Лекция № 7 Функции адаптивной физической культуры
По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции физической культуры — это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Функции, реализуясь в процессе физкультурной деятельности, раскрывают содержание физической культуры и отображают ее структуру.
Все виды, составляющие структуру АФК, находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, взаимно переходят и дополняют друг друга, проявляясь в единстве.Единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой. Ядром этой системы является физическое упражнение, выступающее в качестве системообразующего фактора, основной структурной единицей АФК, средством и методом удовлетворения потребности людей в физкультурной деятельности.Исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция: адаптивному физическому воспитанию — преимущественно образовательная, адаптивной двигательной рекреации — оздоровительно-поддерживающая, адаптивному спорту — совершенствования, физической реабилитации — лечебно-восстановительная, креативным телесно-ориентированным практикам — творческая, экстремальным видам двигательной активности — престижная.
В АФК выделяются группы функций: педагогические, реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные, как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями социального развития, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.).
1.5.1 Педагогические функции
Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носят индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.
Для инвалидов в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функциязаключается в целесообразности двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.
Деятельность и психические процессы
... безвозвратно утрачивалось. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, ... в виде предметов материальной и духовной культуры. Существует несколько оснований для классификации ... законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации - преобразования ...
Образовательная функцияпредставляет часть образовательной деятель-ности человека, связанной с удовлетворением потребности в знаниях, умениях и навыках в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования.
Образовательная функция представляет собой формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для каждого человека уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте.
Важной стороной учебно-познавательной деятельности детей является интеллектуализация этого процесса. Наиболее существенными выступают теоретические сведения: знания об элементарных движениях, их технике и влиянии на организм; о телосложении, частях тела; требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Образовательная функция адаптивного спорта реализуется в тренировочной и соревновательной деятельности, познании собственных возможностей и в творческом освоении широкого диапазона специальных знаний.
Физическое развитие человека как естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Общая закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте. Период жизни до 20 лет является активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций.
У детей с нарушениями развития несформированность и отставание двигательной сферы, несовершенство движений находятся в зависимости от тяжести основного дефекта. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФКзаключается в целенаправленном воздействии на развитие физических качеств. Их развитие происходит за счёт перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, адаптации всех систем и функций организма к предлагаемым нагрузкам и проявления при этом волевых усилий.
Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формируя предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.
Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни
... физической активности, здоровью, внешней привлекательности, образу жизни. На основе проведенного теоретического анализа были разработаны цель и задачи эмпирического исследования. В проведенном нами исследовании приняли участие 125 человек. ... самоотношение) могут выступать как внутренние ресурсы развития личности при проживании периода середины жизни. Проведенный в работе детальный анализ личностных ...
На воспитание человека с ограниченными возможностями, как и на здорового, оказывают влияние среда, семья, педагоги, врачи, психологи, друзья, сверстники, природа, искусство, образование и другие.
К воспитательным функциямАФК правомерно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями.
Цель воспитания — всестороннее гармоничное развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях. Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей — воспринимать их личностями, обладающими возможностями формировать себя, осознавать свое поведение, усваивать знания и строить жизнь в обществе.
Самовоспитание не автономный процесс. Направляющая роль принадлежит педагогу. Формы и степень педагогического руководства меняются в зависимости от меры созревания личности. Усиливая функции самовоспитания, педагог вовлекает в процесс занимающихся инвалидов, предоставляя им широкие возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции.
Ценностно-ориентационная функцияв АФК связана с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. В этом единстве реализуются культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.
Физкультурная деятельность направлена на реализацию этих потребностей и ценностных ориентации. Как в любой образовательной и культурной деятельности, в адаптивной физической культуре личность человека, его здоровье и телесно-духовное развитие являются высшими ценностями.
Лечебно-восстановительная функцияявляется главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности и ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.
В адаптивном спорте лечебно-восстановительные процедуры проводятся в случае микротравм во время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интенсивности и продолжительности.
