1. Консультирование плачущих клиентов

Семинар 1-2. Тема: «Формы консультирования (индивидуальное и групповое, телефонное, интернет — консультирование)» (4 часа)

Группа делится на 2 подгруппы, проводится тренинг «Формирование уверенного поведения»

Задание: подберите упражнения, игры (не менее 5) для проведения тренинга по теме, будьте готовы провести данное упражнение на семинаре.

Семинар 3-4. Тема: «Специальные проблемы в психологическом консультировании» (4 часа)

План:

1. Консультирование плачущих клиентов.

2. Консультирование враждебно настроенных, агрессивных клиентов.

3. Консультирование немотивированных клиентов.

1. Диктант: агрессия, акцентуация, истерика, мотивация, эмоциональное напряжение, фрустрация, психопатии, злость.

  1. Раскройте клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе">причины плача клиентов. Каким образом должен вести себя консультант, если клиент плачет?
  2. Согласны ли вы с тезисом, что на «хороших» консультантов клиенты не злятся?
  3. Раскройте стратегию работы консультанта с агрессивными клиентами.
  4. Опишите поведение безразличных клиентов, т.е. с отсутствующей мотивацией.

3. Диагностика агрессивности («Несуществующее животное»).

4. Письменно.

За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько таких типологий. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко и основывалась на классификации психопатий П. Б. Ганнушкина, выполненной в 1933 году.

1. Изучите классифика́ции акцентуа́ций — характера (личности), разработанные К. Леонгардом , А.Е. Личко, Айзенка.

2. Будьте готовы дать характеристику тому или иному типу личности.

3. Раскройте стратегию работы консультанта с учетом характерологических особенностей клиентов (гипертимных, лабильного типа….)

4 стр., 1877 слов

Домашнее задание по 2 семинару: Личность

... автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности; 3) Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности ... Наблюдательности; · Воображения; · Мышления; · Речи. 4) Биологически обусловленные свойства и качества личности: · антропологические признаки -- расовые, половые, · возрастные и др.; · физические ...

5. Решите задачи:

А) К консультанту обратилась мама ребенка 9 лет. «Сын в последнее время ведет себя агрессивно, враждебно. Что делать, когда ребенок приходит в ярость? Каким образом вернуть ребенка «на круги своя», когда он ведет себя агрессивно?»

Б) Вопрос консультанту — если дети в раннем возрасте недополучили любовь родителей, ребенок вырос, стал старшеклассником. Можно ли в этом возрасте что-то подкорректировать? Какие методы родители могут использовать по отношению к ним, если дети уже стали агрессивными?

Семинарское занятие 5 — 6: «Учет психоэмоциональных состояний клиента в консультировании.

Консультирование клиентов с зависимостями (гемблинг, Интернет)» (4 часа)

План:

1. Консультирование тревожных клиентов.

2. Консультирование при страхах и фобиях.

3. Консультирование при переживании вины.

4. Консультирование клиентов с депрессией.

5. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями.

6. Консультирование клиентов с зависимостями (гемблинг).

7. Консультирование клиентов с зависимостями (Интернет).

Группа делится на 7 подгрупп. Готовится проект по предложенной теме.

Схема (слайд-шоу. Презентация, время – 20 мин):

1. История вопроса.

2. Сущность (тревоги, страхов…).

3. Стратегия консультирования.

Семинарское занятие 7-8:

«Специальные проблемы в психологическом консультировании: жертв насилия» (4 часа)

План:

1. Консультирование жертв сексуального насилия.

2. Консультирование жертв домашнего семейного насилия.

1. Диктант: насилие, домашнее насилие, физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное насилие, экономическое насилие.

2. Задания (письменно):

1. Ознакомьтесь с различными статистическими данными последних лет в вашем регионе, по которым можно прямо или косвенно судить о распространенности семейного насилия. Подготовьте презентацию.

2. Составьте план проведения консультации по предотвращению семейного насилия.

