Предмет: Решение конфликтов в профессиональной деятельности Тема: Понятие конфликта и введение в конфликт Понятие конфликт принадлежит к обыденному сознанию, а также рассматривается как научное понятие. В обыденной жизни понятие конфликт применяется к широкому кругу явлений от вооруженных межгосударственных нападений до ссоры с соседями. Конфликты сопровождают жизнь человека от рождения до самой смерти.
Конфликт (conflictus, что означает столкновение).
Содержание понятие конфликта можно раскрыть через следующее значение:
- Состояние открытой затяжной борьбы, сражение или война;
- Состояние дисгармонии между людьми, идеями или интересами;
- Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов желаний или тенденций во внутреннем мире человека;
- Противостояние характером и сил в литературном произведении, на котором строится сюжет. Необходимые и достаточные элементы конфликта: 1. Наличие не менее двух сторон, которые имеют конфликт между собой; 2. Взаимно несовместимость ценностей и намерений сторон; 3. Поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений сторон чтобы приобрести нечто за ее счет; 4. Применение силы разной с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в форме в противодействия субъектов конфликта и обычно сопровождаемые отрицательными эмоциями. Конфликтология — это особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, это наука, возникающая в различных областях человеческого взаимодействия;
Это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемов его конструктивного решения. Объектом конфликтологии – это конфликт в целом, а предмет конфликтологии общие закономерности возникновения развития и завершение конфликта Цели конфликтологии: 1. Исследование конфликтов, которые выступают объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории; 2. Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтных знаний в обществе.
Полеконфликтология, военные науки, искусствоведение, исторические науки, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социология и философия. Тема: История развития конфликтологического науки История: 1. Древние времена. 7 – 8 век до нашей эры китайская философия считали что конфликт – это источник развития всего существующего это конфликт между инь и янь, которые находятся в постоянном противоборстве. Аристотель рассматривал как конфликт между обществом государством и человеком. Платон рассматривал конфликт, как зло и будет существовать «золотое время» тогда люди будут любить друг друга. Гераклит считал войну отцом всего существующего, он пытался определить критерии справедливого и несправедливого насилия 2. Средние века. Фома Аквинский определил условия Справедливой войны: то есть нужна санкция со стороны государственной власти. Никколо Миккавили отошел от божественных взглядов божественного развития и стал видеть позитивную сторону конфликта. Фрэнсис Беккон видел причины конфликтов внутри страны, то есть бедственное материальное положение народ. Томас Гоббс разработал концепцию войны всех против всех 3.
1. Социальные институты как понятия социологической науки
... труд, рынок). Институты культуры и социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья). Ведущая роль среди этих институтов ... школ и других учебных заведений, т.е. через группы. Трудность представляет разграничение понятий социальные институты и социальные организации. Это происходит потому, что многие социальные ...
Новое время. Джан Джак Руссо говорил об общественном договоре под жестким контролем народа, так как с точки зрения его войны нужны министрам. Адам Смит считал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Против оросило между классами это Источник поступательного развития между обществом, а социальный конфликт определяется как общественное благо. Эммануил Кант говорил об общественном договоре, так как войны это естественное состояние между людьми. Гегель считал, что причина конфликта это социальная поляризация между накопленным богатством и привязанным к труду классу. Существуют две точки зрения, что первично общество государство или человек. 1. Аристотель в решении вопроса о соотношении общества и индивида отдает приоритет обществу. Общество, государство это первичное начало, это целостность, а отдельный человек это часть этого целого. Государство, право, справедливость разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено око всем людям от природы. И деление людей на тех, кто властвует, и кто подчиняется относиться к естественным законам природы. Источник конфликтов важнейшим источником конфликтов является мера и справедливость в распределении имущества и почести.
Это приводит к возрастанию корысти и чеславию как к средству перерождению государственного строя. То есть преобладание несправедливого начала к справедливому. 2. Томас Гоббс (1578-1679) считал, что естественное состояние общества это война всех против всех. Природа создала людей равными физических и … способностей и из разностей способности возникает равенство надежд и достижение целей. В результате возникает взаимное недоверие, то есть война всех против всех. Это естественное состояние общества имеет внутри себя тенденцию к самоуничтожению и чтобы эта тенденция не реализовалась люди приходят к выводу о необходимости, заключить между собой договор результатом которого является государство. Государство является власть способная защитить людей от несправедливости, которые они причиняют друг другу, то есть государство существует не от природы, а в силу общественного договора. Сравнивая эти две теоретические и нравственные позиции между собой, не существует абсолютного господства той или другой. Любые формы индивидуализма дополнятся определенными формами сотрудничества, и коллективизм дополняется тем, что для решения тех или иных вопросов. Выдвигаются личности обладающие силой воли способностью подчинить себе верование других людей.
Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе ...
... большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей [19]. Л. Хювяринен отмечает, что понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает ... личной самореализации. В связи с этим исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению является актуальным. Объект ...
