Тема: Педагогическая поддержка ребенка как одно из условий эффективного воспитания
Педагогическая поддержка – это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы (Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005, С. 100).
Главным объектом педагогической поддержки является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее состояние. Психические состояния представляют собой целостную характеристику деятельности личности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Состояние личности – отражение внешней и внутренней действительности в единой совокупности всех ее проявлений.
Неблагоприятное состояние обусловливает более низкий диапазон проявлений психических процессов и, соответственно, более низкую продуктивную деятельность. Личностное отношение к воспринимаемой информации.
Задача педагога (воспитателя)– поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению.
Исходным в организации педагогической поддержки является учет психического состояния в данный момент. Педагогическая поддержка предполагает снижение неблагоприятного состояния ребенка и закрепление благоприятного психического состояния, способствующего личностному развитию.
Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана
... педагогическая поддержка обеспечивает адекватное ситуации деятельности состояние ребенка. Психолого-педагогическая поддержка выглядит как этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона. Психолого-педагогическая поддержка ... среды (физическая, психическая и социальная безопасность детей); удовлетворение первичных интересов детей (предоставление игрушек, ...
Педагогическая поддержка как этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона.
Педагогическая поддержка выступает в форме психологического акта сопереживания (“мои личные проблемы всеобщего порядка”).
Готов к поиску решения.
Факторы состояния ребенка, которое требует сопроводительной поддержки педагога: обстоятельства ли (пугают, затрудняют, препятствуют, лишают)?
Деятельность ли (отсутствие умений, смысла, средств, опыта)? Оценочное отношение окружающих (недоверие, недоброжелательность, насмешки, низкая оценка)? Жизненная коллизия (ссора, разрыв отношений, страшный случай, тайный поступок, дурные мысли)? Самооценка (оценка внешности, способностей, характера, умений)?
Средства поддержки: речевые, пантомимические, действенные, предметные. Бесконечность индивидуальных форм педагогической поддержки. Совет, инструкция к проведению, материальная помощь, переакцентирование внимания с обстоятельств на отношение к обстоятельствам становятся педагогическими средствами.
Апелляция к достоинству в качестве универсального способа педагогической поддержки. Прием “ от противного “. Три способа подавления достоинства:
Апелляция к жесткой регламентации: ” Так надо“. Загоняют личность в тень, из которой тот боится выйти на всеобщее восприятие, заставляет его низко оценивать себя как человека.
Апелляция к иерархическому положению: ”Кто ты такой, чтобы так вести себя? “Она порождает холопскую психологию, смирение со своим низким статусом среди людей, снижает либо ликвидирует свободу личности, загнанной в подчинение вышестоящим, держит ребенка в состоянии психологической зажатости в школе, и к разнузданности вне школы.
Апелляция к провозглашаемым недостаткам: ”Ты — рыжий, ты молчи “. Подавляет активность, унижает значимость человека в коллективе, отчуждает от людей, закрывает путь свободного проявления себя, толкает к позиции общей агрессивности ко всем окружающим.
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...
... культуры личности Содержание воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности ... Лицо с ограниченными возможностями здоровья Лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, ...
Вырисовывается альтернативный путь.
1. Апелляция к разуму: ”Рассуди, подумай, выскажи и решай “. Равновесие между эмоциями и рассудком, содействует усилению уверенности в себе.
2. Апелляция к нравственному чувству: ”Если бы не другие люди… “ переориентирует внимание со своих проблем на проблемы других людей, расширяет социальную ситуацию, впуская в ее содержание Другого, возвышает духовное состояние, придает силы, повышает самооценку.
3. Апелляция к созидательной воле: ”Меняй обстоятельства, чтобы было хорошо “. Инициирует активность, указывает на реальные действия, развивает чувство собственного достоинства, возлагает ответственность за собственную жизнь на самого субъекта.
Ребенок с осложненным поведением. Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос: ”Интересно, что с ним сейчас происходит?”
Основы методики работы педагога с детьми осложненного поведения за Н.Е.Щурковой
1. Педагогическое терпение как условие постепенного и затрудненного овладения ребенком социально-ценностной нормы поведения, ранее ему не свойственной. Новообразования психики нуждаются в терпеливом взращивании.
2. Перспектива будущей жизни — организуется влияние на мотивационно-ценностную сторону личностной структуры.
3. Педагогическая инструкция помогает облегчать ребенку освоение неосвоенного.
4. Личный пример педагога убеждает в возможности требуемого и действительной легкости исполнения.
5. Поощрение как положительное подкрепление.
6. Педагогическое требование укрепляет веру ребенка в положительное к себе отношение, вселяет веру в собственные способности.
Поступок как предмет теоретического анализа
... ясные цели, но и защищать свои интересы, собственную правоту во всех возможных обстоятельствах. Суть такой процедуры чаще всего заключалась в том, чтобы выдать частный интерес ... деятельностный подход к пониманию единицы анализа личности (C.JI. Рубинштейн); положения о целостности поступка, раскрывающиеся в единстве персонального и смыслового составляющих (М.М. Бахтин). Методы исследования. ...
Алгоритмические шаги особого прикосновения к ребенку:
1 шаг. ”Не удивляться“: мимически выразить отсутствие удивления и возмущения, даже изобразить скуку при виде содеянного, чтобы снять ореол ложного героизма свершаемого поступка, можно сказать: ”Это я не раз видал… Такое, к сожалению, бывает в вашем возрасте… “
2 шаг. ”Присоединиться”: сняв ореол героизма, слегка поднять авторитет “нарушителя”, указав на его поведение как слабость, которую проявляет любой другой человек. Парадигма здесь такова: ”Вероятно, когда-то я тоже такое проделывал… ”
3 шаг. ”Обозначить обстоятельства ”: очертить положение, в котором находятся в данный момент совершения недостойного поступка все окружающие, описать сложившиеся обстоятельства. “Нам надо бы приступить к работе, но… ”
4 шаг. ”Апеллировать к разуму ”: обратитесь с вопросом: ” Что ты сам думаешь по этому поводу? ”
5 шаг. “Положительное подкрепление”: провозгласить достоинство личности нарушителя, которое “здесь и сейчас” проявилось в виде признания недостойности своего поступка, либо в виде стремления не “быть как все”, либо в виде уважения к поискам собственных решений, противостоящих общепринятому.
6 шаг. “Предложение помощи”: чтобы изменить содеянное, нужны усилия, и педагог обращается с вопросом ” Нужна ли помощь?” В случае отказа – “ Я — сообщение”
7 шаг. ”Инструментовка ситуации успеха ”: благополучное разрешение эпизода инструментуется как успех самого воспитанника. “ Не страшны ошибки – страшно, когда их не исправляют”. Или краткое выражение удовлетворения завершением эпизода.
Наличие у педагога такого качества как человеколюбие и интерес к другому человеку. Позволяет замечать динамику развития личности, получая удовлетворение от своего профессионального труда.
Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора
... основные направления ее разработки. Разработанность проблемы: Условия, факторы, закономерности морального развития личности были исследованы в работах Ж.Пиаже, Л.Кольберга, П.Айзенберг, Д.Реста, К.Гиллиган, Д.Кребса, ... окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего ...
Литература: Щуркова Н.Е.. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. — С. 99-105.