Коммуникативная личность

Коммуникативная личность

Современная лингвистика, теория коммуникации, да и практически вся гуманитарная наука с успехом разрабатывают новый подход к коммуникативной деятельности— антропоцентрический (ориентирующийся не на систему и структуру, а на пользователя языка, коммуникативных и социальных систем — человека).

Вводится понятие языковой и коммуникативной личности.

Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова persona— маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, — и носителя собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке. Коммуникативная личность— совокупность разноуровневых характеристик коммуникативного поведения отдельного коммуниканта или типа коммуникантов.

Воспользуемся трехуровневой моделью языковой личности Ю. Н. Караулова (см. рис. на с. 246).

Для коммуникативной личности также выделимы три уровня: 1) уровень кода (лексикон, запас слов и знаков иных кодов, умение их использовать, в т. ч. ошибки, т. е. вербальный опыт); 2) когнитивный уровень (личностная картина мира, система ценностей, излюбленные обороты речи, т. е. познавательный и социальный опыт); 3) прагматике-мотивационный уровень (намерения коммуниканта, коммуникативные установки, коммуникативные способности, т. е. ситуативный опыт). Соответственно уровням выделяются три параметра коммуникативной личности: функциональный, когнитивный и мотивационный. Основной и исходный— мотивационный. Коммуникативная способность, умения, навыки, коммуникативный стиль, коммуникативная компетенция (в т. ч. в межкультурном аспекте), коммуникабельность, харизма.

Фундаментальным свойством коммуникативной личности является ее способность к самоосознанию себя как отдельной личности, способность к проведению границы (по преимуществу семиотической).

Существенную роль в проведении границы и собирании пучка характерных особенностей коммуникативной личности под одной эгидой играет имя личности, либо типа или вида личностей, либо сообщества: антропоним, имя группы, этноним.

Хотя небезызвестная девочка Алиса спрашивала doubtfully (с сомнением в голосе): Must a name mean something? «А должно ли имя что-либо значить?», — имя для человека как коммуникативной личности весьма значимо. Антропоним имеет особую коммуникативную значимость. В отличие от любых других имен, называющих предмет разговора, антропоним может обозначать самих коммуникантов. Коммуникативная функция антропонима — самоосознание и самоопределение коммуникативной личности как участника коммуникации и социальной жизни (80 % которой и составляет коммуникация).

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...

... преследуемые коммуникативные цели [10]. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, ... коммуникативных умений Михельсона 1. Понятие делового общения, его формы и виды Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, ...

Имя говорящего — страж границы его личной и личностной территории, ведь «граница личности есть граница семиотическая» (Ю. М. Лотман).

Коммуникативная личность определенным образом определяет качества и характеристики мира по эту и по ту сторону границы. Следовательно, имя для человека наделяется неким личностным значением, у него формируется определенное понятие о себе как личности. Есть разница в обобщающих способностях имен и фамилий, разница в традициях использования одного или более имен, отчеств, имени матери, официального и неофициального имени в различных коммуникативных культурах и т. п.

Как мы уже знаем, языковое и коммуникативное поведение мифологизированы, они организуются и управляются не всегда полностью осознаваемыми мифологемами-стереотипами. Имя— свернутый «мифологический сюжет» (В. Н. Топоров), деятельностный стереотип. Вопрос об «истинности имен», о связи имени и именуемого постоянно возникает в истории человечества. Вспомним Пушкина: Что в имени тебе моем? Или Шекспира: Whats in a name? В этих случаях раньше было принято цитировать К. Маркса: Я решительно ничего не знаю о человеке, если знаю только, что его зовут Иаковом. То есть имя незначимо, оно — пустой звук, сотрясение воздуха, «мертвый след» на бумаге. Дж. Кэрролл называет Шекспира «хорошим поэтом, но плохим философом»: имена не являются до конца произвольными, арбитрарными.

Обратимся к результатам некоторых исследований (анкеты, сочинения и интервью на тему «Я и мое имя»: Знаете ли Вы, что означает Ваше имя? Нужно ли человеку знать значение своего имени? Нравится ли Вам Ваше имя? Есть ли люди, имена которых Вам не нравятся? Отражает ли имя характер человека? Влияет ли на жизнь человека его имя?).