С самого начала обстоятельства жизни человека складываются таким образом, что он обречен на сотрудничество с другими людьми. Становясь взрослым человек, понимает, что его интересы отличаются от других людей. И во многих вопросах он противостоять другим людям, возникает конфликт, который должен быть принят как нормальное явление. В настоящее время существует 2 базы конфликта: 1. Плюралистическое или либеральное, которое считает, что конфликты повсеместны и неизбежны, так как общество состоит из различных групп и интересов. Конфликт это основной тип взаимодействия, конфликт всегда содержит в себе творческое начало, ядро вызов; 2. Элитные или авторитарное это отражение конфликта между элитой и обществом, борьба возникает, когда власть сосредотачивается в одних руках незначительной группы людей. Существует 2 подхода характеристики конфликта: 1. Конфликт это столкновение противоречие, борьба личности, сил интересов борьбы взгляда, носит враждебный характер. Это попытка достижения каких либо благ путем подчинения навязывание своей воли, удаление, уничтожение противника, который стремится к достижению той же цели; 2. Конфликт это система отношений процесс развития взаимодействия изначально заданные различиями субъектов, это естественное условие существование людей, инструмент развития человека, организации и общества в целом, конфликт не ликвидируется, а обеспечивает развитие. Тема: Современное понимание конфликта Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия, то есть конфликт это нормально.
Конфликт, не всегда и необязательно приводит к разрушению, напротив это один из главных процессов который служит сохранению целого, то есть конфликт это не обязательно плохо. Конфликт содержит в себе позитивные возможности вносить конфликта заключается в том, что он ведет к изменению, изменение к адаптации, адаптация к выживания. Ценность конфликта в том, что он открывает дорогу к инновациям. В конфликте потенциально заложено мощное начало, конфликт это может быть хорошо. Конфликт, может быть, управляем, то есть деструктивные или отрицательные последствия могут быть минимизированные, а конструктивный максимально усилен, то есть конфликт это, то с чем можно работать.
Глава 3 Тема: Теоретические основы конфликтологии Параграф: Проблема классификации и типологии конфликтов в конфликтологии Классификация – это научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов, а затем их объединении в группы на основе какого либо признака. Задача классификации – выявить системные признают, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов Критерии: 1. Сфера проявления конфликтов
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека Психика сложна и многообразна по своим проявлени ... регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно- ...
- экономические противоречия, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой стороны;
- идеологические в основе лежат противоречия во взглядах установках людей на самые различные вопросы развития общества и государства;
- семейно — бытовые в основе лежат противоречия семейных отношений неблагоприятных психологическая атмосфера дисгармония сексуальных отношений;
- социально — бытовые в основе лежат противоречие в социальной сфере, вопросы жилья, распределение обязанностей, бытовые условия;
- социально психологические конфликты психологическая несовместимость, борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание;
- эмоционально неэроенные причины здоровья…;
- организационные конфликты как рассогласование организационных начал и реального поведения работника;
- производственные конфликты. 2. Степень длительности и напряженности конфликта
- бурно быстро протекающие конфликты возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и граней враждебностью конфликтующих;
- остро длительные конфликты возникают при наличии глубоких трудно разрешимых противоречий;
- слабо выращенные вялотекущие конфликты связаны с не очень сложными противоречиями или пассивностью сторон;
- слабо выращенные быстро текущие конфликты связаны с поверхностными причинами Конфликт: 1.
Социальные
- межличностные;
- личность, группы;
- между малыми социальными группам;
- между средними социальными группами;
- между большими;
- между государственными: между отдельными государствами, коалициями. 2. Внутриличностные:
- хочу, хочу;
- могу, могу;
- хочу, не могу;
- нужно, нужно;
- хочу, нужно;
- нужно. Причины конфликтов – это явление события факты ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия могут вызывать его: основные объективные факторы: естественно столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности, слабая разработан носить и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий, слабая разработан носить и использование в России нормативных процедур недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, сам образ жизни россиян связанный с материальной неустроенностью радикальными масштабными быстрыми переменами. Традиционно для нас россиян стереотипов конфликтного разрешения социальных противоречий.
Организационно управленческие причины: этим причинам элемент субъективизма присуще в большей степени по сравнению с объективными причинами организационно управленческие причины связаны с созданием и функционированием организации 1. Структурно организационные причины – заключаются в несоответствии структуры организации требованием деятельности, которым она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые она будет решать или решает и структура организации создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации практически невозможно. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности тем менее эффективно функционирование организации тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникают в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникают по 2 причинам:
- Допускаются ошибки при проектировании структуры организации так как трудно точно сразу прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация;
- Задачи и деятельность организации непрерывно изменяется. Структура организации не может меняться еженедельно, поэтому могут возникать несоответствие структуры деятельности.
10 стр., 4984 слов
Организация профилактической деятельности семейной медицинской ...
Н.Ляпиной. Тема курсовой работы: «Организация профилактической деятельности семейной сестры, семейного офиса по борьбе с наркоманией». Актуальность темы, связана ...
