Лекция на тему «Межличностная коммуникация»

Вопросы

1. Понятие, сущность и особенности межличностной коммуникации.

2. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.

3. Вопросы эффективности межличностной коммуникации.

4. Модели коммуникативной личности.

***

1. Понятие, сущность и особенности межличностной коммуникации

Межличностная коммуникация (МЛК) – это коммуникация между двумя индивидами, вступившими в непосредственный контакт, который осуществляется на межличностном субъект-субъектном уровне. Иногда межличностной называют коммуникацию не только между двумя, но и между несколькими людьми одновременно. Но это, строго говоря, неправильно. Такую коммуникацию надо квалифицировать как внутригрупповую. Она осуществляется в пределах конкретных социальных групп — больших (организации) или малых (семья, спортивная команда, учебная группа и т.п.).

МЛК свойственны все те признаки, свойства, закономерности социальной коммуникации (обмен информацией, знаковый характер, необратимость, обратная связь, процессы кодирования и декодирования и др.) как и всякой другой разновидности социальной коммуникации – групповой, массовой, институциональной. Обязательным признаком и свойством МЛК является непосредственный обмен знаками (символами), непосредственный информационный обмен, непосредственное информационно-смысловое взаимодействие. Но что значит «непосредственный» контакт, взаимодействие? Обязательно личное, лицом к лицу взаимодействие? Или непосредственное общение по телефону, смартфону, компьютеру и т.п.? Здесь нет единства мнений. Некоторые авторы относят к МЛК общение между партнерами как лицом к лицу, так и посредством технических устройств. Но, пожалуй, большая часть специалистов считает, что межличностная коммуникация — это обязательно контакт людей лицом к лицу, «тет-а-тет» без какого-либо физического посредника или технического устройства, взаимодействие, осуществляемое напрямую с использованием вербальных и невербальных средств (знаков) в пределах визуального восприятия. Это, к примеру, беседа двух человек в одном помещении или в ином локальном физическом пространстве (где-то вне помещения).

Будем считать, что МЛК – это общение двух людей, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении и характеристике межличностной коммуникаций важны следующие моменты:

3 стр., 1176 слов

Непосредственная обратная связь является непременным условием ...

... межличностная коммуникация актуализируется в различных формах. Это может быть беседа - непосредственная коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии Других лиц) или опосредствованная (через телефонную, компьютерною связь). Межличностная коммуникация ... межличностной коммуникации и ее моделирование. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия ...

  • непосредственная направленность информации, чувств друг к другу;
  • создание участниками МЛК «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас».

Характерной чертой межличностной коммуникации является многоканальность, сочетание вербального и невербального компонентов, что проявляется в самых различных формах МЛК — интервью, дебаты, публичные слушания, учебные занятия, тренировки и т.п.

Как и всякая коммуникация, МЛК выполняет как общие для всех видов коммуникации основные функции (информационная, экспрессивная и др.), так и специфические. C точки зрения В. Конецкой, этими функциями межличностной коммуникации являются функции взаимодействия и воздействия, которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций. В основе этих функций, как можно было убедиться, лежит главный принцип — мотивационный. Поэтому неудивительно, что исследователи социальной коммуникации обращаются прежде всего к мотивационным теориям, объясняющим сущность и функции межличностного взаимодействия, в рамках которого осуществляется и межличностная коммуникация.

Межличностная коммуникация является средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – потребности в общении, в признании, уважении, любви, безопасности и т.п. Результатом МЛК в социально-психологическом плане всегда будет какое-то взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему возрасту, полу, национальности, образованию, социальному статусу. Поэтому в меж-личностной коммуникации, как, впрочем, и в др. разновидностях социальной коммуникации, можно выделить три взаимосвязанные стороны, три аспекта, соответствующие трем основным функциям коммуникации:

  1. коммуникативный аспект – это обмен информацией, передача и прием мнений и чувств между партнерами по общению,
  2. перцептивный аспект — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
  3. интерактивный аспект – это обмен действиями между коммуникантами, взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие).

МЛК во всех этих аспектах предполагают прагматические цели и конструктивность решений, плюс готовность каждого партнера к адекватному поведению.

МЛК преимущественно основана на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Для неформальной беседы двух коммуникантов характерны: частая смена тематики, доминирование одной стороны как более активной в плане инициативы и аргументации, смена коммуникативной установки (осознанная и неосознанная), нечеткость самой структуры дискурса, позволяющая возвращаться к прежней тематике и аргументации, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция ... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ ...

Конкретные проявления межличностной коммуникации различаются степенью личностной вовлеченности и способами организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий.