3. Представьте социальную рекламу, направленную против распространения семейного насилия. Против какой формы насилия направлена данная реклама? Кто является целевой группой?

4. Составьте список рекомендаций для ближайшего окружения жертвы семейного насилия: как необходимо себя вести, чтобы помочь жертве справиться с последствиями перенесенного насилия. Обоснуйте необходимость такого поведения.

3. Статья. Зуйкова е.М. Насилие в семье – социальная проблема // Социальная работа. – 2003. ‑ № 1

Алгоритм анализа статьи:

  1. Прочитать всю статью.
  2. Определить цель статьи, ее актуальность.
  3. Найти и определить ключевые моменты, смысловые «узлы».
  4. Определить, по возможности, методологические основания исследования.
  5. Обнаружить авторские идеи относительно предмета исследования.
  6. Обозначить логику исследования, этапы, последовательность.
  7. Выявить причинно-следственные связи между ключевыми блоками информации.
  8. Изучить выводы, предлагаемые автором, исследовать их соответствие заявленной теме исследования.
  9. Установить, приводит ли автор возможные варианты дальнейшего изучения темы, перспективные направления работы.

Методические рекомендации:

9 стр., 4402 слов

Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов

... консультирования при суицидальном поведении. Объект исследования - суицид. Предмет исследования- особенности и методы консультирования лиц, подверженных суицидальном поведению. суицид поведение депрессивный консультирование ... на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения Суицидальное поведение - различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить ...

Статья предложена преподавателем, также возможно осуществление самостоятельного поиска и анализа статьи по предлагаемой проблеме. Работа сдается в письменной форме.

4. Темы проектов (группа делится на 4 подгруппы)

 

Женщины против насилия.

Женщина-секретарь – объект насилия.

Мифы и стереотипы о домашнем насилии.

Мужчина – объект жестокого обращения в семье.

Литература:

1. Ерусланова Р.И. Насилие в семье: учеб.пос.- М.: «Дашков и К», 2011.

2. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации. Под ред. Н.М.Платоновой. – СПб, 2004.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.

4. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье : Сборник статей / Ред.-сост. О.М. Здравомыслова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 198 с.

5. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Владос, 2005.

6. Семья: между насилием и толерантностью: Кол.монограф. — Екатеринбург, 2005.

7. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — Спб.: речь, 2007.

Семинарское занятие 1.

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

План:

  1. Отклоняющееся поведение: критерии определение понятия.
  2. Классификация видов отклоняющегося поведения. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения.
  3. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения.
  4. Социально- психологическое воздействие на личность отклоняющегося поведения: профилактика, коррекция, сопровождение.

1. Словарь: аномалия, аттитюд, девиантное, делинквентное, дидактогении, диагностика, импритинг, интериоризация, коррекция, запущенность, мировоззрение, норма, неформальные молодежные объединения, отклонение, правило поведения, патология, пектация, профилактика, перевоспитание, педагогическая «трудные дети», рэкет, реабилитация, социальная дезорганизация, стереотип, установка, ценности.

2. Вопросы:

  1. Проанализируйте и раскройте подходы к оценке поведенческой нормы, девиаций и патологии: социально-правовой, педагогический, психологический, психиатрический, организационно-профессиональный.
  2. Как вы думаете, почему, Т. Парсонс считал подростковый возраст «социальным импритингом»?
  3. Поясняете, что из перечисленного не относится к отклоняющемуся поведению: курение табака, супружеская измена, употребление наркотиков, суицидальная попытка, ложь, наказание ребенка, гомосексуальные отношения, увлечение компьютерными играми, татуаж, чрезмерное увлечение телевизионными передачами, игра в карты, прогул уроков, грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, частая смена половых партнеров.
  4. Охарактеризуйте неформальные объединения («хиппи», «панки», «скинхеды» и др.) и их влияние на девиантное поведение подростков.
  5. Ряд авторов (К. Манн Кэгни, Д. Миллер и др.) различают «первичную» и «вторичную» девиацию. Раскройте их сущность.

