Перечислите важнейшие эффекты межличностного восприятия и дайте краткую содержательную характеристику каждому из них.

 

Восприятие – процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Эффекты межличностного общения (нижеописанные эффекты относятся к первому впечатлению):

1.Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека завися от таких качеств оценивающего как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников уверен ,что его суждение о другом точно соответствует действительности, то он не будет заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Большинство из нас не раз переживали такую ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Неважно, что Вы делаете или говорит – другой человек не реагирует на ваше поведение, он уже сделал о Вас выводы, повлиять на которые невозможно.

2.Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые на самом деле присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

3.Эффект ореола. Тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнёра: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Существует несколько типов запуска эффекта ореола:

  • схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнёров в той илиь иной сфере, при этом неравенство должно быть действительно значимым для воспринимающего. Люди склонны переоценивать тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру.
  • Если человек нам нравится внешне, то мы склонны переоценивать его психологические характеристики
  • Ещё одна схема – проявление фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто оносится к нам плохо.

4.Стереотипизация. Социальный стереотип – устойчивый стереотип о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация- главный механизм этого процесса. Любой социальный стереотип является порождением определённой группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том ,что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функций стереотипа часто пытаются идти от индивидуальных особенностей человека это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы – следствие ограниченного опыта, невежества и пр. Везде, где существуют группы есть стереотипы, определяющие понятие групп друг о друге. Адекватно использоваться они могут только в межгрупповом общении для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей разных групп.

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... членов стереотипизированной группы. 2.Сложность стереотипов. Факторы: -размер группы; Структура представлений о группе зависит от её размера. Большие группы представлены в сознании людей с помощью ... осуществлённой членами ингруппы. Люди используют стереотипы для легитимации социально-экономических различий в положении разных групп. Стереотипы выполняют функцию оправдания дискриминационного ...

 

2.17.Управление эмоциями и чувствами в общении.

Выражает экспрессивную функцию межличностных коммуникаций.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, мотивами, потребностями, отражающий в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Осознание эмоций – 1. Отчётливая фиксация человеком своего состояния, что позволяет ему учитывать его в своих практических действиях. 2. Способность выразить этот факт в знаковой форме.

Эмоции и чувства – важнейшие психические процессы, регулирующие наше индивидуальное поведение и отношения с другими людьми. Основное отличие между чувствами и эмоциями связано с такими параметрами. Как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Управление чувствами и эмоциями предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении управление эмоциями предполагает как контроль за собственными переживаниями, так и способность распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнёров по общению. Когда мы говорим, что человек осознаёт то или иное своё состояние, мы имеем ввиду:

1.то, что у человека некоторый факт запечатлелся настолько отчётливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях.

2.То, что он способен выразить этот факт в знаковой форме

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть разной. Человек может знать ,что он нечто переживает.

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том ,что человек способен выразить знание о своём состоянии в словесных категориях. Именно на этом уровне возникает контроль за эмоциями ,а именно:

1.способность предвидеть их развитие

2.понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия

Эмоциональные процессы осознаются не всегда, особенно это касается тех процессов, которые формировались в раннем детстве, а также чувства, ставшие привычными, к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь.

Основной показатель зрелой, нормальной эмоции – её произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления её выражением, переживанием и порождением. Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, изменённой или подавленной реакции – всё это результат формирования произвольности

ааа

Консультация казаринова

15.

Аннотация

Любая коммуникация в деловой среде осуществляется в контексте базовых ожиданий. Базовые ожидания невербализованы. Заданы культурной нормой. Определяют сценарии поведения, то есть ориентированы на другого.

К числу базовых ожиданий относятся:

Ситуативная уместность (культурная норма предполагает, что мы компетентны в ролевом поведении. Распознаём роли, определяет свою собственную роль, можем ее исполнить, спрогнозировать последствия)

Основные конфликты связаны с тем, что наши базовые ожидания не подтверждаются.

Взаимность (я не только ожидаю, что люди компетентны, но и то, что они по отношению ко мне имеют базовые ожидания и они совпадают с моими, то есть люди осознают ситуативную уместность) Пример: люди идут навстречу друг к другу и ожидают, что они видят друг друга, не отдавая себе в этом отчет, подтверждают культурную норму, к которой они принадлежат.

