7. Консультирование тревожных клиентов

7. Консультирование тревожных клиентов.

Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в психопато­логии, т. е. в возникновении различных симптомов. Тре­вожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Тревожность — сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задей­ствует механизмы психологической защиты.

Обычно тревож­ность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тре­вожности всегда лежит внутренний конфликт личнос­ти. С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие орга­низм к борьбе — отступлению или сопротивлению.

Широкий спектр физиологических реакций вслед­ствие тревожности объясняет, почему продолжитель­ная тревожность вызывает психосоматические рас­стройства, а само состояние тревожности нередко «маскируется» жалобами соматического характера. Психологи­чески такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова про­изойдет подобная безымянная трагедия. Человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии обычно и попадают к кон­сультанту. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более труд­но переносимым. Работа консультанта с клиентом, который обратил­ся из-за постоянной тревожности, утомительна, так как клиенту порой трудно объяснить, какие проблемы скры­ты за этим изнуряющим переживанием. Консультант должен уметь разглядеть разные «лики» тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напря­мую, а замаскировано. Одна из наиболее частых «маскировок» тревожности — переименование. «Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой.

Многоречивость тоже способ маскировки тревож­ности. Таким образом клиент стремится скрыть свою тревожность и «обезоружить» консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непре­рывное говорение — это своеобразная форма самоза­щиты, которую неосмотрительно сразу ломать.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые ... Дистимичный (дистимический). У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти ... духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно ...

Определенная категория клиентов защищается от тревожности парадоксальным путем. Они с демонст­ративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с кон­сультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревож­ности, как правило, является проявлением враждебно­сти, и консультант должен обратить на это внимание клиента.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности.

Тревожный клиент-мужчина старается найти общие интересы с консультантом и выступать в роли его партнера по хобби. С этой целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые пред­меты, стремясь осуществить обмен, приглашают кон­сультанта на чашку кофе или обед и т. п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для них спецификой — стараются подчеркнуть свою женскую привлекательность, демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют озабоченность вне­шним видом и здоровьем консультанта, что создает у них иллюзию дружеских отношений. Такое поведение клиентов направлено на «уничтожение» консультанта как профессионала; побуждающими мотивами высту­пают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если консультант поддается влиянию и дей­ствительно становится «другом» клиента, возникает много серьезных проблем в консультативном контакте и, можно сказать, консультирование как таковое закан­чивается.

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стре­мятся избавиться от неприятного воздействия тревож­ности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впервые описали S. Freud и его дочь A. Freud. Механизмы функционируют ав­томатически, на бессознательном уровне. Использо­вание защитных механизмов для уменьшения тревож­ности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание ре­альности и ограничивать гибкость поведения. Описа­но много механизмов психологической защиты. Оха­рактеризуем вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного ус­транения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал за­щитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симпто­мов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключают­ся другие защитные механизмы, позволяющие вытес­ненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

2. Регрессия. Посредством этого механизма осу­ществляется неосознанное нисхождение на более ран­ний уровень приспособления, позволяющий удовлет­ворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональ­ных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на непри­ятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т. п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (боль­ной требует повышенного внимания и опеки).

17 стр., 8051 слов

Чувство неполноценности и компенсация

... объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиционный финализм, 2) чувство неполноценности и компенсации 3) стремление к превосходству, 4) стиль жизни, 5) социальный интерес, 6) ... эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма - идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Вскоре после того, ...

В пато­логических формах регрессия проявляется при пси­хических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.

4. Интроекция. Это включение в себя человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на са­мом деле неприемлемы.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизма предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональ­ных переживаний и чувств. Интеллектуализация тес­но связана с рационализацией и подменяет пережива­ние чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка пре­одоления реальных и воображаемых недостатков. Ком­пенсаторное поведение универсально, поскольку дос­тижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально при­емлемой (слепой, становящийся знаменитым музыкан­том) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компен­сацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный ме­ханизм подменяет неприемлемые для осознания по­буждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преуве­личенное слащавое и вежливое поведение может скры­вать враждебность и т. п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, кото­рые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечи­мая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т. п.).

14 стр., 6559 слов

Влияние особенностей фрустрационного поведения на тревожность ...

... которой индивиду неизвестна. С понятием тревожности мы связываем фрустрационное поведение, так как фрустрация проявляется в напряжении, чувстве гнева, тревоги, которые непосредственно ... возраста поведенческая дезадаптация обычно проявляется в форме «срыва тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью» (повышенная бессмыслемая двигательная активность, эмоциональное ...

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Напри­мер, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявля­ется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В психологическом консультировании мы, как пра­вило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности. Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещева­ния консультанта. Невысказанная тревожность безгра­нична. Когда она «одевается» в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объек­том, который может «увидеть» как клиент, так и кон­сультант. Происходит значительное уменьшение дезор­ганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состо­яние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен про­явить понимание и терпимость. Не надо также подда­ваться искушению рассуждать о стрессах и напряже­нии, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Челове­ку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Эк­зистенциальная тревога существует, однако большин­ство клиентов обращается не из-за нее.