Проблема сознания.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ.
Конец 18 – начало 19 веков – появление психологии.
Проблема сознания должна быть представлена адекватно от психики.
Отношение психики, сознания и мозга
Психика– (от греч.psychikos — «душевный»).
— это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных телесных устройств восприятия, осязания и т.д.
Изучение психики составляет предмет психологии.
У человека имеются осознаваемые психические процессы и неосознаваемые (процессы, в которых человек не отдает себе отчета).
Низший уровень психики образует бессознательное.
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета (неосознанные).
Высшая форма развития психики – сознание (когда человек осознает различные процессы)
Сознание–это осознанное бытие.
Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию
У животных нет сознания.
Животное обладает психикой, но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами).
Допустим, у вас есть собака, она выполняет ваши команды, и многие называют ее умной собакой.
Но даже умная собака вряд ли рассуждает следующим образом: «Я — собака. А они — люди. Собаки должны выполнять команды людей».
Собака не осознает себя в качестве собаки, она плохо ориентируется в мире. [Канке]
Тест достижений Сознание человека
... 2. Деятельность 3. Творчество 16. Что является единицей сознания ? 1. Понятие 2. Речь 3. Слово-понятие 17. Сознание людей в процессе истории : 1. Развивается 2. Не изменяется 3. ... Происходит регресс 18. “Особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”. А.В.Петровский ...
По наблюдениям психологов маленькие дети только к трем годам начинают говорить о себе «я».
Двухлетняя Леночка говорит: «Дайте Леночке конфету». Лишь позднее она скажет: «Дайте мне конфету».
Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена.
Сознание — это психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет в происходящих с ним и вокруг него процессах.
Если этого нет, то психика не достигла стадии сознания, она существует в форме бессознательного (чем так интересуется фрейдизм).
[Канке]
Мышление– высшая форма развития сознания.
— это целенаправленное познание субъектом связей и отношений, создание новых идей.
Мышление расширяет познавательные способности человека. Оно дает человеку возможность постигать явления и отношения, которые недоступны в результате чувственного опыта.
Проблема сознания
Проблема сознания до сих пор остается большой загадкой.
Мысли, чувства человека проходят через его сознание.
Сознание – уникальная способность, присущая только человеку.
Однако сознание непосредственно нам не дано.
Наблюдать сознание, даже с помощью приборов, нам не дано.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) Данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
• физикализм (материализм);
• солипсизм (идеализм);
• умеренный материализм (дуализм).
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которомусознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Аргументы физикалистов:
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган (материя);
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Единственная проблема для физикалистов — это идеальность сознания:
• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;
Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии
... в чем смысл его бытия? - что ... отношение сознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии; - что такое познание и каковы его возможности и границы? - что такое человек и ...
• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находится:
• умеренный материализм (Марксизм)
Сознание — особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности).
Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
К. Маркс, Ф. Энгельс:
Сознание – это осознанное бытие…
А бытие людей есть реальный процесс их жизни
Отсюда формула, согласно которой не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.
Это значит, что:
- вне реального процесса человеческой жизнедеятельности сознание не формируется
- сознание изначально – это не теоретико-познавательное отношение к миру (так как люди не начинают свою жизнь с теоретического отношения к предметам внешнего мира)
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю в идеальных образах
Материи присуще свойство отражения.
Это отражение связано с взаимодействием материальных объектов.
Отражение— это способность материальных объектов
1. воспринимать определенные воздействия окружающей среды,
2. изменяться под влиянием этих воздействий,
3. сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и
4. проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции (свойственно только для биологического отражения).
Например: царапина на теле, следы человека на земле, изменение формы предмета при столкновении с другим предметом, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение деревьев в водоеме…
Элементарными формами отражения являются:
- механическое;
- физическое;
- химическое;
Особая форма отражения, свойственная только живым организмам:
- биологическое отражение
Живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.
Формами биологического отражения (присущего живым организмам):
- раздражимость— простейшая форма биологического отражения — реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого).
Пример — высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя.
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... сознанием называется способность человека ориентироваться во времени, месте, окружающих лицах и собственной личности. Ряд патологических состояний сопровождается нарушениями сознания (медицинский термин «человек без сознания»). Хотя слово «сознание» ... Охарактеризуем сознание человека. 1. Сознание - это свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности; ...
- чувствительность– более высокая форма биологического отражения, которая связана со способностью живых организмов окружающий мир в виде ощущений;
Ех: жарко/холодно, темно/светло и т.д.
- восприятие (позволяет охватить объект в его целостности и полноте)
психическое отражение— систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
- сознательное отражение (сознание)—
Сознание — высшая форма биологического отражения.
Присуще человеку и, частично, высшим животным.
Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей глубиной;
• рефлексией, самосознанием (осознание человеком собственных переживаний, чувств, собственного положения в отношениях с другими людьми)
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, — языка в устной и письменной формах).
Главными свойствами человеческого сознания являются:
• идеальность– сознание нематериально.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров.
• интенциональность -направленность на предмет
Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
предмета сознания(что «видит» сознание): окружающий мир (его предметы, явления) и особый, самостоятельный духовный мир
формы (как оно воспринимает предмет): восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование.
• идеаторность-способность творить и воспроизводить идеи.
Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов
... необходимо решить следующие задачи: - сформулировать представление о психологическом понимании мотивов и сознания; - выявить смыслообразующую функцию мотива; - описать методику изучения и коррекции мотивов у школьников. Проблема мотивации ...
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания —языка.
Структура сознания
Структура сознания принципиально не-индивидуальна.
Сознание включает в себя следующие компоненты:
- познавательный (гносеологический) – познавательная функция
- эмоциональный (эмоциональные переживания, оценки явлений, которые могут быть как положительными, так и отрицательными) – оценочная функция
- мотивационный (побуждения человека к определенному виду деятельности) – целеполагающая функция
- волевой. Воля – способность сознательно действовать, которая опирается на знания, эмоции и мотивацию. Управляющая функция
+ память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию.
Сознание без памяти не может существовать
+ самосознание. Важную роль играет рефлексия.
Сознание и подсознательное (бессознательное)
5