2. Функционально организационные – вызваны не оптимальностью функциональных связей с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Функциональные связи между структурными подразделениями организации должны соответствовать требованиями деятельности и объективным законам функционирование самой организации эти же требованиям должны соответствовать функциональные связи между работниками коллектива. 3. Личностно функциональные причины – связаны с неполным соответствием работника профессиональным нравственным и другим качествам, которые требуются занимаемой должности 4. Ситуационно управленческие причины – обусловленным ошибками, которые допускаются руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и иных задач принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решений и его исполнителями. Невыполнениями работника задач поставленных руководством приводит к конфликтам Социально психологические – это потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникацией, разбалансированное ролевое взаимодействие людей выбор разных способов оценки результативности деятельности людей, разный подход к оценке одних и тех же сложных событий, соревнование и конкуренция.
Личностная субъективная оценка партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, не адекватный уровень притязаний, акцентуация характера. Параграф: Структура конфликта Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру понятие структура может трактоваться по – разному при анализе объектов материальной и социальной жизни под структурой понимается совокупность элементов составляющих объект. Применительно к конфликту такие подходы не приемлемы, так как конфликт представляет совой одновременно систему и процесс.
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта обеспечивающих их его целостность тождественность самого себе отличие от других явлений социальной жизни. Кроме понятие конфликт используется понятие конфликтная ситуация это частное понятие по отношены к конфликту это фрагмент конфликта это своеобразный фонографический снимок конфликта на определенный момент времени Структура конфликта
Конфликты в педагогической деятельности
... причин конфликтов в педагогической деятельности 2.1. Методики выявления причин конфликтов в педагогической деятельности…………………………………………………………………..…………….22 2.2. Практические рекомендации профилактики конфликтов в педагогической деятельности учителю ... так. Существует много определений конфликта. Вот одно из них: «Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры ...
Участники конфликта. В любом конфликте в межличностные и межгосударственные основные и действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица или как юридические лица представители учреждений или организации. Степень участия может быть различной от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на обход и результаты конфликта. Исходя из этого, выделяют основных участников конфликта, группы поддержки и другие участники: Основные участники — это стороны противоборствующие силы те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Оппонент противоборствующие стороны – это ключевое звено любого конфликта, когда одна из сторон уходит с конфликта, конфликт прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым и начинается другой новый конфликт, потому что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Инициатор конфликта – тот, кто первым начал конфликтные действия. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, это сила конфликта, которая выражается в сложности и влиятельности структуры связи оппонентов, его физические социальные, материальные интеллектуальные возможности знания навыки и умения социальный опыт конфликтного взаимодействия широта его социальных связей масштабы общественной и групповой поддержки.
Ранги оппонентов также могут отличаться наличием величиной деструктивных потенциалов. Группа поддержки – практически всегда в любом конфликте стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами группами организациями и т.д. Они могут активными действиями или только свои присутствием молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта влиять на его исход. Даже если весь конфликт происходит без свидетелей, результат конфликта определяется наличием или присутствием группы поддержки. Другие участники. К другим участникам относят субъектов, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта это могут быть подстрекатель и организатор. Подстрекатель – это лицо организация или группа, который подталкивает оппонентов к конфликту. Подстрекатель в этом конфликте может не участвовать, но его задача спровоцировать и развязать конфликт. Организатор – лицо или группа, которое планирует конфликт и обеспечивает его развитие Предмет конфликт – ядро любого конфликта является противоречие, в нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущая в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие в свою пользу. В ходе конфликта борьба затухает и обостряется, однако конфликт будет существовать до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаем суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности, участники оперируют таким понятием как предмет. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия. Объект – сразу выделить его в каждом случае не всегда удается, легче определяется предмет. Объект лежит глубже, покрыт скорлупой предмета, является ядром центральным звеном конфликтной ситуации.
Роль психолога-консультанта в разрешении конфликтов управленческой ...
... психодиагностическим инструментарием, многими значимыми для успешности его деятельности методами – организационной диагностики, групповой дискуссии ( ... или за воплощение возникших в конфликте решений. Конфликт является лакмусовой бумажкой проверки человека ... инструментарием (технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, межгруппового и внутригруппового взаимодействия). ...
Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная власть или духовная (идея норма принцип ценность) к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Для конструктивного разрешения конфликта важно: уметь выделить объект. Потеря объекта конфликта ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет решение конфликта или в принципе делает его невозможным.
Макросреда, микросреда – при анализе конфликта необходимо выделять такой элемент как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть Макро и Микросреда. Учет Макро и Микросреды позволяет понять содержательную сторону целей мотивов сторон, а также и зависимость от этой среды. Тема: Психологические составляющие конфликта Психологическими составляющими конфликта являются: стратегии тактики поведения, восприятие конфликтной ситуации то есть те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии, с которым оппоненты организуют свое поведение в конфликте. Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте можно говорить о мотивах целях интересах ценностях потребностях отдельных лиц социальных групп государств или сообществ. Мотивы в конфликте – это побуждение к вступлению в конфликт связанные с удовлетворением потребностей оппонента это совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируя в целях которые могут принципиально отличаться от первичных истинных мотивов.
