История развития психологических знаний

Лекция № 4.

История развития психологических знаний.

План.

  1. Проблема психики в трудах античных философов.
  2. Становление психологии как науки о сознании.
  3. Современные психологические теории и подходы к пониманию личности.

  1. Проблема психики в трудах античных философов.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anyma — дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях античности затрагивались психологические аспекты, которые решались идеалистически или материалистически.

Так, философы-материалисты древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Однако с позиций этого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда последнее заковывает ее.

Великий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... устоявшиеся представления. Потребительский взгляд на проблему потребностей: концепция потребности как нужды. Потребность ... его употреблением. Разрешение этих проблем представляется возможным лишь исходя из принципиально нового методологического подхода к изучению движущих сил человека, в корне пересматривающего ...

Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение. Так и душа человека – это сущность живого тела, осуществление его бытия.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

  1. Становление психологии как науки о сознании.

С XII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественны наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать и назвали таковым. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Рене Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом. Он создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели.

Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в головном мозге, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются. Этим вызвано то, что, подвергнувшись раздражению, конечность отдергивается или совершает то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.

Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «сознание» как знание души о самой себе.

Знаменитая декартовская фраза: «Я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание, следовательно, основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.

Исходя из этого и стала развиваться психология; она сделала своим предметом сознание.

Немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой время может написать любые письмена. В язык психологии Дж.Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

13 стр., 6308 слов

Психология народов Вильгельма Вундта

... процессы происходят только в душе у каждого человека. Психология народов включает в себя психические явления, ... общества, как нечто аналогичное представлениям в индивидуальном сознании.[1] В смысле этой сомнительной аналогии можно ... Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. ...

Психология стала изучать, каким образом с помощью ассоциаций человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в.

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр высших учебных заведений, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920).

В 1879 г. В.Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

В.Вундт разбил сознание на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии заключалась в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Это направление назвали структуралистским подходом.

Простейшими элементами сознания В.Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Они являются объективными составляющими. Есть еще и субъективные – чувства. В.Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из их комбинации образуются все чувства человека, например радость – это удовольствие и возбуждение; надежда – удовольствие и напряжение; страх – неудовольствие и напряжение.

Однако идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

3. Современные психологические теории и подходы к пониманию личности.

Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал: «Психология – это наука о функциях сознания». У.Джеймс выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении из в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация. Данный подход получил название функционального.

У.Джеймс полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь – и вам будет весело.» С легкой руки У.Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только определенное поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) определил облик американской психологии XX в. Дж. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Психология – это наука о поведении».

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не ... умственном развитии учащихся. Строго придерживается содержания изучаемой программы. Работает по детально разработанной программе, ...

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул — реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Гештальт-психология возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В.Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Понятие о гештальте (от нем. gestalt – целостный образ) появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

В начале XX в. появился психоанализ, или фрейдизм. Свое название он получил по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Психоаналитическое направление обратилось к изучению неосознаваемых психических процессов. Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя тот и не подозревает этого, он часто сам не знает, почему совершает что-то. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов – вытеснения и сопротивления. Сознание сопротивляется им, то есть человек не пропускает в него всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь индивида, принимая искаженную или символическую форму (три проявления бессознательного – сновидения; ошибочные действия: оговорки, описки, забывание вещей; невротические симптомы).

Таким образом, сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

Связать природу бессознательного ядра психики человека социальными условиями его жизни пытались Карен Хорни, ГСалливан и Эрих Фромм – реформаторы психоанализа, предложенного З.Фрейдом (неофрейдисты).

Человеком движут не только биологические, предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К.Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г.Салливан), влияния социоэкономической структуры общества (Э.Фромм).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое расчленение ... информации. И. М. Сеченов в свое время отмечал, что ум развивающегося человеческого индивида пре­одолевает это противоречие путем выработки различных спо­собов синтеза миллионов сходных ...

Кроме того, ближайшие ученики З.Фрейда пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.льфред Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (Карл Юнг), определяют психическое развитие личности.

Гуманистическая (экзеистенциальная) психология, виднейшими представителями которой являются, Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), предметом психологических исследований полагает здоровую творческую личность человека. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Представители когнитивной психологии (от лат. cognitio — знание) Джордж Келли (1905-1966) и др. отводят решающую роль в поведении субъекта знаниям. Дж.Келли считал, что любой человек – это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному он соединен с бессознательной психикой других людей, а также с космической информацией, с «мировым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главная характеристика которого – общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов (Э.Берн).

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось.

Структурный подход (К.К. Платонов). К.К.Платонов понимал под личностью некую биосоциальную структуру, в которой он выделял следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Системный подход (Алексей Николаевич Леонтьев). Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

2 стр., 631 слов

А) процесс развития индивида от рождения до смерти

... относится к врожденным, индивидуальным особенностям личности? Б) темперамент Г) талант 45. Онтогенетическое развитие человека – это А) процесс развития индивида от рождения до смерти 46. ... 25 Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для качественной оценки у человека изучаемого психологического свойства, называется Г) тест 26 Преднамеренное, систематическое и целенаправленное ...

К понятию «личность» А.Н.Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе и профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. данные свойства могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности, а составляют лишь предпосылки и условия ее формирования.

А.В.Петровский понимает личность как особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе выступления его в общественные по своей природе отношения. При таком подходе прослеживаются два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а следовательно. Можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Борис Герасимович Ананьев, в отличие от других, выделяет следующие уровни организации человека: индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность. Вместе с тем, по мнению Б.Г.Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса, то есть свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. В вопросе о структуре личности Б.Г.Ананьев разделяет точку зрения К.К.Платонова. Кроме того, он полагает, что все четыре основные стороны личности тесно связаны друг с другом. Однако детерминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Комплексный подход (Б.Ф.Ломов). Б.Ф.Ломов попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям:

— все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношении организма и личности;

— каждое из этих понятий одновременно относится к человеку как представителю вида Homo sapiens, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность – включенность человека в жизнь общества;

— объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается;

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... развития человека исключается. Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический опыт общества, и индивидуальностью, преобразовывающей мир, можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, ... формирование личности в качестве социального существа. ...

— формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.

Исходя из этого можно сделать вывод: факторы. Определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, то есть на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Связи между ними многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д.

Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

Психика и личность человека столь многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)

Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности. Ее центр – самость.