Хотя большинство опрошенных открыто считают, что имя не влияет на характер его носителя, размышления по поводу связи имени и человека свойственны всем (имя подходит, подходящее имя, похожее имя, правильное имя, истинное имя и т.п.):… я считаю, что мое имя мне подходит. Бывает, что когда я впервые вижу какого-нибудь человека и слышу его имя, мне кажется, что этого человека никак не могли бы звать по-другому. Его имя ему подходит. Например, у меня есть подруга, которую зовут Пяйви. Она так похожа на Пяйви (от paiva «день»), что других имен представить себе невозможно. Может быть, это от ее веселого, живого характера I (Влияет ли на жизнь человека его имя?) Думаю, да. Если имя нравится, то это отражается на самооценке и т. п. Есть стереотипы, которые повлияют на отношение окружающих к носителю данного имени (например, что все Толикипьяницы, Олегибестолковые, Игорисебе на уме и довольно жестокие люди, Татьянысчастливые, Сергеисерьезные, Ксюшискрытные, Никитыспокойные, порядочные, сообразительные, честные).

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей. ... различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, ...

Весьма показателен ответ одного российского студента: На жизньнет, возможно, на судьбу.

Собственные имена нравятся большинству опрошенных (чаще только после 18-20 лет, а до этого возраста обычно бывают конфликты).

Чужие же имена могут удивлять и даже раздражать в любом возрасте:… иногда меня удивляют некоторые имена детей моих знакомых. Как влияют на судьбу детей такие имена, как, например, Аида и Вариа? Оба имени связаны с музыкой. Аиду назвали по имени оперы Верди, а Вариа происходит от слова «ария», но имя это произносят почти как финское слово vaari (дедушка).

Приобретая имя, личность приобретает и определенный статус в социальной среде. Имя, таким образом, выполняет пограничную, защитную функцию для носителя. Наличие во всех языках выражений типа доброе имя, уважаемое имя, достойное имя свидетельствует о том, что имя хранит в себе и долю «символического капитала», если воспользоваться терминологией и концепцией лингвоэкономических обменов П. Бурдье. Имя, как и любой элемент речи, производится в экономических целях для использования на лингвистическом рынке. Это достаточно очевидно для brand name товара или для фамилии. Общественное признание того или другого является не чем иным, как обобщением, генерализацией качеств товара или семьи, — качеств, в которых они себя зарекомендовали в практике использования, сотрудничества или общения.

В знаменитой «Санта-Барбаре» Идеи Кэпвелл-Кастильо во время одной из присущих ей эскапад с переменой имиджа и социального стратума своей коммуникативной деятельности берет себе имя Нэнси. Социальное окружение раскрывает обман, один из общающихся с нею говорит: You dont look like a Nancy (Ты не похожа на Нэнси, т. е. «на одну из девушек, которых

обычно называют Нэнси»).

В этом неопределенном артикле сконцентрировался весь путь генерализации общения с различными носителями имени Nancy. Имя личности стало практически нарицательным. Аналогичный пример из русской социальной среды: сотрудники одной из воронежских фирм так отзываются о работниках налоговой инспекции: Они там все Васи! Личностные качества «хороших» и «плохих» Вась и Нэнси здесь стерты обобщением, но, возможно, таков удел личности: от единичного к всеобщему?

Но разве артикль в Its a Sony не выполняет такую же генерализующую функцию, подчеркивая комплекс положительных качеств, приписываемых семье этих товаров? Как видим, номинация не так уж и произвольна ни до, ни после наделения именем. Именно поэтому современный маркетинг рассматривает имя фирмы или товара как существенную составляющую роста авторитета и роста продаж (происходит конвертация символического капитала в экономический, по П. Бурдье).

Кто, например, с радостью станет покупать продукты питания у воронежской фирмы Москал (название фирмы взято из справочника «Товары и цены») или не станет размышлять о возможном существовании мыла Взяв, если есть уже мыло Дав!

9 стр., 4076 слов

Введение в теорию межкультурных коммуникаций

... роль (студент, мать, отец и т.д.). В коммуникации люди взаимодействуют как носители соответствующих ролей. В соответствии с коммуникативной ролью от каждого человека ожидается определенный тип поведения. ... в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. 3. Основные виды коммуникации Современное коммуникативное пространство представляет собой сложную систему, в которой в 1 ...

Один французский исследователь соотнес названия и невербальное оформление выпускаемых и популярных в данной стране конфет с психологией и историей народа. Конфеты «.Ну-ка отними» позволили ему рассуждать о свойственным русским людям жертвенности и мазохизме. Но больше всего автора поразили названия конфет «Радий» и «Данко»; к тому же на фантике последних было изображено горящее сердце героя.

Наделение именем фактически является речедействием, перформативным речевым актом с далеко идущими последствиями для судьбы носителя имени. «Магический» перформатив номинации, как видим, связан с отношениями власти и авторитета, с экономикой лингвистических обменов (по П. Бурдье).