3.Подборите статью из периодической печати по проблемам социальных отклонений. Составьте не менее 7 вопросов к выбранной статье.

4. Подберите диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.) для изучения девиантной личности.

5. Таблица. Раскройте сущность теорий девиантного поведения (биологический, психологический, социологический)

6. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв. Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона. Литература:

  1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: [Учеб. пособие] / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. — 443 с.
  3. Руденко Л.Д. Девиантология: Учебное пособие / Л. Д. Руденко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2007. — 104 с.

Семинарское занятие 2-3

Профилактика агрессивного поведения подростков

Вопросы для изучения:

1. Агрессивное поведение и насилие.

2. Условия и причины формирования агрессивного поведения личности.

3. Агрессия и делинквентное поведение.

4. Социально – психологическое воздействие: профилактика, коррекция.

1. Составьте словарь терминов по изучаемой проблеме: агрессия, агрессивные влечения, аффект, бешенство, враждебная агрессия, враждебность, драйв, деструктивность, делинквентность, зависть, злость, инструментальная агрессия, насилие, ненависть, раздражение, садизм, спонтанная агрессия, экстремизм, фрустрация, ярость,

2. Вопросы (устно):

1. Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно одной из теорий, накопленная агрессия канализируется социально одобряемым способом или сублимируется. Объясните проявление агрессия, опираясь на научную теорию.4

2. Существует достаточно много исследований, в которых установлена зависимость между агрессивностью подростков и просмотром ими теле- и кинофильмов со сценами насилия. Подумайте, подростки научаются агрессивному поведению, глядя на экранных героев, или закономерность обратна: более агрессивные зрители выбирают соответствующие их характеру фильмы?

3. Известно, что демонстративные личности склонны к суицидальным действиям. Как это соотносится с тем фактом, что по данным исследований наблюдается отрицательная корреляция между уровнем аутоагрессии и демонстративностью?4

4. Охарактеризуйте типы агрессии и формы насилия.3

5. Раскройте причины подростковой агрессии.

6. Составьте психолого-педагогическую характеристику агрессивного поведения школьников. 3

3. Аннотация статьи.

1. Маханько А.М. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми // Соц. работа 2008, № 4., С. 5

Акценты:

— Раскройте эффективные предупредительные меры защиты детей от насилия.

— Назовите имя основателя Международного сообщества по предупреждению насилия и пренебрежения детьми.

— Какой вклад внесли Кофи Аннан, Э.К. Капитонова, А.К. Воднева по предупреждению насилия над детьми?

— Опишите комплексную поддержку и реабилитационные меры относительно ребенка, испытавшего насилие.

4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

Психолого-биологические теории

Психолого-биологические теории

1. Антропологическая теория

(Ч. Лоброзо)

Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество.

Особое строение черепа, преступники родители-преступники — дети

2. Теория инстинкта

(К.Лоренц)

3. Теория фрустрации (Д.Долард)

4. Теория развития

(А. Бандура, Д. Уолтерс)

5. Теория влечения

(З. Фрейд)

Социологические теории

Социологические теории

1. Теория аномии

(Э. Дюркгейм, Р. Мертон)

2. Теория субкультур

(С. Ламнек)

3. Теория социального научения

(А. Бандура)

4. Теория стигматизации (Т.Шефф)

5. Теория индивидуализации

(А.Адлер)

6. Теория деятельности

(Р.Додж, С. Крик)

7. Ролевая теория

(Д.Майерс)

5. «Я — социальный педагог».

А) Проведите анкетирование подростков по методике неоконченных предложений

Ситуации по проблеме насилия3

«Твоя реакция, если…»

(рабочий листок для учащихся).