  1. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах.
  2. На деловом уровне осуществляется реализация межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности.
  3. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом коммуникации выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Межличностная коммуникация осуществляется в различных формах, которые имеют свою специфику, определяемую ситуацией временного и пространственного характера, особенностями участников, их социоролевым статусом и коммуникативной установкой. Например, для неформальной беседы двух коммуникантов характерны частая смена тематики, доминирование одной стороны как более активной в плане инициативы и аргументации, смена коммуникативной установки (осознанная и неосознанная), нечеткость самой структуры дискурса, позволяющая возвращаться к прежней тематике и аргументации, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.

Межличностное взаимодействие, по Э. Берну, может осуществляться в следующих формах социального поведения:

1) замкнутость и уход от общения;

2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь;

3) времяпровождение (структурирование времени) как отбор новых и полезных знакомств;

4) социальные игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение;

5) близость как форма общения, исключающая извлечение выгоды;

6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие.

2. Особенности межличностной коммуникации в малых группах

Для понимания социальной значимости межличностной (или диадной) коммуникации необходимо рассмотреть ее проявления в социальных структурах различного типа. Дело в том, что реальная непосредственная коммуникация в диаде может осуществляться в условиях малых групп (формальных и неформальных, больших и малых).

К числу таких групп относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей и т.п.

Наблюдения за речевой деятельностью в малых группах показали, что межличностная коммуникация характеризуется рядом особенностей. Наиболее показательным является фактор однородности/неоднородности речи. Речевая однородность предполагает социальную однородность группы, члены которой находятся в близких отношениях. Эта близость определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. В таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы, часто в шутливом или ироничном тоне, который понятен лишь посвященным.

3 стр., 1406 слов

Перечислите важнейшие эффекты межличностного восприятия и дайте ...

... Основные эффекты межличностного восприятия: 1. Эффект ореола (подбор качеств, которые в моем восприятие одного знака и ассоциативной связи..... Ключевое: при дефиците информации о другом ...   2.17.Управление эмоциями и чувствами в общении. Выражает экспрессивную функцию межличностных коммуникаций. Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее ...

Наблюдения за речевым поведением индивидуумов в семье показывает, что целый ряд слов и выражений имеет необычную смысловую интерпретацию. Это семейный язык — своеобразный коммуникативный код, обусловленный семейными обычаями или традицией.

Другой особенностью межличностной коммуникации в малых группах является преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересом, не столь важно название предмета, о котором идет речь, сколько его свойства, характеристика и оценка, то есть новая информация.

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:

Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие:

  • совместимость партнеров как коммуникативных личностей,
  • адекватное восприятие смысловой и оценочной информации,
  • воздействие через убеждение.

3. Вопросы эффективности межличностной коммуникации

По мнению специалистов, эффективность межличностной коммуникации зависит прежде всего от того, как реализуются свойственные ей функции взаимодействия и воздействия, каковы их результаты. В свою очередь, эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:

а) типа коммуникативных личностей,

6) восприятия смысловой и оценочной информации и

в) целенаправленного воздействия друг, на друга.

Для эффективности межличностной коммуникации наилучшим вариантами этих условий являются следующие:

  • совместимость партнеров как коммуникативных личностей,
  • адекватное восприятие смысловой и оценочной информации,
  • воздействие через убеждение.

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие.

12 стр., 5941 слов

Модели массовой коммуникации и коммуникативной деятельности.

... Многочисленные исследования подтвердили, что основным средством формирования общественного мнения является массовая коммуникация. Основной механизм формирования общественного мнения – воздействие на массовое сознание, ... с деятельностью как лидеров общественного мнения, так и средств массовой коммуникации и информации. Например главенствующее место за интернетом, телевидением, персонами. ...

Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач:

1) Что я думаю о себе — кто я такой?

2) Что я думаю о партнере — кто он такой?

3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне?

4) Что думает партнер о себе?

5) Что думает партнер обо мне?

6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю.

Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера — все, что помогает настроиться на межличностное общение.

Восприятие в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются:

  • идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним;
  • рефлексия — понимание другого через размышление за него;
  • эмпатия — понимание другого человека через эмоциональное сопереживание;
  • стереотипизация — восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.

Необходимым условием и важнейшим фактором эффективности межличностной коммуникации является восприятие. Это сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Среди объективных факторов, обусловливающих восприятие, отмечаются особенности речевого сообщения (высказывания, дискурса), которое может отличаться по своему типу (описание, повествование, аргументация и др.), по структуре (последовательности высказываний — уточняющих, обобщающих и т.п.) или по композиции дискурса (вступление, основная часть, заключение).