Одна из возможных мотивировок наделения именем в человеческом обществе— авторитет старшего родственника. Но, как этого и следовало ожидать, он длится только до определенного периода в развитии носителя имени. Как пишет Ю. М. Лотман: «Ситуация возмущения и бунта возникает при столкновении двух способов кодирования: когда социально-семиотическая структура описывает данного индивида как часть, а он сам себя осознает автономной единицей, семиотическим субъектом, а не объектом». Агрессивная экспансия собственной воли, самоутверждение или утверждение границ собственного «я» распространяется на все сферы поведения подростка в переходном возрасте. Имя как «страж границы» личности также подвергается ревизии в большинстве случаев (70-80 % информантов сообщают о желании изменить имя в юном возрасте), наблюдается подростковый бунт и неприятие имени: В детстве я хотела иметь какое-нибудь более интересное, оригинальное имя, чем Анне. Сейчас я довольна своим именем именно потому, что оно нейтральное (финская студентка).

В детстве по глупости не нравилось (имя Михаил).

А мой случай был явно клинический: подросток, бунтующий против матери, отца, деда и вообще всего, что старше восемнадцати лет (имя Максим, статья в журнале).

Собственное имя воспринимается носителем не само по себе и, может быть, даже не по соответствию неким качествам, присущим носителям подобного имени (во всяком случае, не в первую очередь).

Основным пафосом восприятия себя через имя является самоидентификация, ее две диалектически взаимосвязанные стороны: быть таким, как все, и быть не таким, как все. Именно под-

ростковый возраст дает наибольшее количество конфликтов в плане самоидентификации, врастания в социальную среду и отграничения собственной личности от других личностей (от окружающей социальной среды).

Знаком-мифологемой этого отграничения и служит личное имя индивида: Когда я сама была моложе, я не соглашалась с моими родителями. Мое имя казалось мне некрасивым и страшным. Я не могла понять, почему родители меня так строго хотели наказать и дали мне такое ужасное имя. Я много раз старалась изменить свое имя; я хотела, чтобы меня звали бы Яана или Маръяана. Конечно, это не удалось, но я постепенно одобрила, что меня зовут Оути, и сейчас это мне даже нравится. Я очень горда своим именем. Я считаю, что тому, почему я раньше ненавидела свое имя, и тому, почему я сейчас его люблю, та же самая причина: имя «Оути» довольно редко здесь появляется. Раньше это была проблема, потому что я не могла отождествиться, но сейчас это хорошо, это средство, чтобы отличаться от массы (финская студентка говорит о нетипичном для Финляндии шведском имени Оути).

13 стр., 6462 слов

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. ...

... личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность ... процессы познания, и поэтому человек предстает каксубъект познания.В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качествесубъекта ...

Последняя фраза опять же отражает единство и борьбу противоположностей: отождествления со средой и выделения себя из среды. Как писал А. Ф. Лосев, «Без слова и имени человек — вечный узник самого себя, по существу и принципиально анти-социален, необщителен, несоборен, и следовательно, также и не индивидуален, не-сущий…».

Вопрос стоит не о том, правильны или неправильны выводы наивного пользователя и наблюдателя языка о связи имени и его носителя. Вопрос в том, зачем нужно носителю искать такую связь. То, что она обнаруживается, как в следующем примере, очевидно: Сережасреднего роста, сильный, спортивный, добрый, веселый, озорной, но не обязательно умный, вызывает симпатию; Сашаодно из самых популярных мужских имен, оно

нравится большинству; у Саши темно-русые волосы (ассоциации имени с цветом волос отмечаются постоянно), светлые глаза, высокий рост, мужественный характер; он настолько симпатичен, что даже неважно, умный ли он (материалы опроса, проведенного в 70-е годы в Москве).

Связь между именем и его носителем поддерживается в массовом сознании (имя может иметь различную интерпретацию в различных исторических срезах: Игорьтемноволос, худощав, умен, красив, капризен и себялюбив, немужественный, плохой друг; но для старшего поколения Игорь другой: высокий, широкоплечий, светловолосый, добрый и мужественный). В то же время, массовое сознание через дискурс, речевое взаимодействие, общение с носителем имени воздействует на индивидуальное сознание последнего (индивид должен оправдывать данное ему имя).

Индивидуальные отступления от ожидаемого соответствия приводят к нарушению баланса и возможному сдвигу в значении имени для массового сознания. Мода на имена связана, во многом, именно с этим. Мифологема имени, таким образом, имеет историческую привязку. Имя человека и мотивировано, и немо-тивировано. Антропоним скорее является примером асимметричного дуализма знака (по С. Карцевскому), нежели примером его арбитрарности. Значение имени изменяется с историей его носителя.