  1. Во время перемены или после уроков группа ребят играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.
  2. Ты пришел с новой прической в школу и был осмеян одноклассниками и учителями.
  3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.
  4. Твой приятель постоянно пытается вовлечь тебя в шуточный «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в настроении играть.
  5. Кто-то из знакомых оскорбляет членом твоей семьи.
  6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую сумму денег.
  7. Из твоих рук некто выхватывает булочку или шоколад.
  8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают понять, что не хотят с тобой разговаривать.
  9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул. На который ты садишься.
  10. На уроке во время твоего ответа кто-то шепчется за спиной.
  11. Вследствие допущенной ошибки при ответе на вопрос ты был осмеян всем классом.
  12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.

Составьте подробный анализ проведенного анкетирования.

Б) Вас пригласили на родительское собрание. Разработайте методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей и подростков.3

В) Составьте кластер – «Барьеры становления и проявления агрессивного поведения личности подростка».3

Литература:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

2. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб, 2000.

3.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М – Воронеж, 1996.

Семинарское занятие 4

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: алкогольная зависимость.

План:

  1. Алкогольная зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.
  2. Причины, факторы алкогольной зависимости.
  3. Психологический портрет подростка.
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции алкогольной зависимости.

1. Словарь: алкогольная зависимость, абстинентный синдром, эйфория, атарактическая мотивация, мотивация с гиперактивацией, сублимиссивная мотивация, прсевдокультурна мотивация2 (Стр.309).

2. Вопросы:

  1. Охарактеризуйте 4 фазы алкогольной зависимости: начальная, предупреждающая, решающая и конечная.
  2. Опишите психологические особенности семей алкоголиков4.
  3. Составьте психологический портрет ребенка, живущего в «алкогольной» семье4 .
  4. Охарактеризуйте деятельность социальных институтов общества по преодолению пьянства и алкоголизма.
  5. Покажите опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
  6. Что Вам известно из зарубежного опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом?

3. Заполните таблицу. Психологические исследования, объясняющие алкогольное поведение.

Авторы исследований

Сущность концептуального подхода

М. Бэкон

Хьел Л., Зинглер Д.

Г. Барри

М.М. Буркин, С.В. Горанская

Н.С. Курек

Я. Гилинский

А.Е. Личко и В.С. Битенский

Б.С. Братусь

Ц.П. Короленко и Дмитриева Н.В.

4. «Работа с периодикой».

Рецензия на статью

Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости // Физкультура и спорт.1997. Вып.4 С.17-29.

Литература:

1. Пятницкая И.Н. возможности ранней профилактики алкоголизма и токсикомании // Алкоголизм т неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. – М, 1979.

2. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире).

– Новосибирск, 1990.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Прект; Трикста, 2005., С.128-139.

Семинарское занятие 5

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: наркотическая зависимость.

План:

1. Наркотическая зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.

2. Причины, факторы наркотической зависимости

3. Психологический портрет подростка

4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции наркозависимости.

1. Словарь: абстинентный синдром, со-зависимость, наркотическая зависимость, химическая зависимость, деградация, кайф, эйфория, эмансипация, депрессия, психостимуляторы, галлюциногены, трансситуативность (устойчивость), любопытство, резидуальное (остаточное) органическое поражение головного мозга, сикерсы, хэдсы.

2. Устно – вопросы:

  1. В чем Вы видите причины масштабного распространения наркомании и токсикомании в стране?
  2. Раскройте мотивы первичного употребления наркотиков: атрактический, субмиссивный, гедонистический, гиперактивный, превдокультурный, познавательно-исследовательский.
  3. Охарактеризуйте уровни наркотизации: психическая зависимость, физическая зависимость, психическая и физическая деградация (по А.Е. Личко).
  4. Как, по-вашему мнению, повлиял на российских подростков для определенной части молодежи культовый фильм «На игле», который был отражением так называемой «героиновой моды»?
  5. Многие подростки, в том числе жители Санкт – Петербурга, в конце XX века начали употреблять дикорастущие галлюциногенные грибы, но не с целью «поймать кайф», а якобы для того, чтобы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккены. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?
  6. Укажите последствия приема употребления психоактивных веществ3 (С. 317).
  7. Продолжите мысль – Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он…
  8. Покажите на конкретных примерах деятельность различных социальных институтов по предупреждению и уменьшению масштабов наркомании и токсикомании в стране.
  9. Что Вам известно о зарубежном опыте работы с наркоманами и токсикоманами? Покажите, как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с наркоманией и токсикоманией.