Актуальность профессионально-подготовительной функциив том, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Формирование профессиональной ориентации детей с дефектами развития начинается с раннего возраста при участии большого количества специалистов. Часть ее является самостоятельным разделом адаптивного физического воспитания. То же касается людей, приобретших инвалидность, и вынужденных менять специальность. Всю работу от составления программы до ее практической реализации осуществляет специалист физической культуры. Его помощь состоит в максимальном улучшении общего физического состояния, в овладении необходимыми формами движений, подготовке к условиям труда, в развитии физических и психических качеств, необходимых в конкретной профессиональной деятельности.
Творческая функциясостоит в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в видах физкультурной деятельности.
В адаптивном спорте творчество проявляется в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики, приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств, поиске оптимальных величин нагрузки, эффективных способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и др. с помощью специально подобранных физических упражнений Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.
Для инвалидов разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик физкультурно-оздоровительной работы, в которых они могут развить и демонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества.
Рекреативно-оздоровительная функцияреализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными формами физической рекреации являются занятия в быту и семье, учебной и трудовой деятельности, в сфере досуга и отдыха.
В семье, имеющей инвалида, закладывается начальный процесс гуманизации, укрепления семейных отношений. Поэтому так важны семейные и бытовые формы рекреации. К ним относятся утренняя гигиеническая гимнастика в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», индивидуальные программы саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции.
В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит организованный характер: вводная гимнастика, утренняя зарядка, профилактическая гимнастика, физкультминутки, игры на переменах; в перерывах после работы — подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, аэробика, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах.
В условиях досуга двигательная рекреация представляет широкий арсенал физических упражнений и форм занятий. К основным средствам относятся: подвижные и спортивные игры, плавание, купание, катание на санках, лыжах, коньках, лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и турпоходы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театральными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады, фестивали, дни здоровья, слеты, встречи со знаменитыми спортсменами и т. п.
Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова
... всестороннего изучения и понимания психических процессов человека. Оно позволило раскрыть и понять самые сложные явления психической деятельности. Психика человека не является неизменным качеством. Она совершенствуется ... для нее. Безусловные рефлексы сложного характера, касающиеся врожденных пищевых и половых функций, и поведения, связанного с самозащитой и заботой о потомстве, называются ...
В адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие виды деятельности, интересный досуг и общение.
Гедонистическая функция(от греч. hedone — наслаждение, удовольствие) — направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение высшим мотивом и целью человеческого поведения) проявляется в видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, ощущение счастья. Можно представить ребенка с ДЦП, едва передвигающегося по земле, и его ощущения верхом на лошади, свободно плавающим в бассейне или танцующим в коляске.
Люди с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.
Спортивная и соревновательная функция выражается в трех основных разновидностях адаптивного спорта: Паралимпийское, Специальное Олимпийское и Сурдлимпийское движения.
Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации инвалидов.
В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.
В первом направлении технология тренировочного процесса, построение, структура и содержание строятся на основе закономерностей срочной и долговременной адаптации организма к физической нагрузке, принципов и закономерностей спортивной тренировки, разработанных в теории спорта.
Для участия в соревнованиях (Паралимпийское движение) спортсмены-инвалиды проходят специальную медицинскую комиссию, которая соответственно спортивно-медицинским классификациям распределяет спортсменов на равные по их функциональным возможностям группы и классы.
В разных нозологических группах инвалидов соревновательная деятельность имеет свои особенности. Соревнования инвалидов с нарушением слуха, зрения, поражением опорно-двигательного аппарата имеют достаточно жесткие правила и требования, проводятся в условиях острой конкурентной борьбы. Соревнования спортсменов с отклонениями интеллектуального развития, хотя и регистрируют лучшие результаты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы международного движения Специальной Олимпиады направлены, в первую очередь, на решение гуманистических задач. С помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить стимул личностного роста, проявить человеческий потенциал, укрепить характер, повысить уровень физической подготовленности, дать радость общения, сделать их счастливыми, благодаря заботе, вниманию и уважению всего сообщества людей.