В отношении антропонима можно выделить и иной ракурс обобщения: под эгидой имени объединяются единичные элементы коммуникативного поведения, характеризующие конкретную личность. Где же находится мотивация имени, его «значение»? Язык рождается из диалога отдельных личностей, и именно в этом диалоге следует искать значение имени: Но в день печали, в тшиине,\\ Произнеси его тоскуя; \\ Скажи: есть память обо мне, \\ Есть в мире сердце, где живу я… (А. С. Пушкин).

2. Модели коммуникативной личности.

Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателям сообщения, о том, что их отношение к нам и, что более важно, их поведение по отношению к нам определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

10 стр., 4669 слов

Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

... сферах деятельности.   Введено понятие «массовой коммуникации» как разновидность социальной коммуникации. Социальная коммуникация- это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс медиа, которая обусловлена ... труда- первый шаг в развитии теории коммуникации (А.Смит), который предлагает, что знание коммуникативного процесса становится необходимым для организации коллективного труда. ...

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт» (И. А. Стернин), визитная карточка (И. Н. Горелов).

Коммуникативная личность— содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности, коммуникативный деятель. Помимо индивидуального коммуниканта, коммуникативной личностью называют также тип коммуникантов, типичную коммуникативную личность какой-либо социальной группы (фамильная личность).

Обмен «любезностями» между представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической,

контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я). В известном мультсериале Beavis & Butthead часто наблюдается нарушение взаимной идентификации, неудачи в общении из-за отсутствия коммуникативного опыта у подростков, недостаточной социа-лизованности, в первую очередь в коммуникативном плане.

Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи— через посредство души — живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Сейчас в гуманитарном знании стали выделять некартезианскую парадигму, которая не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. Хотя сам Рене Декарт вряд ли знал об этом и, может быть, и не был бы против такого подхода.

Рене Декарт (Rene Descartes, или Renatus Cartesius, 1596-1650) —

французский философ, математик, естествоиспытатель, «отец новой философии» — рационализма, убежденный в философской суверенности разума. Автор знаменитого афоризма Cogito, ergo, sumЯ мыслю, следовательно, я существую. Для Декарта существует телесный мир и существует Бог, мышление. Мышление и телесный мир создают раздвоенность человека, он есть мыслящая субстанция (res cogitans), машина, как и прочие живые существа. В философии Декарта противопоставлены субъект и объект мышления.

13 стр., 6142 слов

Базаров. Новый тип личности посткризисного периода. УП.3.10

... преобладают над мате­риальным производством. Погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду Современный человек, в отли­чие от своих ... Время осуществления акта коммуникации сведено к миниму­му. Часто основные решения при­нимаются непосредственно в хо­де общения — нет ... смысле — как вся систе­ма значений языка, используемая для общения. Порой мы сталкива­емся с редукцией человека — све­ ...

По определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа М. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

Коммуникативное поведение человечества также состоит из общих моментов в поведении отдельных личностей. Существуют только отдельные индивиды, коммуникативное поведение которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении {embodiment; hexis «гексис» в теории французского социолога П. Бурдье) природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (или голоса), при этом сохраняя свою идентичность. Психологи, воспринявшие диа-логизм Бахтина, пишут о «многоголосии» личности. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и Чехов как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например обмана или убеждения, вымогательства или просьбы — будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (ср. роли: «студент-троечник» и «преподаватель-троечник»).

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В. П. Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Р. Димблби и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания — верования — стереотипы — предположения — ценности — (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т. п.).

Видимость общения или игра в общение наблюдается в некоторых передачах MTV

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...

... ОБЩЕНИЯ 1.    Определение общения 2.    Типы и виды общения IV.  Личность как субъект общения 1.    Свойства личности Þ    коммуникативная сторона общения Þ    перцептивная сторона общения Þ    интерактивная сторона общения 2.    Формирование и свойства личности ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ...

(Дневной каприз), в некоторых chatrooms в интернете. Таковы, в основном, и «газетный интернет» (переписка через бесплатные объявления) в выходившей когда-то «Газете с улицы Лизюкова» или в аналогичных «Сороке» и т. п., американский small talk, осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме threeA principle: answeraddask.

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. фактически осуществляем метакоммуника-тивную, саморегуляционую функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).

Один из параметров «на контроле» у коммуникатора — тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

3. Типы коммуникативной личности.

Типы коммуникативной личности выделяются в зависимости от подхода и потребностей исследования. Приведем некоторые из существующих классификаций.

Начнем с психологической классификации коммуникативной личности. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к одному из четырех типов (Гойх-ман-Надеина).