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие наркозависимое поведение.

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С.Блатт

К. Меннингер

Т. Виллс

В.Д. Менделевич

К. Штайнер

А.Е. Личко и В.С. Битенский

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских

4. Составьте диаграмму – факторы наркозависимого поведения

5. Работа в группах: видеорепортаж – «Психолого-педагогическое сопровождение подростка с наркозависимым поведением».

6. Решение ситуации

Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима — из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец — генерал. Мать — дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика — этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть — все решала мама. И

все было хорошо — до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…

Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем.

Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

7. Реферирование параграфа – пути предупреждения психоактивных веществ среди подростков3 (С.317 — 318).

Литература:

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире).

– Новосибирск, 1990.

Семинарское занятие 6

Профилактика и коррекция пищевой зависимости.

План:

  1. Пищевая зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание
  2. Причины, факторы пищевой зависимости
  3. Психологический портрет подростка
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции пищевой зависимости.

1.Словарь: агрессия, невротическая анорексия, невротическая булимия, депрессия, фрустрация, гиперфагия, когнитивно-поведенческая терапия, суггестия, гипносуггестивные методы (директивный и эриксоновский гипноз), аддиктология.

2. Вопросы:

  • Обозначьте факторы, способствующие формированию пищевой зависимости
  • Перечислите сознательные и бессознательные модели аддиктивного поведения
  • Каковы ведущие характеристики пищевой зависимости?
  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции встречаются чаще у женщин, чем у мужчин?
  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции очень часто сопровождаются расстройством настроения, главным образом депрессией?
  • Охарактеризуйте 4 вида гиперфагии (переедания): приступообразный, постоянный, ненасытный, «обжорство»1.
  • Составьте психолого-педагогический портрет людей, страдающих пищевыми аддикциями1.

3. Таблица. Психологические теории, объясняющие пищевые аддикции1.

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С. Бояджиева и М. Ачкова

М. Пельчат

А. Морабиа

Дж. Рассел

К.Дэвис и Дж. Кларидж

М.В. Коркина

В.Д. Менделевич

М.Г. Чухрова и В.П. Леутин

А.Е. Личко

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева

4. «Сенсационные факты – слайд – шоу – «Люди, страдающие невротической булимией».

5. Подготовьте мини-сообщение на одну из тем:

А) «Шоколадная аддикция или Шокоголики»

(можно обратиться к статье В. Ди. Марцо — журнал «Nature», опираться на теорию П. Роджерса и Х. Смита)

Б) «Кофеманы»

В) «Идеал женской красоты в исторической ретроспективе»

6. Постройте кластер «Методы профилактики и коррекции пищевой аддикции».

Каждому методу дайте краткую характеристику.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.

2. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.- метод. Пособие.- М., 1998.

3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

Семинарское занятие 7

Профилактика и коррекция игровой (гэмблинг) зависимости.

План:

  1. Гэмблинг зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание
  2. Причины, факторы гэмблинг зависимости
  3. Психологический портрет подростка
  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции гэмблинг зависимости.