Базисным побудительности оппонентов в конфликте являются: его потребности в конфликте они представляют собой состояние субъекта, когда он испытывает нужду в объектах (ресурсы власть духовные ценности) которые необходимы для него существования развития они и выступают источником активности оппонента. Потребности в безопасности в признании идентичности соц. принадлежность присуще как отдельному человеку, так и соц. группам сообщества и государствам. Только те организационные усилия, которые удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести пошлинное завершение конфликта. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которое обеспечивает его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
Близки к интересам ценности, это могут быть общечеловеческие ценности и личные ценности.
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение, которого направленны действия человека.
Целью субъектов в конфликте является его представление о конечном результате, его предвосхищаемый полезный с точки зрения данный результат. В зависимости от развития конфликта основная стратегическая цель, то есть завладение объектом, может быть заменена на другую, это нанесение максимального ущерба, материального, морального, психологического оппоненту, которая вначале выступала как средство.
Позиция – это самая видимая часть, которая обычно анализируется и берется в расчет. Позиция это система отношения оппонента, к элементам конфликтной ситуации проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция с одной стороны характеризуется динамичностью и гибкостью а с другой стороны относительной устойчивостью. Параграф 3. Функции конфликта Функции: 1. Позитивная (конструктивная) 2. Негативная (деструктивная) Цель разрешения конфликта не только в том чтобы найти способ сделать его продуктивным, а принципе считается, что любой конфликт выполняет конструктивную функцию потому что он предотвращает застой омертвение индивидуальной групповой жизнедеятельности стимулирует движение, то есть изменения. Конфликт выделяет, объективизирует источник разногласий тем самым позволяет устранить его. Сложности определения конструктивности и деструктивности: 1. Отсутствуют четкие критерии, различающие конструктивные и деструктивные конфликты; 2. Трудно дать обобщению оценку положительной и отрицательной ролей конфликта оплавляющая большинство реальных конфликтов имеют одновременно и конструктивную и деструктивную функцию; 3.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Конструктивность и деструктивность зависит от особенностей процесса разрешения конфликта и его результатов; 4. Степень конструктивности и деструктивности может меняться на различных стадиях его развития; 5. Для одних участников конфликт может быть конструктивен, для других деструктивен в зависимости от решаемых целей. Влияние конфликта на основных участников процесса Конструктивные функции: 1. Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации, деятельности ошибок управления он высвечивает узкие места нерешенные вопросы факты недостаточности деловитости и понятности; 2. Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности людей участвующих в нем способствует более глубокому познанию другого; 3. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность снимается эмоциональное напряжение снижается интенсивность отрицательных эмоций; 4. Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений расширяет сферы и способы взаимодействие с окружающими; 5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности; 6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет окружающих. Деструктивные последствия на основных участников 1. Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2. Конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием; 3. Конфликт всегда сопровождается стрессом, возрастает вероятность различного рода заболеваний; 4. Конфликт нарушает сложившиеся связи, что может вообще привести к прекращения взаимоотношений; 5. Конфликт формирует образ врага, что выражается в предвзятости по отношению к оппонентам; 6. Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности, меньше обращают внимание на качество выполняемой работы; 7. Конфликт закрепляется в социальном опыте человека и группы, насильственных способов решения проблемы; 8. Конфликты могут отрицательно повлиять на развитие личности может сформироваться в торжество несправедливости насилия и зла. Влияние конфликта на социальное окружение Конструктивные функции: 1. Конфликт выступает, как средство активизации социальной жизни группы он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития; 2. Конфликт высвечивает не решенные проблемы в деятельности группы, с помощью конфликта руководитель может регулировать деятельность отдельных людей; 3. Конфликт зондирует (изучает, проверяет) общественное мнение, коллективное настроение, социальные установки, возражая противоречия; 4. Конфликт может способствовать созданию новых более благоприятных условий, которые легче адаптируются члены коллектива 5. Конфликт может выполнять функцию сплочение группы перед лицом внешних трудностей или перед внешним врагом; 6. В научных коллективах конфликты создают интеллектуально эмоциональную напряженность, которая способствует развитию различных стратегий исследовательского поведения. Деструктивные функции: 1. Конфликт неизбежно нарушает систему коммуникаций и взаимосвязей в коллективе; 2. Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе на социально психологический климат; 3. Конфликты ослабляют ценностно ориентационное единство группы, что ведет к снижению сплоченности; 4. Ухудшается качество совместной деятельности групп. Тема: Внутриличностный конфликт Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психологического мира личности представляющий собой столкновение личности противоположность направленных мотивов (потребностей интересов ценностей целей).
Конфликт этики личности и этики характера
... в общее дело, качество, совершенство, потенциальных возможностей, терпение, воспитание, воодушевление. 3. Конфликт этики личности и этики характера Однако после окончания Второй мировой войны ключевое ... каждому человеку выбрать правильный путь и не создавать внутри себя конфликты между этикой личности и этикой характера. Список используемой литературы Устав Всемирной организации здравоохранения ...