В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет оздоровительно-рекреативную функцию, выступая средством и методом эффективного здорового отдыха — восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в неделю), специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни инвалида.
Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...
... называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и ... неуравновешенного меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. Тем ...
1.5.2 Социальные функции
Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости. Гуманизация физкультурного образования выражается в формировании системы ценностей, реализуемых в здоровом стиле жизни. Гуманистическая функцияв сфере АФК полагает ориентацию на личностное развитие.
Гуманизм в АФК предполагает признание, понимание, помощь человеку с нарушениями в развитии не только со стороны заинтересованных специалистов, но и всего общества в целом, где еще бытуют такие оскорбительные клише, как «урод», «дебил», «идиот» и др., унижающие достоинство человека. Неадекватные установки в отношении к инвалидам сложились исторически и сохраняются до сих пор у большинства населения. Истинный гуманизм проявляется не в словах, а в адресной, полезной деятельности и таких нравственных критериях людей, как человеколюбие, сострадание, милосердие, благородство, терпение, самоотверженность. Особенно важно, чтобы эти добродетели сопровождали человека не только в детстве, но и всю жизнь.
Социализирующая функция. Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальные группы.
Социализация — сложное многогранное явление, выступающее для инвалидов в качестве цели. Адаптивная физическая культура для данной категории людей является основой подготовки к самостоятельной жизни и необходимым условием жизнеобеспечения, духовного и физического развития.
Процесс социализации продолжается всю жизнь. Человек учится быть членом семьи, группы, класса, производственного коллектива, команды, общества. Занятия АФК в различных социально-демографических группах, на каждом возрастном этапе решают задачи социальной адаптации личности.
Особенно ярко социализация проявляется в адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности человека. В процессе соревновательной деятельности создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание. Спорт инвалидов — это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, стремятся к совершенству физических качеств, системы движений, создавая при этом свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию движений и силу духа. Наблюдая за поведением спортсменов-инвалидов, общество меняет отношение к ним, воспринимая их не как людей ущербных, а как равных, достойных уважения и способных на большие свершения, чем многие здоровые люди.
Понятие, виды и функции общения
... восприятия и понимания другого человека. Общение - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности. Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания ...
Интегративная функция. Если социализирующая функция заключает в себе усвоение и воспроизведение знаний, умений, норм и ценностей, то интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов в социальные системы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизнедеятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. Человек социализированный, подготовленный к жизни, может оказаться не интегрированным, невостребованным обществом.
Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность. В соответствии с определением Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.
Практика показывает необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением людей с нормальным развитием. При всех достоинствах специальные учебные заведения отличаются тем недостатком, что замыкают воспитанника в узкий круг коллектива, создавая замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту, фиксируя внимание на недостатке и не вводя человека в настоящую жизнь. Еще большую изоляцию от общества испытывают дети, воспитывающиеся в специальных детских домах и дети надомного обучения.
Выделяются два типа интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная — объединение внутри системы специального образования, экстернальная — предполагает взаимодействие специального и массового обучения.
Совместное обучение приносит пользу не только людям с проблемами развития, но и здоровым. У первых формируется положительное отношение к сверстникам, адекватное социальное поведение, более полная реализация обучения. У здоровых людей интеграция формирует чувства сострадания, терпимости, взаимопомощи к детям, к взрослым и пожилым людям со специальными нуждами, права которых ущемлены, что способствует пониманию и уважению прав любого человека.
Проблемы интегрированного обучения в меньшей степени затрагивают адаптивную физическую культуру, где совместные уроки и внеурочные занятия слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих (интернальная интеграция), рекреативные занятия людей разных нозологических групп с участием членов семей, совместный отдых в оздоровительных лагерях, проведение праздников, фестивалей, соревнований являются естественными формами двигательной активности и открывают большие возможности для реализации интегративной функции.