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с ним бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

4 стр., 1702 слов

Общение как коммуникация Система отношения

... индивидуально психологических особенностей и тому подобное. Вербальная коммуникация Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме — в процессе языкового общения. Его особенность заключается в том, что ...

Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации об-

щения. Следует иногда— даже в его же собственных интересах — возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (например, вступительная часть «о погоде», более развернутое и продолжительное фати-ческое общение).

Интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния «Я», или ego-состояния, по Берну, следующие: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Родитель: критический (руководитель — работнику: Когда Вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель — студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте я сделаю это за Вас!).

Взрослый: консультант фирмы — клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник — директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!

Ребенок: приспосабливающийся (работник — руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы — клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега — коллеге: Ну, старик, ты гений!).

Индивид и коммуникативная личность — не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные

личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности (многоголосие, по Бахтину).

Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах, на различных «лингвистических рынках» (в терминологии П. Бурдье) по-разному.

Ю. В. Рождественский выделяет типы языковой личности в зависимости от сфер словесности. Для всех видов устной словесности создатель речи совпадает с языковой личностью— индивидуальным речедеятелем. В письменной словесности при рукописной технике создатель речи также совпадает с индивидом (кроме документов).

В документах создатель речи может быть коллегиальным, один документ может создаваться разными юридическими лицами (копия диплома: вуз + нотариус).

Такую языковую личность можно назвать коллегиальной. В печатной словесности разделен труд автора и издательства (создание и тиражирование текста).

Здесь перед нами кооперативный речедеятелъ. Тексты массовой коммуникации совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной речевой деятельности (информагентство + аппарат редакции + издательство), следовательно, перед нами коллегиально-кооперативная языковая личность. Информатика как вид словесности содержит три вида деятельности (реферирование и аннотирование как комплексная работа по анализу первичного текста и синтезу вторичного + информационный поиск + автоматизированное управление), поэтому представляет собой коллективную речедеятельность.

Коммуникативная личность — Стр 2

Итак, с точки зрения социологии речи, словесность возникает в разделении труда, а индивид и речедеятель не совпадают. Например, документы: канцелярия передает, рассылает, воспроизводит, хранит, побуждает к прочтению документов и составлению новых, осуществляя в

своей деятельности внешние правила словесности; исполнители документов составляют и читают документы, применяя внутренние правила словесности; более дробное разделение труда: верификация документа подписями, визами, предварительная работа, воплощаемая в других текстах, и т. п. Еще пример: создание имени (создатель имени, апробатор имени и пользователь имени, то есть родители — ЗАГС — все остальные).

Но один человек может совмещать в себе эти функции в разное время (работник ЗАГСа — родитель — пользователь).

Отдельные функции могут социально институционализироваться. Так, право именовать, скажем, корабль (перформатив) дается не каждому, а исполнители этой функции при этом становятся воплощенной функцией. Их поэтому и называют: «функционеры». Воплощенной функцией является и коллегиальная коммуникативная личность: академия, редакция газеты, партия и правительство (ср. термины «физическое лицо» и «юридическое лицо»).

Коммуникативная личность — самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80 % всего человеческого существования (аудирование— 45%, говорение— 30%, чтение— 16%, письмо — 9 %).

По параметру отношения к данной культуре коммуникативная личность бывает первичной и вторичной. Изучающий иностранный язык и чужую культуру студент развивает в себе вторичную языковую личность.

А вот какую классификацию коммуникативной личности по этнокультурному параметру (для условий межкультурного общения) предлагает В. И. Карасик: 1) человек, для которого общение на родном языке является естественным в его коммуникативной среде; 2) человек, для которого естественным явлется общение на чужом языке в его коммуникативной среде (ксенолект: эмигранты, длительно проживающие в чужой стране, язык

международного общения); 3) человек, который говорит на чужом языке с учебными целями.

Этот известный исследователь также моделирует коммуникативную личность переводчика— участника межкультурного общения.

Литература

1. Аристотель. О душе / Соч. Т.1. М.: Мысль, 1976.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

3. Гойхман О. Я. Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С. 189-198.

4. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. С. 113-170.

5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: УРСС, 2003.

6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

7. Кашкин В. Б. Аспекты метаязыковой деятельности // Лексика и лексикография. Вып. 10. М.: Ин-т языкознания, 1999.

8. Кашкин В. Б., Пёйхёнен С. Так что же в имени… (Асимметричный дуализм личного имени) // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 54-70.

9. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Приложения. М.: Ось-89, 1998.

10. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. Глава 4. Методы анализа текстов политических лидеров. М.: Центр, 1998. С. 205 сл.

6