Особенности внутри личностного конфликта: 1. Необычность с точки зрения структуры конфликта, то есть, тут нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп; 2. Специфичность форм протекания и проявления, то есть такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний и сопровождается специфическими состояниями (страх депрессия стресс); 3. Латентность (скрытость) Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить, часто человек сам не осознает, что находится в состоянии конфликта. Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности: 1. Мотивы, то есть стремления личностей различного уровня. Они могут быть выражены одним понятием «я хочу». 2. Ценности выражаются в общественных нормах и в качестве эталонов должного, человек говорит «я должен» 3. Самооценка определяется само ценность себя для себя, то есть оценка личностью своих возможностей, качеств и место среди других людей и выражается «я могу» или «я не могу» они сталкиваются и заставлять человека нервничать, думать 1. Мотивационный конфликт: «хочу, хочу», то есть когда человек одновременно хочет чего то, но сразу невозможно; 2. Нравственный, моральный, нормативный конфликт то есть сталкивается «я хочу», «я должен» это конфликт между желанием и долгом, между мотальными принципами и личностными привязанностями; 3. Конфликт не реализованного желания или комплекс неполноценности, то есть конфликт между «я хочу» и «не могу» то есть конфликт между желаниями и действительностью; 4. Ролевой конфликт между «я должен» и «я должен» переживания связаны с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей конфликт между ценностями стратегиями или смыслом жизни; 5. Адаптационный вид между «я могу» и «я должен» нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой, то есть конфликт между требованием действительности и возможностями человека (профессиональным физическими и психологическими) то есть временная негодность неспособность выполнять какие либо действия; 6. Конфликт не адекватной самооценки «могу, могу». Стремление реально оценивать свои возможности между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязание чтобы одержать максимальный успех и понизить притязание чтобы избежать неудачи. 7. Невротический конфликт, то есть результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. Модели внутриличностного конфликта по Курту Ливину 1. «Сближение сближение» из имеющего 2 объектов положительного характера человек должен бы врать одно, но нельзя обладать или стремиться к обоим одновременно. Выбор одной возможности однозначно означает потери второй и это безусловно неизбежно делает конфликт очень существенно Чем равноценнее выбор тем глубже внутриличностный конфликт и человек надолго может оказаться на пол пути между 2 выборами — мотивационный конфликт «хочу хочу»; 2. «Избегание избегание» по типу «не хочу не хочу» — выбор из 2 зол. Равновесие остается неустойчивым до последнего момента то есть человек насколько это возможно до последнего оттягивает принятие решения в пользу одной не желательной возможности. Как только он делает шаг в сторону из одной неприятный альтернатив его отталкивающая сила увеличивается, в тоже время этот шаг приближает его к другой неприятный альтернативе; 3. «Сближение избегание» на человека действуют силы приближения и отталкивания в одном направлении. Цель имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны ее боятся, а с другой ждут, чтобы избежать пережить и оставить позади. Конструктивные функции внутриличностного конфликта Конструктивности внутриличностного конфликта: 1. Внутриличностный конфликт усложните жизнь человека, и способствует переходу на новые уровни функционирования; 2. Внутриличностный конфликт это основа морального развития человека, он дает способность подниматься к высоким ценностям; 3. Индивид создает себя личностью на основе внутриличностных противоречий и конфликтов; 4. Конструктивно разрежаемые внутриличностный конфликты закаляют характер формируют решительность устойчивость поведения независимость от случайных обстоятельств; 5. Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, помогает самопознанию и самореализации личности. Деструктивность: 1. Угроза эффективной деятельности; 2. Внутриличностный конфликт можно стать тормозом для развития личности, формируется неуверенность неустойчивость поведения; 3. Утрата уверенности в своих силах формирование устойчивого комплекса неполноценности; 4. Разрушение существующих межличностных отношений в семье и на работе 5. Психологические условия предупреждения внутриличностных конфликтов:
Лекции по конфликтологии — Стр 2
- принимать трудные жизненные ситуации как трудности бытия;
- формулируйте жизненные ценности и следуйте им;
- жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций связанных с сомнениями в истинности того или иного выбора;
- будьте гибкими. Если человек находит в себе силы изменить привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутри личностного конфликта будет продуктивным
- уступая мелочам, не следует превращать это в систему;
- надейтесь на лучшее развитие событий;
- не будьте рабом своих желаний, то есть трезво оценивайте свои возможности по удовлетворению тех или иных своих потребностей;
- учитесь управлять собой;
- корректируйте для себя иерархию ценностей и ролей.
Стремление реализовать все функции, которые имеют та или иная роль, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к внутриличностных конфликтам
- обеспечить адекватность самооценки;
- не копите проблемы;
- не беритесь за все сразу;
- оптимальный выход это сознание приоритетов при выполнении задач а сложные проблемы лучше решать по частям;
- не лгите;
- не паниковать. Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности. Установление единства сознания снижение остроты противоречия жизненных противоречий, достижение нового жизненного качества.
При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Факторы разрешения внутриличностного конфликта. В зависимости от индивидуальных характеристик, люди по разному относятся к внутренним противоречиям, и избирают свои собственные стратегии выхода из конфликтной ситуации.