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт представляют собой уникальные формы интеграции, не существующие ни в одном виде деятельности инвалидов. Иллюстрацией служат крупные соревнования. На Паралимпийских Играх в Сиднее (2000) участвовало более 4000 спортсменов-инвалидов всех нозологических групп (кроме инвалидов по слуху) из 125 стран мира. Эталоном, ставшим ценностью для спортсменов разных стран, являются идеи Олимпизма, проповедующие стремление к совершенству, взаимопониманию и миру на земле. Высокие цели и идеалы, возможности общения, самопроявления и признания дают основание считать спорт высших достижений инвалидов важным средством социализации и интеграции личности в общество.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...
... чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями Воспитательная работа школы не может строиться без ... в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями Еще одна функция работы школы и классного ...
Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую-либо деятельность.
Инвалиды с детства из-за меньшей мобильности имеют ограниченные возможности общения. Сложность общения и в том, что многие из них имеют отклонения в развитии речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание последствиями которых являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
В процессе занятий физическими упражнениями используются вербальные и невербальные способы общения. Если речевая функция сохранна, то вербальное общение не встречает преград. В случае нарушения речи из-за утраты слуха или нейросенсорной тугоухости к методам словесного общения педагога предъявляются особые требования: при объяснении речь должна быть четкой, разборчивой и понятной с одновременной демонстрацией движения. Иногда речь дополняется мимикой и жестами.
Невербальное общение характерно для совместной двигательной деятельности на уроках физической культуры, в рекреативных занятиях, спортивных тренировках, когда взаимопонимание достигается без слов. Это не значит, что общения не происходит. Характер двигательной деятельности формирует определенную структуру взаимоотношений: согласованные по точности и координации движения, перемещения в пространстве, поддержка, помощь, тактические действия представляют собой невербальное двигательное общение. Оно формирует отношения доверия, уважения, симпатии к партнерам, усваиваются привычки и нормы поведения.
В адаптивном спорте есть свои особенности общения. Тренировочные занятия проводятся индивидуально или в малых группах Социологи считают, что малая группа играет роль связующего звена между личностью и обществом.
Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим удовольствием, сопереживанием. Для людей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста человек должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней. В адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. Все хотят иметь красивую фигуру, осанку, сильное тело, для многих это является основным мотивом занятий. Не случайно люди с умственной отсталостью занимаются фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой; дети с ДЦП — бальными танцами в колясках, аэробикой; незрячие — ритмической гимнастикой, демонстрируя пластику, чувство ритма, выразительность движений. Сочетание движения и музыки дает ощущения радости, уверенности, полноценности жизни. Спортивные соревнования предусматривают определенные ритуалы, девизы, красочно оформленные помещения, костюмы, музыку, создавая атмосферу праздника. Спортивные мероприятия сопровождаются показательными выступлениями с приглашением представителей общественности, спонсоров, администраций, родителей, друзей, сверстников. Для инвалидов такие праздники запоминаются надолго, они получают не только эстетическое и эмоциональное удовольствие, но и реакцию зрителей, проявляющих не жалость, а восхищение их способностями и волей.
Основные функции управленческой деятельности
... руководителя. 1. Основные функции управленческой деятельности. Управленческая деятельность принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести ... Такая тонкая настройка системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности. Функция стимулирования включает в себя разработку и ...
В спорте высших достижений люди приходят на соревнования, чтобы увидеть красоту движений, остроту борьбы, мастерство и силу, легкость, грациозность, совершенное владение телом. В соревнованиях инвалидов нет внешне идеальной красоты, но трибуны стадионов переполнены. По-видимому, эстетические и эмоциональные переживания зрителей находятся на другом уровне восприятия. Упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение и удивление в сознании людей. В этом притягательная сила спорта инвалидов.
АФК, являясь частью физической и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Все педагогические функции имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в использовании физического упражнения — универсального средства и метода двигательной активности инвалидов. Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая интеллектуальные и психические способности, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.