Уважительное отношение к личности другого ( мы по умолчанию признаём самоценность личности)

Базовое ожидание российской коммуникационной среды — ожидание осторожности, неопределенности поведения (не знаешь, что от него ожидать)

Каждая культурная система может вырабатывать особенности собственных базовых ожиданий.

Принцип взаимного понимания (человек настолько компетентен, что мы ожидаем, что будем понимаемы и с нами будут так обращаться, что мы получим ответы на искомые вопросы)

Базовые ожидания позволяют начинать определенные действия.

 

16.

Межличностное восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации данных, получаемых в процессе межличностного взаимодействия. Продуктом этого процесса является образ ( образ другого, образ ситуации, образ я)

Ключевая аксиома: мы никогда не воспринимает реального другого, имеем дело толькотстнашим представлении об этом другом, то есть с этим продуктом восприятия.

Фундаментальность этой аксиомы- мы никогда не поймем другого человека.

Человек- меняющаяся система. Мы знаем себя только в ситуации определенного контекста. Мы знаем ровно столько, каков наш опыт. Мы не знаем, какими мы будем в будущем.

Поскольку аксиома предполагает, что между нами всегда есть образ, то возникает проблема эффектов межличностного восприятия, проблема искажения нашего представления о другом.

 

Основные эффекты межличностного восприятия:

1. Эффект ореола (подбор качеств, которые в моем восприятие одного знака и ассоциативной связи….. Ключевое: при дефиците информации о другом у меня есть что- то явное (внешность, голос), по чему я могу приписать ненаблюдаемые черты и приумножить их. Эффект ореола работает по прошлому опыту. Пример: красивая, значит глупая….)

2. Эффект проецирования (готовность приписывать другому собственные черты характера, мотивационные установки… Ожидание, что то, что мне нравится, нравится и миру)

3. Стереотипизации (качества группы переносятся на индивида, определение другого по признакам группы, к которой он принадлежит) стереотипизация по структуре построения образов еще более схематична и упрощена. Максимум один-два признака.

4. Самоосуществляющегося пророчества (Особенность — наличие предварительной установки на другого человека. Мы начинаем своими действиями провоцировать поведение другогочеловека, чтобы оно соответствовало моей установке. Или я толкую поведение другого человека только с позиции моей первой установки. Побуждение другого вести себя в соответствии с предварительной установкой.)

5. Каузальной атрибуции (приписывание причин поведения другому человеку. Образ другого в части причин его поведения. Этот эффект работает, когда нарушаются базовые ожидания или этические нормы. Фундаментальная ошибка атрибуции (ф.а.)- при объяснении причин поведения другого мы склонны искать их в личностных особенностях другого, при объяснении причин собственного поведения мы склонны искать их в обстоятельствах. Мотивационная ошибка — если я объясняю успех, то связываю его с личностью, если объясняю неудачу, то связываю ее с обстоятельствами.

Особый способ конструирования восприятия другого — эффект самооценки (толкутся через проецирование)

 

17.

Эмоции рассматриваем как коммуникацию, как способ обмена сообщениями о своем внутреннем состоянии. Тогда ими можно управлять.

У эмоций всегда есть предмет, то есть то, на что она направлена. Эмоция всегда имеет культурно-историческое содержание. В каждой культуре есть набор эмоций, которые достойны переживания и которые табуированы.

2 стратегии управления эмоциями:

1. Стратегия, направленная на предмет переживания. Если боюсь темноты- включай везде свет.

2.Вербализация эмоций. Любой разговор об эмоциях снижаем ее интенсивность.

в вербализации можно выделить конструктивные и не конструктивные стратегии. К неконструктивным относятся стратегия «ты-высказывания, направленная на другого, плюс эмо виная речь)

«развернутое я-высказывание»

1. Контекстное описание, описательное суждение. Когда я увидел, что ты стоишь с чемоданами у двери

2. Указание на эмоцию, которая возникла. Я испугался….

3. Указание на потребность. Эмоция воспринимается как реакция на потребность.

4. Сообщение о просьбе или попытка изменить ситуацию.

 

Есть набор эмоций, которые удобно использовать в организационном управлении. Эмоции как средство управления. Возбуждение определенных эмоций как средство управления.

Эмоции — ситуативные реакции на явления, а чувства более длительны, фундаментальны….