Факторы: 1. Глубина мировоззренческих установок личности; 2. Развитость волевых качеств; 3. Половозрастные особенности. Тема: виды психологического влияния в конфликтом взаимодействии Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленный обоюдный интеракции, в ходе которых участники конфликта пытаются оказать одностороннем влияния на сторону или строя свое общение таким образом, что сами оказываются, открыты влиянию партнера. Результат этого взаимодействия неизвестным обоим оппонентам и рождается в ходе отчаяния и совместного поиска объектом воздействия влияния относятся: мотивы партнера его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональное состояние. Психологические влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства, действия партнера с помощью исключительно психологических средств. Психологически конструктивное влияние должно отвечать трем требованиям: 1. Не быть разрушительным для личности участвующих во взаимодействии; 2. Быть психологически корректным и удовлетворять потребности обеих сторон. Таблица
Тема: конфликты в различных сферах человеческой деятельности Семейные конфликты. Основные причины супружеских конфликтов:
- это психосоциальная несовместимость супругов;
- не удовлетворение потребностей в значимости своего я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
- не удовлетворение потребностей в положительных эмоциях, отсутствие, забытое внимания понимания;
- пристрастием одного из супругов чрезмерное удовлетворение своих потребностей;
- не удовлетворение потребностей во взаимопомощи;
- взаимопонимания по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитание детей в отношении с родителями;
- различие в потребностях по поводы досуга и увлечениях Конфликты между руководителем и подчиненным это по вертикали Объективные причины конфликтов по вертикали 1. Суборнационный отношений, существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношение руководитель и подчиненный; 2. Деятельность в системе человек конфликтогенно по своей природе в принципе; 3. Конфликты по вертикали обусловленным предметно деятельно стынем содержанием, то есть они происходят исходя из каких – то причин связанных с предметно деятельностным содержанием; 4. Конфликты по горизонтали носят личностный характер; 5. Чистота возникновения конфликтов по вертикали зависит от интенсивности совместной деятельности руководителя и подчиненного; 6. Разбалансированность рабочего места; 7. Рассогласованность местами в организации, то есть кода все отвечают за все и в результате никто не отвечает за все; 8. Недостаточная обеспеченность по объективным причинам управленческих решений всем необходимым для их реализации.
Управленческие причины: 1. необоснованные не оптимальные и ошибочные решения руководителя; 2. излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководителя; 3. недостаточной профессиональная подготовка руководителя; 4. неравномерность распределения рабочей нагрузки; 5. нарушение в системе стимулирования труда. Личностные причины: 1. низкая культурное общение, грубость; 2. не добросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; 3. стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; 4. выбор начальников не эффективного стиля управления, отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным. Условия предупреждения конфликтов по вертикали:
1. психологический отбор специалистов в организацию; 2. стимулирование мотивации к добросовестного труду; 3. справедливость и гипс носить в организации деятельности предприятия, учет интересов всех лиц которое затрагивает данное решение; 4. своевременно информирование людей по важным доя них проблемам; 5. снятие социально — психологического напряжения путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием члена семей; 6. организация трудового взаимодействия по типу сотрудничества; 7. справедливое распределение нагрузки между подчиненными. Факторы, способствующие конструктивному разрешению конфликтов по вертикали: 1. Руководителю надо заинтересовать подчиненного в том решении конфликтов, который он предлагает; 2. Руководитель необходимо аргументировать свои требования в конфликте; 3. Руководитель должен иметь слушать подчиненного в конфликте; 4. Без особой нужды руководителю не стоит идти на эскалацию конфликта; 5. Не желательно повышать голос на подчиненного; 6. Переход с «Вы на Ты» является фактически унижением подчиненного; 7. Конфликтный руководитель, не всегда плохой руководитель, но это всегда не удобный и не комфортный руководитель. Конфликты в педагогической учебной деятельности: 1. В учебной деятельности выделяют 4 субъекта: учитель, ученик, родитель и администратор. Основные конфликты поведения школьника: 1. Лидирующее положение занять место в группе: 2. Агрессивность жестоко кость, а также особенности возраста ученика. Главная обреченность педагогических конфликтов ответственность за педагогически правильное разрешение конфликта лежит на педагоге Присутствие доверие учеников при конфликте переводит их в участники и конфликт приобретает воспитательный смысл для класса в целом Инновационные конфликты: Инновация – это процесс создания распространения и использования нового средства для удовлетворения новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности. В тоже время это процесс, спряженный с изменением в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл. Инновационный конфликт может быть внутриличностным и межличностным. Организационно управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических социальных управленческих механизмов без конфликтной оценки внедрения и распространение новшества Личностные причины инновационных конфликтов заключаются в индивидуально психологических особенностях участников инновационного процесса. Внедрение любых новшеств является в большей степени не техническим, а социальным и психологическим процессам. Чем более существенней, негативнее эмоции, которые переживаются оппонентами по отношению друг к другу, тем более конструктивен инновационный конфликт. Межгрупповые конфликты: В последнее время межгрупповые конфликты стали повседневным явлением общественной жизни. Соперничество оказываются разные субъекты малые большие и трудовые коллективы, этнические группы, религиозные объединения, партии и массовое движение. Механизм возникновения межгрупповых конфликтов: 1. Межгрупповая враждебность «свой – чужой»; 2. Объективный конфликт; 3. Внутригрупповой фаворитет. Виды межгрупповых конфликтов 1. Трудовые конфликты и пути их разрешения. Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта объектом, которого выступают трудовые отношения и условия из обеспечения. Кроме столкновений в области трудовых отношений он часто включает столкновение интересов. Трудовой конфликт может регулироваться нормами трудового законодательства и лившими правовыми и не правовыми средствами. Виды трудовых конфликтов:
- между трудовым конфликтом и администрацией;
- между трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;
- между администрацией и профсоюзным комитетом;
- между трудовым коллективом и …отраслью;
- между трудовым коллективом и разных организаций;
- между трудовым коллективом и органами государства.