1.Словарь: гэмблинг, гэмблер, лудомания, азарт, импульсивность, дисфория, тоска, невроз, психотравма, драйв, аффект, тревожные расстройства, нейротизм, импульсивность, игровой экстаз, азартные игры (рулетка, карты, бинго…)

  • Как вы думаете, можно ли зависимость от азартных игр назвать актуальной проблемой XXI века?
  • Докажите актуальность проблемы патологической зависимости от азартных игр.
  • Можем ли мы для названия гэмблинг зависимости использовать термины – «Игровое опьянение» или «игровой абстинентный синдром»?
  • Перечислите признаки, характерные для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко).
  • Охарактеризуйте факторы (симптомы), предрасполагающие к гэмблингу.
  • Раскройте признаки трех стадии развития гэмблинга: стадия выигрышей, стадия проигрышей, стадия разочарований (по Р.Л. Кастеру)1.
  • Составьте психологический портрет гэмблера.
  • Охарактеризуйте «ошибки мышления» гэмблеров. (по В.В. Зайцеву и А.Ф. Шайдуллиной).

3. Таблица

3. 1. Психологические теории, объясняющие гэмблинг аддикции1.

Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

Р. Вольберг

Р. Ладдусье

А. Пастернак

В. Слуцки и С. Эйсен

Дж. Грант и М. Потенц

А.Ю. Егоров

В.Д. Менделевич

А. Бласцински

Е,Г. Горлова

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева

3.2. Развитие фаз и поведение гэмблеров (авторы – в.В. Зайцев и а.Ф. Шайдуллина)

Название игровой фазы

Сущность поведения

1. Воздержания

2. «Автоматическая фантазия»

3.Нарастание эмоционального напряжения

4. Принятия решения играть

5 Вытеснение принятого решения

6. Реализация принятого решения

Примечание

Возможно фазы игрового цикла по В.Л. Малыгину и Б.Д. Цыганкову.

4. «В педагогическую копилку». Методы диагностики, профилактики и коррекции гэмблинг – зависимости.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.

Семинарское занятие 8

Профилактика и коррекция сексуальных аддикций.

План:

  1. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен «сексуального поведения».
  2. Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиаций.
  3. Причины, факторы сексуальных девиаций.
  4. Психологический портрет сексуального девианта.
  5. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.
  6. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции сексуальных девиаций..

1.Словарь: сексуальные аддикции, мастурбация, порнография, киберсекс, сексуальный объект, стрип-клуб, секс-шоп, проституция, педофилия, эксгибиционизм, вуайеризм, промискуитет, сталкерство,

2.Вопросы:

  1. Какой, по Вашему мнению, сложился образ жрицы любви в современном обществе?
  2. Раскройте основные признаки, по которым следует выделять сексуальную аддикцию.
  3. Перечислите и охарактеризуйте основные виды сексуальных аддикций.
  4. Опишите влияние киберсексульной аддикции на семью.
  5. Охарактеризуйте группы сталкеров (М. Зона).
  6. Раскройте предпосылки сексуальных аддикций.
  7. Составьте психологический портрет сексуального аддикта.
  8. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за занятием проституцией или следует ее легализовать? Аргументируйте свою позицию.
  9. Какие, на Ваш взгляд, меры социального контроля и социальной профилактики могли бы способствовать предупреждению проституции в обществе?
  10. Какие формы и методы социальной работы с сексуальными аддиктами применяются в России и за рубежом? Оцените их эффективность.
  11. Раскройте и охарактеризуйте основные методы и формы помощи лицам с гиперсексуальным девиантным поведением.

3. Мини – сообщение: «Реализация сексуальной аддикции через Интернет».

4. Таблицы

Паттерны (формы) сексуальной аддикции (по Ц.П. Короленко)

Форма

Сущность проявляемой формы

Секс как фантазия

Секс как обольщение

Анонимный секс

Платный секс

Секс как работа

Секс вуаэриста

Секс эксбициониста

Назойливый секс

«Обмен болью»

Секс эксплуататора

Фазы сексуальной аддикции (по ц.П. Короленко)

Фазы

Характеристика фазы сексуальной аддикции

1. Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер

2. Ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению.

3. Компульсивного сексуального поведения с явлениями потери контроля.

4. Катастрофы или отчаяния.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.