих клиентов

Семинар 1-2. Тема: «Формы консультирования (индивидуальное и групповое, телефонное, интернет - консультирование)» (4 часа) Группа делится на 2 подгруппы, проводится тренинг «Формирование уверенного поведения» Задание: подберите упражнения, игры (не менее 5) для проведения тренинга по теме, будьте готовы провести данное упражнение на семинаре. Семинар 3-4. Тема: «Специальные проблемы в ...

«Я не могу это вынести».Это иррациональное убеждение, как и предыдущее, так­же искажает относительную значимость того, что что-то идет не по плану.

«Долженствование».Эллис полагает, что употребление таких слов, как «должен» и «следует» является одной из причин возникновения эмоциональных расстройств. Эти слова, так же как и скрытый за ними смысл, означают, что человек ожидает к себе особого отношения, того, что все должно складываться так, как он хочет.

«Оценивание».Оценивание себя или других в абсолютных категориях плохого и хорошего, правильного и неправильного, что неизбежно приводит к неудовлетвори­тельным оценкам, — это четвертый тип иррациональных убеждений.

Стратегическое консультирование(Другое название: стратегическая семейная психотерапия, краткосрочная терапия, терапия испытанием).

Особенность: требуется лишь нескольких сессий, чтобы избавить клиента от предъявляемых жалоб.

Представители: Милтон Эриксон, Ричард Бэндлер и Джон Грюндер, Вирджиния Сатир.

Список вопросов:

  • В чем суть вашей проблемы?
  • Почему вы здесь и чего вы ожидаете?
  • Что значит для вас ваша проблема?
  • Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?
  • Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?
  • Если бы вы проснулись завтра уже без проблемы, то что бы изменилось?
  • Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы могло произойти?
  • Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?
  • Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?
  • Когда ваша проблема оказывалась вовсе и не проблемой?
  • Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?
  • Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?

Схема консультирования: понимание динамики взаимоотношений клиента, определение источников конфликта, планирование стратегии с целью изменения.

8 стр., 3835 слов

Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической помощи

... проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. [2] Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования ... Кафедра специальной педагогики и специальной психологии Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической помощи Реферат Исполнитель: Гусалов Н.С Студент ...

Основные положения:

  1. Консультант должен играть достаточно активную и директивную роль;
  2. Для того чтобы консультирование было эффективным, не нужно много времени;
  3. Для понимания проблем клиента важен анализ семейных и индивидуальных коммуникативных отношений;
  4. Проводимые вмешательства ориентированы на действие, в то время как роль инсайта игнорируется.
  5. Техники и приемы подбираются индивидуально для каждого клиента, в зависимости от его личных особенностей и имеющейся ситуации.
  6. Если ни одна стратегия не оказывается эффективной, следует попробовать что-нибудь.

Нельсон-Джоунс Р. Консультирование по жизненным умениям

DASIE: пятистадийная модель

Практика консультирования по жизненным умениям структурирована вокруг DASIE(РОСВоД) — систематической пятистадийной модели оказания клиентам по­мощи как в решении проблем, так и в изменении связанных с этими проблемами жизнен­ных умений. Данная модель обеспечивает структуру или набор руководящих принципов, которые позволяют консультанту сделать правильный выбор. Пять стадий (DASIE) РОСВоД следующие:

D(Develop) РАЗВИВАЙ отношения, точно определяй проблему(ы).

A(Assess) ОЦЕНИ проблему(ы) и переопредели ее, используя язык навыков.

S(State) СФОРМУЛИРУЙ рабочие цели и разработай план воздействия.

I(Intervene) ВОЗДЕЙСТВУЙ с целью развития навыков самопомощи.

Е (End) ДОВОДИ начатое до конца и укрепляй навыки самопомощи.

Прежде всего, консультирование по жизненным умениям — это подход, направ­ленный на обучение навыкам оказания самопомощи. «Элегантное» использование дан­ного подхода подразумевает, что клиенты способны применить его при решении как старых, так и новых проблем. Консультационная модель DASIEможет быть превраще­на в модель оказания самопомощиCASIE:

22 стр., 10654 слов

Возможности применения ресурсной модели в практике оказания психологической помощи семьям, воспитывающих аномальных детей

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Использование различных моделей в оказании психологической помощи семье, воспитывающей аномального ребёнка §1.1 Проблемы оказания психологической помощи семье, имеющей "особого" ребёнка §1.2 Использование ресурсной модели в психологической работе с семьёй §1.3 Проблемы оценки эффективности изменений, возникающих на фоне оказания психологической помощи §1.4 Выводы по ...

С (CONFRONT) ПРОТИВОСТОЯТЬ своей проблеме, четко определять и уточнять ее.

A(ASSESS) ОЦЕНИВАТЬ свою проблему и переопределять ее в терминах умений.

S(STATE) ФОРМУЛИРОВАТЬ рабочие цели и составлять план воздействий с целью оказания самопомощи.

I(IMPLEMENT) ОСУЩЕСТВЛЯТЬ свой план. Е (EVALUATE) ОЦЕНИВАТЬ последствия выполнения своего плана.

Если люди должны укрепить свою психологическую жизнь, им необходимы муже­ство и соответствующие навыки.

Литература:

  1. Коттлер Дж. Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2001. – 464с.
  2. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. – М.,2003. – 272с.