Предмет трудового конфликта из за чего? Это условия труда то ему нормирование режим безопасность.
Система распределение ресурсов, то есть распределение заработной плата и пополнение ранних принятых договоренностей. Причины: бюрократическое отношение к администрации к работникам, бездействие администрации в улучшении условия труда Функции трудовых конфликтов: 1. Влияет на баланс индивидуальных групповых, коллективных интересов и носит свой вклад в социальную интеграцию предприятия; 2. Трудовые конфликты выполняют игральную функцию, вскрывая наиболее общие противоречия в жизни коллектива; 3. Может приводить к изменению социально психологического климата в коллективе и к сплоченности взаимоуважения; 4. Может преодолеть препятствие на пути экономического социального и духовного развития коллектива. Формы разрешения трудовых конфликтов: 1. Выступление на собрание коллектива; 2. Обращение в СМИ; 3. Обращение к вышестоящему производству; 4. Обращение за поддержкой к народным депутатам партиям, обращение в комиссию по трудовым спорам; 5. Проведение демонстрации; 6. Организация пикетов, забастовок. Основные пути разрешения трудовых конфликтов: 1. Наличие коллективного договора соглашение контракта, которые должны содержать права и обязанности договаривающихся сторон и в том числе при возникновении конфликтов; 2. Конфликтные вопросы могут рассматриваться в комиссиях под трудовым спором или народными судами; 3. Работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов отдельных отраслей с участием представителей руководства отраслей или правительство регионов; 4. Принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов работала елями и профсоюзами. Следующий вид межгруппового конфликта – это межэтнический конфликт представляют собой конфликт, происходящий между отдельными представителями социальными группами различных этносов двух или несколько этносов Межэтнический конфликт – это всегда борьба за контроль над материальными и духовными ресурсами. Это сложные трудно регулируемые конфликты многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания, они затрагивают бессознательное человека и поддержана сильному влиянию религии Причины межэтнических конфликтов: 1. Угроза насильственному разрушению привычному образу жизни материальной и духовной аудитории; 2. Форсированная языковая ассимиляция; 3. Разрушение культуры и норм религиозного свойства; 4. Социально экономический фактор действует во всех конфликтах, но его значимость различна, он может играть определяющую роль, быть одной из причин конфликта, отражать реальное социально экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп; 5. Политический фактор возрождение этичности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров, которые добиваются большей политической власти в центре и автономией на местном уровне. Основные пути разрешения межэтнических конфликтов: 1. Создание сети международных организаций; 2. Особой инфраструктурой, которая бы предотвращала и регулирована межэтническими конфликтами; 3. Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер регулирующего воздействия на межэтнический конфликт:
- тактические решения направлены на регулирование конфликта силовым и …путем;
- оперативные решения связаны с разными действиями, направлены на ограничение разрастание конфликта или на устранение последствий конфликта;
- стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов межнациональных отношений, на основе заблаговременного создания правовых политических экономических и социально психологических условия безболезненного решения проблем. Следующий вид межгрупповых конфликтов – это внутриполитические конфликты это борьба за политическое влияние в обществе и на международной арене, то есть столкновение противоположные общественных сил обусловленное разно направленными политическими целями и интересами Виды внутриполитического конфликта: 1. Борьба определенного слоя общества за определенный интерес; 2. Борьба за политическое господство. Пути преодоления внутриличностных конфликтов: 1. Социальное маневрирование, то есть перераспределение части общественного продукта в интересах оппозиции; 2. Политические маневрирование то есть выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами; 3. Политическое манипулирование, то есть целенаправленное воздействие на общественное сознание через СМИ; 4. Силовое давление, то есть установление чрезвычайного положения и открытой диктатуры.