Имеет значение и постоянство восприятия — его относительная независимость от сопутствующих ситуативных факторов.

К субъективным факторам относят функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования отечественных психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия.

Некоторые субъективные факторы, которые затрудняют адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного Я. К таким факторам, в частности, относятся:

5 стр., 2041 слов

Основные виды коммуникаций

... Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия. Коммуникативные формы: лекции ...

  • неумение отделить главное от второстепенного;
  • склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения;
  • зависимость от стереотипных представлений и предубеждений;
  • ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой;
  • незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние);
  • концентрация в первую очередь на негативных показателях;
  • зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером;
  • отсутствие чувства юмора.

Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, включающие задачи:

  • научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали;
  • научиться слушать своего партнера;
  • определить, что для вас является лучшим индикатором понимания — взгляд, жест, выражение лица, одежда, акцент, тон или слова, речевые формулы;
  • фиксировать свои неточности в восприятии;
  • осознавать, как вас воспринимают;
  • развивать ориентацию на собеседника — проявлять со переживание, заинтересованность в партнере как в личности

Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации, например:

  • привлекательность и коммуникативная компетентность убеждающего: в данном случае происходит своеобразный перенос оценки личности как источника информации на оценку самой информации в плане ее истинности, достоверности (первичное восприятие, как доказано, более устойчиво);
  • внушение доверия, которое определяется моральным обликом убеждающего, его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к реципиенту;
  • — использование стереотипа, что связано со стремлением индивида к идентификации собственного Я;
  • — ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ-повествование должен отвечать двум критериям — вероятности (вполне может быть) и достоверности (это же так и было);
  • — использование в речи повторений, сравнений, контрастов и аналогий, поскольку это создает у реципиента перспективу для рассуждений.

Для эффективности убеждения в межличностной коммуникации особую важность приобретает этический аспект, но это отдельный вопрос.

В конечном счете успешность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Воодушевляет и то, что коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств).

Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разговорную речь, в которой индивид наиболее полно раскрывается как коммуникативная личность.

4. Модели коммуникативной личности

Под коммуникативной личностью будем, вслед за В. Кашкиным понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации.

8 стр., 3931 слов

Коммуникативная личность

... других имен, называющих предмет разговора, антропоним может обозначать самих коммуникантов. Коммуникативная функция антропонима — самоосознание и самоопределение коммуникативной личности как участника коммуникации и социальной жизни (80 % которой и составляет ...

Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности. Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах, на различных ‘лингвистических рынках.

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный.

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью.

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Теперь о моделях или типах коммуникативной личности. Их выделяют четыре.

  1. Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).
  2. Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
  3. Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть «о погоде» и т.п.).
  4.  Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует говорить спокойно, не перебивать.

Некоторые специалисты выделяют типы языковой личности в зависимости от сфер словесности. Для всех видов устной словесности создатель речи совпадает с языковой личностью – индивидуальным речедеятелем. В письменной словесности при рукописной технике создатель речи также совпадает с индивидом (кроме документов).

4 стр., 1807 слов

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки

... и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов. Методы ... намерение способствует осуществлению общей цели. - Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о ...

В документах создатель речи может быть коллегиальным, один документ может создаваться разными юридическими лицами. Такую языковую личность можно назвать коллегиальной. В печатной словесности разделен труд автора и издательства (создание и тиражирование текста).

Здесь перед нами кооперативный речедеятель. Тексты массовой коммуникации совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной речевой деятельности (информагентство + аппарат редакции + издательство), следовательно, перед нами коллегиально-кооперативная языковая личность. Информатика как вид словесности содержит три вида деятельности (реферирование и аннотирование как комплексная работа по анализу первичного текста и синтезу вторичного + информационный поиск + автоматизированное управление), поэтому представляет собой коллективную речедеятельность.

Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

Литература

  1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1997.
  2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики,2003.

Темы для обсуждения и докладов по межличностной коммуникации

  1. Типы межличностной коммуникации (МЛК).
  2. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.
  3. Искусство убеждения.
  4. Суггестивное воздействие в МЛК.
  5. Информирование, убеждение, внушение, побуждение как цели МЛК и способы их достижения.
  6. Манипуляция в межличностном общении.
  7. Ритуальные коммуникации. 
  8. Убеждающая коммуникация.
  9. Техника аргументации.
  10. Суггестивная коммуникация. 
  11. Факторы и методы эффективной межличностной коммуникации.
  12. Типы коммуникативной личности.
  13. Как правильно критиковать, говорить комплименты, вести светские беседы и дискуссию.
  14. Взаимовосприятие людьми друг друга в процессе межличностной коммуникации.

13