Межгосударственные конфликты субъектами являются, государство происходит столкновение государственных интересов. Межгосударственные конфликты это продолжение внутренней политики государств участников. Одновременно локально и глобально влияют на международное отношение в целом. Виды межгосударственных конфликтов: 1. Конфликты идеологий различных общественно политических систем; 2. С целью политического господства в мире или в отдельном регионе отстаивании экономических интересов; 3. Территориальные конфликты. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов: 1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственной экономической политической культурной областях; 2. Строгое соблюдение странами и народами принципами мирного сосуществования; 3. Снижение уровня военного противостояния и усиление роли международным и межправительственных организаций. Тема: Управление конфликтами Управление конфликтами – это сознательная деятельность по отношению к конфликту осуществляемая на всех этапах возникновения развития и завершения, как самими участниками конфликта, так и третьей стороной это целенаправленное обусловленная законами воздействия на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной сферы, к которой имеет отношение данных конфликт. Управление конфликтами включают в себя следующие виды деятельности: 1. Профилактика конфликта заключается в такой организации жизнедеятельности, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликта; 2. Прогнозирование — это один из важнейших видов деятельности, которая направлена на выявления причин конфликта потенциальным развитием. Источники прогнозирования конфликта это изучение объективных и субъективных условий взаимодействия между людьми их индивидуально психологических особенностей; 3. Предупреждение конфликта – это вид деятельности направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение основывается на прогнозировании, когда на основе полученной информации принимаются активные действия по нейтрализации…; 4. Стимулирование конфликтов – это вид деятельности направленных на провокацию на вызов конфликта; 5. Регулирование конфликта – вид деятельности направленный на ослабление и ограничения конфликта в сторону разрешения. 3 этапа регулирования: 1. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами; 2. Достижения соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдения установленных норм и правил установленного взаимодействия; 3. Создание соответствующих органов рабочих групп по урегулированию конфликтного взаимодействия. Разрешение конфликта оно может быть полное, то есть устранение всех причин предмета конфликта и конфликтной ситуации в целом и не полное разрешение, то есть устранение не всех причин, причем не полное разрешение может быть этапом на пути к полному разрешению Объективно управленческие условия предупреждения конфликта: 1. Создание благоприятных условий для жизни деятельности работников организации; 2. Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе организации; 3. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешение типичных перед конфликтной ситуацией.
Социально психологические условия профилактики конфликта: 1. Поддержание в ходе взаимодействия баланса людей; 2. Баланс взаимозависимости в решениях и действиях; 3. Соблюдение баланса взаимных услуг; 4. Поддержание баланса ущерба, то есть не население ущерба окружающим в процессе взаимодействия друг с другом; 5. Сбалансированность самооценки и внешней среды. Тема: Теория и практика разрешения конфликта Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников направленная на прекращения взаимодействия и решение проблемы которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они существуют для решения конфликта необходимо изменение самих конфликтов или хотя бы одного из них, их позиции (оппонентов) которые оттачиваются в конфликте. Часть решения конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к объекту или друг другу.
Существуют 2 стиля при решении конфликта: 1. Мягкий 2. Жесткий Оппоненты могут придерживаться к той или иной стратегии или комбинировать. Мягкая линия подчеркивает создание и сохранение отношений.
Жесткая линия – утверждение своего собственного видения данной проблемы. Мягкий подход: 1. Участники друзья; 2. Цель соглашения; 3. Делать уступки для культивирования отношений; 4. Доверять другим; 5. Легко менять свои позиции; 6. Делать предложение; 7. Допускать односторонним потери ради соглашения; 8. Искать единственный ответ, на который пойдет оппонент другая сторона; 9. Настаивать на соглашении. Жесткий подход: 1. Участники противники; 2. Цель победа; 3. Требовать уступки в качестве условия продолжения отношений; 4. Не доверять; 5. Твердо придерживаться своей позиции; 6. Угрожать; 7. Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашения; 8. Искать единственный ответ тот, который примите вы; 9. Настаивать на своей позиции. Разрешение конфликта может быть сведено к 4 пунктам: 1. Люди; 2. Интересы; 3. Варианты; 4. Критерии. Люди. Основы полагающие реальностью конфликта является то, что в конфликте участвуют люди партнеры с обеих сторон обладают эмоциями привержены определенным ценностям имеют различные ценностные основания и взгляды. Неспособность восприимчиво относится к оппоненту как к личности, может катастрофически отразиться на человеческих отношениях и на разрешение данного конфликта в частности. 3 основные категории: 1. Восприятие, то есть образ мысли мышление оппонента на самом деле и есть проблема конфликта. Сам конфликт происходит, потому что в принципе он образовался в мышлении человека. Как бы вы не обращались к объективным факторам, в конечном счете, именно реальность в том виде в каком его видео каждая из сторон составляет проблему и содержание конфликта. Способность видеть ситуацию, такой как она, представляется другой стороне один из основных факторов конструктивного разрешения конфликта. 2. Эмоции. Могут оказаться важнее самого конфликта, люди больше готовы к борьбе, чем к сотрудничеству и эмоции могут завести конфликт в тупик. В конфликте следует обнаруживать свои эмоции и признавать их законными, то есть другими словами выпустить пар, то есть снимается психологические напряжение и человек готов к обсуждению проблемы. 3. Общение.
Приемы эффективного общения: 1. Внимательно слушать и показывать, что вы слышите; 2. Говорить так чтобы вас поняли; 3. Говорить о себе а не об оппоненте.